Двусоставное предложение. Перейдём к простому односоставному предложению. Тема: Двусоставные и односоставные предложения


Двусоставные предложения - основной структурно-семантический тип простого предложения, обладающий наиболее полным набором дифференциальных признаков простого предложения.
Двусоставные предложения - это предложения с двумя главными членами - подлежащим и сказуемым, которые могут быть распространены второстепенными членами. Подлежащее с относящимися к нему второстепенными членами образует состав, или группу, подлежащего; сказуемое с относящимися к нему второстепенными членами - состав, или группу, сказуемого. Например: Капельки осеннего тумана\По стволам бегут ручьями слез (Кедрин); Желание служить общему благу \ должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья (Чехов). Составы подлежащего и сказуемого, разделенные вертикальной черточкой, соответствуют компонентам мысли и актуальному членению: состав подлежащего выражает логический субъект и является выразителем «данного», состав сказуемого выражает логический предикат и является выразителем «нового», поэтому подлежащее предшествует сказуемому.
Группы подлежащего и сказуемого взаимопроницаемы: нередко слова одного состава могут занимать место на «территории» другого состава, что также является одним из средств их актуализации. Например: И в колосьях брильянты росы Ветерок зажигает душистый... (Бунин); Тихо август прилег ко плетню (Есенин).
Двусоставные предложения образуются в речи по языковым моделям (структурным схемам). Компоненты структурных схем двусоставных предложений могут быть представлены условно-графическими обозначениями в терминах членов предложения, в названиях частей речи. Так, схема предложения Серебрится ячмень колосистый (Бунин) может быть представлена в следующем виде: ~ ; «определ. +подл. + сказ.»; «прил. + сущ. + спряг.
глаг.».
Наполнение схемы лексическим материалом реализует структурную схему. Так, схема («подл. + обет. обр. д. +
сказ.») может быть реализована предложениями: Зеленеют привольно овсы (Бунин); Дуб растет медленно (Соколов-Микитов) и др. Инверсия членов предложения вызвана их актуализацией.
Количество строевых компонентов схем двусоставных предложений и принципы их выделения, как уже отмечалось, являются спорными вопросами: одни ученые включают в схему предложения только главные члены, другие - и некоторые второстепенные члены, коммуникативно значимые.
Основные структурные схемы двусоставных предложений, выделяемые в зависимости от лексико-грамматических свойств главных компонентов, следующие: «имя+спряг. глаг.», «имя+имя», «инф.+ имя», «инф.+инф.» и др.
Частотность употребления предложений, реализующих выделенные схемы, различна. Реже других встречаются высказывания, построенные по образцу «инф.+инф.». Частотность двух первых схем может зависеть от стиля речи (в научной речи чаще встречается схема «имя+имя»), от условий речевой ситуации.
Главные члены предложения входят в качестве строевых компонентов в структурную схему двусоставных предложений и образуют их предикативный центр.

Еще по теме ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

  1. 1. Общая характеристика простого двусоставного предложения. Основные структурные схемы двусоставных предложений.

Одной из главных характеристик предложения является информация о составе грамматической основы. С этой точки зрения все предложения делятся на односоставные и двусоставные. Поговорим о вторых из них.

Грамматическая основа

В каждом предложении обязательно должна быть грамматическая основа. Именно в ней заключен основной смысл, как коммуникативный, так и грамматический.

Существуют неполные предложения, в которых может не быть грамматической основы; но они не являются в полной мере инструментами коммуникации, так как их смысл понятен только в контексте. Например, неполное предложение «Десять.» непонятно вне контекста (Сколько тебе лет? - Десять.)

Грамматическая основа обычно может сохранять некий общий смысл предложения, если выбросить все второстепенные члены.

Пример : Наша улица тянулась вдоль реки. - Улица тянулась .

Грамматическая основа двусоставного предложения состоит из двух главных членов: подлежащего и сказуемого. Подлежащее – это то, о чем говорится в предложении, субъект происходящего. Сказуемое - это то, что нам сообщают о подлежащем, предикат. Именно сказуемое привязывает предложение ко времени. Если даже оно выражено не глаголом (составное именное сказуемое), сам факт отсутствия глагола-связки указывает на изъявительное наклонение и настоящее время.

В односоставном предложении (эта тема изучается на уроках русского языка 8 класса) все функции грамматической основы берет на себя один главный член.

Главные члены двусоставного предложения

Подлежащее всегда отвечает на вопрос кто? или что? и стоит в именительном падеже. Если оно состоит из нескольких слов, то в именительном падеже стоит хотя бы одно из них.

Подлежащее может быть выражено

  • существительным (Кот лежал на крыше.) ;
  • местоимением (Он уже ушел.) ;
  • инфинитивом (Петь - ее страсть.) ;
  • сочетанием числительного и существительного (Три розы стояли в вазе.) ;
  • синтаксически неделимым сочетанием (Анютины глазки цвели на клумбе.) .

Если подлежащее и прямое дополнение можно спутать, так как форма именительного и родительного падежей у них совпадает, то по умолчанию первое из них считается подлежащим, а второе - дополнением; пример: «Мать любит дочь» - это мама любит дочку, а «Дочь любит мать» – дочка - маму.

Сказуемое может быть выражено любой частью речи, кроме деепричастия. Если оно выражено именем, то тоже должно стоять в именительном падеже.

Сказуемое может быть выражено:

  • глаголом в личной форме (кот лежал на крыше.) ;
  • инфинитивом (Мое хобби - танцевать .) ;
  • существительным (Белка - лесной зверек .) ;
  • прилагательным, полным или кратким (Он очень умен (умный ).) ;
  • кратким причастием (Дом уже построен .) ;
  • числительным (Мое любимое число - пять .) ;
  • наречием (У нас все по-прежнему .) ;
  • синтаксически неделимым сочетанием или фразеологизмом (Парень был богатырского сложения .) и т.д.

Связь между подлежащим и сказуемым называется предикативной; ни один из главных членов не главнее другого. На схеме их связь обозначают двусторонней стрелочкой.

Примеры двусоставных предложений

Шторм бушевал вторые сутки.

Иван Николаевич был очень удивлен .

Солнце - ближайшая к нам звезда .

Класс 8 Русский язык Время проведения_______

Тема урока: Односоставные и двусоставные предложения

Цели урока:

    умение находить в тексте двусоставные и односоставные предложения;

    развитие речевых навыков;

    воспитание эстетического вкуса.

Задачи:

    углубить знания о типах односоставных предложений;

    уметь находить в текстах двусоставные и односоставные предложения;

    развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;

    вызвать интерес к урокам русского языка, к самостоятельной работе.

Тип урока - урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Оборудование: интерактивная доска

Ход урока

1.Организационный момент

Вступительное слово учителя

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. А теперь улыбнитесь и прикоснитесь ладошками друг к другу, и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня с вами всё получится,(молодцы ребята) а теперь садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Как видите у нас много гостей. Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам с вами радость общения, наполнит сердца наших гостей теплыми, добрыми чувствами. Каждый урок русского языка - это достижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь и этот урок станет для нас открытием.

Прежде чем приступить к работе, давайте поделимся на 2 группы. У меня на столе лежат стикеры, подойдите и возьмите. Пожалуйста соберитесь в группы по цветам, желтый цвет -первая группа, синий цвет- вторая группа. А теперь выберите спикера команды. Вот мы с вами разделились на группы а теперь скажите, что они означают? (синий цвет- это символ удачи, цвет неба и вечности, цвет доброты, цвет нашего флага т.е синий цвет означает благополучие, спокойствие мира и единства) (желтый цвет- это цвет золота, богатства, цвет солнца и тепла, это источник жизни и энергии т.е цвет живости, яркости и радостного восприятия жизни и ещё ребята это любимый цвет нашего президента Нурсултана Абишевича Назарбаева)

Учитель . Дает задание. Ситуация вызова.

Как вы думаете, какое задание выполняла девочка?

Ученики. Разделила сочетания слов на словосочетания и предложения.

Учитель. Как вы определили, что в одном столике словосочетания, а в другом предложения?

Ученики . Есть знаки препинания, интонационная и смысловая законченность, имеет грамматическую основу.

Задание. 1 Восстановите лингвистический тест, вставляя необходимые по смыслу слова. (работа в группах)

Грамматическая основа предложения – это ___________________.

Члены предложения - это _____________ и сказуемое.

Обозначает действие, _______, состояние предмета;

Обозначает предмет речи.

На вопросы: Что делает предмет речи? Каков предмет речи? Что это такое? Кто это такой? - отвечает главный член предложения_________

На вопросы: Кто? Что? О чем говорится в предложении? О ком говорится в предложении? – отвечает главный член предложения _______

Сказуемое может быть выражено глаголом, _________и ____________

Чаще всего подлежащее может быть выражено существительным или___________

Задание 2 Исследовательская работа по карточкам (минигруппы)
Внимательно рассмотрите эти предложения. Подумайте, как их можно разделить на две группы.

Летом ребята отдыхали в лагере. Люблю классическую музыку.

Сухие листья шелестели под ногами. По радио объявили о посадке самолёта.

Мне долго не открывали. Мне не спится.

Печальный дождь падает из туч на землю. Какая ночь!

Учитель : По какому принципу вы их поделили?

Ученики: Принципы разделения – состав основы предложений. (Подчеркиваем грамматические основы)

Учитель. С какими предложениями было легко работать, а какие вызвали затруднение? По какой причине возникло затруднение?

Ученики. Остальные предложения вызвали затруднения, так как в них нет одного члена либо подлежащего, либо сказуемого.

Учитель. А если у предложения есть и подлежащее, и сказуемое, как мы называем такое предложение?

Проведите параллель - а если один?

Молодцы, всё верно!

Попробуйте самостоятельно определить тему и цели нашего урока.

Тема: Двусоставные и односоставные предложения.

Цель: Научиться о пределять разницу между односоставными и двусоставными предложениями.

ІІ. Первичное закрепление знаний .

Самостоятельная работа (Индивидуальная работа с интерактивным тестом 5 человек)
Актуализация знаний с помощью таблицы.

Предложения

Вид предложения

Деревья быстро пожелтели.

двусоставное

Ему до­ве­ри­ли важ­ное и почти опас­ное дело.

односоставное

Часто осенью я пристально следил за падающими листьями

двусоставное

Кинофильм очень интересный.

двусоставное

С моря веет свежестью

односоставное

Еду, еду в чистом поле.

односоставное

Слышишь, как сегодня лес расшумелся?

На небе звезды!

односоставное

Давайте, ребята, посмотрим, в чём изюминка этих предложений?

Некоторые предложения имеют в наличии оба главных членов предложения, а другие предложения состоят только из одного главного члена предложения. Значит, мы сегодня большую часть времени будем говорить об односоставных предложениях и двусоставных предложениях.

По наличию грамматических основ простые предложения делятся на двусоставные и односоставные. Двусоставными называются предложения, грамматическая основа которых состоит из двух членов – подлежащего и сказуемого: Наступила зима .

В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена: Весна. К вечеру похолодало.

Постановка проблемного вопроса урока: «Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?»

3. Упр.138стр.84. (в устной форме)

- Определите, какие предложения являются двусоставными, какие – односоставными

(1-5 пр.)

I II. Закрепление материала.

Задание 3 «Мозаика» .

Соберите предложения и подчеркните грамматическую основу выполним письменно

1. Утро, наступило, зимнее (Наступило зимнее утро)

2. Первый, на снег падает улице (На улице падает первый снег).

3. снежная, зима, морозная.(Морозная, снежная зима).

4. Музыку, люблю, классическую.(Люблю классическую музыку).

Какие это предложение? (односоставные и двусоставные предложения)

Задание 5. «Конструктор»

Переделайте односоставные предложения в двусоставные.

Люблю грозу в начале мая.- Я люблю грозу в начале мая.

Зима.- Наступила долгожданная зима

Яркое солнце.- Светит яркое солнце

Задание 5. «Выборочный диктант».

Я прочитаю предложения, а вы должны записывать только грамматическую основу.

На перевале караван задержался. Тянуло вечерней прохладой. Снежинки медленно падали на сырую землю. С утра моросит. Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Присаживаемся к костру.

Задание 6 . Разберите по членам предложения. Охарактеризуйте данное предложение.

Мы с нетерпением ждали наступления зимы.

Переделайте односоставное предложение в двусоставное. Прекрасная музыка.

Задание 5 .«Угадай слово»

Это слово среднего рода, то, что оно означает, отражает жизнь по-своему.

Вся его история – это история людей, их жизни и борьбы.

Оно – зеркало жизни.

Существует очень много его видов.

По-казахски это ө нер.

По-английски это art.

Итак, это слово искусство.

«Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления

человека к добру, к радости и совершенству», - писал известный немецкий писатель Томас. Манн.

А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?

Задание 6. Работа в группах. Составление кластера.

Вот вам листочек напишите ассоциирующие слова.

1.Слова напишите на трех языках.

2. Составить по одному предложению и подчеркнуть грамматическую основу.

Музыка живопись театр скульптура кино литература

Назовите эти слова на трёх языках

литература - ә дебиет - literature

музыка – ә н, ә уен -music

кино - кино - cinema

театр – театр - theatre

живопись – майменсурет салу - draw

скульптура – мү сін - sculpture

архитектура- сә улет ө нері – architecture

Составить по одному предложению.

Музыка украшает нашу жизнь.

Сегодня на уроке была интересная викторина о живописи.

Живопись помогает человеку раскрыть свою душу.

Искусство означает осмысление действительности мастером, отражение его внешнего и внутреннего мира, которое в итоге дает продукт, приносящий эстетическое удовлетворение, но не только самому творцу, но и обществу .

IV . Домашнее задание. Подведение итогов урока.

Рефлексия урока.

Если вам все понятно то выберите красное яблоко, если вам что то непонятно выберите зеленое яблоко.

V . Рефлексия. Выставление оценок

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

Доволен ли тем, как прошёл урок?

Было ли тебе интересно?

Сумел ли ты получить новые знания?

Ты был активен на уроке?

Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

Учитель был внимателен к тебе?

Ты сумел показать свои знания?

Я благодарю вас за старание, добросовестное выполнение заданий. Спасибо нашим гостям за то, что они пришли к нам.

Предложения, грамматическая основа которых состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), называются двусоставными .

Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Односоставные предложения имеют законченный смысл, и поэтому второй главный член бывает не нужен или вообще невозможен.

Например: Летом поеду к морю. Темно. Пора уходить. Волшебная ночь .

Односоставные предложения в отличие от неполных понятны вне контекста.

Существует несколько видов односоставных предложений:

Определенно-личные,
неопределенно-личные,
обобщенно-личные,
безличные,
назывные (номинативные).

Каждый из видов односоставных предложений отличается особенностями значения и формой выражения главного члена.


Определенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия определенного лица (говорящего или собеседника).

В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении ; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я , ты , мы , вы .

Например: Люблю грозу в начале мая (Тютчев); Будем терпеливо сносить испытания (Чехов); Пойди , поклонись рыбке (Пушкин).

В определенно-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом 3-го лица единственного числа и глаголом в форме прошедшего времени . В подобных случаях в предложении отсутствует указание на определенное лицо и само предложение является неполным.

Сравните: Вы и по-гречески знаете? - Учился немного (Островский).

Неопределенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия неопределенного субъекта.

В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола .

Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен.

Например: В доме стучали печными дверцами (А. Толстой); На улицах где-то далеко стреляют (Булгаков); Дали бы человеку отдохнуть перед дорогой (Шолохов).

Обобщенно-личные предложения

Обобщенно-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия обобщенного субъекта (действие приписывается всем и каждому в отдельности).

Главный член в обобщенно-личном предложении может иметь те же способы выражения, что и в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях, но чаще всего выражен глаголом 2-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени или глаголом 3-го лица множественного числа .

Например: Добро на худо не меняют (пословица); Не очень-то нынче старших уважают (Островский); Что посеешь , то и пожнешь (пословица).

Обобщенно-личные предложения представлены обычно в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.

К обобщенно-личным относятся и предложения, содержащие в себе авторское обобщение. Говорящий для придания обобщенного смысла вместо глагола 1-го лица употребляет глагол 2-го лица.

Например: Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха.

Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения с главным членом сказуемым, передающие действия или состояния, возникающие независимо от производителя действия.

В таких предложениях невозможно подставить подлежащее .

Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с простым глагольным сказуемым и выражается:

1) безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого - быть главным членом безличных односоставных предложений:

Например: Холодает / холодало / будет холодать .

2) личным глаголом в безличной форме:

Например: Темнеет .

3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях:

Например: Ветра не было / нет .

Главный член, сходный по структуре с составным глагольным сказуемым , может иметь следующее выражение:

1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив:
Например: За окном стало темнеть .

2) глагол-связка быть в безличной форме (в настоящем времени в нулевой форме) + наречие + инфинитив:
Например: Жаль / было жаль расставаться с друзьями .
Пора собираться в дорогу .

Главный член, сходный по структуре с составным именным сказуемым , выражается:

1) глагол-связка в безличной форме + наречие:
Например: Было жаль старика .

На улице. становилось свежо .

2) глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие:

Например: В комнате было накурено .

Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивные предложения .

Главный член односоставного предложения может быть выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие возможное или невозможное, необходимое, неизбежное. Такие предложения называются инфинитивными.

Например: Ему завтра дежурить . Всем встать ! Поехать бы в Москву!

Инфинитивные предложения имеют различные модальные значения: долженствования, необходимость, возможность или невозможность, неизбежность действия; а также побуждение к действию, повеление, приказание .

Инфинитивные предложения подразделяются на безусловные (Молчать! ) и условно-желательные (почитать бы ).

Назывные (номинативные) предложения - это односоставные предложения, передающие значение бытия (существования, наличия) предмета речи (мысли).

Главный член в номинативном предложении может быть выражен существительным в именительном падеже и количественно-именным сочетанием .

Например: Ночь , улица , фонарь , аптека . Бессмысленный и тусклый свет (Блок); Три войны , три голодных поры , то, чем век наградил (Солоухин).

В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон , вот , а для введения эмоциональной оценки - восклицательные частицы ну и , какой , вот так :

Например: Какая погода ! Ну и дождь ! Вот так гроза !

Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:
Например: Поздняя осень .

Если распространителем является обстоятельство места, времени, то такие предложения можно трактовать как двусоставные неполные:
Например: Скоро осень . (Сравните: Скоро наступит осень .)
На улице дождь . (Сравните: На улице идет дождь .)

Назывные (номинативные) предложения могут иметь следующие подвиды:

1) Собственно-бытийные предложения, выражающие идею существования явления, предмета, времени.
Например: Апрель 22 года. Синева . Снег стаял.

2) Указательно-бытийные предложения. Основное значение бытийности осложнено значением указания.
Например: Вот мельница .

3) Оценочно-бытийные (Доминирование оценки).
Например: Ну и денек ! Ай да …! А уж характер ! + частицы ну, то, тоже мне, а еще.

В качестве главного члена может выступать оценочное существительное (Красота . Вздор .)

4) желательно-бытийные (частицы лишь, если только).
Например: Только бы здоровье . Только не смерть . Если бы счастье .

5) побудительные (побудительно-желательные: Внимание ! Добрый день ! и побудительно-повелительные: Огонь ! и т.п.).

Необходимо отличать от номинативных предложений конструкции, по форме совпадающие с ними.

Именительный падеж в роли простого наименования (названия, надписи). Их можно назвать собственно-назывными – абсолютно отсутствует значение бытийности.
Например: «Война и мир» .

Именительный падеж в функции сказуемого двусоставного предложения (Кто он? Знакомый. )

Именительный падеж темы можно отнести к изолированным номинативным, но содержательно они не обладают значением бытийности, не выполняют коммуникативной функции, образуют синтаксическое единство лишь в сочетании с последующей конструкцией.
Например: Москва . Как много в этом звуке для сердца русского слилось… Осень . Это время года я особенно люблю.

При высказывании построение предложений играет далеко немаловажную роль. Это определяет не только компетентность говорящего, но и общую понятность того, что он хочет донести.

Предельное внимание стоит уделить построению художественных предложений.

Они активно используются в журнальных и газетных статьях, звучат в новостях и театральных постановках.

Собранное художественное предложение способно пробудить чувственность и интерес слушателя, либо ввести его в замешательство.

Двусоставное предложение

В стандартном варианте сказание должно в себе вмещать оба главных члена речи: прилагательное и сказуемое. Вы четко указываете, о чем или о ком идет речь и точно говорите о действии указанного лица.

Тогда выражение звучит полно, легко воспринимается тем, к кому оно идет. Такое предложение является двусоставным, ведь в нем выступают два состава – прилагательное и сказуемое. Разберем такого рода фразы на примерах.

  • Вечер коснулся города. (Предложение простое. Четко просматриваются оба состава).
  • Непринужденные прежде глаза Марии Ивановны отображали свет потускневшей лампы, а в голосе внезапно возникла дрожь. (Это сложное предложение, которое вмещает в себе 2 простых. Между ними сочинительный союз «а»).
  • Я посмотрела в аквариум: черепаха живо шевелила лапками. (Сложное бессоюзное предложение. Обе его части являются двусоставными).
  • Оливер уже несколько часов заглядывал в окно лавки, в которой трудился его товарищ. (Сложноподчинительное предложение, где четко просматриваются основная часть: «Оливер уже несколько часов заглядывал в окно лавки» и придаточная: «в которой трудился…». Обе части двусоставные).

Односоставное предложение

С односоставными фразами несколько сложнее. Они относятся больше к свободным, поэтическим сказаниям, нежели научным. Содержат такого рода предложения один состав : либо сказуемое, либо подлежащее. Рассмотрим специфику на нескольких примерах.

  • Весной соберу цветы. Прогуляюсь. Увижу завораживающие ночи.
  • Сметают пурпурную листву.

Односоставные сказания являются не целыми, однако понятными без контекста. При изучении они даются школьникам более тяжело, ведь имеют собственную классификацию. Виды односоставного выражения такие:

  • обобщенно-личное;
  • неопределенно-личное;
  • безличное;
  • номинативное или назывное;
  • определенно-личное.

Обобщенно-личное

В таком выражении выступает главным образом глагол. Кто выполняет роль субъекта неясно. Это проясняется из контекста. Также обобщенно-личное предложение нередко используется для построения пословиц и других народных сказаний.

  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Мечтают о будущем – забываю о былом.

Сказуемое задействуется во втором лице. Допускается как единственное, так и множественное число. Когда говорят о будущих событиях, задействуют глагол третьего числа во множественном числе.

Неопределенно-личное

Главным членом здесь также выступает сказуемое, а подлежащее остается неизвестным . Глагол стоит в третьем лице в множественном или единственном числе. Допускается как настоящее так, и будущее время. Наклонение может быть повелительное, либо изъявительное.

  • Во дворе играли со щенком.
  • Разрешили бы ей подумать о завтрашнем дне.
  • Пели песни до самого вечера.

Чтобы отличать неопределенно-личное от обобщенного важно понять один смысловой нюанс. В обобщенно-личных предложениях речь идет сразу обо всех . Кто именно задействован не важно – фраза является универсальной.

Допустим, пословица: «Что посеешь, то и пожнешь» не направлена на конкретное лицо, применять ее реально к любому человеку. В определенно-личных изречениях субъект также не упоминается, но затрагивает фраза конкретную группу людей.

Безличное

В отличие от вышеуказанных разновидностей, безличная фраза характеризуется полным отсутствием даже намека о лице. В подавляющем большинстве предложение короткое, может состоять из одного слова.

  • Похолодало.
  • Скоро светает.
  • В ночном саду затихло.
  • Каждое утро становилось прохладно.
  • Отправиться бы в Америку.
  • Замолчи!
  • Вспомнить бы.

Номинативное

Узнать данную разновидность односоставного предложения несколько проще других. Состав здесь выражается как количественно-именное сочетание , либо именное существительное. В такого рода предложениях обозначается только наличие сущности и ничего не говорится о действии.

  • Вот знак пешеходного перехода.
  • Там за углом аптека.
  • За окном солнце.
  • Скоро дождь.

Определенно-личное

Главным образом здесь выступает сказуемое . Отличить его также не сложно, ведь глагол проявляется в первом или втором лице во всех временах, за исключением прошедшего. Применяют как единственное, так и множественное число.

  • Попробуй себя проявить.
  • Не грустите более.