Интеллектуальные игры по русскому. Интеллектуальная игра по русскому языку «Счастливый случай. Разминка «Угадай название нашей команды»

Цели: формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению русского языка, творческую деятельность; воспитывать стремление к приобретению знаний; развивать любознательность, кругозор, коммуникативные навыки; проверить теоретические знания и практические умения.

Правила: участвуют две команды по шесть человек. Даётся время на обдумывание вопросов- 1-3 минуты. Кто быстрее ответит, получает 1 балл.

Оборудование: секундомер, таблички с названиями команд.

Вопрос №1

В языке индейцев таманаки есть два выражения, выполняющих функции числительных, одно из которых буквально переводится как палец на ноге , а второе – как палец на другой ноге . Что означают эти выражения? (Числа 11 и 16)

Вопрос №2

В начале XVIII века в названии российского города было три твердых знака. Затем стало два, в 1914 году остался один, а сейчас нет ни одного. Что это за город? (Санкт-Петербург)

Вопрос №3

Согласно одному из самых спорных, но и самых остроумных объяснений этимологии этого существительного оно происходит от глагола лечить . Если это действительно так, медицинское вмешательство отнюдь не шло на пользу нашим далеким предкам. Что же это за слово? (Калека)

Вопрос №4

Поляки противопоставляют воробья соколу, итальянцы – яйцо курице, индусы – голубя павлину. А русские? (Синицу – журавлю)

Вопрос №5

Историки утверждают, что до введения на Руси денег их роль исполняли льняные полотна. Это доказывает один оставшийся от этого времени глагол, который сейчас обозначает один из этапов товарно-денежных отношений. Назовите этот глагол. (Платить)

Вопрос №6

Запишите пары слов: песня и стих , гол и пас , два и три . Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство. (Вторые слова могут пониматься как глагольные формы)

Вопрос №7

У североамериканского племени шеллуков есть выражение «пусть змея проползет по твоей спине». Как ни странно, это означает «желаю успеха» . А в чем же заключается успех? (Успех в том, что змея проползет по спине и не укусит)

Вопрос №8

Вторая часть этой русской пословицы звучит так: «… да неглубоко пашет». Воспроизведите её первую часть. (Старый конь борозды не портит…)

Вопрос №9

Знаменитый богослов, Григорий Великий, за одно из своих сочинений был прозван на Руси Двоесловом. Как называлось это сочинение? (Диалог)

Вопрос №10

Словарь молодежного сленга приводит четыре значения этого слова, а поисковая система Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия (на CD-ROM) дала информацию, что это слово в разных падежах встречается в девяти статьях. Из них восемь посвящены разным архитектурным терминам, а одна – русскому писателю XIX века. Какому? (Это слово – облом. Поисковая система нашла это слово в форме родительного падежа множественного числа в статье «Гончаров»)

Вопрос №11

«Народ нынче хуже прошлогоднего: вечером придешь, утром уйдешь – скажут, что ночевал. Недавно умер, а уж не живой. Не украл, а без спроса взял». То, что вы сейчас слышали, не бред сумасшедшего, а одна из разновидностей русских пословиц – абсурдистская. Закончите, пожалуйста, еще одну из таких пословиц: «Один у Мирона сын, да и тот…» (…Мироныч)

Вопрос №12

Однажды, еще в советские времена, бывшего первого секретаря Липецкого обкома комсомола назначили на должность секретаря посольства в Англии. Однако после первого же посещения Букингемского дворца он был срочно отозван на родину, поскольку беседу с английской королевой он начал с совершенно неприличного в этой ситуации вопроса. Воспроизведите этот вопрос по-русски или по-английски. (Вы говорите по-английски?)

Вопрос №13

В XIV веке татары разграбили и сожгли суздальскую деревню Родогость . Позднее на пепелище возник новый населенный пункт с новым названием. Новое родовое прозвище получили и владельцы бывшей Родогости . Это прозвище стало позже одной из самых знаменитых фамилий в российской истории. Назовите эту фамилию. (Пожарский)

Вопрос №14

Какой тип имен собственных называется термином «зооним» ? Оформите свой ответ в виде статьи для словаря лингвистических терминов. Приведите примеры из произведений русской литературы.

(Зооним (от греч. Zonn «животное» + опута – «имя») – имя собственное, представляющее собой кличку животного.)

(Карагез – «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, Муму – «Муму» И.С.Тургенева, Кусака – «Кусака» Л.А.Андреева и другие.)

Вопрос №15

Какую смысловую особенность имеют данные словосочетания? Почему стали возможными подобные сочетания слов?

Древний Новгород, красные чернила, цветное бельё.

(В каждом словосочетании значение определения противоречит первоначальному значению определяемого слова: Новгород – новый город, бельё – белое, некрашеноеполотно, чернила – от глагола чернеть – «делать черным». Такие словосочетания стали возможными в связи с утратой исторического значения имен существительных.)

Вопрос №16

Укажите правильную грамматическую норму: не помнят (имя) (имени); сколько (время) (времени); скажи (более точно) (более точнее); (по окончанию) (по окончании) работы; более (восемьсот шестьдесят семь) (восьмисот шестидесяти семи). (Имени; времени; более точно; по окончании; восьмисот шестидесяти семи)

Вопрос №17

Выпишите слова, в которых все согласные звуки являются твердыми.

Лыжи, объём, цирк, мечта, тушь, чаша, сжаться, мотоцикл, плащ.

(Лыжи, цирк, тушь, сжаться, мотоцикл)

Вопрос №18

Из букв двух слов составьте новое слово, имеющее отношение к письменным принадлежностям.

Иней + Лак

Тон + Блок

Треть + Ад

(1 – линейка; 2- блокнот; 3 – тетрадь)

Вопрос №19.

Найдите нужные слова в пропорциях: рысь / кошка = ? / собака; дождь / снег = осень / ?;провода / электричество = ? / кровь.

(Рысь / кошка = волк / собака; дождь / снег = осень / зима; провода / электричество = сосуды / кровь)

Вопрос №20

Архаизмы «лепота», «лобызать», «десница», «выя» замените словами из активного запаса современного русского языка. (Лепота – красота; лобызать – целовать; десница – правая рука; выя – шея)

Вопрос №21

Расположите порядковые номера приведенных ниже текстовых единиц в порядке возрастания их объёма.

1)Глава; 2) параграф; 3)абзац.

(1 – абзац; 2- параграф; 3 – глава)

(Абзац - текст между двумя отступами в начале строки.

Параграф – подразделение текста внутри главы, раздела.

Глава – раздел книги, статьи.)

Вопрос №22

Как бы называлась басня И.А.Крылова «Квартет», если бы музыкантов в ней было 3, 5, 6? (3 – трио; 5 – квинтет; 6 – секстет)

Вопрос №23

Сколько корневых групп в словах: горе, гореть, пригореть, пригорок, горюшко, горный, горевать, гористый, горец, выгореть.

(Три группы. I группа: горе, горюшко, горевать; II группа: гореть, пригореть, выгореть; III группа: пригорок, горный, гористый, горец)

Вопрос №24.

Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?

Искать сыскать сыск … сыщица.

(Сыщик)

Вопрос №25.

Первое – часть суши, окруженная водой.

Второе – предлог.

Третье – приспособление для игры в бильярд.

Все вместе – русский драматург. (Островский)

Первое найдешь в радуге.

Второе – союз.

Третье – первая женщина.

Целое – русская поэтесса. (Цветаева)

Итоги игры. (Отметить команду-победителя.)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Занимательная Грамматика»

Цели:
-Повышение эффективности изучения русского языка;
- развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, приведение аналогий;

Воспитание интереса к предмету.

Эпиграф.

С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.
К. Г. Паустовский

Ход игры:

Внимание! Внимание! Начинаем наше состязание!
Сегодня мы с вами находимся в царстве великого, могучего властелина – Русского Языка. Мы попробуем доказать, что хорошо умеем ориентироваться в этом огромном царстве.

Вопрос 1.
Это Китайское слово. В европейские языки оно проникло двумя путями: народы запада вывезли его из Южного Китая, где растение именуется ТЕ (отсюда немецкое tее, английское tеа). Русские торговали с китайцами северных провинций, где этот напиток именовался ЧА. Что это за напиток?
а) Кофе;
б) Какао;
в) Чай.

Вопрос 2.
Круглый год украшает это дерево наши леса, города. Но почему это дерево так назвали, а не по-другому? Вот послушайте. Вишня, яблоня, черемуха и многие другие деревья в пору цветения - белые. А кудрявые соцветия этого дерева выделяется своей пестротой. В прозрачных зонтиках переплетаются и светло-зеленые и белые цветы, темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки, и воздух. «Рябые», - говорили в народе. Как называется это дерево?
а) Береза;
б) Осина;
в) Рябина.

Вопрос 3.
Почти 500 лет назад в Европе появились семена этого необыкновенного цветка, похожего на маленькое солнце. Родина этого растения - Южная Америка. Коренные жители Америки - индейцы - давно заметили, что цветок всегда повернут головой к солнцу, тянется к солнцу, и назвали его «цветок солнца», «сын солнца», «похожий на солнце». Испанцы, итальянцы, французы называют его «повернутый к солнцу». И у нас, русских, он считается другом солнца. Поэтому мы называем его:
а) Ромашка;
б) Подсолнух;
в) Хризантема.

Вопрос 4.
Удивительно милая и наивная история у этого замечательного слова, первоначально означавшего «душа бабушки», «дух прародительницы». Наши далекие предки следя за полетом красивых насекомых, наблюдая, как кружатся они возле окон и дверей жилья, как упрямо летят на свет, задумались: да уж не порхает ли это вокруг родного дома душа умерших родителей? Что это за насекомое?
а) Бабочка;
б) Мотылек;
в) Божья коровка.

Вопрос 5.
Когда-то это было устойчивое сочетание в речи двух слов: СПАСИ (тебя) БОГ, произносимое, как исполненное благодарности пожелание. Затем эти слова слились в одно слово, а слабые звуки отпали. Получилось слово светлое, красивое, доброе. Какое?
а) Пожалуйста;
б) Спасибо;
в) Благодарю.

Историю каких слов мы узнали? Предлагаю познакомиться с историей происхождения других слов. Может кто-нибудь сам захочет подготовить вопросы? В этом вам поможет словарь, но не простой, а этимологический. Этимология – наука об истории происхождения слов.

А сейчас мы продолжаем нашу игру и я предлагаю провести небольшое шуточное тестирование.

1. Чей нос называется так же, как мелкая монетка?

А) коровы

Б) медведя

Г) свиньи

Д) дельфина

2.Что не может быть мягким, белым и тёплым?

А) пластилин

Б) молоко

Д) одеяло

3. Саша и Коля подружились с Юрой, у которого папа – фокусник.
К какому слову в предложении относится слово который?
А) Саша
Б) Коля
В) Юра
г) Папа
д) Фокусник

4.Какое из этих литературных произведений не сказка?

А) «Кот в сапогах» Шарля Перро

Б) «Стрекоза и Муравей» Ивана Крылова

В) «Гадкий утёнок « Г.Х. Андерсена

Г) «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен

Д) «Лягушка –путешественница» В. Гаршина

5.Какое из этих слов по общему смыслу выпадает из общего ряда?

А) перевезти

Б) переплыть

В) перемолоть

Г) перейти

Д) перебросить

6.Что не принято называть глубоким?

А) уважение

7.Какое из этих слов выпадает по смыслу из общего списка:

А) автобаза

Б) автомобиль

В) автослесарь

Г) автодорога

Д) автопортрет

8.Мария – машет, Прасковья – пашет, Елена – ленится, Евгений – женится, а Павел?

Б) ленится

Г) борется

Д) женится

Физминутка.

Будем вместе веселиться

И резвиться, и играть,

И вниманье проверять.

Вы же будьте начеку:

Если в тексте ошибёмся,

Вы похлопайте в ладоши.

Коль порядок со словами,

Вы потопайте ногами.

Колокольчики звонят: хрум-хрум-хрум.

Лает пёсик во дворе: мяу-мяу-мяу.

Жук на дереве жужжит: жу-жу-жу.

Утки серые кричат: кря-кря-кря.

Козлик серенький кричит: му-му-му.

-Следующий этап: школьные загадки.

В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу.

На ноге одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.

Сговорились две ноги

Делать дуги и круги.

Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.

Поселились мудрецы
В застекленные дворцы,
В тишине наедине
Открывают тайны мне

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил.

_Догадайтесь, какой русский писатель иногда подписывал свои произведения псевдонимом

Нави Волырк?

В русском языке существуют устойчивые сочетания слов, которые служат для более точного и образного выражения наших мыслей. Это –фразеологизмы.
Жить на широкую ногу

Знаете ли вы, что в 15 веке в Западной Европе знатность определялась…длиной башмака?
Башмак дворянина был в полтора фута, барона - в 2 фута, а башмак князя - в два с половиной фута.
Вот видите, по башмаку можно было узнать самого знатного. Впоследствии вместо "жить на большую ногу " стали говорить "жить на широкую ногу", то есть богато, не считая денег.

1 фут=30,28см

Как пить дать

По обычаю древних славян никто не имел права отказать человеку в воде. С тех пор и пошло выражение " как пить дать" в значении: точно, несомненно.

В огороде бузина, а в Киеве –

А) малина

Б) дядька

В) батька

Г) терема

Какое из этих выражений означает не то, что остальные?

А)на всех парах

Б) во всю прыть

В) на всех парусах

Г) во всю глотку

Д) во весь опор

Русский язык богат меткими словами, которые характеризуют человека, его поступки. Очень часто для сравнения используют названия животных. Догадайтесь какие?

Голоден, как …..

упрям, как …

колючий, как…

Изворотлив, как…

надут, как…

здоров, как…

(волк, осел, еж, уж, индюк, бык)

Ваня шел по деревне и встретил каких - то животных. От испуга он забыл, как они называются. Когда мама спросила, много ли их было, Ваня ответил: "Очень! Целый табун!". Мама сразу догадалась. Кто же это?

(собаки, овцы, коровы, лошади, гуси)

Студент позвонил маме: "Денег осталось очень мало, ну просто кот …"

(намяукал, намурлыкал, насмеялся, наплакал, наурчал)

Найти «заблудившуюся» букву.

Трус своей лени боится.
Сашу маслом не испортишь.

Терпение и пруд всё перетрут.
Два сапога – тара.

Минутка отдыха.

В.Гончаров "О грамотее и больной ноге”.

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею
– Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…
– Нет, не могу, нога болит, – ответил хмуро тот. –
Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.
– Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.
– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня моё письмо никто не разберёт.

Вывод: Важно не только писать без ошибок, но и писать красиво, этим вы проявляете уважение к тому, кто будет читать ваши записи.

Изучение русского языка
Нелегко нам дается пока.
Но идет по земле новый век,
Должен грамотным быть человек.- Чтобы больше узнать о нашем языке, нужно многому учиться. Любите, изучайте русский язык.

Интеллектуальная игра по русскому языку (5 класс)

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Цели урока :

1) закрепление знаний, полученных на уроках русского языка;

2) формирование положительной мотивации к изучению русского языка;

3) развитие логического мышления, расширение кругозора учащихся.

Краткое описание : игра проводится среди учащихся 5 класса; класс делится на 4 команды, состав команды - 6-7 человек. Каждая группа учащихся избирает капитана и придумывает название команды.

Оборудование: задания на карточках (см. Приложение); чистые листы на столах для записи ответов.

КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА» (устно)

Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ - 1 балл .)

1. Что посеешь, … (то и пожнешь).

2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3. Кончил дело - … (гуляй смело).

4. Волков бояться - … (в лес не ходить).

5. С кем поведешься - … (от того и наберешься).

6. Как аукнется - … (так и откликнется).

7. За двумя зайцами погонишься - … (ни одного не поймаешь).

8. Тяжело в учении - … (легко в бою).

9. Любишь кататься - …(люби и саночки возить).

10. Учение - свет, … (а неученье - тьма).

11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

12. Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).

КОНКУРС 2. «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ» (на карточках)

Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает? (за каждый правильный ответ - 1 балл ).

1) А / Я = О / ? (Ё)

2) М / М’ = Р / ? (Р’)

3) В Б / Ф П = З’ Ж / ? (С’ Ш)

4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ? (ШЕЙ)

5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ? (ТОЛЬ)

Что такое толь? (дополнительный балл ).

*Толь - пропитанный водонепроницаемым составом картон, употребляемый как кровельный, изоляционный материал.

КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА» (устно, делают пометки на листах)

Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово - 1 балл ).

1) Приставка - в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень - в слове СНЕЖИНКА, суффикс - в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ - в слове УЧЕНИКИ (подснежники ).

2) Корень - в слове ДВОРНИК, суффикс - в слове СТОЛОВАЯ, окончание - в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый ).

3) Приставка - в слове ЗАХОД, корень - в слове ГОРОДА, суффикс - в слове СТОРОНКА, окончание - в слове ЗИМА (загородка ).

4) Корень - в слове МОЛОДОЙ, суффикс - в слове ПАЛЬЦЫ, окончание - в слове ТРАВЫ (молодцы ).

Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!

КОНКУРС 4. «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА» (стихотворения на карточках)

Перед вами два стихотворения. Первое принадлежит перу В. Берестова («Луноход»), второе - Леониду Мартынову («Чет и нечет»).

1. Прочитайте первое стихотворение и скажите, сколько в нем слов, имеющих такой же корень, как и в слове лунатик ?

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

(Луноход, прилунился, лунолёт, Луны; лунка - не однокоренное слово!).

(За каждое найденное слово - 1 балл ).

2. Прочитайте второе стихотворение и ответьте, есть ли среди сопоставляемых поэтом слов однокоренные?

Чет и нечет

Попробуешь

Слова сличить -

И аж мороз идет по коже!

«Мучить» и «учить»

Звучат извечно так похоже.

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина - вино.

Все это будет не одно,

Но от другого не отбросить!

Березка - розга. Лик и лак,

Увечить и увековичить…

Неужто это просто так,

Одна случайность -

Чет и нечет?

КОНКУРС 5. «БЛИЦ-ОПРОС» (устно)

(правильный ответ - 1 балл )

1. Сколько букв в русском алфавите? (33 )

2. Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных )

3. Часть речи, обозначающая предмет (существительное ).

4. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы ).

5. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс ).

6. Неопределённая форма глагола (инфинитив ).

7. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение ).

8. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение ).

9. Часть слова без окончания (основа ).

10. Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение ).

11. Предложение с двумя грамматическими основами (сложное ).

12. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика ).

КОНКУРС 6. «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Внимательно послушайте миниатюру Феликса Давидовича Кривина из книги «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола» (текст читается 2 раза). Ответьте на вопрос: какие пословицы, фразеологизмы со словом язык он использовал? Вспомните другие пословицы и фразеологизмы со словом язык .

Говорят, наши пороки - продолжение наших добродетелей. В этом случае такая добродетель, как язык, имеет весьма пышное продолжение. По крайней мере, больше тратится усилий, чтобы заставить его замолчать, нежели на то, чтобы поощрить его к разговору. Ну, допустим, кого-то тянут за язык, кому-то развязывают язык, с кем-то находят общий язык… А все остальное - призыв к молчанию. Тут надо и прикусить язык, и придержать язык, и проглотить язык - в особо опасных случаях. Рекомендуется держать язык на привязи, а проще говоря - за зубами. В противном случае - тут тебе и пожелание типуна на язык, и совет языку отсохнуть, и сожаление, что язык без костей. Дело, впрочем, не ограничивается одними пожеланиями. Совершается немало решительных действий, чтобы не дать языку заговорить: и наступают на язык, и укорачивают язык, и стараются не дать языку воли. Потому что считается, что язык наш - враг наш, что он страшнее пистолета, что он длинный, что он злой и вообще плохо подвешен. О добрых языках почему-то в народе умалчивают. И даже всемогущее Слово считают всего лишь серебром, тогда как молчание - золотом. Если судить по этим изречениям, можно подумать, что людям вообще не нужен язык, что он для них - обуза. Но и то плохое, что сказано о языке, сказано благодаря языку… На этом и основывается оптимизм языковедов… (Кривин Ф.Д. «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола»).

Фразеологизмы :

Тянуть за язык - вынуждать что-либо сказать, ответить.

Развязать кому-то язык - заставить говорить.

Находить общий язык - договариваться.

Прикусить язык - замолчать.

Придержать язык - помалкивать, поменьше говорить.

Проглотить язык - замолчать.

Держать язык на привязи / за зубами - молчать, не болтать, не говорить лишнего, быть осторожным в высказываниях.

Типун тебе на язык - недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует.

Чтоб у меня язык отсох - клятвенного заверение в том, что сказанное мной - правда.

Язык без костей - кто-то очень болтлив, болтает всякий вздор.

Наступают на язык - заставляют молчать.

Укоротить язык - заставить кого-либо поменьше болтать, быть менее дерзким.

Не дать языку воли - не позволять говорить лишнее.

Длинный язык - кто-то очень болтлив, говорит много лишнего.

Злой язык - манера, способность остро, резко, насмешливо говорить, судить о ком-либо, чем-либо.

Язык плохо подвешен - кто-то не умеет свободно излагать свои мысли.

Пословицы:

Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

Слово - серебро, молчание - золото.

+ (собственные примеры)

Мал язык, да всем телом владеет.

Язык до Киева доведет.

КОНКУРС 7. «ПАРОЧКИ СЛОВ» (устно)

Запишите пары слов: песня и стих , гол и пас , два и три . Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство (правильный ответ - 3 балла ).

(Вторые слова могут пониматься как глагольные формы).

КОНКУРС 8. «СИНТАКСИЧЕСКИЙ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение - 3 балла ):

1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).

КОНКУРС 9. «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ» (устно)

1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота )

2. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (именительный )

3. Чем похожи существительные ножницы , брюки , чернила ? (они употребляются только во множественном числе )

4. Какую часть слова можно в земле найти? (корень )

5. Каким членом предложения является обращение? (обращение не является членом предложения )

6. Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон… )

7. Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей (у рыб есть зубы )

КОНКУРС 10. «СОБЕРИ ТЕКСТ» (раздаточный материал)

Расположите данные вам предложения в правильном порядке, чтобы получился связанный текст. Команды должны собрать два текста. По итогам конкурса капитаны команд читают тексты вслух (правильно составленный текст оценивается в 3 балла ).

Ответы

Текст №1

1. Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

2. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

3. Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

4. Голова сказала: «Разойдемся!».

5. И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

6. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Текст №2

1. У одного отца было два сына.

2. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

3. Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

4. Они пошли судиться к соседу.

5. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

6. Они сказали: «Он велел делить все пополам».

7. Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

8. Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.


ПРИЛОЖЕНИЕ

«Фонетические пропорции»

1) А / Я = О / ?

2) М / М’ = Р / ?

3) В Б / Ф П = З’ Ж / ?

4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ?

5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ?

«Родственные слова»

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

Чет и нечет

Попробуешь

Слова сличить -

И аж мороз идет по коже!

«Мучить» и «учить»

Звучат извечно так похоже.

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина - вино.

Апрель и прель. Мороз и проседь…

Все это будет не одно,

Но от другого не отбросить!

Березка - розга. Лик и лак,

Увечить и увековичить…

Неужто это просто так,

Одна случайность -

Чет и нечет?

Текст №1

И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

Голова сказала: «Разойдемся!».

Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

Текст №2

Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

Они сказали: «Он велел делить все пополам».

Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

Они пошли судиться к соседу.

У одного отца было два сына.

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА – КОНКУРС

(внеклассное мероприятие по русскому языку в 7классе)

Цели мероприятия: с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом учащимися 7-х классов; развивать познавательный интерес к русскому языку; воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).

Задачи конкурса-игры:

активизировать познавательную деятельность детей;

способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли на русском языке;

создавать условия для развития самоорганизации, умения организовать свою деятельность, вербализации знаний;

содействовать развитию личной ответственности и коммуникативных умений при работе в команде.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Жюри конкурса-игры: жюри формируется из учителей русского языка и литературы.

Задачи жюри:

оценивать деятельность команд по специально разработанным критериям;

оповещать участников о принятых решениях;

принимать участие в процедуре награждения победителей и участников.

По итогам семи этапов жюри определяет победителей и награждает команды.

Вступление

Правила игры:соревнуются две команды. В игре принимают участие уч-ся 7класса (2 команды). Игра состоит из шести туров. В каждом туре командам задаётся несколько вопросов. За правильный ответ даётся один балл. Побеждает команда, набравшая больше баллов.

Сценка «Загадочный сундук».

Ведущий: слово может быть волшебным, слово может быть ласковым, добрым, а может быть злым и холодным.

(Чтение учащимися стихотворения В. Солоухина «Слово о словах»)

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не отправляй его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Ведущий: Русский язык.Сколько глубины в этих понятиях! Сколько признаний в любви ему посвящено! Вот одно их них.

ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,

НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!

ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,

НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ ЯЗЫК!

Ведущий 1:

Ответьте, рады быть вы здесь? (Да)
А знаний много у вас есть? (Да)
Смекалку взяли вы с собой? (Да)
Готовы вы на честный бой? (Да)
Поддержит верный друг в пути? (Да)
Вы вместе будете идти? (Да)

1 тур «Блиц-опрос» (Команда отвечает быстро и правильно на вопросы)
поможет вам показать ваши знания, кругозор, начитанность.

1 команда

Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
- Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).
- Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)
- Являются ли слова «подводный» и «водитель » однокоренными? (нет)
- Сколько падежей в русском языке? (6)
- На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)
- Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)
- Сколько спряжений у глагола? (2)
- Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)
- Назовите окончание существительных 1 го склонения? (ж. и м.р.- IаI, - IяI)
- В какой сказке девочку уводят в лес, а возвращается она богатой невестой? («Морозко»)
- Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)

2 команда

Кто изобрел русский алфавит? (Кирилл, Мефодий)
- Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)
- Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» (да ест)
- Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)
- На какие вопросы отвечают слова в Предл. падеже? (о ком?, о чем?)
- Назовите местоимения второго лица? (ты, вы)
- Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга, буран)
- Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли)
- Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
- Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? (ни одного не поймаешь)
- Что означает выражение: «бить баклуши»? (бездельничать)
- Кто из героев народных сказок похож на мяч? (колобок)

Задание зрителям

Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)
Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)
У него глаза велики. (У страха.)
Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)

II тур. Продолжи пословицу.

На Руси говорили: «Пословица ввек не сломится», «Пословица всем делам помощница», «Без пословицы речь не молвится».

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе - не беда.

И наша речь красна пословицей!

Ну что ж, приступим, господа?

А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости.

Посмотрим, как вы знаете русские пословицы.

1 команда

Труд кормит, а …(лень портит).

Семь раз отмерь,… (один раз отрежь).

Что написано пером,..(того не вырубишь топором.

По одёжке встречают,(а по уму провожают).

Кто хочет много знать,(тот должен мало спать).

Петь хорошо вместе, (а говорить порознь).

Лето припасает, а(зима поедает).

Слово – серебро,(молчание – золото).

Семеро (одного не ждут)
2 команда

Слово не воробей (вылетит - не поймаешь).

Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда).

Век живи - (век учись)
Нет друга - (ищи, а нашел - береги)

За двумя зайцами (погонишься, ни одного не поймаешь)

Поспешишь - (людей насмешишь)
Красна птица пером, а (человек умом)

Корень учения горек,(да плод его сладок).

Не гордись званьем, а … гордись знаньем

Задание зрителям

Не спеши языком, торопись делом.
- Одежда лучше новая, а друзья старые.
- Когда друг просит, не существует завтра.
- Руки поборют одного, знания – тысячу.
- Под лежачий камень вода не течет.

3 тур ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

Оборот речи, который называют фразеологизмом, неделим по смыслу, то есть его значение не складывается из значений составляющих его слов. Он работает только как единое целое, лексическая единица.

Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора.

Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.

Многие фразеологизмы легко заменяются одним словом:

сломя голову – быстро,

рукой подать – близко.

Cамая главная черта фразеологизмов – их образно-переносный смысл

Скажи одним словом

1 команда

Во весь дух. (Быстро)

Рукой подать. (Близко)

Зарубить на носу - запомнить крепко-накрепко
Из мухи делать слона - превращать мелкий факт в целое событие

Не покладая рук – усердно трудиться

2 команда

Сломя голову. (Быстро)

Прикусить язык. (Замолчать)

На краю земли - где-то очень далеко
На седьмом небе - быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства
Вылетело из головы – забыл.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Задание зрителям «Доскажи фразеологизм»

1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

… («Водой не разольёшь»).

2. Мы исходили городок

Буквально… (вдоль и поперёк).

3. И так устали мы в дороге,

Что еле … (волочили ноги)

4 тур ЭТИМОЛОГИЯ

Этимология – это раздел языкознания, изучающий происхождение слов.

Задание всем командам: определить слово (1 балл), дать информацию о происхождении (2 балла).

По мнению наших предков, этот хищник буквально уволакивал свою добычу. Назовите его. (Волк. Произошло от слов «волочь», «тащить». Волк – буквально «таскающий»).

Задание зрителям: Как вы думаете, каково происхождение слова «снегирь»? (Это исконно русское слово. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера, когда выпадает первый снег, и начинаются заморозки).

5 тур КОНКУРС «ОТГАДАЙ СЛОВО»

Задание для всех команд:

Корень - в слове СНЕЖИНКА.

Приставка – в слове ПОДЪЕХАЛ.

Суффикс – в слове ЛЕСНИК.

Окончание – в слове СТОЛ. (Подснежник)

За правильный ответ – 1 балл

6 тур. СЛОВАРИ.

Словари – это вся вселенная в алфавитном

порядке. Если хорошенько подумать,

словарь – это книга книг. Другие книги

надо лишь извлечь из него.

(А. Франс) Из слов французского писателя А.Франса следует, что вся вселенная “вместилась” в словарь, нужно только умело пользоваться этой “книгой книг” и извлекать нужную информацию.

Ведущий: так ли необходим словарь нам в жизни, как считал Анатоль Франс? Тогда начнём состязание. Я буду определять назначение словаря, а вы определите его название. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.

На вопросы команды отвечают по очереди.

Он даёт лексическое значение слова. (Толковый)

Он подбирает близкие по значению слова (Словарь синонимов)

Он подбирает противоположные по лексическому значению слова. (Словарь антонимов)

Он содержит информацию об истории возникновения слова. (Этимологический)

Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых в переносном значении. (Фразеологический).

Он указывает на правильное произношение слов. (Орфоэпический).

В нём дано правильное написание слова. (Орфографический).

Обращайтесь к словарям постоянно и они, непременно, помогут вам при изучении всех школьных предметов, научат вас грамотно писать и красиво говорить.

Вопросы зрителям:

1. Слова, которые имеют несколько лексических значений. (Многозначные)

2. Слова, употребляемые в той или иной профессии. (Профессионализмы)

3. Слова, употребляемые в той или иной местности. (Диалектные)

4. То, что слово обозначает. (Лексическое значение)

6. Словарный запас человека. (Лексикон).

Жюри подводит итоги, определяет победителей и награждает команды.

Заключительное слово.
Талантливый педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие».
Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих свершений.

Слово ведущего: Здравствуйте, сегодня мы проводим лингвистический турнир среди учащихся 4-х классов. Вы знаете, что лингвистика - это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы ещё раз убедимся в том, что велик и богат наш русский язык. Итак, начинаем наш турнир.

Конкурс «Дружная семейка»

а) аукцион частей речи (команды по очереди называют часть речи, побеждает команда, назвавшая часть речи последней.
б) а теперь на каждую букву написанных по вертикали слов подберите «дружную семейку». Чья команда быстрее справиться с заданием, та и побеждает (слова написаны на листе бумаги, количество букв соответствует количеству участников, дети по очереди подбегают, пишут слова).

Г - наречие (громко)

М - предлог (между)

Т - местоимение (ты)

Р - глагол (рычать)

О - местоимение (он)

Р - наречие (рано)

А - прилагательное (алый)

Р - прилагательное (рыжий)

У - междометие (Ух)

М - местоимение (мы)

Ф -существительное (фонарь)

Д - числительное (два)

М - прилагательное (милый)

О - междометие (Ох)

О - прилагательное (одинокий)

А - междометие (ах)

Л - глагол (любить)

Л - глагол (лаять)

Т - числительное (три)

О - числительное (один)

Ю - существительное (юла)

И - союз (или)

Г - глагол (говорить)

Б - предлог (без)

К - предлог (ко)

И - союз (и)

И - союз (или)

А - существительное (арбуз)

Я - наречие (ярко)

Е - существительное (ель)

Конкурс «Намёки»

Команды должны отгадать загаданное слово по первой букве и намёку - другое слово, которое некоторым образом связанно с первым. Называемые словами явления могут встречаться в реальной жизни, быть связаны неким общим сюжетом, высказыванием, одно может быть похоже на другое, связь может быть чисто ассоциативной, (команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ - одно очко).

Буква

Немек

Ответ

К

Сумка, детёныш

Нос, длина

Буратино

Стая, волки

Горячий, одежда

Мышь, указка

1001, сказка

Шахерезада

Очки, Крылов

Мартышка

Цветок, крот

Дюймовочка

Ура! Отдых

Каникулы

По колено, синее

Крыша, пропеллер

Самолёт, волшебство

Конкурс «Собери текст»

Надо собрать текст из отдельных предложений, то есть наклеить предложения в правильном порядке на лист бумаги.

Конкурс «Найди лишнее»

1. существительное, прилагательное, глагол, союз

2. дождь, снег, град, луна
3. земля , серая, жёлтая, зелёная
4. увидеть, покрасить, краска , добежать
5. белый, белизна, белеет, белка
6. тетрадь, книга, дневник, самолёт
7. пароход, тепловоз, землетрясение , экипаж
8. касса, маска, тонна, килограмм
9. ночь, дочь, печь, рожь
10. вкусный, интересный, искусный, грустный

Конкурс «Собери слово»

Условие игры: из маленьких слов, написанных на карточках, составьте новые слова и объясните их лексическое значение.

Конкурс «Школьные шарады»

1. Первое - предлог.

Второе - летний дом
А целое порой
Решается с трудом. (задача)

2. В «списке» вы мой обнаружите корень,
Суффикс - в «собрании» встретите вскоре,
В слове «рассказ» вы приставку найдете,
В целом - по мне на уроки пойдете. (расписание)

3. Корень мой находиться в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне.
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Вся же - в дневнике я и в журнале. (оценка)

4. Корень извлечь из «начинки» несложно,
Приставка в «сосуде» хранится надежно,
Суффикс в «гудении» ясно услышишь,
Вместе - на темы различные пишешь. (сочинение)

5. С буквой «к» я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С буквой «п» - от вас не утаю -
Тоже в школе я стою. (парта-карта)

6. Мой корень в «просьбе» заключён,
В ней он озвучен и смягчен.
Приставка в «воплощение» где-то,
На целое - все ждут ответа. (вопрос)

Конкурс «Сочини стихи»

А сейчас угадайте два слова, которые я загадала. Это имена существительные. Первое - самое весёлое, свободное в школе. Что это? (перемена). Второе - самое важное, главное в школе. Что это? (урок). По рифмам, записанным у вас на листах, сочините за 2 минуты 2 стихотворения.

Конкурс «Ты мне - я тебе» или «Угадай фразеологизм»

Николай Васильевич Гоголь сказал: «Нет слова, которое бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово!» Сейчас мы в этом постараемся убедиться. Каждой команде достанется по одному фразеологическому обороту, который команда должна изобразить с помощью мимики и жестов, а команды-соперники должны назвать данный оборот и объяснить его лексическое значение.

Зарубить на носу

Морочить голову
В час по чайной ложке

Для каждой команды приготовлено 10 вопросов, на которые надо дать ответы в течении 1 минуты, за правильный ответ команда получает 1 очко, если команда не знает ответа или затрудняется его дать, можно пропускать вопросы.

Вопросы для первой команды:

1. Сколько звуков в слове лью?

2. Антоним к слову «временный».
3. Часть слова без окончания
4. Слово с удвоенной буквой «с».
5. Часть речи, которая обозначает действие.

6. Синоним к слову «сильный»
7. Как сказать одним словом «рукой подать».
8. Определите род слова «тюль»
9. Поставьте слово «чулок» в родительный падеж множественного числа.
10. Раздел русского языка, изучающий правописание слов.

Вопросы для второй команды:

1. Сколько звуков в слове «ель»

2. Синоним к слову «отважный».
3. Слово с удвоенной буквой «н».
4. Антоним к слову «плач»
5. Часть речи, которая обозначает признак.

6. Поставьте слово «носок» в родительный падеж множественного числа.
7. Часть слова, которая стоит перед корнем.
8. Определите род слова «кенгуру».
9. Как сказать одним словом «во весь дух».
10. Раздел русского языка, изучающий части речи.

Вопросы для третьей команды:

1. Сколько звуков в слове «пью».

2. Антоним к слову «печаль»
3. Часть слова, стоящая после корня, служит для образования новых слов.
4. Слово с удвоенной буквой «л».
5. Часть речи, обозначающая предмет.

6. Синоним к слову
7. Как сказать одним словом «попасть пальцем в небо».
8. Определите род слова «какао».
9. Поставьте слово «яблоко» в родительный падеж множественного числа.
10. Раздел русского языка, изучающий значение слов и выражений.

Чтобы скачать материал или !