Как написать отчет по практике самостоятельно. Отчет по преддипломной практике (оформление)

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Общая характеристика ООО «Прогресс»…………………………………......5

2.Анализ финансового положения ООО «Прогресс»…………………………10

3.Предложения по оптимизации финансово-экономического положения

ООО «Прогресс»…………………………………………………………………16

Заключение…………………………………………………………….................20

Дневник преддипломной практики……………………………………..............21

Заключительный отзыв руководителя практики от организации….................23

Приложение 1…………………………………………………………….............24

Приложение 2………………………………………………………….................25

Введение

Актуальность преддипломной практики обусловлена необходимостью обобщения, систематизации, закрепления и углубления теоретических знаний, полученных в течение обучения в Филиале ГОУ ВПО МГУТУ в г. Чебоксары, и применения их в практической деятельности применительно к специальности и профилю будущей профессии.

Целью преддипломной практики является анализ финансово-экономических показателей деятельности предприятия, а также выявление и обоснование направлений повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Объектом исследования является ООО «Прогресс».

Предметом исследования является бухгалтерская (финансовая) отчетность и хозяйственная деятельность предприятия, на основе которых будет строиться анализ финансово-экономических показателей.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Изучить функционирование и развитие предприятия, как системы управления;

Собрать информацию, характеризующую основные направления производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;

Рассмотреть и обобщить информацию, связанную с внешней и внутренней средой изучаемого объекта;

Собрать и проанализировать финансовую отчетность предприятия;

Разработать предложения по улучшению и совершенствованию системы показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Прогресс».

В ходе практики были использованы следующие методы: аналитический метод, метод расчета показателей, метод группировки, метод сопоставления и сравнения.

Практическая значимость проделанной работы определяется тем, что за время прохождения практики собрана информация, характеризующая организационные и экономические параметры деятельности ООО «Прогресс». Ко всему прочему изучена информация, характеризующая основные направления производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Получен опыт использования таких методов работы, как аналитический метод, метод расчета показателей, метод группировки, метод сопоставления и сравнения, непосредственно по профилю будущей профессии. Приобретен опыт анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и разработки предложения по оптимизации показателей финансово-хозяйственной деятельности. Принципиальную значимость имеет тот факт, что в процессе прохождения практики собран практический материал для подготовки и написания выпускной квалификационной работы.

1.Общая характеристика ООО «Прогресс»

Общество с ограниченно ответственностью «Прогресс», небольшое предприятие по производству хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения.

Предприятие было создано в начале 2006 года и осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность по настоящее время. Место нахождения ООО «Прогресс»: Чувашская Республика, Шумерлинский район, 62 квартал Мыслецкого лесничества Торханского сельского поселения, д.2.

Согласно Уставу ООО «Прогресс» предприятие является правопреемником всех прав и обязанностей присоединенного ООО «Шумерлинский производственный комбинат Чувашпотребсоюза».

История создания и функционирования предприятия относительно небольшая, ООО «Прогресс» начало свою предпринимательскую деятельность в начале 2006г. Основной целью деятельности предприятия является извлечение прибыли и расширение рынка товаров и услуг.

Организационная структура управления ООО «Прогресс» отображена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Организационная структура ООО «Прогресс»

Организационная структура предприятия в целом отвечает масштабу и характеру финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Производственная структура ООО «Прогресс» пре6дставлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Производственная структура ООО «Прогресс»

Предприятие обеспечивает занятость в среднем 63 человек, среднемесячная заработная плата – 20,4 тыс.руб. Для Мыслецкого лесничества Торханского сельского поселения это высокий уровень оплаты труда, вследствие чего нет проблем с трудовыми ресурсами. Если и наблюдается небольшая текучесть кадров, то она связана с такими причинами, как переезд работников в другие города, выход в декрет и пр.

В экономике Мыслецкого лесничества Торханского сельского поселения ООО «Прогресс» играет важную роль, т.к. здесь действует немного предприятий, занимающихся производственной деятельностью. К тому же ООО «Прогресс» действует не только на местном рынке, но и на региональном уровне.

Общество обязано вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность в порядке, установленном правовыми актами РФ. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в Обществе, своевременное предоставление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а так же сведений о деятельности Общества, предоставляемых кредиторам и средствам массовой информации, несет руководитель в соответствии с правовыми актами РФ.

Внешняя среда ООО «Прогресс представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Внешняя среда ООО «Прогресс»

Рассмотрим структуру имущества ООО «Прогресс» на настоящий момент времени (рисунок 4).

Рисунок 4 - Структура имущества ООО «Прогресс» по состоянию на 01.01.2010г., тыс.руб.

На начало 2009 года доли внеоборотных активов и оборотных активов в структуре имущества составляла 38,5% и 61,5% соответственно, а на конец 2009г. – 40,5% и 59,5% соответственно. Структура имущества соответствует области деятельности ООО «Прогресс», т.е. производству.

На рисунке 5 представлена динамика выручки по обычным видам деятельности, т.е. от реализации хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения за период с 2006г. по 2009г.

Рисунок 5 – Динамика выручки от реализации хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения, тыс.руб.

Динамика выручки от реализации говорит о том, что предприятие достаточно успешно функционирует на рынке реализации хлеба и мучных кондитерских изделий, на протяжении 2006 – 2008 гг. выручка постоянно расчет. Доход от производства и реализации хлеба и мучных кондитерских изделий снизился лишь в 2009 году, и то только относительно 2008г. Причиной тому не всемирный финансово-экономический кризис, поскольку хлеб – это товар неэластичный по спросу, он не имеет товаров–заменителей. Причина тому ценовая политика предприятия, поскольку ООО «Прогресс» пошло на небольшое снижение цен в отношении мучных кондитерских изделий дабы не потерять клиентов. Цены на хлеб остались на уровне 2008г., т.к. их изменение не привело бы к тому, что хлеб стали бы есть больше или меньше обычного.

Динамика чистой прибыли от реализации соответствует динамике выручки от реализации (рисунок 6).

Рисунок 6 – Динамика прибыли ООО «Прогресс» за период 2006 – 2009гг., тыс.руб.

2.Анализ финансового положения ООО «Прогресс»

Финансовый блок (или анализ финансового состояния) процесса оценки финансово-экономического состояния предприятия представляет собой набор универсаль­ных показателей, рассчитываемых на базе основных форм бухгалтерской отчетности.

К основным аспектам данного анализа показателей, которые необходимо оценить, относятся:

Анализ ликвидности и платежеспособности;

Анализ финансовой устойчивости;

Анализ деловой активности;

Анализ эффективности деятельности предприятия.

Основой анализа финансового положения ООО «Прогресс» послужили следующие формы бухгалтерской (финансовой) отчетности:

Бухгалтерский баланс (форма № 1) на 01.01.2008г. и Отчет о прибылях и убытках за 2007 год;

Бухгалтерский баланс (форма № 1) на 01.01.2009г. и Отчет о прибылях и убытках за 2008 год;

Бухгалтерский баланс (форма № 1) на 01.01.2010г. и Отчет о прибылях и убытках за 2009 год.

В табличном виде показатели данных форм бухгалтерской финансовой отчетности представлены в Приложении 1 и Приложении 2 данного отчета о преддипломной практике.

На рисунке 7 отображена структура оборотных активов предприятия на 01.01.2010г., где отчетливо видно, что большая часть активов сосредоточена в краткосрочной дебиторской задолженности. Приблизительно одинаковые доли активов (32% и 27%) сосредоточены в денежных средствах и запасах. Подобная картина структуры оборотных средств уже может свидетельствовать об избыточной величине денежных средств.

Рисунок 7 - Структура оборотных активов ООО «Прогресс» на 01.01.2010г., в %

Расчет показателей ликвидности и платежеспособности ООО «Прогресс» представлен в таблице 1.

Таблица 1

Расчет показателей ликвидности и платежеспособности ООО «Прогресс»

Наименование показателя

Способ расчета по данным агрегированного баланса

Способ расчета по строкам бухгалтерской отчетности

Нормальное ограничение

Расчет показателей

1.Общий показатель платежеспособности

(А1+0,5А2+0,3А3)/

(П1+0,5П2+0,3П3)

стр. 250 + стр. 260 + 0,5 x (стр. 240) + 0,3 x (стр. 210 + стр. 220 + стр. 230 + стр. 270) / стр. 620 + 0,5 x (стр. 610 + стр. 630 + стр. 660) + 0,3 x (стр. 590 + стр. 640 + стр. 650)

> либо = 1

2.Коэффициент абсолютной ликвидности

(стр. 250 + стр. 260) / (стр. 610 + стр. 620 + стр. 630 + стр. 660)

от 0,2 до 0,5

3.Коэффициент критической (промежуточной) ликвидности

(А1+А2)/(П1+П2)

(стр. 250 + стр. 260 + стр.240) / (стр. 610 + стр. 620 + стр. 630 + стр. 660)

4.Коэффициент текущей ликвидности

(А1+А2+А3)/ (П1+П2)

(стр. 290) / (стр. 610 + стр. 620 + стр. 630 + стр. 660)

Динамика показателей ликвидности и платежеспособности отражена на рисунке 8.

Рисунок 8 - Динамика показателей ликвидности и платежеспособности ООО «Прогресс» за 2006 – 2009гг.

Динамика коэффициентов не совсем однозначная, но в целом демонстрирует рост на протяжении рассмотренного периода времени.

Оценка данных коэффициентов говорит о том, что ООО «Прогресс» обладает чрезмерно избыточной ликвидностью средств. В целом предприятие платежеспособно, о чем говорят значения общего показателя платежеспособности. Предприятие в состоянии расплатиться по своим краткосрочным обязательствам (а долгосрочных обязательств у него и нет, судя по бухгалтерской финансовой отчетности), за счет своих оборотных активов.

Несмотря на то, что современный финансово-экономический кризис в России зачастую называют кризисом ликвидности, видно, что ООО «Прогресс» он не коснулся, поскольку в конце 2009г. на счетах предприятия находилось столько денежных средств (633 тыс.руб.), что оно в состоянии было с лихвой расплатиться по всем своим финансовым обязательствам (490 тыс.руб.).

Значения показателей ликвидности и платежеспособности свидетельствуют, скорее всего, о некачественном управлении денежными средствами.

Расчет показателей финансовой устойчивости представлен в таблице 2.

Таблица 2

Расчет показателей финансовой устойчивости ООО «Прогресс»

Наименование показателя

Способ расчета

Нормальное ограничение

Фактическое значение показателей

1.Коэффициент капитализации

(стр.590+стр.690)/ стр.490

не выше 1,5

2.Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования

(стр.490-стр.190)/ стр.290

> 0,1; оптимально >либо =0,5

3.Коэффициент финансовой независимости

стр.490/стр.700

4.Коэффициент финансирования

стр.490/ (стр.590+стр.690)

>либо = 0,7; оптимально =1,5

5.Коэффициент финансовой устойчивости

(стр.490+стр.590)/ Валюта баланса

> либо =0,6

Значения рассчитанных показателей существенно превышают необходимые оптимальные ограничения, что с одной стороны говорит о сверхвысокой финансовой устойчивости, с другой стороны настораживает: в чем причина такого положения дел?!

Во-первых, предприятие обладает более чем достаточным количеством собственных оборотных средств, о чем свидетельствует значения коэффициентов обеспеченности собственными источниками финансирования, значения которых составляют от 0,65 до 0,75 в течение 2006 – 2009гг.

В структуре пассивов ООО «Прогресс» существенно преобладают собственные источники финансирования, о чем говорят значения показателя финансовой независимости, которые на протяжении 2006 – 2009гг. не опускались ниже 0,8. Предприятие финансово не зависит от внешних источников финансирования.

Для комплексного анализа финансового положения необходим также анализ оборачиваемости имущества ООО «Прогресс» (Таблица 3).

Таблица 3

Система показателей деловой активности ООО «Прогресс»

Показатель

Фактическое значение показателей:

количество оборотов

(Скорость оборота в днях)

К-т.оборачиваемости активов

(Выручка от продаж – Косвенные налоги)/ (0,5(Внеоборотные и оборотные активы на нач.года + внеоборотные и оборотные активы на конец года))

К-т.оборачиваемости оборотных активов

(Выручка от продаж-Косвенные налоги)/(0,5(Оборотные активы на нач.года+Оборотные активы на конец года))

К-т.оборачиваемости собственного капитала

(Выручка от продаж-Косвенные налоги)/(0,5(Капитал и резервы +Доходы будущих периодов + Резервы предстоящих расходов на нач.года + Капитал и резервы+Доходы будущих периодов +Резервы предстоящих расходов на конец года))

К-т.оборачиваемости материально-производственных запасов

Себестоимость выполненных работ/(0,5(Запасы на нач.года+Запасы на конец года))

К-т.оборачиваемости дебиторской задолженности

Выручка от реализации/(0,5(Дебиторская задолж-ть на нач.года +Дебиторская задолж-ть на конец года))

Показатели деловой активности говорят о достаточно высокой оборачиваемости средств ООО «Прогресс». В среднем имущество предприятия оборачивается 4,4 раза в году или 82 дня, т.е. за этот период времени прокручиваются все средства, вложенные в оборот, и предприятие получает доход.

Дебиторская задолженность оборачивается в среднем за 26 дней. Собственный капитал оборачивается в среднем 66 дней.

Значения коэффициентов оборачиваемости ООО «Прогресс» свидетельствуют о высоком уровне деловой активности предприятия.

Тем не менее, необходимо отметить, что в течение 2008 года наблюдалось повышение уровня деловой активности, а в 2009г. произошло небольшое снижение скорости оборачиваемости имущества предприятия. Вероятно, причиной тому общеэкономическая кризисная ситуация в стране, которая не может ни отразиться на хозяйствующих субъектах.

Таблица 4

Оценка эффективности деятельности предприятия, %

Наименование показателя

Расчетная формула

Рентабельность активов по чистой прибыли

Чистая прибыль /(0,5(Внеоборотные и оборотные активы на нач.года+внеоборотные и оборотные активы на конец года))

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли (нераспределенной)

Прибыль чистая/(0,5(Собственный капитал на нач.года+Собственный капитал на конец года))

Рентабельность продаж по себестоимости продаж

Чистая прибыль/(Себестоимости продаж)

Рентабельность продаж по чистой прибыли

Чистая прибыль/(Выручка-НДС)

Предприятие отличается невысокой рентабельностью финансово-хозяйственной деятельности. В 2008 году наблюдалось повышение эффективности деятельности, в 2009 году произошло снижение показателей рентабельности относительно 2008г., однако они не упали ниже значений данных коэффициентов в 2007г.

В целом в 2009г. ООО «Прогресс»:

С 1 рубля, вложенного в имущество (активы) предприятия, получило 11,1 копеек чистой прибыли;

С 1 рубля, вложенного в собственный капитал предприятия, получило 13,4 копеек чистой прибыли;

С 1 рубля, потраченного на расходы на осуществление производственно-хозяйственной деятельности предприятия, получило 2,8 копейки чистой прибыли;

С 1 рубля, вложенного в оборот (доход) предприятия, получило 2,6 копейки чистой прибыли.

В целом можно говорить о благополучии финансово-экономического состояния ООО «Прогресс», хотя не будет лишним предпринять ряд мероприятий, направленных на повышение экономической эффективности деятельности и оптимизации показателей ликвидности и платежеспособности.

3.Предложения по оптимизации финансово-экономического положения ООО «Прогресс»

Выявленный излишек ликвидных средств - нежелательное явление, его наличие является свидетельством недостаточно эффективного использования ООО «Прогресс» временно свободных денежных средств и других оборотных активов.

Предполагается, что чем выше коэффициент текущей ликвидности, тем надежнее положение кредиторов, поскольку в случае невыполнения кредитных договоров заемщик сможет удовлетворить претензии кредиторов за счет превышения текущих активов над краткосрочной задолженностью.

Росту этого коэффициента способствует рост долгосрочных источников финансирования запасов и снижение уровня краткосрочных обязательств.

В то же время слишком высокая текущая ликвидность, наблюдающаяся у ООО «Прогресс», с точки зрения действий менеджмента организации является признаком недостаточно эффективного оперативного управления активами, доверенными им владельцами организации. Она свидетельствует о денежных средствах, зависших на банковских счетах и не вовлеченных в хозяйственный оборот, об уровне запасов, который стал излишним по сравнению с реальными потребностями организации, о неправильной кредитной политике.

ООО «Прогресс» необходимо избыток денежных средств, скопившихся на банковских счетах и в кассе предприятии, направить в оборот на развитие производственной деятельности, возможно, на расширение технологических процессов.

В связи с невысокой рентабельность производственно-хозяйственной деятельности ООО «Прогресс» перед предприятием остро стоит задача оптимизации затрат посредством выбора наиболее рациональных и эффективных методов учета и контроля за затратами.

В условиях рыночных отношений и конкуренции наиболее прогрессивным является нормативный метод учета затрат, который представляет собой совокупность процедур по планированию, нормированию, отпуску материалов в производство, составлению внутренней отчетности, калькулированию себестоимости продукции, осуществлению экономического анализа и контроля на основе норм затрат. Поэтому ООО «Прогресс» можно порекомендовать использовать в полной мере нормативный метод учета затрат.

Действенность этого метода проявляется и в том, что он предполагает своевременное вмешательство в формирование производственных затрат, строгое соблюдение технологической и производственной дисциплины. По существу это метод повседневного текущего контроля и выявления новых резервов экономии, выполняющий роль способа снижения себестоимости продукции и повышения рентабельности хозяйствующего субъекта.

Основное достоинство системы нормативного учета и контроля - выявление в оперативном порядке отклонений фактических затрат от действующих норм расхода сырья и материалов, заработной платы и других производственных затрат, их причин и влияния на себестоимость продукции.

Основные принципы нормативного метода учета затрат сводятся к следующему:

1) предварительное составление нормативной калькуляции себестоимости по каждому виду предоставляемых услуг на основе действующих на предприятии норм и смет; ведение в течение месяца учета изменений действующих норм для корректировки нормативной себестоимости, определения влияния этих изменений на себестоимость и эффективность мероприятий, послуживших причиной их изменений;

2) учет фактических затрат в течение месяца с подразделением их на расходы по нормам и отклонения от норм;

3) установление и анализ причин, а также условий появления отклонений от норм по местам их возникновения;

4) определение фактической себестоимости как суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменений норм.

Резервом повышения рентабельности выпускаемой и реализуемой продукции (товаров) может быть и снижение объема остатков незавершенного производства. В течение рассматриваемого периода по данным бухгалтерских балансов отчетливо видно существенное повышение в структуре внеоборотных активов величины незавершенного производства: с 5 тыс.руб. в 2007 году до 353 тыс.руб. в 2009г.

К незавершенному производству относятся продукция, которая не прошла все стадии (фазы, переделы) обработки, предусмотренные технологическим процессом, а также неукомплектованные изделия, не прошедшие испытания и техническую приемку. А ведь профиль деятельности ООО «Прогресс» - хлеб и мучные кондитерские изделия недлительного хранения. Поэтому наращивание величины незавершенного производства может вообще привести к серьезным проблемам сбыта в дальнейшем, если уже сегодня не активизировать данный процесс. Таким образом, ООО «Прогресс» необходимо сосредоточить усилия на снижении величины незавершенного производства.

На предприятие наблюдается наличие огромной величины добавочного капитала. В частности, в 2006г. добавочный капитал составлял 2036 тыс.руб., в 2009г. величина его составляла 2410 тыс.руб.

Источниками формирования добавочного капитала ООО «Прогресс» являются:

Суммы дооценки объектов основных средств и нематериальных активов;

Превышение стоимости вклада участника в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью над номинальной стоимостью оплаченной участником доли;

Дополнительные вклады в имущество общества.

Поскольку суммы, отнесенные в кредит счета 83 «Добавочный капитал», как правило, не списываются, то ООО «Прогресс» можно порекомендовать следующие варианты его использования:

Увеличение уставного капитала за счет сумм добавочного капитала;

Выплаты участникам при уменьшении уставного капитала.

Таким образом, реализация выше предложенных мероприятий позволить ООО «Прогресс» сохранить высокий уровень платежеспособности, преодолеть избыточную ликвидность, расширить оборот производственно-хозяйственной деятельности, оптимизировать затраты и повысить эффективность финансово-хозяйственной деятельности. В целом, предприятие упрочит свое финансово-экономическое положение в современных нестабильных условиях хозяйствования.

Заключение

В процессе прохождения преддипломной практики в ООО «Прогресс» в качестве экономиста по анализу была реализована возможность закрепления теоретических знаний, полученных в течение обучения Филиале ГОУ ВПО МГУТУ г.Чебоксары, и использования их в практической деятельности применительно к специальности и профилю будущей профессии.

Для реализации поставленной цели в период выполнения практики выполнены следующие задачи:

Изучено функционирование и развитие предприятия, как системы управления;

Собрана информация, характеризующая основные направления производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;

Рассмотрена и обобщена информация, связанная с внешней и внутренней средой изучаемого объекта, а именно ООО «Прогресс»;

Собрана и проанализирована финансовая отчетность предприятия;

Изучены инструктивные и нормативные документы, регламентирующие показатели ликвидности и финансовой устойчивости предприятия, а также порядок его функционирования как хозяйствующего субъекта;

Проведен анализ финансового состояния ООО «Прогресс» на основе данных бухгалтерской отчетности, в частности форм № 1 «Бухгалтерский баланс», № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2007 – 2009 гг.;

Разработаны предложения по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Прогресс».

Приложение 1

Данные бухгалтерских балансов ООО «Прогресс», тыс.руб.

Конец 2007г.

Конец 2008г.

Конец 2009г.

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы

Основные средства

Незавершенное строительство

Долгосрочные финансовые вложения

Отложенные налоговые активы

Прочие внеоборотные активы

ИТОГО по разделу I

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы, в т.ч.

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

затраты в незавершенном производстве

готовая продукция и товары для перепродажи

товары отгруженные

Расходы будущих периодов

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), в том числе:

покупатели и заказчики

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

Прочие оборотные активы

ИТОГО по разделу II

БАЛАНС (сумма строк 190 + 290)

Конец 2007г.

Конец 2008г.

Конец 2009г.

III. КАПИТАЛЫ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал

Добавочный капитал

Резервный капитал

Нераспределенная прибыль отчетного года

ИТОГО по разделу III

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

Прочие долгосрочные обязательства

ИТОГО по разделу IV

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

Кредиторская задолженность, в том числе:

поставщики и подрядчики

задолженность перед персоналом организации

задолженность перед гос. внебюджетными фондами

задолженность по налогам и сборам

прочие кредиторы

Доходы будущих периодов

Прочие краткосрочные обязательства

ИТОГО по разделу V

БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 + 690)

Приложение 2

Данные отчетов о прибылях и убытках ООО «Прогресс», тыс.руб.

Наименование показателя

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

Валовая прибыль

Коммерческие расходы

Управленческие расходы

Прибыль (убыток) от продаж (строки (010 - 020 - 030 - 040))

Прочие доходы и расходы

Проценты к получению

Проценты к уплате

Доходы от участия в других организациях

Прочие доходы

Прочие расходы

Прибыль (убыток) до налогообложения

Отложенные налоговые активы

Отложенные налоговые обязательства

Текущий налог на прибыль

Прочие платежи в бюджет

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

Постоянные налоговые обязательства (активы)

Базовая прибыль (убыток) на акцию

Разводненная прибыль (убыток) на акцию

При написании отчета не стоит забывать, что у некоторых вузов присутствуют свои требования по оформлению, которые можно уточнить у преподавателя или в методической литературе Вашего вуза. Если особых требований нет, то стандарты оформления выглядят так:

  1. Рекомендуемый объём работы: 35-40 листов стандартного формата А4 . В особых случаях разрешается увеличить объём до 45 листов, предварительно согласовав это с преподавателем.
  2. Перед началом работы задаются отступы страницы: по левому краю 30 мм , по правому 20 мм , сверху и снизу 20 мм .
  3. Нумерация страниц начинается с титульного листа. На самом титульнике и в приложениях номера не проставляются .
  4. Текст набирается шрифтом Times New Roman с 14 кеглем . Для заголовков разделов используется 16 кегль . Между строчками задается полуторный интервал .
  5. Для каждого абзаца задается отступ в 1,25 пт .
  6. Каждый раздел должен иметь оригинальное название для удобной навигации по тексту. Все разделы обязаны начинаться с новой строки .
  7. Оформляя отчет согласно ГОСТ, переносить слова запрещается . Но мы советуем уточнить этот момент на Вашей кафедре, так как большинство вузов к переносу слов относятся лояльно.

Если Вы учитесь в техническом вузе, то Вам может понадобиться рамка для отчета. Её параметры уточняйте на кафедре.

Структура отчетов по практике

Так в каждом вузе свои требования к написанию отчетных работ, однозначно сказать как именно должен выглядеть именно ваш отчет невозможно. Если вуз не выдвигает каких-либо дополнительных требований, структура отчёта по практике выглядит так:

Титульный лист отчета о прохождении практики

Визитная карточка отчета, первое, что видит проверяющий. От его оформления соответственно зависит отметка за работу. На титульном листе нужно обязательно указать название вуза, тему практики, ФИО студента и проверяющего, а также название группы, в которой числится студент.

Содержание отчета о прохождении практики

Как и всегда, содержание включает в себя разбиение отчета на разделы с обязательной нумерацией.

Введение отчета о прохождении практики

Здесь необходимо коротко и ясно поставить цели и задачи, которые преследует за собой Ваша практика. Обосновать актуальность данного конкретного направления.

В зависимости от контекста можно добавить историческую справку, раскрывающую более детально предприятие или направление, в котором Вы собираетесь организовать свою практику.

Основная часть отчета о прохождении практики

Как ни странно, но и самая сложная часть, в которой нужно структурировано описать предприятие. Необходимо охарактеризовать место прохождения практики объективно, не допуская критического субъективизма.

Следующим шагом будет описание процессов, проходящих внутри предприятия. Обязательно выделить Вашу роль в работе компании, какие задачи выполняли именно Вы.

Заключение отчета о прохождении практики

Трудно переоценить важность заключения, ведь именно в нём подводятся итоги Вашей практики. В этой части необходимо сформулировать основные выводы и предложения отчета по практике, рассказать о достигнутых целях и выполненных задачах, которые ставили в введении. И не нужно забывать, что краткость - сестра таланта!

И вот, когда отчет готов, можно смело нести его на подпись руководителю организации. Редкий руководитель решит полностью прочитать Ваш отчет. Введение и заключение его вполне устроит.

Список литературы отчета о прохождении практики

Списком литературы называется перечень источников (нормативных актов, статей, кинг и журналов и т.д.), данные из которых автор использовал при создании своей работы. Так как любая студенческая работа считается официальным документом, то оформляться она должна согласно всех стандартов. Согласно ГОСТ : любые материалы, используемые в ходе создания любой работы, должны быть перечислены отдельным списком, носящим название "библиографический список" или "список литературы".

Литература должна быть:

  1. Современная . Постарайтесь избегать устаревших источников. Используйте по возможности источники, которые не старше 5 лет.
  2. Уместная . Литература должна соотвтетствовать теме Вашего отчета.
  3. Упоминаемая . Каждый литературный источник должен упоминаться в сносках в тексте.
  4. Актуальная . Если используются законы и подзаконные акты, то в оформлении обязательно должна указываться дата последней редакции, а также дата и источник первой публикации.
  5. Избегайте учебников . Основной упор в литературе лучше всего делать на научные статьи, исследования или статьи из журналов.

Как создать список литературы в MsWord:

  1. Открываете меню Ссылки ,в нём открываете вкладку Список литературы . В появившемся списке выбираете нужный Вам вариант.
  2. Помещаете курсор в конец абзаца, где необходимо оформить ссылку на источник. Открываете меню: Ссылка/Вставить ссылку/Добавить новый источник .
  3. В появившемся окне Вам нужно заполнить все графы. Отдельное внимание уделите разнообразию вариантов в разделе Тип источника .
  4. Сразу после добавления источника на месте курсора появятся скобки с ссылкой на список литературы. Если изменений не произошло, то необходимо зайти в настройки и нажать кнопку Обновление ссылок и списка литературы.
Приложения отчета о прохождении практики

Необязательная, но желательная часть. Именно приложения помогут проверяющим понять суть Вашей работы на предприятии, а также, благодаря им, можно намного нагляднее подвести итоги Вашей работы.

В приложение любой работы можно включить:

  • рисунки и схемы;
  • таблицы;
  • графические материалы
  • исходный код программ, написанных Вами для предприятия.

При составлении приложений к отчету по практике необходимо соблюдать все требования ГОСТ, а также:

  1. Каждое новое предложение начинается с новой страницы. В центре пишется заголовок, начинающийся с "ПРИЛОЖЕНИЕ...", где вместо "..." причисляется ему порядковый номер, соответсвующий ссылке в тексте работы. Следующей строкой будет заголовок самого приложения с прописной буквы.
  2. Для нумерации разрешается использовать буквы латинского (кроме I,O) и русского алфавита (кроме о, ё, й, з, ь, ч, ъ, ы). Если количество приложений превосходит количество букв алфавита, то можно использовать арабские цифры.
  3. Нумерация страниц приложений должна быть сквозной и начинаться с первой цифры с первой страницы приложения.
Дневник прохождения практики

Своего рода школьный журнал, в котором Вы расписываете каждый день прохождения практики, что делали в эти дни, а руководитель ставит отметку о выполнении.

Отзыв-характертистика руководителя практики

Заключение за подписью руководителя практики, в котором он объективно оценивает Ваши труды на протяжении всей практике и рекомендует для преподавателя оценку, которую Вам поставить. Обычно, в характеристике указывается информация о посещаемости студента и его участии в организационном процессе.

Характеристика по практике очень редко прикрепляется к отчёту. Как правило, отчёт сдаётся на проверку без этого документа.

Стоит отметить, что характеристика сильно влияет на итоговую оценку по практике.

Внимание! . Наша компания помогает выполнить весь объем работ, за исключением итоговых отметок организации, в которой Вы проходили, либо должны были проходить, практику.

Кафедра Бухгалтерского учета и аудита

по преддипломной практике студента _ курса

группы ___________ Ф.И.О. ____________________________________

База (предприятие) наименование предприятия

Руководитель практики от МИЭМП _________________________

должность, Ф.И.О.

Руководитель практики от предприятия __________________________

должность, Ф.И.О.

Москва - 2013

Календарный план...................................................................................................

Дневник....................................................................................................................

Отзыв........................................................................................................................

Введение...................................................................................................................

1. Общая характеристика деятельности организации.........................................

1.1. Краткая характеристика организации........................................................

1.2. Существующая система управления........................................................

1.3. Анализ экономических показателей производственно-хозяйственной

деятельности организации................................................................................

2. Организация бухгалтерского учета в организации.......................................

2.1. Уровень организации работы бухгалтерии и ее содержание.................

2.2. Особенности бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате

труда....................................................................................................................

3. Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда..................

3.1. Планирование аудита.................................................................................

3.2. Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства........

3.3. Аудиторская проверка правильности начисления заработной платы..

3.4. Аудит правильности удержаний из заработной платы...........................

3.5. Аудит начисления страховых взносов......................................................

3.6. Результаты аудита.......................................................................................

Заключение............................................................................................................

Литература.............................................................................................................

Приложения...........................................................................................................

Календарный план

Наименование тем

Дата (период)

Руководитель

практики

прохождения

проведения

практики

практики

практики

(отдел, рабочее

Ознакомление со структурой

бухгалтерия

организации

Изучение практического

бухгалтерия

опыта работы сотрудников

бухгалтерского отдела на

рабочих местах

Изучение организации

бухгалтерия

учетно-аналитической

а) организация

бухгалтерского учета

б) порядок составления

первичных документов

в) порядок составления

бухгалтерской отчетности

г) организация проверок и

инвентарной работы

Учет и аудит расчетов с

бухгалтерия

персоналом по оплате труда

Обобщение и

бухгалтерия

систематизация

практического материала для

подготовки выпускной

квалификационной

(дипломной работы)

Оформление отчета о

бухгалтерия

прохождении практики

Защита отчета о практике

бухгалтерия

Руководитель практики:

прохождения преддипломной практики

на предприятии Общество с ограниченной ответственностью «_____» (название организации)

в период с «__» __________ 2013 г. по «__»__________ 2013 г.

студента группы ______________ Ф.И.О_________________________

Руководитель практики _____________________________________________

(Ф.И.О., должность, ученое звание, ученая степень)

Подпись ответственного

лица от организации

Знакомство с предприятием.

Вводный инструктаж

Изучение учредительных

документов

Изучение отраслевой

принадлежности

Исследование

организационной структуры

управления

Ознакомление с

должностными

инструкциями

Знакомство с регламентацией

деятельности бухгалтерии

Исследование учетной

политики организации

Изучение порядка

составления первичных

документов

Исследование постановки

бухгалтерского учета

Изучение формы

бухгалтерского учета

Изучение регистров

бухгалтерского учета

Исследование объектов

бухгалтерского учета

Изучение инвентарной

Анализ показателей

основного вида деятельности

Анализ показателей прочих

видов деятельности

Анализ показателей прибыли

Анализ показателей

рентабельности

Анализ расчетов с

персоналом по оплате труда

Оценка показателей

эффективности оплаты труда

Организация планирования

аудиторской проверки

расчетов с персоналом по

оплате труда

Проведение аудиторской

проверки расчетов с

персоналом по оплате труда

Сбор необходимого

материала и его

систематизация

Оформление отчета о

прохождении практики

О преддипломной практики студента МИЭМП

Прошел преддипломную практику

в ООО «_____» в период с_________________ по_______________ 2013 года

наименование базы практики

В период практики __________________________ работал в должности бухгалтера второй категории .

(выполнял обязанности ________________)

Провел практические исследования в организации

ООО «_____» с целью анализа расчетов с персоналом по оплате труда и формирования этих показателей в бухгалтерской отчетности организации.

Полученный аналитический материал был использован для разработки методических рекомендаций и предложений по совершенствованию и улучшению деятельности организации.

Введение

Цель прохождения преддипломной практики является закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения в вузе,

формирования необходимых для будущей профессиональной деятельности умений, навыков и личностных качеств.

Главной задачей практики является сбор и изучение особенностей организации учета на предприятии общественного питания, а также формирования этих показателей в бухгалтерской отчетности организации.

Для решения этой задачи в период прохождения практики были выполнены следующие задачи:

Ознакомление с литературой, в которой освещается отечественный и зарубежный опыт деятельности предприятий общественного питания,

которой занят выбранный объект исследования;

- изучение нормативных документов по учету и методических положений по формированию данных показателей в бухгалтерской отчетности, регламентирующие работу предприятия общественного питания;

- анализ собранного фактического материала, изучение служебной документации предприятия, ознакомление с информацией по учету,

подготовка необходимого графического материала; - обобщение собранного материала.

Объектом преддипломной практики является ресторан ООО «_____».

Предметом преддипломной практики является методика ведения бухгалтерского учета на предприятиях общественного питания.

1. Общая характеристика деятельности организации

1.1. Краткая характеристика организации

Предприятие «_____» зарегистрировано в администрации г. Москвы в мае 2002 года. Регистрационный номер – № 258.

Ресторан «_____» - предприятие общественного питания.

В основе своей хозяйственной деятельности ресторан «_____»

руководствуется «Правилами оказания услуг общественного питания», утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от

Данный документ разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и регулирует отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания.

Режим работы предприятия «_____» устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти.

Для ресторана «_____» установлен высший класс в соответствии с государственным стандартом. Ресторан «_____» соблюдает установленные в государственных стандартах санитарные, противопожарные правила, технологические нормативы.

Ресторан «_____» самостоятельно определяет перечень оказываемых услуг в сфере общественного питания. Предприятие имеет ассортиментный перечень производимой им продукции общественного питания, соответствующий обязательным требованиям нормативных документов.

Предприятие общественного питания «_____» имеет книгу отзывов и предложений, которая представляется потребителю по его требованию.

Торгово-коммерческое предприятие ресторан «_____» - предприятие общественного питания.

Состав производственных мощностей исследуемого предприятия отражён в таблице 1.

Таблица 1

Структура производственных помещений ресторана «_____» на

Собственную продукцию производят кондитерский цех и кухня.

Кулинарная продукция выпускается как из собственных, так и из покупных товаров.

Наценка в предприятии ресторане «_____» составляет 65%.

Количество посадочных мест в обеденном зале ресторана составляет

Таблица 2

Перечень оборудования используемого в ресторане «_____»

Наименование оборудования

Количество, штук

Шкаф жарочный

Электрическая сковорода

Тестомесильная машина

Холодильная камера

Холодильник бытовой

Плиты электрические

Кремосбивалка

Цены на продукцию собственного

производства отражаются в

калькуляционных карточках, которые отражены в Приложении 5 настоящей

1.2. Существующая система управления

Управленческий персонал ООО «_____» состоит из работников,

обеспечивающих управление предприятием. Сюда входят руководители данного предприятия.

На рисунке 1 представлена организационная структура управления

ООО «_____». Она в большей степени чем какая-либо из известных соответствует анализируемому предприятию и по отраслевой принадлежности, и по средним размерам, и по масштабом деятельности.

Генеральный директор

Менеджер

Менеджер по

Системный

бухгалтер

персоналу

администратор

Бухгалтерия

Торговый

Рис. 1. Организационная структура управления ООО «_____»

Общее руководство рестораном осуществляет генеральный директор,

он является главным руководителем предприятия, который занимается анализом и контролем всеобщей работы своих подчиненных, также он поручает задания сотрудникам высшего звена для их реализации с целью достижения общих целей фирмы. Он же занимается вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов.

К компетенции Генерального директора ООО «_____» относятся следующие вопросы:

Определение стратегических целей и приоритетов развития ресторана;

Сейчас мы предлагаем вам разобрать пример отчета по производственной практике. Точнее, наша задача будет заключаться в следующем:

  • объяснить, что такое отчет по практике;
  • рассмотреть его виды;
  • рассказать, с чего начать работу;
  • привести пример структуры;
  • объяснить, как заполняется дневник.

Отчет по практике - это неотъемлемая часть работы студента, которая помогает преподавателю понять, разбирается ли студент в данной области, каковы его профессиональные навыки.

С чего начать

Практика проходится три раза за все время обучения (учебная, производственная и преддипломная). С каждым из видов мы познакомимся далее поближе. Примеры отчетов по производственной практике или преддипломной, которые выложены на свободное обозрение, не всегда соответствуют стандартам и нормам вуза, где проходят обучение студенты. Именно по этой причине необходимо самостоятельно делать данную работу, что в дальнейшем облегчит работу с дипломным проектом.

И производственная, и преддипломная практика начинается с того, что нужно взять на выпускающей кафедре методические материалы, которые необходимы для правильного и грамотного написания отчета. В данных материалах содержится следующая информация:

  • задачи;
  • цели;
  • рекомендации по оформлению;
  • план практики (то есть задачи, которые поставлены перед студентом в ходе прохождения практики, но не более четырех).

Начинайте свою работу с изучения полученных методических материалов. Изучите теоретическую часть вопроса, далее переходите к сбору информации о деятельности предприятия (базы практики). Производственная и преддипломная практика подразумевает сбор информации о деятельности предприятия, анализ полученных данных и предложение по улучшению деятельности.

Структура

Учебное заведение вправе выдвинуть свои особенные требования к структуре отчетов по практике. Если таковых нет, то придерживайтесь стандартной формы:

  • титульный лист;
  • содержание;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • приложения.

Обратите внимание на то, что в ходе прохождения необходимо заполнять дневник производственной практики или преддипломной. Если база производственной и преддипломной практики - это одно предприятие, то информация в дневнике не должна сильно отличаться. Обратите внимание еще и на то, что отчеты по разным видам практики несущественно, но отличаются друг от друга. Сейчас об этом поговорим немного подробнее.

Виды

Всего студенты проходят за время обучения три вида практики. О сходствах и различиях между ними можно судить, изучив таблицу данного раздела.

Вид практики

Особенности

Это самый простой вид практики, которая не подразумевает внедрения студента в рабочую обстановку. Как правило, это групповые занятия, где вам необходимо изучить теоретический материал и выполнить некоторые практические задачи. Структура отчета такая же, как и описанная выше.

Производственная

Далее мы будем рассматривать пример отчета по производственной практике, где будет подробно расписан каждый пункт. Обратите внимание на то, что студент уже погружается в рабочую обстановку. Обязательная задача, которая ставится перед учеником - его собственная рекомендация по улучшению предприятия.

Преддипломная

Это заключительный этап. Часть данного материала может быть помещена непосредственно в вашу дипломную работу. В ходе прохождения практики вы должны определиться с темой вашего дипломного проекта и при написании делать упор именно на данное направление.

Любой отчет по практике должен содержать документы, к которым относятся: дневник по практике, характеристика студента, пояснительная записка.

Пояснительная записка

Как было сказано ранее, пояснительная записка - это один из необходимых документов. Что же это такое? В данном документе студент должен очень кратко, но понятно расписать свои действия в ходе прохождения практики. Нелишней будет и краткая справка по данному предприятию

В разделе приведена записка из примера отчета по производственной практике. Обратите внимание на то, что читая записку, преподаватель не должен сомневаться в том, что вы действительно самостоятельно писали данный отчет.

Характеристика

В процессе прохождения практики ваш руководитель может давать некоторые задания, которые помогут ему выяснить, какой вы специалист. Обратите внимание, что к работе стоит отнестись ответственно, ведь, опираясь на данные результаты, руководитель по практике от предприятия будет писать характеристику. Ваш руководитель, опираясь на все представленные ему документы, выставит оценку по итогу работы.

Чем лучше характеристика, тем выше оценку вы получите на защите отчета по практике.

Заполнение дневника

Дневник производственной практики или преддипломной - это важная часть работы. Данный документ заполняется самостоятельно студентом и несет информацию о ежедневных этапах прохождения практики. Сюда же включаются и индивидуальные задания, которые могут быть получены студентом от руководителя (от предприятия или вуза).

Форма документа в обязательном порядке предоставляется студентам. Дневник заполняется достаточно легко: просто пишите все, что вы делали на данном предприятии. Например: "20.04.2017/Изучение нормативных документов. 21.04.2017/Работа в программе "А", знакомство с правилами оформления отчетности и так далее". Обратите внимание на то, что в дневнике необходимо ставить печать и подпись вашего куратора с места прохождения практики.

Пример плана и краткое описание пунктов отчета по практике

Сейчас мы кратко рассмотрим пример отчета по производственной практике на предприятии ООО "А". Для начала оформляем титульный лист по требованиям вашего учебного заведения. Далее идет оглавление:

  • Введение (цели, задачи, используемые в работе документы и нормативные акты, описание шагов работы).
  • Основная часть (как правило, это две части: теоретическая и практическая). Теоретическая - описание организации, практическая - анализ собранной аналитической информации, расчеты, предложения по усовершенствованию работы.
  • Заключение (в этом разделе необходимо подвести итог проделанной работы, описать полученные в ходе нее знания и навыки).

Обращаем ваше внимание на то, что вся работа пишется в деловом стиле. Пример плана отчета по производственной практике можно увидеть на картинке в данном разделе.