Изучение личности учащихся. Нарушение дисциплины учащимися

В работе любого учителя, педагога, директора образовательного учреждения случались случаи неприятного общения с родителями учеников. Конечно, такие ситуации возможны и по вине учителя, но есть ситуации, когда конфликты происходят в силу особенностей характера или плохого настроения самих родителей, они сами провоцируют конфликты, не отказываются построить конструктивный диалог, угрожают, пишут необоснованные заявления в вышестоящие инстанции и т.д.

Такие ситуации явно негативно сказываются на работе и отдельных учителей, и коллектива в целом: это способствует понижению самооценки учителя, снижению работоспособности, усилению конфликтов внутри коллектива, а также конфликту «учитель — директор», когда учитель не видит поддержки в лице директора. И директору несладко: с одной стороны родитель с угрозами, с другой — педагог, член коллектива, которого он должен защитить, но который, в принципе, прошел курс психологии и конфликтологии и знает несколько приемов работы на предотвращение конфликта.

О том, уже шла речь на нашем сайте, а как же быть с «неадекватами», с явно необоснованными требованиями, хамоватыми, грубыми людьми?

Как правило, «неадекваты» — «профессиональные» скандалисты : они могут из любой ситуации раздуть скандал, выведя из равновесия любого человека. Таким людям нравятся «бурные эмоции», они намеренно провоцируют собеседника. В такой ситуации главное: не поддаваться, определить для себя, что человек добивается только скандала и «переключить» внимание с него на что-либо иное. При общении с таким человеком действует только одно правило : отвечайте спокойно, вежливо, с достоинством и не повышая голос, лучше говорите общие фразы и ни в коем случае не оправдывайтесь ни в чем. Как только «неадекват» поймет, что вы не станете его жертвой, он успокоится и начнет вести себя по-другому. Возможно, вы сможете обсудить насущные дела, а лучше перенести нормальный диалог на другое время. В школе с такими родителями говорить не тет-а-тет, а когда рядом коллега или администратор.

Как реагировать на бурный выплеск эмоций родителя?

  • Не перебивайте. Молча, с улыбкой выслушайте все, что вам говорят. Не принимайте эти слова близко к сердцу: просто слушайте и иногда поддакиваете, переспрашивайте, ваша поза должна быть «открытой»: не скрещивайте руки, смотрите в лицо. Это поможет вам понять претензии родителя, а он сам, после того, как выговорится, успокоится.
  • Выскажите свое понимание и сожаление в его ситуации, дайте понять, что вы в целом на стороне родителя, ребенка, что вы желаете им блага. Если вы действительно в чем-то виноваты и признаете это, скажите вслух, извинитесь. Если вы считаете требования и претензии необоснованными, то дождитесь, когда родитель успокоится и, или доведите диалог до конца, или предложите встретиться в другое, более удобное для вас и родителя время, например, в кабинете директора или в учительской.
Помните: в школе главный — учитель, и вам управлять ситуацией. Возьмите ситуацию в свои руки, научитесь не принимать близко к сердцу невразумительные придирки, и такие ситуации никогда не испортят вам настроение.

Но есть и другое мнение:

«Попускать такое отношение — значит, просто лелеять их (неадекватов) паранойю и дурные мысли. То есть нарушается баланс между получением и отдачей. Ведь если подумать — мы, принимая подобное поведение и мирясь с ним, просто перекладываем чужой воз на свои плечи. Просто посчитать, сколько терпения и нервов стоит просто привести такого человека в чувство, выслушивать нелепые придирки…До какой грани возможно терпеть подобные издевательства?»
А как считаете вы?

Тематика бесед и методика их проведения.

Тематика бесед и методика их проведения с учащимися начальной школы.

Трубина Татьяна Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9, с углубленным изучением восточных языков и культуры г. Южно-Сахалинска
Описание: Предлагаемый в этой работе материал, может быть полезен учителям начальных классов, классным руководителям, организаторам внеклассных, воспитательных работ для младших школьников.
Цель: усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся, т.е. выводы, которые будут сделаны.
Задачи:
- дать новые знания, углубить уже имеющиеся
- расширить и конкретизировать представления по теме
- вызвать интерес детей к беседе
- расширить словарный запас учащихся
- способствовать повышению интереса
Содержание:
Огромную роль в воспитании детей, в формировании их духовного облика играют беседы. В жизни нашего класса они занимали очень большое место и в значительной степени способствовали повышению интереса.
Беседы позволяют удовлетворить любознательность ребенка, дать массу сведений об окружающей действительности, держать его в курсе последних событий в нашей стране. Они учат любить природу, понимать цену человеческого труда, дают примеры выполнения людьми своего долга перед Родиной.
Обязательно нужно продумывать варианты изложенной темы, в зависимости от ее сложности, с тем, чтобы она была доступна, заинтересовала всех детей.
Во–первых, беседы должны по своей форме и интонации отличаться от конкретных уроков. Это уже не что-то обязательное, а вид отдыха детей. Поэтому лучше, если они будут носить характер дружеского собеседования, в котором доля участия учителя то увеличивается, то уменьшается, в зависимости от цели беседы и ее темы.
Во–вторых, если беседа преимущественно носит характер сообщения, то она должна обладать значительной степенью занимательности. Именно своим умением сделать беседу занимательной учитель и привлечет к ней детей разного возраста.
Так, самый сухой факт можно сделать доступным для восприятия сообщением сопутствующих сведений, вызывающих определенные эмоции.
Это метод не новый. Им, например, очень широко пользуются писатели – натуралисты. В частности, в книге Е. Спангенберга «Записки натуралиста» (М., 1964) изложение фактического материала связано с рассказами о различных смешных или грустных событиях. Поэтому он хорошо запоминается, а произведения писателя читаются с неослабевающим интересом.
Следует обратить внимание и на вступление к теме. Так, начиная беседу у географической карты, можно предложить: «Давайте, путешествовать!» Это сообщение неизменно привлекает внимание детей. Потом, найдя по карте Южно - Сахалинск, все садятся в воображаемый поезд и едут в тот пункт, который является темой беседы. Ехать можно с пересадками и не только по железной дороге, но и водным путем. Здесь очень важен сам факт использования географической карты.
Имеет значение и название беседы. Например, с успехом такие, как «Точка на карте» или «Детки на ветке». Привлечь внимание детей можно с помощью наглядных пособий. К первым словам беседы прислушается не каждый ребенок, а вот рассмотреть предложенную иллюстрацию сбегутся все. Поэтому большинство тем хорошо начинать с просмотра иллюстраций из журналов, книг, подборок. Постоянным наглядным пособием являются фотомонтажи.
Это далеко не все способы повышения интереса детей к беседе, но они уже позволяют в равной мере заинтересовать детей.
Еще более важно, чтобы дети поверили, что с учителем можно обо всем поговорить, что он всегда может что-нибудь интересное рассказать.
Эффективность бесед зависит от некоторых условий :
1. Не допускать того, чтобы беседа превращалась в лекцию.
2. Беседа должна иметь проблемный характер.
3. Не допускать того, чтобы беседа развивалась по заранее составленному сценарию.
4. Проработать все точки зрения учащихся.
5. Помочь ученикам самостоятельно придти к выводу.
По своей продолжительности беседы могут быть самыми разными: от 3 – 5 до 20-30 минут, в зависимости от их содержания. Поэтому и проводятся они в разной обстановке. Часть бесед может быть вынесена перед или после динамической паузы; другие предложены во время мытья рук и в столовой. Значительное время бесед удобно проводить на перемене, прогулке.
В выборе тем или бесед необходимо ориентироваться на тематический план школы, а также на те события, которые происходят в нашей стране. Желательно держать детей в курсе последних научных, трудовых достижениях нашего народа, новостях.
Ориентировочные темы бесед распадаются на четыре вида:
1. Темы актуальные, отражающие события, которые происходят в стране и мире каждый день.
2. Темы, опирающиеся на тематический план школы.
3. Темы, знакомящие детей с прошлым и настоящим нашей Родины, явлениями природы, с жизнью птиц и животных.
4. Темы, основанные на вопросах детей.
По своей неосведомленности и неопытности дети не могут сами правильно оценить то или иное явление. Они смотрят телевизор, играют в компьютер, присутствуют при разговоре взрослых. Все это дает колоссальную пищу детскому уму, и они задают учителю множество вопросов. Уклонятся от них он не имеет права. Он должен привести в систему все сведения, полученные детьми. Чтобы быть к этому готовым, необходимо консультироваться с учителями – предметниками, а также достаточно читать.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗВИВАЮЩИХ БЕСЕД


в 5-12 классах


Цели развивающей беседы :


q развивать способность ученика к самоонализу и самооцениванию;


q предупреждать сложные проблемы, связанные с поведением или успеваемостью ученика;


q формировать отношения с учеником и его родителями через взаимопонимание;


q поддерживать ученика и его развитие путем консультирования родителей;


q выражатьположительные ожидания школы;


q получать обратную связь


Вопросы, приведенные ниже, носят рекомендательный характер, и могут быть составлены учителем по своему усмотрению. Беседу лучше построить так, чтобы она охватывала учебные и коммуникативные компетенции, а также вопросы самооценки. Не нужно давать ученику все вопросы из списка. Достаточно выбрать 5-10, в зависимости от того, что наиболее целесообразно для конкретного ученика.

5 основных вопросов, которые всегда помогают учителю при проведении развивающей беседы.


q Что тебе наиболее интересно на занятиях?


Вопросы для развивающей беседы в 5-6-7 классе


Учебные компетенции:


Для чего ты ходишь в школу?

Для чего ты изучаешь этот материал?
Легко ли тебе отвечать на вопросы учителяили написанные в конце параграфа?
Выясняешь ли ты непонятные моменты в новых темах? Как?
Какие предметыты особенно любишь?

Сколько времени обычно ты тратишь на подготовку домашних заданий?
Нуждаешься ли ты в помощи, когда готовишь домашнее задание?
Что ты предпринимаешь, если не справляешься с домашним заданием?
Что говорят тебе родители, если ты получишь плохую отметку?
При каких учебных условиях ты добиваешься наилучших показателей успеваемости (работая индивидуально, с своседом по парте, в групповой работе, отвечая устно, письменно)?

Что положительно влияет на твою учебную деятельность?
Мы все испытывали сложности во время учебы. Можешь ли ты привести пример проблемы, в связи с которой у тебя возникли трудности с учебой? Как ты справлялся?

Какой предмет для тебя наиболее сложен?
Как долго ты обычно делаешь дом.задания?
Расскажи о случае, когда ты испытывал удовлетворение от своих результатов учебы.

Коммуникативные компетенции:

Нравится ли тебе проводить время с одноклассниками?
Что ты любишь делать на перемене?
Как ты считаешь, от чего или от кого зависит твое поведение?
Удается ли тебе отстаивать свое мнение среди одноклассников?
С какими людьми тебе нравится общаться?
С какими людьми тебе сложно общаться?
Тебя можно назвать общительным человеком?

Как ты оцениваешь свою способность справляться с собой в крайне напряженные периоды? Приведи, пожалуйста, примеры.
Какие отношения у тебя с учителями? (Если выясняется проблема, то:Что ты предпринимал для улучшения ситуации?)
Нравятся ли тебе школьные мероприятия?

Как ты предпочитаешь проводить время?



Самооценка:


Как ты думаешь, каким человеком тебя считают одноклассники\ учителя\ родителя?

Что, по-твоему мнению, ты умеешь делать хорошо?
Что для тебя значит быть вежливым?
Что тебе в себе нравится?

Что бы ты изменил в себе?
Как ты считаешь, как человек должен правильно к себе относится? А как этого достичь?
Можешь ли ты назвать себя ответственным человеком?
Расскажи о случае, когда ты гордился собой.

Дополнительтные вопросы :


Чем ты увлекаешься, в какие кружки ходишь?
Какие твои домашние обязанности?
Насколько ты доволен своей жизнью в классе? Что ты любишь делать с ребятами на перемене и после уроков?
Какой предмет нравится тебе больше всего? Почему?
Какой урок тебе не нравится? Почему?

Что тебе больше всего нравится в учебном процессе?
Что тебе в учебе нравится меньше всего?
Что заставляет тебя иногда пренебрегать учебой?
Чего конкретно ты ждешь от своих учителей?
По каким причинам тебе приходилось отсутствовать в школе?
Что для тебя значит быть вежливым?

Какие цели у тебя есть? Как ты их добиваешься?
Как ты считаешь, что тебе мешает учиться лучше? Как ты с этим справляешься?
Что в данный момент у тебя в учебе вызывает наибольшие трудности?
Тебе больше нравится на уроках работать самостоятельно или в группе?
С каким настроение ты обычно идешь в школу?
Как ты считаешь, каким учеником тебя считают учителя? Почему?
Расскажи о своих увлечениях.
Какого типа книги тебе нравятся? Какую книгу ты читал последней?
Как ты планируешь свое время?
Что тебя больше всего огорчает и радует в школе?

Вопросы для учеников 8-9 классов

Учебные компетенции

Чему ты хотел бы научиться в процессе дальнейшей учебы?
Какие знания, получаемые в школе для тебя особенно ценны?
Как долго ты обычно делаешь дом.задания?
Берешь ли тызаведомо трудные учебныезадачи? Как ты с ними справлялся?
Мы все испытывали сложности во время учебы. Можешь ли ты привести пример проблемы, в связи с которой у тебя возникли трудности с учебой? Как ты с ними справился? Что бы ты теперь сделал по-другому?
Какие предметы или курсы ты особенно любишь? Какие темы тебя особо заинтересовали?

Какой подход (стиль преподавания) учителянаиболее подходит тебе?

На каком месте в ранге ценностей у тебя стоит учеба? Как это влияет на качество твоей учебы?
Какого признания ты добился в учебе? В чем ты еще добился признания?
Что в процессе учебы для тебя является самым сложным?
В какой учебной среде ты добиваешься наилучших показателей?
Расскажи, какие учебные навыки тебе помогают в школьной жизни?
Какие из твоих учебных навыков требуют дальнейшей работы над ними. Что ты для этого делаешь?
Что в учебной деятельности у тебя хорошо получается и ты испытываешь от этого удовлетворение.

Коммуникативные компетенции

Что ты думаешь о людях, у которых много друзей?
Тебя можно назвать общительным человеком?
Чего ты ждешь от своих учителей?

Что для тебя значит быть вежливым?
Нравится ли тебе участвоватьв школьных мероприятиях?
Опиши случай твоего несогласия с учителеми каким образом ты вышел из положения?
Если ты не согласен с мнением коллектива, то как ты себя обычно ведешь?
Бывает ли, что ты соглашаешься в каких-то вопросах с ребятами, хотя сам так не думаешь и не поступил бы так. Если да, то как ты думаешь, почему так происходит? Если нет, то как тебе это удается, ведь это довольно сложно – сохранить свое мнение в коллективе сверстников.
Что бы ты посоветовал сверстнику, который ведет двойную жизнь, неблагоприятно отражающуюся на учебе.

Самомоценка

Какие твои наибольшие достижения?

Как ты думаешь, каким учеником тебя считают учителя? Как бы они тебя охарактеризовали? Почему?
Как ты оцениваешь свою способность справляться с собой в крайне напряженные периоды? Приведи, пожалуйста, примеры.
Ставил ли ты перед собой цели? Если да, то удавалось ли их достичь?

Считаешь ли ты себя индивидуалистом или человеком команды
Как ты считаешь, тебя понимают учителя?

Дополнительные вопросы:


Расскажи о своих увлечениях.

Как ты считаешь, должны ли быть в жизни человек увлечения? Почему?
Каких правил и принципов ты придерживаешься в жизни\ в дружбе\ в учебе
Что ты ценишь в людях?
Где ты видишь себя через 3\5\10 лет?
Как ты планируешь свое время?
Опиши, пожалуйста, свой обычный школьный день.

Вопросы для учеников 10-11класса

Учебные компетенции

Какие предметы или курсы ты особенно любишь? Какие темы тебя особо заинтересовали?
Какие пройденные курсы будут полезны тебе в дальнейшем?
В какой учебной среде ты добиваешься наилучших показателей успеваемости?
Менялось ли на протяжении школьных лет твое отношение к учебе? (Почему? Что мешало? Что помогало?)


Как ты считаешь, в чем состоит секрет успешной учебы?

Чему, самому важному, на твой взгляд, ты научился в школе?
Насколько доволен ты своими учебными результами?

Коммуникативные компетенции

С какими людьми тебе сложно общаться?

Какие отношения были у тебя с учителями? (если выясняется проблема, то:Что ты предпринимал для улучшения ситуации?)
Опиши какой-либо случай твоего несогласия с учителем. Как ты вышел из положения?

Как ты думаешь, каким учеником тебя считают учителя? Как бы они тебя охарактеризовали? Почему?
Как ты считаешь, легко ли окружающим людям с тобой общаться и жить в одном коллективе?
Насколько важным для себя ты считаешь умение общаться?

Самооценка

Что ты умеешь делать хорошо, какими навыками и умениями обладаешь?

Что тебе нравится в себе, как в личности?
Что ты хотел бы изменить в своем характере?
Удавалось ли тебе побеждать свои слабости? Приведи пример.
Ты человек коллектива или индивидуалист?
Назови свои сильные стороны личности. Благодаря чему они сформировались?
Назови свои слабые стороны личности. Как ты над ними работаешь?

Дополнительные вопросы:


По каким причинам тебе приходилось отсутствовать в школе?
Какие сферы досуга ты предпочитаешь?
Какого типа книги тебе нравятся? Какую книгу ты читал последней?
Как ты планируешь свое время?

Что ты думаешь о своем будущем?
Где ты видишь себя через 3\5 лет?


Вопросы для учеников 12 класса

Учебные компетенции


Менялось ли на протяжении школьных лет твое отношение к учебе? (Почему? Что мешало? Что помогало?)

Какие предметы или курсы ты особенно любишь?
Какие темы тебя особо заинтересовали?

Что для тебя было самым сложным\ трудным\неприятным в школе? Как ты с этим справлялся?


Какое отношение учителей к тебе было наиболее полезным для твоей учебы?


Как ты считаешь, какие навыки, полученные за годы учебы в школе, тебе будут наиболее полезны?

Знания, которые ты получал в школе, отвечали твоим потребностям в познании мира?
Есть ли такие темы, которые остались для тебя непонятыми?
Что тебя особенно побуждало учиться?
Что\ чему ты хотел понять\ научиться, но так и не смог это сделать в школе? Намерен ли ты в дальнейшим овладеть этими знаниями (или понятиями)?

Коммуникативные компетенции

Что значат для тебя твои одноклассники?

Легко ли тебе с ними общаться?
Считаешь ли ты умение общаться необходимым условим для реализации в обществе?
Легко ли тебе вступать в дискуссии и отстаивать свою точку зрения?
С какими людьми ты предпочитаешь общаться?
Как ты считаешь, будет ли ваш класс поддерживать свои отношения после окончания школы? Заинтересован ли ты в этом?

Самооценка

Каким ты видишь себя в будущем?

Как ты считаешь, каким учеником ты был? Как ты думаешь, каким учеником тебя считают учителя? Как бы они тебя охарактеризовали? Почему?
Какие черты твоей личности раскрылись в школе?
Как ты считаешь, на формирование каких черт твоей личности оказала влияние школа (и на какие – семья)? Каким образом?

Дополнительные вопросы

Какие амбиции (ожидания, цели, мечты) у тебя были в школьные годы?

Какие качества в людях ты ценишь?
Какие шаги ты уже предпринял или намерен предпринять для достижения своих целей?
Как ты считаешь, кем бы ты мог стать в будущем?
Какие цели ты ставишь для себя на будущее, на ближайшие 5\10 лет?



("Merlecons ja Ко ")


Вопросы для развивающей беседы с родителями ученика
1. Что Вам нравится в вашем ребенке? Какие его сильные стороны?
2. Какие интересы и увлечения есть у Вашего ребенка?
3. Как вы оцениваете отношение ребенка к школе, одноклассникам, учителям?
4. Как Вы оцениваете способности своего ребенка?
5. Есть ли у Вашего ребенка домашние обязанности? Какие?
6. Как ведет себя ребенок в конфликтной ситуации?
7. Как ведет себя ребенок, если получит в школе плохую отметку? Как реагируете на это Вы сами?
8. Что Вы любите делать вместе всей семьей и какое участие в этом принимает сам ребенок?
9. Сколько времени обычно тратит Ваш ребенок на подготовку дом.задания?
10. Насколько самостоятелен он при выполнении дом.заданий? Кто помогает ребенку в случае затруднений?
11. Какие проблемы возникают при посещении ребенком школы? Какие решения проблемы видите Вы сами?
12. Насколько вы удовлетворены работой классного руководителя?
13. Насколько удовлетворены Вы работой учителей-предметников?
14. Как вы оцениваете здоровье своего ребенка?
15. Какие Ваши ожидания от школы? Ваши пожелания.


Проведение с учениками развивающих бесед и бесед по результатам успеваемости
Форма 3
САМОАНАЛИ3 УЧEHИKA


/. Профессиональные намерения учащегося

1. Что собирается делать после окончания IX класса:

а) учиться в X классе, ПТУ, техникуме (записать полное на­
звание учебного заведения);

б) работать (записать полное название предприятия, цеха,

отдела, специальности).

2. Что знает о содержании избираемой профессии, об усло­
виях учебы, работы?

3. Знает ли о требованиях избираемой профессий к чело­
веку?

4. Что советуют делать родители после окончания IX класса?

Согласен ли учащийся с их мнением?

//. Интересы

1. Какие учебные интересы преобладают («любимые» и «не­любимые» предметы)?


2. Есть ли интересы, связанные с выбором профессии (чте-
\ ние специальной литературы, беседы о профессии со специа-
\листом, посещение учебных заведений)?

3. Как развивает интересы, связанные с выбором профессии?

4. Оказывают ли помощь родители в развитии учебных инте-
щ есов и интересов к профессиональной деятельности? В чем
ёто заключается?

III. Склонности

1. Какие склонности называет учащийся (в учебной деятель­
ности, в кружковой работе, в свободное от учебы время)?

2. Есть ли склонности, связанные с выбором профессии («про­
ба сил»)?

3. Как развивает склонности, связанные с выбором про­
фессии?

4. Оказывают ли помощь родители в развитии склонностей к
какой-либо профессиональной деятельности? В чем это заклю­
чается?

IV. Способности

1. Какие способности находит у себя учащийся (в учебной

деятельности)?

2. Есть ли профессиональные способности, т.е. способности,
необходимые для успешного освоения избираемой профессии?

3. Как развивает способности, связанные с выбором профес­
сии (тренирует память, внимание, улучшает физическую подго­
товку, углубляет знания о профессии)?

4. Совпадают ли интересы, склонности со способностями
учащегося (совпадают частично или совсем не совпадают)?

5. Знает ли учащийся мнение учителей и родителей о его
способностях? Согласен ли он с их мнением?

6. Как учащийся считает, оказывают ли ему учителя, родите­
ли помощь в развитии способностей?



V. Личные качества

1. Какие личные качества, по мнению учащегося, наиболее
ярко у него выражены (положительные или отрицательные)?

2. Какие качества, по его мнению, необходимо развить для
успешного освоения избираемой профессии?

3. Как развивает качества, необходимые для успешной про­
фессиональной деятельности?

4. Занимается ли самовоспитанием?

5. Оказывают ли помощь учителя и родители в развитии лич­
ных качеств?


VI. Готовность к выбору профессионального пути

1. Как учащийся оценивает достигнутые им успехи в учеб­ной деятельности?

1. По каким учебным предметам, по его мнению, будут нуж­ны знания в дальнейшей профессиональной деятельности?

3. Считает ли учащийся, что сможет осуществить свои про­
фессиональные намерения? Что этому может помешать?

4. В случае неосуществления основных планов есть ли запасные?

1. Литература для чтения.

2. Кружок, факультатив, углубленное изучение отдельных
предметов.

3. Тема доклада в классе об избираемой профессии.

4. Встреча со специалистом.

5. Советы по развитию, совершенствованию индивидуаль­
ных качеств.

6. Дата первичной профконсультации.
Предварительная беседа поможет психологу сориентироваться

в подготовке к первичной профконсультации для учащихся, их педагогов и родителей. Ему очень важно также разобраться в мотивах выбора профессии.

При выборе профессии человек руководствуется следующи­ми мотивами: общественной значимостью профессии, прести­жем, заработком, возможностью продвижения по службе и др. Знание того, почему человек избрал ту или иную профессию, позволяет предвидеть, насколько успешно он будет ею овладе­вать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности.

Для того чтобы лучше ориентироваться в большом разнооб­разии мотивов, можно разделить их на внутренние и внешние. Внутренние мотивы выбора той или иной профессии - ее об­щественная и личная значимость; удовлетворение, которое при­носит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мо­тивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления,

Внешняя мотивация - это заработок, стремление к прести­жу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положитель-

\ным мотивам относятся: материальное стимулирование, возмож­ность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, Т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.

Исследования показывают, что преобладание внутренних мо­тивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации. Приводи­мая ниже методика позволяет определить ведущий тип мотива­ции в процессе выбора профессии.

МЕТОДИКА «МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»

Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту про­фессию, специальность.

Утверждения
Оценка
п/п

Тип мотивации

Требует общения с разными людьми

Нравится родителям

Предполагает высокое чувства ответственности

Требует переезда на новое место жительства

Соответствует моим способностям

Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием

Дает возможность приносить пользу людям

Способствует умственному и физическому развитию

Является высокооплачиваемой

Позволяет работать близко от дома

Является престижной

Дает возможности для роста профессионального

мастерства

Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах

Позволяет реализовать способности к руководящей работе

Является привлекательной

Близка к любимому школьному предмету

Позволяет сразу получить хороший результат труда для других

Избрана моими друзьями

Позволяет использовать профессиональные умения

вне работы

Дает большие возможности проявить творчество

Шкала оценок:

5 - очень сильно повлияло, 4 слабо, 1 - никак не повлияло.

Условные обозначения: «и» - внутренние индивидуально зна­чимые мотивы; «с» - внутренние социально значимые мотивы; «+» - внешние положительные мотивы; «-» - внешние отри­цательные мотивы.

Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мо­тивации.

В профессиональной консультации психолог пользуется сис­темой методов и показателей, которые наглядно можно пред­ставить следующим образом:


Попытаемся дать характеристику отдельных методов проф-диагностики, способов анализа и представления диагности­ческих данных в виде дифференциально-диагностического обследования, психограммы, психологической характеристики школьника.

Для выявления личностных особенностей часто использует­ся многофакторный опросник Р.Кэттела. Опросник разработан автором на основе длительного исследования и предназначает­ся для получения полного представления о личности в корот­кое время .

В исследовании старшеклассников используется юноше­ский вариант опросника, который выявляет 14 личностных факторов.







Анкеты Интервью Беседы

1. Фактор А 2. Фактор В 3. Фактор С 4. Фактор D 5. Фактор Е 6. Фактор F 7. Фактор L 8. Фактор Н 9. Фактор J 10. Фактор G 11. Фактор Q 12. Фактор Q 2 13. Фактор Q 3 14. Фактор Q 4

Аффектотимия (сердечность, доброта,
общительность).

Шизотимия (обособленность, отчуж­
денность, замкнутость).

Схоластические умственные способ­
ности.

Эмоциональная стабильность (сила Я)
- (нестабильность).

Возбудимость - флегматичность (фак­
тор темперамента).

Доминантность, штстность - зависи­
мость, покорность.

Озабоченность - беспечность.

Сила сверх-Я - слабость сверх-Я.

Робость - смелость.

Жесткость - мягкость.

Коллективизм - индивидуализм.

Уверенность в себе - чувство вины.

Самодостаточность - приверженность
группе.

Высокий контроль Я - низкий конт­
роль Я.

Высокое рабочее напряжение - низ­
кое рабочее напряжение.

Текст опросника, методику интерпретации данных психолог может найти в книгах «Методы психодиагностики в спорте»,

«Введение в экспериментальную психологию», «Психологиче­ское тестирование» .

Для оценки профессионального личностного типа можно ис­пользовать методику Джона Голланда. Голланд, как представи­тель концепции индивидуальности, разработал методику для оп­ределения социальной направленности личности. Он выделял

1. Реалистический тип - несоциальный, ориентированный на
настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкрет­
ными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает
предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конк­
ретности. Развиты математические, невербальные способности.

2. Интеллектуальный тип - несоциален, аналитичен, рацио­
нален, независим, оригинален. Преобладают теоретические цен­
ности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышле­
ния, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невер­
бальные способности.

Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, ма­тематик, физик.

3. Социальный тип - обладает социальными умениями,
нуждается в контактах. Черты его характера: стремление по­
учать и воспитывать, психологический настрой на человека, гу­
манность, женственность. Представитель данного типа стара­
ется держаться в стороне от интеллектуальных проблем; акти­
вен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы ре­
шает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает
хорошими вербальными способностями.

4. Конвенциальный тип - предпочитает четко структуриро­
ванную деятельность. Характер стереотипный, конкретный,
практический. Не проявляет критичность, оригинальность, кон­
сервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности).
Слабо развиты организаторские способности, преобладают ма­
тематические способности.

Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и рас­четом.

5. Предприимчивый тип - избирает цели, которые позволяют
проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приклю-


чения. Представитель данного типа доминантен, любит при­знание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчи­вости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, ста­тусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хоро­шими вербальными способностями.

Предпочтительна следующая деятельность: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.п.

6. Артистический тип - опирается на эмоции, воображе­ние, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вер­бальные способности. Для представителей данного типа ха­рактерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «я». Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества.

Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, лите­ратурное творчество и т.п.

Тест прост в проведении и обработке данных. Испытуемым

сии. В каждой паре профессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например, из двух профессий - поэт или психолог - вы предпочитаете вторую, тогда в листе отве­тов в графе 41(6) вы должны поставить знак «плюс».

Характеристика, ученика класса МАОУ «СОШ № », . . г.р. поступил в школу. .20 г., обучается по программе «Перспектива». До поступления в школу посещал «Школу развития личности». проживает в полной, благополучной семье. Мать работает воспитателем в детском саду, старается быть в курсе всех школьных дел сына, постоянно приходит в школу. Домашние задания чаще бывают выполнены частично, под контролем мамы. Домашнее задание в дневник сам не записывает, мама пользуется услугой «Электронный дневник». Задания по русскому языку сводятся к списыванию текста, грамматические задания не выполняет. характеризуется поведением, которое не соответствует возрастным нормам и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. На уроках не работает устно, письменные задания не выполняет.

О неадекватном поведении ученика на уроке физкультуры.

Привлечь к труду после уроков хулигана нельзя, пожаловаться некому (позиция администрации — это ваши проблемы как учителя, что в институте педагогику с психологией не проходили? Позиция многих родителей — мой ребенок вам нагрубил, значит, вы сами это заслужили). Опытные коллеги призывают «не принимать близко к сердцу» выходки ученика (собственно, с ним не жить, детей не крестить), игнорировать (какое дело, что ученик играет в телефон), относиться с юмором (очень смешно, когда пятиклассники на уроке высмеивают портреты историков, висящие в кабинете) или «ставить проказников на место» (разными способами, тут кто на что горазд – от высмеивания ученика, до того, чтобы воспользоваться камерой наблюдения или силой коллективного мнения).

Докладная записка о безобразном поведении ученика

Возможно, вам также пригодятся образцы докладных записок, написанных по другим поводам:

  • Об оскорблении на рабочем месте – образец;
  • О невыполнении трудовых обязанностей – образец;
  • Об отсутствии на рабочем месте – образец;
  • О нарушении трудовой дисциплины - образец.

Документ адресуется директору школы или завучу, их точную должность и ФИО следует указать в правом верхнем углу, ниже пишется ФИО и должность того лица, от которого пишется докладная записка. Далее в краткой форме излагается, в чем именно заключается хамское поведение ученика. Это может быть несоблюдение дисциплины на уроках, срыв уроков, оскорбление учителей и учеников, Следует подробно описать поведение ученика и предложить пути решения проблемы.


В качестве примера предлагаем скачать образец докладной записки на ученика внизу статьи.

Докладная записка на ученика за хамское поведение

Образец докладной на ученика о плохом поведении Образец характеристики предназначен для классных руководителей. Характеристика ученика состоящего на внутришкольном учете; 2 класс. В характеристике указаны трудности в обучении и поведении ребенка.


Ученики употребляют ненормативную лексику постоянно и не Но сейчас уже и поведение не такое ужасное, дети адаптировались к. Докладная на ученика, образец которой практически нереально найти в папке с шаблонами у школьного секретаря, на самом деле может быть написана в произвольной форме, но есть общие правила, такие, как написание заголовка документа или место написания даты и подписи. Где ознакомиться с образцом докладной записки на сотрудника.
Докладная записка о хамском поведении работника, как и любая. На моего ребенка ученика четвертого класса была написана докладная по проишествию (нарушение норм поведения -глупая шутка-разделся при.

Как написать докладную записку на ученика

Записки Если ученик плохо себя ведет, оскорбляет учителей, срывает уроки, нарушает дисциплину, мешает заниматься другим ученикам, то учитель этого ученика (классный руководитель) может написать руководству учебного заведения докладную записку. В данной статье предлагаем скачать образец докладной записки на ученика за хамское поведение. Докладная записка – это, как правило, крайняя мера. Когда беседы учителя с учеником не помогают, вызовы родителей в школу также не меняет поведения ученика, учитель может направить вышестоящему руководству докладную записку, в которой описывается хамское поведение учащегося и высказывается просьба принять меры по улучшению поведения школьника.
Докладная записка может быть направлена директору школы, завучу.

Характеристика ученика с неадекватным поведением

Внимание

Ребнку требуется больше помощи и внимания педагога для обучения, контроля и воспитания, чем это может дать учитель в общеобразовательном классе. Вторая характеристика имя поступила в МОУ Средняя общеобразовательная школа. До этого жила у бабушки и училась в сельской школе в.


Из характеристики 1 класса девочка своенравна, капризна, не всегда занимается в полную силу. За время обучения показала средние способности. Труднее девочке даются математика, английский язык. Особая сложность возникает с задачами. Техника чтения выше нормы.
На уроках труда и рисования несдержанна. Если что то в своей работе не понравилось, девочка е может выбросить и не доделать. На занятия физической культуры всегда опаздывает, так как одевается со звонком, не реагируя перед этим на предупреждение учителя об опоздании. На уроках бывает невнимательна.

Неадекватный ученик в начальной школе

Определенное поведение в определенных обстоятельствах. Это любая ситуация, которая повторяется регулярно. Один из учеников никогда не поднимет руку на уроке истории и не ответит, пока его не спросят. Другой ученик будет хамить учителю математики и вежлив со всеми остальными.

Инфо

И так постоянно. Вот тут стоит задуматься педагогу, как изменить, прежде всего, свое поведение, чтобы научиться взаимодействовать с учениками, а те, в свою очередь, ощутили выбор, как им себя вести дальше. Учителю же стоит задуматься и над тем, как сделать так, чтобы ученики захотели изменить свое поведение. 2 закон Цель любого поведения – чувствовать свою принадлежность к обществу, в данном случае к школьной жизни. То есть это – потребность в своей важности и значимости, чтобы занять свое место в школьном коллективе.

Докладная записка

По своему отсутствию пояснила, что была вызвана в школу классной руководительницей своего сына Ивана в связи с произошедшей дракой. Важно Аналитическая часть Смирнова Алевтина Николаевна на нашем предприятии работает более 1. По ситуации с прогулом готова предоставить контакты учителя, который подтвердит факт вызова Смирновой в школу.

Отсутствие технического работника в период с 1. Провести беседу о недопустимости таких ситуаций впредь. Образец докладной на ученика о плохом поведении Внимание Может заниматься посторонними делами и на замечания учителя не реагирует, или замечание вызывает агрессию. Если имя что то не понравилось или непонятно, она может устроить истерику кричать, топать ногами, бросать учебные предметы, визжать.

Замечания со стороны педагогов никакого влияния на не не оказывают, пока она сама не успокоится. Часто требует к себе особого внимания.