Эссе учителя дефектолога ранней помощи. Если бы я был дефектологом XXI века. Эссе "моя профессия учитель - дефектолог "
«ВО ИМЯ БУДУЩЕГО ДОРОГОЮ ДОБРА …»
Морозова Людмила Геннадьевна,
Учитель – дефектолог МБДОУ «Детский сад № 181»
г. Чебоксары
И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то
Такая, вот, у нас работа.
Родился ребенок. Новая жизнь, судьба – целая вселенная появилась в мире. Но вместо радости и восторга в глазах матери притаились слезы … Почему? Страшные и малопонятные, а от того еще более пугающие слова врача: «Это детский церебральный паралич, а следствие – трудности в развитии основных движений, системные речевые расстройства, инвалидность». А дальше больше – слова – приговоры, словно нацеленные камни, летят в итак уже разбитое материнское сердце.
А малыш лежит, удивленно хлопая глазками, впервые увидевшими этот мир, и никак не может понять, почему каждый раз, когда его берет на руки его самая лучшая, самая сильная и волшебная мама, соленая капелька скатывается с ее щеки...
Протянуть руку помощи, не остаться в стороне, помочь понять болезнь, чтобы стать счастливее - главные принципы моей работы. А если выражаться точнее – не просто работы, а всей моей деятельности в целом и всего моего существования. Потому что невозможно провести четкую грань между работой и личной жизнью, когда дело касается детей….
Дети - это наше будущее, за которое мы – взрослые в ответе. Детство – особый период в жизни человека, время открытий, время закладки фундамента будущей гармонично развивающейся личности. Отрадно, что общество признает огромную ответственность, которую несет учитель на своих плечах.
Все педагоги разные, но схожи в одном: среди нас нет ни одного, кто не желал бы добра своим ученикам и воспитанникам. Особенно, если речь идет о воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждая женщина, каждая мама и каждый педагог, общаясь с такими детьми, болеет душой за безгрешные детские души, принимая ребенка как своего родного… Иначе невозможно, просто не получается, когда осознаешь, что маленький человек « смотрит на тебя глазами, полными надежды, кладет свою ладошку в твою руку и готов идти за тобой… ». Как хочется наполнить жизнь таких детей светом любви, заботы, поддержки и понимания, чтобы вырастить подрастающее поколение здоровым и счастливым!
Максимально приблизить миры здорового и больного ребенка, в которых каждый имеет право на счастливое детство. Помочь детям и их семьям выйти из – под гипноза диагноза, сделать все возможное, чтобы хотя бы на несколько шагов приблизить ребенка пусть не к общепринятым нормам развития, а к своей индивидуальной норме и, конечно же, поверить в своих «особенных» детей, принять их такими, какие они есть, научить детей верить в себя, справляясь с жизненными барьерами – важнейшие задачи в работе педагога с данной категорией детей.
И я счастлива осознавать свою причастность к этому благородному и светлейшему делу. Счастлива творить, потому что просто люблю детей, точно так же как моих самых родных и драгоценных сына и дочку любят и воспитывают кто – то… Огромное им за это спасибо!
Именно поэтому я выбрала профессию учителя – дефектолога. Стремление помочь и не оставить наедине со своими трудностями и проблемами нуждающегося, привело меня в мир «особого педагогического труда».
Когда начинаешь говорить о своей профессии, вновь и вновь понимаешь насколько сложному, важному и нужному делу посвящаешь себя вот уже в течение 8 лет. Некоторый период времени я работала учителем – логопедом, помогая детям преодолеть различные речевые расстройства, вселяя уверенность в собственных силах, повышая уровень их социализации.
Вот уже 3 года я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Здесь учитель – дефектолог - информационно-энергетический центр галактики «Здоровье и Детство». Для родителей – луч света, надежды и поддержки. Для педагогов - координатор, направляющий, советник. Для детей - неиссякаемый источник знаний, добрый волшебник, первый учитель и помощник в жизни.
Работаю я не одна, а в дружной команде. Мне помогают и другие специалисты нашего детского сада и, конечно же, родители воспитанников. Только в «единой дружной семье» сплоченной общей целью – помочь детям с ограниченными возможностями здоровья социализироваться в мир нормально развивающихся сверстников, под мастерским и профессиональным руководством педагогов – новаторов, можно добиться видимых и социально значимых результатов.
Чтобы добиться уважения и любви со стороны детей, надо доказать, что ты стоишь этого. Как это сделать? Я считаю, что у педагога профессионала должна быть внутренняя мотивация к качественному осуществлению своей деятельности. Он должен обладать творческим потенциалом, твердо верить в результат своего труда и, конечно же, любить детей всей душой.
Мне нравится работать с особыми детьми, творить, искать, вселять в них умения и надежду, радоваться их малейшим успехам и достижениям. А дети, в свою очередь, являются для меня учителями доброты, доверия и открытости к людям.
Замечая результаты своего труда, я убеждаюсь, что оставляю часть своей души, ее лучшую частичку, в чем- то светлом, вечном и нескончаемом. В нашем светлом будущем!...
И я благодарна своей судьбе, что мой профессиональный путь – это дорога добра, в которой ты являешься лучиком света и надежды для ближнего.
И я без ложной скромности
Признаться не стыжусь,
Что я своей профессией
Действительно горжусь!
Всероссийский педагогический конкурс на лучшее профориентационное эссе
«Моя профессия-дефектолог»
Народная мудрость гласит: «Если хочешь , чтобы год помнили - сажай цветы , долго помнили - посади дерево, вечно помнили - учи детей» .
Много лет назад я часто играла в школу и мне очень полюбилась главная роль - роль учителя. Я всегда мечтала посвятить себя детям, испытывала потребность приносить радость, пользу и хотела быть примером для подражания. Взрослея, решила, что свяжу жизнь с работой в школе. Моя детская мечта сбылась. Я - учитель-дефектолог. Мои ученики - это особенные дети. Считаю, что дефектолог должен быть ответственным, терпеливым, внимательным, отзывчивым, тактичным, стойким, заботливым. Ему необходимы знания по педагогике, психологии, медицине, генетике и другим предметам.
Главная задача человека, выбравшего профессию дефектолога, обучать и развивать «особенного» ребенка, помочь ему адаптироваться в социальной, бытовой, профессиональной и других сферах.
Каждый день прихожу на работу и чувствую огромную ответственность за будущее каждого своего ученика. Это очень трудная, но благородная работа. Учить детей с ограниченными возможностями, видеть и радоваться даже небольшим их достижениям, именно в этом и заключается мое призвание. Всю свою любовь, доброту и заботу я отдаю и буду отдавать детям.
Придя работать в школу, учитель сам начинает учиться. Так и я день за днем овладевала и продолжаю овладевать педагогическим мастерством, ищу и нахожу индивидуальный подход к каждому, учу неслышащих ребят находить и узнавать новое, интересное. Когда вижу результаты эффективной коррекционной работы, испытываю гордость даже за маленькие победы своих учеников.
Повышение качества образования выдвигает всё новые и новые требования к обучению и воспитанию слабослышащих детей. Чтобы их научить, надо самому много знать. Для меня важно узнавать новое и делиться своим педагогическим опытом, поэтому я принимаю участие и обмениваюсь многолетним опытом работы по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках деятельности методических объединений, на семинарах, конференциях, как на уровне образовательного учреждения, так и на городском и республиканском уровнях. Также делюсь опытом с родителями своих учеников и со студентами. В своей работе использую современные технологии. Награждена почетными грамотами, сертификатами.
Четырнадцать лет я работаю в школе с особенными и очень любимыми мною детьми. Стараюсь всегда быть доброжелательной и отзывчивой с ребятами и коллегами. Я ни разу не пожалела, что получила коррекционное образование, потому что это позволило мне помочь многим семьям. Часто родители не придают значения важности вовремя начать лечение и обучение. Мои знания и педагогическая помощь помогают определить верный путь развития маленьких детей с ограниченными возможностями: подсказывают, как воспитывать, чему и как учить. В беседах с родителями делюсь опытом и могу точно сказать, что трудности, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребенка-инвалида, решаемы и есть много специалистов, которые всегда придут на помощь и будут рядом. В эти моменты мои слова придают силу и помогают семье стать увереннее в завтрашнем дне.
Дефектолог - одна из самых главных, ответственных, востребованных профессий. Люблю свою нелегкую, но нужную и интересную работу. Я горжусь своей профессией!
Эссе учителя-дефектолога
От толерантности к эмпатии, от милосердия к педагогике, от коррекции к коммуникации, от традиции к инновации - таким стало мое педагогическое кредо сегодня.
Обучение и воспитание детей - это интересный, увлекательный труд, требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия, чувства юмора и профессионализма. А в случае, если этот ребенок с особыми возможностями, все эти качества автоматически умножаются на два.
Найти актуальное и значимое, здесь и сейчас, для каждого ребенка с ограниченными возможностями- вот главная, коммуникативная задача современного учителя-дефектолога. Мы переживаем мучительное время, когда в мире рушатся идеалы, устои человеческой морали, культуры общения и поведения. И в это время живут наши дети. Наших детей называют по-разному: дети с особыми образовательными потребностями, дети с ограниченными возможностями здоровья. Для меня - это просто дети - неугомонные, шаловливые, любопытные. В моем профессиональном опыте было много различных ситуаций, эмоций, чувств: радость и чувство гордости за достижение моих воспитанников, боль и чувство несостоятельности в результате каких-то неудач, но никогда я не испытывала чувство скуки и пустоты. Моя профессия настолько «живая», деятельная, что это не позволяет стоять на месте. Я думаю, что работа каждого дефектолога - это симбиоз науки и творчества. Поскольку в нашей молодой республике необходимы люди нового качества, учитель-дефектолог должен выступать как организатор, координатор учебно-воспитательного процесса, который берет на себя ответственность за социализацию и успешную интеграцию детей с ограниченными возможностями в открытое общество.
Курсы повышения квалификации при Донецком республиканском институте дополнительного педагогического образования стали хорошим подспорьем в оттачивании педагогического мастерства. Высокий профессионализм ведущих специалистов Донецкой Народной Республики, таких как: Галина Мироновна Уманец, заведующая центром специального и инклюзивного образования; Оксана Викторовна Кобзарь, методист центра специального и инклюзивного образования; Илона Николаевна Некрасова, заведующая кафедрой менеджмента образования и психологии, а так же многие другие поделились своим бесценным опытом и ответили на все волнующие вопросы специального и инклюзивного образования в период внедрения новых Государственных образовательных стандартов общего среднего образования.
На меня, как на учителя-дефектолога, возложена огромная ответственность за обеспечение каждому ребенку высокого качества коррекционно-образовательных услуг с учетом его индивидуальных потребностей.
Я - учитель-дефектолог! Я выбрала эту профессию и горжусь своим выбором!
Моя педагогическая философия.
«В этом мире богатым нас делает
Не то, что мы получаем,
А то, что мы отдаём»
Бигер Генри Уорд.
Говорят, нас ведет по жизни незримый ангел. Мы выбираем друзей, профессию, испытывая желание чего-то добиться. Итог - это ответственный и нелегкий путь, который требует особых профессиональных и человеческих качеств, постоянной концентрации, самоотдачи, внимания, терпения, понимания и доброго сердца. Это мой путь - путь учителя логопеда. Я работаю с детьми, имеющими нарушения в устной и письменной речи. Мое дело очень тонкое и сложное, которое не поддается штампам, зачастую не может быть описано стандартными методами, но это важное дело, ведь оно несет помощь тем, кто в ней так нуждается. Моя задача - подобрать особый ключик к каждому ребёнку, раскрыть его индивидуальный внутренний мир, поселить в душе ребёнка надежду и уверенность в собственных силах, помочь ребёнку раскрыться.
Годы работы в школе - это годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий. Оптимизм, терпение и целеустремленность - эти три качества, которые помогают мне в познании профессии «Учитель-логопед». Для меня важно, чтобы у любого ребенка появился интерес, вера в себя.
Терпеливо, шаг за шагом, стремлюсь к достижению поставленной цели. Как приятно видеть, когда у ребенка совершенствуется речь. И он радуется своим успехам. Как мало надо для счастья маленькому человеку. Я испытываю радость, понимая, что твоя работа является маленьким трамплином для успешного интеллектуального, речевого и личностного развития детей.
Я работаю с особенной категорией ребятишек, называемых сегодня детьми с особыми образовательными потребностями. Мои воспитанники не участвуют в предметных олимпиадах, не добиваются высоких результатов в интеллектуальной деятельности. Главное в обучении детей с интеллектуальным недоразвитием - социальная адаптация в обществе. Учитель-логопед играет в этом не последнюю роль. Для меня важен, интересен и неповторим каждый ребёнок, с которым я работаю. Каждый ребёнок является личностью со своим темпераментом, характером, привычками, способностями, и каждый требует к себе особого индивидуального подхода. Все они разные, каждый из них неповторим, у каждого из них своя палитра настроений и эмоций.
Свою логопедическую работу я представляю в виде большого айсберга, где дефекты звукопроизношения всего лишь его маленькая верхушка, видная всем. А там, под толщей воды, скрывается нечто большее. Страшное. Не видное никому, кроме специалиста. Такие проблемы как: нарушение письма, чтения, нарушения мелкой моторики и другие! А эти проблемы влекут за собой еще более страшные последствия - неуверенность в себе, замкнутость, стеснительность. Всё это влияет не только на успешное школьное обучение, но и всю дальнейшую социализацию ребенка в будущем. Именно поэтому моя профессия выбрана не зря. Ведь, действительно, от моей качественной работы может зависеть будущее детей. Смогут ли они красиво и без ошибок писать, чисто говорить, строить свои высказывания.
Логопед для меня - это, прежде всего:
Л - Любовь к детям. В работе с детьми любовь особенно необходима. Без любви педагогический процесс будет не эффективен.
О - Ответственность. Большая ответственность возлагается на учителя-логопеда. Задача которого состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.
Г - Гордость профессией. Она значима и почетна, позволяет ощущать свою необходимость и причастность к судьбе детей, а значит свою полезность.
О - Образованность. Образование и самообразование учителя - основное условие его профессионального роста. Повышение квалификации каждого педагога, овладение им новейшими педагогическими технологиями и методиками, является важным этапом непрерывного образования педагога в течение своей педагогической деятельности. Педагог может называться педагогом с большой буквы, только, если сам постоянно учится и повышает свой профессиональный уровень. А эффективность коррекционной, развивающей и образовательной работы во многом зависит от профессиональной компетентности педагога.
П - Положительные эмоции. Логопед - это профессия, где есть ежедневное общение. Только педагог получает самую огромную в мире награду - радостную улыбку ребенка, научившегося правильно и красиво говорить.
Е - Единство в работе. Привлекать учителей, воспитателей и родителей к активному сотрудничеству.Только в процессе совместной деятельности педагогов и семьи, удается максимально помочь ребенку.
Д - Достижение результата. Чистая, грамотная, правильная речь ребенка это и является конечным результатом работы логопеда. К нему я продвигаюсь, и радуюсь каждой маленькой победе. Следует постоянно верить в свои силы и силы тех ребят, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя.
Теперь знакомы вы с профессией прекрасной,
Вам лишь осталось постучаться в кабинет.
С табличкой скромной «Логопед».
Другое дело, когда ты входишь в помещение и видишь определенное сообщество — дети. Они и похожи, и не похожи; пытаешься угадать их мысли и с сожалением осознаешь, что для того, чтобы понять, ты должна узнать и принять этих детей такими, какие они есть! А возможно ли ежедневно с радостью принимать объятия «солнечного» ребенка, или может быть педагог просто должен оказать этим детям квалифицированную помощь?
Наверное, именно начало профессиональной деятельности в должности «учитель-дефектолог» в группе для детей с синдромом Дауна дошкольного образовательного учреждения, оказало влияние на то, чтобы задуматься над вопросом: «Толерантность: равнодушие или принятие?».
Начала поиск истины со смысла этого «громкого» слова. Толерантность — термин, по сути, социальный. Обобщая толкования словарей: исторического, политического, юридического, социологического, прихожу к выводу, что толерантность — есть терпимость. Терпимость к мнению, верованию, образу жизни, поведению… Сразу в сознании возникает народное творчество: пословицы, поговорки, ведь не зря же их люди слагали, в них правда жизни: «Не всякое хотение есть терпение», «Терпение дает умение», «Терпение и труд все перетрут», «Всякое зло терпением одолеть можно» и такой мудрости еще много… А как же слово «терпение» обозначил Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка»? По Далю «терпеть — терпливать это значит выносить, переносить, нуждаться; крепиться, мужаться, держаться; ожидать, надеяться, быть кротким; снисходить, допускать, послаблять; не спешить, не торопить». Столько синонимов, и все о созидательном, милосердном, значимом, и ни одной мысли о равнодушии!
Каждый эпитет о терпении, способности выносить то же равнодушие, переносить неудачи, сносить тяготы, нуждаться в помощи, страдать тихо; крепиться изо всех сил, перемогать трудности, держаться вместе, стоять, не изнемогая и не унывая до последнего; ожидать радости достижений, выжидать чего лучшего, прилагая силы, надеяться на успех, быть кротким по ситуации, смиряться только перед Богом; снисходить до возможностей, допускать варианты, послаблять темп, потакать по необходимости, поноравливать до поры, давать повадку, как исключение; не спешить делать выводы, не торопить события, «не гнать лошадей», сноравливаться в меру, на все это, как мне кажется, способен педагог, работающий не ради выгоды или славы, а в связи с тем, что по другому он свою деятельность не представляет!
Грамотный педагог — отзывчивый, чуткий человек — сможет и принять, и поддержать ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Именно принять и поддержать, а не понять и пожалеть, потому что, по-моему, жалость — очень болезненное ощущение, осознание какой-то немощности. Но мы же люди живущие в XXI веке! Специалисты! Неужели мы так бессильны, что не можем оказать поддержку тем, кто в ней так нуждается?! А понять… разве поверит мне мама, воспитывающая ребенка с синдромом Дауна, если я, качая головой, скажу ей: «Как я Вас понимаю…». Конечно, наверное, не всегда и не во всех ситуациях, но думается мне, что истинно понять чувства этой матери можно только пережив и испытав это ощущение незащищенности и безысходности, когда ее ребенок впервые закричал, а медицинские работники одновременно поставили неутешительный диагноз. Что есть толерантность в такой момент? Разве можно остаться равнодушным в такой ситуации? Окружающие пожалели, а значит уже испытали глубокое, социально одобряемое чувство, а мать… мать приняла безусловно!
Выбирая профессию «учитель-дефектолог» я категорично определила для себя: не сочувствие, а поддержка; не жалость, а соучастие; не любопытство, а принятие! И я принимаю детей с ограниченными возможностями здоровья, участвую в их жизни, оказываю им посильную поддержку и квалифицированную помощь! Я не собой горжусь, Я ГОРЖУСЬ СВОЕЙ ПРОФЕССИЕЙ!
Или на сайте
Условия публикации:
1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующие разделы по категориям образования:
- Дошкольное
- Начальное общее
- Основное общее
- Среднее (полное) общее
- Среднее профессиональное
- Высшее
- Дополнительное
2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.
Посмотреть свидетельство:
Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.
Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.
ЭССЕ "МОЯ ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЬ - ДЕФЕКТОЛОГ "
Дата публикации: 13.05.17
Эссе
«Моя профессия учитель-дефектолог »
Зинченко Елены Владимировны
Учитель-дефектолог
Душе была дана любовь от Бога в дар,
Чтоб отличить добро от зла умение.
На что же трачу я священный сердцу дар?
На помощь детям в личном становлении!
И вот опять новый день. Новые встречи. Новые интересы. Новые любопытные детские глаза.
Моя профессия – особая тропинка жизни. Пересекаясь с десятками судеб детей, моя профессиональная тропа сливается с каждой детской жизненной тропкой. Самое главное - находить время….
Нахожу время для любви - это священный дар жизни. Главное для меня - любовь к детям и профессии. Я очень люблю свою профессию за то, что она дает мне возможность ежедневно соприкасаться с миром детства. Каждый день, отдавая частичку своего сердца, я пытаюсь зажечь солнце, которое есть в каждом ребенке!
Нахожу время для работы - это цена моего успеха. В работе мною движет желание помочь каждому ребенку. Какое это непередаваемое удовольствие, когда видишь, что твои труды дают плоды.
Нахожу время для дружбы - это источник счастья. Я работаю рядом с опытными, профессиональными, творческими коллегами.
Нахожу время для игры - это секрет молодости. В работе много сил и энергии требуется, чтобы заинтересовать детей, донести до них то, что необходимо. Игра – постоянный партнер на моих занятиях.
Нахожу время для здоровья - это единственное сокровище жизни. Поэтому главная заповедь моей работы – не навреди. На занятиях эффективно применяю здоровьесберегающие технологии.
В нашей профессии должно сочетаться милосердие врача, прозорливость психолога и мудрость педагога.
Многолетний опыт сотрудничества убедительно доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционного пространства.
Нахожу время для чтения - это основа знаний. Чтобы достичь положительных результатов, нужно быть профессионалом, постоянно пополнять свои знания. Стараюсь идти в ногу со временем: пишу научные статьи, разрабатываю проекты, владею компьютерными технологиями, изучаю нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике.
Нахожу время для раздумий - это источник моей силы. Намечаю новые горизонты - использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционной работе с детьми и их родителями.
Налаживая мостик взаимодействия «родитель - педагог», от семьи к детскому саду, стараюсь быть деликатной, не учу взрослых людей основам педагогического взаимодействия, и предлагаю, как можно вместе решать проблемы.
От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.