Киевская русь в правление ярославичей. Борьба за киевский престол

Предварительный просмотр:

Тема урока «Преемники Ярослава Мудрого и борьба за Киевский престол»

Цель урока : познакомить учащихся с наследниками Ярослава Мудрого, новой системой княжеской власти (заложенной Любечским съездом), правлением Владимира Маномаха.

Задачи урока:

  1. обучать учащихся работать с первоисточником, развивать умение анализировать художественный текст;
  2. воспитывать у учащихся чувство патриотизма, национальной гордости и уважения к славным деяниям предков.
  3. прививать навыки самостоятельной поисково-исследовательской работы;
  4. развитие интереса и уважения к истории и культуре.

Важные даты :1097- съезд князей в Любече

1113-1125гг. -правления князя Владимира Мономаха в Киеве.

Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал.

План урока:

Организационный момент.

  1. Опрос.
  2. Изучение нового материала:
  1. Наследники Ярослава Мудрого.
  2. Любечский съезд.
  3. Правление Владимира Маномаха.
  1. Подведение итогов.
  2. Оценивание
  3. Домашнее задание.

Ход урока

Организационный момент

  1. Опрос. Беседа
  1. Назовите годы правления Ярослава Мудрого? (1019-1054)
  2. Как Ярослав Мудрый пришел к власти? (борьба за власть)
  3. Как развивалось Древнерусское государство в годы правления Ярослава Мудрого? (достигло наивысшего расцвета)
  4. Почему Мудрый? (за любовь к книжному учению)
  5. Чем прославился Ярослав Мудрый? («Русской правдой»)
  1. Изучение нового материала .(1 слайд)

В тетрадях записываем тему. Сегодня мы поговорим о наследниках Ярослава Мудрого, о борьбе за киевский престол, о правлении Владимира Мономаха.

1 . Наследники Ярослава Мудрого .(2 слайд)

Пятеро сыновей Ярослава Мудрого после его смерти получили уделы, то есть стали княжить в разных землях Древней Руси, которая считалась совместным владением княжеского рода. Старший сын, Изяслав, обрёл киевский престол, стал наследником отца. Святослав начал править в Чернигове, Всеволод — в Переяславле. Игорь и Вячеслав отправились на княжение во Владимир-Волынский и в Смоленск.

После Изяслава киевский престол должен был получить следующий по старшинству брат — Святослав, потом — Всеволод и так до конца поколения, после чего князем будет старший сын Изяслава.

Таким образом, наследование княжеств происходило не от отца к сыну — по вертикальной линии, а от старшего брата — к младшему, и только потом — к племянникам — как бы по горизонтали.

Такая система престолонаследия носит название лествица (лестница). Она установила порядок замещения княжеского стола и, казалось, предотвращала недовольство младших членов рода, которым в свой черёд предстояло княжить в Киеве.

Игорь и Вячеслав через несколько лет умерли, и правителями Руси стали три старших Ярославича — Изяслав, Святослав и Всеволод.

Умирая, Ярослав Мудрый завещал своим сыновьям:

«Имейте любовь между собой, потому что все вы — братья. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов, и будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим».

Вопрос: к чему призывал Ярослав Мудрый своих сыновей?

Поначалу наследники действовали сообща, но когда на Русь обрушилось нашествие кочевников - половцев, Ярославичи не смогли организовать отпор врагам. Киевляне требовали от князя выдать им оружие, но Изяслав не решился это сделать. Тогда киевляне разорили двор Изяслава, а казну — разграбили. Князь бежал в Польшу, а на киевский стол горожане возвели правнука Владимира — Всеслава. Начался период новых княжеских усобиц.

На следующий год Изяслав вернулся на Русь с польским войском. В страхе Всеслав бежал из Киева, и вновь разгорелась борьба.

В эти годы разрухи и разорения беды и несчастья обрушились на Русь. Половцы постоянно совершали стремительные набеги на русские земли.

Свидетельством бедствий, принесенных на Русь половцами, может служить фрагмент летописи:«... Опустели села наши и города наши... пожгли села и гумна, многие церкви сожгли огнем... земля замучена, одних ведут в плен, другие убиваемы бывают, горькую смерть приемля, другие трепещут, глядя на убиваемых, другие умирают от голода и жажды... города все опустели, села опустели; перейдем поля, где пасли стада коней, овец и волов, все пусто ныне; видим нивы заросшие, которые стали жилищем зверей...»

Желая укрепить православную веру, Ярославичи организовали причисление князей Бориса и Глеба к лику святых. Но успокоения не произошло. Напротив, теперь уже сами Ярославичи начали враждовать друг с другом. Святослав и Всеволод изгнали Изяслава из Киева, и тому вновь пришлось искать счастья на чужбине.

Вернулся он только после смерти Святослава, несколько лет прокняжившего в Киеве, и позднее погиб, сражаясь с родными племянниками, оставшимися без уделов.

Новым киевским князем стал последний к тому времени из Ярославичей — Всеволод.

Заложенная Ярославом Мудрым система престолонаследия не избавила Русь от княжеских усобиц. Единство Русской земли было поколеблено.

2. Любечский съезд.

После смерти Всеволода Ярославича киевский престол по праву занял его старший племянник — Святополк Изяславич. Он не блистал особыми талантами и не пользовался народной любовью. К тому времени династия Рюриковичей сильно разрослась. Она разделилась на несколько самостоятельных ветвей, и сохранять прежнюю систему власти сделалось невозможно. Одних князей оттесняли их более опытные и старшие сородичи, другие были недовольны своими уделами. Всё это создавало условия для новых усобиц и распрей.

Кончилось дело тем, что русские князья решили собраться все вместе, чтобы разрешить давние споры. С тех пор такие княжеские съезды стали на Руси традицией. Первый из них имел особое значение. (слайд 3)

В 1097 году в город Любеч съехались шесть князей во главе со Святополком Изяславичем. «В лето 1097. Пришли Святополк, и Владимир, и Давид Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира (между собой). И обращались к себе, говоря: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою... и на том целовали крест: если кто пойдет на кого (войной), то на того будем все...», и, принеся клятву, разошлись восвояси...» (слайд 4)

Вопросы:

  1. Объясните слова: «Пусть каждый держит отчину свою»
  2. Какие обязательства брали на себя князья, принявшие участие в съезде?
  3. Какое значение имел Любечский съезд князей?

(За каждой из ветвей княжеской династии съезд закрепил наследственные владения — о тчины, то есть отцовские владения. Киевский князь считался старшим. Он разбирал споры остальных князей, организовывал совместные военные походы. Любечский съезд заложил основу для раздела Русской земли между князьями Рюриковичами в соответствии с родовым принципом.)

3.Владимир Мономах. (слайд 5)

Среди русских князей выделялся внук Ярослава Мудрого- Владимир Мономах. Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125). Сын князя Всеволода Ярославича (прозван Мономахом по имени матери - дочери византийского императора Константина Мономаха).

Пока личность Мономаха для нас загадка. Попробуем себя в роли исследователей.

Сейчас вы получите текст для самостоятельного изучения. Ваша задача собрать как можно больше информации о Владимире Мономахе.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М.. 1988

«Мономах с ранней молодости стоял на стороже Русской земли, бился за нее с погаными, приобрел имя доброго страдальца (труженика) за всю русскую землю по преимуществу. В тот век народной юности богатырские подвиги Мономаха, его изумительная деятельность не могли не возбудить сильное сочувствие, особенно когда эти подвиги совершались на пользу земли. Большую часть жизни провел он вне дома, большую часть ночей проспал на сырой земле; одних дальних путешествий совершил он 83; дома и в дороге, на войне и на охоте делал все сам, не давал себе покою ни ночью, ни днем, ни в холод, ни в жар; до света поднимался он с постели, ходил к обедне, потом думал с дружиною, оправливал (судил) людей, ездил на охоту или так куда-нибудь, в полдень ложился спать и потом снова начинал ту же деятельность. Дитя своего века, Мономах сколько любил пробовать свою богатырскую силу на половцах, столько же любил ее пробовать и на диких зверях, был страстный охотник: диких коней в пущах вязал живыми своими руками; тур не раз метал его на рога, олень бодал, лось топтал ногами, вепрь на боку меч оторвал, медведь кусал, волк сваливал вместе с лошадью.»

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. М., 1982

«Владимир предстает перед нами живым человеком. Мы знаем не только то, как проводил он свой день, как организовывал порядок во дворце, как проверял караулы, как охотился, как молился или гадал на псалтыри. Мы знаем, что он бывал иногда и жесток: однажды вместе с половецкой ордой Читевичей (совсем как Олег «Гориславич») он взял Минск: «изьехахом город и не оставихом у него ни челядина, ни скотины». Он мог, как мы помним, конфисковать личное имущество побежденного соперника. Мономах был, несомненно, честолюбив и не гнушался никакими средствами для достижения высшей власти. Кроме того, как мы можем судить по его литературным произведениям, он был лицемерен и умел демагогически представить свои поступки в выгодном свете как современникам, так и потомкам.»

Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1998

«Сей государь щадил кровь людей; но знал, что вернейшее средство утвердить тишину есть быть грозным для внешних и внутренних правителей...

Успехи Мономахова оружия так прославили сего Великого князя на Востоке и Западе, что имя его, по выражению летописцев, гремело в мире, и страны соседственные трепетали онаго. Если верить новейшим повествователям, то Владимир ужасал и Греческую империю. Они рассказывают, что Великий князь, вспомнив знаменитые победы, одержанные его предками над греками, со многочисленным войском отправил Мстислава к Адрианополю и завоевал Фракию; что устрашенный Алексей Комнин прислал в Киев дары: крест животворящего дерева, чашу сердоликовую Августа Кесаря, венец, златую цепь Константина Мономаха, деда Владимирова; что Неофит, митрополит эфесский, вручил сии дары Великому князю, склонил его к миру, венчал в киевском соборном храме императорским венцом и провозгласил царем российским.

К сожалению, древние летописцы наши, рассказывая подробно воинские и церковные дела, едва упоминают о государственных или гражданских, коими Владимир украсил свое правление. Знаем только, что он, желая доставить народу все возможные удобности, сделал на Днепре мост; часто ездил в Ростовскую и Суздальскую землю, наследственную область Всеволодова дому, для хозяйственных распоряжений; выбрал прекрасное место на берегу Клязьмы, основал город, назвал его Владимиром Залесским, окружил валом и построил там церковь св. Спаса...»

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1995

«Владимир Мономах является в русской истории законодателем. Еще ранее, при детях Ярослава, в «Русскую Правду» вошли важные изменения и дополнения. ...При Мономахе на совете, призванном им и составленном из тысячских.., постановлено было несколько важных статей, клонившихся к ограждению благосостояния жителей. Ограничено произвольное взимание рез (процентов), которое при Святополке доходило до больших злоупотреблений... Кроме того, постановлен был дозволенный процент... Законодательство Владимира Мономаха определило только три случая обращения в холопство: ...когда человек сам добровольно продавал себя в холопы или когда господин продавал его на основании прежних прав над ним. ...Принятие в супружество женщины рабского происхождения... Когда свободный человек без всякого договора сделается должностным лицом у частного человека...

Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета состояния художественной и литературной деятельности на Руси. В Киеве и в других городах воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью... К этому времени относится составление нашей первоначальной летописи. Во времена Мономаха, вероятно, было переведено многое из византийской литературы, как показывают уцелевшие рукописи...

Сухарев Ю. Владимир Мономах // Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 1.М., 1995

«...Став Великим князем в 60лет, Владимир Всеволодович показал себя мудрым государственным деятелем и законодателем... Используя накопленные для борьбы с кочевниками огромные военные ресурсы, Мономах контролировал всю Русскую землю и правил ею как строгий, но мудрый государь. Владимир был милостив к мятежникам, но за повторную усобицу карал беспощадно. Его сыновья успешно воевали с соседями. На северо-западе Мстислав строил каменные крепости в Ладоге и Новгороде. На северо-востоке Юрий отражал нападения волжских булгар и благоустраивал Залесскую Русь — будущую Россию, заселяя ее, основывая новые города и закладывая первые белокаменные храмы нынешней владимирщины. Переяславский князь Ярополк, продолжая дело отца, ходил на половцев в 1116 и 1120 гг., после чего те бежали на Кавказ и в Венгрию. Он же присоединил к Руси вольные дунайские города. Полоцкая земля была полностью подчинена. С 1122 г. восстановились дружественные отношения с Византией...

Умер Владимир Мономах в 1125г., в возрасте 72 лет.» (слайд 6)

Вопрос: Что вы узнали о Владимире Мономахе?

Владимир Маномах пользовался огромным авторитетом на Руси .(слайд 7)

Великий князь киевский Святополк II (Святополк I носил прозвище Окаянный) не пользовался любовью у киевлян за свою подозрительность, жадность и неблагодарность. Поэтому, когда он умер, никто его особенно не оплакивал и в обход права старшинства выбрали на престол наиболее уважаемого ими князя Владимира Мономаха.

По праву старшинства престол должен был занять представитель Святославичей. Но не любили киевляне и сыновей третьего сына Ярослава — Святослава (их называли Святославичи). Слишком часто, добиваясь себе престола, приводили они на Русь половцев, слишком много пролилось русской крови по их вине.

И вот собрались все бояре Киева на совет и порешили, что княжить должен только Владимир. «Ступай, князь, на стол отцовский и дедовский», — говорили ему послы. Не желая новых раздоров, Владимир Мономах отказался. Но киевляне не принимали ни Святославичей, ни отказа Владимира. Так сел в 1113 году на золотой стол отца своего и деда Владимир Мономах. И было ему шестьдесят лет от роду .(слайд 8)

Политика Владимира Мономаха была направлена:

  1. на сохранение и укрепление единой власти в государстве;
  2. на борьбу с разделительными тенденциями других князей;
  3. на защиту от половцев;
  4. на реформирование внутренней жизни государства;

Он осуществил важнейшие преобразования в сфере права: вышла новая редакция «Русской Правды» («Устав Владимира Мономаха») (слайд 9)

За годы правления Мономаха на Руси установился порядок и покой.

Владимир Мономах желал чтобы его дети были достойными сынами своего отечества и написал им наказ. Родители часто дают наказы своим детям. Желая чтобы они поступали правильно по совести. Давайте познакомимся с фрагментом «Поучения» Владимира Мономаха(стр.65 )(слайд 10)

Вопрос:Что из «Поучения» князя полезно знать нашим современникам? (слайд 11)

Умер Владимир Мономах 19 мая 1125г . На 73 году жизни на реке Альте. В небольшом доме, который он построил для себя рядом с часовней на месте убийства святого Бориса. Похоронен в Киеве, в соборе Святой Софии.

Закрепление вопросы для беседы:

1. Каковы причины усобиц между Ярославичами?

2. В чем значение съезда князей в Любече?

3.Перечислите основные заслуги Владимира Мономаха.

IV. Оценивание.

V.Домашнее задание : § 9 вопросы и задания устно, № 5 письменно .(слайд 12)


1. Каковы были причины княжеских усобиц на Руси во второй половине XI века?

В Древнерусском государстве существовала чёткая система наследования великокняжеского престола, которую называли лествичной. Все сыновья Ярослава Мудрого получили уделы, тем ценнее, чем старше был сын. После смерти Ярослава его старший сын Изяслав стал великим князем киевским, а остальные сыновья получили новые уделы. После смерти старшего сына престол предполагалось передать его младшему брату, а остальных князей снова «передвинуть» – дать новые уделы на «ранг» выше предыдущих. Престол должен был переходить от брата к брату, а только после смерти самого младшего – старшему из внуков Ярослава Мудрого. При этом при каждой смене великого князя, остальные претенденты на этот титул «передвигались» по уделам, как бы восходили по лестнице к Киеву. Путаницы никакой не было, потому что все знали, кто из них старший, кто младший.

Стройная лествичная система была впервые нарушена по воле киевского вече, которое возвело на престола Всеслава Полоцкого по прозвищу Чародей, который вообще не был потомком Ярослава Мудрого. Но вече вмешивались в судьбу князей довольно редко. Главная причиной усобиц была та же, что у борьбы сыновей Владимира (да и Святослава) – у каждого из князей был свой удел, из которого он черпал ресурсы для борьбы, а главное, верная только ему дружина.

2. Охарактеризуйте последствия княжеских междоусобиц. Можно ли сказать, что в результате этой борьбы кто-то оказывался в выигрыше?

В ходе усобиц были разорены русские земли, причём многие – кочевниками-половцами. В результате на престоле оказался Владимир Мономах, потому можно сказать, что он выиграл. Но больше всего выиграли удельные центры. Борьба между наследниками Ярослава стала дорогой к периоду удельной раздробленности, который стал периодом расцвета этих самых удельных центров.

3. Раскройте значение съезда князей в Любече в 1097 году. Объясните, что нового было в решении съезда «Пусть каждый владеет отчиной своей».

На этом съезде была отменена лествичная система. Резолюция «пусть каждый владеет отчиной своей» означала, что теперь уделы и великокняжеский престол в Киеве должны были передаваться от отца старшему сыну, отменялось «восхождение» по уделам. Данное решение ускорило начало удельной раздробленности, потому что теперь у князей не было надежды на великокняжеский престол, и каждый стал укреплять своё княжество, превращаться его в самостоятельный центр.

4. Охарактеризуйте Владимира Мономаха как правителя.

Владимир Мономах был отличным полководцем (не даром его именем половецкие матери пугали детей, чтобы те не плакали). Он был справедливым в суде, справедливым и в государственных делах – не допускал злоупотреблений властью. При этом к управлению страной он совсем не рвался – его призвало киевское боярство.

5*. Некоторые историки полагают, что усобицы были обычным для того времени явлением. Согласны ли вы с этим утверждением? Выскажите свою точку зрения. В каких случаях и благодаря чему удавалось прекращать усобицы? Приведите примеры.

Усобицы действительно были неизбежны, когда своё княжества и своя дружина были под управлением у каждого, кто потенциально имел право на престол великого князя в Киеве. В таких условиях удержать братьев от борьбы могла только добрая воля, а этот стимул в политике работает плохо. Прекращались такие усобицы, когда все претенденты кроме одного теряли жизни или, по крайней мере, реальные шансы занять престол (так было, например, в случае с сыновьями Владимира Святославича). Порой удавалось просто показать остальным претендентам, что они явно слабее и не имеют реальных шансов на успех (так произошло при передачи власти от Владимира Мономаха его сыну Мститславу Великому.)

Князь Ярослав скончался в глубокой старости в 1054 г. Предчувствуя будущие политические потрясения, он сам разделил землю между сыновьями, наказав им жить в согласии и слушаться старшего в роду нового киевского князя Изяслава Святославича. Следующий по значению город Чернигов достался Святославу, в Переяславле стал княжить Всеволод, в Смоленске - Вячеслав, во Владимире Волынском - Игорь. Этим решением разделение Древнерусского государства на отдельные княжества, практически уже начавшееся в XI в., было закреплено окончательно.

В первые годы правления сыновья Ярослава не осмеливались нарушить волю отца. Действенной силой стал политический союз старших Ярославичей - Изяслава, Святослава и Всеволода. Оказавшись на престолах самых сильных княжеств, они могли поддерживать установившийся порядок. Так, Ярославичи разбили и пленили разгромившего Новгород полоцкого князя Всеслава, правнука Владимира I.

Однако затем между братьями начались распри. Конечно, характер и размах усобиц во многом зависел от самих участников: иные готовы были обманом достичь своих целей, легко нарушая клятву и преступая через кровь и слово. Но в нараставшем соперничестве нетрудно разглядеть влияние сил центробежных, ведущих к распаду единого государства, а значит, к упадку и упразднению реальной власти киевского князя. Пока, правда, вожделенной целью борющихся сторон остается киевский престол. Но захват его если и приводит к политической стабильности, то временной.

Положение осложняется появлением новой опасности. В южнорусских степях во второй половине XI в. обосновываются кочевники-половцы. Они совершали опустошительные набеги на русские княжества. Но если ранее угроза извне или потребность контроля за торговыми путями выступали как консолидирующий фактор, то в обстановке распада государственности князьям становится все труднее и труднее сговориться. Нередко они оказываются заинтересованы в ослаблении соперников и сами наводят «поганых» (половцы были язычниками) на Русь.

В 1068 г. Ярославичи на реке Альте потерпели поражение от половцев. Под угрозой оказался Киев. Киевское вече потребовало от князя Изяслава оружие, чтобы защитить город от половцев. Изяслав отказал, и тогда горожане изгнали его.

По воле веча князем стал полоцкий князь Всеслав, сидевший тогда в тюрьме. Правда, вскоре Святослав разгромил половцев, а Изяслав с помощью поляков вернул киевский престол.

В начале 70-х гг. началась борьба за Киев между сыновьями Ярослава. Несмотря на завещание Ярослава Мудрого, его второй сын Святослав при поддержке следующего по старшинству брата Всеволода и, вероятно, киевского веча изгнал своего старшего брата Изяслава и сам сел на киевский престол. После смерти Святослава Изяслав вернулся в Киев, а Всеволод занял Чернигов, принадлежавший до того Святославу. Старший сын Святослава Олег остался без своего удела. Он с помощью половцев предпринимает попытки вернуть Чернигов себе. В этой борьбе при таинственных обстоятельствах был убит Изяслав Ярославич, и его брат Всеволод перешел на киевский престол. Однако Чернигов он оставил своему сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху, вызвав этим еще большую ненависть Олега Святославича.



В 1094 г. Олег Святославич вновь привел половцев на Русь, заставив Владимира Мономаха уступить ему Чернигов. Но за помощь надо платить: черниговская земля была разграблена, «много христиан изгублено бысть». Два года спустя половцы чуть не взяли Киев.

Историки нашли упоминания о 46 половецких набегах, совершенных в продолжение полутора веков, со второй половины XI - до начала XIII в., причем большая часть их пришлась на время жизни сыновей и внуков Ярослава. «Городы все опустеша, села опустеша; пейдем поля, идеже пасома беша стада... (где прежде паслись стада) все тоще (пусто) ныне видим», - горько сетовал летописец, свидетель набегов половцев. Половцы сдвинули на север южные границы Переяславского и Киевского княжеств, и вместе с ними кочевья отодвинули на север и деревни.

Следствием наступления степных кочевников стала миграция населения на север, в Волжско-Окский район. Повлияли набеги и на политическое устройство Древней Руси.

В зареве половецких пожаров, в кровавых межкняжеских столкновениях нарождался новый политический порядок, который должен был принести хоть какую-то стабильность. Необходимость его была очевидна многим. В 1097 г. в г. Любече близ Киева собрались на съезд князья. «Зачем губим Русскую землю, сами между собой заводя распри?» - вопрошали потомки Владимира, съехавшиеся «на устроение мира». Князья решили встать на защиту земли, а для прекращения бесконечных споров о старшинстве и княжеских престолах постановили: «Пусть каждый владеет отчиной своей».

Решения Любечского съезда устанавливали иной принцип владения. Отныне князья не должны были переходить с одного стольного города на другой: княжества превращались в наследственные отчины-владения отдельных ветвей княжеского дома. Известное исключение составляли центральные княжества - Киевское, Волынское, Черниговское, Смоленское и Переяславское, которые оставались как бы в собственности всего рода и занимались по старшинству.

Династическое разделение Руси между ветвями потомков Рюрика подразумевало сохранение единства, союза самостоятельных князей перед лицом внешней опасности: «Отселе имеемся в едино сердце и блюдем Рускые земли».

Однако вскоре достигнутая договоренность была нарушена. Киевский князь Святополк Изяславич и волынский князь Давыд Игоревич обманом захватили теребовльского князя Василько Ростиславича и ослепили его. Вероломство вызвало всеобщее осуждение. После нескольких лет борьбы Давыд Игоревич, признанный зачинщиком неблаговидного дела, был лишен своей отчины - Владимира-Волынского.

Любечские решения не могли полностью предотвратить междоусобные столкновения. Но перемены в наследовании все же стали давать и положительные результаты. С укреплением за князьями их отчин-волостей не было утрачено чувство общности, представление о единстве Русской земли. Формировалась своеобразная федерация княжеств, позволявшая князьям выступать на военном поприще или в международных делах сообща. В итоге удалось добиться важного перелома в борьбе с половецкими набегами. В 1103 г. объединенные дружины Святополка Киевского, Владимира Мономаха и других князей в сражении при Сутени разгромили орды кочевников. Погибли 20 половецких ханов. В 1111 г. в верховьях Северного Донца Владимир Мономах с союзниками нанес новое тяжелое поражение половцам. В результате наступательный порыв половецких ханов стал иссякать. Стороны все чаще строили свои взаимоотношения на договорных началах, нередко скрепляя их династическими браками.

4. Правление Владимира Мономаха (1113 – 1125 гг.)

С именем Владимира Мономаха, сына Всеволода Ярославича и византийской принцессы, дочери императора Константина IX Мономаха (отсюда и прозвище Владимира Всеволодовича) Марии, связан последний всплеск былого единства и могущества Древней Руси.

К моменту появления в Киеве за плечами Владимира Мономаха лежал долгий жизненный путь, полный ратных и государственных трудов. Князь успел поменять по меньшей мере пять стольных городов, среди которых был богатый Чернигов, откуда его в конце концов свел Олег Святославич, и пограничный Переяславль, первым принимавший на себя волны половецких набегов.

По признанию Мономаха (незаурядный писатель, он оставил после себя своеобразную автобиографию «Поучение Владимира Мономаха»), князь участвовал в 83 больших походах (малые не считал!), в полной мере испытав на себе все тяготы вассальной службы и пагубные последствия усобиц. Не удивительно, что Мономах был одним из инициаторов создания нового политического устройства, впервые провозглашенного в Любече. Впрочем, это не мешало ему бороться за киевское княжение.

Снискал себе авторитет переяславский князь своими неустанными попытками объединить князей и отвести половецкую угрозу. Для этого нужны были твердость и репутация князя-воина, дипломатический такт и удача. Всем этим сполна обладал Владимир Мономах. Потому не был случаен выбор киевлян, пригласивших его на княжение: все жаждали умиротворения и справедливости, олицетворявшейся во Владимире Мономахе.

Киевским князем Мономах стал в преклонных летах. В 1113 г. в Киеве скончался князь Святополк Изяславич, стяжатель и ростовщик, поведение которого вызывало ропот и возмущение. Жадность его доходила до того, что по княжескому приказу мучили иноков в надежде выпытать тайны монастырских сокровищ. Не оправдал он надежды киевских бояр на успешное противоборство с половцами.

Его смерть вызвала волнение в городе. Гнев киевлян обрушился на наиболее одиозные фигуры из окружения покойного и на евреев-ростовщиков, до того находивших покровительство у Святополка. Бояре и дружинники тотчас послали в Переяславль, призывая Владимира Мономаха на освободившееся великое княжение. Взывало к князю и киевское вече.

Заняв престол, Владимир Всеволодович поспешил снять социальную напряженность законодательным путем. Существующее законодательство было дополнено новыми статьями, так называемым «Уставом Владимира Мономаха», который сильно ограничил размеры процентов по займам и запретил обращать в рабство отрабатывавших долг зависимых людей. Новый киевский князь еще раз продемонстрировал свое умение маневрировать и при необходимости находить социальный и политический компромисс. В сознании простых людей подобный тип поведения ассоциировался с образом князя-заступника, творящего правый суд. Это упрочило положение нового киевского князя.

Владимиру Мономаху удалось приостановить распад Древнерусского государства. Правда, это не было возрождением времен Ярослава, единовластного правителя всей Руси. Тем не менее при Владимире Мономахе титул киевского князя не означал власть номинальную: к слову авторитетного Мономаха прислушивались все, и мало кто осмеливался открыто перечить его воле. Тем более что это слово подкреплялось немалыми вооруженными силами, освободившимися от степной угрозы после того, как пораженные Мономахом половцы откочевали на юг.

В 1125 г. Владимир Мономах умер. Мстиславу, сыну Владимира Мономаха, удалось продолжить политику отца. Но то была последняя личность, способная как-то сдерживать напор центробежных устремлений. Со смертью Мстислава в 1132 г. точно плотину прорвало - княжеские распри вспыхнули с новой силой, причем не только между отдельными ветвями Рюриковичей, но и между близкими родственниками: друг на друга ополчились и Ольговичи, и Мономаховичи. На этом фоне началось стремительное дробление Древнерусского государства на суверенные княжества.

Наступал удельный период - феодальная раздробленность.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чём причины усобицы, последовавшей после смерти Владимира Святославича?

2. Чем в конце концов закончилась эта усобица?

3. Какие изменения произошли в период правления Ярослава Мудрого?

4. Чем была вызвана необходимость проведения Любечского съезда?

5. Охарактеризуйте значение деятельности Владимира Мономаха для дальнейшего развития Древнерусского государства.

Тест по пройденному материалу:

1. Кто начал междоусобицу после смерти Владимира I?

А) Ярополк.

Б) Святополк.

2. В каком году произошло объединение всей Руси под властью Ярослава?

А) 1035/1036.

3. Время правления Ярослава?

А) 1019 – 1054 гг.

Б) 1113 – 1125 гг.

В) 1125 – 1132 гг.

Г) 1037 – 1054 гг.

4. Кому принадлежала высшая власть в Древней Руси?

А) воеводе.

В) князю .

Г) королю.

5. Прозвище Ярослава?

Б) Окаянный.

В) Большое гнездо.

Г) Мудрый.

6. В каком году был воздвигнут Софийский собор?

Б) 1037 г.

7. Назовите имя первого митрополита, назначенного не византийским патриархом, а самим Ярославом.

Б) Илларион.

В) Алексей.

Г) Аввакум.

8. В каком году состоялся Любечский съезд князей?

Г) 1097 г.

9. Годы правления Владимира Мономаха?

А) 1019 – 1054 гг.

Б) 1113 – 1125 гг.

В) 1125 – 1132 гг.

Г) 1037 – 1054 гг.

10. Время правления Мстислава Великого?

А) 1019 – 1054 гг.

Б) 1113 – 1125 гг.

В) 1125 – 1132 гг.

Первым из значительных событий, относящихся к внутренней политике, можно обозначить восстание Ярослава Мудрого против отца, князя Владимира Крестителя, в 1014 году . Молодой Ярослав, правящий на тот момент в Новгороде, отказался выплачивать ежегодный налог в две тысячи гривен.

Предположительно, причиной конфликта могло стать намерение Владимира передать престол одному из младших сыновей, ростовскому князю Борису, которому он передал командование княжеской дружиной, что фактически означало признание Бориса наследником.

Для предстоящего противостояния Ярослав, по сообщению летописи, нанял варягов во главе с Эймундом. Владимир велел «требить путь и мостить мосты» для похода, но заболел. Кроме того, в июне 1015 года вторглись печенеги и собранная против Ярослава армия, которую возглавлял Борис, была вынуждена отправиться на отражение набега степняков, которые, услышав о приближении Бориса, повернули обратно.

Схема — путь Ярослава Мудрого к киевскому престолу

Варяги, нанятые Ярославом, скучающие без дела в Новгороде, начали устраивать беспорядки. Из новгородской первой летописи:

« … начали варяги насилие творить на мужатых жёнах»

В результате новгородцы, восстали и за одну ночь перебили множество варягов. Ярослав, находившийся в своей загородной резиденции в Ракоме, узнал о случившемся и призвал к себе представителей новгородской знати, обещав им прощение, а когда они прибыли к нему - жестоко расправился с ними. Произошло это в июле-августе 1015 года .

Уже после этого Ярослав получил от сестры Предславы письмо, в котором она сообщала о смерти отца и о случившихся после этого событиях. Это известие заставило князя Ярослава заключить мир с новгородцами. Он также пообещал заплатить виру за каждого убитого. И в дальнейших событиях новгородцы неизменно поддерживали своего князя.

Междоусобица детей князя Владимира
1015-1019

После смерти князя Владимира 15 июля 1015 года , Святополк был освобожден из темницы своими последователями и объявил себя новым киевским князем.

Согласно официальной истории, Святополк отправил к братьям наемных убийц — ночью 30 июля князь Борис был убит вместе со слугой, попытавшимся защитить хозяина, позже, под Смоленском, убийцы настигли князя Глеба, а попытавшийся бежать в Карпаты древлянский князь Святослав вместе со своими семью сыновьями погиб в сражении против большого отряда посланного за ними в погоню.

Схема — вторая усобица на Руси

Во время дальнейшего противостояния Ярослава и Святополка чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону.

В 1016 году Ярослав во главе 3-тысячного новгородского войска и наёмных варяжских отрядов разбил под Любечем войска Святополка.

В 1017 году печенеги и союзники Святополка предприняли поход на Киев. В ходе сражения печенегам даже удалось проникнуть внутрь города, но потом они были выбиты. Осаждённые предприняли вылазку и в ходе преследования захватили стяг Святополка.

Святополк Владимирович «Окаянный»
(Худ. В.Шереметьев. 1867)


В 1018 году Святополк, женатый на дочери польского короля Болеслава Храброго, заручился поддержкой тестя и вновь собрал войска для сражения с Ярославом — в результате битвы на Западном Буге войско киевского князя было разбито. Ярослав бежал в Новгород.

14 августа 1018 года Болеслав и Святополк вступили в Киев. Болеслав получил в награду за помощь Червенские города (важный торговый узел на пути из Польши в Киев) киевскую казну и множество пленных.

А Ярослав приготовился бежать «за море». Но новгородцы изрубили его ладьи и убедили князя продолжить борьбу со Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились.

Болеслав Храбрый и Святополк у Золотых ворот Киева

Весной 1019 года Святополк сразился с Ярославом в решающей битве на реке Альте. Летопись не сохранила точного места и подробностей битвы. Известно только, что битва протекала весь день и носила крайне ожесточённый характер. Святополк бежал через Берестье и Польшу в Чехию. В пути, страдая от болезни, умер.

Ярослав Мудрый вновь занял Киев, но положение его было шатким и князю предстояло еще не раз доказать собственное право на владение столицей Киевской Руси.

1021 — конфликт с Брячиславом

В 1021 году племянник Ярослава, полоцкий князь Брячислав Изяславич, совершил внезапное нападение на Новгород.

По официальной истории, Ярослав настиг племянника на реке Судоме, одержал над ним победу и отнял награбленную добычу, а в следующем году вынудил Брячислава заключить мир, передав ему в управление два города — Усвят и Витебск.

Несмотря на этот мир, военные действия между дядей и племянником не прекращались: последний «вся дни живота своего», как сказано в летописи, продолжал воевать с Ярославом.

Брячислав Изяславич, князь полоцкий
(худ. А. Крывенка)

1023-26 — конфликт с Мстиславом

В 1023 году , когда Ярослав усмирял мятеж в Суздале, его брат тмутараканский князь Мстислав подошёл к Киеву, но осаждать столицу не стал и занял Чернигов. Погасив мятеж в Суздале, Ярослав вернулся в Новгород, нанял варягов и двинулся против Мстислава.

В 1024 году в битве при Листвене Мстислав разбил войска брата, вынудив Ярослава бежать в Новгород. Сам же Мстислав не стал претендовать на киевский престол, но сделал Чернигов своей столицей и отправил к Ярославу послов с предложением мира