Как начинающему предпринимателю выбрать прибыльную франшизу? Тенденции рынка в России. Какую франшизу лучше выбрать

В России продолжает активно развиваться и ежегодно приобретает все большую популярность. По подсчетам Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), рынок франчайзинга в стране вырос в 2,5 раза за последние 6 лет (с 2010 до 2016). В целом наблюдается стабильный и растущий спрос на франшизы зарубежных компаний.

Вследствие этого увеличивается и конкуренция среди предпринимателей, работающих с использованием франчайзинговых систем. Для многих бизнесменов в сложившихся условиях актуальным становится вопрос: как правильно выбрать франшизу? Далее мы рассмотрим основные критерии предложений франчайзеров, на которые следует обратить внимание при выборе.

Как выбрать франшизу

Удачный выбор франшизы – залог успешного капиталовложения и получения стабильной прибыли. Поиск франчайзера должен основываться на определенных показателях деятельности предполагаемого партнера.

Размышляя о том, какую франшизу выбрать, важно учитывать следующие критерии:

  • длительность работы франчайзера на рынке;
  • скорость развития и расширения самой компании;
  • количество уже работающих с ней франчайзи;
  • эффективность маркетинговой кампании (другими словами – узнаваемость, популярность бренда);
  • защищенность от кризиса;
  • специфика отраслевой сферы;
  • наличие сезонности.

Прибыльные франчайзинговые программы обычно начинают активно тиражировать и распространять точки реализации готовой продукции спустя два года после своего первого запуска.

Важно! Следует с осторожностью относиться к сотрудничеству с молодыми компаниями. Некоторые фирмы предлагают франшизы, не имея при этом действующих точек продаж. Заключать соглашение с таким франчайзером – риск, который в большинстве случаев бывает не оправдан.

Из наиболее эффективных франшиз выделяются несколько категорий, которые всегда будут востребованы среди аудитории. К ним относятся:

  • магазины модной одежды;
  • фитнес-клубы;
  • индустрия красоты и здоровья;
  • АЗС и пункты технического обслуживания автомобилей;
  • сети ресторанов быстрого питания.

Успешность подобных франшиз связана с тем, что реализуемые с их помощью товары и услуги пользуются постоянным спросом у населения. Такие торговые точки имеют всесезонный период работы, и не будут испытывать дефицита в клиентах.

Какую франшизу выбрать для маленького города

Открывая в своем городе торговую точку, важно учесть тот факт, что реализуемый продукт должен быть максимально известен местному потребителю. Таким образом, со старта вы уже будете располагать готовой базой лояльных клиентов, которые начнут тратить свои деньги и способствовать скорейшей окупаемости франшизы.

Однако данный фактор может быть некритичен при условии того, что франчайзер готов предложить уникальный бизнес.

Примером может послужить открытие на территории одного из торговых центров города небольшого островка быстрого питания, предлагающего кофе и десерты либо мини-кофейни «кофе с собой».

Такие проекты на начальном этапе тиражирования практически не имеют конкурентов за счет своей оригинальности. Несмотря на относительно невысокую стоимость подобной франшизы, она может принести предпринимателю приличные деньги в короткий срок.

Решая, какую франшизу открыть в маленьком городе, следует также обратить внимание на «дефицитные» отрасли.

Внимание! По состоянию на 2016 год франшизы в сфере производства составляют меньше 1% по всему каталогу предложений.

Между тем, если тщательно изучить существующий на рынке небольшого города спрос на ту или иную продукцию, а также объем имеющегося предложения, то можно выбрать уникальную франшизу и в производственной сфере.

В качестве примера можно привести компании, предлагающие оформление фасадов, а именно вертикальное озеленение. В маленьких городах эта идея еще не получила достаточного развития, в большинстве провинций о ней вообще ничего не известно. Таким образом, выбрав подобную франшизу, вы имеете все шансы занять свободную нишу на местном рынке и можете быть абсолютно уверенными в дальнейшей успешной ее реализации.

Выгодно ли открывать франшизу

Экономическая ситуация в России, сформировавшаяся под воздействием санкций и давления со стороны запада, оказала влияние и на развитие франчайзинга.

Владельцы популярных европейских и американских брендов стремятся вернуть существенную сумму денежных средств, нерационально повышая стоимость паушального взноса. Вместе с этим франчайзеры стараются снизить сроки окупаемости проектов, привлекая к себе внимание франчайзи.

Покупка франшизы российских компаний в сложившихся условиях может стать альтернативным вариантом для многих предпринимателей. Если судить по отзывам бизнесменов, работающих с отечественными системами франчайзинга, наиболее эффективными являются франшизы на реализацию детских товаров (одежда, обувь, игрушки и т. д.), на организацию различного рода развлечений (туризм, путешествия, сети хостелов и т. д.).

Как рассчитать франшизу

Чтобы ответить на вопрос, как получить франшизу, которая будет максимально эффективна в регионе и не начнет приносить убытки, следует самостоятельно просчитать окупаемость торговой точки.

Кроме паушального взноса и регулярных отчислений в виде роялти, нужно учесть и другие неминуемые расходы. В их сумму включается аренда помещений, затраты на регистрацию предприятия, (либо юр. лица), отчисление зарплаты обслуживающему персоналу и т. д. В большинстве случаев франчайзер предоставляет предпринимателю готовое оборудование (его стоимость включается в сумму паушального взноса). Однако если это не предусмотрено договором, то на ваши плечи ляжет еще и закупка торговой мебели, станков, аппаратов, инструментов и т. д.

Важно! При подсчетах любая успешная франшиза имеет показатель окупаемости на уровне или выше указанного в рассматриваемом предложении.

Выбирать франчайзеров следует из категории тех компаний, которые осознают свои конкурентные преимущества, имеют долгосрочную перспективу и отличаются качеством оперативного управления с грамотным распределением ресурсов.

Маркетплейса TopFranchise, разоряются не менее 20% российских франчайзи. Inc. изучил кейсы двух предпринимателей, купивших франшизы: один - история успеха, другой - провала, и оба по-своему поучительны.

История про открытость

Москвич Денис Ефимов занимается бизнесом в сфере IT, но прошлым летом надумал открыть ресторан и выбрал франшизу сети Subway - она привлекла доступностью информации.

По словам Дениса, ему просто и подробно объяснили, сколько времени уйдет на открытие ресторана, где приобрести оборудование, каким будет срок окупаемости. Рассказали и о сложностях, которые могут возникнуть, предложили изучить опыт других франчайзи и пообщаться с ними напрямую.

А в сети «Шоколадница», например, информацию не дали, - рассказывает Денис, - зато долго выспрашивали, кто я, где хочу открыться… Видимо, хотели понять, есть ли у меня деньги.

Франшиза Subway обошлась Ефимову в 500 тысяч рублей (не считая роялти 8% от выручки и маркетингового платежа 1,5%). Но прежде Дениса попросили подтвердить наличие 4 млн рублей (минимальная сумма для открытия ресторана) и пройти двухнедельный курс в учебном центре Subway в Санкт-Петербурге, где франчайзи получают навыки управления рестораном, а заодно учатся делать сэндвичи и работать на кассе.

«Бомбить Воронеж»

Поиски помещения заняли около трех месяцев. У Subway жесткие требования к площади, мощности электрической сети, видимости и проходимости (все эти параметры оценивает сотрудник сети).

Около 200 помещений в разных городах неподалеку от Москвы (Тула, Тверь, Калуга, Рязань, Владимир, Ярославль) Subway забраковал и неожиданно предложил два помещения в Воронеже - арендные площади в торговых центрах, где раньше работали, но по разным причинам закрылись рестораны сети.

Оба помещения мне очень понравились - по проходимости те, что я нашел сам, и близко не стояли, - рассказывает Денис.

Региональный менеджер Subway по франчайзингу и развитию территории Марина Тукшумская участвовала во всех переговорах с арендодателями и объясняла Денису, на какие условия и почему не надо соглашаться.

Дизайн-проект будущего ресторана Subway предоставил бесплатно - в рамках франшизы. Сеть также рекомендовала поставщиков ресторанного оборудования и строительную компанию для ремонта и отделки помещения. В рамках франшизы Денис получил и выгодный контракт с поставщиками продуктов и напитков - поставки для Subway заметно дешевле, чем в среднем по рынку, из-за больших объемов.

Кассовый разрыв

Сразу после оплаты Денису предоставили пошаговую инструкцию по открытию ресторана.

Это было очень удобно, мы ее использовали как чек-лист, когда заказывали оборудование, проводили обучение персонала, получали согласования в органах власти, - делится Денис. Но без проблем не обошлось.

Кассовый аппарат от воронежского дилера компании UCS (ИП Мавлютов Дмитрий Фанилевич) пришел на три недели позже установленного срока, за два дня до открытия ресторана, а еще полтора месяца налаживали онлайн-передачу данных в ФНС, - сетует Денис.

По его словам, получив 100% предоплату, дилер исчезал на несколько дней - отключал телефон, не реагировал на письма - и Ефимову пришлось решать проблемы самостоятельно. Например, с подачи того же дилера он ошибочно купил не тот электронный ключ.

Мы с представителем Subway Антоном Синеоком целый месяц мучились, пока не поняли, в чем ошибка, - негодует Денис.

В итоге полтора месяца фискальные данные не передавались в режиме онлайн, Денис не мог продавать пиво и потерял существенную часть выручки.

Сергей Горбунов

генеральный директор компании UCS

По нашим данным, франчайзи Subway Дмитрий Ефимов обратился к нашему дилеру «МДФ-Софт» с просьбой установить оборудование на вновь открывающейся точке. Это как раз был период обновления кассовых систем в связи с . Фискальные накопители производит только один сертифицированный подрядчик - ООО «РИК». Задержки по поставкам нового оборудования в регионах составляют два-три месяца (в Москве - около 1 месяца).

Ольга Блудовская

президент Subway Russia Service Company

Онлайн-кассы - по этой причине могут возникать различные проблемы.

Сеть Subway объединяет свыше 600 ресторанов в России, и все они оснащены кассовыми аппаратами UCS. Мы высоко ценим наше сотрудничество и считаем его стратегическим -естественно, делая соответствующие выводы из допущенных ошибок.

Возникли сложности и с наймом персонала. Следуя инструкции Subway, Денис дал объявления о вакансиях в местных газетах за две недели до открытия, чтобы успеть обучить новых сотрудников.

Зарплату мы предлагали вдвое выше средней по региону, но люди не пришли, и я так и не понял - почему. К открытию мы с трудом набрали минимальный штат, - вспоминает Денис.

И все же ресторан удалось открыть даже раньше назначенного срока и при этом сэкономить на расходах. По словам Дениса, очень удачной была идея нанять консультантом Анастасию Гоцуляк, владелицу четырех ресторанов Subway в Рязани и Нижнем Новгороде. Ефимов познакомился с Гоцуляк, когда только обдумывал покупку франшизы. Она помогала отладить все процессы неделю до открытия ресторана и неделю после.

Заплатив Анастасии, опытному франчайзи, 100 тысяч рублей за консультирование, я сэкономил 500 тысяч рублей благодаря ее советам, - делится Денис.

После открытия региональный менеджер Subway раз в месяц проверяет соблюдение стандартов в ресторане. К нему же можно обращаться за консультацией по любым вопросам. Например, недавно консультант помогла Денису понять, почему ухудшилось качество выпечки, - оказалось, сбились настройки оборудования.

За первые три месяца работы выручка ресторана составила 850 тысяч рублей, чистая прибыль - 100-150 тысяч рублей в месяц. В будущем Денис рассчитывает поднять выручку до 1–1,2 млн рублей, а до конца лета - открыть в Воронеже второй Subway.

1. Клиенты

При покупке франшизы вы, в первую очередь, платите за клиентов, лояльных к бренду. Если у вас в городе их нет - бренд придется раскручивать самостоятельно. Франшизу без клиентов покупать не стоит.

2. Экономия

Запуск франшизы должен быть выгоднее, чем запуск самостоятельного бизнеса, - за счет экономии на проектировании, дизайне, разработке фирменного стиля, сайта, а также за счет корпоративных скидок при закупках и снижения арендной платы для известного бренда.

3. роялти

Размер роялти должен зависеть от выручки. У любого бизнеса есть высокий и низкий сезон. Если доход франчайзера напрямую зависит от дохода франчайзи - это честно. А если сумма роялти фиксированная, значит, владельцу бренда на вас наплевать.

4. Срок действия

Срок действия франшизы должен превышать срок окупаемости точки. Нечестные франчайзеры могут продать за небольшие деньги «короткую» лицензию. Как только точка начнет приносить прибыль, они отзывают лицензию и сами открываются на том же месте или рядом.

От меня не требовали ничего, кроме денег, - никаких условий по франшизе не было. Я еще думала, как мне повезло! - вспоминает Люгай.

В SUN Studio Ирине предложили двухлетнюю рассрочку платежей за принтер - сразу надо было заплатить только 834 тысячи рублей, что ее тоже порадовало. Пообещали бесплатную установку оборудования, техподдержку и консультации. Показали бизнес-план - по мнению Ирины, смету расходов: приблизительный перечень трат на офис, производственную площадку и оплату труда. Полный пакет документов по созданию и развитию предприятия обещали предоставить после оплаты франшизы и взноса за принтер.

Когда покупаешь франшизу, надеешься, что люди передадут тебе свой опыт и ты не повторишь их ошибки, - рассказывает Ирина. - А меня обманули везде, где только можно.

Сорванные планы

Проблемы начались сразу. Принтер доставили с опозданием почти на месяц: вместо 4 марта 2014 года - 2 апреля. Из-за этого Ирина впустую истратила 220 тысяч рублей на лишний месяц аренды почти двухсотметрового помещения, где должны были разместиться принтер размером 2х3 м и столы для обработки и сушки стекла.

О выплате неустойки за сорванные сроки поставки техники и речи не шло, - рассказывает Ирина. - Мне сказали: да вам вообще повезло, люди по полгода ждут. И нечего было такое большое помещение арендовать - мол, сама виновата.

По словам Ирины, пуско-наладочные работы оказались платными - 500 тысяч рублей, - о чем ее заранее не предупредили. Притом представитель SUN Studio еще месяц не мог запустить принтер. Для подключения принтера пришлось полностью заменить электропроводку и сделать заземление (с выбором помещения франчайзер никак не помогал). На это у Люгай ушло еще 800 тысяч рублей.

Что интересно, SUN Studio объясняет задержку пуско-наладочных работ тем, что помещение было технически не готово, - недоумевает Ирина. - Только вот принтер поставили 2 апреля 2014 года, а акты осмотра помещения, где мне указали на техническое несоответствие, датированы 29 мая. То есть почти два месяца состояние нашего помещения никого не волновало.

Сломанный принтер

Наконец принтер был запущен, но уже через несколько дней - во время выполнения второго заказа -сломался. Чинили две недели.

По словам Ирины, за два года ее работы по франшизе SUN Studio принтер ломался почти ежемесячно. Мелкие поломки ее сотрудники наловчились устранять своими силами за 2-3 дня. Но трижды пришлось месяц и более ждать гарантийного ремонта.

Из-за задержки с запуском производства и крупных незапланированных расходов у Ирины банально закончились деньги. Ей пришлось влезть в долги - взять кредит в банке и занять у друзей.

Не имея доходов, Ирина прекратила выплаты за принтер и роялти. Лишь в ноябре 2014 года ей удалось наскрести 30 тысяч рублей для частичного погашения задолженности.

Но самым неприятным сюрпризом оказалась низкая производительность принтера - вместо обещанных 24 кв. м в час удавалось напечатать в лучшем случае 5 кв. м.

Даже после апгрейда выжать из этого принтера больше 8 кв. м в час было невозможно, - сокрушается Ирина. - Мне изначально лгали о его производительности, а это же экономика - мы рассчитывали совсем на другие доходы. В SUN Studio мне на это заявили, что с моей просрочкой по платежам возмущаться нечего.

ОАО «Франчайзинговая компания САН» (торговая марка SUN Studio):

Пуско-наладка оборудования была задержана по причине несоответствия помещения техническим требованиям. Об этом клиент был проинформирован заранее - все прописано в договоре.

При этом за два года клиент не произвел ни одного платежа согласно графику рассрочки. В этом случае по договору поставки мы имеем право не ремонтировать оборудование. Но мы все же входили в положение клиента и консультировали его, наши инженеры выезжали на место!

Что касается технологии печати, то она прописана в приложении №1 к лицензионному договору франшизы. Роялти франчайзи также не погашал, в связи с чем, согласно договору, мы приостановили передачу файлов и прочую поддержку. При этом наши менеджеры неоднократно пытались связаться с Ириной и узнать, как у нее идут дела и какая помощь от нас необходима. На звонки она не отвечала - знала, что будет подниматься вопрос о ее задолженности.

Более того, по словам Ирины, печать по технологии, предоставленной SUN Studio в рамках франчайзингового договора, привела к браку и потере заказчиков. УФ-чернила хорошо держались только на поливинилхлоридном пластике и стекле. На плитке же при повышенной влажности они отваливались, а на дереве - вздувались.

Одним из первых заказов была печать на плитке для облицовки стен детского сада во Владивостоке, - вспоминает Ирина. - Краска с нее отвалилась еще по дороге - хорошо, клиент не потребовал неустойки.

В SUN Studio на наши вопросы реагировали так, будто мы не франчайзи, а конкуренты, покусившиеся на коммерческую тайну. Так что до технологии нанесения чернил для разных материалов дошли сами опытным путем, поменяв несметное количество печатников, - говорит Ирина.

Люгай считает, что под соусом франшизы SUN Studio просто продала ей оборудование. Промучившись два года, она закрыла свое предприятие - посчитала, что в таких условиях оно никогда не выйдет в прибыль. Долги отдает до сих пор.

Я не жалею, что ввязалась в это, - говорит Ирина. - Я попробовала и поняла, что больше не буду заниматься бизнесом. Сейчас занимаюсь PR-сопровождением стартапов, собственный опыт мне помогает.

Я поверила на слово франчайзеру и не проверила, действительны ли заявленные характеристики оборудования. Если для франшизы требуется дорогая техника - нужно тщательно выяснить ее истинные возможности.

4. Пустые надежды

Надо было свернуть работу по франшизе (не жалея о вложениях) гораздо раньше - как только я поняла, что она не работает. В такой ситуации не стоит тянуть и множить убытки.

5. Отсутствие запаса

Я не учла все возможные расходы. Нужно иметь запас минимум на три квартала - чтобы было чем «заткнуть дыру» в бюджете из-за непредвиденных трат. Нужно считать все до копейки и ориентироваться на самый худший расклад.

Для начинающего предпринимателя самая удобная бизнес-схема – сотрудничество с успешной компанией. Франчайзер дает подробное руководство по ведению бизнеса, раскрывает все тонкости. Человек без опыта в предпринимательстве за короткий срок становится успешным коммерсантом. Но число обманутых франчайзи растет.

Выбор ниши

Предложений на рынке франчайзинга много. Есть множество интернет-порталов с каталогами франшиз различных бизнесов. Выберете нишу, в которой вам буде комфортно работать: розничная торговля, услуги, общепит. Но не забывайте о спросе и предложениях.

В маленьком городе вряд ли уместен свадебный салон, в котором цена платья втрое превышает среднюю зарплату местных жителей. В Москве рискованно открывать очередную кофейню (если это не «Шоколадница»). В ресторанном бизнесе конкуренция велика. Хотя эксперты рекомендуют покупать франшизу в сфере общепита.

Успешным станет дело, которое приносит удовольствие. Но помните: содержание важнее формы. Яркая, интересная бизнес-модель – «пустышка», если принадлежит псевдофранчайзеру.

Допустим, вы решили открыть магазин детской одежды. Просмотрите каталог сайта по продаже франшиз, составьте список компаний, работающих в этой сфере. Поищите информацию в Интернете: отзывы покупателей о качестве одежды, уровне обслуживания.

С франчайзером связаться можно через специальный портал или обратную связь на официальном сайте. Чем больше предложений рассмотрено, тем выше вероятность заключения удачной сделки.

На переговоры с франчайзерами времени жалеть не стоит. Но обратить внимание нужно не на стиль общения, а на условия сотрудничества – в словах красноречивого франчайзера, возможно, только пустые обещания.

Переговоры

Распространенная схема недобросовестных франчайзеров проста. Жертва вводится в заблуждение, услышав о ложных заработках и отсутствии рисков. Будущего предпринимателя увлекает идея коммерсанта, который настолько убедителен, что в конечном счете продает сомнительную франшизу. А после благополучно забывает о своем партнере, переключаясь на поиск новых жертв.

Проверка контрагентов

Прежде чем встретиться с франчайзером, соберите как можно больше информации о его компании: год основания, репутация, отзывы клиентов.

Финансовую информацию можно получить на бесплатном портале InfoUnit.ru : дата регистрации фирмы, финансовые показатели и т.д. Компания, запустившая франчайзинговую сеть спустя год после основания, не вызывает доверия.

Информации на сервисе достаточно для того, чтобы узнать названия фирм, в которых фигурирует учредитель компании-франчайзера. Бизнесмен может заниматься параллельно розничной торговлей и оказанием услуг. Регистрация нескольких фирм не указывает на его нечестность. Но полученные сведения иногда говорят о многом.

Также необходимо обязательно проверить наличие судебных разбирательств у будущего партнера на сайте картотеки Арбитражных дел. Найти контакты истца, связаться с ним и пообщаться в чем причина не разрешенных мирным путем проблем.

Участники франчайзинговой сети

Франчайзер рассказывает об успешных партнерах. Продвигая свой продукт, он описывает все существующие и несуществующие достоинства. В качестве подтверждения использует историю удачливого франчайзи. Узнайте полный список предпринимателей, заключивших договор о коммерческой концессии. Пообщайтесь с теми, о которых он умалчивает.

Телефонного разговора недостаточно. Возможно, на вопросы ответит сотрудник компании-франчайзера – такой метод любят мошенники. Лучше лично посетить офис. Город, в котором работает действующий франчайзи, находится в тысячи километрах от вас? В соцсетях или на форумах можно опубликовать объявление, и за небольшую сумму школьник или студент посетит офис и сделает фото.

Насколько успешен бизнес? Действительно ли срок окупаемости соответствует заявленному? Оказывает ли франчайзер после заключения договора полноценную поддержку? Обо всем можно узнать, посмотрев на работу действующего франчайзи.

Отзывы

На интернет-площадках по продаже франшиз негативные отзывы встречаются редко. Придется потрудиться, чтобы найти мнение реального покупателя. Правдивую информацию можно получить на бизнес-форумах, в тематических группах, но и здесь имеют место заказные отзывы.

Важны и мнения сотрудников компании. Отзывы о работе на предприятии дополнят картину. Стоит помнить: все, что говорит франчайзер, – часть рекламной кампании. Красивые слова о бизнес-идее с реальным рабочим процессом могут иметь мало общего.

Юридическая документация

Франчайзер обязан предоставить документы, подтверждающие права на владение брендом. В интернете много предложений от компаний с товарными знаками, не проходившими регистрации в Роспатенте. Встречаются и псевдофраншизы, копирующие известный бренд. Приобретая их, предприниматели рискуют. О наказании за незаконное использование товарного знака сказано в ст. 180 УК РФ .

В договор включены:

  • объем прав;
  • размер вознаграждения;
  • сфера деятельности;
  • способы использования прав.

Франчайзер может внести дополнительные условия, с которыми следует внимательно ознакомиться. Цифры, фигурирующие в договоре, требуют особого внимания. Из чего складывается сумма инвестиций? Потребуются ли дополнительные платежи? О том, каковы затраты на рекламу, франчайзер может сказать уже во время обучения. Перед запуском бизнеса нужно приготовиться к дополнительным расходам.

Первоначальные условия можно оспорить. Например, сократить список товаров. Компании, работающие по франчайзингу, получают скидки у поставщиков, а потому включают в перечень продукцию, без которой новый партнер обойдется на первом этапе работы.

Перед заключением договора нужно узнать и о действующих участниках сети, и о закрытых точках. Франшиза, по которой ежегодно открывается сто магазинов и закрывается пятьдесят, сомнительна. Важно увидеть своими глазами, как работает предприятие. Повторное открытие точки говорит о рентабельности бизнеса. Если среди бизнес-партнеров компании есть те, кто покупали франшизу не раз, схема, действительно надежная.

Сведения о товаре или услуге

Станьте клиентом компании-франчайзера. Посетите одну или несколько точек. Узнайте побольше об услугах, которые предоставляет будущий бизнес-партнер. Опасаться следует не только мошенничества, но и «сырого» франчайзинга.

Получите информацию о товарах и услугах. Сотрудничество с франчайзером, реализующим некачественную продукцию, ни к чему хорошему не приведет. Но возможна и другая ситуация. Компания использует оборудование известного производителя, но партнеру предлагает приобрести более дешевое. Это сокращает инвестиции, что привлекает франчайзи, ограниченного в средствах. Но использование некачественного оборудования отразится на работе.

Финансовая модель

Заработать на франчайзинговой схеме сегодня хотят многие. Не только надежные и успешные компании. Бывает, предприниматель открывает дело и, проработав год-два, запускает франчайзинговую сеть. В его городе бизнес-схема может хорошо работать, в вашем – оказаться несостоятельной. Полагаться нужно не на эмоции, не на мечты о скорой прибыли, а на цифры.

В данных о франчайзинге указан срок окупаемости. Это предположительная цифра, которая редко оправдывает себя. Заранее узнать можно размер паушального взноса, роялти. Все остальное зависит от региона.

Цена франшизы «Юниор» – 150-800 тыс. руб. Еще 100 тыс. понадобится на закупку инвентаря и полиграфии. Арендная плата, зарплата сотрудникам, рекламный бюджет – объем этих расходов зависит от региона. Точную сумму франчайзер не называет. Она зависит от города, в котором будет открыта детская футбольная школа.

Востребованы сегодня недорогие франшизы – 400-600 тыс. руб. Такие предложения часто встречаются в сфере общепита. Небольшая точка фастфуда с узнаваемым логотипом в оживленном районе большого города, возможно, принесет владельцу доход. Правда, инвестиции иногда составляют около двух миллионов.

Популярны и дешевые кофейные франшизы, не требующие больших инвестиций. Но «ноу-хау» сводится к покупке кофемашины и инструкции по продаже напитков под логотипом малоизвестной фирмы. Зачем платить лишние деньги? Можно купить оборудование, оформить документы и продавать напитки в формате take and go и без псевдофранчайзера.

Франчайзеры указывают срок окупаемости – два-три месяца. Это время, за которое покупатель может вернуть паушальный взнос. Реальный срок окупаемости зависит уже от самого франчайзи. Отбить деньги, потраченные на аренду помещения для начинающего предпринимателя задача непростая. К расходам добавится и роялти. Если он фиксированный, платить придется даже при отсутствии клиентов.

Самые дорогие франшизы в сегменте HoReCa. Цена на них доходит до миллиона рублей. Открыть кафе или ресторан под известным брендом непросто. Для руководителей франчайзинговой сети «Шоколадницы» на первом месте репутация компании. Заключать договор они не будут с первым встречным, имеющим сумму, необходимую на уплату паушального взноса. Франчайзи должен иметь дополнительные средства (на ремонт помещения, развитие бизнеса) и, желательно, опыт в ресторанном бизнесе.

Надежная компания серьезно относится к выбору партнеров. Если франчайзера не интересует ваша репутация, опыт в предпринимательстве, желание развивать бизнес, но он всячески расхваливает свой продукт, обещая высокие доходы, не стоит спешить заключать с ним договор.

Компании-франчайзеры делятся на две категории. К первой относятся предприятия, для которых в приоритете создание надежной сети. Ко второй – те, что стремятся растиражировать свой бизнес и заработать в краткосрочной перспективе.

Поддержка

Важный пункт в договоре: помощь, которую будет получать предприниматель. Это может быть содействие в подборе помещения и проведении рекламной кампании, обучение сотрудников, консультации. Обещания франчайзера не имеют веса. Важны обязательства, включенные в договор.

Не стоит заключать договор, не имея финансовой подушки безопасности. Не спешите с покупкой франшизы, даже если стоимость ее не превышает 500 тыс рублей. В большинстве случаев приходится вкладывать дополнительные средства.

Все больше актуален бизнес по франшизе, и на то есть веские причины. Примечательно, что такой вариант выбирают, как начинающие, так и опытные предприниматели, и это логично. Первые не хотят заморачиваться с разработкой рекламных материалов, организационными и документальными деталями, а вторые, в свою очередь, уже «набили шишки» в прежних видах деятельности и прекрасно понимают, что лучше вложить свои деньги в проверенную схему бизнеса, которая успешно работает много лет подряд.

На рынке франшиз сегодня очень много предложений, и в данный момент в России их несколько сотен. Важно только очень внимательно изучать то, что больше всего интересует, так как тут есть и еще малоизвестные и порой просто абсурдные.

Тем более мы говорим про Москву, где большая конкуренция и, быть может, уже открыты филиалы под определенным брендом. Впрочем, иногда франчайзеры допускают и такой вид бизнеса, ведь им выгодно расширять его.

Как выбрать подходящую франшизу для Москвы?

В идеале, если вы уже знакомы с конкретным видом бизнеса и хорошо знаете все его плюсы и минусы. Если же практического опыта нет, то нужно изучить максимум информации о франчайзере. Например, для начала посетить офис (магазин) компании под видом клиента, посмотреть, как все это выглядит в реальности. Возможно, вам удастся пообщаться с франчайзи, которые уже работают под данным брендом. Почитайте отзывы о франшизе, узнайте, сколько вообще филиалов открыто по ней. Как правило, под именем развитых и успешных компаний работают десятки, а то и сотни франчайзи, потому как выгодный бизнес стабилен и отработан до мелочей.

В конце концов, подумайте, что именно вам нравится, причем, в самой свободной форме. Любите кофе или сладости? Тогда вы с большим успехом и удовольствием сможете открыть кафе или кофейню. Вам нравится рисовать, или интересуетесь ? Сегодня и в этих нишах франшиз более чем достаточно.

В случае с Москвой франшизу выбрать вообще очень легко, ведь здесь есть, как элитные районы с состоятельными жителями, так и периферийные места, в которых среди местного населения будут лучше востребованы бюджетные товары и услуги.

По сути, в любом виде бизнеса можно работать по франшизе, и это зачастую является одной из целей любого опытного предпринимателя. Расширить свое дело, получая при этом хороший процент и большую узнаваемость – это лучший результат для многих бизнесменов.

Деньги на открытие бизнеса в Москве

Естественно, на выбор влияет и размер бюджета, которым располагает предприниматель. Хорошо, если в запасе есть несколько миллионов рублей и их не страшно потерять, а вот что делать тем, у кого нет достойного стартового капитала? К счастью, для открытия бизнеса в Москве сегодня есть несколько вариантов на этот счет. В частности, можно привлечь деньги со стороны, например, в виде субсидии или гранта на развитие бизнеса. Кредит также можно назвать дополнительной возможностью, но тут стоит очень грамотно подходить к вопросу, ведь в таком случае предприниматель рискует не только прогореть, но и остаться с большими долгами. В Москве сегодня есть различные бизнес-инкубаторы и центры помощи начинающим предпринимателям. Конечно же, есть в российской столице и масса частных инвесторов, которых, возможно, заинтересует конкретное направление. Все зависит от рентабельности бизнеса и как ее представит предприниматель перед потенциальным инвестором.

Плюсы бизнеса по франшизе в Москве

Москва – это именно тот город, где люди чаще смотрят на бренд, нежели на цену. Вполне естественно, что здесь уже есть поклонники той или иной марки (фирмы), поэтому найти целевую аудиторию для бизнеса по франшизе тут очень легко. Наверняка в каком-то определенном районе живут люди, которые вынуждены ездить в другой конец города ради того, чтобы отведать любимое фирменное блюдо или, например, купить одежду от любимого бренда. Естественно, они будут очень рады, если фирменный магазин или любимая кофейня откроются именно в их районе. Москва, как известно, является очень большим городом, поэтому здесь не всегда хочется стоять в пробках или добираться на метро до нужного места.

Покупая франшизу, предприниматель вливается в торговую сеть или становится представителем той компании, которая обеспечивает его полной консультационной, маркетинговой и юридической поддержкой. Предоставляется оборудование, а иногда оказывается помощь в подборе помещения и персонала.

Открывая бизнес по франшизе, человек приобщается к делу, которое успешно приносит прибыль не только франчайзеру, но и партнерам компании. Здесь могут даваться бесценные советы по общим вопросам, а по возможности можно обмениваться опытом с другими франчайзи. Это определенно лучше, нежели попасть в малознакомый вид бизнеса без какой-либо поддержки.

При работе по франшизе предпринимателю не нужно придумывать бизнес-идею, ведь все уже не раз отработано и проверено на практике. Есть четкая бизнес-стратегия и достаточно лишь вложить стартовый капитал. Сегодня много франшиз, которые прекрасно подходят предпринимателям без опыта в бизнесе и управлении персоналом.

Проверенный путь развития бизнеса – это возможность сэкономить на маркетинговых исследованиях, анализе рынка и изучении популярности бренда. Если ниша востребованная, то и рентабельность бизнеса будет очевидна. Некоторые франчайзеры предоставляют правдивые данные о предполагаемых доходах и сроках окупаемости. Им незачем обманывать своих франчайзи, ведь любой владелец крупной компании заинтересован в том, чтобы его бренд развивался.

Примечательно, что представители франчайзера могут составить индивидуальный бизнес-план для конкретного филиала – это позволит четко определить все расходы. Помимо этого, может разрабатываться дизайн-проект торговой точки и вся схема сотрудничества в случае с франшизой обычно расписывается детально. Это снизит многие риски, которые могут быть весьма существенными в любом виде бизнеса.

Не стоит забывать о плюсах франшиз в том плане, что франчайзер является надежным гарантом при получении кредита или субсидии, ведь любой инвестор или кредитор понимает, что всем известный бренд является залогом стабильных и высоких доходов. Иногда франчайзеры могут и официально подтвердить факт сотрудничества, и это является хорошим подспорьем при получении инвестиций.

Минусы бизнеса по франшизе в Москве

Как это ни печально, но у бизнеса по франшизе есть и свои отрицательные стороны. Причем, если их не знать, то можно запросто «прогореть» на самых ранних стадиях работы.

Наверное, наиболее значимым минусом любой франшизы является то, что будущее бизнеса напрямую зависит от франчайзера. То есть, если владелец головной компании решит прекратить свою деятельность, то автоматически будет закрыта и вся сеть, не смотря на количество и прибыльность филиалов. Чтобы обезопасить себя от этого момента, то стоит внимательно изучать условия франшиз. В частности, в некоторых договорах прямо указывается о сроках использования франшизы и говорится о возмещении ущерба в том случае, если деятельность компании прекратится.

Не забывайте про такие моменты, как роялти и рекламные отчисления – они чем-то похожи на кредитные обязательства, тем более их надо выполнять постоянно и на протяжении всего срока сотрудничества. Зачастую эти выплаты составляют фиксированную сумму, которая платится вне зависимости от прибыли, поэтому платить роялти не всегда легко. Впрочем, есть и франшизы, которые не подразумевают каких-либо отчислений – при покупке бизнеса платится разовая и фиксированная сумма.

Минусом также можно назвать и сильную зависимость от владельца франшизы. Очевидно, что может быть жесткий контроль со стороны франчайзера и предприниматель иной раз может почувствовать себя наемным сотрудником. С одной стороны, это может положительно повлиять на прибыль, но в то же время франчайзи будет вынужден работать в узких рамках, постоянно отчитываясь перед головным офисом и безоговорочно следуя корпоративным правилам. Помимо этого, зависимость здесь подразумевает и то, что процветание бизнеса франчайзи напрямую зависит от востребованности бренда. Следовательно, если начнут появляться негативные отзывы или новости о головной компании, то тень падет и на все ее филиалы, а это, опять же, чревато потерей клиентов. Опять же, если речь идет о Москве, то контроль может быть сильнее, а внимание – больше. Закономерно, что и все бизнес-процессы тут идут гораздо быстрее, чем в маленьких городах.

Общий объем инвестиций при открытии бизнеса по франшизе зачастую больше, нежели в случае старта с нуля. Покупая франшизу, придется заплатить первоначальный взнос, купить товар и различные маркетинговые материалы. При самостоятельном запуске бизнеса эти расходы могут и не потребоваться, да и в целом можно существенно сэкономить, ведь в таком случае предоставляется полная свобода выбора.

Что важно помнить при открытии бизнеса по франшизе в Москве?

Исходя из сказанного выше, можно сделать справедливый вывод, что по франшизе лучше выбирать тот бизнес, который больше соответствует индивидуальным критериям предпринимателя. Как мы уже говорили в самом начале, сегодня в России, впрочем, как и в Москве, благополучно работают сотни франшиз, поэтому здесь трудно давать рекомендации о том, какую именно из них лучше выбрать. Отталкиваться следует, как минимум, от финансовых возможностей и условий, которые предлагает франчайзер. Следует очень внимательно изучать все нюансы такого сотрудничества, и только тогда можно будет говорить о том, что это партнерство будет с большей вероятностью успешным.

Загоревшись идеей создать свой бизнес и просмотрев сотню с виду выгодных франчайзинговых предложений, начинающий предприниматель с огнём в глазах бежит к своему будущему партнёру-наставнику покупать франшизу. И хорошо, если партнёр окажется действительно наставником, а франчайзинговое предложение действительно выгодным. А если нет?

Прочитав эту статью, Вы узнаете:

  • Как избежать 12 самых распространённых ошибок начинающих франчайзи,
  • Как не нарваться на мошенников,
  • Что обязательно нужно знать при выборе франшизы,
  • Как нужно вести переговоры с франчайзером,
  • и многое другое.

Итак, Вы решились на покупку франшизы. Как не сделать ложный выбор?

Остерегайтесь подделок!

Для начала стоит ознакомиться с тем, какие бывают франшизы, продавая которые, компании занимаются, можно сказать, мошенничеством. Их три вида.

Во-первых, франшиза-пустышка . Предприимчивые граждане создают торговую марку и копируют все атрибуты какого-нибудь популярного бренда - от корпоративных цветов до условий франчайзингового пакета. Как правило, такая торговая марка бывает даже не зарегистрирована. Неопытный франчайзи «клюёт» на приманку и покупает бесполезную франшизу.

Кроме внешней схожести, такая франшиза не имеет ничего общего с популярным брендом.

Она не несёт никакой коммерческой ценности. Главная цель создания франшизы-пустышки - это быстро получить прибыль, подтолкнуть франчайзи купить франшизу, цена которой основана на ложной популярности и известности. Только после подписания договора неопытный предприниматель ощущает на себе все последствия необдуманной покупки.

Горе-франчайзи расплачивается за ошибку не только своими деньгами, купив пустышку, но и репутацией. Владелец оригинального бренда, обнаружив подделку, может подать в суд , причём и на покупателя, и на продавца франшизы. Используя сворованную идею и поставляя некачественный продукт, франчайзи навсегда потеряет доверие клиентов и партнёров.

Примеров франшиз-пустышек достаточно. Так, известная псевдофраншиза « ZaraZara» в определённый момент имела больше торговых точек в России, чем оригинальная «Zara». Или «Евросвязь» - прототип «Евросети», поленившийся придумать даже другой логотип.

Естественно, борьбу с такими пустышками и плагиаторами ведут правообладатели реальных брендов. Так, например, недавно компания столкнулась с подобной проблемой, обнаружив своего двойника. О псевдофраншизе владельцы оригинального продукта узнали от партнёра-франчайзи и выяснили, что хозяева этой пустышки, прикинувшись потенциальными франчайзи, украли у «PrintInstvud» форму договора, изображение и концепцию автоматов.

«Мы сами разрабатывали модель, внешний вид своих автоматов и соответственно сами их и производим. Для того, чтобы согласовать с франчайзи внешний вид автомата, мы высылаем ему визуализацию - макет того, как он будет выглядеть. На сайте псевдофраншизы мы увидели фрагменты непосредственно из нашей презентации. Сейчас мы занимаемся тем, чтобы сайт мошенников был закрыт», - поделился информацией представитель компании «PrintInstvud».

Вторым врагом потенциального франчайзи является франшиза-однодневка . Очень красиво расписанные выгоды, подкрепленные убедительными, но непроверенными фактами. Замечательная сказка, которую рассказывают франчайзи, чтобы он заплатил вступительный взнос. Буквально через неделю, после того, как он отдаст деньги, покупатель больше никогда не увидит и не услышит своего «франчайзера».

Такие компании и франшизы создаются с целью получить деньги и исчезнуть.

Так что настоятельно просим обращать внимание на дату регистрации компании и дату открытия франшизы. Если обе даты стоят сомнительно недавним числом, то чтобы они не говорили и не обещали - лучше пройти такие предложения стороной.

И третьим, но не самым страшным врагом являются «сырые франшизы» . Молодая компания с перспективным бизнесом, у которой, в принципе, неплохо идут дела, решает открыть франшизу. Однако у неё нет ни опыта, ни проработанных бизнес-схем, ни возможности оказать должную поддержку франчайзи. То есть в такого рода франшизах снова нет того, за что собственно люди и покупают франчайзинговые предложения.

«К сожалению, таких компаний в последнее время становится всё больше и больше. Сейчас существует своего рода «мода на франшизу», т.е. многие предприниматели, пусть даже они только недавно начали какой-то бизнес и пока еще сами не очень хорошо в нем разбираются, поскорей пытаются создать франшизу и начать ее продавать. Понятно, что в таком случае, ни о каком качестве материалов и передаче реального опыта, выверенных и проверенных технологиях речи не идёт. Это обесценивает само понятие «франшиза» , - поделился своим мнением представитель компании Максим Серяков .

У «сырой франшизы» возможны два пути развития. Первый - бизнес закроется через пару лет, принеся как франчайзеру, так и его франчайзи только убытки и испорченную репутацию. Во втором случае, они вместе найдут выходы из сложных ситуаций, проверяя на ошибках работоспособность бизнес-модели. Однако в таком случае появляется логичный вопрос: а зачем отдавать деньги за франшизу, если приходится переживать все те же этапы, что и при самостоятельном открытии бизнеса?

Думайте своей головой

Очень серьезной ошибкой начинающего франчайзи является излишнее доверие к прогнозам франчайзера. В крупных компаниях, как правило, есть отделы франчайзинга, занимающиеся продажами. Понятно, что их цель, во чтобы то не стало, продать свою франшизу. Мы не хотим сказать, что нельзя никому доверять и что все поголовно обманывают. Но учитывая риски, на которые идёт покупатель франшизы, ему стоит относиться критичнее к обещаниям компании-франчайзера.


Было бы не лишним для партнёра, самостоятельно проанализировать рынок на территории предполагаемого размещения бизнеса. Если вы собираетесь купить франшизу для маленького города, то вполне может оказаться, что продукт пользовавшийся большим спросом в центре столицы, в вашем случае будет совершенно невостребованным. Также стоит поискать близлежащих конкурентов, возможно их окажется так много, что смысла открывать бизнес в этой сфере и в этом месте просто нет.

Спланируйте свой бюджет

Франчайзи необходимо на начальном этапе просчитать свои затраты и обзавестись денежной подушкой безопасности, в размере, как минимум 1/3 от первоначальных инвестиций. При открытии бизнеса всегда возникают непредвиденные, но необходимые расходы и скрытые платежи. Поэтому рекомендуем детально обсудить со своим франчайзером бюджет, так как в презентациях франшизы компании обычно указывают средний объем необходимых вложений.

Общайтесь больше!


Не стоит ограничиваться общением только с одним представителем компании, к тому же если его основная задача убедить Вас в покупке франшизы. Поговорите непосредственно с руководителем, а также с теми людьми, с кем вам предстоит работать. Ваша задача - получить как можно более полную картину о франшизе и бизнесе, которым вам предстоит заниматься.

Для успешной работы по франшизе, как минимум, нужно узнать, как можно больше о самой компании.

«Определитесь со сферой бизнеса компании, выясните какой способ реализации своей продукции предлагает франчайзер, обратите внимание на тип товаров и услуг, на преимущества франшизы, является ли фирма производителем, каково качество продукции и география распространения франчайзинговых предприятий,» - делится своим мнением представитель компании Сергей Селяков .

Обязательно найдите контакты других франчайзи этой компании, в том числе и бывших. Мы рекомендуем приехать и посмотреть, как работает действующий бизнес по выбранной франшизе, пообщаться с франчайзи, услышать из первых уст отзыв о компании, которая станет Вашим франчайзером.

Если вы собираетесь приобрести не эксклюзивную в своём регионе франшизу, то стоит разузнать о местоположении своих ближайших коллег-конкурентов и договориться о сфере влияния.

Если франчайзер скрывает местонахождение и контакты своих франчайзи или любую другую информацию от потенциального партнёра - вести с ним бизнес явно не стоит.

Задавайте правильные вопросы

Поговорите со своим франчайзером и узнайте не просто сколько открылось франшиз у данной компании, но и сколько из них закрылось и почему. Также было бы неплохо узнать сколько предприятий открываются повторно, то есть не ограничиваются ли франчайзи открытием только одной точки? Подобная информация станет для Вас весьма ценной. И снова оговоримся, если франчайзер не хочет предоставлять вам полную информацию, не нужно начинать с ним бизнес. Вы же не хотите покупать кота в мешке?

«Прозрачность и чистота отношений приоритетны для нашей компании, поэтому во время переговоров, мы не пытаемся скрыть информацию о единичных случаях закрывшихся франчайзинговых магазинов. Напротив - мы рассказываем о том, что явилось причиной неудач, какие ошибки со стороны франчайзи были допущены. Мы убеждены, что ключ к успешному развитию франчайзинговой системы - это прежде всего открытые и честные отношения», - разъяснила свою позицию компания

Не избегайте обучения

Франчайзи стоит адекватно оценивать свои силы и знания. К решению вести бизнес по франшизе приходят разные люди, с разным опытом. У кого-то совсем нет никакой бизнес-практики, кто-то имеет опыт работы на руководящих должностях, а у кого-то уже имеются собственные предприятия, открытые с нуля.

Какой бы колоссальный опыт работы в бизнесе не стоял за вашими плечами, обучение у франчайзера необходимо!

Он объяснит, как начать бизнес с нуля по франшизе в сфере, которая для вас совершенно новая. Ведь каждая отрасль и каждая компания имеет свои особенности, о которых вы можете даже не догадываться.


Обучение важный элемент при покупке франшизы! Опытный франчайзер должен передать вам знания, проверенные методы работы и схемы построения бизнеса. Учиться и развиваться, постоянно совершенствуясь, необходимо каждому предпринимателю, намеренному построить прибыльный бизнес на долгие годы. Иначе достичь успеха невозможно.

«Когда мы предлагаем франчайзи прислушаться к нашим рекомендациям, мы не ставим под сомнение его жизненный и профессиональный опыт. Мы обращаем внимание на сложности, возможные трудности, специфические моменты именно нашей модели бизнеса, стараясь таким образом облегчить партнерам их собственный путь в бизнесе», - отмечает совладелец и основатель франшизы ТМ Жанна Асатрян. - «Как правило, очень творческие франчайзи с первого месяца начинают экспериментировать, полагая, что проработав 2-3 месяца, они лучше франчайзера понимают что, когда и в каком соотношении нужно продавать. Такие опыты всегда заканчиваются плачевно. Франшизное предприятие редко доживает до года и закрывается с кучей долгов поставщикам. С такими горе-франчайзи мы расстаемся обычно обоюдно недовольные друг другом».

Не надейтесь, что за вас всё сделают

В мире франчайзинга бытует один большой миф, что приобретая франшизу, человеку не нужно стараться и вкладываться в работу. Однако бизнес по франшизе - это такой же бизнес, в котором нужно все время трудиться и думать - прежде всего самому франчайзи. Да, франчайзер предоставляет уже проверенные наработки и помогает новому партнёру избежать многих ошибок, но управляет своим бизнесом прежде всего непосредственный владелец.


Вместе с франчайзером партнёр должен стремиться к оптимизации бизнеса, устранению ошибок и развитию. Конечно, для начала важно настроить работу своего предприятия и усвоить много новой информации. Однако нельзя останавливаться на достигнутом и вместе со своим наставником необходимо двигаться вперед, искать новые возможности и устранять неэффективные механизмы.