Франкл виктор эмиль - цитаты, афоризмы, высказывания, фразы


Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 года, Вена, Австро-Венгрия. Австрийский психиатр и психолог. Один из ведущих представителей гуманистического направления в психологии. Умер 2 сентября 1997 года, Вена, Австрия.

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы - Франкл Виктор Эмиль

  • Смысл должен быть найден, но не может быть создан.
  • Недостаток успеха никогда не означает утрату смысла.
  • Свобода предполагает ограничения, основывается на них.
  • В обусловливающее бытие проникает воздействующий смыс.
  • Осуществление смысла всегда включает в себя принятие решения.
  • Ценностям мы не можем научиться - ценности мы должны пережить.
  • Побуждения и инстинкты толкают, а основания и смыслы притягивают.
  • Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир.
  • Цель психотерапии - исцеление души, цель же религии - спасение души.
  • В основе смысла человеческого существования лежит принцип необратимости.
  • Значимы не наши страхи и не наша тревожность, а то, как мы к ним относимся.
  • У каждого времени свои неврозы - и каждому времени требуется своя психотерапия.
  • Из длительности срока жизни мы никогда не сможем вывести меру ее осмысленности.
  • Страдание своей целью имеет уберечь человека от апатии, от духовного окоченения.
  • Духовность, свобода и ответственность - это три экзистенциала человеческого существования.
  • Если бы все люди были идеальны, то каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим.
  • Вечная борьба духовной свободы человека с его внутренней и внешней судьбой и составляет, по сути, человеческую жизнь.
  • Истинно человеческое начинается в человеке там, где он обретает свободу противостоять зависимости от собственного типа.
  • Воля к смыслу - наиболее человеческий феномен, так как только животное не бывает озабочен смыслом своего существования.
  • Духовное, по определению, и есть свобода в человеке. Духовная личность - это то в человеке, что всегда может возразить!
  • Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя.
  • Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, - именно там мы призваны, ощущаем необходимость измениться самим.
  • Быть человеком - значит всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому человек себя посвятил, человеку, которого он любит.
  • Когда человек поддается своим влечениям, он именно поддается влечениям; это значит, что он свободно отрекается от свободы, чтобы найти оправдание своей несвободе.
  • В мире, как он описывается многими науками, отсутствует смысл. Это, однако, означает не то, что мир лишен смысла, а лишь то, что многие науки слепы к нему. Смысл приносится в жертву многими науками.
  • Все можно отнять у человека, за исключением одного: последней частицы человеческой свободы - свободы выбирать свою установку в любых данных условиях, выбирать свой собственный путь.
  • Наследственность - это не более чем материал, из которого человек строит сам себя. Это не более чем камни, которые могут быть использованы, а могут быть отвергнуты строителем. Но сам строитель - не из камней.
  • Мы существуем постольку, поскольку мы открыты для окружающего мира. Человек не для того здесь, чтобы наблюдать и отражать самого себя; он здесь для того, чтобы предоставлять себя, поступаться собой, чтобы, познавая и любя, отдавать себя.
  • Биологическая судьба представляет собой материал, который приобретает форму под воздействием свободного человеческого духа, то есть под влиянием того, ради чего, с точки зрения человека, он существует.
  • Если бы фактор конечности жизни лишал ее смысла, было бы неважно, когда настанет конец, в обозримом ли будущем или очень и очень скоро. Мы должны были бы признать, что время, когда всему придет конец, не существенно.
  • Жизнь либо имеет смысл, и в таком случае смысл не может исчезнуть ни от чего, что может случиться. Либо она не имеет смысла - но тогда это тоже не зависит от происходящих событий.
  • Как указал однажды Шелер, человек имеет право считаться виновным и быть наказанным. Отрицать его вину посредством объяснения, что он есть жертва обстоятельств, - значит отнимать у него его человеческое достоинство. Я бы сказал, что это прерогатива человека - становиться виновным. Конечно же, на его ответственности лежит также преодоление вины.
  • В век, когда десять заповедей, по-видимому, уже потеряли для многих свою силу, человек должен быть приготовлен к тому, чтобы воспринять 10 000 заповедей, заключенных в 10 000 ситуаций, с которыми его сталкивает жизнь. Тогда не только сама эта жизнь будет казаться ему осмысленной (а осмысленной - значит заполненной делами), но и он сам приобретет иммунитет против конформизма и тоталитаризма - этих двух следствий экзистенциального вакуума

Некоторые высказывания Виктора Франкла перешли в разряд «народных». Что же такого особенного в этом человеке и ученом?

От рождения до логотерапии

Виктор Франкл - психолог, невролог и психиатр является бывшим узником фашистского концлагеря. В жерновах войны остались его отец, мать, жена. Вряд ли мальчик, родившийся в еврейской семье служащих, мог представить себя основателем третьей венской школы психоанализа, стать в один ряд с такими учёными, как З. Фрейд и А. Адлер.

Родился и вырос Виктор Франкл в Вене, где в этот период времени шли жаркие споры между представителями первой и второй венских школ психоанализа. Интерес к психологии направляет юношу в университет Вены, где он обучается по специализации неврология и психиатрия. Особенно интересовали Франкла вопросы психологии депрессий и самоубийств. Нельзя сказать, что школы Фрейда и Адлера прошли мимо внимания Виктора Эмиля Франкла. Однако в его работах нет подражательства, скорее, постоянный незримый диалог в решении вопросов психотерапии. До начала войны молодой врач успевает выпустить в свет несколько статей и работает в отделении по предотвращению самоубийств в клинике Вены. В жизни Виктора Франкла книги занимали все еще второстепенную роль, а логотерапия как концепция не обрела окончательные очертания.

Концентрационные лагеря и «упрямство духа»

Несмотря на посильную помощь бывших пациентов, Виктор Франкл оказывается в концлагере "Терезиенштадт". Его родителей и жену отправили в другие лагеря, где они в скором времени погибли. Многие цитаты Виктора Франкла начали своё существование именно в этот период жизни узника. Имея должное образование, врач пытался организовать психологическую поддержку заключённым. Вопросы, которые ежедневно задавали заключенные, можно было сформулировать тремя фразами:

  • выживем ли мы в концлагере;
  • в чем смысл страданий и смерти;
  • зачем все устроено таким образом.

Как психотерапевт Франкл понимал, что ответы на вопросы каждый человек должен найти для себя сам. И ответы будут звучать у разных людей по-разному, но от этого они не будут менее ценными. Так и родилась концепция логотерапии, огранку которой Виктор Франкл придал уже после войны.

По наблюдению врача, люди, осознавшие и принявшие смысл своего существования, планировавшие цели «на завтра», имели больше шансов на выживание. Движущей силой в данном случае был не принцип удовольствия или доминирования, а поиск смысла собственной жизни, возможность реализации своих способностей для блага окружающих.

В поисках и лишениях появилась книга Виктора Франкла «Сказать жизни «Да». Упрямство духа». Это своего рода рефлексия автора. Обстоятельства заставили ученого изучить психологию человека в экстремальных ситуациях сразу на практике, выявить закономерности выживания. Поэтому в этой книге Виктора Франкла цитат, узнаваемых сегодня на слух, нет. Это произойдет с другими изданиями.

Между стремлением к удовольствию и волей к власти есть место для нахождения смысла

Испытывая давление авторитетов, но, не теряя упрямства духа, впервые заговорил Виктор Франкл о смысле жизни и логотерапии как методе его обретения. Позднее будет высказано мнение, что три школы венского психоанализа хорошо описывают Первая - принцип удовольствия - младенчество и детство, вторая - воля к власти - отрочество и юность, третья - нахождение смысла - зрелый возраст.

Для определения роли терапии можно привести высказывание Виктора Франкла (цитата): «У каждого времени свои неврозы, и каждому времени требуется своя психотерапия».

Книги Франкла

Действия людей, порой, приносят непредсказуемый результат. Так случилось с книгой Виктора Франкла «Сказать жизни «Да», которая была переведена на многие языки и выдержала не одно переиздание. После ошеломляющего успеха книги ученый излагает в других работах концепцию и принципы работы логотерапии - это «Человек в поисках смысла», «Доктор и душа», «Воля к смыслу», «Психотерапия и экзистенциализм» и другие. Сегодня можно часто услышать высказывания из этих книг, в которых запечатлены убеждения Виктора Франкла (цитата): "...ценностям мы не можем научиться, ценности мы должны пережить". Поэтому в изданиях нет нравоучений, а лишь описание процесса становления и выводы автора. Найти смысл и определиться с ценностями можно только через переживание на собственном опыте.

Знаменитый психиатр выжил, потому что знал, что даже самые жестокие моменты жизни имеют смысл.

Недавно мир отмечал День памяти Холокоста как воспоминание о шести миллионах евреев, убитых нацистами во время Второй мировой войны.

Австрийский психиатр Виктор Франкл пережил три года в нескольких концентрационных лагерях – Терезиенштадт, Аушвиц и Дахау. Его блестящие мемуары "Человек в поисках смысла" содержат мощные размышления о том, насколько благородным может быть человеческий дух посреди грязи, жестокости и ужаса.

Предлагаем вашему вниманию семь вдохновляющих цитат из его знаменитой книги:

1. Вот его первый день в Аушвице. Возможно, вы и раньше читали описание этой сцены. Опыт Франкла был таким же тяжелым, как и у всех остальных.

"Я спрашиваю товарищей, которые находятся в лагере дольше, куда мог попасть мой коллега и друг П. «Его отправили на другую сторону?» - «Да», - отвечаю я. «Тогда ты увидишь его там», - говорят мне. «Где?» Рука показывает на расположенную в нескольких стах метрах трубу, из которой в далекое серое польское небо взвиваются жуткие остроконечные языки пламени многометровой высоты, чтобы раствориться в темном облаке дыма. Что это там? «Там, в небе, твой друг», - грубо отвечают мне".

2. Борьба за выживание в лагере может привести к великому духовному обогащению:

"Я начал думать о своей жене, и пока мы брели и брели, скользя на обледеневших местах, поддерживая друг друга, мы оба молчали, но знали, что каждый думает о своей жене. Иногда я смотрел на небо, где уже тускнели звезды, и розовый свет утра начал пробиваться из-за облачной гряды. Но мысли были заняты образом моей жены, который представлялся со сверхъестественной остротой. Я слышал, как она отвечает мне, видел ее улыбку, ее открытый и ободряющий взгляд. Реальный или воображаемый, ее взгляд сиял сильнее, чем солнце, которое начало восходить.

3. Страдания не обязательно являются препятствием к тому, чтобы жить полной жизнью:

"Попытка развить чувство юмора и видеть вещи с их смешной стороны – это некий вид уловки, которой можно научиться, овладевая искусством жить. И человек может тренироваться в искусстве жить даже в концлагере, где царит страдание. Можно привести аналогию: если в пустую комнату накачать любое количество газа, он равномерно распределится по всей комнате. Так же и страдание, будь оно сильным или незначительным, заполняет всю душу человека и его сознание, ибо "размеры" человеческого страдания вполне относительны. Так же и совершенный пустяк может вызвать бурное ликование".

4. Он не был абсолютно беспомощной жертвой, несмотря на очевидно безнадежные обстоятельства, в которых он оказался:

"Опыт лагерной жизни показывает, что у человека есть свобода выбора. Было достаточно примеров, часто героических, которые доказали, что можно преодолеть апатию, подавить раздражительность. Человек может сохранить остатки духовной свободы и независимости мышления даже в условиях крайнего психического и физического напряжения.
Мы, прошедшие концлагеря, можем вспомнить людей, которые ходили по баракам, утешая других и подчас отдавая последний кусок хлеба. Пусть их было немного, они служат достаточным доказательством: у человека можно отнять все, кроме одного - его последней свободы: выбрать свое отношение к любым данным обстоятельствам, выбрать свой собственный путь".

5. Без страданий и смерти наша жизнь не может быть полной. Все зависит от того, как мы на них реагируем:

"То, как человек принимает свою судьбу и доставленные ею страдания, то, как он несет свой крест, дает ему полную возможность – даже в самых тяжелых обстоятельствах – придать более глубокий смысл своей жизни. Он может остаться мужественным, полным достоинства и бескорыстным. Или в жесточайшей битве за самосохранение он может забыть свое человеческое достоинство и стать не более чем животным. Здесь у человека есть шанс либо воспользоваться этой возможностью, либо забыть о ней. И это решает, будет ли он достоин своих страданий или нет".

6. Истина, которой поделилась с ним одна умирающая женщина, пронзает нас до глубины души:

"Эта женщина знала, что умрет в ближайшие дни. Но несмотря на это, она разговаривала со мной весело. "Я благодарна судьбе за то, что она меня так тяжело ударила, – сказала мне она. – В моей прошлой жизни я была избалована и не относилась всерьез к духовным достижениям." Указав на окно барака, она сказала: "Это дерево – единственный друг, который есть у меня в моем одиночестве." – Через окно она могла видеть только ветку каштана и два цветка на ней. – "Я часто говорю с этим деревом." Я был поражен и не знал, как понять ее слова. Может быть, это бред? Может быть, у нее бывают галлюцинации? Я со страхом спросил, отвечает ли ей дерево. – "Да." Что оно ей говорит? Она ответила: "Оно говорит мне – я здесь, – я здесь – я есть жизнь, вечная жизнь."

7. Страдания – это то, что мы можем добровольно принять как свою уникальную судьбу:

"Когда нам открылся смысл страдания, мы перестали мысленно преуменьшать мучения лагерной жизни, пытаясь их игнорировать, или питать ложные иллюзии и поддерживать искусственный оптимизм. Страдание стало для нас вызовом, от которого мы не хотели отворачиваться. Мы стали понимать скрытые в нем возможности для подвига, возможности, которые заставили поэта Рильке воскликнуть: "Wie viel ist aufzuleiden!" (Как много существует страданий, чтобы справиться с ними!) Рильке говорит "справиться со страданиями", как другие сказали бы "справиться с работой". У нас не было недостатка в страданиях, так что надо было просто повернуться к ним лицом, стараясь свести моменты слабости и скрытых слез к минимуму. Но слез не следовало стыдиться – они свидетельствовали, что человек обладает самым высоким мужеством – мужеством страдать".