Гуманистическая парадигма образования в историко педагогическом процессе. В гуманистической парадигме

Она ставит в центр внимания развитие ученика, его интеллектуальные потребности и межличностные отношения. Ее ядро - гуманистический подход к ученику, помощь в его личностном росте, хотя уделяется внимание и его подготовке к жизни, адаптации и т.п.

Итак, развитие и саморазвитие, самореализация, творчество уче­ника, жизнетворчество, субъективность - вот что в основе этой модели образования. Здесь партнерские отношения сотрудничества.

Развитие - переход учащихся на более высокую ступень актив­ности и самостоятельности в решении поставленных задач.

По мнению Л.С. Выготского, развитие оп­ределяется той мерой помощи, которую надо оказать ребенку в его обучении.

Согласно Л.С. Выготскому:

зона актуального развития - те знания, умения и навыки, ко­торыми человек овладел и может пользоваться самостоятельно;

зона ближайшего развития - те знания, умения и навыки, ко­торыми человек может пользоваться только с помощью взрослого (старшего).

Различают развитие:

Общее (универсальных способностей, в том числе физических);

Специальное (связанное со способностями, одаренностью);

Культурное развитие (мы снова обращаемся к культуре).

Высший уровень развития - саморазвитие.

Основной способ структурирования знания - культурологичес­кий подход к образованию. Он основан на интеграции учебных дис­циплин, создании целостного образа эпохи, культуры, на понима­нии соотношения культуры и цивилизации, и т.д.

В условиях реализации гуманистической парадигмы образова­ния главное - нахождение каждым человеком истины, т.е. путь познания. Девиз этой парадигмы по внутреннему смыслу: «Позна­ние - это сила!». Педагогический процесс строится по принципу диалога или полилога и богат импровизацией. Здесь не существует нормативной, однозначной истины, поэтому и результат общения, обмена духовными ценностями определяется в смысле «да - да».

Одна из основных ее установок - ценностно-смысловое равен­ство ребенка и взрослого в праве каждого познавать мир без ограни­чений..

Гуманистическая парадигма формирует отношения по типу «субъект-субъект».

В гуманистической парадигме любовь к человеку, к ребенку - атрибут профессионализма.

Гуманистическая парадигма вошла в образовательное простран­ство России после 1991 г. Она весьма актуальна для нашей страны.

Считается, что эта парадигма является для нас временной, пока в обществе не сформируется адекватная самооценка, пока мы не усвоим главные ценности русской гуманистической философии конца.

2. Структура обучения.

Обучение осуществляется в виде отдельных отрезков (циклов), последовательность которых составляет дидактический процесс. Обычно законченный отрезок обучения занимает один урок. Для достижения цели на нем учитель и ученики проходят через последовательные этапы совместной деятельности. Современная дидактика в центр ставит деятельность ученика. Роль учителя проявляется в том, что он, учитывая особенности предмета, конкретные условия обучения, возраст учеников, идет по пути познания вместе с ними, учитывая их активность и самостоятельность.

Основные этапы развития этого процесса следующие:

возбуждение потребности познавать новое (мотивация); актуализация чувственного опыта школьников; повторение пройденного; введение новой задачи (проблемы), обоснование ее важности и необходимости изучения; усвоение новых знаний, формирование новых умений;и тд.

На каждом этапе у учителя и учеников свои задачи, но цель и деятельность – общая. У учителя – управление, у учеников – учение: усвоение знаний, умений, способов деятельности и их практическое применение.

Начинается все с мотивации. Если на каком–то отрезке ученики теряют ее, их учение не будет достаточно эффективным.

Чтобы узнать, как действовать дальше, учитель осуществляет актуализацию чувственного опыта, знаний детей. Путем расспросов, бесед он попытается узнать, что дети знают о предмете предстоящего изучения на уроке, что умеют. Если таковых познаний не обнаруживается, педагог пытается выяснить:

какие знания и умения уже известны ученикам, на каком уровне и в каком объеме; что из изученного ранее будет опорой для нового; как соединить уже известное с новым, какие вопросы задать ученикам; какой наглядный материал подобрать для наблюдения;и т.д.

Подготовкой почвы для предстоящего изучения нового служит повторение пройденного материала.

Восприятие предполагает отражение в сознании ученика предмета учения. Оно может быть либо непосредственным – с помощью органов чувств, либо опосредованным – с помощью слова учителя. Восприятие предполагает такие действия ученика, как наблюдение за процессами или предметами, слушание, чтение.

Ключевую роль играет понимание (осознание). Именно оно обеспечивает переход от восприятия к абстрактному мышлению и усвоению теоретических знаний.

Понимание требует определенных действий:

анализа, синтеза; выделения главного; сравнения, сопоставления; подчеркивания признака, ведущего к конкретизации; аргументации, доказательства; обобщения.

Воспринятые и осознанные знания, умения усваиваются школьниками. Результат этого – образование понятий, отражающих собственные представления ученика о сущности предметов, явлений, процессов, которые изучались на уроке или самостоятельно. Постепенно образуются суждения, понятия, знания.

Этап обобщения изученного предполагает включение приобретенных знаний, умений в общую систему имеющихся у учеников понятий и представлений. В начальных классах используются различные типы обобщений, но больше всего эмпирическое и теоретическое. В ходе первого на основе конкретных признаков дети вычленяют общий признак, в ходе которого обобщение идет благодаря аналитико–синтетическому осмыслению изучаемых явлений. Система постепенно усложняющихся типов обобщения применяется в зависимости от цели. Обычно сперва формируются частичные, потом понятийные и межпонятийные.

Учение в классе дополняется домашней работой ученика. Школьный урок можно рассматривать как приготовление к самостоятельной познавательной деятельности, в ходе которой происходит активное усвоение знаний. Если ученик самостоятельно не поработает над материалом, не проведет через свой разум знания, не осмыслит и не запомнит их, проку от учения не будет. Поэтому к самостоятельному умственному труду детей нужно приучать в начальной школе.

Качественный урок в начальной школе должен содержать отдельный этап ориентации в самостоятельной работе по совершенствованию и упрочению представленных на нем знаний.

Завершающий этап процесса преподавания – определение результативности обучения, а процесса учения – контроль и оценка знаний, умений, уровня обученности самими учениками. На этом этапе сам учитель или ученики под его руководством осуществляют диагностирование обученности – устанавливают, на каком уровне сформированы знания и умения. Полученные результаты диагностики (самодиагностики) становятся ориентиром для дальнейшей работы.

Обучение при таком подходе представляет собой процесс постепенного управляемого перевода учеников с более низкого уровня обученности на более высокий.

БИЛЕТ №7

Абдрафикова А.Р.
В настоящее время пристальное внимание общества к проблеме гуманизации во многом связано с эволюцией философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научного исследования выдвигается человек и к нему предъявляются принципиально новые требования, когда, кроме своих профессиональных знаний и умений, он должен овладеть еще и духовной культурой, необходимой для качественного изменения структуры, содержания и организационных форм всей системы педагогического образования.
Термин «гуманитаризация» является производной от термина «гуманитарный» (от латинского humanitas - человеческая природа, образованность). Гуманитаризация направлена на увеличение количества предметов гуманитарного цикла (философия, история, филология и др.). При этом гуманитарные науки и гуманитарное образование - не одно и то же. Гуманитарные науки призваны раскрывать законы общественного развития, формы и способы взаимодействия социальных агентов, разрабатывать социальные нормы, установки, цели. Основная функция образования - ϶ᴛᴏ обучение этим законам, нормам и установкам, создание условий для того, чтобы человек мог осознать, понять свое место в системе общественных связей, в духовном мире.
Гуманитаризация образования включает также усиление просветительской деятельности в различных областях культуры, внимание к вопросам воспитания, нравственности и морали. Гуманитаризацию образования следует рассматривать как формирование у человека собственно человеческой формы отношения к окружающему миру и самому себе, собственной деятельности в нем. Применительно к профессиональному высшему образованию гуманитаризация будет означать формирование сугубо человеческой формы отношения к миру производства (в широком смысле) и к своей профессиональной деятельности в этом мире.
Гуманитаризация образовательного процесса имеет как интернальные, так и экстернальные моменты. Во-первых, гуманитаризация образования должна быть направлена на развитие творческих способностей человека, его эстетического мировосприятия и этического отношения к действительности. Во-вторых, гуманитаризация должна ориентировать специалиста на необходимость понимания той социокультурной среды, в которой ему приходится работать.
Что касается принципов, которые должны быть заложены в практические действия по гуманитаризированному образованию, то мнение студентов таково:
- гуманизация должна производиться «не насильственным» путем, а на основе интереса студентов и основываться на возможности выбора курса преподавания;
-изживание«школярства»;повышениеуважения к личности студента, изменение взаимоотношений преподавателя и студентов;
- занятия должны быть не только местом получения знаний и средством общения;
- введение современных компьютерных технологий;
- принципиально новое отношение к гуманитарным наукам как к «полноценным» и необходимым для развития личности.
Понятия «гуманизация» и «гуманитаризация образования» взаимосвязаны. Диалектическая взаимосвязь гуманизации и гуманитаризации высшего педагогического образования позволяет определить цель учебно-воспитательного процесса как создание объективных и субъективных условий для всестороннего и свободного развития личности студента, его мышления, общей и методологической культуры через углубленную индивидуализацию обучения и воспитания в высшей школе на основе общечеловеческих принципов.
Гуманизация и гуманитаризация высшего образования создают необходимые условия для развития общества путем его вхождения в единое мировое и европейское социальное пространство. Гуманистическая и гуманитарная тенденции образования и воспитания открывают личности ценности мировой культуры, и прежде всего собственно российские традиции, а главное, являются основой формирования социально значимого человека.
Критериями (близкими к объективным факторам) гуманизации высшего педагогического образования выступают следующие концептуальные положения:
- гуманизация образования должна рассматриваться как стратегия, основанная на безусловном признании человеческой личности как уникального и неповторимого феномена природы и общества, одновременно объекта и субъекта образования и воспитания;
- человек как социальный, правовой, моральнонравственный фактор образовательного процесса признается единственной его целью и высшим смыслом;
- условная конечность образовательного процесса определяется не внешними, а внутренними факторами воздействия на личность (т. е. самоформирующийся комплекс);
- весь научный и практический инструменарий образовательной деятельности создается, апробируется и применяется исключительно с учетом его многократного удостоверенного воздействия на личность, конструктивного и критериально-адекватного;
- идеология гуманизации как система традиционных и новейших воззрений на человека рассматривается в качестве основного содержания массового педагогического сознания (проблема гуманистического наполнения андрогогической деятельности);
- критериально выверяется поэтапность гуманизации с определением для каждой ее фазы характерных особенностей, целей, задач, научно-методического обеспечения.
Под гуманитарной средой мы понимаем создание таких условий в вузе, при которых содержание, структура и методы обучения и воспитания в совокупности отражали бы процессы, происходящие на уровне культуры в целом. Эти условия предполагают использование исторического опыта, богатых духовных и общекультурных традиций, достижений мировой науки и техники. Ведь именно среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности, и именно личности безопасного типа, осознающей смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящейся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, готовой к решительным действиям.
Основные условия качественного изменения учебного процесса в соответствии с целями гуманизации, на наш взгляд, таковы:
- изменение иерархии задач в системе подготовки специалиста с высшим образованием, главной из которой должно стать развитие творческого потенциала студентов;
- изменение технологии подготовки специалиста в вузе, основу которой должны составить самостоятельная работа студента, поисковый характер овладения знаниями;
- изменение статуса и роли преподавателя.
Чтобы процесс образования стал действительно совместным освоением культурных ценностей, он должен стать равноправным диалогом. А диалог предполагает взаимное предъявление, освоение и присвоение смыслов друг друга, совместный поиск других смыслов. Именно диалоговое обучение позволяет студенту и преподавателю (учителю, ученику) раскрывать сущностные смыслы друг друга. При этом происходит замена педагогического воздействия преподавателя на студента, на личностное взаимодействие, где оба становятся соавторами этого процесса. В диалоге с другим, со «значимым другим», происходят самоопределение, саморазвитие и преподавателя и студента, возникает отношение нового типа, сотрудничества и сотворчества, а традиционно сложившиеся отношения в системе «преподаватель - студент» изменяются с «субъект - объектных» на «субъект - субъектные».
В системе инновационного образования в вузе на основе гуманизации и гуманитаризации обучения культура выступает как средство, форма самопознания, самообъяснения, самоизменения общества и человека и как необходимое условие формирования гуманистического мировоззрения студента вуза. Именно поэтому культура выдвигается в центр всех социально-философских, социологических и гуманитарных исследований.
На современном этапе развития мировой цивилизации важнейшими тенденциями гуманизации высшего образования являются:
- поликультурное образование, или образование для жизни в многонациональном обществе;
- образование с учетом демократических ценностей, или образование в области прав человека.
Гуманизация процесса обучения в высшей школе в системе инновационного образования предполагает наличие системного антропологического знания как ядра личностной и профессиональной культуры педагога, т. е. по своему содержанию педагогическое образование должно стать практическим человекознанием, своего рода педагогической антропологией.

Лекция, реферат. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Проблемы кризиса современного образования, состояния средней и высшей школы и путей ее реформирования выдвинулись в последние годы в центр активных общественных и научных дискуссий. Лейтмотивом этих дискуссий является серьезная озабоченность ученых и педагогической общественности, вызванная деинтеллектуализацией общества, снижением качества образования, значительным падением уровня общекультурной подготовки учащихся, беспрецедентным распространением среди молодежи идеологии индивидуального успеха и материального потребления.
Специфика современной социокультурной ситуации характеризуется тенденцией, связывающей предназначение человека в мире с образованием. Образование рассматривается как один из системообразующих факторов современной цивилизации. Судьба каждого человека и человечества в целом во многом зависит от отношения в обществе к образованию и, прежде всего, от ценностной ориентации самого образования.

В современном мире существуют две ценностные ориентации образования, одна из которых базируется на парадигме инструментально-технологической рациональности, где человек — средство достижения рациональных целей; вторая — на парадигме гуманизма, в рамках которой личность и ее интересы рассматриваются как высшая ценность. Эти ориентации берут начало еще в Древней Греции, развивая и интерпретируя как образовательные идеи софистов, направленные на необходимость воспитания «способного» и «сильного» человека, ищущего выгоду во всем, с чем ему приходится иметь дело, так и образовательные идеи Сократа, Платона и Аристотеля, основой которых является идеал калокагатии, самопознания и самосовершенствования личности.
С нашей точки зрения, в современных условиях образование должно базироваться на принципах гуманизма, который следует рассматривать как ценностную основу образования, и мера гуманизации образования должна расцениваться как критерий для оценки результатов педагогического процесса. Вместе с тем необходимо иметь в виду гуманизирующую функцию образования, при которой образование должно быть представлено как социокультурная ценность. Сопоставим эти две парадигмы и рассмотрим конкретнее установки гуманистической парадигмы.
С позиции инструментально-технологической рациональности основная задача образования — подготовка высококвалифицированного специалиста, достижение человеком высокой профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность предусматривает соответствие знаний, способностей и умений работника его профессиональным и должностным обязанностям и правам. Гуманистическая парадигма не отрицает в качестве одной из важнейших целей образования подготовку высококвалифицированного специалиста, профессионально компетентного человека. Однако она предполагает отказ от одномерной оценки обучающегося как будущего функционера общественного производства и рассматривает его как многогранную личность, способную к самопознанию, самоутверждению, саморазвитию, поиску призвания и смысла жизни, самореализации.
С позиций гуманистической парадигмы конечная цель образования состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания, общения, т. е. свободным самостоятельным существом, ответственным за все происходящее в этом мире, уникальной целостной личностью, стремящейся к самоактуализации, открытой для нового опыта, способной к сознательному, ответственному выбору. А это значит, что образование должно быть ориентировано не только на достижение профессиональной, но и социальной компетентности личности.
Образовательный процесс должен исходить из того, что выпускник профессионального учебного заведения за пределами своих профессиональных прав и обязанностей имеет и иные социальные статусы и роли. Поэтому цели образования, его средства, методы и организационные формы должны быть гуманистическими, то есть отвечающими интересам и потребностям личности. Образование является благом для человека не только в том смысле, что позволяет получать необходимые профессиональные знания и навыки, успешно адаптироваться к культурной среде и приобретать высокий социальный статус. Его основная задача состоит в развитии самой личности, в обретении индивидом «человеческого образа». Поэтому главным критерием гуманистичности становятся реальные возможности и условия, предоставляемые системой образования для становления каждого отдельного человека уникальным и индивидуально неповторимым существом.
Мера гуманистичности образования выражается в том, насколько гармонично целевые установки образовательной деятельности социума сочетаются с внутренней предрасположенностью человека к развитию личностных качеств или, другими словами, в соответствии нормативного образа личности внутренней природе человека.
Образовательная практика с полной очевидностью свидетельствует о релятивности и плюралистичности воспитательного идеала. Он определяется множеством факторов — сословными, классовыми, национальными интересами, политическими, экономическими, культурными потребностями, историческими
особенностями. В то же время природа человека предполагает систему устойчивых, объективных, внутренне присущих каждому индивиду параметров, на основе которых возможно осуществление воспитательного идеала. В конечном счете гуманистичность образования определяется тем, в какой мере воспитательный идеал органичен внутренней природе человека, насколько и при каких социальных условиях он способен выступить в качестве внутреннего принципа свободного и нестесненного обретения личностью композиционно целостной структуры индивидуальной духовной жизни.
В традиционных обществах приведение воспитательной практики в соответствие с задачами поддержания социального равновесия успешно достигалось путем копирования каждым новым поколением откристаллизованного коллективного опыта. Для исторически трансформирующегося общества этот механизм становится неэффективным. Зарождение осевого времени, послужившее отправным пунктом в бесконечной и полной драматических испытаний одиссее европейского человека, было вызвано, по К. Ясперсу, пробуждением рефлексирующей способности духа. С исчерпывающей последовательностью выраженное античной культурой рациональное сознание того, что пробудившиеся в глубинах человеческого мира непостижимые и не подвластные воле тектонические процессы делают невозможным прежний устойчивый порядок вещей, заключает в себе мысль о необходимости радикального изменения самого человека, которое представляется единственным условием его возвращения на свою онтологическую родину. Историчность социального бытия теперь заставляет человека каждый раз по-новому выстраивать отношения с миром, и вместе с тем находить такую позицию, в которой он остается свободным, самодетерминируемым существом, субъектом сознания и практики, не растворяющимся в природном и общественном космосе. «Посредством фактического исторического мира, — пишет К. Ясперс, — в котором вырастает индивид, а в этом мире посредством планомерного воспитания родителями и школой, посредством свободно используемых учреждений, и, наконец, в течение всей жизни посредством всего, что он слышит и узнает, в него входит то, что, объединенное в активности его существа, становится его образованностью, его натурой».

Так рождается греческая идея пайдейи — образованности, предназначенной для восстановления распавшегося единства между индивидом и обществом, традицией и современностью, субъективноценностным и объективно необходимым, единичным и всеобщим. В пайдейе это воссоединение впервые начинает мыслиться не путем поглощения одной противоположности другой, а как их соединение на основе третьего, неизмеримо более высокого начала.
Тесно связанная с глубинными основаниями европейской культуры и формируемого ею антропологического типа личности, пайдейя является гуманистической парадигмой, варьирующей в различных типах и формах образования, но постоянно сохраняющейся в них в качестве культурной универсалии. Однако для того, чтобы пайдейя предстала в качестве проективной идеи «образования вообще» необходима реконструкция ее смысловой структуры, которая, как показывают современные исследователи, обрела ясные и законченные очертания только в эпоху высокой греческой классики.
В этой связи необходимо освободить мысль от своей земной основы и систематически осуществлять пайдейю в теории, в идее образования, которая есть одновременно и образ, и образец (парадигма) должного единства личности и общества, отвечающего разумнонравственной природе человека?

О гуманистической педагогике

Принцип гуманистической направленности является, пожалуй, самым важным и вместе с тем самым общим принципом обучения. Он обращает внимание образования на важность воспитания личности в ходе учебного процесса и утверждает, что человек - это главная ценность этого процесса. Раскрывать человека, развивать его, совершенствовать, направлять на лучший путь - это истинная цель обучения.

Определение 1

Гуманизм - такая система мировоззрений, в которой жизнь и личность человека являются высшими ценностями.

Гуманизация педагогики распространяет идеи гуманизма на форму и содержание учебного процесса, который концентрируется на гармоничном личностном развитии обучающегося. Гуманистическая педагогика старается установить гармонию не только в душе учеников, но и в самом обучении, найдя золотую середину между знанием как таковым, мировоззрением, личностью человека и его поступками.

Большое внимание в гуманистической педагогике уделяется этическому воспитанию обучаемых. Детям должны быть привиты высокоморальные ценности, и, более того, дети должны уметь сами осмыслять этические правила. Иными словами, учащиеся должны чётко осознавать разницу между моральным и аморальным и стараться придерживаться первой стороны, а также уметь брать ответственности за свои поступки.

У гуманистического подхода к образованию есть несколько принципиальных требований:

  1. Содержание обучения обязательно должно отражать реалии окружающей действительности. В ходе обучения ученик должен сталкиваться с реальными жизненными проблемами и учиться взаимодействовать с другими людьми в жизнеподобной обстановке;
  2. Преподаватель должен не только быть живым примером всех ценностей, о которых он говорит, но и проявлять свои реальные человеческие качества в частности, взаимодействуя с учениками;
  3. Помимо этого преподаватель должен уметь принимать обучаемого таким, какой он есть, и проявлять понимание относительно его чувств и эмоциональных состояний. Уважительное отношение к ученику положительно сказывается на эффективности учебного процесса, особенно когда речь идёт о школьном обучении;
  4. Преподаватель должен стремиться быть для своих учеников реальным человеком, у которого есть не только знания о предмете, но и свои личные жизненные знания и опыт, к которым обучающиеся могут обратиться в случае необходимости. Возможность ведения диалога с преподавателем - одна из отличительных черт гуманистического образования.

Замечание 1

Преподаватель не должен навязывать своим ученикам знания, обучение не должно быть насильным. В идеале ученик должен чувствовать себя свободно в мире информации и по своему желанию обращаться к ней.

Гуманистическая педагогика требует “человеческого” отношения к ученику. Восприятие его как полноценной личности, заслуживающей уважения, принятия и включения в образовательный процесс вне зависимости от своих индивидуальных особенностей. В этой системе каждый человек - это ценность, а не средство достижения какой бы то ни было цели.

Эта система предполагает приближение образовательного процесса к реальности на всех уровнях. Например, она предлагает отказ от “масок” и привлечение к учёбе реальных чувств, эмоций, переживаний, опытов и действий. Установление крепких и положительных дружественных отношений между педагогом и учеников. Это не означает переход к фамильярности, это означает, что, вопреки сложившейся традиции, взрослый и ребёнок могут состоять в доверительных ученик-учитель отношениях.

Принципы гуманистической парадигмы

Рассмотрим гуманистические принципы образования в сравнении с принципами традиционного подхода. Увидеть отличия и преимущества данной системы будет проще в сопоставлении с устаревшим подходом.

Гуманистический подход к образованию основывается на принципе равенства преподавателя и ученика . Образовательный процесс - их совместная деятельность, диалог с целью образования и воспитания. В традиционной же парадигме опора идёт на принцип субординации, в котором между взрослым и ребёнком лежит непреодолимая пропасть.

Гуманистическая педагогика по-прежнему предполагает наличие некоей субординации. Только в её системе эта субординация не создаёт препятствия для коммуникации между учителем и учеником, а, скорее, является прямым следствием взаимного уважения обеих сторон друг к другу.

К слову о диалоге, в гуманистической педагогике действует принцип диалогизма . Миры взрослых и детей имеют огромное количество различий. И если в традиционной системе взаимодействие между двумя этими взглядами на жизнь осуществляется исключительно посредством насаждения взрослыми своих установок, то в гуманистической системе идёт разговор на равных, в котором и сами педагоги могут изучать мир детства.

Огромную роль в гуманистическом подходе играет принцип сосуществования , противопоставленный традиционному “принципу произвола”. Опираясь на правило взаимного уважения, в первом случае система оберегает детский суверенитет. Дети не должны страдать от действий взрослых, какими бы мотивами эти действия не были вызваны. В традиционной системе мир детства беззащитен перед навязывающими ему свои законы взрослыми.

Гуманистический подход опирается также на принцип свободы , который предполагает, что у детей есть возможность делать свой выбор и совершать свои ошибки. Единственные ограничения, которые накладываются взрослыми, - это охрана жизни и здоровья. Соответственно, в традиционной парадигме принят принцип тотального контроля за всеми сферами жизни ребёнка.

Замечание 2

У чрезмерно опекающих и контролирующих родителей вырастают несамостоятельные и неуверенные в себе дети, которым гораздо тяжелее справиться с неожиданностями жизни, чем детям из семей, где родители давали своим детям больше свободы и персональной ответственности за что-то.

Своеобразным выводом из предыдущих принципов может стать принцип единства , признанный в гуманистической парадигме. Он гласит, что между миром взрослых и миром детей не должно существовать суровых границ, эти миры должны сосуществовать друг с другом, находясь в гармонии и делясь знаниями и опытом. Традиционная же парадигма диктует принцип инициации, согласно которому граница между мирами существует и может быть пройдена ребёнком только в определённый момент взросления.

Закончить хочется принципом принятия , на котором настаивает гуманистическая педагогика. Все люди разные - и все дети тоже разные. Однако они должны приниматься обществом такими, какие они есть. В частности, без оценки взрослости личности. В традиционной педагогике действует принцип деформации: мир детей всегда подвергается влиянию взрослых, “деформируется” из-за этого влияния.