Как создать новую субличность психология. Субличность зайца — трусость. Пример «Преображение мира»

Вестник Балтийской педагогической Академии. №91, СПб,2009

С.А.Стрекалов

Введение


Базовым представлением метода психологического исследования личности «Диалог с голосами (Диалог голосов» («Voice Dialogue», далее VD), разработанного американцами Хэлом Стоун и Сидрой Уинкельман, является положение, что личность человека не едина, а состоит из многих отдельных «я», которые называются субличностями. Субличности это структуры психики человека, которые возникают на разных этапах развития человека и обеспечивают его защиту, реализацию его потребностей и позволяют ему жить так, как он живет.

Субличности проявляются опосредованно, например, в том случае, когда мы сами с собой разговариваем, ведем внутренний диалог. Голоса, которые при этом говорят, задают вопросы и отвечают во внутреннем мире человека, и есть проявление его субличностей. Качества, способности и навыки человека, которые он демонстрирует в своей жизни, так же являются проявлениями его субличностей.

В структуре сознания создатели VD выделяют три уровня. Первый уровень - это уровень наблюдения или по-другому еще осознания. Наблюдение отличается от ума тем, что при восприятии окружающего мира на этом уровне человек не дает никаких оценок, не делает никаких выводов.

Наблюдение переводит то, с чем человек сталкивается в своем восприятии, на второй уровень сознания – уровень энергетических структур, которые и являются субличностями. Субличности обычно подразделяют на три группы. Первая - первичные субличности, которые наверняка защищают уязвленность, беззащитность, слабость человека. В эту группу входят такие субличности, как Контролер-Защитник, Толкач, Рациональный Ум, Внутренний Критик, Любезник, Судья, Законодатель.

Вторая группа - отстраненные субличности, которые противоположны субличностям первой группы. Отстраненные субличности человек запрещает себе как то, что приносит ему слабость. Например, субличности Толкач противоположна субличность – Лентяй. Если Толкач позволяет человеку активно действовать в разных ситуациях жизни, то человек будет отстранять противоположную часть - субличность Лентяя , при помощи которой он ленится и ничего не достигает. И этому отстранению будет помогать другая субличность – Внутренний Критик, благодаря которому человек будет себя ругать за то, что он лентяй.

Третья группа субличностей называется неразвитые - это такие части личности человека, которые являются возможными лишь потенциально, т.е. то, чего мы еще не касались в своей жизни. Например, если женщина еще не рожала, это не означает, что она не может родить, просто она этого еще не делала. Если кто-то не знает японского языка, это не значит, что он не может его выучить. А если у меня столько денег, сколько я зарабатываю, это говорит о том, что у меня такая субличность, которая умеет зарабатывать именно столько денег и не больше. А для того, чтобы я зарабатывал больше, мне нужна принципиально другая субличность, которая умеет зарабатывать больше первой.

Кроме уровней наблюдения и субличностей в структуре сознания человека Стоуны выделяют еще третий уровень – эго . У большинства современных людей эго состоит из первичных субличностей и определяет выбор о способе действия в той или иной ситуации, с которой сталкивается человек в своей жизни. Эго выбирает, каких людей иметь друзьями, а каких врагами, какую профессию выбрать, что одеть, что есть, что пить, что принимать, что отвергать.

Когда у человека есть такой инструмент как эго, ему больше не надо никакого наблюдения и осознания, не нужны те способности и таланты, которые не востребованы сейчас. Поэтому большая часть сознания человека, которая является основой его развития, остается не востребованной. Эго обеспечивает только поддержание привычного образа жизни.

Метод VD позволяет по-новому взглянуть не только на структуру сознания человека, но и на формирование личности человека, на возможности его самосовершенствования.

Зарождение субличностей


Каждый человек видит, слышит, чувствует все то, что происходит вокруг него. Посредством этого он понимает то, что его окружает.

Если обстановка вокруг известна ему, то он знает как реагировать на то, что его окружает. Проблема возникает тогда, когда что-то изменяется, и он не знает, как реагировать на то, что внезапно с ним произошло. При этом у человека возникает сильное внутреннее переживание. Сильное переживание изменяет энергию, которая протекает в теле человека, и рождает что-то наподобие энергетического вихря. Именно в этот момент и рождается новая субличность. Поэтому каждой отдельной субличности соответствует конкретная ситуация в жизни данного человека. С некоторыми субличностями мы рождаемся, другие появляются в течение первых часов жизни, недель и месяцев. Чем более разнообразная жизнь, которую мы ведем, тем больше субличностей мы имеем в своем арсенале. Чем больше мы чему-то в жизни обучаемся, тем больше субличностей мы и имеем в структуре своего сознания.

Путь взросления ребенка


У каждого человека есть сердцевина его личности, с которой он родился, такая часть психики, которая обычно называется душой. Когда ребенок только родился, он практически ничего не знает об окружающем мире, его ничему еще не обучили, но в это время он максимально близок к своей душе, которая связана с беззащитностью, хрупкостью и уязвимостью. Но с такими качествами не прожить ни в семье, ни в обществе. В современном обществе не приветствуются никакие слабости, нужно быть молодым, здоровым, сильным, богатым, сексуальным и красивым. Поэтому семья и общество добиваются того, чтобы развить в каждом человеке те или иные качества, которые защищают, закрывают его слабость. В процессе формирования защиты от слабости можно выделить три основных этапа в жизни человека.

Первые часы, дни, недели новорожденный являет собой образец тотальной беспомощности. Он не может ничего сделать без своих родителей: ни есть, ни пить, ни сесть, ни встать, ни ходить. Родители стремятся как можно быстрее научить и воспитать ребенка, чтобы он мог сидеть, ходить, думать, делать осознанные поступки, чтоб был адаптирован к внешней среде. А ребенок, в свою очередь, стремится, как можно лучше запомнить и делать то, чему его учат родители, чтобы уже не быть таким беспомощным, каким он был некоторое время назад.

Слабость - это, прежде всего, боязнь чего-то не знать. Поэтому первая линия защиты ребенка от мира в современном обществе заключается в том, что он должен быть информированным человеком. Для этого родители, во-первых, заставляют его или кнутом, или пряником выучить то, что необходимо знать, а, во-вторых, они показывают пример своими реальными поступками, навыками, привычками, что такое жизнь в обществе.

Итак, первый уровень защиты от слабости, который формируется у человека – это повышение информированности о том мире, который его окружает.

По мере того как ребенок растет, как его осведомленность о мире увеличивается, проявляется второй этап, связанный с состоянием его тела. Начало этого этапа можно отнести к 6-7 годам ребенка. Этот период совпадает с ростом тела ребенка. Он должен демонстрировать всему миру свою физическую подготовку, свою физическую силу. Это означает, что каждый ребенок должен хорошо ходить, бегать, прыгать, он должен тренировать свою выносливость, свою физическую подготовку, в конце концов, он просто должен давать отпор, если на него кто-то нападает. Он должен научиться или убегать от сложной ситуации или драться, отстаивая свою позицию, используя не только физическую, но и эмоциональную силу. На этом этапе большое значение имеет формирование эмоциональной сферы человека. Человек начинает осознавать и дифференцировать свои эмоции. В это время в сферу его внимания попадают его взаимоотношения с миром, с людьми, с противоположным полом. Человек делает выбор, какие эмоции он хочет испытывать, а какие – никогда.

В районе 14 лет наступает и третий этаппревращения ребенка в сильного человека, который, как правило, завершается к концу второго десятилетия жизни человека. На этом этапе формируется третий уровень силы – социальный, определяющий положение человека в обществе. Мы все живем в социальной, общественной среде, мы принадлежим какой-то национальности, у нас есть какие-то взаимоотношения с людьми. Мы живем в обществе, которое измеряет людей тем, какая у них профессия или сколько у них денег. В какой-то мере, процессы, происходящие с подростком, а затем и с взрослым человеком на этом этапе, напоминают процессы, в которых оказывается новорожденный, когда он рождается в семье. Вся разница только в том, что семья – это узкий круг людей, которые друг друга знают и формируют маленький мирок, в котором растет человек. А общество, в которое он попадает – это большой мир, в котором очень много людей. Для того чтобы не быть слабым в этом большом мире, населенном множеством людей, нужно знать и уметь очень многое.

Защита от слабости проста и практична для жизни каждого человека – это сила. Но сила имеет большое многозначие аспектов в обществе.

Аспекты силы в обществе


Первое, как это уже указывалось выше, что защищает человека – это информированность об окружающем мире и, как следствие, это возможность человеку объяснить людям, что он имеет в виду. Чем выше способность объяснять себе и людям, что происходит, тем больше надежности, стабильности, уверенности, того, что дает человеку силу. В результате, каждый взрослый человек начинает тренировать свою память. Для этого мы читаем книги, энциклопедии, стараемся запоминать цитаты, факты, формулы. Естественно рациональная защита человека должна опираться на общую рациональность тех людей, в мире которых он живет. Глупо, например, человеку западного мегаполиса хвастать своими знаниями перед папуасами, которые живут в Новой Гвинеи. Другими словами, нужно доказывать свою силу окружающим людям на языке и используя понятия, которые они понимают. Если человек умеет это делать, и окружающие его понимают, то он чувствует себя сильным. Следовательно, первая защита уязвимости у человека – это его рациональность .

Важным силовым аспектом для взрослого человека является власть . Власть это не только мышечная сила. Властью начинает пользоваться еще ребенок. С определенного момента своего развития ребенок улавливает, что если он улыбается, то родители начинают его любить. Он начинает этим осознанно пользоваться. И это власть. Этим же пользуются и взрослые люди.

Проявление власти в обществе многогранно. Управлять человеком можно, например, при помощи физической силы, информации, денег, секса. Власть можно проявлять и через слабость, когда человек демонстрирует окружающим свою абсолютную беззащитность, показывая тем самым, что о нем нужно заботиться. Многим людям, например, выгодно болеть, они используют, чаще неосознанно, власть болезни для управления другими людьми. Когда они болеют, они получают знаки внимания от других людей, какие-то привилегии от общества. Выздоровление таких людей определяется не приемом лекарства, а осознанным отказом от подобного метода управления.

Важнейшим направлением получения силы в обществе является достижение успеха . Достижение успеха может быть разным, в разных сферах жизни: карьерный рост на работе, высокое положение в обществе, хороший счет в банке, владение недвижимостью, это может быть секс, модная одежда или пирсинг. Каждый родитель, когда воспитывает ребенка, говорит, что ему нужно стать человеком. Таким образом, создается предпосылка, чтобы ребенок изменялся в том направлении, в котором его хотят видеть в будущем родители. чтобы он обязательно достиг успеха в этом направлении, в результате чего он будет сильным, еще более адаптированным к жизни. Успех или продвижение к успеху – один из самых главных инструментов в обществе для того, чтобы человек испытывал силу.

Сила может приобретать разную направленность в зависимости от пола человека. Например, сила женщины может быть в том, что она будет поддерживать свою привлекательность на очень высоком уровне для того, чтобы не испытывать слабость. Для того чтобы такой женщине быть сильной, ей нужно одеваться по последним веяниям моды, использовать соответствующий макияж, иметь модные аксессуары. При этом она будет испытывать прилив сил, уверенность, стабильность и независимость. Для мужчины быть сильным человеком, как правило, означает иметь престижную профессию, карьеру, счет в банке, который можно использовать, по своему усмотрению. Но при этом и молодые мужчины, и молодые женщины хотят только одного, чтобы все окружающие люди видели то, что они демонстрируют, излучают из себя силу, независимость и уверенность.

Сила и слабость в структуре личности человека


Таким образом, в структуре личности человека или его сознания можно выделить две большие части: слабую и сильную. Обе части есть у каждого человека. Вопрос только в том, какая из них превалирует в данный момент времени. При этом слабость – это те состояния, которые знакомы нам с момента рождения, с первых часов, дней и недель нашей жизни. Слабую часть окружает пояс силы, который состоит из тех качеств, при помощи которых мы добиваемся успеха, демонстрируем свою силу. Каждый из нас защищает свою слабость, уязвленность по-разному, индивидуальными способами. Одни защищают при помощи физической силы, другие при помощи ума, третьи при помощи власти, денег, секса и т.д. Любой этот инструмент предназначен только для одного – ни в коем случае не показать окружающему миру свою слабую часть, свою уязвимость.

Слабость или уязвимость монолитная структура, ее на более мелкие части раздробить нельзя, а защиту от слабости можно раздробить на разные качества, которые у каждого из нас проявлены по-разному. Например, одни люди сильные, когда у них есть деньги, другие – когда у них есть дети, третье - когда много ума, четвертые – когда у них есть карьерный рост. Все качества, при помощи которых я защищаю свое внутреннее ядро - слабость или уязвимость, это качества, при помощи которых я защищаюсь вообще от внешнего мира. В результате, чем больше на меня будет оказано воздействие извне, тем больше я буду наращивать защиту в виде определенного качества или нескольких качеств, чтобы никто не понял, что у меня есть слабость. Качества могут перегруппировываться в течение жизни, но они предназначены для одного - уберечь меня от контакта со слабостью, которая находится внутри меня.

В обыденной жизни эти качества мы соотносим с тем, что называем своим «я» и объединяем таким понятием, как характер. И в нашем восприятии это «я» едино, неделимо и неизменно. «Вот такой я, такой у меня характер», - обычно говорим мы.

Субличности


Как субличности соотносятся с теми качествами, которые позволяют человеку защищать его слабую часть личности?

В тот момент, когда ребенок осознает, что он еще ребенок, а не взрослый человек, появляется субличность, которая называется «Просто ребенок» или «Внутренний ребенок» . Внутренний ребенок дает такие качества как: слабость, ранимость, беспомощность, уязвимость, не способный что-либо понять или что-либо сделать. Как только ребенок осознает себя ребенком, у него появляется другая субличность, которая пока отстранена, но он к ней тянется. Именно в этот момент появляется дуальность сознания человека. Внутренний ребенок стремиться вырасти во взрослого, а взрослый – это тот, который всегда себя может защитить. Взрослое состояние имеет такие качества, как: независимость, власть сила, способность настоять на своем и т.д. Путь взросления ребенка связан с наращиванием энергий защиты и независимости. Эти качества вызываются конкретными субличностями, которые вместе формируют эго.

Например, стремление родителей привить ребенку любовь к успеху имеет два последствия. Во-первых, человек приучается заставлять себя делать то, что считается нужным делать. Не важно нравится ему это или не нравится, а необходимо делать то, что нужно делать, необходимо заставлять себя, стимулировать себя. Во-вторых, у человека формируется установка, что, если он не делает то, что надо делать, то он плохой, слабый человек. В результате этого у человека рождаются две защиты от такой слабости: передвигатель или толкач – такая часть личности, которая заставляет человека что-то делать и внутренний критик , который говорит, что он не достаточно делает что-то для того, чтобы быть успешным. С него начинается восприятие себя, как недостаточно сильного человека, т.е. человека уязвимого, беззащитного и слабого. Благодаря внутреннему критику начинают развиваться все остальные субличности, которые защищают человека. Эти защиты побуждают человека иметь такие качества, которые приведут его к успеху и их надо развивать все больше и больше. И наоборот, те качества, которые мешают достичь успеха, необходимо в себе изживать. Так, если необходимы деньги, то нужно развивать такие способности и только такие, которые помогут иметь много денег. Если достичь успеха могут помочь мышцы, то они должны быть самыми крепкими и большие; если достичь успеха может помочь ум, то нужно его развивать и т.д.

Внутренний критик усиливает каждую субличность, при помощи которой я защищаю себя от слабости. Эта субличность доводит человека до максимума страдания. Внутренний критик знает мои самые слабые места и всегда честен. С ним не возможно что-либо сделать хорошо. Тем не менее, изначально внутренний критик является позитивным началом, он думает о том, что надо улучшить в моей личности, для того, чтобы быть более независимым и более защищенным от кого-то или от чего-то.

Другой пример. Оборотной стороной защиты человека от своей слабости является его контроль, чтобы с ним не произошло ничего плохого. При этом человек контролирует как себя, так и других людей. Для этого ему необходима рациональность , способность все объяснить. Ребенок ничего не понимает, взрослый понимает все, ребенок ничего не может доказать, взрослый может доказать все при помощи системы логических построений. Чем больше развивается рациональная субличность, тем больше она выпячивается и захватывает всю личность, человек начинает себя полностью ассоциировать с ней. Но при этом человек отстраняет субличность, с которой связан страх человека что-то не знать, выглядеть глупым или дураком, что кто-то знает больше его. Он этого боится и не хочет иметь такую форму слабости. Парадокс заключается в том, что чем больше такой рациональный, умный человек накапливает знаний и памяти, тем больше он будет бояться того, что он чего-то не будет знать. Поэтому, как правило, взрослым людям, бывает просто невозможно признаться, что они чего-то не знают или не умеют, Но мир безграничен и бесконечен, поэтому просто не реально все знать. Чем больше разрастается рациональная субличность, тем больше разрастается субличность «Я - дурак» и эта теневая субличность начинает говорить на ухо что, человек чего-то не знает, что у него плохая память, что он тугодум и т.д. Каждый нормальный человек старается эту субличность отодвинуть в тень, для этого мы находим какого-нибудь человека, который явно дурак. На его фоне мы очень умные и мы имеем силу, мы более стабильные и имеем большую ценность, как для себя, так и для общества. Но когда на горизонте появляется человек, который потенциально знает больше нас, тогда мы чувствуем себя не уютно и роли меняются. И я начинаю думать, что этот человек выскочка и зазнайка, ему не место в круге людей, с которыми я общаюсь. Я не могу позволить, чтобы я постоянно испытывал слабость в присутствии этого человека, потому что знаю меньше его.

Есть еще такая важная субличность - законодатель , которая вырабатывает индивидуальные правила для каждого человека, по которым надо обязательно жить. Законодатель знает, каковы права и обязанности и следит за тем, чтобы моя жизнь была в рамках того, как надо и ни в коем случае, чтобы я не поступал как не надо. Например, он может говорить, что надо иметь обязательно эту профессию, а ни какую-то другую. Он говорит, что нельзя повышать голос, знает, что улицу нужно переходить только на зеленый свет, знает, в какой руке держать нож, какое иметь выражение лица с разными людьми, она говорит. Когда мы себя ассоциируем с этой личностью, то для окружающих мы становимся идеальным гражданином или семьянином. Таким людям мы завидуем, потому что они знают, как правильно делать. Но одновременно мы их избегаем, потому что они заставляют окружающих делать как надо и как правильно и не как иначе.

Одержимость определенной субличностью приводит человека к выбору конкретной профессии. Например, люди, у которых развит рациональный ум , выбирают себе профессию, где нужно абстрактно думать. Они становятся философами, писателями, физиками, химиками. Те люди, у которых развита субличность толкача , становятся лидерами, они идут вперед напролом, им важно быть в процессе движения, их меньше волнует сама цель. Это люди, которые постоянно меняют свою профессию или работу, или они постоянно что-то переделывают дома. Вся новизна, которая есть в обществе, появляется благодаря толкачу , который двигается вперед. Модернизированный толкач – это улучшатель .

Есть такие люди, которые с удовольствием идут в адвокаты, прокуроры, судьи – это связано с субличностью законодателя . Вариантом толкача, законодателя, улучшателя является любезник. Эта субличность, которая всем постоянно улыбается, которая сделает так, чтобы этот человек обязательно всем понравился. И все эти процессы начинаются еще с детства.

Заключение


Как показано выше все субличности защищают внутреннего ребенка, и каждая это делает своим способом. Когда они соединяются, то образуют специфическую энергию – эго, задачей которого является защита человека от окружающих условий. Эго у каждого из нас сугубо специфичное, так как каждый из нас более доверяет какой-то одной субличности и качества, которые соответствуют этой субличности, проявляются в большей степени. В результате, мы думаем, что у нас именно такой характер. Но это тоже иллюзия, т.к. наш характер, наши действия определяются качествами субличностей, каждая из которых умеет делать что-то свое.

Мы превращаемся не в свободную личность, а в раба собственных субличностей, из которых сформировано эго. Есть ли возможность стать свободной личностью? Теория и практика VD показывают, что это возможно.

Путь к свободе начинается с признания того факта, что мое «я» не единое целое, которое неделимо, а состоит из множества субличностей.

Следующим шагом на пути к свободе является развитие наблюдения за своими субличностями. При помощи наблюдения без оценки и критики самого себя, что возможно достичь на сессиях VD, можно познакомиться со своими субличностями.

И моментом окончательной свободы для человека является выработка способности осознанного отождествления с любой из субличностей, входящих в структуру сознания. Важно приучать себя к тому, что безопасно находиться не только в первичных субличностях, но и иметь контакт с отстраненными и неразвитыми субличностями. Такой подход создает предпосылки к дальнейшей эволюции сознания человека, к формированию гармоничных отношений человека с собой, с другими людьми и с окружающим миром. Такой подход открывает человеку путь возврата к его душе.

Использованная литература:

1. Стоун Х., Уинкельман С. Принимая собственное «я»: Руководство по Диалогу голосов / Пер. с англ. – М.: Изд-во Эксмо; Спб.: Домино, 2003. – 304 с.

Статьи

Для каждой ситуации мы, часто не осознавая того, вырабатываем соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств и поступков, слов, привычек и мнений. Эта совокупность элементов в каждой конкретной ситуации образует нечто вроде личности в миниатюре. Р. Ассаджиоли называл такие паттерны субличностями.

По определению П. Ферручи субличности - это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. В каждом из нас толпа. Здесь могут быть бунтарь и мыслитель, совратитель и домохозяйка, организатор и добряк и т.д. Причем нередко они относятся друг к другу не самым лучшим образом.

В контексте трансперсональной психологии "личное Я" и "Духовное Я" являются врожденной, неотъемлемой частью человеческой природы. Работа с субличностями - это процесс осознания, принятия и преобразования различных частей личности, посредством чего становится возможным реальное pacкрытие личностного потенциала. Любая проблема рассматривается как возможность внутреннего роста, а собственно работа с проблемой - как непосредственное участие в раскрытии нашего внутреннего потенциала. Такой подход существенно меняет восприятие собственного страдания и позволяет нам выработать к нему более позитивное отношение.

Субличности исполняют функцию инструментов самовыражения личности. Будучи энергетическими психодинамическими структурами, они ищут самовыражения во внешнем мире. Через самовыражение субличности выявляют наши внутренние роли, которые воздействуют друг на друга. Изменение трансформация хотя бы одной субличности влияет на всю психику индивида в целом.

Согласно Г. Спикер, формирование субличностей происходит уже в первые месяцы жизни ребенка. Более того, существует также мнение, основанное на эмпирическом опыте, что они вообще являются нашим психическим наследием, уходящим корнями к нашим родителям, их предкам и к более далеким поколениям. У годовалого ребенка эти психологические структуры уже существуют в оформленном состоянии. Они проявляются в виде типичного поведения и связаны с различными желаниями и потребностями. Со временем в зависимости от опыта и памяти субличности становятся более многомерными и сложными.

Субличности кристаллизуются путем повторения приобретенных реакций. Став сформировавшейся частью личности, субличности стремятся удовлетворить собственные потребности и реализовать желания, а т.к. разные субличности имеют разные желания часто они вступают в конфликт друг с другом. Тогда субличность старается силой реализовать свои конструктивные или деструктивные качества. Этот процесс обычно протекает бессознательно и coпровождается знакомым ощущением: "Я не хотел так делать и все-таки сделал снова!"

Для того, чтобы проявить себя субличности необходимы такие инструменты как тело, эмоции и мыслительные паттерны, причем каждая субличность, выходя на передний план в определенных обстоятельствах, имеет свойство выступать от имени всей личности. Человек слышит в себе мысли: "Я хочу...,. сделаю..., Я люблю..." и ошибочно думает, что он, как целостная личность действительно этого хочет, любит и т.д. В действительности им управляет лишь небольшая, получившая относительную автономию часть психики.

Почти каждый из нас может вспомнить жизненные ситуации, когда он поступал так, как не хотел бы поступать, но никак не мог изменить свое поведение. Это часто сопровождается внутренней борьбой между двумя конфликтующими голосами, где каждый старается убедить в собственной правоте. Для относительно уравновешенного человека этот процесс ощущается как внутреннее колебание, сомнение, взвешивание "за" и "против". Он не слышит отдельных от себя "голосов", т.к. отождествляет себя со своим мыслительным аппаратом. Поэтому он уверен, что сам принимает решения. Даже если это решение неудачное - он склонен обвинять в этом в лучшем случае себя, считая себя цельной личностью, а в худшем - он ищет виноватого на стороне.

Методика работы с субличностями на первом этапе психосинтеза предполагает исследование только тех из них, которые попадают в поле нашего сознания из среднего бессознательного, а это значит, что общаясь с ними мы можем держать ситуацию под контролем. Содержание этой области "втягивается" в поле сознания легче всего. Тем не менее, осваивать и проводить соответствующие упражнения желательно под руководством опытного тренера.

М.Браун и К.Басквин предлагают рассматривать каждую субличность, в свою очередь, состоящей из трех уровней. По примеру строения всей психики в целом, они выделяют у каждой субличности подсознание , сознание и сверхсознание. Каждая субличность имеет Высшее Я и животную энергию, энергию жизни, расположенную в нижней ее части.

Когда мы выявляем субличность, у нас появляется возможность отстраниться от нее и наблюдать со стороны. Нередко разотождествление с той или иной субличностью сопровождается чувством просветления и освобождения. В некоторых случаях выявление субличности вызывает тревогу или страх. Например, когда одна женщина внезапно обнаружила в себе субличность Жертвы, она воскликнула: "Если я перестану жаловаться, то что мне еще останется?"" Фактически, это сама Жертва говорила из нее.

Однако какой бы ни была первоначальная эмоциональная реакция, осознание действительного положения вещей повышается и, следовательно, увеличивается степень свободы.

Глядя на плоскую схему устройства психики, может возникнуть впечатление, что здесь что-то "выше", а что-то "ниже", что-то "лучше", а что-то "хуже" Но следует помнить, что в действительности просто существует своего рода среда, окружение, из которого мы черпаем любые содержания. Нет плохих или xороших субличностей, все они выражают какие-то жизненно важные составляющие нашего существа, хотя поначалу эти составляющие могут представляться нам отрицательными. Субличности становятся вредными только когда контролируют нас. Тогда они навязывают нам свойственные себе стереотипы.

Конечная цель в работе с субличностями заключается в том, чтобы сильнее почувствовать себя как "Я", как центр личности. Углубляя знакомство с субличностями, мы стремимся снова стать единым целым, а не распадаться на множество противоборствующих суб-"я". Центр личности можно сравнить с местом, где сохраняется полная тишина, в то время как вокруг может быть очень шумно. Из центра мы можем обращаться к той или иной субличности, управлять ею, поправлять ее, заботиться о ней. Нужно уметь сочувствовать субличностям, и, по возможности, не игнорировать их потребности.

Существует опасность, что человек может пуститься в бесконечный поиск субличностей. В результате этого, вместо того, чтобы почувствовать себя сильнее и богаче от приобретенного опыта, он получает ощущение утраты собственного единства. Наступает момент, когда человек начинает воздвигать для себя новые лабиринты вместо того, чтобы искать выход из уже существующих. Поэтому необходимо выработать фундаментальное чувство меры. Задача состоит не в том, чтобы отыскать как можно больше субличностей, но прежде всего в том, чтобы стать их хозяином, постепенно содействуя согласованию интересов в рамках живого целого.

До того как, мы приступили к работе с ними, субличности - это миры не связанные между собою, не знающие о существовании других. Но едва их соединяет осознание, как между ними начинают устанавливаться связи, они сливаются, объединяются, создавая новые образования. При этом освобождается большое количество энергии, которая может использоваться для дальнейшем работы.

П. Ферручи видит в субличностях "падшие проявления архетипов высших качеств" . Субличности - это падшие или извращенные проявления преходящих качеств, которые существуют на высших уровнях нашей психики. Так, гиперактивную субличность можно рассматривать - как извращение архетипа энергии, субличность упрямца - как извращенную форму воли и т.д. Но как далеко не отстояла бы субличность от своего источника, она может послужить средством для воссоединения с последним.

Осуждая субличность, мы препятствуем ее продвижению к истоку. Не принимая ее, мы способствуем ее вырождению. Субличности подобны людям. Чтобы они раскрылись и показали лучшие свои стороны, к ним нужно относиться с пониманием.

Следующее упражнение познакомит вас с концепцией субличностей на материале вашего личного опыта.

1. Рассмотрите одну из своих характерных черт, установок или мотивов.

2. Закрыв глаза, начните осознавать эту свою часть. Дайте возникнуть представляющему ее образу. Не следует пытаться сознательно подыскать какой-то образ. Пусть он появится сам собой, как если бы вы смотрели на экран и не знали, что на нем скоро возникнет. Это может быть совершенно любое живое существо, или фантастический образ, или неодушевленный предмет.

3. Как только образ появится, позвольте ему раскрыть себя вам, никак в это не вмешиваясь и не давая никаких оценок. Помните, что даже неодушевленный казалось бы предмет в этой ситуации может стать живым существом, способным к переменам. Позвольте ему измениться, если он сам этого хочет. Почувствуйте, какое он вызывает у вас общее ощущение.

4. Теперь пусть он говорит и как-то выражает себя. Поговорите с ним, спросите о его потребностях (в этом мире даже неодушевленные предметы способны разговаривать). Перед вами ваша субличность - разумное существо, живущее своей жизнью.

5 Теперь откройте глаза и запишите все, что только что произошло. Дайте этой субличности подходящее имя, которое поможет вам определять ее в дальнейшем: Нытик, Артист, Гад, Дед Мороз, Скептик, "Сама знаю", "Я тебе сказал"" и т.д. Опишите ее характерные черты, привычки, особенности.

6. После того, как вы назовете и исчерпывающе опишите одну субличность, можете переходить к другим.

Не всегда с первого раза получается предоставить субличности какую-либо самостоятельность. Часто ожидание какого-то конкретного образа тормозит настоящее проявление субличности и человек видит застывшую, созданную волевым усилием картину. Бывает, что образ не появляется вообще и мы заявляем, что не способны к такого рода упражнениям. В этих случаях можно предположить, что наше "Я" выставляет по каким-то причинам защиту от вторжения новой информации. Иногда полезно представить субличность, которая ассоциируемся с этой защитой, и попробовать сначала выяснить у нее причины такого поведения и, насколько возможно, с ней договориться.

В любом случае не следует отчаиваться. Если пытаться проделывать это упражнение снова и снова, день за днем - можно довольно быстро получить желаемый результат. Кроме этого, эффективным может оказаться прием "если бы я увидел:"". Он заключается в следующем: человек, утверждающий, что он не способен увидеть подвижный независимый образ субличности начинает описание со слов: "Если бы я увидел свою субличность, например, страха, то я увидел бы:; далее следует описание того, что представляется при этом человеку. По мере описания установка: "Я не могу увидеть..."" уходит на второй план, или совсем исчезает. Человек может сам не заметить, как его субличность "оживает".

В области работы с субличностями накопился обширный арсенал разнообразных упражнений. Но в каждом конкретном случае тренеру приходится подключать свои творческие способности , чтобы помочь при необходимости, т.к. трудно предсказать, как поведет себя та или иная субличность.

Представьте, что вы потеряли кошелек. Одни испытывают детскую досаду и сожаление и даже вину, словно, их за это накажет строгий родитель, другие слышат, как после голоса внутреннего обвинителя включается внутренний адвокат, оправдывающий ваш поступок. На какой-то момент вы становитесь ареной, на которой происходит дискуссия между частями вашей личности.
Вы замечали в себе подобные диалоги, когда одновременно множество голосов проявляются в вашем сознании? Часто они вступают в противоречие друг с другом, и вы оказываетесь в ситуации внутреннего конфликта, который доставляет вам определенные неудобства. Вы можете услышать в себе голос целой толпы голосов, населяющих ваше внутреннее пространство. Но кто они, эти голоса, независимые от нас защищающие свои интересы и доказывающие свою точку зрения? Их называют субличностями. Это проекции отражений частей вашей личности, которые населяют ваше подсознание. Они – субъективные отражения в нашей психике людей, животных, предметов и явлений, населяющих ваш внутренний мир.
Субличности имеют свое мнение, свои страхи, свои цели, свое видение методов как этих целей достичь, свое отношение к тем или иным событиям, к тем или иным людям, и в целом ведут себя как отдельные личности.
В каждом из нас - толпа. Здесь могут быть бунтарь и мыслитель, совратитель и домохозяйка, саботажник и эстет, организатор и добряк - каждый со своей мифологией, и все они более или менее благополучно втиснуты в одного человека.
Эти проекции, подсознания создаем мы сами, в разных ситуациях создавая некий соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств и поступков, слов, привычек и мнений или отзеркаливая в своё подсознание образы значимых в вашей жизни людей.

Самые типичные субличности человека отражают проекции его представлений о социальных (семейных или профессиональных) ролей, которые он играет в жизни, например: родительские я, материнские я, отцовские я, детские я, ваш внутренний критик, мудрец, рационал и т.д. В них вплетены проекции образов вашего внутреннего ребенка, родителя и взрослого.
Как вы поняли, каждый человек носит в себе субличности, которые является отражением его представлений о родителях, друзьях, соседях; т.е. отражение его восприятия значимых для него людей. Эти представления могут ощутимо не совпадать с реальным человеком, поскольку субличность - всего лишь отражение, основанное на субъективном восприятии этих людей.
Время от времени с соответствующих тому ситуациях, та или иная субличность активизируется, выходит на передний план, как - бы берет управление на себя; и тогда человек внешне ведет себя так как будто он является этой субличностью, тоесть происходит переключение субличностей. Субличности могут находиться в подавляемом или неактивном состоянии. Существует особая субличность, называемая Администратором или Эго, отвечающая за то, чтобы другие субличности выходили наружу или оставались ею подавляемыми. Именно с ней согласовываются выходы субличностей и их переключение в зависимости от ситуации. Если субличность с ее желаниями и интересами долго подавляется, в ее энергетическом заряде накапливается напряжение, из-за которого может возникнуть внутренний конфликт. Однако все конфликты между субличностями можно разрешить, установив с ними связь и гармонизировав их. В следующей медитации вы научитесь это делать.
Каждый раз во время сна вы погружаетесь в среду своего внутреннего мира, населенного этими самыми проекциями, в театр, где в каждом акте вашего сновидения субличности играют роли по сценарию вашего подсознания, передавая вам его сообщения. Если вы хотите научиться понимать язык подсознания, учитесь расшифровывать знаковый смысл каждой субличности и ее послания, так как каждая субличность несет в себе отпечаток определенного заряда, опыта связанного с ее зарождением. Когда вы научитесь это делать, вы сможете во время сновидения, не теряя при этом осознанности, общаться со своим подсознанием, управляя субличностями, тогда с бессознательного уровня сновидений, вы подниметесь на уровень осознанных сновидений, и вам откроются новые возможности.
Трансформация субличности

Работа с субличностью - это процесс её осознания, принятия и преобразования, направленный на гармонизацию отношений во внутреннем мире человека. Задачей трансформации является изменение негативных субличностей, создающих внутренний конфликт. Вспомните правило внутреннего мира: «Смерти не существует» - которое означает, что субличность невозможно уничтожить, но можно изменить её назначение, трансформировав её, дать ей новую роль. Позвольте ей переродиться и предстать в новом качестве. Для этого помните об основных инструментах трансформации и правилах внутреннего мира.

Трансформация субличностей осуществляется силой вашего намерения через приятие и Любовь.
Для работы с субличностью, необходимо войти с ней в контакт, узнать её суть и задачи, понять её и принять, осознав как часть себя и после, направить в неё силой намерения луч любви, исходящий из вашей сердечной чакры и наполнить её ярким светом. В вашем внутреннем мире вы - Творец и можете проводить любые трансформации. Энергия, из которой состоят субличности, подобна пластилину, вы можете создать из нее все что угодно, но помните, изменение субличности повлечет за собой изменения в вашем внутреннем мире. Ни одна субличность в вас не умирает, но трансформируясь, меняет свои свойства и задачи. Эти трансформации человек проходит постоянно. Тренинг обучит вас основам трансформации и позволит выявить ваши основные субличности. Вам придется познакомиться с собой изнутри, не тем, что вы о себе думаете, а тем, чем действительно являетесь.

Две стороны одной медали (зеркальные субличности)

Каждая субличность имеет свой противоположный аспект. Еще Фома Аквинский говорил: "В человеке ровно сколько доброго, столько же злого, светлого и темного, дьявольского и божественного". Каждое наше качество, каждая субличность имеет свою теневую сторону, независимо от того, осознаем мы это или нет. То, что принято называть "добром" и "злом" всего лишь отражение двух крайностей противоположностей и именно попадание в крайности приводит к потере равновесия. Если вы начинаете чрезмерно развивать один из своих аспектов в противоположность другому, происходит дисгармония, но ваш внутренний мир стремится к равновесию, потому сильное отклонение маятника в одну сторону повлечет за собой отклонение в противоположную, до тех пор пока не установится золотая середина. Единство внутренней гармонии и полное высвобождение внутреннего потенциала происходит только в зоне золотой середины. К сожалению, иногда люди проживают жить, не понимая этого, борясь с крайностями своего "Я".
Для того, чтобы познать себя, человек должен осознать и принять обе свои стороны, тем самым, осуществив их интеграцию. Вы не односторонние, однобокие существа с одним выраженным качеством, не белые и не черные - вы- спектр цветов, создаваемых жизнью и ею же вплетенных в вашу индивидуальность. Вы - граница между светом и тенью, весы вселенской гармонии с чашами в равном перевесе. Энергии двух противоположных качеств дают искру и побуждают вас выбирать и тем самым познавать себя. Внутри вас все священно: священен свет и священна тьма, оба они составляют единство противоположностей Единого Создателя, в котором нет ничего плохого и хорошего, правильного и неправильного, есть лишь целесообразность.
Посмотрите на природу, в ней нет ни негативного, ни позитивного, есть лишь равновесие. Каждый человек - священное дитя космоса, в котором сочетаются энергии двух его священных родителей. Именно тьма (женская энергия Инь в образе Евы) нас заставляет сомневаться и выбирать не слепую веру, а знание, именно свет(мужской аспект Янь, разум и логика, заставляет нас действовать. Их союз порождает жизнь и ее новые начала, является актом творчества и рождения новых вселенных внутри вас.
Но едва вы уйдете в один аспект, как тут же на вас начнет действавать его противоположность, пытающаяся восстановить утраченную гармонию. Слово Сатана означает противоположность (противник): едва гармония нарушена - ваш собственный сатана вступает с вами во взаимодействие и лишь равновесие, а не сила, ярые мольбы, вера и напор способны его победить. Представьте чаши весов и субличность, которая, по вашему мнению, нуждается в балансировке энергии. Разделите ее противоположные энергии по чашам и взвесьте, а после, уравновесьте чаши. Быть может вам придется от чего-то отказаться или наоборот усилить работу над собой, чтобы уравновесить силы. Так или иначе, при такой работе восстанавливается равновесие и обретается внутренняя гармония. Эта Гармония обладает целительным эффектом, она способна исцелять внутренний мир, наделять человека новой силой, силой Творца, на службе которого стоят две противоположности.

Евгения Бейнарович nimratraining.com

Почему курильщик не может бросить курить, а полный — похудеть?

Иной взгляд на обычные вещи!

Приветствую своих читателей. С вами Оксана Манойло. В этой статье я поделюсь знаниями, своим пониманием темы субличностей человека.

Мы разберем:

  1. Что такое субличности человека.
  2. Как проявляются субличности в обычной жизни.
  3. Какие бывают они расскажу.
  4. На что влияют субличности.
  5. Как избавиться от субличностей.

Итак, что такое субличность человека?

Начну издалека, но это важно для понимания вопроса. В давние времена наши предки были очень близки с природой, они наблюдали за ней и сравнивали процессы в ней происходящие с собой. Лес наполнен своими жителями, животными. В водоемах обитает своя живность, рыбки, раки, планктон.

Человек является частью природы и представляет собой энергетически-эмоциональную сущность и имеет своих «животных» внутри себя, они же субличности человека.

Наши предки были мудры, честны и называли вещи своими именами. Они мыслили образами, не усложняли процессы, а упрощали. Говорили так, чтоб было понятно для восприятия от мала до велика. Поэтому говоря про кого-то, описывая кого-то они награждали иго образами того или иного зверя, животного. Ведь согласитесь, всем же понятно разу что за человек, если сказать так: «У него волчья хватка» или «Лисья натура у него».

В зависимости от ситуации, настроения, субличности проявляются в нас в большей или меньшей степени. Бывает, мы замечаем за собой нашу разную реакцию на в принципе похожие события в жизни. Наша реакция, по большому счету, зависит от того, какая в нас в тот момент проявилась субличность.

Субличность — на я вижу их как определенные виды энергий, не самые добрые, радужные и хорошие. Это инородные энергии, приобретенные, взращенные внутри человека. Они проявляются в виде реакций, действий .

Проще говоря, это определенные программы прописанные в человеке, благодаря которым человек уходит от себя самого, от себя настоящего. Чем больше таких субличностей, тем дальше от своего истинного пути уходит человек. Причем в каждом человеке разный набор субличностей и все они выглядят по разному.

Чем опасны субличности?

Субличности сбивают людей и уводят в сторону. Это самое печальное, потому как каждый рождается, воплощается на Земле со своей определенной программой, задачей, а субличности уводят в сторону и человек не может выполнить свою . Если человек не идет по своему пути, он не может быть ! Счастлив это не этакий богатый бездельник погрязший в бесконечном материальном благе а тот который является частью мироздания, тот кто может ответить на вопрос — КТО Я. Вспомните, ведь было же с вам такое, что вы вспылили, кричали, злились на кого-то, хотя понимали где-то глубоко внутри, что делаете что-то не то, как-то не так, ведь было? В этот момент над вами взяли верх, захватили вас, если можно так выразиться, ваши субличности, а вы лично ушли на второй план и как бы были сторонним наблюдателем в этой ситуации. Это вы лично, ваше Я, глубоко внутри чувствовало себя неуютно при этом. Это вы лично понимали, что происходит что-то не то. Но вы лично, были вытеснены субличносями и не могли влиять на ситуацию.

Согласитесь, неприятно осознавать, что в своей жизни, в своем теле мы занимаем не главенствующее место, подчиняемся каким-то там субличностям. И это не пустые слова, не притянутые за уши описания, а реальное положение вещей. В нашем мире все ест энергия. Материя это энергия только плотно концентрированная. Деньги это энергия. Любовь или страх, это тоже энергии. Субличноси также являются проявлением энергий. Люди способные к ясновидению видят тонки тела, энергии и в том числе субличности. Я вижу их. Я вижу образно и энергетические субличности, об этом чуть ниже напишу.

Как проявляются субличноти в обычной жизни? Какие бывают субличност?

Субличность волка- злость.

Когда человек злится, то он подобен волку, показывает оскал. Через повадки, действия, проявляется волк в человеке.

Субличность лисы -хитрость.

Как только лиса заговорила человек начинает ерничать, хитрить, извиваться, прогибаться. В общем делает все, чтоб получить желаемое наиболее легким путем. Конечно, для многих так удобно, выгодно прятаться за ликом субличности. Особенно в бизнесе, в сфере финансов.

Субличность зайца — трусость.

Иногда я вижу в людях таких огромных зайцев, что сам человек в разы меньше, чем его субличность. Да, такое бывает и не редко. Я провожу впервые или уже работая с человеком, вижу на тонком плане громадного зайца взращенного . Такие люди боятся всего. Они боятся сменить нелюбимую работу, боятся новых , боятся перемен в жизни. Хотя на самом деле понимают, что работу давно пора менять, отношения нынешние и жизнь то собственно хочется совсем другую, но субличность зайца не дает двинутся с мертвой точки- страшно очень.

Субличность поросенка — жадность.

Жадность может проявляться в любых ипостасьях , от желания побольше поесть, до чрезмерной любви к накопительству чего бы то ни было. Даже существует поговорка — жадный как свинья. У всех нас есть знакомые или родственники чем то похожие на поросенка, а это прямое проявление субличности на физическом теле, даже голос у некоторых напоминает визг или хрюканье.

Субличность барана -глупость.

Когда в нас проявляется баран, то мы делаем поистине глупые вещи. Потом даже не можем объяснить почему мы так поступили. А все просто. Ведь это по сути не мы поступали , а баран в нас. Это он сглупил, а мы передали ему на время борозды правления. Человек-баран перестает слышать других людей он слышит только себя и посеять в его голову зерно здравого смысла практически невозможно. Я привела маленький перечень субличностей, их гораздо больше, но больше, глубже только в .

Если внимательно понаблюдать за окружающими и проанализировать их поведение, то можно легко увидеть проявление подобных субличностей в них.

Есть еще другой тип субличностей, это своего рода причины зависимостей, причины вредных привычек.

Субличность алкоголика-пьет спиртное.

Именно она подталкивает человека к определенным действиям, нашептывает ему, контролирует его и человек со временем теряет свой облик, превращаясь в полностью зависимого, подконтрольного, неадекватного пьяницу. Такая субличность уводит человека в свою реальность и постепенно его уничтожает. Избавить от подобной субличности, и организму легко будет отказаться от спиртного.

Субличность обжоры — ест чрезмерно

Тогда человек не может остановится и контролировать свой аппетит. А , убрав эту субличность с тонкого плана, человек становится властен над своим аппетитом. Оказывается, что и есть — то столько не хочется да и организму столько еды не нужно. А восстановив, прокачав дополнительно Живу, отвечающую за волю, можно тут же похудеть.

Когда воля крепка, мы хозяева себе и запросто можем ограничить объем съеденной еды, что и является залогом похудения.

Субличность курильщика — заставляет курить

Она, которая курит, она подавляет истинные желания и потребности человека, меняет сознание. Она пускает свои щупальца, и человек становиться марионеткой, исполнителем. Многие курильщики прекрасно понимают насколько вредно вдыхать канцерогенный дым, наполненный сотнями ядов и при этом продолжают курить. Другие прибегают к самообману, якобы мне это не вредит, или курения меня успокаивает, или на моей работе иначе никак. Все это говорит не человек а его субличность. Удалив ее, выгнав из организма, бросить курить в разы легче. Удалить ее с гораздо эффективнее.

Есть ли в вас субличности?

В каждом человеке уживается несколько субличностей, одна из которых доминирует в определенные моменты или большую часть жизни. Многие люди, со временем становятся похожими даже физически на них: кто на лису, кто на поросенка, кто на зайца.

Даже прозвища люди получают по физиогномическому сходству с тем или иным животным.

В результате их власти, человек представляет собой мир, населенный субличностями, и, а сам он находится, и как бы затерян, среди этого животного царства.

Если подойти честно к этому вопросу, то внутри нас, нас самих всего 5-10% остается. Таковы реалии современного человека. А это и есть то самое наше Я. То самое, с чем мы пришли в этот мир и с чем уйдем из него. То самое, что останется с нами на всем пути . А наш путь на Земле — это всего лишь доля микросекунды в развитии нашего Я, которое длиться вечность.

Как же избавиться от субличностей?

Лучше всего, это проработать их раз и навсегда. Проработать, значит избавиться. С субличностями нельзя договориться. С ними нельзя идти на компромисс. Можно только проработать себя, свое внутренне состояние определенным образом и избавиться от них. В эволюции нашего Я нам рано или поздно придется расстаться с субличностями, так мы будем их перетаскивать из инкарнации в инкарнацию пока полностью от них не отделаемся, а став в конечном итоге самим собой сможем выйти на новую ступень развития изменив мерность

Существуют определенные практики, которые позволяют освободится от ненужных программ, от страхов, злости, агрессии- от субличностей. Практики очень просты, как и все мои практики в общем-то. Каждый может ими овладеть чуть приложив усилия. Но есть свои тонкости, нюансы. Я обучаю избавляться от субличнотей в рамках своего курса . На данный момент у меня нет возможности брать учеников на личное обучение. Мест нет. Все занято на ближайшие пол года веред. Иногда беру только по личной рекомендации своих клиентов и то не всех. Есть курс в записи, для самостоятельных, умных и жаждущих изменений в жизни срочно.

С ув. Оксана Манойло.

Друзья, если вам понравилась эта статья, поделитесь ей в соцсетях. Это самая большая от вас благодарность. Ваши репосты дают мне знать, что вам интересны мои статьи, мои мысли. Что они вам полезны и я вдохновляюсь на написание и раскрытие новых тем.

Я, Манойло Оксана - практикующий целитель, коуч, духовный тренер. Сейчас вы на моем сайте.

Закажите у меня вашу диагностику по фото. Я расскажу о вас, о причинах ваших проблем и подскажу наилучшие пути выхода из ситуации.

Для более эффективного взаимодействия с другими людьми, для лучшего понимания себя, желательно выделять в своей личности определённые грани, которые называются субличностями. Субличности - это программы, которые создаются в подсознании для решения повторяющихся схожих задач, исполнения тех или иных ролей (Домохозяйка, Спортсмен, Дочь, Лежебока, Ленивое Я, Великий комбинатор, Слесарь-интеллигент со средним образованием). Грани личности - это инструменты, которые используются человеком для более эффективного и гармоничного поведения в конкретной жизненной ситуации.

У человека есть несколько ключевых субличностей, связанных с важными сферами жизни, в которых проводится большое количество времени. Например, несколько на работе («бухгалтер» и «душа компании»), несколько дома («строгий отец» и «любящий муж»), несколько с друзьями («любить поговорить» и «шутник»). И есть множество вспомогательных граней личности, которые используются реже и активизируются для выполнения более редких задач. У каждой субличности можно выделить оттенки, состояния в которых она чаще всего бывает. Например, «папа» может быть строгим, нежным, любящим, защитником, хозяином.

Пример «Школьник»

Вот сидит школьник за партой. У него активен «дрожащий двоечник», подросток робко прячется за спины других ребят, боится, что его спросят невыученный урок, а потом от разгневанной мамы получит нагоняй. Ему везёт, звучит звонок с урока, опасность миновала. Начинает включаться «любитель поиграть в компьютер», подросток радостный бежит домой, где его ждёт герой 65 уровня - редкое достижение в этой игре. За компьютером он играет роль «предводителя клана», его самоощущение и взаимодействие с другими людьми сильно перестраивается - он ведёт себя как лидер: уверен в себе, знает что и как надо делать, руководит людьми (вполне возможно, что часть из ведомых будут взрослые люди от 20 лет, у которых другой уровень в игре и другое самоощущение). Или «всезнающий отличник», который чувствует себя авторитетом и победителем на уроке физики, а на физкультуре, вся его прыть улетучивается, он превращается в «слабака, над которым все смеются». Пример из более позднего этапа жизни - «буйный директор» на работе, а дома - «нежный подкаблучник», безпрекословно выполняющий все распоряжения жены.

В примерах выше, при изменении активных субличностей, перед наблюдателем появляются совсем разные люди, со своей историей, навыками, осанкой, манерой говорить и предпочтениями. Память о своих прежних субличностях и том, что с ними происходило у человека может временно вытираться. Можно понаблюдать за детьми как они играют и как сильно могут отождествиться со своей ролью, полностью в неё погрузиться, во время игры они находятся в своём отдельном мире. Взрослые играют не менее самозабвенно, только у них роли иногда по-другому называются.

Каждая субличность говорит «я», а потому, без того чтобы дать им имена и определить сферы их проявления, тяжело разобраться в своём внутреннем мире, поведении и мотивах поступков, сложно выстраивать систему ценностей и достигать намеченных целей, т.к. разные субличности могут вести человека в разные стороны.

Пример «Работа и дом»

Сидя на работе в 6 часов вечера, «ответственный сотрудник», который не доделал отчет и «любитель домашнего очага» совершенно по-разному воспринимают ситуацию, у них разные цели и при активизации, субличности будут вести себя по разному. «Ответственный сотрудник» подумает, что отчет не доделан и можно раз в месяц на пару часов задержаться (и прикроет глаза, как бы забудет, что уже не первый раз задерживается), а «любитель домашнего очага» вспомнит, что сегодня показывают интересный фильм и жена приготовила хороший ужин, выключит компьютер со словами: «всей работы не переделаешь».

Чаще всего, обычная работа по составлению списков целей неэффективна, т.к. список формируется из одной субличности, а в жизни включаются совершенно другие субличности, которые имеют свои цели и своё мнение. Человек просто не хочет и не может выполнить те обязательства, которые на себя взял прежде. Поэтому важно помнить потребности других субличностей, а также уметь, когда необходимо, менять своё состояние, выходить из одних ролей и включать другие. При смене роли, изменится взгляд на мир, а также способности, желания и уровень мотивации.

Пример «Пробежка»

«Хвастливое Я» говорит, что завтра пойдёт на пробежку. Когда наступает завтра, человек, видя что погода противная, идёт холодный дождь, активизирует «Любителя комфорта», который находит «веские причины» (может, например, воспользоваться изречениями известных личностей, выбрать что-нибудь подходящее из репертуара поговорок или придумать что-то своё: «жизнь дана нам для удовольствий!») или просто забывает о прежнем решении, с наслаждением и немного мутноватым внутренним ощущением (здесь идёт ложь для успокоения и отвод глаз от нежелательных фактов) садится пить горячий ароматный чай в мягкое обволакивающее кресло).

Человек, как правило, не знает какие у него есть субличности и потому совсем не контролирует их активизацию. В таком случае, субличности безсознательно активизируются под воздействием внешних толчков, например, из эгрегоров или посредством других людей (см. пример «Консультация у психолога »). И в результате, сознательное управление человека собой находится на очень низком уровне, его поведение может быть очень непоследовательным, непостоянным, противоречивым и вредным для тех целей, которые он себе когда-то поставил (см. статью «Отождествление, осознанность, свобода воли и выбора »). В то же время, организованность и последовательность далеко не обязательно являются признаком сознательности - человека может вести какой-либо эгрегор, по мере движения формируя необходимые толчки, на которые человек реагирует нужным образом. Последний может искренне считать, что это он сам всё придумал, спланировал, организовал и реализовал.

Надевая на себя какую-то роль, человек определённым образом перестраивает идущие через него энергопотоки. Реакция другого человека на приходящую извне энергию часто машинальна и потому он безсознательно надевает наиболее подходящую роль, его прежнее состояние может достаточно быстро улетучиться. Соответственно, поменяются цели, поведение, желание и мировосприятие. Явно это можно наблюдать во время расстановок, когда человеку говорят, например: «Побудь, пожалуйста, заместителем моего мужа». Неявно это происходит постоянно - если к человеку из примера «Работа и дом» в момент его раздумий подойдёт директор, то велика вероятность, что мужчина перейдёт в роль «ответственного сотрудника» и будет доделывать отчет.

Роли также могут одеваться эгрегорами при безсознательном попустительстве со стороны человека. В расстановках по Хеллингеру, часто идёт работа со случаями, когда семейная система навязывает клиенту не естественную ему роль (например, дочь отождествляется с прежней любовью своего отца, играет роль соперницы для мамы и возлюбленной для папы. См. также статью «Расстановки по Хеллингеру. Влияние систем на человека »). Главное, что наводимое состояние, мысли, импульсы к действиям человек воспринимает как свои собственные, а потому, не задумываясь, приводит в исполнение.

Люди полностью погружаются в игру, идут по определённому сценарию, который, скорее всего, уже не раз проигрывался (см. статью «Архетип » и в разделе «Высшие архетипы » статьи «Потеря и возвращение души ») и внимательный наблюдатель знает как и чем всё закончится (Э. Берн в книге «Игры, в которые играют люди» разобрал частые формы взаимодействия людей, то, что лежит на поверхности, скрытую выгоду, которая не осознаётся участниками и негативные последствия, которые не замечают игроки, а также способы выйти из этих игр, разрушить сценарии). Соответственно, если человек помнит себя во время игры, он знает в каких точках будет развилка в течении сценария, где и как необходимо сделать толчок, чтобы игра повернулась в нужную сторону и закончилась более благоприятно.

Человеку, который ориентируется в своих субличностях, а также может определять какие субличности запускаются у партнёра, будет легче отслеживать происходящее, более гибко и точно руководить игрой. Желательно учиться отслеживать ключевые точки, в которых нужно производить толчки. Под воздействием точечных импульсов, человек начинает безсознательно катиться в нужную сторону, отрабатывать тот сценарий, в который его направили. Часто человек не следит за собой и приходящими извне имульсами, играет всё без разбора: ему поставили пластинку агрессивного - агрессирует, сменили на нежного - он нежный, активизировали лидера - он самозабвенно играет лидера, командует.

Пример «Мудрая женщина»

Домой приходит разгневанный муж, его жена может в зависимости от целей включить разные субличности (хочется вечер провести в форме скандала или чтобы он как-то хорошо, по-тёплому закончился). На какие-то слова мужа и действия, жена может ощущать сильные порывы отреагировать негативно, внутри неё что-то манит взорваться. Здесь легко поддаться и погрузиться в уже готовый сценарий перепалки, в которой обе стороны кричат, считают себя абсолютно правыми и совсем не понимают происходящее.

Но, допустим, женщина вспоминает себя и активизирует «заботливую жену» или «маму». Эти субличности модулируют исходящую энергию определённым образом. Такое состояние жены предлагает (лучше сказать, незаметно гипнотизирует, смещает точку сборки) мужу постепенно перестроиться, надеть на себя другую маску, более адекватную ситуации. Мужчина может постепенно уйти из разгневанного состояния и начать играть роль «ласкового мужа». Процесс перехода, как правило, плавный, огонь постепенно затухает. Есть и более жесткий вариант смены, когда жена совершает нечто, сильно выходящее за рамки сценария, мужчина может попасть в ступор, транс, и из этого состояния его можно подтолкнуть в нужном направлении. В итоге, коммуникация развивается так, как этого хотела женщина, хотя, возможно, мужчина ничего не заметил. Далее можно включить у себя «любовницу», и сначала через тонкие намёки, заигрывания, оттаявшего, размякшего мужа постепенно перевести в состояние «самца», либо из «любящей мамы» накормить и уложить спать сладким сном.

Человек через сознательное изменение своего состояния может менять окружающую его атмосферу. Переключая активную субличность, он меняет своё излучение, которое воздействует на мир (или по другому: смещая позицию точки сборки, человек перемещается в другой мир, с немного другими характеристиками).

Пример «Преображение мира»

Если человек раньше постоянно играл роль недовольного агрессивного человека, регулярно попадал в конфликты и с кем-то ссорился (люди и тонкий план реагировали соответствующим образом на него, зеркально отражали его внутреннее состояние, настрой), а теперь стал более мягким и приветливым, то и среда вокруг него постепенно меняется, становится более дружелюбной и приветливой, потенциально конфликтные ситуации реже встречаются, протекают в более мягкой форме и быстрее затухают.

Помимо «агрессора», люди часто играют роль «обиженного», «безпомощного», «несчастного», «жертвы» и тем самым формируют соответствующую окружающую обстановку. Можно поставить себе задачу отслеживать начальные этапы запуска этих ролей и стараться, как можно быстрее, из них выходить (пока не погрузились с головой и не забылись в игре), «менять пластинку» на более подходящую (см. технику выхода из навязчивых состояний в статье «Невидимый мир и его воздействие на человека »). Важно помнить, что состояния могут приходить извне, от кого-то другого и нет никакой нужды их отыгрывать.

Комментарии (14):
Наталья:

Алексей, добрый вечер!

Правильно ли я поняла, что все же есть некто «Наблюдатель», который анализирует и наблюдает за проявлениями субличностей, некое главное «Я» над «нами»? (все-таки осознание себя во множественном числе так и побуждает обратиться за консультацией к психиатру, скажу я Вам:-))

Алексей:

:-))
Наблюдатель есть, но, как правило, человек часто отождествлён с какими-либо субличностями, жестко ведом программами, безсознателен и ничего не замечает. Субличности - это роли-инструменты для ведения каких-то программ. Насчет анализирует (в смысле логики, оперирования фактами) - тяжело сказать что это слово подходит, возможно лучше сказать, что есть знание.
А психиатры и другие люди, которые заняты помощью, часто сами могут быть не очень здоровы (как физически, так и психологически) - они берут часть тяжести клиентов на себя.

Наталья:

Угу. Спасибо:-) Просто хочу понять, кто носитель информации о моих буддхических ценностях, о миссии, и если есть «истинный» наблюдатель, носитель «знаний» как Вы сказали, то как мне его выделить среди множества «я» (это какой-то особенный голос или что-то в этом роде). Ведь как-то же это знание должно попадать (трансформироваться, конвертироваться:)) на ментальный уровень, чтобы я могла его осмыслить.

Алексей:

среди множества «я» (это какой-то особенный голос или что-то в этом роде).

это процесс постепенный. Мешают услышать внутренний голос, в том числе: различные подавления, шаблоны, навязанные стереотипы, наводки из эгрегоров , психологические защиты , внутренняя ложь. На эту тему можно посмотреть статьи: «Исполнение желаний 2 », «Потеря и возвращение души » и «Зачем всё это ». Постепенно приводя эти сферы в порядок, человек может лучше чувствовать и слышать внутренний голос.

Ведь как-то же это знание должно попадать (трансформироваться, конвертироваться:)) на ментальный уровень, чтобы я могла его осмыслить.

Юра Гималайский:

Алексей, а субличности, их количество, типаж и т.п. уже изначально "заложены" в человеке? Может ли человек "искусственно" сформировать нужную ему субличность? А какую-нибудь ненужную, тянущую назад, наборот - убрать, стереть?

Алексей:

Можно сказать, что не столько субличности заложены, сколько энергии, которые к человеку приходят (например, их можно по гороскопу посмотреть). Чтобы проявить энергию создаются (по большей части безсознательно) субличности, как инструменты.

Как правило, ненужных субличностей нет - есть те, которые требуют переосмысления. Если что-то делается, то у этого есть причина и как-правило, прямолинейные попытки подавить ту или иную субличность могут приводить к деградации поведения, т.е. еще более дизгармоничные проявления будут (либо постепенно всплывут. Об этом см. подробнее в статьях: «Зачем всё это », «Желания человека »). Т.е. в основе действий, которые делает человек, есть какое-то, пусть и глубоко скрытое, рациональное зерно.

Сформировать субличность можно, если на это есть энергия. если энергии нет, то сформировать сложно - будет нечто эфемерное (и по факту будет действовать какая-то другая). Вопрос о формировании «нужной» субличности еще часто наталкивается на то, что человек начинает из своей обусловленности что-то из себя лепить, не чувствуя до конца ситуацию и еще сильнее её отягощая.

Субличности можно облагораживать, переводить на более высокий уровень, формировать положительные привычки. То, что на нижнем уровне выглядит как вредное, при переоисмыслении, переходе на более высокий уровень, может становиться (и становится) полезным, созидательным. Человек может субличности в себе постепенно взращивать на основе тех энергий, которые к нему приходят. Это можно делать более или менее гармонично. Например, приходит энергия на совершение какого-то конкретного действия, а человек её не реализовал в силу запретов. В итоге, эта энергия начинает его разрушать и требовать выхода, человек так постепенно может выработать в себе субличность, которая с подобными энергетическими «отравлениями» разбирается, проявляет, пусть и на более низкой октаве (например, на ком-то срывается).

Задолго до возникновения каких-либо событий, к человеку может приходить энергия, на которой он что-то совершает, готовится, чтобы потом эти события произошли. Например, чувствует сильное желание переехать и приходят на это силы. Потом оказывается, что он поехал в другой город для того чтобы там встретиться со своей будущей женой. Это к тому, что мероприятия, которые желательно чтобы состоялись, истинные, как правило энергетически подкрепляются, приходят силы и энтузиазм (пусть и не всегда явный, тонкий). Эгрегор будущей семьи может начать готовить будущих женихов задолго до их встречи, у них могут начать проявляться какие-то определённые интересы и постепенно на них выстраиваются субличности.

Есть одна притча. Начинающий монах заметил что он жадный в некоторых сферах. Он стал медитировать на эту тему и через некоторое время осознал, что жадность в этих сферах возникает из-за того, что он в них не чувствует проявления Высшей Силы, её заботы. Т.е. жадность выполняла функцию защиты и в этом её положительная роль. Через некоторое время он глубже проник в эти сферы, действительно почувствовал Высшую Заботу в них и жадность сама собой отпала.

Речи нет о том, чтобы насильно и прямолинейно заставить себя соответствовать каким-либо предписаниям, пусть и благим. Необходимое состояние пришло косвенно и естественно, через переосмысление, через более глубокое понимание и ощущение.

Надежда:

мне немного непонятно про субличности. Сколько их всего у человека?

Алексей:
Татьяна:

Алексей, добрый день! Уточните,пожалуйста, значит субличности это часть сознания человека, точнее сознание человека состоит из субличностей? Т.е. программы субличностей принадлежат не физ.телу. мозгу, а именно сознанию? Таким образом, те же субличностей, программы которых воплощаются в физическом мире могут проявляться и в астральном плане? В осознанном сне, например.

Алексей:

Александр, спасибо за отзыв! рад! :-)

Дмитрий:

Не мешают ли все субдичности одного в достижении одной конкретной цели человека? Допустим, он поставил перед собой задачу:купить дом. А остальные субличности, так сказать, со своей точкой зрения и им в лучшем случае все равно, будет дом или нет...либо вобще, просыпаясь утром утренняя субличность, которая не в настроении говорит - а ну его этот дом, нужен он мне больно... Как быть с этим? Можно ли какую то субличность сделать доминантной для достижения цели? Или все-таки остальные не влияют на это?

Алексей:

Иногда некоторые субличности могут противиться. Часто, если есть какая-то серьёзная задача, она может быть поддержана целым рядом субличностей и не только. Например, не только Работник и Добытчик нужен, но, вероятно и «Рачительное я», чтобы деньги копились и др. В доме может быть заинтересован «Глава Семейства», «Садовод» и тд. Также в доме может быть заинтересован семейный эгрегор и дети, которые пришли в семью, они тоже могут оказывать поддержку (энергетически, через появление возможностей). Чтобы купить дом (если это задача для человека на несколько лет), иногда необходимо серьёзно перестроиться, поменять распорядок дня, приоритеты, и это всё коснётся субличностей, их иерархии, энергии и времени, которое будет уделяться им. Какие-то части расширят своё влияние, а каким-то придётся подужаться. Например, если человеку нужно будет больше работать, то он меньше времени сможет уделять отдыху и увеселительным мероприятиям. При помощи работы на ценностном (буддхическом уровне) человек упорядочивает, реализующиеся через него, энергетические потоки так, чтобы создать во внешнем мире нечто.

Можно ли какую то субличность сделать доминантной для достижения цели?

Тут есть несколько моментов.

У Души, может быть много задач на эту жизнь, которые она бы хотела реализовать, может быть много направлений, в которых человеку желательно поучаствовать и реализовать себя. Если человек, в этом случае, замыкается на чём-то одном, то из его жизни может уйти удовлетворение. Удовлетворение может быть и при тяжёлой жизни, а может и не быть при лёгкой, беззаботной - человек, например, просто чахнет и мается, хотя, вроде, всё есть. Какую-либо задачу, цель можно разсматривать, не саму по себе, а как способ перестроиться, произвести внутреннюю работу, т.е. добиваясь внешних каких-то целей, человек может незаметно перестраиваться внутри, вырабатывать качества, получать опыт. Обращать внимание лучше на внутреннюю сторону, а не на внешнюю: смотреть идёт ли развитие человека, интересно ли ему это внутри, преодолевает ли какие-то препятствия он на своём пути. Деятельность может быть однообразной и скучной для внешнего наблюдателя, но внутреннее восприятие человеком её может быть совершенно другим: новым интересным, с вызовами и открытиями. А внешне пёстрая жизнь может быть утомительной и скучной, когда всё надоело.

Другой момент: человек может ошибиться с выбором цели, с точкой приложения усилий, может начать реализовывать ложную ценность, когда, например, на самом деле, дом не нужен (в данный момент) ни его Душе, ни близким. Тогда он совсем не ощущает поддержки, энергетически истощается, двигаясь в выбранном направлении.

И ещё на что можно обратить внимание. Некоторые субличности, которые мешают, можно разсматривать не как врагов, а как части, которые хотят как лучше, но не были поняты и услышаны. Иногда человеку необходим отдых и лучше было бы поспать, чем что-то делать, а он, игнорируя это, может делать ситуацию хуже. Иногда лучше услышать голос других частей, попытаться их понять и произвести изменения в своей деятельности. Когда же человек жёстко сконцентрирован на чём-то одном и не хочет обращать внимание на усиливающиеся сигналы со стороны других частей, то это может приводить к негативным последствиям. Например, человек может активно проявлять свои Солнце (воля, намерение, руководство) и Марс (активность), но и про Луну (здоровье, отдых) ему также не стоит забывать, уделяя и ей внимание.

Важно:

В рамках комментария нет возможности отвечать на личные вопросы («почему у меня так?», «как мне сделать чтобы…?», «как мне поступить?», «полезно ли мне...?» и подобные). Такие вопросы, часто, не имеют готового ответа, и требуют изучения конкретной ситуации человека и работы с ним, т.е. одной или нескольких консультаций . См. притчу в самом начале статьи «Системы интерпретации ».

Вопросы «эффективно ли...?» «поможет ли мне...?», «кого мне выбрать?» часто предполагают ожидание определённой гарантии с моей стороны, но я её не могу дать, т.к. если, например, человек идёт к специалисту или самостоятельно что-то делает, то я этим процессом никак не управляю, за него не отвечаю, и ничего обещать не могу.

Имя:
E-mail: