Киевский укрепрайон 1928 1941 из во волынь. Линия Сталина и подготовка партизанской войны. ДОТы Киевского укрепрайона: как добраться

Киевский укрепрайон – это уникальная полоса оборонительных сооружений возведенная с 1929 по 1941 гг, состоящая в основном из ДОТов – (долговременных огневых точек) некоторые из которых сохранились в почти первозданном виде. Поражает объем работ, которые были выполнены при создании этого гигантского бетонного пояса, особенно если принимать во внимание то, что все возводилось в условиях строжайшей секретности и при помощи живой рабочей силы и гужевого транспорта – техники тогда в СССР было еще очень мало.

Протяженность сооружений 85 км, за один день объехать и посетить все объекты не реально, поэтому маршрут разбит на несколько частей. Итак, Часть 1:

Старт маршрута возле метро Выдубичи. Так как все точки нашего проката расположены возле станций метро, вы можете захватить с собой чехол для велосипеда и доехать до Выдубичей на метро, хотя можно и педали покрутить, не так уж и далеко.

Пункт1 На Столичном шоссе, после развязки с кольцевой дорогой, по левой стороне есть заезд на Жуков остров именно здесь очень хорошо видны фрагменты секретных некогда объектов, так называемого «Сталинского метро». На самом деле это железнодорожные туннели, которые должны были соединять берега Днепра, с целью защиты железнодорожных сообщений от вражеских бомбежек. Мост восстанавливать крайне тяжело в условиях войны, а вот туннели это идеальное решение проблемы. Этот объект возводился параллельно с ДОТами укрепрайона и имел такое же стратегическое значение. Сохранилось 4 фрагмента этих туннелей. Самый большой и загадочный – на Жуковом острове. Ходят различные легенды про скрытые в туннеле бронепоезда и заминированные объекты. Видео о туннелях можно посмотреть

Вдоль села Чапаевка двигаемся в Конча-Заспу. Очень необычное название этого исторического места имеет 2 возможных объяснения: 1) Здесь находился форпост времен Киевской Руси, так называемый «конец засыпи» — край оборонного вала, который примыкали к Днепру 2) именно фразой «кончай заспать» т.е. «хватит спать» дружинники будили друг друга при приближении татар.

Пункт 2 По правой стороне шоссе есть въезд в лес, свернув, двигаемся по асфальтированной дороге и по правой стороне находим еще один поворот прямо в лес. Там одна дорожка, она ведет через мостик, к заветному озеру.

Благодаря усилиям местных жителей на эту сторону озера можно добраться только пешком или на двухколесном транспорте. Что очень приятно, так как еще 2 года назад из-за обилия машин в хорошую погоду совершенно не было места на пляже.

Судя по всему это озеро образовалось после добычи песка земснарядом. Видимость в воде просто потрясающая на 2-3 метра! Вода даже на ощупь очень приятная. Вот такие вот чудеса, черта города, а вода как в заповеднике. Только чур никому про это озеро!

Фото: ДОТ№127 расположился в самом живописном месте (РБК-Украина)

Сегодня "городских сталкеров" и просто любителей истории Киева привлекают железобетонные "памятники" Второй мировой войны – ДОТы Киевского укрепрайона

Еще в 1928 году в СССР началось сооружение фортификационной линии обороны – так называемая "Линия Сталина". Специальные укрепительные районы пролегали от Карельского перешейка до берегов Черного моря. При этом наибольшим считался именно Киевский укрепрайон (КиУР), растянувшийся почти на 85 км с севера на юг и охвативший Киев полукольцом вдоль правого берега Днепра. Глубина оборонительной полосы достигала 5 км.

Киевский укрперайон был создан в 1928-1937 гг. Внутри этой оборонительной линии вырыли около 30 км противотанковых рвов, построили 750 дотов, заложили 15 км минных полей. Также было построено 217 ДОТов (долговременные огневые точки).

Именно южный укрперайон с июля по 19 сентября 1941 года (дата, когда немцы вошли в Киев ) служил основой обороны украинской столицы. Однако ДОТы и минные поля так и не смогли удержать наступление оккупантов, которые обошли линию обороны и ударили с тыла.

ДОТы Киевского укрепрайона: Как добраться и отыскать

Фото: На маршруте можно увидеть указатели (РБК-Украина)

Конечно, большая часть огневых точек разрушена и представляет собой груды бетона и ржавого металла. И все же чуть больше 80 ДОТов находятся в более-менее нормальном состоянии.

При этом расположены они вокруг Киева и добраться до них труда не составит.

Кроме того, в свободном доступе можно найти карты Киевского укрепрайона. Правда, очень часто исследователи пользуются разной нумерацией ДОТов.

Силами добровольцев некоторые ДОТы отреставрировали и сделали из них мини-музеи. К примеру, реконструкцией огневых точек за свой счет занимается киевский историко-патриотический клуб "Поиск". Однако оставшиеся сооружения линии обороны Киева не украшают собой путеводители. Да и многие киевляне не знают о их существовании.

Бывалые "ходоки" по интересным местам Киева советуют пользоваться картой, составленной в 2004 году все той же командой "Пошук" - она считается наиболее детальной.

Фото: Карта Киевского укрепрайона с указанными на ней ДОТами (poshyk.com.ua). Чтобы увеличить, кликните по картинке

Также следует отметить, что некоторые ДОТы отыскать будет сложно – возле них нет никаких указателей. Поэтому исследователи советуют воспользоваться картой с координатами каждой отдельной огневой точки. Так, есть достаточно подробная карта с координатами, просмотреть которую можно (ДОТы отмечены как Pillbox).

Один из наиболее популярных маршрутов (на его пути можно рассмотреть много хорошо сохранившихся ДОТов) – от села Вита-Почтовая до Ходосовки.

Открывает познавательную прогулку пулеметный ДОТ №181 (координаты), построенный в 1929-1930 годах. Он имеет статус мемориала. Однако сильно разрушен и, если честно, не впечатляет. Поэтому лучше здесь не останавливаться, а ехать сразу в Виту-Почтовую к ДОТу №180 (координаты).

Сегодня в бывшей огневой точке №180 расположен музей. А когда-то один из местных жителей обустроил здесь погреб.

За музеем ухаживает Ветеран вооруженных сил Токарь Анатолий Александрович, который проживает в Вите-Почтовой, и с 10:00 до 19:00 может провести небольшую экскурсию по огневой точке. Номер телефона Анатолия указан на двери ДОТа.

Фото: ДОТ №180 – сегодня здесь обустроили музей (РБК-Украина)

Фото: Вход в 180-й ДОТ (РБК-Украина)

Фото: Внутри музея – небольшая экспозиция боеприпасов и орудий (wikimapia.org ©Igor Chernoknizhniy)

Толщина стен железобетонных ДОТов достигала 150 сантиметров. Наиболее распространенными были одноэтажные трехамбразурные ДОТы типа "М" (малые), предназначенные для ведения фронтального огня. Из-за небольшого размера такого ДОТа гарнизон (составлял 5-16 человек во главе с лейтенантом) мог находится в нем только во время боя: здесь не было жилого помещения, да и больших запасов боеприпасов тоже.

Еще один тип ДОТов – тип "Б" (большие). Здесь уже могло разместить несколько боевых казематов, а на нижнем подземном этаже размещались склады оружия, провизии.

Для ведения бокового огня строились 1-2 пулеметные ДОТы, по своей конструкции – капониры и полукапониры.

В большинстве ДОТов была своя автономная система водоснабжения (артезианские скважины). Гарнизоны в таких боевых точках должны были удерживать свой рубеж в течение 7-10 дней. Ожидалось, что за это время к бойцам успеет подойти резерв, усилить оборону и начать наступление.

ДОТ №211 – "Здесь в 1941 году стояли на смерть воины-артиллеристы младшего лейтенанта А.М. Федорака"

Фото: Один из входов ДОТа №211 (РБК-Украина)

Фото: "Командир артиллерийского взвода 737-го стрелкового полка 206-й дивизии младший лейтенант Ануфрий Михайлович Федорак, выставив свои орудия на прямую наводку, в упор расстреливал наступавших фашистов. Когда расчет одного из орудий выбыл из строя, командир взвода сам стал к орудию и вел огонь, пока не был сражен осколком вражеской мины" - отрывок из книги "Так начиналась война", И. Баграмян (РБК-Украина)

Находится в пешей доступности от 180-го ДОТа.

Здесь следует отметить, что на некоторых картах 211-й ДОТ (координаты) отмечают под номером 179 или 100. Хотя в действительности 179-й расположен по другую сторону от трассы. Почему возникла такая путаница? Скорее всего, причина банальна – некоторые исследователи перепутали левую сторону с правой.

211-й построен по индивидуальному проекту в 1930 году. Кстати, по индивидуальным проектам было построено четыре ДОТа типа "Мина", которые представляли собой группу дотов, соединенных между собой подземными галереями.

Фото: С нумерацией возникла настоящая путаница. 211-й и 179-й ДОТы часто путают, но они расположены по разные стороны от трассы Киев-Одесса (РБК-Украина)

Фото: И уж точно это не ДОТ под №100 (РБК-Украина)

Фото: "Главный" вход в ДОТ №211 (РБК-Украина)

ДОТ №211 имеет три входа и многие "любители приключений", вооружившись фонариками, могут спокойно лазить по этим проходам.

Один из входов находится в метрах ста от моста через трассу и поворота на село Круглик. Ориентир – скульптура из артиллерийских снарядов.

Фото: Монумент из снарядов – один из ориентиров 211 ДОТа (РБК-Украина)

ДОТ имеет разветвленную систему тоннелей и лазов протяженностью 227 м, глубиной залегания - 7 м.

Огневая точка была рассчитана на 11 человек гарнизона ДВС и 35 человек личного состава наблюдательного пункта. В 1941 году во время наступления немецких войск на Киев ДОТ удерживал этот рубеж 73 дня.

Фото: Спускаясь в тоннели ДОТа, обязательно возьмите с собой фонарик (РБК-Украина)

Фото: Тоннели ДОТа №211 (РБК-Украина)

Фото: Указатели в ДОТе №211 (РБК-Украина)

Фото: Силами любителей истории ДОТ расчистили и сделали безопаснее (РБК-Украина)

Многим ДОТам был присущ ряд существенных недостатков . Так, амбразуры ДОТов имели достаточно примитивное устройство и не могли защитить гарнизоны при обстреле из автоматического оружия или огнеметов. Толщина бронезаслонок оказалась недостаточной, чтобы выдержать попадание 37-мм бронебойного снаряда. Заслонки бронеколпаков имели слабое крепление. Толщина выступления направляющей составляла всего 30 мм, поэтому при прямом попадании бронезаслонками выбивало вместе с направляющей.

Фото: Один из обзорных пунктов 211-го ДОТа (РБК-Украина)

Кроме того, большинство ДОТов были лишены возможности кругового обстрела, в связи с чем поддержать контратаку при захвате противником участки обороны было сложно, последний мог обойти ДОТ с фланга.

Эффективность огня на близких дистанциях значительно падала из-за отсутствия надлежащего осмотра. Как результат, саперы противника практически без проблем могли вплотную подойти к огневой точке.

К сожалению, многие ДОТы стали братскими могилами, а не надежными местами защиты.

Фото: А вот над входом в ДОТ указан №179 (РБК-Украина)

Посмотрев 211 ДОТ, переходим мост и идем в сторону Круглика. В пешей доступности (буквально 10 минут) находится 179-й ДОТ (координаты).

И вновь неточности нумерации. На табличке рядом указано, что это ДОТ №178. При этом на многих картах Киевского укрепрайона видим, что 178 дот полностью разрушен, а вот 179 – цел.

Фото: На табличке указано, что ДОТ – двухэтажный типа "Б". Толщина стен – 150 см, покрытия – 110 см. Выдерживал прямое попадание снаряда калибром 203 мм. Основное вооружение – 4 пулемета "Максим" калибра 7,62 мм. Гарнизон – 15-18 бойцов.

Фото: Такая вот советская символика украшает каждый ДОТ (РБК-Украина)

Фото: Сегодня ДОТ затоплен (РБК-Украина)

Фото: ДОТ №179/178 (РБК-Украина)

Фото: Спуститься в ДОТ может каждый (РБК-Украина)

Просмотрев эти ДОТы, возвращайтесь к трассе и садитесь на маршрутку в сторону Круглика или Кременища. Если у вас есть свободное время и сильное желание прогуляться, можно отправиться в путь пешком и посмотреть по дороге еще несколько ДОТов. Однако следует предупредить, что особо интересных огневых точек на этом отрезке пути не будет – многие из них разбомблены, поросли бурьяном или превратились в несанкционированные мусорные свалки.

Фото: ДОТ №176 полностью разрушен, координаты (РБК-Украина)

Фото: Опоры недостроенного моста (РБК-Украина)


Фото: Вид с него открывается потрясающий (РБК-Украина)

Здесь должны были пересекаться две железные дороги. Одна, шедшая вдоль КиУРа, другая – от урочища Серяков от тоннеля "сталинского метро" у южного Пирогова. В 1939 году КиУР "законсервировали". А остатки виадука остались, под ним должна была проходить ветка железной дороги "сталинского метро" в южном направлении.

Единственный сохранившийся цельнометаллический ДОТ №131

Многие ДОТы представляют собой стандартные железобетонные сооружения. Правда, система галерей повсюду разная.

Наиболее интересный ДОТ находится именно в селе Кременище под №131 (координаты). Считается единственным сохранившимся цельнометаллическим ДОТом. Он хорошо сохранился и сегодня расчищен.

Фото: Разрыв снаряда в ДОТе (РБК-Украина)

Фото: Заслонка внутри ДОТа (РБК-Украина)

Фото: По глубоким бороздам в металле можно только догадаться, насколько активно отстреливались бойцы (РБК-Украина)

Фото: Следы от пули на ДОТе №131 (РБК-Украина)

Рядом с ДОТом установлен мемориальный знак, где указано, что все 11 бойцов, защищавшие здесь границы Киева в 1941 году, погибли.

Добраться до Кременища можно двумя путями: от метро "Лыбедская" до Круглика и пройти пешком, или отправиться прямиком на маршрутке до Кременища.

ДОТ №127 – самая живописная огневая точка

"Маршрут ДОТов" Вита-Почтовая – Ходосовка завершается наиболее живописной огневой точкой №127 (координаты).

Двухэтажный ДОТ типа "Б" расположен прям посреди пруда и он также более-менее неплохо сохранился. Был построен в 1930-1931 гг.

Кстати, недалеко от пруда в Ходосовке расположены еще два ДОТа типа "М"- №128 (координаты) и №129 (координаты).

Фото: ДОТ №129, построен в 1931-1933 гг. (РБК-Украина)

ДОТы Киевского укрепрайона: как добраться

Конечно же, каждый может самостоятельно проложить свой маршрут изучения ДОТов Киевского укрперайона. Советуем воспользоваться вот этими исследованиями .

Добраться к основным огневым точкам южного участка труда не составит. До Виты-Почтовой можно доехать от метро "Лыбедская" или "Дружбы Народов" (к примеру, маршрутка №801). У трассы "словить" маршрутку в сторону Круглика или Кременища. Также можно начать исследовать ДОТы от Ходосовки. Сюда едут маршрутки от метро "Выдубычи".

После Первой Мировой Войны во многих странах началось сооружение фортификационных линий обороны. СССР начал строительство "Линии Сталина", состоявшей из десятков укрепрайонов. Наибольшим из них был Киевский, построенный в 1928-1937 гг. Он включал около 300 железобетонных пулеметных и артиллерийских ДОТов.

На данный момент в более-менее нормальном состоянии находится возле 85 ДОТов. Все они размещены вокруг Киева и добраться до них можно даже на городских маршрутках. Около многих дотов есть таблички с номерами, но большинство исследователей использует другую нумерацию. Наиболее полная карта ДОТов была составлена в 2004 году, используйте ее.


Наш маршрут. Красные линии - на маршрутках, зеленые - пешком. Точки на карте можно посмотреть .


Исследованием и реконструкцией ДОТов занимается киевский историко-патриотический клуб "Поиск " (их страничка на Facebook). Это неправительственная организация, которая производит все восстановительные и ремонтные работы за свой счет и руками небезразличных людей. В момент нашей прогулки мы встретили ребят, которые занимались восстановлением ДОТа №152 (Wikimapia). На базе ДОТа планируется открыть музей.


Такой музей уже был открыт в ДОТе №180 (Wikimapia). Ранее в нем был погреб местного жителя.


На этом информационном плакате описан один из самых больших ДОТов - №205 (Wikimapia). Общая длина галерей - 358 метров. В данный момент ДОТ полузатоплен и проводится его расчистка. В ДОТе также планируется музей, и когда это произойдет, то этот объект станет обязательным для посещения.


Найти доты довольно сложно, никаких указателей на них нет. Наилучшим вариантом будет поиск координат в Google по номеру дота. На карте внизу обозначен ДОТ №211, который также довольно большой, интересный и построен по индивидуальному проекту (Wikimapia). Выходить надо на остановке Вита Почтовая, возле моста через трассу и поворота на Круглик. Обратная остановка - с другой стороны дороги. ДОТ справа от трассы, метрах в 100. Вы найдете его по табличке "ДОТ №100", которая неверна, и по монументу из артиллерийских снарядов.


Есть три входа в ДОТ, первый - в виде дыры в земле. Мы не полезли в нее и, обойдя холм, нашли два других входа, один из которых довольно хорошо расчищен.


Для посещения вам обязательно понадобятся хороший фонарик и желательно не слишком нарядная одежда. Хотя мы были аккуратны и нисколько не испачкались.


С другой стороны трассы возле дороги на Круглик расположен ДОТ №179 (Wikimapia). Он обычный снаружи, но зато отлично сохранившийся и двухэтажный.


Возле Одесской трассы расположен еще один ДОТ - №210 (Wikimapia). Он обычный, хотя и взорван, и к нему можно подойти по красивой березовой аллее. Выходить возле красного памятного знака возле дороги (попросите водителя остановить около "Кургана" ДОТа №210).


Большинство ДОТов "стандартные". Нам же были наиболее интересны необычные сооружения. Такие, как единственный сохранившийся цельнометаллический ДОТ №131 (Wikimapia). Он расположен в селе Кременище, доехать можно на маршрутке на Круглик от метро Лыбедская и потом пройти пешком, либо проехать на маршрутке до Кременища. Само сооружение находится за черным металлическим забором. Сейчас ДОТ расчищен, хотя иногда бывает немного затоплен, будьте внимательны. Вход внизу, наверх в дот можно подняться по железной лестнице.


В селе Круглик недалеко от ныне восстанавливаемого ДОТа №152 в лесу расположен ДОТ №151 (Wikimapia). Дорога к ДОТу идет через небольшую свалку. В ДОТе интересный длинный вход-туннель и массивные двери в основную комнату.


Один из самых живописных ДОТов расположен посреди пруда возле села Ходосовка. Это ДОТ №127 (Wikimapia). Доехать можно от метро Выдубичи на маршрутке №738 (№735) "Выдубичи - Ходосовка/Подгорцы". Попросите водителя высадить около пляжа и ДОТа на озере.


От Круглика до Ходосовки мы прошли пешком, найдя по дороге еще несколько ДОТов и остатки недостроенной узкоколейки 1914-15 гг. (Wikimapia)

Как добраться: Чтобы посмотреть основные ДОТы южного участка, необходимо ехать по Одесской трассе. От железнодорожного вокзала это маршрутка №726 на Калиновку. От метро Лыбедская - маршрутка в сторону Виты-Почтовой (например, №801) или до Круглика, только чтобы шла через Виту-Почтовую.

Пешеходный маршрут на день (на карте в начале статьи) - едем на маршрутке до ДОТа №210 (хотя можно его и пропустить), далее также на маршрутке до 211, идем пешком до 180, возвращаемся к трассе и по мосту переходим дорогу, далее идем в сторону Круглика, смотрим 179. Тут можно сесть на маршрутку до Круглика или Кременища или пойти пешком (5 км), посмотрев по дороге 154. В Круглике смотрим 152, 151. Идем в сторону Кременища до 131. Далее необходимо идти в сторону Ходосовки через лес и смотреть 128, 129 и 127. Если вы не знаете, как идти, лучше вернуться на маршрутке в Киев из Кременища. А к 127 приехать на машрутке от метро Выдубичи, как описано выше.

при отступлении не пожалели взрывчатки солдаты - эта стена была изначально... потолком



в качестве каркаса были использованы не только куски арматуры высокой прочности, но и рельсы


так выглядит пулеметное гнездо изнутри остова ДОТа



а этот красавец частично стоит во дворе одного из жителей села. Хозяина дома не было и пришлось долго уламывать его родственника, чтобы пройти внутрь. Раньше "хозяин" хранил там картошку, но уже давно отказался от этой затеи - вход неудобный



входная дверь-решетка не родная, но тоже очень старая



внутри уцелел лафет для пулемета - большая удача!



также имеются крепления с пружинами для радиостанции



дверь в основное помещение со следами подрыва и пулевых отверстий



командирский ДОТ - отсюда велось наблюдение и корректировка огня. Но он также принял бой и все его бойцы погибли в сражении с вражеской армией



вход в наблюдательную башню



задвижки до сих пор работают


Александру повезло - рядом с ДОТом нашел хвост разорвавшейся мины


то, что осталось от мемориала - латунную доску украли охотники за цветметом...


большой ДОТ, построенный по методу метро прямо в холме. Один из немногих, который выстоял под натиском вражеского натиска - немцы просто не смогли подогнать к нему тяжелую технику - не позволяло расположение


внутри затопленые грунтовыми водами туннели - идти туда нельзя без специальной резиновой обуви


очередной вход в очередной ДОТ, который пережил не одно "посещение" молодежи:(



кстати, на каждом укреплении есть символика СССР


ребята немного в шоке, когда я первым опускался на первый, подземный этаж. А что у меня тогда было в голове, лучше не спрашивайте:)



это железо помнит оружие и экипировку, которое на него вешали...


этот двухъярусный ДОТ был взорван при отступлении


группа "Поиск" хочет взять на память кусочек арматуры из плиты ДОТа. Попытка провалилась:)


Вход в дот, сверху которого в советские времена построили домик сторожа водокачки. Домик уже полуразрушен. ДОТ все еще стоит. Постройка приблизительно 1905 года


спуск на первый этаж, который затоплен грунтовыми водами. По легенде там есть пушка царских времен



А вот и лафет от пушки образца 1905 года. Очень большая редкость



это отверстие справа - для стреляных гильз. При попытке найти из в подвале энтузиастов ждало разочарование... похоже, их забрали еще очень давно, возможно, сразу после войны


привал в районе недостроеной железной дороги - справа видны колонны-подпорки, по ним предполагалось надземное движение поезда, который бы доставлял необходимые ресурсы армии. Проект не был завершен по причине вступления армии фашистской Германии в Киевсую Область.
На среднем плане слева - Александр Зубко, фотограф журнала "Эксперт", общается с группой "Поиск". Кстати, это Александр пригласил меня в этот увлекательный тур по КУР. Спасибо ему


памятник возле одного из уцелевших ДОТов, выполненых из металла. Не уцелели только его солдаты...


Вход сохранился в первозданном виде, хотя деревянную часть, похоже, в середине восьмидесятых все же поменяли


Следы взрывчатки, которая заставила ДОТ замолчать. Можете представить себе мощность заряда, если была пробита металлическая плита толщиной в 3-4 сантиметра...
Одна граната такой урон не может нанести, возможно, это была связка гранат или взрывчатка большого размера


Задвижка в бойнице все еще приводится в действие одним движением руки


А это знаменитый ДОТ на воде, который вел "кинжальный", т.е. боковой огонь по движущейся технике и пехоте противника. Солдаты, принявшие бой, нанесли ощутимый урон неприятельской армии


А теперь это живописная часть сельского пейзажа, к которой давно привыкли местные рыбаки



Вход в наш последний ДОТ, уже под вечер. Собравшись с силами и покружив вокруг него, мы спустились в его безмолвные коридоры и комнаты.
Наши историки рассказывают, что во время раскопок при входе в ДОТ нашли останки солдата. Предположительно, это был один и солдат, который был тяжело ранен во время обороны. Ночью его выволокли из ДОТА, и закопали при входе на "медицинскую" глубину, 40-50 см. Война...


Внутри сохранился лафет для пулемета. И следы пребывания современного homo sapiens... Только вот в целесообразности второго слова позвольте усомниться:(



Вот так выглядит выход из ДОТа сейчас



Работники общества "Поиск" фотографируют следы подрыва антенны ДОТа немецкой гранатой. Это был отработанный метод по выведению из строя рации наших воинов, к сожалению, иного конструктивного решения на тот момент не существовало. С другой стороны, немецкому солдату нужно было еще забраться на крышу ДОТа. Без тяжелой вспомогательной техники это было практически невозможно


Место, где разорвалась немецкая граната. Внутренняя антенна полностью вышла из строя


Слева можно увидеть след от бронированной плиты, с фронтальной части укрепления, сейчас там осталась крепежная арматура. "Поисковцы" поведали об одном из своих знакомых, который снял броню и сейчас она ему служит для мирных целей в его огороде



А за это фото объявляется благодарность Алексею Зубко, журнал "Эксперт"

Историческая справка: Киевский укрепрайон (сокращенно КиУР) создавался в течение 1929-1935 годов. Первым комендантом КиУР был П.Е. Княгицкий. КиУР охватывал Киев полукольцом, опираясь флангами на р. Днепр. Его первая полоса проходила на севере и западе от сел Бирки и Демидов вдоль правого берега р. Ирпень (естественного противотанкового рубежа) до с. Белогородки, дальше поворачивала на юго-восток к с. Тарасовка, Юровка, Кременище, Мрыги. На юге часть дотов была вписана в остатки древнего "Змиевого вала".
Более подробную информацию можно найти здесь.

11 июля 1941 года немецкие войска вышли на подступы к Киеву – примерно там, где сейчас находится пост ГАИ на Житомирской трассе. Так начиналась битва за Киев. В один из выходных мы с друзьями из Open Club проехали по сохранившимя до нашего времени оборонительным сооружениям юго-западного участка Киевского укрепрайона.

Немного истории

Третья линия обороны Киева начинается в районе Кончи-Заспы, проходит через села Вита Почтовая, Юриевка, Белогородка, затем пересекает Житомирское шоссе и далее, в районе Лютежа, упирается в Днепр, опоясывая, таким образом, Киев полукругом. Общая протяженность укрепрайона превышает 80 км.

Создание Киевского укрепрайона было начато в 1928 году. Было построено более 250 ДОТов, призванных защитить город от наступления противника с запада. Несмотря на катастрофическую ситуацию, в которую попали войска Красной Армии в 1941 году, Киевский укрепрайон свою миссию выполнил: немецкие войска почти 3 месяца штурмовали Киевский укрепрайон, но преодолеть линию обороны города так и не сумели.

Фрагменты оборонительных сооружений Киевского укрепрайона сохранилсь по сегодняшний день: интересующиеся историей знают, где расположены уцелевшие ДОТы. А рядом с ними все еще заметны окопы и огневые точки, выкопанные 70 лет тому назад.

Киевский укрепрайон чем-то притягивает меня. Я уже не раз ездил туда на велосипеде, на машине, на мотоцикле. Для меня было большим удовольствием показать самые интересные места укрепрайона моим друзьям из Open Club. Взяв одежду, которую не жаль выпачкать, налобные фонарики, перчатки и термос с чаем, мы отправились в поездку.

Мемориал воинам Киевского Укрепрайона

Первой точкой нашей экскурсии был мемориал, построенный недалеко от поселка Конча-Заспа. Конечно, никаких указателей с дороги на него нет, и если не знать, где точное расположение, то и не найдешь ничего.

Сам мемориал вряд ли можно назвать выдающимся объектом, но зато рядом в лесу можно найти несколько сохранившихся ДОТов: ДОТ №104 «Стойкий» и ДОТ №107 «Упорный». Вот что удалось найти об этих точках в интернете:

«Район 107-по оборонял небольшой отряд прикрытия наших бойцов, когда основные силы советских подразделений начали отходить севернее - пытаясь закрепиться на линии высот у современного посёлка Конча-Заспа. Пока немецкая пехота атаковала позиции на высотке у ДОТ № 107 с юга и юго-востока - отряд прикрытия держался. А вот удара немецкой штурмовой группы, со стороны болота с запада, во фланг линии УРовских траншей, - не выдержали. Оборона рухнула. Все наши раненые были добиты выстрелами в голову».

50°17"13"N, 30°34"12"E

ДОТ №131, с. Кременище

Затем мы поехали в село Кременище, где находится ДОТ №131. Этот ДОТ укрыт бронеколпаком. Можно попасть внутрь, залезть непосредственно под бронеколпак. В интернете пишут, что местные энтузиасты хотят сделать из этого ДОТа музей, однако пока никаких признаков музея нам обнаружить не удалось.

К слову сказать, рядом с ДОТ-ом №131 еще несколько разрушенных ДОТ-ов в лесу. Кому интересно – на Викимапии все они обозначены.

ДОТ №178, с. Круглик

В Круглике наверное с десяток ДОТ-ов. Мы остановились около ДОТ-а №178, который находится прямо около дороги.

ДОТ № 204, с. Юриевка

ДОТ №204 был коммандным пунктом комбата Кипоренко. Этот ДОТ легко найти – в селе около основной дороги установлены указатели.

ДОТ №204 имеет 2 бронеколпака. На них – следы попаданий снарядов немецкой пушки Pak-39. Внутри оборудован музей, но, конечно же, он был закрыт.

Дот №205, с. Юриевка

Рядом, на выезде из села Юриевка, находится знаменитый ДОТ №205 лейтенанта Ветрова. Этот ДОТ продержался в бою около двух недель, причем бойцы дважды отказывались покинуть ДОТ по приказу командования, продолжая оказывать сопротивление немецким частям. Наконец, получив письмо лично от командующего Киевским Военным Округом генерала Кирпоноса, гарнизон ДОТ-а №205 покинул позиции.

ДОТ №402, с. Белогородка

Финальной точной нашего маршрута был ДОТ №402 в селе Белогородка.

Пожалуй, это наиболее интересное сооружение всей линии обороны Киева. Многоярусный ДОТ №402 насчитывает три этажа и имеет протяженные подземные галлереи общей длиной более 500 метров.

Побывать в нем – отдельное удовольствие для любителей заброшенных военных объектов. А рядом с ДОТ-ом №402 в лесу – еще несколько взорванных ДОТ-ов: даже стоя рядом с ними, трудно представить себе ту невероятную силу, которая вырвала из земли и перевернула многотонные бетонные блоки...

P.S.

Пару лет назад я ездил в Финляндию, где побывал в музее, оборудованном в местном укррайоне времен Второй мировой войны. Я был удивлен – финский ДОТ находится в состоянии боевой готовности. Работает освещение, вентиляция, даже бронедвери – и те на месте, никто не догадался сдать их на метал. Внутри установлена противотанковая пушка, причем все органы управления смазаны и работают: ручки крутятся, пушка наводится на цель. Работает перископ. Хоть завтра в бой.

У нас, к сожалению, сохранением истории заботятся только энтузиасты военно-исторических клубов. Большинство ДОТов обрисованы и замусорены: все, что можно было снять и унести давно унесено.