Информатика подготовка к егэ с нуля. Правильная подготовка к егэ по информатике с нуля. Языки программирования – какой выбрать

Для эффективной подготовки по информатике для каждого задания дан краткий теоретический материал для выполнения задачи. Подобрано свыше 10 тренировочных заданий с разбором и ответами, разработанные на основе демоверсии прошлых лет.

Изменений в КИМ ЕГЭ 2019 г. по информатике и ИКТ нет.

Направления, по которым будет проведена проверка знаний:

Необходимые действия при подготовке :

  • Повторение теоретического курса;
  • Решение тестов по информатике онлайн ;
  • Знание языков программирования;
  • Подтянуть математику и математическую логику;
  • Использовать более широкий спектр литературы – школьной программы для успеха на ЕГЭ недостаточно.

Структура экзамена

Длительность экзамена – 3 часа 55 минут (255 минут), полтора часа из которых рекомендовано уделить выполнению заданий первой части КИМов.

Задания в билетах разделены на блоки:

  • Часть 1 - 23 задания с кратким ответом.
  • Часть 2 - 4 задачи с развернутым ответом.

Из предложенных 23 заданий первой части экзаменационной работы 12 относятся к базовому уровню проверки знаний, 10 – повышенной сложности, 1 – высокому уровню сложности. Три задачи второй части высокого уровня сложности, одна – повышенного.

При решении обязательна запись развернутого ответа (произвольная форма).
В некоторых заданиях текст условия подан сразу на пяти языках программирования – для удобства учеников.

Баллы за задания по информатике

1 балл - за 1-23 задания
2 балла - 25.
З балла - 24, 26.
4 балла - 27.
Всего: 35 баллов.

Для поступления в технический вуз среднего уровня, необходимо набрать не менее 62 баллов. Чтобы поступить в столичный университет, количество баллов должно соответствовать 85-95.

Для успешного написания экзаменационной работы необходимо четкое владение теорией и постоянная практика в решении задач.

Твоя формула успеха

Труд + работа над ошибками + внимательно читать вопрос от начала и до конца, чтобы избежать ошибок = максимальный балл на ЕГЭ по информатике.

Лада Есакова

Когда учащийся 11 класса начинает готовиться к ЕГЭ по информатике – как правило, он готовится с нуля. В этом одно из отличий ЕГЭ по информатике от экзаменов по другим предметам.

По математике у старшеклассника знания точно не нулевые. По русскому языку – тем более.

А с информатикой ситуация намного сложнее. То, что изучается в школе на уроках, никак не связано с программой подготовки к ЕГЭ по информатике.

Что такое ЕГЭ по информатике?

Контрольный тест ЕГЭ по информатике содержит 27 заданий, который относятся к самым разным темам. Это системы счисления, это булева алгебра, алгоритмика, это программирование, моделирование, элементы теории графов.

ЕГЭ по информатике охватывает очень большой спектр информации. Конечно, на экзамене понадобятся только азы, но это основы важных и современных тем.

Подготовка к ЕГЭ по информатике с нуля подразумевает, что ни одну из этих тем ученик не проходил в школе. Обычно это так и есть!

Например, такая тема, как булева алгебра, или алгебра логики, включена в ЕГЭ по информатике. Но она не изучается в школах, даже в специализированных. Ее нет ни в курсе школьной информатики, ни в курсе математики. Школьник о ней понятия не имеет!

И поэтому знаменитую задачу на системы логических уравнений не решает практически никто из учеников. Эта задача в ЕГЭ по информатике идет под номером 23. Скажем больше - преподаватели часто рекомендуют старшеклассникам вообще не пытаться решить эту задачу, и даже не смотреть на нее, чтобы не тратить время.

Означает ли это, что задача 23 из ЕГЭ по информатике не решается вообще? Нет, конечно! Наши ученики регулярно решают ее каждый год. На нашем курсе подготовки к ЕГЭ по информатике из многих тем мы берем только то, что потребуется на экзамене. И уделяем этим задачам максимальное внимание.

Почему же школа не готовит к ЕГЭ по информатике?

Связано это с тем, что информатика – предмет не обязательный. Каких-либо стандартов и программ Министерство образования не дает. Поэтому учителя на уроках информатики дают школьникам совершенно разный материал – кто что может. Более того - в некоторых школах вообще нет уроков информатики.

Чем же обычно занимаются старшеклассники на уроках по информатике? Неужели играют в стрелялки?

К счастью, в школе на уроках информатики все-таки школьники занимаются не ерундой, а вполне полезными вещами. Например, изучают Word и Escel. В жизни это пригодится, но, к сожалению, для сдачи ЕГЭ – абсолютно бесполезно.

Причем Word ребята изучают на серьезном уровне, и некоторые даже сдают экзамены по компьютерной верстке и получают свидетельство верстальщика. В каких-то школах изучают 3D-моделирование. Очень многие школы дают веб-дизайн. Это прекрасная, полезная в будущем тема, но к ЕГЭ она совсем никак не относится! И приходя к нам на курсы, ученик действительно готовится к ЕГЭ по информатике с нуля.

Похожая ситуация – у старшеклассников профильных лицеев. Сильные профильные лицеи честно дают на уроках информатике программирование. Ребята выходят оттуда хорошими программистами. Но ведь в ЕГЭ по информатике всего 5 заданий хоть как-то связаны с программированием, и из них ровно одна задача в варианте ЕГЭ посвящена написанию программы! Результат – максимум 6 задач на ЕГЭ по информатике.

Сколько же нужно времени, чтобы подготовиться к ЕГЭ по информатике с нуля?

Есть хорошая новость! Подготовиться к ЕГЭ по информатике с нуля можно за один год. Это не легко, но можно, и наши ученики каждый год это доказывают. Курс подготовки к ЕГЭ по информатике не очень большой. Заниматься на курсах можно 1 раз в неделю по 2 часа. Конечно, надо активно выполнять домашние задания.

Но есть одна поправка. Если ученик никогда до 11 класса не занимался программированием, за год вряд ли возможно освоить программирование в полной мере. Поэтому нерешенной останется задача №27 варианта ЕГЭ по информатике. Она самая сложная.

Особенно трудно готовиться к ЕГЭ по информатике с нуля тем ученикам, кто вообще никогда не был знаком с программированием и не знает, что это такое. Это область достаточно специфичная, поэтому подготовке по программированию нужно уделять много времени и нарешивать огромное количество задач.

На наших курсах мы обязательно разбираем все типовые задания по программированию. И ни разу на экзамене задача по программированию не оказалась для наших учеников сюрпризом –все они были на курсах разобраны. И только задача 27 остается за бортом для тех, кто вообще до 11 класса программированием не занимался.

Приходя к нам на курсы по информатике, ученики и родители иногда удивляются, не видя в учебном классе компьютеров. Они думают, что раз пришли готовиться к ЕГЭ по информатике, то на столах должны быть компьютеры. Но их нет! Насколько необходимо при подготовке к ЕГЭ по информатики наличие ноутбуков и компьютеров?

Это особенность ЕГЭ по информатике. На экзамене компьютера не будет! И да, надо будет решать задания ручкой на листе бумаги, потому что именно в таком формате сейчас проходит ЕГЭ по информатике. Это реальная проблема для тех, кто его сдает.

Даже старшеклассники из специализированных лицеев, хорошо умеющие программировать, могут оказаться беспомощны на ЕГЭ по информатике. Они, разумеются, программируют на компьютерах, то есть в специальной среде. Но что будет, когда компьютера нет? И не только школьники – даже профессиональные программисты с очень большим трудом могут написать программу на бумаге. Поэтому мы готовимся к такому сложному формату сразу. Мы осознанно не используем при подготовке к ЕГЭ по информатике компьютеры и ноутбуки – согласно правилу «Тяжело в учении, легко в бою».

Уже несколько лет ходят слухи, что ЕГЭ по информатике переведут в компьютерную форму. Это обещали сделать в 2017 году, но не сделали. Сделают ли в 2018 году? Пока не знаем. Если введут такой формат экзамена – готовиться к ЕГЭ по информатике с нуля будет намного проще.

Итак, год активной подготовки к ЕГЭ по информатике с нуля, и ваш результат - 26 задач из 27 возможных. А если вы хоть немного знакомы с программированием – то и все 27 из 27. Мы желаем вам достичь на экзамене такого результата!

И еще раз рекомендую для подготовки теоретический материал и свою книгу «Информатика. Авторский курс подготовки к ЕГЭ» , где дается практика решения задач.

Расскажи друзьям!

ЕГЭ по информатике выбирают школьники, которые планируют в дальнейшем развиваться в сфере IT, осваивать технические, инженерные специальности. Хотя экзамен не является обязательным, он пользуется популярностью.

Компьютерная грамотность стала уже чем-то само собой разумеющимся для современных людей. Это вовсе не означает, что ЕГЭ 2019 по информатике может легко сдать каждый. Потребуются отличное знание теории, хорошая практика, умение применять полученные навыки для прохождения тестов.

Что вам предстоит?

Экзамен длится 235 минут. За это время нужно выполнить 27 заданий.

Первая часть каждого билета содержит 23 задачи. Решение каждой из них представляет собой число или последовательность букв, цифр. Во втором разделе четыре задания, требующих развернутых ответов. Требуется дать полные подробные решения. Уровень сложности различается: 12 задач относятся к базовому уровню, 11 – к повышенному, 4 – к высокому.

Самостоятельная подготовка

Возможно ли подтянуть знания по информатике до требуемого уровня своими силами? Если взяться за дело всерьез, то можно справиться без специальных курсов, репетиторов. Для этого придется уделять обучению как минимум пару часов каждый день.

Начинать целесообразно со сбора информации по теме. Все вопросы теста основаны на школьной программе, следовательно, достаточно обеспечить себя обычными учебниками.

Важно приступать к изучению с самого начала и не пропускать ни одну схему. Обучение должно строиться по принципу «от простого к сложному», причем каждый раздел нужно не только заучить назубок, но и понять. Только так удастся использовать приобретенные навыки для решения задач.

Пройденный материал необходимо закреплять, упражняясь. Проверочных материалов в учебнике может быть недостаточно на этом этапе, следует найти дополнительные задания.

Когда вы изучите школьный курс полностью, наступит время тренировок. Самостоятельная подготовка с нуля к ЕГЭ по информатике предполагает ежедневное выполнение тестов. Следует посвящать учебе не меньше полутора - двух часов каждый день. Небольшие перерывы помогут побороть усталость, восстановить ясность ума.

Не стоит пренебрегать демонстрационными вариантами ЕГЭ 2019 по информатике – на экзамене наверняка будут аналогичные задания, и если хорошо потренироваться заранее, то сложностей с ними не возникнет. Желаем удачи на экзаменах!

Самостоятельная подготовка к ЕГЭ по информатике. Кашаев С.М., Шерстнева Л.В.

СПб.: 2009 - 464 с.

Книга предназначена для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по информатике в общеобразовательных школах и содержит следующие разделы: "Информация и информационные процессы", "Системы счисления", "Логика", "Информационные модели и системы", "Компьютер, операционные системы и программные оболочки", "Обработка графической и звуковой информации", "Электронные таблицы", "Базы данных", "Телекоммуникационные технологии", "Алгоритмизация и программирование". Последней теме, с учетом преобладания этих вопросов в тестах ЕГЭ, посвящены три главы: алгоритмизация задач, программирование, алгоритмы без программирования. Каждая глава построена следующим образом: сначала рассматриваются необходимые теоретические сведения, по мере изложения которых приводятся типовые примеры, в конце содержится отдельный раздел с примерами. Книга может использоваться как при подготовке к ЕГЭ, так и в текущем учебном процессе учащимися и учителями школ и колледжей.

Формат: pdf

Размер: 6 Мб

Смотреть, скачать: docs.google.com ; yandex.disk

Файлы проектов:

Формат: архив rar

Размер: 366 Кб

Скачать: docs.google.com ; yandex.disk

Оглавление
Введение 9
От авторов книги 13
Глава 1. Информация и информационные процессы 15
Количество информации 17
Закон аддитивности информации 19
Вычисление минимального количества вопросов 20
Вероятность и формула Шеннона 22
Процесс передачи информации 24
Кодирование текстовых данных 29
Ситуации с тремя элементарными событиями 30
Примеры заданий 31
Задания из ЕГЭ 2009 39
Глава 2. Системы счисления 43
Виды систем счисления 43
Перевод чисел из одной системы в другую 47
Дробные числа 51
Действия над числами 54
Представление отрицательных чисел 56
Интервал чисел на разрядной сетке 58
Ошибки при выполнении сложения и вычитания 58
Примеры заданий 60
Задания из ЕГЭ 2009 71
Глава 3. Математическая логика 76
Логические операции 78
Свойства логических операций 81
Примеры заданий 83
Задания из ЕГЭ 2009 107
Глава 4. Анализ и модели 115
Примеры заданий 115
Задания из ЕГЭ 2009 129
Глава 5. Компьютер и операционные системы 138
Архитектура вычислительных систем 139
Архитектура микропроцессора 142
Типы микропроцессоров 144
Операционные системы и файловая система 145
Примеры заданий 148
Задания из ЕГЭ 2009 152
Глава 6. Графика 154
Представление графических данных 154
Виды графики 155
Кодирование цветов 157
Примеры заданий 158
Глава 7. Интернет 161
Протоколы 163
Доменная система имен 165
Порядок в адресном пространстве 165
Службы Интернета 166
Электронная почта 166
Служба WWW 167
Служба передачи файлов FTP 168
Унифицированный указатель ресурсов 169
Язык гипертекстовой разметки HTML 169
Создание HTML-файла в Блокноте 171
Форматирование текста 176
Изображения 185
Гиперссылки 188
Списки 194
Таблицы 200
Внутренние гиперссылки 204
Тег <МЕТА> 205
Теги и

206
Примеры заданий 208
Задания из ЕГЭ 2009 215
Глава 8. Электронные таблицы 219
Запуск программы Microsoft Excel 2007 221
Создание книги Microsoft Excel 224
Создание формул и форматирование ячеек 226
Относительные и абсолютные ссылки 231
Ссылки на другие листы и другие книги 241
Доступ квстроенным функциям 242
Функция ЕСЛИО 244
Фушщш.И0,ИЛИ()т5.НЕ0 245
Вложенные функции ЕСЛИО 246
Функция СЧЁТЕСЛЩ 246
Функции ОКРУГЛО, ОКРУГЛВНИЗО и ОКРУГЛВВЕРХО 247
Функция ЦЕЛОЕО 248
Функции дат и времени 248
Создание имен для ячеек и диапазонов 250
Массивы 251
Примеры автоматизации 252
Работа с диаграммами 255
Создание графика 259
Примеры заданий 261
Задания из ЕГЭ 2009 269
Глава 9. Базы данных 273
Структура данных 274
Создание таблицы в базе данных 276
Запросы 277
Условия отбора 278
ЗАДАНИЕ несовпадающих значений 279
Числовые условия в отборе 279
Ввод нескольких условий в одном поле 280
Ввод условий отбора по нескольким полям 280
Примеры заданий 281
Задания из ЕГЭ 2009 283
Глава 10. Программирование 285
Знакомство с языком Паскаль 287
Компиляция 291
Операторы для работы с целыми числами 292
Вещественные числа 296
Правила при вычислении выражений 299
Константы 301
Работа с символами 302
Логический тип данных 304
Оператор условия 305
Оператор выбора 311
Оператор цикла for 312
Цикл с предусловием 319
Цикл с постусловием 322
Массивы 323
Работа с символьными строками 331
Примеры заданий 334
Задания из ЕГЭ 2009 354
Глава 11. Алгоритмизация задач 359
Анализ чисел и системы счисления 359
Подсчет суммы цифр в числе 360
Преобразование числа в двоичную систему 361
Анализ четности чисел 363
Построение треугольников из отрезков 365
Одномерные массивы 368
Нахождение среднего арифметического 368
Суммирование элементов массива с учетом условия 369
Проверка упорядоченности массива 370
Обмен значений массива 371
Суммирование соседних элементов массива 372
Подсчет элементов по условию 373
Перенос модулей значений в другой массив 375
Подсчет количества максимальных элементов 376
Двумерные массивы 379
Вычисление суммы максимальных элементов 379
Поиск столбца с максимальной суммой 381
Вычисление суммы при условии 383
Анализ функций 384
Расчет значений функции 384
Принадлежность точки определенной области 385
Принадлежность точки кольцу 388
Принадлежность точки квадрату 390
Принадлежность числа определенному интервалу 393
Решение уравнений 395
Квадратное уравнение 400
Решение неравенства 402
Обработка наборов данных 404
Тестирование учащихся 404
Отчет по олимпиаде 407
Сертификаты 409
Результаты экзамена 411
Полупроходной балл 413
Сортировка 415
Сортировка выбором 416
Сортировка обменом значений 421
Поиск решения на шахматной доске 422
Задания из ЕГЭ 2009 426
Глава 12. Алгоритмы без программирования 436
Калькулятор 436
ЗАДАНИЕ 1 436
ЗАДАНИЕ 2 437
ЗАДАНИЕ 3 438
ЗАДАНИЕ 4 439
ЗАДАНИЕ 5 439
Игровая стратегия 440
Игра1 440
Игра 2 441
Игра 3 442
Игра 4 443
Робот 444
ЗАДАНИЕ 1 445
ЗАДАНИЕ 2 446
Черепашка 447
Задания из ЕГЭ 2009 448
Заключение 457
Литература 458
Предметный указатель 459

Итак, Единый государственный экзамен полноценно вошел в нашу жизнь. Эта книга адресована учащимся, которые собираются сдавать Единый государственный экзамен по дисциплине "Информатика и информационно-коммуникационные технологии". Назначение этой экзаменационной работы заключается в том, чтобы оценить подготовку выпускников общеобразовательных учреждений по данной дисциплине с целью проведения итоговой аттестации и конкурсного отбора абитуриентов в учреждения среднего и высшего профессионального образования.
Общее число заданий в экзаменационной работе - 32, а сама работа состоит из трех частей. Первая часть (А) содержит 18 заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности. В этой части собраны задания с выбором ответа, подразумевающие указание одного правильного ответа из четырех предложенных. Задания выполняются на черновике, а ответы заносятся в специальный бланк для ответов части А.
Вторая часть (В) содержит 10 заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности. В этой части собраны задания с краткой формой ответа, подразумевающие самостоятельное формулирование и ввод ответа в виде последовательности символов. Задания выполняются на черновике, а ответы заносятся в специальный бланк для ответов части В.
Третья часть (С) содержит 4 задания, первое из которых повышенного уровня сложности, а остальные три - высокого уровня
сложности. Задания этой части подразумевают запись в произвольной форме развернутого ответа на специальном бланке.

К ним относятся программисты, ERP-консультанты, эксперты по технологиям разработки ПО, специалисты в сфере веб-программирования и веб-дизайна. Однако для поступления в самые престижные ВУЗы выпускникам придется сдавать ЕГЭ по информатике. Как подготовиться и успешно сдать этот довольно сложный экзамен? Рассмотрим основные моменты данной темы.

Новшества в ЕГЭ по информатике в 2015 году

В отличие от ЕГЭ – 2014, сдача информатики в 2015 году будет проходить с учетом некоторых изменений:

  • Общее количество заданий составляет 27 (вместо 32)
  • Объединение заданий, близких по тематике, в более объемные
  • Структура КИМ ЕГЭ по информатике в 2015 году такова: 1 часть – 23 задания с кратким ответом в виде цифры или последовательности символов; 2 часть – 4 задания с развернутым ответом
  • Максимальный первичный балл – 35

Узнать более подробно об изменениях ЕГЭ - 2015 по информатике можно, изучив Спецификацию .

Как подготовиться к ЕГЭ по информатике – инструкция

Информатика – сложная наука, требующая основательного подхода. Успешная сдача ЕГЭ по информатике невозможна без хорошей подготовки, начинать которую следует еще с 8 – 9 класса. К тому же, школьного курса информатики обычно недостаточно для углубленной подготовки по специальности.

Подготовку к ЕГЭ по информатике лучше начать с составления подробного плана. Перед этим будет полезно ознакомиться с Кодификатором , который содержит перечень тем, проверяемых на ЕГЭ по информатике и ИКТ. Благодаря такому плановому методу можно вовремя выявить и устранить пробелы в знаниях.

Как восполнить «недостающие» объемы знаний? Самостоятельные занятия, посещение курсов (можно онлайн) подготовки к ЕГЭ или наем репетитора – каждый выбирает способ с учетом своих возможностей. На официальном сайте ФИПИ представлены тесты из банка заданий по информатике, решение которых станет отличной тренировкой перед предстоящими экзаменами.

Какие учебники по подготовке к ЕГЭ по информатике можно использовать? Учебное пособие «Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ 2015» авторы Евич Л.Н. и Кулабухов С.Ю. (2014 г. изд.) содержит теоретическую часть (параграфы по основным темам курса) и практическую часть (12 экзаменационных тестов по новой демоверсии ЕГЭ - 2015 по информатике). Все подобранные задания разные по форме и степени сложности.

При подготовке к ЕГЭ по информатике следует совершенствовать умение работать с разными формулировками ответов и заданий в формате ЕГЭ. Ответы должны быть правильно сформулированными и логически обоснованными.