История дома на гоголевском бульваре 25. Примечательные здания и сооружения. По нечётной стороне

Мы начнем нашу Большую прогулку по Бульварному кольцу с прогулки по Гоголевскому бульвару. В ходе нее мы пройдем весь бульвар от площади Пречистенских ворот до площади Арбатских ворот, ознакомимся с историей бульвара, интересными фактами, связанными с ним, и, конечно же, с его достопримечательностями.

Выходим из метро "Кропоткинская". Выход - последний вагон из центра, по указателю "К улице Волхонка". Выход из метро осуществляется по подземному переходу, наземного вестибюля западный выход станции "Кропоткинская" не имеет.

Главная достопримечательность этого района, несомненно, Храм Христа Спасителя , один из главных соборов столицы. И, хотя сам Храм и не расположен на Бульварном кольце, обойти его вниманием мы не можем. Подойдем поближе.

Справа - сквер Храма Христа Спасителя, в котором установлен памятник Александру II - Освободителю . Чтобы лучше рассмотреть его, спустимся в сквер, так как к Всехсвятскому проезду памятник расположен спиной.

Из сквера открывается великолепный вид, как на Храм Христа Спасителя, так и на памятник Александру II, у подножия которого разбит фонтан.

Скульптура императора расположена на мощном гранитном постаменте, окруженному львами (символ царской власти, а кроме того, символ достоинства и силы духа). На постаменте размещена бронзовая табличка, на которой перечисляются заслуги Александра II: отмена крепостного права, введение системы местного самоуправления, проведение военной и судебной реформ, завершение многолетней Кавказской войны.


Но сегодня наш путь лежит совсем в другую сторону. Пройдя по набережной, поднимаемся вверх по Саймоновскому проезду .


В небольшом сквере расположена деревянная часовня - Церковь иконы Божьей Матери "Державная" .

Икона, именем которой названа церковь, занимает особое место в ряду православных святынь. Считается, что на была явлена православному народу 2(15) марта 1917 года, в день отречения от престола Николая II.

В 1990 году на этом месте был установлен камень с надписью: "«Закладной камень во имя Державной Божией Матери - предтечи Храма Христа Спасителя, который будет возрожден на этом святом месте».

А в 1995 году была построена и сама часовня. Здесь совершались богослужения о скорейшем возрождении Храма Христа Спасителя, за строителей и благотворителей.

Напротив часовни расположен Доходный дом З.А. Перцовой - памятник архитектуры начала ХХ века в стиле модерн.


Мы находимся на площади Пречистенских ворот. В левой ее части мы видим памятник Фридриху Энгельсу .

Перейдя по пешеходным переходам на другую сторону площади, мы оказываемся в начале Гоголевского бульвара. Своеобразным входом на бульвар служит арка восточного вестибюля станции "Кропоткинская". Напомним, что мы выходили из западного вестибюля.

На левой стене арки мы видим сразу две памятные доски.

Одна из них повествует прохожим, что до 1933 года на этом месте стояла Церковь Сошествия Святого Духа, построенная в 1493 году. Вторая - касается уже самой станции метро. На ней написано, что вестибюль "Кропоткинской" станции является памятником архитектуры ХХ века.

Продолжением арки являются два ряда одноэтажных павильонов с небольшими магазинами, кафе и салонами сотовой связи.

Миновав их, мы оказываемся на самом бульваре. Прежде чем двинуться в путь, стоит сказать пару слов о его истории.

В XVI веке, когда на месте сегодняшнего Бульварного кольца возвышались стены Белого города, его юго-восточный склон омывал ручей Черторый. Фактически на его месте впоследствии и расположился Гоголевский бульвар. А поскольку берега ручья были разной высоты (внутренний, со стороны крепости, более крутой, а внешний более пологий), то и бульвар имеет трехступенчатый рельеф. Внутренний проезд расположен на верхней ступени, сам бульвар - на средней, а внешний проезд - на нижней.

Свое современное название бывший Пречистенский бульвар получил в 1924-м году, в год 115-летия великого русского писателя Н.В. Гоголя.

Интересный факт: на Гоголевском бульваре происходят события оскароносного фильма "Москва слезам не верит". На скамейках этого бульвара встречаются главная героиня фильма Катя Тихомирова и Рудольф Рачков. Происходит это дважды. В самом начале фильма, и потом, на этом же самом месте, спустя двадцать лет.

Архитектурный облик Гоголевского бульвара сложился после Отечественной войны 1812 года. Большинство построек здесь двух или трехэтажные и относятся к XIX веку. Лишь редкие из них построены в XVIII или, наоборот, в ХХ веке.

Один из таких домов расположен в самом начале бульвара, дом №4 - Городская усадьба князей Оболенских-Некрасовых, построена архитектором Р.И. Клейном во второй половине XVIII века.

Следующее за ним здание, дом№6 - Усадьба Замятиных-Львовых-Третьяковых . Известна не столько своей архитектурой, сколько с точки зрения истории. Дело в том, что в 1873-92 гг. в здании находилась художественная коллекция мецената С. М. Третьякова.

А вот здание дома №8 стр.1, хотя и не выбивается из единого архитектурного облика бульвара, построено уже после Октябрьской революции, в 1930 году. Это, так называемый "дом-комунна", построенный для советских рабочих. Ранее на его месте стояла Церковь Ржевской Божьей Матери, уничтоженная годом ранее.

Перейдем на нечетную сторону бульвара. Здесь, кстати, стоит оговориться, что пешеходных переходов на Гоголевском бульваре (как и на всем Бульварном кольце) достаточно много, и проблем с переходом с одной стороны улицы на другую у нас не возникнет.

Минуя дом №5, заглянем в Гагаринский переулок. Здесь мы увидим небольшое двухэтажное здание. Это Усадьба П.В. Нащокина . На его стене мы обнаружим памятную доску, повествующую нам о том, что в 1831-1832 годах А.С. Пушкин жил здесь у своего друга П.В. Нащокина.

Вернемся на бульвар. Напротив дома №10 на бульваре установлен памятник Михаилу Шолохову , известному советскому писателю, лауреату Нобелевской премии.

Памятник представляет собой целую скульптурную композицию. На ней Шолохов в лодке переплывает Дон. А сзади за ним - две группы лошадей, плывущие в разные стороны.

По замыслу автора работы, скульптора А. Руковишникова, лошади символизируют Красную и Белую Армии, которым не по пути. А посередине - скульптура маленького жеребенка, который не знает, за кем же ему плыть. Частью композиции является также каменная скамья (остальные скамьи вокруг памятника обычные деревянные). На ней с двух сторон изображены сюжеты Гражданской войны.

Памятник расположен на фоне Усадьбы Цурикова . Она известна тем, что в XIX веке ее владельцем был Михаил Нарышкин, и здесь проходили тайные заседания декабристов. Здесь же хозяин домв и другой декабрист - Иван Пущин были арестованы. Об этом прохожим напоминает памятная доска, на которой изображены руки, закованные в кандалы.

Сейчас в этом здании располагается Союз художников России.

Движемся по бульвару дальше. В теплое время года здесь регулярно проводятся различные выставки картин и фоторабот. Разумеется, бесплатные. Вдали мы уже видим окончание бульвара и памятник тому, в честь кого он назван - Николаю Васильевичу Гоголю . Однако памятник расположен спиной к бульвару, поэтому подойдем поближе и обойдем его с фронтальной стороны, с площади Арбатских ворот.

Об истории создания этого памятника стоит рассказать отдельно. Скульптура работы Н. Томского была установлена в 1951 году. Однако памятник Гоголю на Бульварном кольце (причем ровно на этом же месте) уже был. В 1909 году, в год 100-летия писателя здесь был установлен памятник Гоголю скульптора Н. Андреева.

Однако он никогда не нравился Сталину. На той, более старой скульптуре, Гоголь изображен в минуту тяжелых раздумий, мрачный и обессиленный. Так, по мнению "вождя народов", не должен выглядеть национальный герой. Поэтому в 1951 году скульптуру заменили. Теперь великий писатель предстает перед прохожими статным, красивым и полным жизни.

Забегая вперед, скажем, что с упомянутой работой Н. Андреева мы еще увидимся. Она расположена на нашем маршруте дальше, на Никитском бульваре . Но об этом позже, будем соблюдать последовательность.

Выйдя на площадь Арбатских ворот, мы предлагаем Вам немного отклониться от маршрута и свернуть влево в Малый Афанасьевский переулок. Пройдя по нему, мы окажемся в Филипповском переулке (они идет параллельно Гоголевскому бульвару).

На этом можно было бы, и закончить первую часть нашей прогулки, но мы предлагаем осмотреть еще пару достопримечательностей, расположенных в непосредственной близости от метро. Обогнув здание метро, мы оказываемся перед кинотеатром "Художественный" .

Памятная доска на его фасаде гласит, что этот кинотеатр является одним из старейших кинотеатров Москвы (открыт в 1909 году), а само здание кинотеатра - памятник архитектуры, охраняемый государством.

Рядом с входом в кинотеатр расположен небольшой памятный знак, похожий на православный Храм, но гораздо меньшего размера.

Надпись на нем сообщает нам, здесь располагалась древняя церковь, построенная в XV веке, и разрушенная в 1930 году. И называлась она Церковь Бориса и Глеба. Точно также как Храм, который мы прошли минуту назад.

Таким образом, нетрудно догадаться, что в годы воинствующего атеизма Церковь Бориса и Глеба была уничтожена, а по прошествии, без малого 70 лет, воссоздана заново. Но, поскольку за эти годы на площади появились новые здания, значительно расширилась магистраль Бульварного кольца, то построить церковь на первоначальном месте не представлялось возможным. Поэтому место для строительства выбрали чуть в стороне.

Бросив взгляд на противоположную сторону площади, мы можем увидеть две, расходящиеся от нее, улицы.

А наша прогулка на этом закончена. Мы можем спуститься в метро "Арбатская" либо же перейти ко второй части Большой прогулки по Бульварному кольцу - Прогулке по Никитскому бульвару.

Гоголевский бульвар

Гоголевским бульвар в 1924 году был назван по стоявшему на нем с 1909 года памятнику Н. В. Гоголю. Прежнее его название - «Пречистенский бульвар». Когда проходите по тенистому Гоголевскому бульвару от Арбатской площади к Пречистенским воротам, то уже с половины бульвара начинаете чувствовать подъем его левой, восточной, стороны и понижение правой. Напротив Сивцева Вражка с бульвара на левый проезд надо подниматься по крутой лестнице, по меньшей лестнице - спускаться к Сивцеву Вражку на правый проезд; у Пречистенских ворот разница в уровнях правого и левого проездов сглаживается. Это своеобразие рельефа у Гоголевского бульвара напоминает нам о глубокой древности, когда здесь, в пустынной тогда местности, находился глубокий овраг Черторый, по дну которого протекал ручей с тем же названием, принимавший справа речку Сивку, в свою очередь текшую в небольшом овражке. По заключении Сивки в конце XVIII века в открытую канаву на месте овражка появилась улица Сивцев Вражек.

Когда в конце XIV века разросшаяся Москва достигла границ современного Бульварного кольца, по нему для защиты города от врагов построен был высокий земляной вал со рвом впереди. Этот вал увеличил и без того высокую восточную сторону оврага, а ручей Черторый был пущен в ров по западной стороне вала. Таким образом, овраг был использован строителями укреплений для защиты Москвы с запада.

Напротив современной улицы Пречистенки и Арбата с обоих концов современного Гоголевского бульвара были устроены на валу ворота с деревянными мостами через ров: Арбатские, или Смоленские, - на севере; Чертольские - на юге. В 1586–1593 годах на месте современного Гоголевского бульвара по его высокому восточному гребню прошла кирпичная стена Белого города с двумя глухими башнями посередине и двумя «воротными» - с Арбатскими и Чертольскими воротами - на концах; последние в 1658 году были переименованы в Пречистенские, а в советское время - в Кропоткинские. За стеной по-прежнему протекал во рву ручей Черторый.

В XVII веке Московское государство настолько усилилось, что его враги до столицы уже не доходили. Им еще на подступах к Москве преграждали путь отряды русских воинов. В связи с этим крепостные сооружения Белого города постепенно приходили в упадок. Около стен и башен с обеих сторон население стало ставить свои дворы, лавки, кузницы и пр.

В 1738–1745 годах с восточной стороны перед крепостной стеной стояли уже дворы знати и церковь Ржевской Богородицы, а с западной была площадь, заливаемая весной и в большие дожди ручьем Черторыем. На ней у самых Пречистенских ворот стояла церковь «Сошествия Святого Духа», она же «Покрова на Грязях». Перед ней размещались лавки, а сзади - маленькие дворики причта. Снесли церковь в 1920-х годах, при перестройке Гоголевского бульвара.

В середине XVIII века стену стали разбирать в местах, угрожавших падением, и к 1780-м годам разобрали ее целиком. По плану переустройства Москвы 1775 года, на месте стены, ее вала, рва и свободной площади предусматривалось устройство бульваров, но московская знать и купцы с согласия полиции захватили большую часть освободившегося пространства под свои дворы и противодействовали устройству бульваров. Так продолжалось до 1812 года.

В 1790 году на месте современного Гоголевского бульвара стояли четыре двора мелких служащих, двор графа А. С. Шереметева, казенный питейный дом и казенный «съезжий двор» седьмой части (полицейский участок). Пожар 1812 года освободил это место от деревянных строений, и в 1818 году здесь уже проложили бульвар. При этом ручей Черторый был заключен поначалу в открытую канаву в проезде у бульвара с западной стороны, а в 1870-х годах - в подземную трубу.

Среди домов с восточной стороны в первой половине XIX века выделялись дом Московского учебного округа на углу Волхонки, построенный в XVIII веке; дом Удельного ведомства (современный дом № 10), до сих пор служащий украшением улицы, и дом С. С. Апраксина на углу Знаменки.

У управляющего Удельной конторой И. И. Маслова часто бывал в гостях и останавливался во время приездов в Москву И. С. Тургенев.

Среди домов с западной стороны мало интересных в архитектурном отношении; в историческом же отношении интересен лишь дом № 17, близ Сивцева Вражка, принадлежавший герою Бородина и войны 1812 года, знаменитому генералу от артиллерии А. П. Ермолову. В конце XIX и начале XX века здесь было построено несколько больших «доходных домов», сдававшихся под квартиры.

В 1909 году в конце бульвара, у Арбатской площади, был поставлен памятник Н. В. Гоголю работы скульптора Н. А. Андреева и прекрасно оформлена площадка вокруг памятника. 2 марта 1952 года был поставлен новый памятник работы скульптора Н. В. Томского. Памятник на бульваре разместили потому, что Гоголь любил его и часто на нем гулял, поскольку жил поблизости, на Никитском бульваре в доме № 7. В этом доме он и умер.

Из книги Урбанистика. часть 2 автора Глазычев Вячеслав Леонидович

Бульвар Первый бульвар был устроен поверх земляных укреплений, вызванных к жизни развитием артиллерии, в итальянской Лукке. Второй устроен в голландском Антверпене, по решению Городского совета в 1578 г. Но подлинная карьера бульвара началась в Париже, когда по

Из книги Париж [путеводитель] автора Автор неизвестен

Бульвар Капуцинок По бульвару Капуцинок (boulevard des Capucines) прошел первый парижский омнибус. В доме N14 в 1895 году впервые был показан кинофильм братьев Люмьер. Позднее и чуть дальше, на бульваре Пуассоньер, появятся большие кинотеатры – настоящие памятники архитектуры, которые

Из книги Париж. Путеводитель автора Экерлин Петер

Бульвар Итальянцев и бульвар Монмартр В XIX веке завсегдатаи кафе на бульваре Итальянцев (boulevard des Italiens) и продолжающем его к западу бульваре Монмартр диктовали Парижу моду на наряды, манеры и нравы. В Париже Бальзака и Оффенбаха то были бульвары par excellence, где лакеи, скрестив

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

Бульвар Пуассоньер Днем бульвар Пуассоньер (boulevard Poissonni?r) – оживленное место торговли, ночью – не менее оживленное место развлечений. В доме N32 находится Caf? Brabant, в котором Эмиль Золя собирал писателей натуралистической школы. Дом N1 – кинотеатр Rex, построенный в 1932 году на

Из книги Из истории московских улиц автора Сытин Петр Васильевич

Бульвар Монпарнас Главная улица квартала, бульвар Монпарнас (boulevard du Montparnasse) начинается у футуристического фасада Монпарнасского вокзала, перед которым стоит 200-метровая черная башня. До самого последнего времени Tour Montparnasse была высочайшим небоскребом в Европе. У

Из книги автора

Бульвар Сен-Мишель Бульвар Сен-Мишель (Boulevard Saint-Michel), очарование которого восходит к давно прошедшим временам, всё ещё очень популярен, в том числе и среди молодёжи, благодаря своим фастфуд-ресторанам и магазинам. Он тянется вниз к Сене, мимо ещё одного места с руинами

Из книги автора

ЗАГРЕБСКИЙ БУЛЬВАР 2 ноября 1973 года проезд во Фрунзенском районе, проходивший от улицы Димитрова до улицы Олеко Дундича, был назван Загребским бульваром. Как говорилось в постановлении, «в честь» югославского города Загреба. Во Фрунзенском районе многие улицы называются

Из книги автора

БУЛЬВАР НОВАТОРОВ Магистраль проходит от Трамвайного проспекта до безымянной площади на пересечении проспекта Ветеранов и улицы Танкиста Хрустицко-го. Название присвоено 16 января 1964 года, как сказано в постановлении, «в честь новаторов в области производства, науки и

Из книги автора

ПОЭТИЧЕСКИЙ БУЛЬВАР Этот проезд проходит в Выборгском районе от улицы Есенина до улицы Руднева. Свое название он получил 3 марта 1975 года. В постановлении о присвоении говорится, что «проезд расположен в районе наименования улиц, посвященных деятелям

Из книги автора

СИРЕНЕВЫЙ БУЛЬВАР Сиреневый бульвар проходит между улицами Есенина и Руднева. Название его присвоено 4 декабря 1974 года. В постановлении о наименовании было сказано: «…проезд расположен в районе наименования улиц, посвященных деятелям искусства. В оформлении бульвара

Из книги автора

Никитский бульвар В настоящее время так называется не только бульвар, но и проезды по его сторонам между площадью Арбатских ворот и площадью Никитских ворот. Последние и дали прежнее название бульвару - «Никитский», как от крепостных ворот Белого города получили свои

Из книги автора

Тверской бульвар Тверской бульвар широко известен всей читающей публике. Он упоминается в произведениях Пушкина, Лермонтова, в романах Льва Толстого, в очерках Чехова и других писателей. Бульвар был устроен и открыт в 1796 году.Первоначально бульвар был обсажен

Из книги автора

Страстной бульвар Страстной бульвар получил свое название по стоявшему вблизи него Страстному женскому монастырю. Бульвар, устроенный в начале XIX века, тянулся от Тверской улицы до Петровки одной аллеей. С 1872 года часть его между Большой Дмитровкой и Петровкой вошла в

Из книги автора

Петровский бульвар Дорога от Петровских ворот идет под гору, к Трубной площади, Эта часть Бульварного кольца и носит название Петровского бульвара, которое относится как к самому бульвару, так и к проездам по его сторонам.Бульвар назван по Петровским воротам и

Из книги автора

Сретенский бульвар Сретенский бульвар раньше доходил почти до самых Мясницких ворот. Сейчас он ограничен проездом в Уланский переулок и построенным в 1885 году на его бывшем участке зданием Тургеневской читальни. Сретенский бульвар - самый короткий на Бульварном кольце.

Из книги автора

Чистопрудный бульвар Бульвар получил свое название по находящемуся на нем Чистому пруду. Из бульваров, устроенных на месте стен бывшего Белого города и составляющих зеленое ожерелье вокруг древнейшей части Москвы, Чистопрудный бульвар является наиболее


Использованы только собственные фотографии - дата съемки 02.04.2018

М."Арбатская", "Кропоткинская"

Своё первоначальное название - Пречистенский - бульвар, как и площадь Пречистенские Ворота, от которой он отходит, и расположенная неподалёку улица Пречистенка, получил по церкви Пречистыя Богородицы Смоленской в Новодевичьем монастыре.
В 1924 г., в период празднований 115-летия великого русского писателя Н.В.Гоголя, Пречистенский бульвар был переименован в Гоголевский.
Бульвар является трёхступенчатым - его проезды и находящийся между ними собственно бульвар расположены на разных высотных уровнях.
Так, внутренний, относительно кольца, проезд находится на верхней ступени, непосредственно бульвар - на средней, а внешний проезд - на нижней. Такой рельеф бульвара сформировался благодаря тому, что ручей Черторый (Черторой), который омывал наружный склон вала Белого города и протекал фактически на месте внешнего проезда бульвара, имел разные по высоте берега.

Жилые корпуса бывшего дома-коммуны («Дом художников», Гоголевский бул., 8)
Экспериментальный общественно-жилой комплекс Рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества (РЖСКТ) «Показательное строительство».
Архитекторы М.О.Барщ, В.Н.Владимиров, И.Ф.Милинис, С.В.Орловский, А.Л.Пастернак и Л.С.Славина; руководитель М.Я.Гинзбург. Этот же творческий коллектив работал над проектом дома Наркомфина. Постройка с чертами конструктивистского стиля.
Шестиэтажный корпус (строение 1) с двухуровневыми жилыми ячейками для одиночек построен в 1929–1932 г.г.
В 1949–1952 г.г. надстроен 2-мя этажами с квартирами более традиционной планировки, что привело к потере находившейся там террасы с пешеходным мостиком в соседний корпус.
В этом доме с 1932 по 1959 г. жил великий русский архитектор И.Леонидов, работавший с 1934 г. в мастерской М.Я.Гинзбурга.
Подвал дома - сохранившийся подклет трапезной (конец XVII – начало XIX в.в.) храма Ржевской иконы Божией Матери у Пречистенских ворот, являющийся объектом культурного наследия регионального значения.
Семиэтажный корпус (строение 2) с 2–3-комнатными квартирами построен в 1929–1932 г.г. Предназначался для семейных.
Здесь в 1932 г. в квартире своего брата - архитектора А.Пастернака - проживал поэт и писатель Борис Пастернак.
Жильцами в новых домах стала и группа архитекторов-разработчиков этих зданий, которые в большинстве своём работали в архитектурной мастерской М.Я.Гинзбурга, располагавшейся там, где сегодня находится «Фотоцентр».
Комплекс является объектом культурного наследия регионального значения.
Во всем прослеживается четкая организация пространства. Ничего подобного в Москве уже не найти.
В многоуровневых квартирах-сотах («ячейках») уникальная планировка - спальня, гостиная, холл и туалет. Нет ни одной квартиры больше 36 м2. На полу - оригинальный ксилолит, по которому можно ходить босиком. Стены облицованы фибролитом, что было новым для времени его строительства. Отличительная черта постройки - плоская кровля, где был устроен солярий.
Стройкома РСФСР новый тип экспериментального жилища, в котором все бытовые потребности людей – питание, гигиенические процедуры и досуг – должны были быть отделены от личного пространства, где предполагалось предаваться исключительно "высоким" занятиям – самообразованию и отдыху.

Собременный интерьер в доме-коммуне, Гоголевский бул., 8

Гоголевский бул., 3. Главный дом городской усадьбы, Казённый питейный дом, доходное владение С.Н.Волконской, доходный дом с булочным магазином и кондитерским производством К.Н.Филиппова. Построен около 1795 г., перестроен в 1820-е г.г. и в конце 1890-х г.г., по проекту архитектора А.З.Захарова


Гоголевский бул., 3. Главный дом городской усадьбы, позже - доходное владение С.Н.Волконской, а затем доходный дом с булочным магазином и кондитерским производством К.Н.Филиппова. Построен около 1795 г., перестроен в 1820-е г.г. и в конце 1890-х г.г., по проекту архитектора А.З.Захарова.


Гоголевский бул. Памятник М.А.Шолохову. Открыт в 2007 г. Скульпторы И.Рукавишников, А.Рукавишников, архитектор И.Воскресенского.

Гоголевский бул., 5 стр.1. Городская усадьба П.Ф.Секретарёва. Особняк построен в 1852 г. архитектором Н.И.Козловским для статского советника П.Ф.Секретарёва. Во время строительства храма Христа Спасителя здесь жил архитектор К.А.Тон. Объект культурного наследия регионального значения

Гоголевский бул., 6, стр.1. Главный дом бывшей городской усадьбы датируется второй половиной XVIII в., когда её владельцем являлся князь П.А.Меншиков. Следующий владелец А.Е.Замятин, позже городской голова С.М.Третьяков (брат основателя картинной галереи), начало XIX в., 1871–1875 гг., архитектор А.С.Каминский. В 1892 г. дом приобрёл крупный фабрикант П.Рябушинский. После 1917 г. здесь некоторое время находился Революционный трибунал. Объект культурного наследия федерального значения.


Гоголевский бул., 8, стр.2. Памятник архитектуры «Клуб-столовая». Здание построено в 1929 г. на месте снесённого дома-причта храма Ржевской иконы Божией Матери у Пречистенских ворот. Архитекторы М.О.Барщ, В.Н.Владимиров, И.Ф.Милинис,С.В.Орловский, А.Л.Пастернак, Л.С.Славина. Коммунально-хозяйственный блок с прачечной, спортзалом, столовой экспериментального жилого комплекса (дома-коммуны) жилищного товарищества «Показательное строительство», известного также как «Дом художников». Соединялся с жилыми корпусами комплекса старинным подземным ходом, который до постройки дома-коммуны соединял церковь Ржевской Божьей Матери с домом причта.


Гоголевский бул., 8, стр.1. Жилые корпуса бывшего дома-коммуны («Дом художников») - памятник архитектуры (подробное описание см.выше)

Гоголевский бул., 9. Особняк А.И.Иевлева. Построен в 1879 г. по проекту архитектора А.Л.Обера. Перестраивался в 1909-12 г.г. по проекту архитектора Е.И.Зеленского.

Нащокинский пер., 10. Один из самых старых домов в переулке, выстроен после пожара 1812 г. В нём короткое время в 1860-х г.г. жил поэт А.Н.Плещеев. В 1884 г. перестроен в доходный дом по проекту архитектора В.П.Загорского. Во дворе этого дома снимался фильм "Покровские ворота".


Нащокинский пер., 12, стр.1.


Гоголевский бул., 10, стр.2. Здание выстроено по проекту архитектора М.Ф.Казакова в конце XVIII в. Объект культурного наследия федерального значения.


Гоголевский бул., 10 - Дом выстроен по проекту архитектора М.Ф.Казакова для Нарышкиной. Здесь жил декабрист М.М.Нарышкин. В этом доме бывали К.Ф.Рылеев, И.И.Пущин, позднее И.С.Тургенев, И.Е.Репин, А.Н.Островский, А.Ф.Писемский, А.А.Фет. В доме работало правление Союза художников СССР.


Гоголевский бул., 12, стр.1 - Московская удельная контора (1880-е гг.).


Гоголевский бул., 14 - Городская усадьба Е.И.Васильчиковой - С.А.Оболенского - Н.Ф. фон Мекк (XIX в.). Усадьба связана с именами декабристов Н.В.Васильчикова, И.И.Муравьёва-Апостола. В конце XIX в. здесь бывали композиторы С.В.Рахманинов, А.К.Глазунов, П.И.Чайковский. С 1956 г. - Центральный шахматный клуб.


Гоголевский бул., 16/13 - Городская усадьба Е.М.Алексеевой (1884 г., архитектор Д.Н.Чичагов).

Гоголевский бул. Памятник Н.В.Гоголю. Создан к столетию со дня рождения писателя в 1909 г. и размещался в конце Пречистенского (ныне Гоголевского) бульвара. Скульптор Н.Андреев, архитектор Ф.Шехтель.


Гоголевский бул., 17 стр.1. Построено в 1903 г. как доходный дом. Архитектор Н.П.Марков.


NVO , CC BY-SA 3.0

В 1924 году, в период празднований 115-летия великого русского писателя Н. В. Гоголя, Пречистенский бульвар был переименован в Гоголевский.

Примечательные здания и сооружения

По нечётной стороне

  • № 3/2 - Главный дом городской усадьбы - Казённый питейный дом, доходное владение С. Н. Волконской - доходный дом с булочным магазином и кондитерским производством К. Н. Филиппова (1795; 1820-е; кон. 1890-х, арх. А. З. Захаров)

shakko , GNU 1.2
  • № 5/2 - (1852 , архитектор Н. И. Козловский ), объект культурного наследия регионального значения.
  • № 9 - Особняк А. И. Иевлева (1879, архитектор А. Л. Обер)
  • № 11 - Ранее на этом месте находился доходный дом, построенный в 1912 году по проекту архитектора О. Г. Пиотровича.
  • № 17 - Доходный дом (1903, архитектор Н. П. Марков)

NVO , GNU 1.2
  • № 19/2 - Административное здание (1990-е гг.)
  • № 21 - Доходный дом А. Ф. и Н. Ф. Бочаровых (1902, архитектор Л. Н. Кекушев)
  • № 21, стр. 2 (во дворе) - Доходный дом Бочарова (1905, архитектор Б. М. Нилус)
  • № 23 - Доходный дом К. М. Теляковского (1904, архитектор К. Л. Теляковский; перестроен в 1908 году В. Е. Дубовским), выявленный объект культурного наследия.
  • № 25, стр. 1 - Доходный дом (1889, 1903, архитектор С. Ф. Воскресенский; надстроен в 1932 г.), ценный градоформирующий объект. В этом доме жил Леонид Андреев с сентября 1895 г. по январь 1896 г.
  • № 27 - Жилой дом (1933, архитектор Д. Г. Числиев), ценный градоформирующий объект. В доме жили учёный-минералог Н. М. Фёдоровский, актриса Нина Тер-Осипян.
  • № 29 - Дом Иерусалимского Патриаршего подворья (1905, архитектор Г. П. Евланов; 1930-е гг., в ходе реконструкции 2000-х гг. здание было снесено целиком за исключением фасадной стены), ценный градоформирующий объект.. В 1910-х годах в доме размещалось Генеральное консульство Греции.
  • № 31, стр. 1 - Доходный дом (1879, архитектор П. П. Зыков; 1909; реконструирован в 2000-х гг). В доме жили архитектор Н. Н. Благовещенский, одна из первых советских телеведущих Ольга Чепурова.
  • № 31, стр. 2, 3 - Городская усадьба П. П. Хрущева - А. А. Котлярева (архитекторы С. В. Соколов, Д. М. Челищев). Здание является объектом культурного наследия; в кв. № 9 жил Андрей Белый, в 1910-1916 гг. тут же располагалось руководимое им издательство «Мусагет».
  • № 33/1 - Доходный дом церкви Святого Тихона у Арбатских ворот (1910, архитектор П. А. Виноградов), заявленный объект культурного наследия.

Panther , GNU 1.2

По чётной стороне

  • № 2/1/18 - Городская усадьба Лодыженских - Столыпина, объект культурного наследия регионального значения. Здание (1-я пол. XVIII - нач. XX вв.) было куплено в 1831 году для 1-й мужской гимназии в дополнение к основному учебному зданию, располагавшемуся рядом. 7 мая 1836 года директора гимназии М. А. Окулова, родственника его друга П. В. Нащокина, на его квартире, посетил А. С. Пушкин.

Гоголевский бульвар, 2. Храм Христа Спасителя NVO , GNU 1.2
  • № 4/3 - Городская усадьба князя И. М. Оболенского - И. И. Некрасова - А. А. Катуар-де-Бионкур (XVIII-XIX вв. Дом главный (с палатами) 2-я пол. XVIII в., 1783 г., 1802 г., 1834 г., 1890-е гг., архитекторы Р. И. Клейн, Л. Н. Кекушев, 1903 г., (балкон) архитектор И. П. Залесский), ценный градоформирующий объект.
  • № 6/7, стр. 1 - Главный дом усадьбы Замятина-Третьякова XIX в., объект культурного наследия федерального значения. Был перестроен А. С. Каминским после покупки владения в 1871 году С. М. Третьяковым , после смерти которого был приобретён П. П. Рябушинским. Ныне здесь располагается «Российский фонд культуры» Служебные постройки во дворе - по проекту архитектора Б. М. Нилуса 1905-1906 гг.
  • № 8, стр. 1, 2, 3 - Дом-коммуна (Жилой комплекс РЖСКТ для строительных рабочих, известен также как «Дом художников»), построен в 1929-1930 годах (коллектив архитекторов: М. О. Барщ, И. Ф. Милинис, И. И. Леонидов, В. М. Владимиров, С. В. Орловский, А. Л. Пастернак, Л. С. Славина и др.), объект культурного наследия регионального значения. В доме жили архитекторы А. К. Буров, И. И. Леонидов (мемориальная доска), И. Ф. Милинис.
  • № 8, 10 - Дома выстроены по проекту архитектора для Нарышкиной. Здесь жил декабрист М. М. Нарышкин. В этом доме бывали К. Ф. Рылеев, И. И. Пущин, позднее И. С. Тургенев, И. Е. Репин, А. Н. Островский, А. Ф. Писемский, А. А. Фет. В доме работало правление Союза художников СССР. Здания являются объектами культурного наследия федерального значения.
  • № 12, стр. 1 - Московская удельная контора (1880-е гг., 1915 г.), объект культурного наследия регионального значения.
  • № 12, стр. 2 - Флигель городская усадьбы (кон. XVIII - нач. XIX вв.), выявленный объект культурного наследия.
  • № 14, стр. 1 - Городская усадьба Е. И. Васильчиковой - С. А. Оболенского - Н. Ф. фон Мекк (1820-е; 1858; 1875 - пристройка, архитектор Д. Н. Чичагов). Усадьба связана с именами декабристов Н. В. Васильчикова, П. Н. Свистунова, И. И. Муравьёва-Апостола. В конце XIX в. здесь бывали композиторы С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, П. И. Чайковский. С 1956 г. - Центральный шахматный клуб. Здание является объектом культурного наследия регионального значения.
  • 16/13 - Городская усадьба Е. М. Алексеевой (Флигель, 1884 г., архитектор Д. Н. Чичагов; 1898-1908, архитектор А. Э. Эрихсон), ценный градоформирующий объект.
  • № 18 - Административное здание Наркомата обороны (1936, архитектор Л. В. Руднев)
  • № 18/19 - Служебное здание Александровского военного училища (нач. XX в.)

Средняя часть

  • У площади Пречистенских Ворот - вестиблюль станции метро «Кропоткинская» (на месте церкви Сошествия Святого Духа).
  • Напротив переулка Сивцев-Вражек - памятник М. А. Шолохову.
  • У Арбатской площади - памятник Н. В. Гоголю.

На месте дома номер 8 раньше находилась церковь Ржевской Божьей Матери, уничтоженная в 1929 году.


Церковь Ржевской Божьей Матери, 1881 Найденов , Public Domain

Церковь названа в честь чудотворной иконы из деревни Клочки под Ржевом. В 1540 году икону перевезли в Москву, где с неё сделали список. Этот список был помещен в церковь в Чертолье. В 1686 году церковь сгорела и была перестроена заново в камне окольничим Петром Тимофеевичем Кондыриным. Позже к ней были пристроены приделы Алексея, человека Божия, и святого Николая чудотворца.

В 1896–1898 годах архитектор А. А. Никифоров строит вновь трапезную и возводит шатровую колокольню.

Особенно примечателен во внутреннем убранстве церкви был белокаменный иконостас со стеклянной мозаикой, сооруженный академиком живописи В. Д. Фартусовым.

Фотогалерея







Полезная информация

Го́голевский бульва́р
до 1924 года - Пречи́стенский бульвар

Бульвар является трехступенчатым - его проезды и находящийся между ними собственно бульвар расположены на разных высотных уровнях. Т

ак, внутренний, относительно кольца, проезд находится на верхней ступени, непосредственно бульвар - на средней, а внешний проезд - на нижней.

Такой рельеф бульвара сформировался благодаря тому, что ручей Черторый (Черторой), который омывал наружный склон вала Белого города и протекал фактически на месте внешнего проезда бульвара, имел разные по высоте берега.

В произведениях литературы и искусства

На Гоголевском бульваре происходит действие двух сцен фильма «Москва слезам не верит» режиссёра Владимира Меньшова. Здесь Катя Тихомирова встречается с Рудольфом Рачковым. Через двадцать лет их встреча происходит на том же месте.

В глубине двора главным фасадом на бульвар (между домами № 11 и 15) стоит дом № 10 по Нащокинскому переулку, здесь разворачиваются сцены фильма «Покровские ворота». В начале и конце фильма показывают сцены сноса этого дома, но он… стоит, только надстроен на этаж.

Басаргин-«Лузга», герой Валерия Приёмыхова, в финальной сцене фильма «Холодное лето пятьдесят третьего...», после тяжелого, неприятного разговора с роднёй погибшего товарища, идёт по осеннему бульвару вдаль…

Реконструированный Гоголевский бульвар описан у Кира Булычёва в Москве будущего. На Гоголевском бульваре лесные пущи соседствуют с подогреваемыми дорогами. Специфический растительный и животный мир обусловлен дислокацией здесь юных биологов, которые выращивают гигантские растения и выводят гибриды непохожих животных (т. н. химеры). На Гоголевском бульваре можно даже собирать грибы. Это символ сращения природы и цивилизации, закономерного для высокоразвитых культур.