Дань собираемая. Зарождение дани как основной формы налогов в киевской руси

С побеждённых в пользу победителя; одна из форм налога с подданных.

В про-цес-се фор-ми-ро-ва-ния феодальных от-но-ше-ний Дань раз-ви-ва-лась в двух на-прав-ле-ни-ях: с од-ной сто-ро-ны, пре-вра-ща-лась в государственный на-лог (по-душ-ный или по-зе-мель-ный), с дру-гой - в ре-зуль-та-те по-жа-ло-ва-ния ко-ро-ля-ми пра-ва сбо-ра до-хо-дов дру-жин-ни-кам и ду-хо-вен-ст-ву она транс-фор-ми-ро-ва-лась в феодальную рен-ту. Дань сыг-ра-ла зна-чительную роль в ста-нов-ле-нии фео-да-лиз-ма в стра-нах Северной Ев-ро-пы (бок-ленд, да-не-гельд - в Анг-лии, вейц-ла - в Скан-ди-навских стра-нах и т. д.).

На Ру-си Дань из-вест-на с середины IX века как пла-тёж в поль-зу ва-ря-гов и Ха-зар-ско-го ка-га-на-та, а с 880-х годов - в поль-зу ки-ев-ско-го кня-зя. Данью об-ла-га-лись отдельные пле-ме-на и груп-пы пле-мён. Взи-ма-лась на-ту-рой (ме-ха-ми, мё-дом и др.) или день-га-ми - пер-во-на-чаль-но с «ды-ма» (хо-зяй-ст-ва од-ной се-мьи), за-тем - с «плу-га» или «со-хи» (ок-лад-ной еди-ни-цы в 2 или 3 ра-бо-чие си-лы). По ме-ре ук-ре-п-ле-ния вла-сти кня-зя Дань ста-но-ви-лась обя-за-тель-ной и ис-поль-зо-ва-лась для со-дер-жа-ния дру-жи-ны. Со-би-ра-лась во вре-мя по-лю-дья (осен-не-зим-не-го объ-ез-да кня-зем тер-ри-то-рии сво-его кня-же-ст-ва). До XII века сбо-ром Дани за-ни-ма-лась кня-же-ская дру-жи-на. Специальные сбор-щи-ки Дани - «дань-ни-цы» - поя-ви-лись в русских кня-же-ст-вах и зем-лях не ра-нее XII века (с XIV века име-но-ва-лись «дан-щи-ка-ми»). По-ми-мо Дани в поль-зу кня-зя, «дан-щи-ки» взи-ма-ли так-же осо-бые «дан-ские по-шли-ны» в свою поль-зу. По ме-ре рос-та свет-ско-го и цер-ков-но-мо-на-стыр-ско-го зем-ле-вла-де-ния в XII-XVII веках на-се-ле-ние круп-ных вот-чин час-то по-лу-ча-ло ос-во-бо-ж-де-ние от Дани по жа-ло-ван-ным гра-мо-там ве-ли-ких и удель-ных кня-зей, с 1547 года - ца-рей. Ино-гда сбор Дани и других пря-мых на-ло-гов от-да-вал-ся в ру-ки са-мо-го зем-ле-вла-дель-ца, ко-то-рый вно-сил пла-тёж в кня-же-скую каз-ну «об-ро-ком». Ка-ж-дый пра-вя-щий князь (ве-ли-кий или удель-ный) имел пра-во сбо-ра Дани со сво-их под-дан-ных. При этом её раз-ме-ры варь-и-ро-ва-лись по кня-же-ст-вам.

Осо-бой раз-но-вид-но-стью Дани в XIII-XV веках яв-лял-ся на-лог в поль-зу ха-нов Зо-ло-той Ор-ды - «вы-ход». В середине XIII - начале XIV веков его сбор осу-ще-ст-в-лял-ся бас-ка-ка-ми, но уже с по-след-ней тре-ти XIII века эта функ-ция по-сте-пен-но пе-ре-хо-ди-ла к великим князь-ям вла-ди-мир-ским, ко-то-рые ста-ли не-сти от-вет-ст-вен-ность за его уп-ла-ту. Дань, со-б-ран-ная с уде-лов, пе-ре-да-ва-лась великому кня-зю. Раз-мер «вы-хо-да», ус-та-нов-лен-ный для московских великих кня-зей, в конце XIV века со-став-лял 5 тысяч рублей, в 1-й тре-ти XV века - 7 тысяч рублей, в начале XVI века - 1 тысяча рублей. Наи-бо-лее ве-ро-ят-ный максимальный раз-мер «вы-хо-да» с «со-хи» рав-нял-ся пол-ти-не (100 де-нег). По-ла-га-ют, что Дань в Ор-ду до-став-ля-лась один раз в 7-8 лет. При ос-лаб-ле-нии вла-сти Ор-ды великий князь мог со-хра-нить со-б-ран-ную дань за со-бой, од-на-ко в этом слу-чае он дол-жен был по-де-лить-ся с удель-ны-ми князь-я-ми.

В XV-XVI веках Дань вхо-ди-ла в чис-ло обя-зательных на-ло-гов со всех ка-те-го-рий тяг-ло-го на-се-ле-ния, не поль-зо-вав-ших-ся по-дат-ным им-му-ни-те-том. В XVI веке сбо-ром Дани на-ря-ду с «дан-щи-ка-ми» (а обыч-но вме-сто них) ве-да-ли го-ро-до-вые при-каз-чи-ки. Во 2-й половине XVI-XVII веках «дан-ны-ми день-га-ми» или «чет-верт-ны-ми до-хо-да-ми» на-зы-ва-ли со-во-куп-ность пла-те-жей [Дань, на-ме-ст-ни-чий корм, день-ги за го-ро-до-вое, за-сеч-ное, а так-же и ям-чуж-ное (из-го-тов-ле-ние се-лит-ры) де-ла], по-сту-пав-ших в фи-нан-со-вые при-ка-зы (чет-вер-ти). Двор-цо-вые кре-сть-я-не пла-ти-ли «дан-ные день-ги» в за-ви-си-мо-сти от ме-ст-ных ус-ло-вий в раз-ме-ре от 30 до 70 рублей с «со-хи» («со-ха» в это вре-мя из-ме-ря-лась ко-ли-че-ст-вом зем-ли); чер-но-сош-ные - 48-200 руб.; по-сад-ские лю-ди - 30-58 руб. в рай-онах слу-жи-ло-го зем-ле-вла-де-ния, а на чёр-ных зем-лях - как чер-но-сош-ные кре-сть-я-не. «Дан-ные день-ги» от-ме-не-ны в 1679 году по-сле объ-е-ди-не-ния важ-ней-ших пря-мых на-ло-гов в один - «стре-лец-кие день-ги ».

С XV-XVI веках в По-вол-жье, с XVII века в Си-би-ри с при-сое-ди-нён-ных на-ро-дов, за-ни-мав-ших-ся охот-ничь-им про-мыс-лом, взи-мал-ся ясак.

В XV-XVII веках ми-тро-по-лит (с 1589 года пат-ри-арх), ар-хи-епи-ско-пы и епи-ско-пы взи-ма-ли осо-бую цер-ков-ную Дань с при-чтов церк-вей, на-хо-див-ших-ся в пре-де-лах под-ве-дом-ст-вен-ной ие-рар-ху епар-хии. Эта Дань мог-ла взи-мать-ся в два приё-ма - зи-мой (ро-ж-де-ст-вен-ская) и ле-том (пет-ров-ская). Отдельные церк-ви ос-во-бо-ж-да-лись от Дани в жа-ло-ван-ных гра-мо-тах ие-рар-хов.

Брать/ взять (собирать/ собрать) дань

с кого, с чего. Разг. Шутл.-ирон. Заниматься взяточничеством, поборами с кого-л. Мокиенко 2003, 22.


Большой словарь русских поговорок. - М: Олма Медиа Групп . В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина . 2007 .

Смотреть что такое "Брать/ взять (собирать/ собрать) дань" в других словарях:

    Брать/ взять (собирать/ собрать) дань с кого, с чего. Разг. Шутл. ирон. Заниматься взяточничеством, поборами с кого л. Мокиенко 2003, 22. Отдавать (платить) дань. Разг. 1. кому, чему. Воздавать должное, оценивать в полной мере кого л., что л.… … Большой словарь русских поговорок

    Набеги крымских татар и ногайцев на русские земли Великого княжества Литовского (впоследствии, Речи Посполитой) и Московское государство регулярные набеги с целью захвата невольников, участившиеся после обособления Крымского ханства, в… … Википедия

    - — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… …

    - — могущественный и многочисленный княжеский род древней Руси, в течение почти двух с половиною столетий стоявший во главе великого княжества Тверского, от названия которого и получил свое собирательное имя. О времени основания центрального… … Большая биографическая энциклопедия

    Персия - (Persia) Персия это древнее название страны в Юго Западной Азии, которая с 1935 года официально называется Ираном Древнее государство Персия, история Персии, правители Персии, искусство и культура Персии Содержание Содержание Определение… … Энциклопедия инвестора

    I. Географический очерк страны. II. Климат. III. Население. IV. Этнографический очерк населения Сибири. V. Землевладение. VI. Источники благосостояния сельского населения (земледелие, скотоводство, промыслы). VII. Промышленность, торговля и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Царь Македонии в 336 323 гг. до Р.Х. Сын Филиппа II и эпирской царевны Олимпиады. Род. в 356 г. до Р.Х., ум. 13 июня 323 г. до Р.Х. Ж: 1) Роксана; 2) Статира. По свидетельству Плутарха, Александр еще в отроческом возрасте проявлял редкий здравый… … Все монархи мира

    У этого термина существуют и другие значения, см. Волшебная страна (значения). Волшебная страна мир, описанный в сказочных повестях А. М. Волкова. Поскольку первая книга цикла «Волшебник Изумрудного города» является весьма… … Википедия

    Крымские войны - КРЫМСКІЯ ВОЙНЫ, велись Московск. гос твомъ съ крымск. татарами въ XVI XVIII ст. Онѣ начались въ княженіе вел. кн. московскаго Василія III, одновр но съ Литовскою войною (см. Русско литовскія войны1) и въ связи съ нею, и продолжались съ перерывами … Военная энциклопедия

Полюдье - способ сбора дани с восточнославянских племен, который практиковали на Руси в 9-12-м вв. Полюдье было одной из первых попыток зарождающегося государства взимать дань и налоги с населения и подвластных территорий. Основной отличительной чертой полюдья была его ненормированность.

Понятие полюдья

Полюдьем в Древней Руси называли объезд земель с целью сбора дани. Сами князья и их дружинники, которые взимали дань, лично объезжали все земли и забирали деньги у людей. От таких «поездок по людям» и произошел позднее термин «полюдье». Сбор дани осуществлялся после сбора урожая, зимой и осенью, чтобы люди могли предоставить необходимое количество денег или ресурсов.

Сегодня ведутся споры о том, когда на Руси появилось полюдье и является ли оно отличительным признаком Киевской Руси или существовало в том или ином виде еще до , когда на русских землях проживали несколько племенных союзов, которые точно так же захватывали территории и взимали дань.

Несмотря на споры, сегодня принято считать, что полюдье ввел князь Олег и связано это было с резким расширением территорий и укреплением власти русских князей над окрестными восточнославянскими племенами. Новые территории должны были приносить прибыль, чтобы князь мог обеспечивать армию и дружинников и оснащать их для дальнейших военных походов, продавая на рынке в Византии полученные в ходе сбора дани товары.

Установление дани в виде полюдья говорит о зарождении раннефеодального государства на территории восточных славян.

История полюдья

Каждый год князь и его дружина объезжали подвластные им территории с целью сбора дани и кормления - продолжалось это с ноября по апрель. Впервые полюдье упоминается в древнерусских летописях с 10-го в. Кроме того, подробное описание полюдья, его формы и системы проведения встречается также в трактате византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении Империей» и тоже относится ко второй половине 10-го в. Это позволяет говорить о том, что полюдье было введено на Руси не позднее начала 10-го в.

В данном трактате полюдье описывается следующим образом: русские князья с наступлением ноября отправляются вместе с дружинниками из Киева во все подвластные им земли и совершают круговой обход, собирая с каждого племени дань. К племенам, в связи с которыми упоминается полюдье, относятся , дреговичи, кривичи, северяне и другие . Кормясь полученной данью, русские князья в середине апреля возвращаются обратно в Киев и отправляются оттуда в Византию, чтобы сбывать полученный при полюдье товар (в качестве дани принимались как деньги, так и вещи, припасы и товары).

В состав дружины, которая занималась сбором дани, обычно входило около 100-200 человек, которые зачастую были вооружены и силой взимали дань.

Считается, что, помимо взимания дани, активно использовалось так называемое кормление, когда хозяин дома принимал гостя, кормил и поил его. Ученые полагают, что введение полюдья и кормления во многом связано с традицией у восточных славян содержать гостя, пока тот находится в доме. Таким образом, дружинники и князь приезжали в дома своих подчиненных и жили там за их счет. Позднее данная форма дани трансформировалась в феодальную зависимость и оброк.

Взимание дани не нравилось племенам, однако до определенного момента они терпели это, но, когда в 945 г. князь Игорь попытался взять дополнительную дань сверх той, что уже имелась, древляне, которые, как и другие племена вынуждены были платить князю, подняли восстание и убили Игоря.

После подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, введя новую систему взимания дани. Теперь дань взималась не непосредственно в племенных центрах, а в погостах - специально созданных пунктах для сбора дани с населения. Взимаемый таким образом налог позднее переходил в руки княжеских наместников в крупных городах, откуда пересылался князю в Киев. Поездки дружинников по территориям, а вместе с ними и кормления прекратились.

Конец полюдья

Взимание полюдья резко сократилось во времена Святослава Игоревича - в 966 г., а позднее, в 982 г., и вовсе прекратилось с приходом к власти . Последнее упоминание о полюдье относится к 1190 г. В то время дань еще взималась во Владимиро-Суздальском княжестве, однако это прекратилось с уходом князя Всеволода Большое Гнездо . Существуют также сведения, что некоторая форма полюдья сохранялась на отдаленных глухих территориях России вплоть до середины 19-го в. Полюдье также взимали в ряде других стран (например, в странах Африки).

В 1237-1242 годах войска хана Батыя во время похода на запад завоевали почти всю Восточную Европу. После потери суверенитета русские княжества, как и другие покоренные земли, стали платить дань Золотой Орде. Так продолжалось до 1480 года. Причем многие историки оценивают налоговый гнет Орды по-разному. Одни источники утверждают, что тягота ордынских податей была неподъемным грузом для русских крестьян. Другие специалисты, напротив, считают размер ордынской дани вполне адекватным.

Обложили почти всех

Самое первое упоминание о сборе налогов в пользу монгольских ханов датировано 1245 годом. В Новгородской летописи историки нашли такие строки: «И сочтоша в число, и начаша на них дань имати». Речь идет о переписи населения Руси, организованной завоевателями, чтобы определить количество населения, подлежащего налогообложению. Такие статистические подсчеты монголы провели во всех княжествах вскоре после установления своей власти.

Несколько лет потребовалось представителям Золотой Орды, чтобы упорядочить работу по сбору дани. Не обходилось без эксцессов, разумеется. Жители протестовали, устраивали восстания, убивали баскаков - сборщиков дани. Но эти народные бунты подавлялись порой самими князьями, не желавшими вызывать гнев монголов.

В конце XIII века все население Руси было пересчитано, а на территории местных княжеств монголы создали 43 налоговых округа (тьмы).

Примечательно, что до монгольского нашествия большинство русских не платили никаких податей. Поэтому недовольство людей было велико.

Единственное сословие, которое налоговые нововведения никак не затронули, было духовенство. Во всех завоеванных странах потомки Чингисхана стремились добиться лояльности священнослужителей, независимо от их религии - такова была политика.

Поначалу, испытывая дефицит кадров, монголы поручали сбор дани с русских княжеств откупщикам. Как правило, богатые люди вносили в казну Золотой Орды определенную сумму, а взамен получали право на обложение налогами населения какой-то конкретной территории. Но эта практика оказалась порочной. Жадные откупщики практически грабили жителей Руси, провоцируя бунты. Поэтому в начале XIV века сбор дани был поручен самим князьям.

Ясак

Основным налогом, взимаемым завоевателями, был так называемый «ясак» (выход). Его платили крестьяне и ремесленники. Изначально размер данной подати составлял одну десятую часть дохода каждой семьи и выплачивался продуктами и товарами. Например, новгородцы могли отдавать ордынскому баскаку как серебро, так и шкуры куниц. Но вскоре натуральный выход был заменен на его денежный эквивалент.

Известно, что в 1275 году жители северо-востока Руси каждый год вынуждены были платить правителям Золотой Орды по полугривне с каждой сохи (то есть с крестьянского хозяйства, подворья). Причем серебряная гривна в ту пору весила 150-200 г. Получается, что одна семья ежегодно отдавала монголам 75-100 г серебра. Не так уж и мало, но и непосильным налоговым бременем не назвать.

Тамга

Торговцы всех мастей платили тамгу. Именно от названия данной подати произошло русское слово «таможня». Примечательно, что этот налог мог взиматься как с капитала, так и с годового оборота каждого конкретного купца. Размер монгольской тамги не идет ни в какое сравнение с современными ставками торговых налогов, акцизов и сборов. Очевидно, правители Золотой Орды стремились поддерживать деловую активность на завоеванных ими территориях.

Судите сами. Купцы из Персии и Центральной Азии с каждых 240 динаров своего капитала должны были заплатить в монгольскую казну 1 динар. А если тамга взималась с оборота, то она варьировалась в пределах 3-5%, в зависимости от географического расположения конкретного города и наличия там оживленных торговых путей.

Учитывая обеспеченность купцов, размер данной подати рассчитывался не в серебре, как с крестьян и ремесленников, а в золоте. Влиятельные «олигархи» того времени облагались налогом индивидуально, а представители мелкого и среднего бизнеса выплачивали тамгу коллективно, объединяясь в ассоциации.

Другие налоги

Помимо двух вышеупомянутых податей, составлявших главную часть всех доходов Золотой Орды, монголы собирали множество других. Так, на содержание почтовых станций, укомплектованных лошадьми, взимался ям. Впоследствии от этого слова образовалось название ямской службы.

Жители Руси также должны были гостеприимно принимать ханских послов. Им предоставлялся «корм» – средства на личные нужды и содержание приближенных. Разумеется, приветствовалось подношение различных даров влиятельным представителям Золотой Орды.

3. Подарки

Каждый князь, отправляясь в ставку хана, привозил с собой не только собранное серебро и золото, но и ценные вещи, предметы роскоши, предназначавшиеся для самого правителя, его советников и родственников.

Само по себе тюркское слово tuzghu означает «подарки и подношения прибывшим». В Новгородской летописи имеется такая запись: «И было великое смятение в Новгороде, когда проклятые татары собрали туску и причинили много зла людям в сельской местности». Эти драматические события датированы 1259 годом.

Как выяснили историки, годом ранее новгородцы устроили бунт, не желая участвовать в переписи населения: люди понимали, что как только их количество будет подсчитано, начнется сбор дани. Тогда монголы отправились в Новгород брать туску силой и наказали бунтовщиков.

Время от времени с русских княжеств собирались «запросы» на различные нужды. Обычно речь шла о финансировании военных операций, часто совершаемых монгольской армией совместно с княжескими дружинами.

За возможность не отправлять сыновей рекрутами в монгольскую армию их родители выплачивали кулуш.

Так сколько?

Как подсчитали историки, помножив размер налогов на численность населения Руси, каждый год монголо-татарского ига обходился жителям всех местных княжеств примерно в 12-14 тысяч рублей, что приблизительно равнялось 1,5 тонны серебра.

Это сравнительно немного, ведь покоренные монголами китайские провинции давали в три раза больше дохода. А южная империя Сун откупалась от возможных набегов, ежегодно выплачивая монголам 7,5 тонны серебра и отправляя целые караваны верблюдов, груженных шелковыми тканями. Другими словами, налоги всего Китая превышали 12 тонн драгоценного металла. Правда, Поднебесная уже в те годы была заметно многолюднее других стран.

Если говорить об отдельных княжествах, то суммы варьировались в зависимости от численности населения и многих других обстоятельств. Так, в середине XIV века Владимирские земли каждый год платили монголам 5 тысяч рублей, а Суздальско-Нижегородское княжество – 1,5 тысячи рублей. Новгородские и Тверские земли отдавали по 2 тысячи; город Москва – 1 280 рублей.

Для сравнения: в то время город Астрахань (Хаджитархан), через который шла оживленная торговля между востоком и западом, ежегодно выплачивал в ордынскую казну 60 тысяч алтын, что эквивалентно 1 800 рублям.

Итак, монгольская дань была ощутимой, но не непосильной. К тому же русские княжества часто задерживали выплаты, местное население бунтовало. А во второй половине XV века, когда Золотая Орда начала терять былое военное могущество, русские деньги уже годами не поступали в бюджет завоевателей.

Свидетельства о том, что на Руси взимались налоги, доходят до нас начиная с IХ века. Но в те времена налогообложение регулировалось не законодательными актами, а нормами обычного права, а также устанавливалось волей князей. В Киевской Руси князья взимали дань с подвластных племен.

Окончательно формирование Древнерусского государства завершилось во второй половине IX в. Как известно, князь Олег в 882 г. захватил Киев и полностью объединил под своей властью северные, контролировавшиеся варяжскими дружинами, и южные русские земли. При князе Олеге Киев стал столицей Древнерусского государства. Под непосредственной властью или контролем Киева оказались многие славянские и неславянские племена. Сбор дани с добровольно присоединенного или покоренного силой населения далеко не сразу приобрел регулярный и упорядоченный характер.

По свидетельствам арабских купцов, посещавших тогдашнюю Русь, киевские князья с дружинами вторгались на территорию соседних племен с целью взимания различных поборов налогового характера. Эти неупорядоченные вторжения были наиболее ранней формой «полюдья» - системы сбора налогов, просуществовавшей впоследствии в течение нескольких веков.

Согласно «Повести временных лет» именно в тот период правления князя Олега начинают приниматься определенные меры по упорядочению взимания налогов с подвластного населения. Централизация государства, противоречившая устоям существовавшего в то время на Руси родоплеменного строя, ликвидация предшествовавшего появлению единого государства союза восточно-славянских племен с характерной для подобной формы протогосударственности автономностью составляющих объединение родов, племен и создание единой, централизованной системы налогов и сборов (в качестве неотъемлемой составной части вышеуказанных процессов) не могли не привести к возникновению напряженности и конфликтов.

В 883 г. происходит широкомасштабное военное столкновение киевских (преимущественно состоявших из славян-полян и скандинавских наемников) дружин с древлянскими военными отрядами. Древляне, населявшие лесистую местность к западу от Киева, были «примучены» и обложены данью «по черной куне» (предположительно по шкурке куницы с каждого двора). Более точных данных о единице налогообложения «Повесть временных лет» не сообщает. В 884 г. были окончательно покорены северяне, обитавшие на территории современной Новгородской области, однако (гипотетически) по причине незначительности оказанного сопротивления на них была возложена «дань легкая».

Сугубо мирным путем, но с применением инструментов дипломатического давления, началось взимание дани с населявших бассейн реки Сож радимичей, находившихся в зависимости от Хазарского каганата. К старейшинам племени были направлены киевские послы, настойчиво предложившие платить дань в прежнем размере в казну Рюриковичей в обмен на военную помощь и дальнейшую защиту от притязаний со стороны Каганата. При этом в Летописи приводится не совсем ясная современным исследователям деталь - радимичи платили дань как хазарам, так и впоследствии киевлянам «по шелягу». «Шеляком» или «шелягом» называлась находившаяся в то время в обращении польская монета.

Похожие названия денежных знаков имели место и в некоторых других европейских государствах. К примеру, не так давно монета, именуемая «шиллингом», находилась в обращении на территории Великобритании. В Австрии подобное название имела национальная валюта. Можно сделать вывод, что уже тогда на Руси, даже несмотря на отсутствие полномасштабных товарно-денежных отношений, налоги взимались не в натуральном виде, свойственном большинству нетоварных экономик, а полноценными серебряными или золотыми деньгами. Одновременно с обложением данью покоренных племен налоги начинают взиматься и с тех племен, которые уже были активно вовлечены в процессы создания единого государства задолго до начала так называемой» насильственной централизации».

Так, с образованием Древнерусского государства происходит упорядочение сбора дани, она становится общим налогом для всех подданных независимо оттого, являются ли они недавно покоренными иноземцами или давними подданными своих правителей. Возникнув как контрибуция с покоренных народов, первые налоги постепенно распространяются на все население, параллельно устанавливается определенный порядок сбора.

В этот же период произошло существенное изменение и в системе «полюдья». Она окончательно становится регулярной и отныне представляет собой ежегодный объезд княжеской дружиной податных земель для прямого сбора налогов. Одним из основных источников сбора информации по данной тематике является трактат «Об управлении империей», написанный византийским императором Константином VII Багрянородным. Вооруженные отряды киевских дружинников во главе с князьями не занимались объездом всей подвластной территории, а посещали только заранее установленные пункты - становища. В эти пункты дань доставлялась местными князьями, вождями племен, главами родов или их представителями.

Подобная система сбора налогов являлась самой ранней формой централизованного государственного налогообложения и вполне соответствовала мировому опыту становления государственности.

Собирание налогов князями по большей части, бывали отнесены к двум временам года: к весне и зиме, когда князь и его войско отдыхали от походов. До 988 года основными видами налогов были: дани, оброки, корма. Дань собиралась двумя способами: подвластные народы привозили дань в Киев или же князья сами ездили за нею по подвластным народам.

Первый способ сбора дани назывался повозом, второй - полюдьем. Полюдье выступало как административно-финансовая поездка князя по подвластным племенам. Уплачивали дань натурой, чаще всего мехами, медом, кунами. Предметы, которые служили платой, во многом зависели от того вида хозяйственной деятельности, которой занималось то или иное племя. Налоги в виде податей поступали в казну князя главным образом от землевладельцев, собственников земли. Налоги взимались деньгами и натурой, их роли выполняли кожаные деньги, хлеб, мед, рыба. В зависимости от потребностей князя.

Единицами обложения выступали дым или дом, рало, плуг. Все эти термины в сущности обозначают одну и ту же единицу обложения, в основе которой лежит сельское хозяйство. Основой ее является земля.

Таким образом, главным источником для уплаты налогов и сборов в древние и средние века была земля. Все основные тяжести в виде различных сборов и повинностей ложились на землю. В это время земледелие составляет главнейшее занятие большей части населения и распространяется повсюду, а вследствие этого поземельная собственность делается главным мерилом взимания податей, вся тягость налогов была носима крестьянами и городскими жителями. Все подати были двоякого рода, окладные или определенные количеством, и неокладные (дар, даровые сборы). Следует отметит, что первоначально налоги обладали следующими особенностями: устанавливались по случаю войн или походов, а также добровольно приносимые населением, в основном завоеванным.

Впервые законодательное закрепление норм, регулирующих отношения связанные со сборами и повинностями появляется в Русской Правде. В статьях 42-43 краткой редакции Русской правды и статьях 96-97 Просторной редакции отмечаются такие подати и повинности, как корм, городовые и мостовые деньги. Корм, т.е. поставка пищевого довольствия, является одним из древнейших видов повинностей. О нем говорят уже в Русской Правде в ее древнейшей редакции. Она определяет корм чиновнику, ездившему по волостям для суда, и его лошадям. Русская правда уже переводит корм на деньги.