Характеристика принципа систематичности и последовательности обучения. Принцип систематичности обучения

Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к организации процесса обучения и к поиску возможностей его оптимизации.

Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Вместе с тем они позволяют обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество. Поскольку принципы обучения формулируются на основе законов и закономерностей, то в их числе есть такие, которые выступают общими для организации учебного процесса во всех типах образовательных учреждений.

По мере развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей процесса обучения формулировались и новые принципы обучения, видоизменялись старые, поэтому они являются исторически преходящими.

Принцип, последовательности и систематичности обучения обусловлен объективно существующими этапами познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного.

Последовательность и систематичность в обучении позволяют разрешить противоречие между необходимостью формирования системы знаний, умений и навыков по предметам и формированием целостного концептуального видения мира. Прежде всего это обеспечивается системным построением программ и учебников и установлением межпредметных и внутрипредметных связей.

Развитие системного подхода к обучению позволило более четко структурировать учебный материал, создать комплекты учебных и наглядных пособий по изучаемым учебным предметам. Системное структурирование требует вычленения в изучаемом материале ведущих понятий и категорий, установления их связей с другими понятиями и категориями (причинных, функциональных и др.), раскрытия их генезиса.

Наличие многопредметности, различных видов обучающих практик вызывает необходимость их иерархизации, т.е. выстраивания в зависимости от степени сложности. Поэтому процесс обучения должен проводиться строго последовательно, с соблюдением правила идти "от незнания к знанию, от неумения к умению". Об этом образно писал Я. А. Коменский: "Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно... Так подвигается вперед и тот, кто строит дом. Он начинает не с крыши и не со стен, а с фундамента. А заложив фундамент, не покрывает его крышей, а воздвигает стены. Словом, как в природе все сцепляется одно с другим, так и в обучении нужно связывать все одно с другим именно так, а не иначе...".

Последовательность в обучении обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых. Она реализуется:

в научно обоснованном построении плана изучения учебных дисциплин и структурно-логических схем их прохождения;

в психологически и педагогически выверенном распределении учебного материала по каждой учебной дисциплине;

в прохождении тем учебного материала в определенном порядке;

в обоснованных действиях педагогов по развитию различных личностных качеств.

Существуют зависимые и независимые друг от друга учебные дисциплины, курсы и формируемые ими знания, умения и навыки. Зависимые можно разделить на последовательно и параллельно изучаемые. Первые должны изучаться так, чтобы одни предшествовали другим. Параллельные надлежит изучать одновременно. При линейном их изучении разрывается по времени то, что должно восприниматься и усваиваться обучаемыми как единое целое. Учебный материал при этом плохо запоминается, слабо связывается в сознании, увеличиваются затраты времени на усвоение. Взаимозависимые курсы должны изучаться параллельно, т.е. только одновременно и взаимосвязанно, со строгой синхронностью.

Принцип опирается на следующие научные положения, иг­рающие роль закономерных начал: человек только тогда облада­ет настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отра­жается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является оп­ределенным образом организованное обучение; система науч­ных знаний создается в той последовательности, которая опре­деляется внутренней логикой учебного материала и познава­тельными возможностями учащихся; процесс обучения, состоя­щий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, наруше­ний последовательности, неуправляемых моментов; если систе­матически не упражнять навыки, то они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоян­но будут испытывать затруднения в своей мыслительной дея­тельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.

В практической деятельности принцип систематичности и последовательности обучения реализуется путем соблюдения многих правил обучения, важными среди которых являются следующие.

1. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение учащимися системы знаний. Разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные части (шаги), последова­тельно их реализуйте, приучайте к этому учащихся.

2. Не ставьте на уроке ни одного вопроса, не вносите в план ни одного пункта, на основательное раскрытие и рас­смотрение которого не рассчитываете.

3. Не допускайте нарушения системы как в содержании, так и в способах обучения, а если система нарушена, немедленно ликвидируйте пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость.

4. Учебный предмет - уменьшенная копия науки. Покажи­те учащимся ее систему, формируйте понятие о своем предмете как о частице науки, реальной действительности. Постоянно используйте межпредметные связи.

5. Пользуйтесь проверенной схемой формирования теоре­тических знаний: а) установите объект и предмет (природы и научной теории); б) изложите основания теории; в) раскройте

инструментарий теории; г) объясните следствия теории; д) по­кажите границы ее применения.

6. Помните, то, что является элементарным и простым ис­торически и логически, часто оказывается самым трудным для сознательного усвоения: поэтому с особой тщательностью внедряйте логику науки и исторического процесса в сознание учащихся.

7. Следует обеспечивать преемственность как в содержа­нии, так и в методах обучения между начальными и средними, средними и старшими классами.


8. Используйте передовые достижения методики обучения:

составляйте со своими учащимися опорные конспекты, струк­турно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний.

9. Чаще повторяйте и совершенствуйте ранее усвоенное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обу­чении.

10. К кратким и обобщающим повторениям нужно прибе­гать не только в начале урока, когда обычно обобщают ранее изученный материал, и не только при его окончании - для за­крепления рассмотренной в ходе урока основной проблемы, но и после изложения отдельных частных вопросов.

11. Ничего не следует добавлять к объяснению нового мате­риала, кроме того, что вступает в ассоциативные связи легко, просто, естественно. Идеи, искусственно вплетенные в те­му урока (образовательные, развивающие, воспитательные), снижают его ценность. Учитывая это, планируйте усвоение важнейших идей на весь период учебно-воспитательного про­цесса в соответствии с содержанием обучения и возможностя­ми учащихся.

12. Проводите повторение изученного не только в начале урока для проверки уровня усвоения и не только в конце урока с целью закрепления полученной информации, но также и по завершении каждого логически законченного отрезка обучения в ходе урока.

13. Учителя всех учебных предметов, а не только учителя языка должны следить за способом и формой выражения мыс­ли учащимися на всех уроках.

14. Постоянно и терпеливо приучайте своих учащихся к са­мостоятельному труду, постепенно усложняя его и создавая

возможности для самостоятельного решения все более трудных задач. Не подменяйте учащихся, лучше помогите им.

15. Следует чаще показывать учащимся перспективы их обучения.

16. Не злоупотребляйте актуализацией чувственного опыта и опорных знаний, их следует вспомнить ровно столько, чтобы хватило" для введения нового, не делайте проблемы из триви­альных знаний, вещей, известных каждому.

17. Не забывайте, что понимание системы требует логики, а формирование ее - также чувств и эмоций. Обучайте энергич­но, с подъемом, используйте яркие факты из жизни, литерату­ры: понятия объясняют, образы влекут, стимулы побуждают к действию.

18. В конце раздела, курса обязательно проводите уроки обобщения и систематизации.

19. Постоянно, настойчиво и доброжелательно исправляйте ошибки учащихся, допущенные в устных ответах и письмен­ных работах, приучайте учащихся к систематическому анализу собственных ошибок.

20. Не следует возбуждать деятельность уставших учеников искусственными методами, злоупотреблять интересом к новой деятельности. Придерживайтесь физических норм умственной активности учащихся, предусматривайте и планируйте ее спа­ды и подъемы.

21. Глубокие истины превращаются в банальные фразы, если усваиваются поверхностно. Качественный учебно-воспи­тательный процесс - тот, в котором присутствуют мысль, мо­раль, чувство.

22. Не стремитесь с помощью чрезмерно «хитрых» средств достичь за один урок того, что в условиях естественного обу­чения учащиеся могут усвоить на протяжении нескольких занятий.

23. Требуйте от учащихся усвоения системы знаний, уме­ний, навыков по каждому разделу и по всей программе.

24. Помните, что сформировавшаяся система знаний - важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстро восстанавливаются в системе, без нее - с боль­шим трудом.

25. Не забывайте советЯ.А. Коменского: все должно вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы все

сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.

26. Будьте наблюдательным, приучайте своих учащихся по­стоянно систематически и целенаправленно наблюдать и ви­деть существенное в явлениях, предметах, человеческих отно­шениях.

Принцип систематичности и последовательности в обучении предпола­гает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.

В основе принципа систематичности и последовательности лежит ряд закономерностей: человек только тогда обладает действенным знанием, когда в его сознании отражается четкая картина существующего мира; про­цесс развития обучаемых замедляется, если нет системы и последователь­ности в обучении; только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных зна­ний.

Принцип систематичности и последовательности в обучении требует соблюдения ряда дидактических правил:

    формирование системы знаний на основе понимания их взаимосвязи;

    деление изучаемого материала на логически связанные разделы и блоки;

    использование схем, планов, таблиц, опорных конспектов, модулей и иных форм логического представления учебного материала;

    осуществление межпредметных связей;

    проведение уроков обобщения и систематизации;

    координация деятельности всех субъектов педагогического процесса на основе единства требований, обеспечения преемственности в их дея­тельности.

Принцип прочности

Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закреп­ление в памяти учащихся. В основе данного принципа лежат установлен­ные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного мате­риала зависит от объективных факторов (содержания материала, его струк­туры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению, преподавателю; память носит избиратель­ный характер, поэтому прочнее закрепляется и дольше сохраняется важ­ный и интересный для обучаемых учебный материал.

Прочность усвоения знаний достигается при соблюдении следующих правил:

    обучающийся проявляет интеллектуальную познавательную активность;

    подлежащий усвоению учебный материал структурируется с учетом индивидуальных различий обучающихся;

    новый учебный материал связывается с прежними знаниями, опирается на сложившиеся представления (в структуре старых знаний новые воспринимаются яснее, становятся более понятными, а прежние знания за счетновых обогащаются и углубляются);

    используются разнообразные подходы, методы, формы, средства обучения.Однообразие гасит интерес обучающихся к учению, снижает эффективность усвоения;

    активизируется мысль учащихся, ставятся вопросы на сравнение, сопоставление, обобщение, анализ материала, установление причинно-следственных и ассоциативных связей, выделение главного, существенного;

    процесс усвоения сопровождается систематическим контролем за его качеством.

Принцип воспитывающего обучения

Принцип воспитывающего обучения отражает объективную закономер­ность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания. Даже если учитель и не ставит специальной цели оказать воспитательное воздей­ствие на учащихся, он их воспитывает через содержание учебного материа­ла, своим отношением к сообщаемым знаниям, применяемыми методами организации познавательной деятельности учащихся, своими личностными качествами. Это воспитательное воздействие значительно усиливается, если учитель ставит соответствующую задачу, стремится эффективно ис­пользовать в этих целях все имеющиеся в его распоряжении средства, со­блюдает следующие правила:

    целенаправленно, сознательно и систематически осуществляет воспитание при изучении любой дисциплины;

    добивается, чтобы за понятиями, определениями, законами, формулировками, символами учащиеся понимали явления природы и общественного прогресса, реальное существование объективного мира; за формой - содержание, за явлениями - сущность, за внешними признаками - внут­реннее состояние материального мира и его закономерностей;

    использует воспитательные возможности каждой темы, каждого урока;

    учебный процесс строит таким образом, чтобы он позитивно влиял на культуру поведения ученика, гуманизм и демократизм во взаимоотношениях;

    уважительно относится к личности обучаемого и одновременно проявляет разумную требовательность к нему. Требовательность, не основан­ная на уважении, вызывает недовольство и агрессивность; доброжелатель­ность без требовательности приводит к нарушению дисциплины, к неорганизованности, непослушанию обучаемых;

    всем своим обликом, поведением, общественной активностью, гражданственностью привносит в учебный процесс жизнеутверждающие идеалы общечеловеческих ценностей;

    не унижает, а возвышает личность ученика, проявляя чуткость и внимательность к слабым сторонам знаний или умений, тактично поправ­ляет ошибки, стимулирует учеников на преодоление трудностей.

Принцип связи теории с практикой

Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение науч­ных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших пу­тей их использования в жизни. В этом случае у обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.

В основе этого принципа лежат закономерности: практика - критерий истины, источник познания и область приложения теоретических результа­тов; практикой проверяется, подтверждается и направляется качество обу­чения; чем больше приобретаемые учащимися знания взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Реализации данного принципа способствуют правила:

    опора в обучении на имеющийся практический опыт учащихся;

    показ области применения теоретических знаний;

    изучение современных технологий, прогрессивных методов труда, новых производственных отношений;

    использование проблемно-поисковых и исследовательских заданий;

    применение знаний на практике;

    показ значимости ведущих научных идей, концепций, теорий, положений;

    решение задач и упражнений на основе производственных достиже­ний.

Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых

Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным осо­бенностям (принцип личностного подхода в обучении) требует, чтобы со­держание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальному развитию обучаемых. Уровень познавательных возмож­ностей и личностного развития определяет организацию учебной деятель­ности. Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащихся.

Существуют два основных пути учета индивидуальных особенностей:

    индивидуальный подход (учебная работа проводится по единой программе со всеми при индивидуализации форм и методов работы с каждым);

    дифференциация (разделение учащихся на однородные группы по способностям, возможностям, интересам и др. и работа с ними по разным программам).

До 90-х гг. XX в. основным направлением в работе школы был индиви­дуальный подход. В настоящее время приоритет отдается дифференциации обучения.

Авторы учебника «Общая педагогика» (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов) утверждают, что все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представле­ны как система, состоящая из содержательных и организационно-методиче­ ских принципов.

Организационно-методические принципы вытекают из того, что организа­ция и методика обучения, как и формирование содержания образования, не могут избираться произвольно. Они регламентированы действием зако­номерностей социального, психологического и педагогического характера. К этой группе относятся принципы: преемственности, последовательности и систематичности; единства группового и индивидуального обучения; со­ответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучае­мых; сознательности и творческой активности; доступности при достаточ­ном уровне трудности; наглядности; продуктивности и надежности.

В реальном процессе обучения принципы выступают во взаимосвязи друг с другом. Нельзя как переоценивать, так и недооценивать тот или иной принцип, так как это ведет к снижению эффективности обучения, в комплексе они обеспечивают успешное определение задач, выбор содержания, методов, средств, форм обучения и позволяют эффективно решать задачи современной школы.

В учебнике излагаются основы педагогики и, с учетом достижений современной педагогической науки и опыта практической деятельности, рассматриваются вопросы теории и практики обучения и воспитания военнослужащих.

Основное внимание в издании уделено специфике и особенностям военно-педагогического процесса в Вооруженных Силах Российской Федерации, практическим аспектам деятельности офицера по обучению и воспитанию подчиненного личного состава. Излагаются цели, задачи, принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих.

Учебник рассчитан на курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей военных вузов, командиров, начальников, воспитателей, других должностных лиц Вооруженных Сил и иных силовых ведомств; лиц, проходящих и проводящих военную подготовку в учебных заведениях и всех интересующихся как военной педагогикой, так и педагогическими проблемами в целом.

3.2.6. Принципы систематичности, последовательности и прочности в обучении

Принцип систематичности и последовательности направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, навыков, умений, профессионально-важных качеств, их последовательное развитие, совершенствование и на этой основе введение новых знаний, формирование новых навыков и умений.

Данный принцип предполагает обучение и усвоение знаний в определенном порядке, строгой системе. Это относится как к содержанию, так и к процессу обучения.

В основе этого принципа лежат определенные закономерности:

1. Человек только тогда обладает действенным знанием, когда в его сознании отражается четкая картина существующего мира.

2. Процесс развития обучаемых замедляется, если нет системы и последовательности в обучении.

3. Средством формирования навыков и умений служит лишь такое обучение, которое определенным образом организовано.

Указывая на огромное значение принципа систематичности и последовательности обучения, К. Д. Ушинский писал:

Только система, конечно разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.

Принцип систематичности и последовательности требует от командира, педагога выполнения следующих дидактических правил:

строгого соблюдения логики учебного процесса в соответствии с учебными планами, программами, расписанием занятий;

формирования системы знаний на основе понимания их взаимосвязи;

системного распределения изучаемого материала по периодам обучения, выделения в материале главного;

сохранения преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения: каждое новое занятие – это логическое продолжение предыдущего (как по содержанию, так и по характеру, способам выполняемой военнослужащими учебно-познавательной деятельности);

использования схем, планов, таблиц, опорных конспектов, модулей и иных форм логической подачи учебного материала;

проведения межпредметных связей;

координации деятельности всех субъектов педагогического процесса на основе единства требований, обеспечения преемственности в их деятельности;

учета и оценки знаний, чтобы контролировать и выявлять качество успеваемости обучаемых и степень усвоения учебного материала.

Требования этого принципа распространяются на подготовку не только собственно военнослужащего, но и подразделений, частей, кораблей.

Принцип прочности в обучении способствует тому, чтобы знания, навыки, умения, опыт, морально-психологические и профессиональные качества были устойчиво закреплены.

Современный бой требует от личного состава исключительно прочных знаний, навыков, умений. Военнослужащему необходимо не только выполнять приказы командира, но и решать самостоятельные задачи, опираясь на свои знания и опыт. Ф. Энгельс отмечал:

Солдат, который все еще должен порыться в памяти или в уме, чтобы понять, чего требует от него поданная команда, принесет батальону больше вреда, чем пользы.

Прочность знаний, навыков и умений очень важна и в дидактическом плане. Чем прочнее знания, навыки и умения у военнослужащих, тем быстрее и основательнее они овладевают новым учебным материалом.

Данный принцип требует не только долговременного запоминания знаний, но их интериоризации, формирования позитивного отношения и интереса к изучаемому предмету, которые возникают при систематическом повторении структурированного учебного материала и его проверке.

В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного материала зависит от объективных факторов (содержания материала, его структуры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению. Память действует избирательно, и поэтому в ней лучше закрепляется и дольше сохраняется важный и интересный учебный материал. На неразрывную связь глубокого осмысления и запоминания указывал еще Я. А. Коменский. Он писал: «Ничего не следует заставлять выучивать на память, кроме того, что хорошо понято рассудком». При этом он считал необходимым, чтобы «сегодняшнее закрепляло вчерашнее и открывало путь к завтрашнему».

Прочность усвоения знаний, навыков, умений достигается при соблюдении следующих дидактических правил:

использовать разнообразные подходы, формы, методы обучения, поскольку однообразие гасит интерес к учению, снижает эффективность усвоения;

активизировать мысль обучающихся, ставить вопросы на сравнение, сопоставление, обобщение, установление причинно-следственных и ассоциативных связей;

осуществлять систематическую проверку и оценку знаний, регулярно повторять пройденный материал;

делать установку на длительное запоминание с опорой на все виды памяти и способы запоминания;

при освоении навыков обеспечивать медленные, безошибочные действия обучаемых при первичном ознакомлении с материалом и операциями, постепенно сокращая сроки их выполнения и соблюдая высокое качество отработки действий;

в начальной стадии выработки навыков и умений осуществлять постоянные систематические тренировки при неизменных условиях, а по мере их автоматизации – и в изменяющихся.

Замечание 1

Принцип последовательности предусматривает осуществление процесса обучения в определенном последовательном порядке. Данный порядок предполагает, что каждый последующий элемент логически связан с предыдущим. То есть сущность последовательности обучения заключается в связи получения последующих знаний с полученными ранее. Таким образом, происходит подготовка дальнейшей ступени в познавательном развитии детей.

Понятие и характеристика принципа последовательности обучения

Принцип последовательности обучения предполагает такую организацию учебного процесса, при которой усвоение знаний происходит в определенно установленном порядке.

Основное требования данного принципа – это логичность построения и содержания учебного процесса.

На современном этапе существования и развития педагогики, принцип последовательности обучения, заложен в основу учебных планов и программ, реализуемых в учебных заведениях. Согласно учебному плану (программе) изучаемые предметы расположены в определенной логичной последовательности.

Составление учебных программ, согласно принципу последовательности обучения, осуществляется для каждого отдельного предмета, а так же для всего учебного процесса (например, учебный план на год, для конкретного класса; расписание уроков и т.д.). Расположение учебного материала, в рамках конкретной учебной программы, происходит исходя из психологических и возрастных особенностей детей, а также с учетом уровня их знаний и умственных возможностей.

В основе принципа последовательности лежат следующие закономерности:

  • ребенок только тогда может понять и усвоить учебный материал, когда он имеет полноценное представление о нем (то есть обучение должно идти от «общего» к «частному»);
  • если нет логичной последовательности и системы в преподаваемом предмете, то процесс обучения детей замедляется;
  • только последовательно и логично организованное обучение способствует формированию системы знаний.

Принцип последовательности обучения не является раз и навсегда установленным и неизменным, на сегодняшний день в ряде современных школьных программах он подвергся значительному изменению. Некоторые учебные материалы изучаются детьми намного раньше, нежели это было ранее. Связаны такие изменения с тем, что современные дети перед поступлением в школу владеют достаточно обширными знаниями.

При осуществлении ряда работ, педагогу приходится отступать от данного принципа и немного нарушать последовательность подачи учебного материала. Чаще всего это происходит при осуществлении различного рода творческих работ, в этом случае такое отступление рационально и мотивировано.

Замечание 2

Принцип последовательного обучения распространяется как на учителя, так и на учеников.

Со стороны учителя последовательность проявляется в строгом соблюдении схемы построения урока, порядке изложения материала, повторения, закрепления и проверки пройденного материала.

Со стороны учеников последовательность – это навыки самостоятельной работы, рационального планирования учебной деятельности и собственных сил, составление логичных планов по освоению учебного материала, выполнению заданий (как на уроке, так и дома).

Принцип последовательности связан с такими принципами как системность и прочность. Данная взаимосвязь обусловлена психологическими особенностями высшей нервной системы человека. Во главе последовательности и системности «стоит» мышление, которое способствует установлению связей и ассоциаций. В том случае, если учебный материал преподается последовательно и систематично, то ассоциативный ряд крепче, соответственно и полученные знания усваиваются лучше и в большем объеме.

Принцип последовательности способствует формированию и развитию у детей мыслительной деятельности и приемов обобщения. Установление подобного рода деятельности осуществляется в рамках каждого учебного предмета, формируя в итоге целостную картину мира, на основе межпредметных связей.

Замечание 3

Таким образом, принцип последовательности обучения не является изолированным принципом, он находится во взаимосвязи и взаимозависимости с иными принципами обучения.

Правила реализации принципа последовательности обучения

Реализация принципа последовательности обучения осуществляется на основании соблюдения следующих дидактических правил:

  1. Организация и реализация учебного процесса осуществляется в строгой последовательности, установленной учебным планом, программой или расписанием.
  2. Усвоение знаний детьми должно осуществляться на основании понимания каждого учебного предмета, а также понимания взаимосвязи учебных предметов между собой.
  3. Учебный материал преподается детям последовательно, начиная с «общего» и постепенно переходя к выделению и усвоению «главного».
  4. Соблюдение логичности педагогического процесса, который организован последовательно: каждое новое занятие – это логическое продолжение предыдущего. То есть, знания, полученные на предыдущем уроке, будут основой для новых знаний.
  5. Принцип последовательности необходимо применять в комплексе с иными принципами: системности, индивидуальности, наглядности, медпредметности и т.д. В этом случае возможна организация оптимального учебного процесса, в результате которого будет получено и усвоено больше учебного материала.
  6. Принцип последовательности распространяется не только на организацию учебного процесса, но и на все субъекты данного процесса (учитель и ученики).
  7. Принцип последовательности должен опираться на психологические и возрастные особенности детей, а также учет их умственного развития и возможности.