Император ли тонг династия тан. Династии суй и тан. История династии Тан

Высочайшего духовного подъема средневековая культура Китая достигла в период правления династии Тан (618-907) и Сун (960-1279). В это время философские суждения об устройстве мира превратились в тонко разработанную эстетическую систему, художники заняли почетные места в открытой в 10-м веке первой императорской Академии живописи. Танское искусство было проникнуто высоким созидательным пафосом. Архитектуре этой поры присущ дух ясной гармонии, праздничности, монументального величия форм. Танские города представляли собой мощные крепости, обнесенные стенами и рвами, прямоугольные в плане, с прямыми магистралями и кварталами, разделенными на отдельные участки - фоны. Каждый китайские город был обнесен стеной (иероглиф «чэн» означал и город, и стена), поэтому городские стены в Китае представляют собой уникальные тип архитектурных сооружений. Различают северный и южный стили городских укреплений. На севере стены возводили не только для защиты от врагов, но и от наводнений, по четырем углам стены и над воротами сооружались башни. В этих башнях жили солдаты. Ворота главных городов обычно защищали полукруглые внешние укрепления, в которых под прямым углом к открытым главным воротам находились внешние ворота. До появления современной артиллерии стены были неразрушимыми. На юге лишь немногие города могли строиться симметрично и с размахом, улицы были тесные. На севере у строителей было много свободного пространства, города выстраивались в форме прямоугольника, город делился на четыре части двумя прямыми, пересекающимися в центре улицами. На пересечении находилась трехэтажная смотровая башня с четырьмя воротами, чтобы в случае необходимости изолировать районы города. Для этой цели в башне располагались воины и огромный барабан, исполнявший роль городских часов. В городе не было разделения на богатые и бедные районы, дома стояли вперемешку. Размеры всех сооружений были строго регламентированы. Дворцы и храмы возводились по общему принципу: на деревянном каркасе из покрытых лаком опорных столбов, балок и узорных кронштейнов-доугун, на облицованных камнем высоких глинобитных платформах. Характерный облик зданиям придавала высокая черепичная, с загнутыми кверху углами, иногда двойная, с широкими выносами крыша. Приход буддизма в Китай не оказал значительного влияния на стиль китайских храмов. И даосские, и буддийские храмы строились по одному и тому же плану китайского дома, измененному для религиозных нужд. Китайская пагода имеет очень мало общего с индийскими буддийскими храмами-реликвариями (ступами). Ее форма добудийская - многоэтажная башня (обычно двухэтажная), с выступающими крышами. Различают северный и южный стиль китайской архитектуры (не всегда точно следующий за расположением памятников архитектуры). В южном стиле крыши очень изогнуты, коньки крыш часто усыпаны маленькими фигурками, изображающими во множестве даосских божеств и мифических животных. Карнизы и опоры украшены резьбой и орнаментацией. Северный стиль (еще одно название - дворцовый). Завиток крыши более мягкий и сравнивается с крышей шатра. Орнаментация менее пышная, маленькие и более стилизованные фигурки помещены только на коньках крыш.

Монументальная буддийская скульптура танского времени отличается большой соразмерностью пропорций. Величавым спокойствием отличается гигантская статуя Будды Вайрочаны, высеченная в скалах Лунмэня. Живопись эпохи Тан достигла того же уровня, что и поэзия. В письменных источниках той эпохи перечисляются имена художников, указываются черты их стиля. Величайшим художником Дальнего Востока китайские и японские ценители считали У Даоцзы. Ли Сы-сунь и Ван Вэй считаются основателями северной и южной школ пейзажной живописи. Различие школ не в принадлежности художникам к определенным географическим районам Китая, а в манере письма. Последователи «северной школы» работают твердыми, сильными мазками, для «южной школы» характерна работа изящной и тонкой кистью. Но в связи с тем, что все шедевры танской живописи попадали в императорскую коллекцию, они погибли вместе с резиденцией императора в конце правления династии. В период династии Сун с 11 века Китай подвергся иноземным вторжениям, которые в 13 веке завершились монгольским завоеванием, что изменило мироощущение людей. Сунская архитектура приобрела более интимный и изысканный характер, стала восприниматься как часть природы.

Сунская живопись. Живопись, конечно, была известна и в более ранние эпохи. Ее начало относят к эпохе Хань, когда была изобретена кисть. Использование кисти для письма и живописи в Китае сделало эти два искусства неразрывно связанными. Иероглиф стал произведением искусства. Следствием беспрецедентного сближения каллиграфии, поэзии и живописи было то, что в живописичасто использовались литературные сюжеты. Живописцев было множество, круг тем очень широк. Наибольшим совершенством отличались пейзажные композиции, отразившие важнейшие натурфилософские представления. Учению конфуцианцев о добродетельном муже соответствовало изображение художником Ли Чэном одинокой сосны на краю ущелья. Сосна символически изображала ученого-чиновника, претерпевшего превратности придворной службы и стойко переносящего невзгоды судьбы. В 9-м веке под покровительством императора, каллиграфа и, поэта и живописца Хуэй-цзуна, последнего правителя Северной Сун, была создана Академия живописи. В императорской галерее были собраны лучшие полотна того времени (не менее 6 тыс. картин). После набегов варваров и бунтов, обрушившихся на империю в 1125 году, двор переместился в новую столицу Чжэцзян. Этот город располагался в одном из красивейших мест Китая. Окрестности Чжэнзяна стали неиссякаемым источником вдохновения китайских художников. Любимой формой изображения стал панорамный свиток, рисующий широкую перспективу. Один из великих живописцев эпохи Ся Гуй изображал Янцзы, все ее верхнее течение от диких гор на границе с Тибетом, до широких долин среднего течения. В южных городах Китая создавались комплексы маленьких приусадебных садов. С угасанием буддийских монастырей скульптура уступила место живописи. Сюжетами живописи 7-10 вв. были и образы буддийского рая, и сцены пиршеств, прогулок знатных красавиц. Под воздействием буддийской секты Чань сложилось творчество Ван Вэя (699-759), в пейзажной живописи которого наметились пути к поэтической интерпретации мира. В период династии Сун развитие получила монохромная живопись, отвечавшая новому пониманию пространства как символа безграничности мира. В 9-10 вв. сформировались основные жанры китайской живописи - шан-шуп, вэнъжэнъухуа и хуа-ияо. В соответствии с разнымихудожественными задачами канонизировались формы свитков. Горизонтальные свитки развертывали перед зрителями этап за этапом эпизоды мифов и легенд, бытовые сцены жизни дворца, города. Вертикальные давали возможность пейзажисту создать обобщенный образ природы. В 10-11 вв. возник тип картин, предназначенных для украшения вееров и настольных экранов. Идея единства мира здесь выражалась через его малый фрагмент. В 12-13 вв. грани между этими жанрами порой почти стирались

Китайское прикладное искусство периодов Тан и Сун стилистически тесно связано с развитием фарфора и керамики.

На протяжении средних веков вместе с усложнением представлений о мире и развитием древних даосских учений, синтезировавших в системе неоконфуцианства поклонение природе, приняло в Китае форму своеобразного поэтического пантеизма, а ее эстетизация привела к формированию пространственного мышления. Пантеистическое мировосприятие направило в единое русло разнообразные виды художественной деятельности. Китайские зодчие создали жанр пейзажной архитектуры, а в портретных изображениях художники стремились подчеркнуть приобщение человека к вечной жизни вселенной. Изобразительно-символический характер средневекового китайского стихотворения, дополняющего образный строй картины, требует высокого уровня каллиграфии, живописи и поэзии.

Методические рекомендации к разделу. Главным в рассматриваемом периоде является техника изготовления и духовные основы китайской живописи. Обратите внимание на отличие традиционной китайской живописи от европейской по следующим параметрам - живопись в Китае не может быть подведена под понятие «реализм» или «идеализм». Иное понимание пространства, чем в европейской живописи. Иное назначение подписи к изображению, слитность и неразрывность в художественном исполнении «трех совершенств».

Живопись эпохи Юань (1280-1368 гг.) В период владычества монгольской династии Юань в среде художников преобладали настроения уныния, ностальгии. Крупнейшие мастера нашли прибежище в южных провинциях. Монохромная живопись 14 века достигла небывалой изощренности и тонкости в передаче оттенков настроения. В картинах Ни Цзаня, Ван Мэна изображения дополнялись надписями, полными внутренней динамики, таящими в себе скрытый смысл.

Искусство эпохи Мин (1368-1644 гг.) В правление династии Мин Китай снова стал самостоятельной державой, страна переживала период обновления. Это была эпоха активного градостроительства, возведения больших и торжественных архитектурных и великолепных садово-парковых ансамблей, бурного развития ремесел.

Костюмы эпохи династии Тан. Фото: Великая Эпоха (The Epoch Times)

Самым блистательным периодом, периодом расцвета китайской цивилизации, считаются VII, VIII, IX века прошлого тысячелетия, времена правления династий Суй и Тан .

В период правления династий Суй и Тан Китай развивался особенно динамично. Происходило объединение народностей, что сплачивало страну. Широко распространяли свои учения многие философские школы. Это было время экономической мощи и стабильности Китая. В отношениях с другими странами царили мир и процветание торговли. В Китае мирно сосуществовали буддизм, даосизм и конфуцианство, развивалась наука, литература, искусство.

Из пастей каменных драконов истекают воды источника Байфу, далее они текут на Восток страны, впадают в реку Тунхуэй и затем - в Великий канал. Воды источника Байфу являются самым северным источником, питающим двухтысячакилометровый Великий канал.

Великий канал – одно из уникальных творений древних китайцев. Он эксплуатируется и в настоящее время. «Великий Канал» состоит из четырёх каналов и простирается от Пекина до Ханчжоу, соединяя реки Хуанхэ, Уайху и Янцзы, идёт на Юг.

В 589 году, время правления династии Суй, Китай был вновь объединён после длительного периода (280 лет)разделения его на царства.

Ранее четыре императора династии Западная Хань потратила 70 лет своего правления, чтобы сделать страну процветающей. Но династия Суй смогла сделать Китай вновь процветающим уже при её первом императоре.

В хрониках есть записи о том, что в период правления императора Яна династии Суй в двух хранилищах хранились почти 2600 гектолитров зерна и десятки миллионов рулонов ткани. Археологи, раскопавшие амбары Ханьцзя династий Суй и Тан в 1970 году, обнаружили сооружения, способные вместить огромное количество зерна.

Объединив страну, династия Суй построила систему водных каналов для соединения Севера с Югом. 5000-километровая водная система берёт своё начало в Чанъане, бывшем тогда столицей страны, и идёт от провинции Цзецзун на Севере до провинции Цзецзян на Юге.

Профессор Пекинского Университета Синь Дэён сказал: «Великий канал, построенный при императоре Ян династии Суй, – блистательнейший проект за всю мировую практику водных сооружений Китая. Канал включал некоторые части водных путей, прорытых для соединения Хуанхэ с Янцзы. Эти пути легли в основу всей системы. Великий канал оказал большое влияние на будущее развитие китайской нации и ее истории. Он играл важную роль в обеспечении товарами и продовольствием Чанъаня, самого большого города того времени».

Реки Китая в основном текут с Запада на Восток, и до династии Суй история Китая повествовала о событиях, происходивших от Запада до Востока, но с завершением строительства Великого канала, который соединил Север и Юг страны, и, начиная со времени династии Тан, история Китая стала описывать события, происходившие от Юга до Севера.

Великий канал способствовал появлению новых городов на пути его следования. А с середины периода правления династии Тан он способствовал включению долины Янцзы в экономический оборот страны. Экономический центр Китая переместился с Севера на Юг.

Династия Тан была основана в 618 году императором Тайцзуном (Ли Шиминь). Период правления династии Тан в Китае был самым процветающим, что можно объяснить высокими нравами, царившими тогда. Высокая мораль правителя и его подданных – путь к процветанию страны. Династия Тан совершенствовала устои, полученные от династии Суй.

Однако императорский двор династии Тан уделял большое внимание поддержке народа, чего никогда не делал двор Суй. Император Тайцзун считал уважительное отношение к людям основой государства.

По мнению Чжан Гуогана, профессора университета Цзинхуа, Китай воспринимал понятие отношения к людям, как основу государства, и император Тайцзун эффективно воплотил это понятие в жизнь. Он обсуждал с первым министром отношения между императором и людьми. Он верил, что император – это корабль, а люди - вода. Вода могла не только нести корабль, но и поглотить его.

Во время правления династии Суй было отменено много жестоких законов предшествующих династий, а в ранние годы правления династии Тан было пересмотрено законодательств Суй.

В 637 году династия Тан ввела закон Цзэнван, который утверждал ценность человеческой жизни. Затем этот закон был усовершенствован императором Гауцзуном династии Тан, став первым проработанным сводом законов Китая. Через весь закон красной нитью проходит гуманитарный аспект.

Законодательство Тан ставило во главу угла человека. Династия Тан отменила жестокие телесные наказания, очень осмотрительно применяла смертную казнь. Последнее слово к применению смертной казни было за императором, ему докладывали о каждом деле. Подобный приговор мог быть вынесен только после трёхкратного рассмотрения дела.

В период правления императора Тайцзуна Китай стал более открыт всему новому, что было достигнуто за его пределами, он стал более гостеприимным и радушным. Народности объединялись, проявлялась веротерпимость к разным вероисповеданиям, талантливые люди поощрялись.

Чанъань - столица династии, была не только центром международных контактов, но также привлекательным местом для писателей и артистов. До династии Тан столицей династий Чжоу, Цзинь, Хан и Суй более 3000 лет был город Чиэн. Династия Тан использовала столицу Суй город Дасин, как свою собственную, без всяких изменений, только переименовав её в Чанъань (Чангэн).

В то время Чанъань занимал площадь в 84 кв. км. Городская стена Чанъаня имела ширину в 12 метров и в длину 37 километров. Город был тщательно спланирован, улицы разделяли город на 110 районов. Улица Цюэцюэ на центральной оси города имела ширину в 150 метров, что в два раза шире сегодняшней улицы Чанъань в Пекине.

Народ восхвалял императора Тайцзуна его и его чиновников за храбрость и любовь к народу. Император был человеком сентиментальным. Он не скрывал своего горя после смерти первой жены. Он также грустил о своих лошадях, которые служили ему в военных походах. Он приказал известному художнику Йен Ли Бэну нарисовать по своим воспоминаниям тех коней. Были созданы и скульптуры этих скакунов. Позже они были помещены в мавзолей Чжаолин, где была похоронена его первая жена. Мавзолей Чжаолин был построен в память императора Тайцзуна династии Тан.

Император Ли Шиминь или Тайцзун был не единственным человеком династии Тан, позволявший себе проявить особую сентиментальность и добрые чувства. Другим таким человеком был великий учёный того времени, монах Сюаньцзан . В 628 году Сюаньцзан, монах из Храма Белой лошади в Лояне, отправился из Китая в Западный рай за буддийскими писаниями-сутрами. Путь его пролегал по Шёлковому пути.

Сюаньцзан, правда, не проходил через Тибет, так как в то время это было далеко небезопасно. Но в 640 году тибетский властитель Сузэнгэнбу попросил руки принцессы из династии Тан. Ли Шиминь согласился и позволил тому взять в жёны принцессу Вэньчэн. Она прожила в Тибете 40 лет, и была глубоко любима тибетцами. Принцесса принесла с собой в Тибет буддизм, под её руководством там было построено множество буддийских храмов и монастырей.

Когда монах Сюаньцзан проходил мимо города Гаочжан, описанном в своём известном «путешествии на Запад», он обнаружил, что большинство жителей там были ханьцами, и жили тут из поколения в поколение. Они поселились здесь ещё при династии Хань, вдали от центра Китая, убегая от войн. Начиная с 1950 года прошлого века, в этих местах было раскопано около 500 древних могил и найдены десятки тысяч древних реликвий.

Все эти находки подтверждают процветание этих мест в период правления династии Тан. Тем временем Сюаньцзан вернулся в Чанъань, пройдя за 17 лет Шёлковый путь. Путь длиной в 25 тысяч километров провел его по 110 странам. Китайский классический роман [У Чэнъэня] описывает его путешествие в Индию за буддийскими священными писаниями.

В Храме Великого Будды в Чжане в Ганьсу находится фреска «Путешествие на Запад». Когда Сюаньцзан вернулся в Чанъань, он обнаружил страну ещё более процветающей, чем в момент его ухода на Запад.

Сюаньцзан привез в Китай 657 буддийских текстов и был тепло встречен императорским двором. Император Тайцзун приказал Сюаньцзану заняться переводом текстов в городском храме Хунфу. В следующие десять лет Сюаньцзан перевёл 1330 томов этих писаний. Он написал книгу «Записки о западных странах», в деталях описывающую географию и местные обычаи посещённых им мест. Книга популярна и по сей день, как важный источник для изучения Индии.

Книга американского историка Роудса Мёрфи, «История Азии», включает описание Чанъаня династии Тан. В ней говорится, что столица Чанъань правила самой большой в мире империей, большей, чем империя Хань и Древний Рим. На её улицах можно было встретить жителей всей Азии. Это были турки, индусы, персы, сирийцы, вьетнамцы, японцы, иудеи, арабы и даже европейцы и византийцы. Найдены статуэтки династии Тан, изображающие чернокожих. Её улицы походили на международный рынок, который никогда не закрывался.

Учитель Ли Хунчжи, основатель духовного учения , в своих трудах объясняет более тонкую духовную причину, как самого процветания династии Тан, так и уникальность истории китайской нации в целом, истории самой продолжительной и непрерывной в мире.

Династия Тан (18 июня 618 - 4 июня 907 гг. н.э.) - китайская императорская династия, основанная Ли Юанем. Его сын - император Ли Шиминь, после окончательного подавления крестьянских восстаний и сепаратистских феодальных сил начал проводить прогрессивную политику. Эпоха династии Тан традиционно считается в Китае периодом наивысшего могущества страны, Китай в этот период опережал остальные современные страны мира в своём развитии.

С приходом к власти в 618 г. н.э. династии Тан - начался один из лучших периодов в истории Китая. Деятельный и гуманный характер правления основателей династии - Гао-Цзу и его сына Тай-Цзуна позволили восстановить империю.

Западные регионы были присоединены к владениям Китая. К императорскому двору направляли свои посольства Персия, Аравия и другие западно-азиатские государства. Кроме того, были расширены границы на Северо-Востоке страны; к имперским владениям была присоединена Корея. На юге была восстановлена власть Китая над Аннамом.

Поддерживались отношения с другими странами Юго-Восточной Азии. Таким образом, территория страны по своим размерам стала почти равной территории Китая периода расцвета династии Хань.

Если проследить китайскую историю с самых древних династий, можно увидеть, что она постоянно повторяется, как будто подчиняясь величественному ритму времени. Из руин и хаоса появляется талантливый правитель, который основывает новую династию, возрождающую империю.

Государство достигает небывалых высот в развитии, затем начинается упадок, империя распадается, вновь погружаясь в хаос. Так было и с династией Тан, основанной Ли Юанем в 618 году.

История Династии Тан

Китайская династия Тан была основана Ли Юанем, крупным землевладельцем родом с северных границ Китая, населённых народностью табгач - китаизированными потомками степняков-тоба. Ли Юань вместе со своим сыном Ли Ши-минем одержал верх в гражданской войне, поводом к которой послужила жёсткая и безрассудная политика последнего императора династии Суй - Ян-ди, и вскоре, после его смерти в 618 г. взошёл на престол в Чанъани под династическим именем Гао-цзу.

Ли Юань вошел в историю под посмертным именем Гао-Цзун, а правил под именем У-ди. Это был талантливый феодал и полководец, любивший охоту, пышные представления и верховую езду. Говорят, что свою прекрасную жену он выиграл, состязаясь в стрельбе из лука и поразив мишень - оба глаза нарисованного павлина.

При императоре Гао-цзу, столица была перенесена в Дасин, переименованный в Чанъань в честь расположенной неподалеку древней столицы Поднебесной. Император потратил около 10 лет на достижение мира с соседними государствами и внутри страны. Постепенно благодаря разумным дипломатическим мерам он смог привлечь на свою сторону мятежников и разбитые отряды противника.

Продолжилось восстановление денежного обращения и системы экзаменов; торговля стала жестко контролироваться центральным правительством. Одно из главных достижений императора Гао-Цзу - создание нового свода законов, насчитывающего 502 статьи. Эти законы, в основе которых лежала философия инь-ян, теория пяти первоэлементов и конфуцианские принципы, просуществовали вплоть до XIV века и стали образцом для законодательных систем Японии, Вьетнама и Кореи.

У Гао-Цзу было три сына, наследником был объявлен старший из них, однако, на трон метил сын Ли Шиминь, принимавший активное участие в действиях, направленных на подавление мятежей внутри страны.

Узнав, что братья стараются настроить против него отца, он перешел к решительным действиям и объявил об их незаконной связи с наложницами из императорского гарема. Братья отправились во дворец, чтобы оправдаться перед Гао-Цзу, но у ворот их поджидал Ли Шиминь со своими сторонниками.

Ли Шиминь пронзил стрелой наследника, а второй брат был убит его людьми. Император, узнав о случившемся, уступил свой трон сыну и уехал доживать свой век в сельской глуши. Ли Шиминь приказал казнить десятерых детей своих братьев, чтобы избавиться от возможных противников.

В 626 году на трон взошел впоследствии самый могущественный император танской династии, получивший тронное имя Тай-цзун. Этот великий руководитель до сих пор считается образцом конфуцианского идеала правителя, который выступал за интересы крестьян, купечества, интеллигенции и землевладельцев.
Императору удалось окружить себя мудрыми и преданными чиновниками, чуждыми коррупции. Чиновники спали посменно, чтобы быть в распоряжении императора в любое время суток. Если верить истории, император трудился без устали, развешивая на стенах своей спальни бесчисленные доклады своих подданных и изучая их по ночам.

Бережливость, реформы в области военного строительства и власти на местах, улучшенная система транспорта и развитое сельское хозяйство принесли процветание всей стране. Империя Тан стала уверенным и стабильным государством, значительно обогнавшим в развитии другие страны этого периода. Чанъань превратился в настоящий город-космополит, принимавший многочисленные посольства.

За образованием сюда стекались отпрыски аристократов из ближайших стран, формировались национальные общины. С наибольшим энтузиазмом гостеприимством Китая пользовались японцы, которые после нескольких лет обучения и работы заграницей возвращались на родину, где формировали государственную структуру по примеру своих соседей. Именно в этот период Китай оказал огромное влияние на становление японской культуры.

Развитие культуры и народных промыслов

Экономические и административные нововведения династии Суй были восприняты и закреплены в танскую эпоху. В эпоху династии Тан, в Китае был введен в действие новый порядок долговременного владения землей, в соответствии с которым образование крупных земельных владений было ограничено, а крестьяне получили возможность поддерживать стабильный уровень жизни.

Наиболее значимым достижением стала созданная в эпоху династии Тан правовая система, которая, в конечном счете, порвала с нигилизмом периода Цинь. Был сформулирован обязательный свод социальных традиций и правил поведения, пропитанных духом конфуцианства.

Культура и искусство достигли небывалых высот и отличались роскошью и утонченностью. Знаменитый фарфор, ювелирные изделия, мебель, украшенная росписями и инкрустацией перламутра, живопись и поэзия эпохи Тан стали образцом наивысшего мастерства китайских художников, поэтов и ремесленников.

Сельское хозяйство, торговля, кустарные ремесла процветали. Развивались ткацкое и гончарное производство, кораблестроение и металлургия. Развитая транспортная система способствовала процветанию торговли, тесные экономические связи были установлены с Японией, Индией, Кореей, Персией и Аравией. Именно в эту эпоху чай становится ключевым элементом китайской культуры.

Также в период династия Тан в Китае произошел расцвет китайского искусства и литературы. Большинство танских императоров активно покровительствовали поэзии, театральному искусству и музыкальному творчеству, а многие и сами проявляли творческие способности.

Известные поэты эпохи правления династии Тан - Чэнь Цзыан, Ли Бо, Дуфу, Бо Цзюйи, Ли Шанъинь и Ду Му. Хань Юй и Лю Цзунюань выступили с инициативой создания произведений на древнекитайском литературном языке, что сильно повлияло на другие династии. Каллиграфия Янь Чжэньцина, живопись Янь Либэня, У Даоцзы и Ван Вэя, а также пещерное храмовое искусство получило известность. Были изобретены полиграфия и порох.

Тайцзун

Период правления Тай-цзуна также ассоциируется с попыткой создания синтетической культуры, которая бы объединила китайскую цивилизацию со степными тюркскими кочевниками. Помимо китайских мудрецов, при дворе Тай-цзуна находились и преданные степняки, среди которых - однорукий уйгурский военачальник Киби Хели.

Во время правления Тай-цзуна империя Династии Тан значительно расширила свои границы: войска императора отходили от столицы на расстояние 9 тыс. км, по дороге покорив более 70 городов Средней и Центральной Азии.

На 50-м году жизни император Тай-цзун внезапно заболел неизвестной болезнью, сопровождающейся головокружением, упадком сил и нарушением зрения, и в 649 г. умер, оставив после себя могущественную империю и память о себе, как о мудром, честном и великом правителе.

Трон занял 9-й сын императора, взявший себе имя Гао-цзун.

У-хоу

Новый император, обладавший слабым характером и здоровьем, фактически стал У-хоу Династии Тан в Китае марионеткой в руках своей жены У-хоу, бывшей служанки наложницы императора Тай-цзуна.

С помощью своего ума и красоты У-хоу смогла занять место законной жены Гао-цзуна и жестоко расправилась с женой и любимой наложницей императора: женщинам отрубили руки и ноги и оставили умирать в бочке из-под вина.

Очень скоро У-хоу стала единолично править страной, подчинив себе и императора, и правительство, жестоко расправляясь со всеми врагами. Необычайно честолюбивая императрица, готовая пойти на все ради власти.

В 674 году У-хоу присвоила себе и своему мужу титулы Небесной Императрицы и Небесного Императора.

После смерти мужа У-хоу правила страной за спиной сына - императора-марионетки, а в 690 году и вовсе объявила себя законной «властительницей Поднебесной», став первой и единственной женщиной-императором. В общей сложности У-хоу находилась у руля власти на протяжении 40 лет, пока в возрасте 82 лет ее не сверг вернувшийся из ссылки сын Чжун-цзун.

Еще несколько лет управление государством фактически находилось в руках женщин – распутной жены нового императора Вэй и ее дочери Ан-ло, коррупцией сколотившей себе целое состояние.

В 710 году после смерти императора Чжун-цзуна обе женщины были убиты, номинально власть перешла к Жуй-цзуну, а фактически – к его дочери, царевне Тай-пин. За годы правления императрицы У-хоу и последующие за ним годы борьбы за власть в высших слоях общества начался хаос, коррумпированная администрация напрочь прогнила.

В 712 году императором стал брат царевны Тай-пин - Ли Лун-цзы. После того как царевна попыталась его отравить, а также после неудачной попытки военного переворота, император приказал казнить сторонников царевны прямо перед залом приемов, а саму Тан-пин вынудили совершить самоубийство.

Так власть наконец-то оказалась в руках разумного правителя, взявшего себе императорское имя Сюань-цзун. Администрация была полностью заменена, новые реформы вновь начали восстанавливать страну после экономического и военного кризиса.

Империя Тан переживала новый виток расцвета. В этот период в Китае было изобретено книгопечатание, сыгравшее огромную роль в сохранении, распространении и развитии знаний.

Упадок Династии Тан

О причинах упадка могущественной династии Тан до сих пор ведутся споры. В целом центральная власть стала ослабевать в середине VIII века, когда Китай потерпел ряд военных поражений, и страну вновь стали сотрясать восстания. Самым разрушительным стало великое восстание Ань Ши, честолюбивого наместника, в жилах которого текла согдийская и тюркская кровь.

В результате 7-летней гражданской войны, развернувшейся после мятежа, согласно официальным записям, погибло около 36 млн. человек, что составляло 6-ю часть мирового населения того времени. Эта война стала самым крупным по числу жертв вооруженным конфликтом в истории человечества до Второй мировой войны и нанесла непоправимый ущерб Танской империи.

После восстания постепенно стало расти влияние провинциальных военных губернаторов-цзедуши, престиж центральной власти неотвратимо падал. Стихийные бедствия – наводнение и неурожай, повлекшие за собой ужасный голод, посеяли в народе молву о том, что династия прогневала небеса и утратила право на трон. Все эти события послужили поводом для ряда восстаний, среди которых власть окончательно подорвал мятеж Хуан Чао и его последователей. Мятежникам удалось захватить древние столицы Чанъань и Лоян.

Подавление бунта, сотрясавшего империи на протяжении 10 лет, к сожалению, не принесло мир в пошатнувшийся Китай.

Столица, когда-то процветающий многонациональный богатейший город, была разрушена: улицы поросли боярышником, по ним бегали лисы и зайцы. Последний император династии Ли Чжу был свергнут в 907 году военачальником Чжу Вэнем.

Династия Тан лишилась своего Мандата Неба не без участия природы. Чжу Вэнь основал свою династию Поздняя Лян. Страна вновь распалась на несколько государств, как это уже случалось несколько раз в истории Поднебесной. Начался период Пяти династий и десяти царств.

Если проследить китайскую историю с самых древних династий, можно увидеть, что она постоянно повторяется, как будто подчиняясь величественному ритму времени. Из руин и хаоса появляется талантливый правитель, который основывает новую династию, возрождающую империю. Государство достигает небывалых высот в развитии, затем начинается упадок, империя распадается, вновь погружаясь в хаос. Так было и с династией Тан, основанной Ли Юанем в 618 году.

Ли Юань вошел в историю под посмертным именем Гао-дзун, а правил под именем У-ди. Это был талантливый феодал и полководец, любивший охоту, пышные представления и верховую езду. Говорят, что свою прекрасную жену он выиграл, состязаясь в стрельбе из лука и поразив мишень - оба глаза нарисованного павлина.

При императоре столица была перенесена в Дасин, переименованный в Чанъань в честь расположенной неподалеку древней столицы Поднебесной. Император потратил около 10 лет на достижение мира с соседними государствами и внутри страны. Постепенно благодаря разумным дипломатическим мерам он смог привлечь на свою сторону мятежников и разбитые отряды противника.

Продолжилось восстановление денежного обращения и системы экзаменов; торговля стала жестко контролироваться центральным правительством. Одно из главных достижений императора Гао-дзуна - создание нового свода законов, насчитывающего 502 статьи. Эти законы, в основе которых лежала философия инь-ян, теория пяти первоэлементов и , просуществовали вплоть до XIV века и стали образцом для законодательных систем Японии, Вьетнама и Кореи.

У Гао-дзуна было три сына, наследником был объявлен старший из них, однако, на трон метил сын Ли Шиминь, принимавший активное участие в действиях, направленных на подавление мятежей внутри страны. Узнав, что братья стараются настроить против него отца, он перешел к решительным действиям и объявил об их незаконной связи с наложницами из императорского гарема. Браться отправились во дворец, чтобы оправдаться перед Гао-дзуном, но у ворот их поджидал Ли Шиминь со своими сторонниками. Ли Шиминь пронзил стрелой наследника, а второй брат был убит его людьми. Император, узнав о случившемся, уступил свой трон сыну и уехал доживать свой век в сельской глуши. Ли Шиминь приказал казнить десятерых детей своих братьев, чтобы избавиться от возможных противников.

Так в 626 году на трон взошел впоследствии самый могущественный император танской династии, получивший тронное имя Тай-цзун. Этот великий руководитель до сих пор считается образцом конфуцианского идеала правителя, который выступал за интересы крестьян, купечества, интеллигенции и землевладельцев.

Императору удалось окружить себя мудрыми и преданными чиновниками, чуждыми коррупции. Чиновники спали посменно, чтобы быть в распоряжении императора в любое время суток. Если верить истории, император трудился без устали, развешивая на стенах своей спальни бесчисленные доклады своих подданных и изучая их по ночам.

Бережливость, реформы в области военного строительства и власти на местах, улучшенная система транспорта и развитое сельское хозяйство принесли процветание всей стране. Танская империя стала уверенным и стабильным государством, значительно обогнавшим в развитии другие страны этого периода. превратился в настоящий город-космополит, принимавший многочисленные посольства. За образованием сюда стекались отпрыски аристократов из ближайших стран, формировались национальные общины. С наибольшим энтузиазмом гостеприимством Китая пользовались японцы, которые после нескольких лет обучения и работы заграницей возвращались на родину, где формировали государственную структуру по примеру своих соседей. Именно в этот период оказал огромное влияние на становление японской культуры.

Период правления Тай-цзуна также ассоциируется историками с попыткой создания синтетической культуры, которая бы объединило китайскую цивилизацию со степными тюркскими кочевниками. Помимо китайских мудрецов, при дворе Тай-цзуна находились и преданные степняки, среди которых - однорукий уйгурский военачальник Киби Хели.

Во время правления Тай-цзуна империя значительно расширила свои границы: войска императора отходили от столицы на расстояние 9 тыс. км, по дороге покорив более 70 городов Средней и Центральной Азии.

На 50-м году жизни император Тай-цзун внезапно заболел неизвестной болезнью, сопровождающейся головокружением, упадком сил и нарушением зрения, и в 649 г. умер, оставив после себя могущественную империю и память о себе, как о мудром, честном и великом правителе.

Трон занял 9-й сын императора, взявший себе имя Гао-цзун. Новый император, обладавший слабым характером и здоровьем, фактически стал марионеткой в руках своей жены У-хоу, бывшей служанки наложницы императора Тай-цзуна. С помощью своего ума и красоты У-хоу смогла занять место законной жены Гао-цзуна и жестоко расправилась с женой и любимой наложницей императора: женщинам отрубили руки и ноги и оставили умирать в бочке из-под вина.

Очень скоро У-хоу стала единолично править страной, подчинив себе и императора, и правительство, жестоко расправляясь со всеми врагами. Необычайно честолюбивая императрица, готовая пойти на все ради власти, в 674 году присвоила себе и своему мужу титулы Небесной Императрицы и Небесного Императора.

После смерти мужа У-хоу правила страной за спиной сына - императора-марионетки, а в 690 году и вовсе объявила себя законной «властительницей Поднебесной», став первой и единственной женщиной-императором. В общей сложности У-хоу находилась у руля власти на протяжении 40 лет, пока в возрасте 82 лет ее не сверг вернувшийся из ссылки сын Чжун-цзун.

Еще несколько лет управление государством фактически находилась в руках женщин - распутной жены нового императора Вэй и ее дочери Ан-ло, коррупцией сколотившей себе целое состояние. В 710 году после смерти императора Чжун-цзуна обе женщины были убиты, номинально власть перешла к Жуй-цзуну, а фактически - к его дочери, царевне Тай-пин. За годы правления императрицы У-хоу и последующие за ним годы борьбы за власть в высших слоях общества начался хаос, коррумпированная администрация напрочь прогнила. В 712 году императором стал брат царевны Тай-пин - Ли Лун-цзы. После того как царевна попыталась его отравить, а также после неудачной попытки военного переворота, император приказал казнить сторонников царевны прямо перед залом приемов, а саму Тан-пин вынудили совершить самоубийство.

Так власть наконец-то оказалась в руках разумного правителя, взявшего себе императорское имя Сюань-цзун. Администрация была полностью заменена, новые реформы вновь начали восстанавливать страну после экономического и военного кризиса.

Империя переживала новый виток расцвета. В этот период в Китае было изобретено книгопечатание, сыгравшее огромную роль в сохранении, распространении и развитии знаний. и достигли небывалых высот и отличались роскошью и утонченностью. Знаменитый , ювелирные изделия, мебель, украшенная росписями и инкрустацией перламутра, и поэзия эпохи Тан стали образцом наивысшего мастерства китайских художников, поэтов и ремесленников.

Сельское хозяйство, торговля, кустарные ремесла процветали. Развивались и гончарное производство, кораблестроение и металлургия. Развитая транспортная система способствовала процветанию торговли, тесные экономические связи были установлены с Японией, Индией, Кореей, Персией и Аравией. Именно в эту эпоху становится ключевым элементом китайской культуры.

О причинах упадка могущественной династии Тан до сих пор ведутся споры. В целом центральная власть стала ослабевать в середине VIII века, когда Китай потерпел ряд военных поражений, и страну вновь стали сотрясать восстания. Самым разрушительным стало великое восстание Ань Ши, честолюбивого наместника, в жилах которого текла согдийская и тюркская кровь. В результате 7-летней гражданской войны, развернувшейся после мятежа, согласно официальным записям, погибло около 36 млн. человек, что составляло 6-ю часть мирового населения того времени. Эта война стала самым крупным по числу жертв вооруженным конфликтом в истории человечества до Второй мировой войны и нанесла непоправимый ущерб Танской империи.

После восстания постепенно стало расти влияние провинциальных военных губернаторов-цзедуши, престиж центральной власти неотвратимо падал. Стихийные бедствия - наводнение и неурожай, повлекшие за собой ужасный голод, посеяли в народе молву о том, что династия прогневала небеса и утратила право на трон. Все эти события послужили поводом для ряда восстаний, среди которых власть окончательно подорвал мятеж Хуан Чао и его последователей. Мятежникам удалось захватить древние столицы Чанъань и Лоян. Подавление бунта, сотрясавшего империи на протяжении 10 лет, к сожалению, не принесло мир в пошатнувшийся Китай. Столица, когда-то процветающий многонациональный богатейший город, была разрушена: улицы поросли боярышником, по ним бегали лисы и зайцы. Последний император династии Ли Чжу был свергнут в 907 году военачальником Чжу Вэнем. Династия Тан лишилась своего Мандата Неба не без участия природы. Чжу Вэнь основал свою династию Поздняя Лян. Страна вновь распалась на несколько государств, как это уже случалось несколько раз в истории Поднебесной. Начался период .

Восстановителем государственного единства Китая опять оказался Север. В 581 г. престол бывшего Северо-Вэйского государства перешел в руки полководца Ян Цзяня, который основал династию Суй (581—618 гг.). При втором и последнем императоре Суйской династии Ян Гуане был построен Великий канал, соединивший бассейны Хуанхэ и Янцзы, укреплена и реконструирована Великая Китайская стена.
Однако чрезмерная роскошь и расточительность двора, агрессивная внешняя политика истощили финансы государства. Обострившиеся социальные противоречия привели к вспышке народных восстаний и мятежей.
В 618 г. военачальник Ли Юань свергнул Ян Гуана и объявил себя императором. Новая династия получила название Тан (618—906 гг.).
В 626 г. второй сын Ли Юаня вступил на престол под именем Тай-цзуна (626—649 гг.). Его двадцатитрехлетнее царствование стало временем, когда новая империя приобрела законченный вид. При Тай-цзуне сформировался всеобъемлющий кодекс законов. Уложения, касавшиеся организации чиновничества, достигли полноты и отточенности, впоследствии уже непревзойденных. До мелочей расписанная система бюрократического надзора послужила образцом для последующих династий и сопредельных государств. В Китае наступил мир и порядок.
Второй выдающейся личностью эпохи Тан была императрица У-хоу. А третьей — император Сюань-цзун. Его долгое правление (713—756 гг.) принесло империи еще сорок лет мира. Царствование Сюань-цзуна стало временем наивысшего подъема Танской империи. Это было время невиданного блеска придворной жизни, расцвета танских столиц, замечательных достижений в литературе и искусстве.
Танскую эпоху обычно делят на два периода. Первый — с 20-х гг. VII в. примерно до середины VIII в. — характеризовался внутренним прогрессом и расцветом внешнего могущества империи. Второй — с середины VIII в. до распада империи в начале Х в. — ознаменовался постепенным политическим упадком, децентрализацией и непрестанным нажимом кочевников.
В VII и VIII вв. Китай под властью танских императоров был, вероятно, самой могущественной, цивилизованной и лучше всех управляемой страной в мире. В это время был достигнут не только высокий уровень культуры, но также и высокий уровень благополучия всего народа.
Политический строй танского Китая сохранял черты древнекитайских деспотий. Власть императора — «Сына Неба» — была неограниченной. Императору помогал совет, в который входили некоторые высшие придворные сановники и министры шести ведомств. Кроме того, существовали специальные управления (приказы).
В Танской империи имелись три столицы: Чанъань, Лоян и Тайюань, в каждой из них правил наместник. Вся администрация находилась в Чанъани.
Страна делилась на провинции, области и уезды. Во главе каждой из этих административных единиц стоял назначенный императором чиновник. Уезды делились на сельские округа. Низшей единицей являлась сельская община — пятидворка во главе со старостой.
Социальная организация Танской империи строилась на принципе сословного деления. Основными сословиями считались: богуань («служилые чины»), включающее всю совокупность гражданских и военных чинов и лянминь («добрый народ») — крестьяне. Помимо этих двух сословий существовал «подлый народ» (цзяньминь), так именовались тогда рабы.
В первый период, особенно в VII в., наблюдался подъем сельского хозяйства и ремесел. Расширялась внутренняя и внешняя торговля. Танская эпоха была периодом замечательного расцвета китайской науки и культуры. Появилась ксилография — книгопечатание с гравированных досок, порох стал применяться в военных целях, широко развилось историописание. Танские поэты подняли искусство стихосложения на небывалую высоту, оставшуюся недосягаемой для всех последующих столетий. Конфуцианская этика становится образом жизни.
Но постепенно в могущественной Танской державе нарастают кризисные явления. В VIII в. происходит ослабление надельной системы и централизации, усиление политической раздробленности страны. Китай теряет свои позиции на западе и севере.
В конце 755 г. поднял мятеж могущественный губернатор северо-восточной окраины империи Ань Лу-шань. Лавиной прокатилось его 160-тысячное воинство по равнине Хуанхэ. Столицы пали практически без боя. Восстание Ань Лу-шаня нанесло империи непоправимый ущерб. С этого времени она неотвратимо шла к своей гибели.
В 60—70-х гг. VIII в. постепенно осуществлялась реформа налогового обложения. По предложению первого министра Ян Яня все прежние налоги и повинности были заменены единым налогом с имущества. Была узаконена свободная купля-продажа земли. Она знаменовала официальное признание упадка надельной системы и победу частной земельной собственности.
В IX в. ухудшилось финансовое положение империи. Резко вздорожал рис. В 873 г. в междуречье Янцзы и Хуанхэ разразилась страшная засуха. Тысячи людей были обречены на голод. Доведенные до отчаяния жители сел стали собираться в отряды и совершать нападения на уездные и областные центры, усадьбы помещиков и монастырей.
Окончательно свело на нет власть династии второе великое восстание — восстание Хуан Чао (881—884 гг.). Император стал марионеткой в руках враждующих военачальников и провинциальных губернаторов, воевавших друг с другом и разделивших империю между собой.
Северный Китай был захвачен кочевниками-киданями. В стране возникали мелкие государства и княжества, а их властители, борясь друг с другом, претендовали на трон Сына Неба. С 906 по 960 гг. на севере Китая сменяют друг друга пять династий, три из которых были основаны тюрками, а на юге возникает десять независимых царств. В китайской историографии это время получило название «Эпохи пяти династий и десяти царств».