Деревня пушкин какая лирика. Стихотворения Деревня (1819) (Пушкин А. С.). Что обличал поэт

«И над отечеством Свободы просвещённой / Взойдёт ли наконец прекрасная Заря?». Анализ стихотворения «Деревня».

Вместе с одой «Вольность» и посланием «К Чаадаеву» будущие декабристы переписывали и элегию «Деревня» (1819).

Эта элегия связана с родными местами поэта — сельцом Михайловским, где находилось родовое имение Пушкиных. Через всю жизнь, через всю поэзию, начиная с юношеского стихотворения «Простите, верные дубравы! .. » и кончая глубоким, написанным незадолго до смерти «Вновь я посетил …», пронёс Пушкин любовь к родному Михайловскому — «обители трудов и чистых нег». Здесь пришлось ему пережить и горечь одиночества, и унижение поднадзорного невольника, и восторг любви, и радость творчества, и тепло верной дружбы.

Здесь создано более ста произведений и среди них подлинные шедевры: «Деревня», «Я помню чудное мгновенье … », «К морю», «Борис Годунов», «Граф Нупин» и многие другие.

«Приютом спокойствия, трудов и вдохновенья» называл поэт свою деревеньку — удивительную землю с голубыми озёрами, просторными заливными лугами и светлыми сосновыми рощами.

Взгляните и вы на эту землю.

Какое впечатление производят эти места?

От них веет спокойствием, умиротворением. Мы замираем перед красотой, наш взгляд теряется в бесконечных просторах высокого неба и лугов, озёр, лесов. Вот к этим местам и обращено стихотворение Пушкина «Деревня». Оно создано в 1819 году, когда поэт летом ненадолго приехал в своё родовое имение.
Прочитаем его.
Стихотворение (1-я его часть) звучит на фоне птичьего пения, стрекота кузнечиков (используется фонограмма), это помогает создать ощущение живого простора зелёных лугов и лесов, нагретых солнцем, и благословенного покоя, которым веет от них.

Во 2-й части стихотворения звук убирается: его будто поглощает тишина, полная грустными раздумьями поэта, который перестал слышать природу, потому что его внимание заняли другие картины. Этот приём помогает незаметно заострить внимание учащихся на композиции произведения.

Какое впечатление произвела на вас стихотворение? Какие картины представлялись вам при чтении его?

Стихотворение нравится ребятам. Интересно, что, говоря о своих впечатлениях, они выделяют 1-ю его часть, которая нравится им спокойствием, теплотой, умиротворением.

Ученики рисуют луга со скирдами сена, колосящиеся поля, берега синеющей реки, заросшие камышом, мельницы на пригорках и т. д. Некоторым видится и сам поэт, сидящий под высоким тенистым деревом и созерцающий просторы родной земли.

Но всё это скорее относится к 1-й части стихотворения. А есть ещё и 2-я.

Найдите «границу», которая разделяет произведение на две части.
Это строфа, которая содержит обращение поэта к «оракулам веков» (оракулы — прорицатели).

Ответ на какой вопрос хочет услышать поэт?

… и над отечеством Свободы просвещённой
Взойдёт ли наконец прекрасная Заря?

Почему у него возникает этот вопрос?

Потому что «среди цветущих нив и гор» поэт вдруг замечает «Барство дикое».

Задумаемся, почему Пушкин, приехав в деревню, не сразу увидел его. Какими настроениями он был полон?

Поэт рад приезду в родную деревню, он полон светлых чувств, ему приятно видеть любимые места; после шума и суеты большого города он наслаждается тишиной, неторопливостью жизни, красотой природы; освобождённый «от суетных оков», он учится «в истине блаженство находить». Состояние счастливого блаженства и покоя наполняет его душу.

Попробуем представить, как у него могла появиться мысль о «Барстве диком».
Может быть, наблюдая за крестьянами на полевых работах, поэт вдруг вспоминает, что они трудятся не на себя, и воображение рисует картины подневольного труда, а память восстанавливает страстные обличительные речи его петербургского друга А. И. Тургенева, слышанные в округе истории.

В 1819 году совсем неподалёку от Михайловского помещик забил крестьянина насмерть, на суде свидетелем по этому делу выступал двоюродный дед Пушкина Ганнибал. Как раз в те дни, когда поэт жил в своей деревеньке, в Великолукском уезде Псковской губернии слушалось дело о смерти крепостного человека
помещицы Абрютиной.

Как видим, примеров «Барства дикого» перед глазами молодого поэта было предостаточно.

Перечитаем ещё раз 2-ю часть стихотворения. Какие художественные образы являются в ней ведущими? Как они связаны между собой?

Ведущие образы 2-й части — «Барство дикое» и «Рабство тощее». Они неразрывны: «Рабство тощее» — прямое следствие «Барства дикого» … У каждого из этих ведущих образов есть ряд сопутствующих. Найдите их в стихотворении.

У «Барства дикого» это «насильственная лоза», «бичи», «неумолимый владелец», «бесчувственный злодей», «невежества убийственный позор»; у «рабства тощего» — «чуждый плуг», «тягостный ярем», «дворовые толпы измученных рабов», «слёзы», «стон».

Какие картины складываются в нашем воображении благодаря этим образам? Какое чувство остаётся от этих картин?

Нам видятся истощённые, измученные тяжёлым трудом крестьяне, с утра до ночи работающие в поле; юные девушки, стоящие перед помещиком и с ужасом ожидающие своей участи; маленькие дети, брошенные у края поля, пока их матери жнут пшеницу; наказываемые плетями холопы … Картины эти вызывают чувство тоски, острое ощущение несправедливости и сострадание к крепостным.

Заметьте, у Пушкина в этом стихотворении, как и в оде «Вольность», многие слова написаны с прописной буквы. Найдите их. Как вы думаете, почему он пишет их с прописной буквы?

Это слова: Истина, Закон, Мольба, Невежество, Позор, Судьба, Барство, Рабство, Владелец, Витийство, Заря. Вероятно, для поэта они имеют обобщающее, символическое значение.

Какое слово повторяется чаще всего?
(Закон.)

О каком Законе говорит Пушкин? Что это за Закон, который можно «боготворить»?

Это Закон естественной свободы, данный человечеству свыше, именно поэтому его можно «боготворить».

А в жизни, окружающей поэта, какой Закон господствует? (Закон насилия и рабства.)

О чём мечтает Пушкин? (О том, чтобы в его Отчизне народ стал «неугнетённым и Рабство пало «по манию царя», то есть чтобы сам царь отменил крепостное право.)

Поэт с сожалением восклицает:
О, если б голос мой умел сердца тревожить
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой Витийства грозный дар?

Витийство — это, по В.Далю, красноречие, искусственное, риторическое; вития — оратор, краснобай, ритор, речистый человек, красноречивый словесник, краснослов.

Почему Пушкин жар своего сердца называет «бесплодным» и сожалеет, что ему не дан «Витийства грозный дар»?

Поэту кажется, что он не умеет быть оратором, не обладает даром красноречия, способного убеждать, призывать, вдохновлять, поэтому его чувства остаются всего лишь «бесплодным жаром».

Красноречиво ли его стихотворение? Убеждает ли оно нас в несправедливости государственного закона, заставляет ли осуждать «Барство дикое» и сочувствовать «Рабству тощему», мечтать о торжестве вечного Закона Свободы?

Ребята считают, что Пушкин несправедлив к себе: стихотворение волнует, задевает, заставляет размышлять, будит воображение, а значит, жар поэта не бесплоден.

Как помогает этому композиция стихотворения? Какой приём лежит в основе её?

Стихотворение состоит из двух частей, которые противопоставлены друг другу, то есть поэт использует приём антитезы. На фоне чудвсных картин при роды страшнее смотрится «Барство дикое», ещё убедительнее звучит призыв дать народу свободу.

Так же думали и декабристы, которые использовали стихотворение «Деревня» как агитационное, но заменяли слова «Рабство, падшее по манию царя» на «рабство падшее и падшего царя».

Как изменяется от этого смысл стихотворения? Соответствует ли он взглядам автора?

Призыв к царю отменить несправедливый закон о крепостном праве становится призывом к революции, а Пушкин был противником любого насилия.

Как поэт называет себя в этом стихотворении? Каким он предстаёт перед нами?

Пушкин называет себя «другом человечества», и таким он предстаёт перед нами в этом стихотворении: он — гуманист, который не может равнодушно смотреть на несправедливость и насилие, он сочувствует страждущим, возмущается «Барством диким», мечтает о счастье своего народа на лоне прекрасной при роды, но сомневается в том, что когда-то увидит «народ неугнетённый и «прекрасную зарю» над родной страной.

В статье будет подробно рассмотрено одно из известнейших стихотворений Александра Сергеевича Пушкина и проведен его анализ. «Деревня» (Пушкин) - произведение, отразившее политические взгляды поэта, его мнение о и роли русского крестьянства в жизни страны.

Особенности поэзии Пушкина

Творчество великого поэта делится на несколько этапов. Однако все они объединены рядом тем и особенностей, которые возникли еще в ранний период становления Пушкина. Особенно сильно повлияло на формирование художественного сознания писателя общение с декабристами и известными литераторами. Также на развитие его литературных способностей оказали влияние русский фольклор и западноевропейская культура и литература.

Второй этап творчества поэта, относящийся к послелицейской поре, отражает анализ стиха «Деревня». Пушкин в этот период вел активную политическую и общественную жизнь, особенно остро его волновала необходимость принятия реформ, которые помогли бы изменить самодержавное устройство России. Последующие периоды творчества поэта связаны со ссылками. В них начинают преобладать романтические, философские, а позднее и реалистические мотивы.

Анализ: «Деревня» (Пушкин)

Анализ любого стихотворения проводится по определенному плану, который может быть следующим:

  • История создания.
  • Тема и идея.
  • Лирическое «Я».
  • Композиция.
  • Стихотворный размер.
  • Изобразительно-выразительные средства.

История создания стихотворения

Как было отмечено выше, стихотворение относится ко второму, петербургскому периоду творчества поэта и было написано в 1819 году. Активная тайные встречи с декабристами, общение с Чаадаевым и Рылеевым - все повлияло на тематику стихотворения «Деревня». Анализ пушкинского стихотворения включает высказывания поэта о деспотизме самодержавия, о политической и социальной несвободе людей, о бесчеловечности крепостничества.

Тема и идея

Главная тема произведения - проблема крепостного права. Пушкин стремится показать его губительность, варварство и антигуманизм. Чтобы акцентировать внимание на жестокости и несправедливом отношении к народу, поэт прибегает к противопоставлению. Структурный анализ стиха «Деревня» (Пушкин) позволяет говорить о двухчастной композиции.

Первая часть стихотворения (заканчивается словами «В душевной зреют глубине…») отражает идиллическую картину деревенской жизни. Пушкин воспевает ее покой, природную красоту, гармонию, она дарит вдохновение и способствует творчеству и поэтическим занятиям, нравственно очищает. Вторая часть звучит резким противопоставлением, где поэт открыто высказывается против самодержавного деспотизма, указывает на страдание угнетенного народа, на противоестественность крепостничества и жестокость рабского строя.

Образ лирического героя

Лирический герой - человек, способный ценить красоту и гармонию мира, существующего по законам природы, каким и является деревня. Для него это идиллический мир, «приют спокойствия… и вдохновенья», здесь он обретает свободу. Поэт рисует райскую картину: нивы, луга, «сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «мирный шум дубрав».

Герой в первой части выступает романтиком с тонко организованной душой и способностью чувствовать прекрасное, во второй части - с гражданской позиции, что подтверждает анализ. «Деревня» (Пушкин) - произведение, где лирическое «Я» поэта резко преображается, романтик превращается в политического деятеля, прекрасно понимающего недостатки монархического строя своей страны. Примечателен образ помещиков: «Барство дикое, без чувства, без закона…» Эта невежественная угнетающая сила живет за счет «рабства тощего».

Лирический герой горько сожалеет, что его голос не может «сердца тревожить», поэтому он не в силах изменить творящийся в стране произвол. Его заветная мечта увидеть «зарю свободы просвещенной», чтобы помещики прекратили присваивать «и труд, и собственность, и время земледельца».

Композиция и стихотворный размер

Стихотворение написано в форме ораторского выступления, в котором поэт высказывает мысли и идеи прогрессивных людей своего времени. Начинается повествование обращением к деревенским красотам и описанием идиллии. Подобное вступление абсолютно соответствует Продолжая развивать свои мысли в выбранном стиле, поэт одинаково выстраивает вторую и третью строфы. Этот же прием он использует и во второй части, начиная строфы со слова «здесь». Обилие восклицательных и вопросительных предложений также определено ораторским стилем. Пушкин неспроста обращается к подобному композиционному построению. Его стихотворение - призыв не только по содержанию, но и по форме. Это открытое выступление, которое требует устранения возникшей столетия назад несправедливости.

Структурный анализ произведения «Деревня» Пушкина позволяет заключить, что стихотворение написано чередующимся с четырехстопным. Рифмовка перекрестная, мужская рифма (1-я, 3-я строки) чередуется с женской (2-я, 4-я строки).

Изобразительно-выразительные средства

Различно не только содержание, но и разных частей стихотворения «Деревня». Анализ пушкинского произведения можно продолжить тем, что поэт интонационно выстраивает начало так, что читатель погружается в мир спокойствия и дружелюбия. Эта атмосфера создается благодаря эпитетам: «мирный шум», «тишина полей», «лазурные равнины».

Вторая часть более экспрессивна, поэт возмущен и взволнован. Отсюда множество слов с яркой эмоциональной окраской: «барство дикое», «неумолимый владелец», «пагуб людей», «тягостный ярем».

Вывод

Выступление против крепостного права - такова основная тема стихотворения «Деревня». Краткий анализ пушкинского произведения показал, что поэт восстает против тирании самовластия и желает справедливости и свободы для русского народа.

Когда молодой поэт Александр Пушкин после окончания Лицея становится коллежским секретарем в Петербурге, он и не догадывается, что уже через три года лично сам император Александр I будет готов сослать его в Сибирь или даже на Соловецкие острова. Только благодаря вмешательству близких друзей - Николая Карамзина, Василия Жуковского, Александра Тургенева - приговор был заменен ссылкой на юг России.

За что же так разгневался русский император, победивший Наполеона, царь-освободитель, в честь которого на Дворцовой площади был воздвигнут знаменитый «Александрийский столп»? За вольнолюбивые стихи юного Пушкина. Александр I даже упрекнул тогдашнего директора Лицея Егора Антоновича Энгельгардта в том, что царскосельский выпускник «наводнил Россию возмутительными стихами» .

В этот период Пушкин работал над своей поэмой «Руслан и Людмила», начатой еще во времена обучения в Царскосельском лицее. Однако, вырвавшись на свободу после шестилетнего нахождения в стенах Императорского лицея, Александр стал писать о «вольности святой». Свое первое произведение, оду, он так и назвал - «Вольность». И если основной своей целью поэт ставил «на тронах поразить порок», то есть осудить тиранов, попирающих закон, то в стихотворении «Деревня» , написанном два года спустя (в 1819 году), Пушкин гневно осудил крепостничество.

Стихотворение имеет двухчастную композицию . В первой части, представляющей своеобразную пастораль, герой предстает этаким поэтом-мечтателем: он надеется уединиться на лоне природы, оказаться вдали от «суетных оков»:

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

Этот непритязательный деревенский пейзаж гораздо дороже поэту, чем «порочный двор Цирцей» и «роскошные пиры» . Сельский мир рождает в душе героя душевное спокойствие и чувство свободы. В этом «пустынном уголке» он не только от «суетных оков освобожден» , но учится находить блаженство в истине, а также боготворить закон «свободною душой» .

Герой был уверен, когда он уединится в деревне и отдастся творчеству, поэзии, он обретет спокойствие и вдохновение. Но действительность разрушила все эти сладкие мечты: поэт увидел не только мирный и прекрасный пейзаж. Он был потрясен увиденным зрелищем беззакония, рабства и несправедливости. Поэтому вторая часть этого лирического произведения представлена читателю описанием «барства дикого» , которое присваивает себе «и труд, и собственность, и время земледельца» .

Стихотворение построено на контрасте «барства дикого» и «рабства тощего» , но выражено противопоставление и на уровне лексики, и даже на уровне интонации. Если сначала тон повествования размеренный, сосредоточенный, то во второй части созерцание сменяется негодованием. В речи героя появляются ораторские выражения с характерными риторическими восклицаниями и вопросами. Поэт использует оценочную лексику, несущую эмоционально выразительную нагрузку: «тягостный ярем» , «мысль ужасная» , «насильственной лозой» .

Так поэт-мечтатель превращается в истинного гражданина: он выступает уже не просто от частного лица, а от имени всех передовых людей, стремящихся к освобождению народа от крепостного права. Понимая, что в стране все решает царь, поэт надеется, что рабство будет отменено «по манию царя» , зато вслед за этим должна начаться новая эра, ознаменованная «прекрасной зарей» над «отечеством свободы просвещенной» .

Стихотворение полно обличительного пафоса, старославянизмов и античных образов (сказалось влияние классицизма), торжественных и высокопарных оборотов. После публикации первой части стихотворения, которая носила название «Уединение», император Александр I велел поблагодарить Пушкина за добрые чувства, а после распространения второй части этот же царь сослал поэта на юг России.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой: люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда…

Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить,
Свободною душой закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещенной,
Участьем отвечать застенчивой мольбе
И не завидывать судьбе
Злодея иль глупца — в величии неправом.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
В уединенье величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
И ваши творческие думы
В душевной зреют глубине.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Анализ стихотворения «Деревня» Пушкина

Пушкин еще в самом раннем возрасте ощущал несправедливость окружающего мира. Эти убеждения подкреплялись свободолюбивым общением с лицейскими друзьями. Постепенно у поэта складываются прочные взгляды, составляющие основу его мировоззрения. Они заключаются в признании высшей ценности свободы. Самодержавную власть Пушкин считает жестокой тиранией, а главным препятствием России на пути к справедливости – сохранение крепостного права. Эти взгляды разделяли декабристы. В 1819 г. Пушкин ненадолго посещает с. Михайловское, где пишет стихотворение «Деревня». В нем он прямо заявляет о вреде крепостничества, которое превращает большинство населения страны в рабов. Произведение написано в жанре элегии, но во второй части появляются элементы гражданской лирики.

Поэт описывает реальный пейзаж с. Михайловское («двух озер… равнины» — Маленец и Кучане). Он не жалеет красок в описании великолепного поэтического уголка. Автор противопоставляет «тишину полей» «роскошным пирам», безмятежному покою на лоне природы суете столичной жизни. Первый восторженный взгляд ценителя искусства отмечает только положительные моменты. Картина патриархальной идиллии ничем не нарушена. На фоне великолепного пейзажа повсюду видны «следы довольства и труда».

В этом райском саду поэт отдыхает от всех забот и волнений, связанных со столичным обществом. Его посещает настоящее вдохновение. Душа лирического героя открыта для постижения высшей «Истины».

Вторая часть нарушает сложившуюся гармонию. Поэт не остается праздным наблюдателем. Спокойное размышление приводит его к «ужасной мысли» о том, что скрыто за картиной благополучия. Пушкин осознает, что вся идиллия основана на беззаконии. Власть помещиков является грубым произволом по отношению к простым крестьянам. Свобода личности втоптана в грязь. Простой народ не вправе распоряжаться не только своим трудом, но и своей судьбой. Вся жизнь крестьянина направлена на удовлетворение потребностей своего хозяина. Юное поколение, которое исполнено радужных надежд, не имеет будущего. Прекрасные девушки становятся жертвами разврата, а юноши пополняют ряды «измученных рабов».

Произведение написано «высоким стилем». Автор применяет множество торжественных слов и выражений («оракулы веков», «роптанью», «внемля»). Особую выразительность стихотворению придает использование заглавной буквы для придания слову большего значения («Закон», «Судьбой», «Владельца»).

В финале Пушкин выражает надежду на то, что сможет своими глазами увидеть отмену крепостного права, совершенную «по манию царя», а не в результате кровавого восстания.

Александр Пушкин был либерально настроенным гражданином, проповедующим активную жизненную позицию. Он часто критиковал представителей власти за то, что они не могут обеспечить благополучия и процветания народу – движущей силе России. Одним из таких обличающих стихотворений является «Деревня».

«Деревня» была написана в 1819 году. Если договорить о периодах творчества, стихотворение можно отнести ко второму, петербургскому этапу. На произведение повлияли и новые общественно-политические идеи, тайные собрания декабристов, общение с ними. В то время поэт увлекался дискуссиями о несправедливости самодержавия и антигуманизме крепостничества.

Именно в это время Александр Сергеевич примкнул к тайному союзу декабристов, в котором уже тогда вынашивались проекты конституции, ограничивающей власть царя. Однако новые сторонники восторженного и пылкого поэта не спешили принимать его «в дело». Они боялись, что провал революционного выступления повлечет за собой суровое наказание, и хотели уберечь талантливого Пушкина от неистового гнева самодержавия, который мог обернуться для поэта гибелью. А потому вклад творца был сугубо литературный, и о выступлении декабристов на Сенатской площади в 1825 году он узнает только после того, как оно состоялось, не приняв в нем участия и не запятнав свое имя.

Жанр, размер, направление

Можно заметить, что стихотворение написано в жанре ораторского выступления. Автор является голосом всех прогрессивно мыслящих людей того времени, которые не согласны с системой крепостничества. Пушкин специально обратился к такому жанру, так как произведением является своеобразным призывом покончить с несправедливостью. Это дает основание отнести «Деревню» к реалистическому направлению. Хотя есть и черты романтизма. Творец – типичный романтический герой, противопоставленный обществу барства. На примере антитезы села и города мы видим принцип двоемирия, характерный для данного направления. Есть идеальный мир и противопоставленная ему реальность.

Стихотворение написано шестистопным ямбом, чередующимся с четырехстопным. Рифмовка перекрестная, мужская рифма (1-я, 3-я строки) чередуется с женской (2-я, 4-я строки).

Композиция

Композицию «Деревни» можно определить как двухчастную. При прочтении в глаза бросается яркая антитеза. В первой части поэт воспевает красоту природы, говорит о том, как ему хорошо отдыхается и легко дышится в деревне. Затем будто начинается совершенно другое стихотворение, так как настроение резко меняется. Во второй части Пушкин рассуждает об «обратной стороне медали» этой красоты – «барстве диком».

Таким образом, с помощью композиции автор выражает главную мысль стихотворения: крепостничество портит народ и губит будущее страны. Наши земли богаты и плодородны, наша природа красива и ласкова, наши люди высокоморальны и сильны. А вот бесчувственная и эгоистичная власть перечеркивает все эти достоинства, грабя своих же потомков непомерным потреблением и безответственным отношением к этим богатствам.

Главные герои и их характеристики

Лирический герой может ценить природу и чувствовать слияние с миром. Поэт рисует блаженную картину: нивы, луга, «сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «мирный шум дубрав». Потом лирическое «Я» автора меняется. Из восторженного ценителя красоты он превращается в ярого оппозиционного критика, который понимает недочеты социального устройства своей родины. Он не оставляет в покое и себя, говоря о том, что его дар недостаточно пронзителен, чтобы пронять черствые сердца.

Примечателен образ помещиков: «Барство дикое, без чувства, без закона…». Это невежественные, алчные и порочные люди, которые пируют за счет «рабства тощего». Поэт сочувствует крестьянам, в частности «девам юным», которые «цветут для прихоти бесчувственной злодея». Пушкин много времени проводил в своих загородных усадьбах, поэтому много знал и видел, как иные соседи обращаются с крепостными. Причем автор подмечает, что у господ нет оснований считать себя выше простонародья, ведь и барин, и холоп в одинаковой мере невежественны и дики. Только один возвышается за счет своего страдания и праведного труда, а второй лишь падает в наших глазах, потому что является несправедливым тираном.

Темы и проблемы

  • Главная проблема произведения – несправедливость крепостного права . Пушкин стремится показать его несвободу и жестокость. Пока одни люди безгранично властвуют над другими, в обществе будет назревать напряженность, да и страна с таким микроклиматом не будет развиваться гармонично.
  • Тема природы. Автор восхищается деревенским пейзажем, его вдохновляют красоты деревенской глуши, где к природным богатствам прибавляются духовные и нравственные ценности: честный труд, большое и здоровое семейство, гармония с окружающим миром.
  • Проблема невежества. Поэт сетует на то, что ему не дано достучаться до злых сердец помещиков, которые, вероятно, и не читают его стихов, да и вообще ничего не читают. Поэтому им и кажется, что рабство – это нормальное явление, что они действительно имеют право тиранить крестьян и красть у них последнее достояние.
  • Тема творчества. Автор возмущен, что судьба обделила его «витийства грозным даром». Он полагает, что его строки недостаточно убедительны для власть имущих. В этом призыве очевидна самокритика Пушкина, его вечное стремление в совершенству.
  • Проблема бесправия крестьян. Описывается не только порочность господ, но и тяжкое бремя их рабов. Девушки обречены стать игрушкой для барина, а добродетельными женами и матерями. Молодые люди – всего лишь физическая сила для новых нужд помещика, их жизни скоротечны и безрадостны от изнуряющего труда.
  • Антитеза деревни и города. Сельская местность предстает идеальным уединенным местом, где любой человек может стать лучше и найти силы стряхнуть лень с души. А вот столичный лоск только нагоняет тоску и провоцирует праздность мысли и духа. Там одно притворство, здесь же поэт обрел истину.
  • Идея

    Автор восстает против жестокости самодержавия и желает свободы для своих соотечественников, которых он считает равными себе, к какому бы сословию они не принадлежали. Он пытается донести людям идею о том, что в такой несправедливости больше невозможно жить.

    Кроме того, смысл «Деревни» заключается в том, чтобы показать контраст между красотами и благами русской земли и теми, кто ею распоряжается. Барство разоряет страну, угнетает народ, в нем же самом нет никакой пользы, потому что такая власть только развращает душу. Основная мысль стихотворения в том, что поэт всеми силами хочет приблизить «свободы просвещенной прекрасную зарю».

    Средства художественной выразительности

    Главным средством художественной выразительности в «Деревне» является антитеза – она помогает раскрыть замысел автора. Первую часть Пушкин оформляет так, что читатель погружается в атмосферу спокойствия. Это создается благодаря эпитетам: «мирный шум», «тишина полей», «лазурные равнины».

    Вторая часть произведения более эмоциональна, Пушкин недоволен и даже возмущен сложившейся ситуацией. Отсюда вытекает много слов с яркой эмоциональной окраской, преимущественно эпитетов: «барство дикое», «неумолимый владелец», «пагуб людей», «тягостный ярем». С помощью анафоры (во второй части стихотворения строки несколько раз начинаются со слова «Здесь») Александр Сергеевич пытается перечислить все, чем он недоволен, выразить все безобразие, которое наблюдает.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!