Герберт Спенсер: биография и основные идеи. Английский философ и социолог конца XIX века. Ассоциативная психология Г. Спенсера

КОНТ

Огюст Конт (1798-1857) разработал трехстадийную модель развития общества (религиозная, метафизическая и позитивная стадии) и считал, что современное ему общество находится на грани перехода к третьей стадии. Для реализации такого перехода обществу необходимо новое знание о самом себе - не критически философское, а позитивно-научное. Он назвал такую науку «социологией» - аналогично биологии и названиям других естественно-научных дисциплин. Социология должна быть доказательной, отличаться нейтральностью, т.е. быть свободной от личных предпочтений и антипатий, как всякая наука.

В качестве инструмента познания позитивная наука нацелена на познание законов. Каждая более сложная наука строится на более общих науках, пол ому может пользоваться их методами, но каждая более сложная наука добавляет свой специфический метод или способ рассмотрения. Для социологии это «исторический метод». Конт понимает под ним сравнение предшествующего и последующего состояний и выведение на этой основе законов развития.

Социология как наука о человеческом обществе - самая молодая наука в составленной Контом энциклопедии наук. С ее помощью можно не только объяснять законы общественного устройства и развития, но и поставить на научную основу политику, чтобы она служила прогрессу человека и общества. Вместе с тем социология - самая сложная в иерархии позитивных наук и потому должна опираться на все ранее сформировавшиеся позитивные науки. Из них главной и основополагающей Конту кажется математика, исторически самой ранней - астрономия. За астрономией следуют физика, химия и биология. Для того чтобы заниматься социологией, нужно усвоить эти науки.

Конт с помощью социологии пытается найти путь к преодолению социальных катаклизмов своего времени и соединить порядок и прогресс, которые он воспринимает прежде всего как два вида общественных закономерностей, фиксирующих две части социологии - социальную статику и социальную динамику.



Социальная статика имеет дело с общественным порядком, который понимается как гармония элементов, основывающаяся на отношениях общности, и акцентирует внимание на структуре общества, исследует условия его существования и законы социальной гармонии. Социальная статика предполагает, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества в данный момент времени, а с другой - анализ элемента или элементов, определяющих консенсус, т.е. превращающих совокупность индивидов или семей в коллектив. Консенсус - основная идея социальной статики Конта.

Социальная динамика изучает общество в развитии. Конт вновь считает социальное развитие трехстадийным - в виде трех форм социально-политической организации общества:

§ теологическая стадия - военное господство;

§ метафизическая стадия - феодальное господство;

§ позитивная стадия - промышленная цивилизация.

Данные стадии закономерно следуют одна за другой, поэтому неравенство между социальными группами связано с уровнем развития. Уровень развития общества определяется не материальными изменениями, а духовно-нравственными отношениями между людьми. Основной закон социальной динамики («закон прогресса») заключается в том, что каждый подъем духа вызывает в силу всеобщей гармонии соответствующий резонанс во всех без исключения общественных областях - искусстве, политике, промышленности. Всем правит дух, образуя силовой центр социальной эволюции.

Труды Конта оказали огромное влияние на других выдающихся социологов, особенно на Г. Спенсера иЭ. Дюркгейма

.

Огюст Конт (1798-1857) - французский философ, один из создателей позитивистской философии и социологии. В 1817-1822 гг. он был секретарем Сен-Симона, редактировал некоторые его работы. Таким образом, Конт стал в какой-то мере продолжателем философских и социологических взглядов Сен-Симона в позитивистском направлении. Известность ему принес «Курс позитивной философии» (1830-1842). Основные положения контовской позитивистской социологии (теории, метода, оценки) выражаются в следующем.

Во-первых, социальные явления (события) качественно похожи на природные явления (события). Значит, природные и социальные законы являются однотипными по своей сущности и форме.

Во-вторых, методы социального познания (наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ и синтез, аналогия и гипотеза и т. п.) однотипны с методами естественнонаучного познания, поэтому можно перенести последние на анализ социальных явлений: социального повеления, социальных связей и отношений, организаций и институтов и т. п.

В-третьих, задача социологии заключается в выработке системы теоретических положений, которые эмпирически обоснованы. Эти социологические положения должны стать основой объяснения социальных явлений и прогнозирования их развития. Социология как наука должна строиться по образцу естественных и технических наук. Ни философия, ни наука не могут ставить вопрос о причине явлений - это им не под силу. Их задача заключается в описании происходящего в природе, обществе, человеке, а не в выявлении сущности происходящего. Например, упало яблоко, но закон всемирного тяготения как сущность падения всех тел на Земле познать нельзя.

Конт развил идею Сен-Симона о стадиях развития человеческих обществ в виде трех стадийинтеллектуальной эволюции человечества и индивида. Первая стадия - теологическая, на которой все явления окружающего человека мира объясняются религиозными представлениями (например: «Все создано Богом»). Вторая стадия - метафизическая, когда все окружающие человека явления мира объясняются сущностными причинами (абсолютной идеей, законами и т. п.). Третья стадия -позитивная (научная), на ней те же явления объясняются эмпирическими и рациональными основаниями. Здесь возникает уже наука об обществе - социология, понятие о которой, как упоминалось, впервые использовал именно Конт.

Новую науку социологию Конт разделил на две части.Первая часть - социальная статика, изучающую естественные, устойчивые условия, социальную структуру общества и т. п. Сюда он относит географическую среду, семью (ячейку общества), общественное разделение и интеграцию (и солидарность) труда, образующие структуру общества, и другие феномены. Говоря о человеке с социологической точки зрения, Конт выделяет в нем соотношение умственных (интеллектуальных) и эмоциональных качеств. В обществе существует социальная иерархия и субординация, основанные на разделении труда. Правительство играет ведущую роль, находясь на вершине социальной пирамиды и руководствуясь научной социологией.

Вторая часть - социальная динамика, изучающая естественные причины и законы общественного развития. Здесь Конт выступает представителем эволюционного направления в социологии. Социальная динамика изображает историю человечества как последовательную смену состояний человеческого ума (интеллекта). Развитие идет от военного к индустриальному типу общества, которое базируется на (1) промышленности, (2) проникновении позитивной науки во все сферы экономики и (3) урбанизации населения. Цель общественного прогресса заключается в преодолении эгоистических интересов и ориентации на альтруистические интересы.

В другом сочинении - «Система позитивной политики» (1851 - 1854) - Конт рассматривает социологию в качестве «социальной физики». В таком качестве она должна быть основой «научной политики», примирять принципы «порядка» и «прогресса» общества, а также революционные и реставраторские тенденции в его развитии. Для Конта общество представляет собой своеобразный организм, который состоит из частей, находящихся в равновесии между собой. Эволюция этого организма заключается в функциональной специализации структур и их подгонке друг к другу. Тогда социология становится «позитивной моралью», сводом правил проведения людей, и ему должны следовать политические лидеры.

Конт полагал, что применил эмпирический (как в естествознании) метод в социологии , делая свои выводы на социальных фактах (статистике, наблюдениях, экспериментах). Этот метод предполагал внешнего наблюдателя - собирающего факты ученого, исследователя, якобы не влияющего на объект. Но возникает логическое противоречие: нельзя быть наблюдателем того, что само является результатомсознательных действий множества людей и в чем ты сам принимаешь участие своимсознанием. Объект социологического исследования -общество - представляет множество социальных взаимодействий, созданных тысячелетиями эволюции. Невозможно представить себе наблюдателя-ученого, способного познать этосознательное взаимодействие. Предмет обществознания отличен от предмета естествознания (науки).

Конт считал, что исходит в социологическом анализе из социальных фактов (как в естествознании). Но что такое факты социальной жизни? Это единство природного и сознательного. Люди общаются, понимают друг друга потому, чтоих ум устроен одинаково. Именно это создает единство человеческого сообщества и создает историю как нечто поддающееся толкованию (пониманию). Хайек замечает, что попытка создать обществоведение не обращаясь к индивидуальному сознанию человеческого поведения подобна попытке вытащить свой ум за волосы на уровень «надчеловеческого» ума. Что может увидеть такой ум в человеческом обществе, если одни и те же действия могут означать совсем разнос по своему смыслу? Поцелуй советских вождей, поцелуи любовников - это разные типы поведения, которые можно разгадать только человеческим сознанием данного общества.

Хайек полагает, что социология Конта положила начало сциентистскому и историцистскому подходу к изучению общества. Сциентизм - это естественнонаучное изучение общества, подобное изучению природы. Он заключается в разложении природных объектов на составные части (анализ), а затем их соединении (синтез).Историцизм включает в себя эмпирическое исследование общества, на основе такого исследования выявляется некая закономерность. Например, такой закономерностью в марксистской социологии был закон об определяющей роли материального производства в развитии общества. Главной целью всякой социологической теории должно быть создание универсальной истории человеческого рода, понимаемой как схема неуклонного его развития в соответствии с познаваемыми законами.

Согласно сциентистско-историцисткому мышлению общество представляет собой подобие живого организма, в котором целое - организм - всецело зависит не от мнений отдельных клеток, а задается неким естественным законом. Отсюда происходит и определение исторических фаз как стадий развития живого организма. Что является причиной смены этих исторических фаз? У Конта это естественный закон, у Гегеля - Мировой Дух, у Маркса - материальное производство, и т. д. Историцизм, по мнению Хайска, Поппсра и других субъективистов - это одно из величайших заблуждений человеческого ума в XX веке. В марксистской социологии была создана теория пяти общественно-экономических формаций, которая отрицала устремления людей: хочешь - не хочешь, но пролетарско-социалистическая революция, а за ней и коммунизм наступят обязательно.

Таким образом, у О. Конта перед нами типичносциентистское отношение к социологии, согласно которому наука - главный фактор общественного прогресса, социология должна уподобиться естественным наукам, утверждается недоверие к свободе индивида, стремление преодолеть спонтанное развитие общества силой планомерной, научно организованной деятельности государства. Миль, находившийся под влиянием системы

О. Конта, написал о ней как о «самой совершенной системе духовного и светского деспотизма из всех, произведенных человеческим мозгом...».

СПЕНСЕР

Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог; он разделял представления Конта о социальной статике и социальной динамике. Согласно его учению, общество похоже на биологический организм и его можно представить как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Подобно тому как человеческое тело состоит из органов - почек, легких, сердца и т.д., общество состоит из различных институтов, таких, как семья, религия, право. Каждый элемент незаменим, поскольку выполняет свою собственную социально необходимую функцию.

В социальном организме Спенсер выделяет внутреннюю подсистему, которая ведает сохранением организма и адаптацией к условиям окружающей среды, и внешнюю, функциями которой являются регулирование и контроль взаимоотношений организма с внешней средой. Имеется и промежуточная подсистема, ответственная за коммуникацию между первыми двумя. Общество в целом у Спенсера носит системный характер и несводимо к простой сумме действий индивидов.

По степени интеграции Спенсер различает простые, сложные, вдвойне сложные общества; по уровням развития распределяет их между двумя полюсами, нижний из которых составляет военное общество, а верхний - индус триальное. Военные общества характеризуются наличием единой системы веры, а кооперация между индивидами достигается посредством насилия и принуждения; здесь государство доминирует над индивидами, индивид существует для государства. Индустриальные общества , где доминирует экономическая система , характеризуются демократическими принципами, многообразием систем веры и добровольной кооперацией индивидов. Здесь не индивид существует для государства, а государство - для индивидов. Спенсер мыслит социальное развитие как движение от военных обществ к индустриальным, хотя в ряде случаев считает возможным и обратное движение - к военным обществам, например в контексте социалистических идей. Впрочем, по мере развития общества становятся все многообразнее и индустриальное общество существует во множестве разновидностей.

Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге. Стал продолжателем позитивизма (философского и социологического) О. Конта ; влияние на его идеи оказали также Д. Юм и Дж. С. Милль, кантианство.

Философскую основу его социологии образует прежде всего положение о том, что мир делится на познаваемый (мир явлений) и непознаваемый («вещь в себе», мир сущностей). Целью философии, науки, социологии является познание сходства и различия, аналогии и т. п. в явлениях вещей нашему сознанию. Непознаваемая человеческим сознанием сущность является причиной всех явлений, о которой строят догадки философия, религия, наука. Основу мира, полагал Спенсер, образует всеобщая эволюция, которая представляет собой непрерывное взаимодействие двух процессов: интеграции телесных частиц и их дезинтеграции, - ведущее к их равновесию и стабильности вещей.

Спенсер - основоположник органической социологии, согласно которой общество возникает в результате длительной эволюции живого и само представляет собой организм, подобный живому. Оно состоит из органов, каждый из которых выполняет определенные функции. Каждому обществу присуща функция выживания в природной и общественной среде, которая носит характер конкуренции - борьбы, в результате которой вызывают наиболее приспособленные общества. Эволюция природы (неживой и живой) представляет собой восхождение от простого к сложному, от малофункционального к многофункциональному и т. п. Эволюции, как процессу интегративному, противостоит разложение. Борьба эволюции и разложения составляет сущность процессадвижения в мире.

Социальные организмы - это вершина природной эволюции. Спенсер приводит примеры социальной эволюции. Крестьянские хозяйства постепенно объединяются в большие феодальные системы. Последние, в свою очередь, объединяются в провинции. Провинции же создают королевства, а те превращаются в империи. Все это сопровождается появлением новых органов управления. В результате усложнения социальных образований меняются функции образующих их частей. Например, в начале эволюционного процесса семья обладала репродуктивной, экономической, образовательной и политической функциями. Но постепенно они переходили к специализированным социальным органам: государству, церкви, школе и т. д.

Каждый социальный организм, по мнению Спенсера, состоит из трех основных органов (систем): 1) производственного (сельское хозяйство, рыболовство, ремесло); 2) распределительного (торговля, дороги, транспорт и т. и.); 3) управленческого (старейшины, государство, церковь и т. п.). Большую роль в социальных организмах играет управленческая система, определяющая цели, координирующая остальные органы, мобилизующая население. Она действует на основе страха перед живыми (государство) и перед мертвыми (церковь). Таким образомя, Спенсер одним из первых дал достаточно четкую структурно-функциональную характеристику социальных организмов: стран, регионов, поселений (городов и деревень).

Механизм социальной эволюции Спенсера

Каким образом осуществляется эволюция (медленное развитие) социальных организмов по Спенсеру? Прежде всего за счет роста населения, а также за счет объединения людей в социальные группы и классы. Люди объединяются в социальные системы либо ради зашиты и нападения, в результате чего возникают «военные типы обществ», либо ради производства предметов потребления, в результате чего появляются «промышленные общества». Между этими типами обществ происходит постоянная борьба.

Механизм социальной эволюции включает три фактора:

§ люди изначально неравны по своим характерам, способностям, условиям жизни, в результате чего возникает дифференциация ролей, функций, власти, собственности, престижа;

§ существует тенденция к усилению специализации ролей, росту социального неравенства (власти, достатка, образования);

§ общество делится на экономические, политические, национальные, религиозные, профессиональные и т. п. классы, что вызывает его дестабилизацию и ослабление.

С помощью механизма социальной эволюции человечество проходит четыре этапа развития:

§ простые и изолированные друг от друга человеческие общества, в которых люди заняты примерно одинаковой деятельностью;

§ военные общества, характеризующиеся временной территорией, разделением труда, ведущей ролью централизованной политической организации;

§ индустриальные общества, характеризующиеся постоянной территорией, конституцией и системой законов;

§ цивилизации, которые включают в себя национальные государства, федерации государств, империи.

Главным в такой типологии обществ является дихотомия военного и промышленного общества. Ниже эта дихотомия по Спенсеру показана в табличной форме (табл. 1).

Согласно Г. Спенсеру, на первом этапе развитие обществознания находилось под полным контролем теологии, которая оставалась доминирующим видом познания и веры примерно до 1750 года. Затем в результате секуляризации общества теологии отказали в статусе привилегированной науки, и эта роль перешла к философии: не Бог, священник, а философ, мыслитель стали считаться источником (и критерием) истинного знания. В конце XVIII в. философов сменили ученые (естествоиспытатели), которые ввели в научный оборот эмпирическое обоснование истинности знаний, а не авторитет Бога или философии. Они отвергали философское обоснование истинности знаний как дедуктивную спекуляцию. В результате возникла позитивистская теория социопознания, которая включает в себя следующие основные положения:

§ объективный мир дан человеку в форме чувственных явлений (ощущения, восприятия, представления), сам человек не может проникнуть в сущность объективного мира, а может только эмпирически описать эти явления;

§ общество является результатом взаимодействия (а) сознательной деятельности людей и (б) объективных природных факторов;

§ социальные явления (факты) качественно те же, что и природные явления, в силу чего методы естественно-научного познания применимы и в социологических исследованиях;

§ общество подобно животному организму, оно имеет определенные органы-системы, взаимодействующие между собой;

§ развитие общества является результатом увеличения численности людей, дифференциации и интеграции труда, усложнения прежних органов-систем и появления новых;

§ наука представляет собой подлинное благо для людей, и развитие человечества непосредственно зависит от развития науки, в том числе социологической;

§ социальные революции представляют для людей беду, являются результатом неправильного управления людьми, возникающим от незнания законов социологии;

§ для нормального эволюционного развития руководители и ведущие классы должны знать социологию и руководствоваться ею при принятии политических решений;

§ задача социологии заключается в выработке эмпирически обоснованных универсальных законов социального поведения, чтобы ориентировать его на общественное благо, разумный общественный строй;

§ человечество состоит из разных стран (и народов), которые движутся по единому пути, проходят одни и те же этапы, а значит, подчиняются одним и тем же законам.

Таблица 1. Военное общество в сравнении с индустриальным

Черты Военное общество Промышленное общество
Доминирующая активность Защита и завоевание территорий Мирное производство и обмен товарами и услугами
Интегративный (объединяющий) принцип Напряженность, жесткие санкции Свободная кооперация, договоренности
Отношения между индивидами и государствами Доминирование государства, ограничение свободы Государство обслуживает потребности индивидов
Отношения между государствами и другими организациями Доминирование государства Доминирование частных организаций
Политическая структура Централизация, автократия Децентрализация, демократия
Стратификация Предписание статуса, низкая мобильность, закрытое общество Достигнутый статус, высокая мобильность, открытое общество
Экономическая активность Автаркия, протекционизм, самодостаточность Экономическая взаимозависимость, свободная торговля
Доминирующие ценности Смелость, дисциплина, подчинение, лояльность, патриотизм Инициативность, изобретательность, независимость, плодотворность

Критикуя позитивистское познание, Хайек пишет: «В соответствии с идеей познаваемости законов <...> предполагается, что человеческий ум способен, так сказать, взглянуть на самого себя сверху и при этом не просто понять механизм своего действия изнутри, а еще наблюдать за его действиями извне. Курьезность такого утверждения, особенно в контовской формулировке, состоит в том, что при открытом признании того, что взаимодействие индивидуальных умов может привести к возникновению чего-то, в определенном смысле превосходящего достижения, доступные отдельному уму, этот самый индивидуальный ум, тем не менее, объявляется не только способным охватить целиком картину общечеловеческого развития и познать принципы, по которым оно совершается, но также способен контролировать это развитие и направлять его, добиваясь таким образом, чтобы оно шло успешнее, чем было бы без контроля».

МАРКС

Карл Маркс (1818-1883) - немецкий политический деятель, социолог, философ, историк, экономист. В основе его учения лежат философские взгляды Г.В.Ф. Гегеля, трансформированные в концепцию диалектического материализма.

Маркс разработал теорию материалистического понимания истории, основанную на принципе естественно-исторического развития общества. По Марксу, социальное развитие имеет единую трехчленную схему, второе звено которой является отрицанием первого, но само отрицается третьим. Так, исторически первичное бесклассовое общество сменяется классовым, внутренне противоречивым обществом, которое в свою очередь сменяется бесклассовым, но высокоразвитым коммунистическим, где будут сняты социальные противоречия. Двигателем социального развития является непрекращающаяся борьба между антагонистическими классами.

В рамках материалистического понимания истории Маркс создает типологию обществ, классифицируя их по общественно- экономическим формациям. Общественно-экономическая формация - это конкретно-исторический тип общества, главнейшей характеристикой которого является тип господствующих в нем производственных отношений.

Согласно взглядам Маркса, каждый экономический строй развивается до достижения им состояния максимальной эффективности; одновременно с этим в нем развиваются внутренние противоречия, или слабые места, подтачивающие его изнутри. Основы нового строя начинают формироваться в недрах существующего. По Марксу, ни одна общественно-экономическая формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, а новые производственные отношения никогда не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования. Маркс приводит такую последовательность: на смену рабовладению приходит феодализм, который сменяется капитализмом, капитализм - социализмом и, наконец, социализм - коммунизмом (высшей стадией развития общества).

Важным социокультурным следствием капиталистических отношений, на котором акцентировал внимание Маркс, является отчуждение - утрата полноты человеческого, культурного, личностного бытия перед лицом накопления капитала. Обезличивание касается как наемного работника - пролетария, от которого в труде отчуждается не только продукт, но и сама человеческая сущность, так и капиталиста, для которого все богатство и разнообразие культурной и общественной жизни сводится к погоне за прибылью.

Согласно Марксу, политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование и правительство составляют надстройку общества. Экономический базис общества - способ производства материальных благ и классовая структура - влияет на формирование всех социальных институтов. Когда один класс распоряжается самыми насущными средствами, с помощью которых люди обеспечивают свое существование, в его руках оказывается «система рычагов», необходимых для формирования в собственных интересах прочих аспектов институциональной жизни - надстройки. Однако экономическая система воздействует на надстройку не односторонне. Надстройка в свою очередь оказывает влияние на экономический базис и изменяет его. Маркс полагал, что, когда рабочий класс вооружит себя революционной идеологией, способной повысить классовое самосознание, он свергнет существующий общественный порядок и установит новый подлинно гуманистический строй - коммунизм.

С именами Карла Маркса (1818-1881) и Фридриха Энгельса (1820-1895) связано созданиеисторического (экономического) материализма. Они рассматривали общество как исторически сложившуюся систему жизнедеятельности людей. Главными факторами его функционирования и развития являются экономические. Природа есть преимущественно предмет труда, которую общество с помощью развивающейся технологии превращает в материальные блага. Сознание, а вместе с ним мораль, религия и т. п. вторичны, зависимы от экономической жизни. «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Из этого принципа вытекают другие положения исторического материализма.

Материалистически-экономический подход к обществу был развит Марксом и его последователями в понятии общественно-экономической формации (ОЭФ). В историческом материализме эта общественная формация выступает (а) типом общественного организма и (б) ступенью исторического развития человечества; кроме того, (в) основу ОЭФ образует экономика (материальное производство), а не религиозные, нравственные илиполитические (государство) факторы.

ОЭФ включает в себя: 1) способ общественного производства (базис общества); 2) надстройку (юридическую, политическую, формы общественного сознания), определяемую базисом. Способ производства материальных благ есть единство производительных сил (люди и средства производства) и производственных отношений (производство, распределение, обмен, потребление материальных благ). В этом понимании оставалось неясным: какой элемент базиса является главным - производственные отношения или способ производства? После смерти Сталина общественно-экономические формации стали рассматривать как социальные организмы (общества), включающие в себя и другие элементы общества: быт, семью, образ жизни и т. п.

На определенном этапе своего развития материальные производительные силы вступают в противоречие с наличными производственными отношениями. Наступает эпоха социальных революций: замена старых производственных отношений, форм государства, типов идеологии и т. п. новыми. Ни одна ОЭФ не погибнет, пока не созреют новые производительные силы, а старые производственные отношения не перестанут соответствовать им. Человечество в этой связи ставит перед собой только те задачи, которые соответствуют производительным силам общества.

В предисловии к работе «К критике политической экономии» (1858) Маркс пишет: «В общих чертахазиатский , античный, феодальный и современный, буржуазный,способы производства можно обозначить как прогрессивныеэпохи экономической общественной формации». Азиатский способ производства и соответствующая ему формация оказались похожими на военное общество Спенсера.

Переход человечества от одной ОЭФ к другой естьестественно-исторический процесс, т. е. не зависящий от сознания и воли людей и определяющий их сознание и волю. В более простой схеме вышеназванные способы производства можно уложить в три основные эпохичеловеческой истории (не экономической формации): 1) доклассовая (первобытнообщинная, доиндустриальная,неэкономическая ); 2) классовая (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое общества -экономические ); 3) бесклассовая (неэкономическое, коммунистическое общество, первой фазой которого является социализм).

Маркс и Энгельс доказывали, что коммунизм - более высокий тип экономической формации, а переход от капитализма к коммунизму - важнейшая закономерность, реализующаяся в результате пролетарско-социалистической революции. Эта революция произойдет в силу того, что капиталистическое общество не сможет разрешить присущие ему противоречия эволюционным путем. Они полагали, что капиталистическая формация, в рамках которой они жили, достигла предела своих возможностей и пролетарско-социалистическая революция скоро наступит. То, что они заблуждались, Энгельс был вынужден признать в конце своей жизни.

Фатальная предопределенность коммунистического будущего делала развитие человечества безальтернативным. Сознательный выбор царей, полководцев, политических элит и т. п. играет незначительную роль, так как отражает объективные обстоятельства, доставшиеся людям от предшествующих поколений. «Материальные производительные силы общества» в историческом материализме представляютконечную причину (движущую силу) развития экономических формаций. Среди элементов этих сил главными являютсяорудия труда. Ручная мельница дает нам общество с сюзереном, а паровая мельница - общество с промышленным капиталом, писал Маркс в «Нищете философии» (1847). Таким образом,не люди с их потребностями и интересами , а материальные производительные силы общества выступают подлинными субъектами исторического процесса.

Исторический материализм можно назватьобъективным материализмом , потому что основой общественного развития является не просто экономика, а ееобъективные законы , скрытые от непосредственного наблюдения людей. Они фактически заняли место Бога - или Абсолютного Духа Гегеля. Объективными законами считались следующие: способ производства материальных благ - основа развития общества; общественное бытие определяет общественное сознание; производственные отношения должны соответствовать производительным силам; движущей силой развития антагонистических формаций является классовая борьба; переход от одной формации к другой осуществляется социальной революцией, «локомотивом истории»; высшей формой социальной революции является пролетарско-социалистическая; пролетариат является передовым классом индустриальной эпохи.

Из ведущей роли экономики вытекала роль борьбы экономических классов как движущей силы общественного развития. Духовной жизни отводилась подчиненная (надстроечная) роль. Был создан миф о пролетариате как движущей силе посткапитализма. Марксизм пытался найти смысловое строение общества на основе пролетариата. Методологический принцип марксизма прост: пролетариат является прогрессивным классом посткапиталистического мира, его интересы являются прогрессивными и выступают критерием истинности разных мировоззрений и социальных действий. Буржуазное понимание общества было верным раньше, до появления пролетариата. (Правда, оставалось непонятным, как этот маргинальный, неграмотный, обеспокоенный работой и заработком класс может быть носителемобщественного прогресса.)

Исторический материализм играл важнуюидеологическую функцию в компартиях. «Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие». Это духовное оружие оказалось, в частности, жесткой уздой для сознания «советской интеллигенции», в котором идеологически-догматическая сторона стала преобладающей в ущерб познавательной (В. С. Барулин посвящает данной теме в своей «Социальной философии» отдельную главу, которая так и называется «Драма исторического материализма»). Можно сказать, что марксистское социопознание было развитием позитивистского и включало в себя его основные принципы.

Карл Поппер сравнивал исторический материализм с астрологией, которая тоже не обращает внимания на неблагоприятные для нее факты. Выдающийся либеральный мыслитель Людвиг фон Мизес подчеркивал фатализм гегелевской и марксовой социальной философии и социологии: «В действительности же они концентрируют конечную данность в двух точках системы, се предполагаемом начале и ее предполагаемом конце. Они предполагают, что на старте истории существует не поддающаяся анализу и упрощению сила, например,дух в системе Гегеля илиматериальные производительные силы в системе Маркса. А далее они предполагают, что этот перводвигатель истории стремится к определенной цели, также не поддающейся анализу и упрощению, например, к прусскому государству около 1825 г. или к социализму».

Почему же марксизм приобрел такое влияние в мире? Гери Норт считает, что этому прежде всего способствовала картина утопического коммунизма, созданная Марксом. Она принесла марксизму известность в России среди разночинной интеллигенции. Но только построение «пролетарского социализма» в СССР под лозунгами марксизма сделало марксистскую идеологию всемирно популярной. По мнению Хайека, общепринятая теория социализма не содержит почти ничего, не продуманного в свое время сенсимонистами: организация хозяйства страны по аналогии с единой фабрикой; финансовая система во главе с одним государственным банком; организация общества во имя единой цели; превращение людей в винтики тоталитарной государственной машины; трансформация коммунистической идеологии в разновидность религии и т. д.

Главными аргументами против исторического материализма оказался крах сове

Английский философ и психолог Г.Спенсер (1820-1903) был одним из основателей философии позитивизма, в русле которого, по его мнению, должна развиваться психология. Его стремление сделать психологию объективной наукой совпало и с общими тенденциями в ее развитии. Основой такой позитивной психологии Спенсер делает теорию эволюции. Таким образом, в его теории переплетаются влияния позитивизма, эволюционного подхода и ассоцианизма, который Спенсер и перерабатывает исходя из своих стремлений к построению новой психологии.

Пересматривая предмет психологии. Спенсер писал, что психология изучает соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними. Так он расширил предмет психологии, включая в него не только ассоциации между внутренними факторами (ассоциации только в поле сознания), но и изучение связи сознания с внешним миром.

Исследуя роль психики в эволюции человека, Спенсер говорил, что психика является механизмом адаптации к среде. То есть психика возникает закономерно на определенном этапе эволюции, в тот момент, когда условия жизни живых существ усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их отражения невозможно.

Спенсер выделил этапы развития психики исходя из того, что психика человека есть высшая ступень психического развития, которая появилась не сразу, но постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности живых существ. Исходная форма психической жизни – ощущение развилось из раздражимости, а затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики. Все они являются инструментами выживания организма, частными формами адаптации к среде. Такими частными формами приспособления являются: рефлекс, инстинкт, навык, реализуемые в поведении, – и ощущения, память, воля, разум, существующие в сознании.

Говоря о роли каждого этапа. Спенсер подчеркивал: главное значение разума в том, что он лишен ограничений, которые присущи низшим формам психики, и потому обеспечивает наиболее адекватное приспособление индивида к среде. Эта идея о связи психики, главным образом интеллекта, с адаптацией станет ведущей для психологии начала XX века.

Спенсер распространил законы эволюции не только на психику, но и на социальную жизнь, развивая органическую теорию общества. Он говорил, что человеку необходимо приспосабливаться не только к природе, но и к социальному окружению: поэтому его психика развивается в процессе развития человеческого общества. Одним из первых в психологии Спенсер сравнивал психологию дикаря и современного человека, делая вывод, что у современного человека более развито мышление, в то время как у первобытных людей было более развито восприятие. Эти выводы в то время были достаточно нетрадиционны и принципиальны. Они позволили ученым разработать сравнительные методы психических исследований, которые получили широкое распространение. Анализируя разницу в психическом развитии людей, принадлежащих к разным народам и разному времени. Спенсер пересматривал прежние взгляды ассоцианизма на прижизненность формирования знаний. Он писал, что наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, но закрепляются в мозге человека и передаются по наследству. Таким образом, сознание – не чистый лист, оно полно предуготованных ассоциаций. Эти врожденные ассоциации и определяют разницу между мозгом европейца и мозгом дикаря.

Если знания человека в беспорядочном
состоянии, то чем больше он имеет их,
тем сильнее расстраивается его мышление.
Г. Спенсер

Английский философ, социолог и психолог. Один из родоначальников позитивизма, главный представитель эволюционизма, получившего во второй половине XIX в. широкое распространение. Работал инженером на железной дороге (1837-1841), затем сотрудничал в журнале "Economist" (1848-1853). С 1850-х гг. всецело посвятил себя разработке философских проблем. Свои взгляды Спенсер изложил в десятитомном труде "Система синтетической философии" ("System of synthetic philosophy", v. 1-10, L., 1862-1896), в которую входили "Основные начала", "Основания биологии", "Основания психологии", "Основания социологии", "Основания этики".
Спенсер был величайшим систематизатором, хотя сам считал себя вторым Ньютоном. Он построил всю философию вокруг ламаркистской эволюции, в которую поверил еще в 1852 г.
Спенсер понимал, что эволюция вселенной есть необходимый процесс. Начальный пункт эволюции - нестабильная гомогенность. «Во всех случаях мы наблюдаем прогрессивное движение к равновесному состоянию». Что касается человека, «эволюция может закончиться только с установлением величайшего совершенства и полнейшего счастья». Разумеется, равновесие может нарушиться, но даже условия хаоса и распада нельзя считать окончательными, т.к. с них может начаться новый процесс эволюции. Следовательно, вселенная прогрессирует, развивается к лучшему. На этом основан оптимизм Спенсера: «Эволюция есть интеграция материи, сопровождаемой рассеянием движения; в ней материя переходит от неопределенной и несвязанной гомогенности к определенной и связанной гетерогенности, в то время как сохраненное движение претерпевает параллельную трансформацию».
Сформулированный общий закон эволюции Спенсер распространил на всю Вселенную - неорганическую природу, органическую природу (биология и психология), надорганическую природу, т. е. социальную жизнь (социология).

Итак, он дал три характеристики эволюции: повсюду во Вселенной развитие идет от рассеянного к сплоченному, интегрированному, т. е. характеризуется концентрацией; от однородного к разнородному, т. е. характеризуется дифференциацией; от неопределенного к определенному, индивидуальному.
Это утверждение продолжает идею прогресса, которую развивали выдающиеся мыслители до Спенсера - Г. Лейбниц, Г. Гегель. Однако, в отличие от них, оно основывается на данных наук - геологии, ботаники, физиологии, психологии, эстетики, морали, лингвистики, истории и др.
Закон эволюции Спенсер применяет и к пониманию психики, считая, что психику можно понять исключительно только через анализ ее развития. В 1854 г. Спенсер писал: «Если доктрина Эволюции верна, неизбежен вывод о том, что Разум можно понять, лишь наблюдая, как он эволюционирует».
В своей теории Спенсер сближает психологию и биологию, используя для объяснения процессов и феноменов психики и поведения, учение о биологической эволюции. Он разработал систему психологических понятий, соответствующих эволюционной теории.
Психические явления Спенсер рассматривает как один из видов жизненных проявлений. Предметом изучения в психологии должно стать не только сознание, но и поведение, рассматриваемое как связь сознания с окружающей средой. В процессе эволюции происходит постепенная дифференциация психической жизни от жизни физической. Среда - это не только сила, пускающая в ход по типу механического толчка внутриорганические процессы, но и способная видоизменять жизнедеятельность, так что постепенно возрастает сложность приспособления к среде. Спенсер считает, что задача психологии - изучение соотношения и ассоциаций поведения с сознанием.

Учение Спенсера о психике содержит следующие основные положения:

1. Возникновение психики обусловлено спецификой окружающей среды и условиями жизни, т. е. психика является механизмом адаптации организма к изменяющимся условиям окружающей среды, ее задача - приспособление внутренних отношений к внешним.
2. Психика является высшей ступенью психического развития человека, так как возникает не сразу, а постепенно, и механизмом ее возникновения являются все более усложняющиеся в процессе эволюции Вселенной условия жизни.
3. Исходным этапом развития психики является возникновение ощущения, обусловленного раздражимостью, и на его основе формируется любое другое, более сложное средство психической жизни.
4. Все средства приспособления индивида к окружающей среде располагаются в поле двух субъектов психики: ощущение, память, воля, разум, интеллект находятся в сознании и являются высшими формами приспособления, а рефлексы, инстинкты и навыки - в поведении.
Впервые со времен Декарта Спенсер обратился к анализу предмета психологии, т.к. считал его «отождествление с сознанием неудовлетворительным». Пересматривая предмет психологии Спенсер писал, что психология изучает соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними: "Психологию отличает от других наук, на которых она базируется, то, что каждое из ее положений охватывает в одно и то же время как связанные между собой внутренние явления, так и связанные между собой внешние явления, к которым они относятся". Так он расширил предмет психологии, включая в него не только ассоциации между внутрипсихическими процессами (ассоциации только в поле сознания), но и изучение связи сознания с внешним миром.

Исследуя роль психики в эволюции человека, летом 1854 г. Герберт Спенсер начал писать труд по психологии, «направление мысли которого имело мало общего с направлением мысли, преследуемым ранее». Его работа под названием «Принципы психологии» появилась на следующий год. В ней Спенсер говорил о том, что психика является механизмом адаптации к среде. В своих трудах, он объединил ассоцианизм и сенсомоторную концепцию с ламарксистской эволюцией. Более того, он не только поднял два вопроса эволюции, но также и дал ответы на них в таком стиле, который с тех пор стал основным в англо-американской психологии.

Особое значение в психологических объяснениях Спенсера заняло распространение разработанного эволюционной биологией нового понимания детерминации явлений. Если прежде организм трактовался как система, которая отделена от ее окружения и в процессе жизни приспособляется к ней, то в психологии Спенсера утвердилось понимание не организма самого по себе, а новой системы: "организм - среда" как особой целостности, эволюционирующей по своим особым законам. Это четко выразила одна из главных идей Спенсера, согласно которой "жизнь есть непрерывное приспособление внутренних отношений к внешним", т. е. к внешней среде, причем специализация этого приспособления возрастает в процессе эволюции.
С этой точки зрения должен быть рассмотрен и психический процесс как разновидность жизненного. Сознание тем самым анализировалось в контексте биологической адаптации. Существование и развитие не может иметь иного смысла, кроме как приспособительного. Если бы психика не служила этой цели, считал Спенсер, ее появление и развитие было бы чудом. Естественный отбор создает психику с неумолимой необходимостью, и она служит одним из могучих орудий выживания.
Так в науке появился новый подход к детерминации психики - биологический, пришедший на смену механистическому объяснению. Из этого подхода следует, что психика возникает закономерно на определенном этапе эволюции, в тот момент, когда условия жизни живых существ усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их психического отражения невозможно – таков основной тезис психологической теории Г.Спенсера. Чтобы выжить, организм вынужден устанавливать связь между объектами этого мира и своими реакциями на них. Случайные, несущественные для выживания связи он игнорирует, а связи, необходимые для решения этой задачи, прочно фиксирует, сохраняет "про запас", на случай новых конфронтаций со всем, что может угрожать его существованию. Адаптация в данном случае означает не только приспособление к новым ситуациям органов чувств как источников информации о том, что происходит вовне (как, например, изменяется чувствительность глаза в темноте). Утверждался особый вид ассоциаций - между внутренними психическими образами и реализующими адаптацию целостного организма мышечными действиями.
Так свершился крутой поворот в движении психологической мысли. Из "поля сознания" она устремилась в "поле поведения". Отныне не физика и химия, как прежде, а биология становится путеводной звездой в разработке ассоциативной доктрины, обретающей новый облик в бихевиоризме и рефлексологии. Спенсер стоял у истоков того пути, по которому продвигались Сеченов, Торндайк, Павлов, Бехтерев, Уотсон и другие пионеры объективной психологии.
Спенсер выделил этапы развития психики исходя из того, что психика человека есть высшая ступень психического развития, которая появилась не сразу, но постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности живых существ.
Первичной единицей психики Спенсер считает ощущение. Доказательство правильности своей теории он черпает из рассмотрения зачаточной душевной жизни, в которой, прежде всего, возникают чувства, т.е. простейшие ощущения. Например, ребенок, который не имеет еще никаких представлений, может плакать, т.е. испытывать чувство неудовольствия. Спенсер поэтому считает чувство первичным потому, что оно, по его мнению, раньше всего возникает в душевной жизни.
Ощущение развилось из раздражимости. Внешний мир, воздействуя на организм, производит в нем толчок, который имеет и субъективный эффект- чувствование, т. е. простейшее ощущение. То, что объективно есть нервный импульс, субъективно есть единица чувствования. Затем из простейших ощущений, т.е. из разного рода сочетаний чувствований образуются многообразные формы психики, отражающие связанные между собой уровни становления сознания и поведения.
Все формы психики являются инструментами выживания организма, частными формами адаптации к среде. К таким частным формам приспособления относятся:

сознание - поведение
ощущение -рефлекс
чувства -инстинкт
память -навык
разум -волевое поведение

В процессе приспособления внутренних отношений к внешним образуются рефлекс, инстинкт, память, разум, воля. Они суть фазы психического развития, стадии приспособления.
Человеческий разум, отмечал Спенсер, отличается от психики животных тем, что не имеет ограничений, присущих низшим формам психики, и потому обеспечивает наиболее адекватное приспособление индивида к среде. Основным ядром психики человека является его интеллект - этот постулат Г. Спенсера определил все дальнейшее развитие психологии (в том числе и его крайность, выразившуюся в так называемом интеллектуализме).
Интеллект - высшая фаза душевного развития, с его помощью приспособление расширяется в пространстве и во времени, возрастают его специализация, точность и сложность. "Интеллект,- пишет Спенсер, - рассматриваемый с самых разнообразных сторон, состоит в установлении соответствий между отношениями в организме и отношениями в среде, а все развитие мыслительной способности может быть сформулировано как прогресс таких соответствий в пространстве, во времени, в специальности, в общности и в сложности".
Чувство и воля тоже возникают из низших форм психической деятельности. Чувства всегда сопутствуют актам познания, возникают там, где действие перестает совершаться автоматически. Волевые поступки отличаются от автоматических тем, что в них есть предварительное сознание того, что должно быть выполнено. Эта идея о связи психики, главным образом интеллекта, с адаптацией станет ведущей для психологии начала XX века.
На вопрос о том, каким образом происходит приспособление внутренних отношений к внешним, отвечает теория ассоциации идей.
В психологии Спенсер твердо придерживался ассоцианистской доктрины, господствующей в середине XIX века.
Принцип ассоциации Спенсер рассматривает как закон, лежащий в основе психического развития. Он объяснял это развитие как нарастание ассоциативных связей, когда два психических состояния, следуя одно за другим (и в филогенезе и в онтогенезе), настолько прочно сцепляются, что при воспроизведении первого имеется тенденция к тому, чтобы в поведении и сознании возникло другое. Спенсер писал: «Рост интеллекта в огромной степени зависит от закона, который гласит следующее: когда два физических состояния следуют непосредственно одно за другим, возникает такой эффект, что если первое состояние впоследствии вновь происходит, то есть некоторая тенденция, что второе последует за ним». Эта тенденция усиливается по мере того, как идеи все чаще ассоциируются друг с другом.
Спенсер пытался логическим путем вывести законы психических ассоциаций из сенсомоторной конституции нервной системы и головного мозга. Он изображал мозг как сенсомоторное ассоциативное устройство, утверждая, что «человеческий мозг - это организованный регистр бесконечно многочисленных переживаний». Спенсер объяснил, каким образом мозг накапливал опыт в ходе эволюционной цепочки. Таким образом, врожденные рефлексы и инстинкты представляют собой всего лишь ассоциативные привычки, настолько хорошо заученные, что они стали частью генетического наследия вида. Подобные привычки могут быть приобретены в течение не индивидуальной жизни, а жизни всего вида, в соответствии с законами ассоциации.
К этому наследственному опыту предшествующих поколений, закрепленному в нервной системе, присоединяется индивидуальный опыт. Внешние отношения и связи производят связи внутренние. Они и образуются в индивидуальном опыте. Их продуктом являются ощущения, восприятия, чувства, автоматические процессы - привычки. Это безусловные рефлексы, инстинкты, а также некоторые знания и умения, которые закрепляются в структуре мозга вследствие их повторения в опыте многочисленных поколений. Ассоциации, сопряженные с чувством удовольствия, закрепляются в организме и передаются по наследству следующим поколениям, тогда как вызывающие отрицательные чувства нивелируются.
Второе следствие объединения эволюции и сенсомоторной концепции нервной функции более знаменательно: различия в психических процессах у разных видов сводятся к тому, какое количество ассоциаций в мозге они способны установить. Любой головной мозг работает одним и тем же способом, посредством ассоциаций, и существуют лишь количественные различия в богатстве этих ассоциаций. Как писал Спенсер: «С впечатлениями, полученными более низким интеллектом, вплоть до самого низкого, обращаются согласно модели». Таким образом, отвечая на вопрос вида, Спенсер отрицает качественные различия между видами и допускает лишь количественные, ассоциативные различия. Эта идея касается как внутривидовых различий, так и межвидовых; он говорил, что «...европеец наследует двадцатью кубическими дюймами мозгу больше, чем папуас... такие способности, как способность к музыке, почти не существующие у многих низших человеческих рас, становятся врожденными у рас более высоких. Вследствие этого-то и происходит, что от дикарей, неспособных сосчитать числа своих пальцев и говорящих - языком, состоящим только из существительных и глаголов, выходят путем долгого развития наши Ньютоны и Шекспиры». Это подразумевает, что «цивилизованный человек обладает более сложной или гетерогенной нервной системой, чем нецивилизованный».
Итак, развитие психики Спенсер рассматривал как частный случай действия общей закономерности, выраженной им формулой: от неопределенной несвязной гомогенности к определенной связной гетерогенности. Это означало, что психическая жизнь (и в животном мире, и у отдельного индивида) имеет единый "вектор" эволюции, в процессе которого нерасчлененные, разрозненные формы становятся все более дифференцированными и интегрированными.
Так, Спенсер выступил как основоположник эволюционного ассоцианизма. Это и придало исключительную популярность его труду "Основы психологии" (1855), который в дальнейшем дал толчок возникновению и развитию генетической и сравнительной психологии. Первое издание этой книги (появившееся еще до "Происхождения видов" Дарвина, где были изложены новые принципы развития живой природы), осталось незамеченным. И не удивительно, т.к. на первый взгляд она представляла очередной трактат в защиту ассоциативной психологии. Утверждалось, что развитие интеллекта в огромной степени зависит от закона, который гласит: когда два психических состояния следуют одно непосредственно вслед за другим, то при воспроизведении первого имеется тенденция к тому, чтобы второе непременно последовало за ним.
То, что ассоциация оказалась у Спенсера поставленной в зависимость от факторов, неведомых прежней ассоциативной психологии, внимания не привлекло. Это стало ясно лишь тогда, когда в мире идей разыгралась буря, вызванная дарвинистским учением. Спенсер сразу же оказался одним из апостолов теории эволюции. И второе издание "Основ психологии" (1870-1872) принесло Спенсеру всеевропейскую славу создателя эволюционистской психологии, оказав влияние на психологические учения в различных странах, в том числе и в России.
Для середины XIX в. учение Спенсера было совершенно необычным, поскольку во всех психологических направлениях доминировал интроспекционизм. Именно неудовлетворенность интроспекционизмом побудила идеолога позитивизма О. Конта, на позиции которого опирался Спенсер, отказать психологии в праве считаться настоящей наукой. Однако Спенсер признает психологию автономной наукой. Разделив психологию на субъективную и объективную, он подчиняет вторую первой. Он пишет: "...Объективная психология не может существовать, как таковая, не заимствуя своих данных от субъективной психологии". Противоречие двух систем - субъективной и объективной - в эволюционном ассоциационизме Спенсера, являющееся результатом столкновения научного знания с идеалистической методологией, разрешается в пользу последней. Объективная психология, согласно мнению Спенсера, не может существовать как таковая, не заимствуя свои данные у субъективной психологии, орудие которой - "заглядывающее внутрь себя сознание".
Объективная психология трактует психические явления у животных и человека как коррелянт нервно-мышечных устройств, посредством которых живые существа приспосабливают свои действия к окружающим их вещам и отношениям; ее метод - внешнее наблюдение. Субъективная психология - занимается состояниями сознания: изучает мысли и чувствования, открытые только для их носителя - субъекта, посредством внутреннего наблюдения.
Спенсер доказывал, что наряду с субъективной психологией должна существовать объективная, которая рассматривает поведение не с точки зрения внутренних переживаний, а с позиций, позволяющих рассматривать психику как совокупность нервно-мышечных приспособлений. Посредством этих приспособлений высшие организмы каждое мгновение прилаживают свои действия к окружающим их "сосуществованиям и последовательностям".
Спенсер писал о том, что объективная психология изучает строение мозга, а субъективная психология занимается состоянием души. Исследуя различные состояния души, он пришел к выводу, что существуют параллельные этапы в развитии внутренних и внешних (поведенческих) психических актов. Таким образом, психология, как утверждал Спенсер, имеет своим предметом «не соотношения между внутренними явлениями, не соотношения между внешними явлениями, но соотношения между этими соотношениями». И внутреннее и внешнее становилось предметом исследования психологии, что позволяло выработать объективные методы исследования природы, происхождения и значения связей между сознанием и внешней средой, невозможные при сведении психики только к сознанию.
Спенсер справедливо подчеркивает, что вся предшествующая ассоциативная психология замыкалась внутри организма, считала единственным путем его изучения установление связи между нервными процессами и психическими. В отличие от этого в психологии Спенсера психика берется в ее отношении к внешней среде и получает реальную функцию в осуществлении связи организма со средой.
Он также подчеркивал специфику психологического исследования, говоря об уникальности психологии как единственной науки, которая рассматривает связь внешнего и внутреннего, в то время как другие дисциплины остаются либо во внешнем поле (физика, химия), либо во внутреннем (философия, физиология). Важным моментом в таком определении было исследование процесса, что, по мнению позитивистов, открывало выход на более широкие закономерности. Эти положения Спенсера развивали в американской психологии В. Джемс, психологи-функционалисты, бихевиористы.
Человеческую психику Спенсер рассматривает в основных понятиях биологической эволюции, хотя и подчеркивая, что человеку, в отличие от животных, необходимо приспосабливаться не только к природной, но и к надорганической, т. е. социальной среде. Поэтому его психика развивается в процессе развития человеческого общества. Социальная эволюция, по Спенсеру, составляет часть эволюции вообще, поэтому законы и механизмы приспособления человека к социальной среде только усложняются благодаря появлению новых факторов - языка, общества, материального производства, науки, нравственных и эстетических категорий и др.
Одним из первых в психологии Спенсер сравнивал психологию дикаря и современного человека, делая вывод, что у современного человека более развито мышление, в то время как у первобытных людей было более развито восприятие. Эти выводы в то время были достаточно нетрадиционны и принципиальны. Они позволили ученым разработать сравнительные методы психических исследований, которые получили широкое распространение. Анализируя разницу в психическом развитии людей, принадлежащих к разным народам и живущих в разном времени, Спенсер пересматривал прежние взгляды ассоцианизма на прижизненность формирования знаний. Закон упрочения ассоциаций от их повторения, принятый ассоциативной психологией, приобретал у Спенсера новый смысл. Он перенес его с истории индивида на историю рода. Он писал, что наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, но закрепляются в мозге человека и передаются по наследству: каждое поколение от рождения имеет знания о пространстве и времени, но они были приобретены в продолжение длительного периода, через который произошло развитие человечества. То, что апостериорно для рода, становится априорным для индивида.
Таким образом, «сознание – не чистый лист, оно полно предуготованных ассоциаций».
Исторически оценивая итоги развития ассоцианистической психологии в целом, необходимо иметь в виду следующее. Отстаивая эмпирический подход к пониманию психики, ассоцианизм защищает идею опытного происхождения индивидуального сознания и безграничной воспитуемости человека. Такая позиция прогрессивна она создает научную базу для педагогики, открывая широкие перспективы для разработки путей обучение и воспитания.
В ассоцианизме дано детальное описание как самого факта ассоциации, так и принципов (законов) образования ассоциаций, выявлены условия образования и сохранения ассоциаций. Эти данные повлияли на понимание процесса приобретения знаний, особенно в период экспериментального развития ассоцианизма. Поэтому аccоциативная психология имеет и прикладное значение. Аccоциативный эксперимент в различных вариантах нашел широкое применение в клинической практике (Р.Зоммер, Э. Крепелин, З. Фрейд, К. Юнг и др.). В педагогике используются данные о роли повторения, о способах заучивания и др.
Теория Спенсера получила широкое распространение, оказав огромное влияние на дальнейшее развитие психологии; способствовала созданию экспериментальной психологии и формированию генетической (детской) психологии.
Вместе с тем, несмотря на серьезные и неоспоримые достижения, ассоцианизм, развиваясь, все более обнаруживал свою теоретическую несостоятельность. Это направление было замкнуто в сознании и не открывало путей для его объективного исследования. “Чистая психология сознания” - так называл английскую психологию Эд.Гартман в своей книге “Современная психология”.
Спенсеру принадлежит первая серьезная попытка объяснить психику (как со стороны содержания, так и со стороны изменения и развития) с позиций общих начал органической эволюции. Эти объяснения дали импульс внедрению новых идей в различные психологические направления как материалистического, так и идеалистического толка.
В России влияние учения Спенсера испытал И.М. Сеченов, назвав его «первой серьезной и систематически проведенной попыткой объяснить психическую жизнь не только со стороны содержания, но и со стороны прогрессивного развития из общих начал органической эволюции», и на этом основании разработал новое учение об "элементах мысли". Взгляд Спенсера на сознание как инструмент приспособления к среде был воспринят Джейсом, от которого он перешел к американскому функционализму, а затем - инструментализму.
Известное влияние на психологию оказали и другие положения Спенсера, в частности, касающиеся наследственной детерминации форм познания, трактовки общества как организма, развивающегося по общим законам эволюции. Если впоследствии труды Спенсера потеряли актуальность, то в период формирования психологии как науки, имеющей свой предмет, они создали идейную атмосферу, способствовавшую ее переориентации на биологические науки и тем самым укреплению естественно-научной ориентации психологии.

В 1852 - за семь лет до публикации «Происхождения видов» Чарльза Дарвина – Герберт Спенсер опубликовал статью: Гипотеза развития / The Development Hypothesis, в которой излагалась идея эволюции (это признавал и Чарльз Дарвин)...

Последователи часто называли комплекс выказанных идей «общий закон эволюции»

Ниже работа цитируется по изданию 1882 года.

«Лет восемнадцать или более тому назад один американский друг просил меня дать ему в сжатом виде основные положения, развитые мною в последовательном ряде работ, как уже опубликованных мной, так и тех, которые я ещё намеревался опубликовать. Я написал для него эти положения и они затем появились в Англии, но в такой форме, которая не позволяла им получить большое распространение; теперь я воспроизведу их здесь, чтобы приготовить путь для работы г. Коллинса.

«1. Повсюду во вселенной, как в общем, так и в частном, происходит беспрерывное перераспределение материи и движений.

2. Это перераспределение является эволюцией, когда в нём преобладает интеграция материи и рассеивание движения, но оно является разложением, когда в нем преобладает движение и дезинтеграция материи.

3. Эволюция будет простой, если процесс интеграции или образования связанного агрегата не осложняется другими процессами.

4. Эволюция будет сложной, если рядом с первичным изменением от бессвязного состояния к состоянию связному происходят вторичные изменения, вызванные несходством в положениях различных частей агрегата.

5. Эти вторичные изменения совершают превращение однородного в разнородное, - превращение, которое, подобно первичному изменению, обнаруживается и во вселенной как в целом, так и во всех (или почти всех) её частях: в агрегатах звёзд и туманностей; в солнечной системе; в земле как неорганической массе; в каждом организме, животном и растительном (закон Бэра ); в собрании организмов в течение геологического периода; в духе; в обществе; во всех продуктах общественной деятельности.

6. Процесс интеграции как в частном, так и в общем проявлении соединяется с процессом дифференциации, чтобы сделать это изменение не простым переходом от однородности к разнородности, но переходом от неопределенной однородности к определенной разнородности; и эта возрастающая определенность, сопровождающая возрастающую разнородность, проявляется, подобно последней, как в общей совокупности вещей, так и во всех её деяниях и подразделениях, до самых мельчайших.

7. Рядом с перераспределением материи, составляющей какой-нибудь развивающийся агрегат, происходит перераспределение сохраненного движения его составных частей в отношении друг к другу: оно тоже становится, шаг за шагом, более определенным и более разнородным.

8. Из-за отсутствия бесконечной и абсолютной однородности это перераспределение, одну из фаз которого составляет эволюция, является неизбежным. Причины, делающие его неизбежным, таковы:

9. Неустойчивость однородного, которая есть следствие того свойства всякого ограниченного агрегата, различные части которого подвергаются неодинаковому действию внешних сил. Превращения, отсюда возникающие осложняются:

10. Размножением следствий. Каждая масса и часть массы, на которую действует сипа, подразделяет и дифференцирует эту силу, которая, таким образом, производит разнообразные перемены, а каждая эта перемена дает начало новым переменам, множащимся подобным же образом: их размножение становится тем большим, чем разнороднее становится агрегат. Этим двум причинам возрастающей дифференциации способствует:

11. Разделение: процесс, стремящийся разъединить разнородные единицы и соединить единицы однородные и таким образом постоянно обостряющий или делающий более определенной дифференциацию, произведенную другими причинами.

12. Равновесия является конечным результатом превращений, испытываемых развивающимся агрегатом. Эти изменения совершаются до тех пор, пока не будет постигнуто равновесие между силами, действию которых подвержены все части агрегата, и силами, им противопоставляемыми этими частями агрегата. По пути к окончательному равновесию процесс может пройти через переходное состояние уравновешенных движений (как в планетной системе) и уравновешенных отправлений (как в живом теле), но состояние покоя для неорганических тел и смерть в органическом мире есть необходимый предел всех перемен, составляющих эволюцию.

13. Разложение есть процесс обратных изменений, которому, рано или поздно, подвергается всякий развивающийся агрегат. Подверженный влиянию окружающих неуравновешенных сил, каждый агрегат постоянно может быть рассеян благодаря постеленному или внезапному возрастанию заключенного в нём движения; и этому рассеянию, быстро претерпеваемому телами, которые ещё недавно жили, и медленно совершаемому среди неодушевленных масс, подвергнется, в неопределенно отдалённый период, каждая планетная и звездная масса, которая в неопределенно отдаленный прошедший период начала постепенно развиваться: таким образом закончится цикл превращений.

14. Этот ритм эволюции и разложения (завершающийся среди малых агрегатов в короткие периоды, а среди больших агрегатов требующий периодов, не измеримых человеческим умом), насколько мы можем судить, вечен и всеобщ - каждая из чередующих фаз процесса господствует в известный момент в одном месте, в известной - в другом, смотря по местным условиям.

15. Все эти явления, от самых крупных до самых мельчайших, суть неизбежные последствия сохранения (постоянства) силы в её формах материи и движения. Так как они даны в пространстве и их количество не может изменяться - ни увеличиваться, ни уменьшаться, то неизбежным следствием этого будет постоянное перераспределение, характеризуемое как эволюция и разложение, со всеми его вышеупомянутыми характерными особенностями.

16. То, что остаётся количественно неизменным, но вечно меняет свою форму под чувственными проявлениями, представляемыми нам вселенной, - то превосходит человеческое познание и понимание и есть незнаемая и непознаваемая сила, которую мы должны считать не имеющей пределов в пространстве и не имеющей ни начала, ни конца во времени».

Герберт Спенсер, Синтетическая философия (в сокращённом изложении Коллинза), Киев, «Ника-центр»; «Вист-С», с. 12-14.

Проблематика социальной эволюции в связи с поиском Г. Спенсером общественного идеала и путей его достижения нашла свое развитие в его трактовке социализма - общества, не существовавшего в реальности, но прогнозируемого и пропагандируемого многими мыслителями современной английскому социологу эпохи.

Характеризуя промышленное общество как своего рода идеал социального устройства, противопоставляя его как образец гуманного демократического общества, существующего в интересах каждого индивида, другому типу общества - военному, социолог подобным подходом изначально заявил о неприятии всякого иного "социального агрегата". Поскольку во второй половине XIX в. были достаточно сильны различные теории социализма, касавшиеся обустройства будущего общества и резко противопоставленные капитализму, английский социолог не мог пройти мимо них и выразил свое отношение, которое можно сформулировать в лаконичной форме как их резкое неприятие.

В работе "Основания социологии" в разделе, посвященном промышленным институтам, имеется глава под названием "Социализм". В ней автор рассматривает экономические основы этого общества, делая акцент на проблемах управления производством. Главное, против чего он выступает, - централизация и монополизация власти и управления при социализме, если он будет реализован в том виде, в каком его представляют теоретики нового общества. Эти социальные характеристики неминуемо ведут к принуждению, последнее же никогда еще не способствовало подлинной эффективности деятельности людей.

Спенсер рассматривал социализм как своеобразную форму рабства. Основанием для такого отождествления послужило для него главное сходство, которое существовало, по его мнению, между рабством и социализмом: наличие принуждения. Раб отдает все или почти все из произведенного собственным трудом своему господину, и член социалистического общества будет делать это же самое, только для него в качестве господина выступит не какой-то конкретный человек, а государство.

Английский социолог видит ошибку социализма в том, что последний в качестве своего главного врага рассматривает предпринимателей, их своеволие и эгоизм, направленные против рабочих. Именно против них и должна быть направлена, по мнению социалистов, монополизированная централизованная власть, устанавливающая принуждение как главный способ своего существования. Но такая позиция в корне неверна, считает Спенсер, потому что она направлена против свободы как принципа жизни каждого человека и, таким образом, по существу, против большинства населения.

Известно, какое большое позитивное значение придавал Спенсер функционированию семьи в обществе. Тем более неприемлемыми казались ему коллективистские доктрины социалистов и коммунистов, касающиеся семьи. Главное, в чем видел их ошибочность ученый, заключалось в том, что в этих доктринах не делалось различий между этикой семейной жизни и этикой жизни вне семьи. Нельзя, по мнению английского социолога, распространять семейный режим жизни на все общество, и наоборот, нормы социальных отношений на семью. По существу, это было неявное выступление Спенсера против "коллективизации" семьи. Последующий ход событий, имевший место в Советском Союзе после социалистической революции 1917 г., точнее говоря, новые концепции "коллективизации" семьи показали, что английский социолог не зря высказывал тревогу и опасения.

Спенсер был убежден в конечной неосуществимости социализма, но очень боялся его временных побед, считая их неизбежными и полагая, что они будут сопряжены с самыми резкими формами деспотизма. По его мнению, социализм будет препятствовать развитию всяких стран - как достигших высокого уровня, так и стремящихся к нему. Такое убеждение было основано на точке зрения, согласно которой социализм означает вмешательство в жизнь людей, классов, государства в результате планирования их деятельности. Социализм и планирование неотъемлемы друг от друга. Коль скоро это так, индивидуальная свобода, возможность свободной конкуренции становятся почти невозможными.

В чем-то социализм казался Спенсеру близким к военному обществу или даже его разновидностью. В самом деле, если вспомнить некоторые черты военного общества, такие как властное принуждение, принудительная кооперация, достаточно жесткая регуляция деятельности, существование индивида для государства, предопределенность и фиксация статуса, вида занятий и другие, то сходство между ним и социализмом, действительно, оказывается немалым.

По мнению социолога, в социализме не заинтересован ни один класс промышленного общества, причем рабочие даже больше, чем предприниматели. Дело в том, что при социализме рабочие не сумеют противиться ограничению собственной свободы и принуждению со стороны государства, для этого у них не будет возможностей в виде активных профессиональных союзов, которые стали бы их защищать. В условиях же свободного рынка труда и добровольной (а не принудительной, как при социализме) кооперации антирабочая деятельность предпринимателей может встретить сильное сопротивление профсоюзов.

В чем значение социологического творчества Спенсера? Конечно, в первую очередь в показе исторической неизбежности, закономерности и неодолимости социальной эволюции и использовании для этой цели обоснованных научных аргументов. Благодаря такому анализу широкий круг мыслителей второй половины XIX в. проникся социальным оптимизмом и уверенностью в прогрессе человечества, являющемся конкретизацией общей идеи социальной эволюции.

Мировая социология получила целый "букет" хорошо разработанных понятий (социальный организм, система, структура, функции, социальный институт и др.), без которых стало невозможным ее дальнейшее развитие. Спенсер показал социологической науке обширные возможности использования сравнительно-исторического метода, который явился одним из основных инструментов изучения общества как социального организма. Английский социолог разработал типологию общества, которая и сегодня не оставляет равнодушными социологов, изучающих его различные структуры и классификации. Он сделал новый и очень важный шаг на пути превращения социологии в весьма значимую и престижную область научной деятельности.

Вопросы и задания

  • 1. Почему социологию Г. Спенсера называют эволюционной?
  • 2. В чем вплел Спенсер различия между своим и контовским учением в понимании предмета социологии?
  • 3. Что значит трактовать общество как организм? В чем видел Спенсер основные сходства и различия между биологическим и социальным организмами?
  • 4. Как представлял структуру общества Спенсер?
  • 5. Дайте характеристику основных социальных типов общества (по Спенсеру).
  • 6. Охарактеризуйте сущностные черты эволюционизма как направления общественной мысли. Как вы полагаете, с чем связаны его появление и популярность?
  • 7. Какие виды и факторы эволюции рассматривает Спенсер? Охарактеризуйте их вслед за английским социологом.
  • 8. Что такое, по Спенсеру, социальный институт? Какие задачи в обществе призваны решать социальные институты?
  • 9. Назовите основные разновидности социальных институтов и расскажите о каждой из них.
  • 10. Раскройте отношение Спенсера к социализму. В чем вы видите актуальность этого подхода в наши дни?
  • 11. В чем состоит значение социологического творчества Спенсера?

Литература

  • 1. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин СИ. Социология: история и современность. М.; Ростов н/Д., 1999.
  • 2. Громов И.Л., Мацкевич Л.Ю., Семенов В Л. Западная теоретическая социология. СПб., 1996.
  • 3. История социологии. Минск, 1993.
  • 4. История социологии в Западной Европе и США. М., 1999.
  • 5. История теоретической социологии: В 4 т. М., 1997. Т. 1.
  • 6. Капитонов В. Л. История и теория социологии. М., 2000.
  • 7. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000.
  • 8. Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997.
  • 9. Спенсер Г. Основания социологии. Социология как предмет изучения // Западноевропейская социология XIX в.: Тексты. М., 1996.