Чужой не накинешь платок. Ротъ не огородъ, не затворишь воротъ



На чужой роток не накинешь платок

На чужой ротокъ не накинешь платокъ (пусть болтаетъ).

Ротъ не огородъ, не затворишь воротъ.

Чужой ротъ не огородъ, не притворишь.

Ср. Если-бъ даже и стали болтать о тебѣ всякій вздоръ, что изъ этого? «На чужой ротокъ не накинешь платокъ» , говоритъ мудрая пословица славныхъ нашихъ прадѣдовъ. Взводятъ небылицы и не на такихъ, братецъ, тузовъ, какъ ты.

Григоровичъ. Проселочныя дороги. 2, 3.

Ср. Wer jedem das Maul stopfen wollte, müsste viel Mühe haben.


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "На чужой роток не накинешь платок" в других словарях:

    На чужой роток не накинешь платок. См. ВОЛЯ НЕВОЛЯ На чужой роток не накинешь платок. См. МОЛВА СЛАВА На чужой роток не накинешь платок. Чье поле, того и воля. См. СВОЕ ЧУЖОЕ На чужой роток не накинешь платок. См. ЯЗЫК РЕЧЬ …

    - (пусть болтает) Рот не огород, не затворишь ворот. Чужой рот не огород, не притворишь. Ср. Если б даже и стали болтать о тебе всякий вздор, что из этого? На чужой роток не накинешь платок, говорит мудрая пословица славных наших прадедов. Взводят …

    НА СВОЙ ПЕТРОТОК НЕ НАКИНЕШЬ ПЛАТОК - 1920 1930 е гг. Ныне Ленэнерго. < Каламбур, образованный по аналогии с поговоркой: На чужой роток не накинешь платок … Словарь Петербуржца

    РОТОК, ротка, муж. (разг. фам.). уменьш. к рот. «На чужой роток не накинешь платок.» погов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Прил., употр. очень часто 1. Чужим вы называете предмет, который не является вашей собственностью, а принадлежит другому человеку, другим людям. Чужая квартира. | Прихватить по ошибке чужой зонт. | Оставить на хранение чужие вещи. | Читать чужие… … Толковый словарь Дмитриева

    На чужой ротъ не пуговицу нашить. Ср. Мало ль чего не плетутъ ваши бабьи языки... Пуговицы то вамъ на губы пришить.... Мельниковъ. Въ лѣсахъ. 3, 2. См. На чужой роток не накинешь платок … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Ср. Мало ль чего не плетут ваши бабьи языки... Пуговицы то вам на губы пришить... Мельников. В лесах. 3, 2. См. на чужой роток не накинешь платок … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    По разговорам всюды (годится), а по делам никуды. Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит. Я тебе говорю не глум, а ты бери на ум! Кто меньше толкует, тот меньше тоскует. Зарубай, сглаживай, да никому не сказывай! Больше говорить… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Всяк себе хорош. Всяк сам себе загляденье. Здравствуй я, да еще милость моя! Своя рука только к себе тянет. Всякая рука к себе загребает. Всякая птичка своим носком клюет (свой зобок набивает). Бравши, рука не устанет (не приберется, не притупеет … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Муж. уста, отверстие в теле животного и человека, чрез которое принимается пища, а у дышащих легкими (не жабрами, не дыхальцами) также издается голос; рот или полость рта, полость, замыкаемая губами и переходящая в зев, пасть, или в глотку… … Толковый словарь Даля

Когда вокруг вашего имени появляется сомнительный слух, хочется добиться правды. Но если уж народ принялся сплетничать, закрыть каждому рот просто невозможно.

Рождаются новые небылицы очень легко, а отмыться от них очень сложно. Как избавиться от сплетен? Обычно в первую очередь несправедливо очерненый человек хочет доказать, что все было вовсе не так, как хотят представить завистники. Не стоит всем и каждому с пеной у рта доказывать что-то. Такая активная реакция наоборот вселяет в людей еще большие сомнения. Будьте выше этого. Если же сплетни портят вам жизнь, влияя на карьеру и личную жизнь, боритесь с врунами жестко.

Сплетни в ответ

Не самый этичный способ, но порой с ложью можно бороться ответной ложью, доводя ситуацию до абсурда. То есть вы преподносите новый слух о себе, усиливая это вранье, тот, кто усиленно распускает о вас плохие новости, с радостью подхватывает жареные факты. В результате все перестают верить в подобное, сплетник уязвлен.

Высмеивание

Если какой-то человек решил на вас отыграться за причиненные обиды, нанесенные намеренно или случайно, не надо особо заботиться о его чувствах. Ведь он по сути ставит на кон вашу репутацию, сам при этом ничуть не страдая. Как только услышите шепот за спиной, поговорите с теми, кто передает ложь из уст в уста, и поинтересуйтесь, а не от того-то они услышали эту нелепость.

Как только убедитесь, что это именно он, скажите, что этот человек вообще склонен привирать. И донесите до ушей этих людей то, что он якобы говорил вам о них. После своих слов обязательно апеллируйте к их здравому смыслу, призывая больше не верить этому сплетнику . Как только его перестанут слушать другие люди, это станет для него весьма поучительным уроком того, что надо держать язык за зубами.

Посочувствуйте этому человеку

Яркая негативная реакция сплетнику только на руку - он буквально упивается вашей яростью . Не доставляйте ему такого удовольствия. Скажите что-то вроде: «Слушай, мне так жаль, что у тебя нет того, что есть у меня. Зависть плохое чувство, желаю тебе поскорее избавиться от этой ущербности». Чем больше сочувствия будет в ваших словах, тем сильнее вы его обескуражите.

Потребуйте не распускать сплетни при вас

Если вы работаете в женском коллективе, обязательно найдется пара человек, у которых не языки - метелки. Им только повод дай, всем косточки перемоют. Если вам неприятно слушать, как поливают грязью сотрудников, реагируйте жестко. Потребуйте не обсуждать подробности личной жизни при вас и при других людях в вашем отделе. Ведь такое поведение выходит за рамки делового и создает напряженную атмосферу в коллективе. Избежать пересудов, скорее всего, не удастся, ведь болтушкам захочется отомстить . После этого отношения со сплетницами могут испортиться, но так ли вам важна дружба с людьми, которые тешат самолюбие, унижая словами людей. Старайтесь найти союзников, чтобы в одиночку не противостоять слухам.

На чужой роток…

На чужой роток не накинешь платок — не стоит надеяться, рассчитывать на чужое молчание, скромность, деликатность. Рано или поздно всё, что не предназначалось быть гласным, им становится, выплывает наружу, вскрывается, обрастает подробностями

Английский аналог поговорки «на чужой роток не накинешь платок» — сплетням не нужна карета

Синонимы пословицы «на чужой роток не накинешь платок»

  • Рот не огород, не затворишь ворот
  • Чужой рот не огород, не притворишь
  • Собака лает, ветер носит
  • Каркает ворона и на беркута
  • В городе жить, так по городу и слыть
  • Каково поживешь, таково и прослывешь
  • От своей славы сам не уйдешь и людей не упасешь
  • Не заслонишь солнце рукавицей
  • Подальше от кузни, поменьше копоти
  • Много всего говорится, да не все в дело годится
  • Слухом земля полнится
  • Ветром море колышет, молвою — народ
  • Молва в окно влезет
  • Скажи свинье, свинья борову, а боров всему городу

Использование поговорки в литературе

    «На чужой роток не накинешь платок, сказал хозяин, а впрочем, в наших палестинах, известно, кумушкам что и делать, как не язычки чесать » (Ф. К. Сологуб «Мелкий бес»)
    «Послушайте, что о нем говорят в Петербурге. На чужой роток не накинешь платок… Про моего покойничка Павла Павловича тоже не весть что говорили » (Н. Э. Гейнце «Самозванец»)
    «Цени, пожалуй, на здоровье, невозмутимым тоном проговорил Золотов. ? На чужой роток не накинешь платок. Нет, вы тогда другое запоете… » (С. Т. Семенов «Внизу»)
    «говорит Настасья. На чужой роток не накинешь платок. Посидели в трактире, вышли вон, сели в дровни, опять поехали кататься, опять песни загорланили » (С. Т. Семенов «Девичья погибель»)
    «Договоришься ты! Загонят тебя, куда ворон костей не таскал! — Не испугаете-с! — отсекал Тихон Ильич, вскидывая бровями. — Нет-с! На всякий роток не накинешь платок» (И. Бунин «Деревня»)

Ещё статьи

  • «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится»

April 27th, 2018


На чужой роток не накинешь платок, или Почему «распустил сопли» литератор Басинский
ИА Красная Весна | 26 апреля 2018 г. 21:22 / Игорь Кудряшов

Солженицын, отвечая на вопрос, надо ли в противостоянии с СССР действовать словами или ядерным оружием, прямо заявил, что слова не помогают...



Басинский и культ Солженицына Басинский и культ Солженицына [Сергей Кайсин © ИА Красная Весна]

Нестерпимая боль терзает литератора Басинского. В самой официозной газете РФ, «Российской газете», в номере от 15 апреля 2018 года, в статье с говорящим названием «За сопливым с платком не находишься» он изливает ее вместе с обидой на «народнетотного» читателя. Что же случилось? Что заставило литератора писать то, о чем, согласно приведенной им пословице, он писать как раз не должен бы?

Не будем, в отличие от Басинского, изображать из себя обиженных и отказываться от предметного обсуждения ситуации. Разберем этот очередной, посвященный юбилею Солженицына, опус.

Для начала в своей статье литератор апеллирует к «демократии».

«В доме русского зарубежья состоялось собрание жителей Таганского района Москвы по поводу открытия памятника Солженицыну на улице его имени. Проголосовали - «за», что отрадно». Мол, браво, демократия победила! Но так ли это на самом деле? Давайте разберемся.

«Яндекс» говорит нам, что численность населения Таганского района г. Москвы на 2017 год составляет 119 989 человек. За три дня до выхода разбираемой нами статьи, 12 апреля 2018 года, Басинский опубликовал в той же «Российской газете» первую статью на ту же тему под названием «Встретимся на Таганке». Рассказывая в этой статье о том же самом собрании, он поведал, что участвовало в нем... «около трехсот жителей района» . 300 из 119 989 - не маловато ли, чтобы трубить о победе демократии? Вроде бы сопоставлять сотни с сотнями тысяч и литераторы должны уметь...

Возникают и другие вопросы к описываемой Басинским «демократической» процедуре.

Первый вопрос. Почему не названо точное число присутствовавших на собрании? Можно, конечно, принять условное число 300. Но... согласитесь, странно.

Второй вопрос. Зала на 300 человек в заведении под названием «Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына», где проходило «собрание», согласно данным сайта этого заведения, нет. Есть зал на 200 мест.

Зал неполон, то есть людей явно меньше 200. Так откуда тогда тут, как пишет Басинский, голосование «187 голосов - за и 90 - против»? Люди в коридоре стояли, а потом зашли? Или какая-то иная «карусель» была? Или же было на собрании (что и видно на фото) человек 150, ну либо те самые 187, которые «за»? А 90, которые «против»... Не появились ли они уже в ходе написания статьи? Ведь автор, как человек интеллигентный, понимает, что междусобойчик, собранный в поддержку памятника, должен выглядеть прилично... Что «стиль туркмен-баши», как говорится, не катит. Но оставим эти домыслы, это недоверие. Зададимся следующими вопросами.

Третий вопрос. По какому закону было организовано голосование? Кем? Каким образом? Какое значение имеет голосование менее 300 человек?

Четвертый вопрос. Давайте посчитаем, приняв на веру заявление Басинского и сайта бюджетного учреждения Дома имени Солженицына, что все собравшиеся были жителями Таганского района, - какой процент от жителей района принял участие в этом непонятном голосовании?

300 участников «собрания» / 119 989 жителей Таганского района * 100 = 0,25 % от числа жителей Таганского района. Маловато.

Если же брать только тех жителей Таганского района, которые имеют право голоса по законодательству РФ, то подсчет будет следующим. 300 участников «собрания»/69939 избирателей Таганского района * 100 = 0,43 % от числа избирателей Таганского района. Тоже, скажем мягко, немного.

Я уже не говорю о том, что в городе федерального значения Москва решения об установке памятников принимает Мосгордума, а не органы района. А юридическая безупречность в подобных вопросах весьма существенна. В таком случае надо будет 300 голосов делить на многие миллионы жителей города Москвы.

И чего тогда стоит заявление Басинского о том, что «жители Москвы проголосовали за открытие памятника Солженицыну» ?

Слыхали ли Вы о науке статистике, г-н Басинский? О том, как по закону выясняют реальное мнение народа (или населения, если вам так больше нравится)? Вы же не против законов РФ?

А о понятии «демократия» слыхали? Вы же вместе с вашим кумиром Солженицыным десятки лет рассуждали об «ужасном тоталитаризме» в СССР. О необходимости демократии. Тогда почему вы народ не хотите спросить, хочет ли он установки памятника Солженицыну или нет? Сейчас же демократия есть? Или вы на самом деле ее не признаёте и мечтаете, как многие ваши «либеральные» коллеги, о синграпурском или чилийском вариантах «демократии»?

Завершает Басинский психологическую обработку читателя фразой: «Проголосовали - «за», что отрадно» ... ну что тут сказать?.. Вы, г-н Басинский, с еще одной любительницей Солженицына, литераторшей Сараскиной, и г-жой Натальей Солженицыной тоже можете проголосовать. Но это голосование даст примерно тот же результат, что и на «собрании» в Доме имени Солженицына. Что 300 человек, что 3, по отношению к жителям Таганского района, а тем более всей Москвы - это примерно одинаково «представительное» число. Нуль. Зеро.

Пойдем дальше. После такой странной, мягко говоря, апелляции к «демократии» в статье Басинского следует что? Правильно, апелляция в «режиму», то есть к государству. А еще точнее - к его главе. «Указами президента РФ Владимира Путина были также обозначены эти три события: в марте - 150-летие Горького, в октябре - 200-летие Тургенева, в декабре - 100-летие Солженицына». Он, мол, все это затеял. Бойтесь его! Мол, не против нас, просолженицынской тусовки, идете, против государства!

Пугает. А мне не страшно. Свобода слова же, г-н Басинский. Она же не только на вас распространяется. На всех.

Продолжим цитировать нашего литератора дальше: «Между тем периодически раздаются вопли, что юбилей Солженицына отмечают слишком широко, а Горького, Тургенева - недостаточно. Не только простые смертные, скрывающие свои лица в соцсетях под всевозможными «никами» и «аватарчиками», но и вполне вроде бы солидные писатели, народные артисты в регистре «не могу молчать» поднимают вопрос о том, что забыли Горького и Тургенева, а юбилей Солженицына отмечают с невероятной помпой.

Юбилей Горького показал, что о нем не забыли. Отметили широко, по всей России. Надеюсь, «не обидят» и Тургенева».

Да уж, про вопли - это качественно сказано. Сразу чувствуется - слово не простого смертного, а титулованного литератора и интеллигента.

По поводу количества и качества «отмечания» (в официальных документах, правда, сказано «празднования»). Если вы уж пишете в официальной газете, то пишите конкретно. Хотите доказать, что Солженицына «отмечают» так же, как классиков, - напишите, сколько каких мероприятий намечено по Солженицыну, а сколько по классикам: Горькому и Тургеневу. Например, сколько им музеев новых открыто, сколько новых зданий для исследователей их творчества построено, сколько памятников хотят им в этом году поставить, сколько более мелких мероприятий где проведено и запланировано. Цифры - они объективны, в отличие от некоторых литераторов.

Или Басинскому неизвестны факты? Скорее всего, вполне известны, но приводить их вот как-то нет охоты. Так что верьте ему на слово, люди! Как верили в перестройку и в последующие 27 лет.

Перевод разговора с конкретики на проблему «забывания - не забывания» свидетельствует о том, что Басинскому очень не хочется говорить по существу, сравнивать юбилеи по количеству мероприятий, открытым музеям, памятникам, выделенным финансам, подаренной недвижимости и так далее. Да, «не забыли» пока власти и о юбилеях классиков мировой литературы Горького и Тургенева. Соблюли приличия в минимально возможных размерах. Но празднование-то 100-летия Солженицына, бесспорно, отмечается намного пышнее.

Еще одна цитата из Басинского: «Количество лжи, сознательных или невежественных подтасовок, которые обрушились на юбиляра в этом году в соцсетях и публичных выступлениях, изумляет и заставляет даже нормального человека задуматься: черт его знает, может, дыма без огня не бывает, может, правда Солженицын говорил и писал то, чего не говорил и не писал?»

К чему этот перевод разговора на «нормальность»? Г-н литератор психиатр и может ставить диагнозы людям, которых никогда не видел? Или критерием нормальности является преклонение перед Солженицыным? Ладно бы перед ним преклонялось большинство населения, хотя тоже не повод раздавать диагнозы остальным, - ну а если нет? Вердикт о ненормальности большинства будет выноситься на основании того, что оно относится к Солженицыну и его концепту исторической несостоятельности русского народа сугубо отрицательно?

Цитируем далее: «Может, он правда «предатель Родины», который призывал сбросить на СССР 200 (!) атомных бомб? Как же не поверить, если Солженицын, цитирую выступление народного артиста РСФСР, актера и режиссера, когда-то даже руководителя Театра на Таганке Николая Губенко в Мосгордуме: «...в своей гарвардской речи перед сенаторами США 30 июня 1975 года призывал нанести ядерный удар по СССР и сбросить 200 атомных бомб на головы соотечественников». Можно ставить такому человеку памятник в сердце Родины? Разумеется, нет!»

Понятно, что г-ну Басинскому легко и радостно выбрать единственную передержку в многочисленных обвинениях Солженицына и педалировать ее. Но и с этим вопросом не все так гладко, как нашим либералам хотелось бы.

На тему ядерной бомбардировки СССР Солженицын высказывался не раз. В основном он при этом выражал уверенность, что ядерной войны не будет. Потому что СССР слишком боится войны и не начнет ее из страха, а западные политики-де слишком моральные, чтобы начать такую войну.

Делал Солженицын и более откровенные заявления. Дважды в своих книгах он упоминает о возможности ядерной бомбардировки СССР. Один раз в виде угрозы заключенных охране. Второй раз в виде мечты бывшего заключенного, который согласен погибнуть вместе с семьей, лишь бы бомба убила Сталина и миллион людей вместе с ним.

Но это можно было бы не считать. Мало ли что наговорят герои художественных произведений. Однако Солженицын и сам много раз балансировал на грани, призывая в своих политических выступлениях к более жесткому противостоянию западных стран СССР.

Так, во время его выступления в Итонском колледже в Виндзоре 17 мая 1983 года произошел следующий диалог:

Вопрос Солженицыну: «Итак, что нам на Западе делать - сражаться с Советским Союзом ядерным оружием, которое уничтожает, или словами, которых советские не слышат?»

Ответ Солженицына: «Если бы, если бы Запад мог сражаться словами!

Советский Союз при любой разрядке продолжает идеологическую войну, так и объявляет вслух. Ни одной минуты, никогда советские руководители не отказывались от идеологической войны. Все их ложные идеи имеют обманные одежды, и они проталкивают их все 65 лет с нечеловеческой настойчивостью. На Западе часто говорят: «Мы нисколько не боимся идеологической войны, наши идеи выше, и мы победим!» Но вы не умеете мобилизовать ваших идей. Вы не умеете настаивать на истине, никогда ни в чем не уверены».

То есть Солженицын, отвечая на вопрос, надо ли в противостоянии с СССР действовать словами или ядерным оружием, прямо заявил, что слова не помогают. Не помогают, и всё тут! Могла ли у него при этом быть уверенность, что американцы возьмутся изучать пропагандистские успехи СССР (на что он как бы намекал, но именно как бы), а не применят ядерное оружие, как они его применили в Хиросиме и Нагасаки? Нет, конечно, ни у кого не могло быть такой уверенности. Даже у диссидентов, выдумавших идеальный образ США и ему поклонявшихся. Так что чем-то иным, кроме как провокацией против своей Родины, высказывание Солженицына трудно назвать.

На основании всего вышесказанного - от навязчивых литературных образов до уклончивых политических ответов - и складывается ощущение, что Солженицын не был против ядерного удара по СССР.

Чего же после этого удивляться отношению народа к юбиляру? Солженицын вольно или невольно, но добился того, что его слова и намеки - от обсуждения ядерной бомбы до неоднократных похвал бандеровцам и власовцам - привели к тому, что люди перевели количество «заходов» в качество. Они обобщили все эти намеки и экивоки - чего и хотел сам Солженицын - и пришли к своим выводам. Только выводы оказались не такими, как надеялся литератор. Люди увидели за его туманными высказываниями то, что он так старательно прятал, - ненависть к народу, построившему государство, соответствовавшее его, большинства народа, представлениям о правильном. И ни г-ну Басинскому, ни вдове писателя, ни другим приближенным к фонду имени Солженицына этого мнения уже не изменить. Как бы ни хотелось.

И потому совершенно втуне все причитания Басинского, как то: «На самом деле Губенко всего лишь озвучил то, что давно уже гуляет по соцсетям, создавая иллюзию якобы народного негодования по поводу чествования Солженицына в юбилейном году. И настоящая проблема в том, что Губенко еще можно поймать на слове, он лицо известное и ответственное» .

Ну, привлеките его к суду, раз он лицо ответственное. Его же страшные для вас «аватарчики» не скрывают. Тащите его в суд. Там и разберемся, что писал или не писал Солженицын. Что же вы не тащите? Пока только слышно обиженное нытье в «Российской газете». Что-то вроде: «Чиновники, нас обижают ужасные аватарки и ужасный Губенко. Защитите и обороните!»

Или же такое: «А как спорить с невменяемыми или заведомо лживыми людьми, которые не отвечают за свои слова?»

Странный вопрос. С невменяемыми и заведомо лживыми людьми, не отвечающими за свои слова, спорить вроде бы не надо. Что же тогда обижает Басинского? То, что эти люди с ним не согласны? Он хочет, чтобы невменяемые и не отвечающие за свои слова люди любили и славили Солженицына? Ну знаете ли, хотеть не запретишь. Увы и ах, г-н Басинский.

Далее литератор рассыпает прям-таки шедевральные перлы: «Между тем они буквально пропитали своим ядом социальные сети. Если в любом поисковике вы наберете слово «Солженицын», можете быть уверены: первая же оценка «предатель Родины». Дальше - «иуда», «классик лжи» и т. д. и т. п., в самых разных, но при этом странно однообразных сочетаниях. И это не парадокс. Мне иногда кажется, что весь этот словесный яд источается одним внеразумным существом (назвать его «гомо сапиенс» я бы не решился), какой-то органической машиной по производству одних и тех же слов в разных сочетаниях. И по этому же принципу рождаются якобы конкретные обвинения в адрес Солженицына ».

Похоже на параноидальный бред, на который вообще не стоило бы отвечать. Но все-таки ответим, коль скоро это напечатано в уважаемой «Российской газете».

1. Как же, г-н Басинский, эти нехорошие люди «пропитали своим ядом» социальные сети? Их что, много? Тогда, может быть, - снова страшусь предположить - они и есть то самое большинство, которое осуществляет демократию? Конечно, по-вашему, именно российское большинство невменяемо и заведомо лживо. И народ таки по-прежнему «не тот»... Но с этим, увы, уже ничего не поделаешь. Остается только эмигрировать.

2. Насчет «кажется»... Когда кажется, креститься надо, г-н Басинский, как говорят в народе.

3. Что-то у вас под конец статьи не только с цифрами, но и с литературными образами стало плоховато. Разве внеразумное существо может источать словесный яд? Оно же явно не должно уметь говорить.

4. О каких конкретных обвинениях речь? Что же вы не доводите их до читателя? Поведайте. Вы же можете что-то огласить, кроме бесконечного повторения слов о том, что Солженицын не проводил мысль о ядерной бомбардировке как о решении проблемы СССР?

Просто любопытно, почему простая мысль, что против Горького не выступают, а против Солженицына выступают практически все, не наводит Басинского на не менее простую мысль, что народ любит и уважает Горького и не любит и не уважает Солженицына? Литератору надо выдумывать какое-то внеразумное существо, какую-то органическую машину, только чтобы не признать, что народ, тот, который читал гадковатый сумбур понаписанных «светочем нашей литературы и нравственным ориентиром» слов, в подавляющем большинстве Солженицына просто ненавидит.

Хотя, судя по всему, Басинский только делает вид, что этого не понимает. И не по причине ли полного понимания уровня «популярности» Солженицына власть и подобные Басинскому «борцы с режимом», находящиеся на содержании «режима», старательно уклоняются от любых опросов общественного мнения, общественных слушаний и т. д.? Выяснение реальной статистики, раскрывающей отношение народа к Солженицыну, - убийственно для его апологетов. Если согласно корректно проведенному опросу получится, что 80 % против Солженицына, что станут делать власти и прихлебатели из Дома Солженицына? А так и будет. Опросы, проводившиеся в других городах России в связи с увековечением имени юбиляра, дали примерно такой результат. Да и решение совета депутатов Таганского округа г. Москвы говорит само за себя.


Решение Совета депутатов

Ну, так опровергните, наконец! Долго ли мы будем слышать рассказы, что это нетрудно без конкретных доводов? Ведь не весь же юбилейный год?

Далее Басинский окончательно переходит в психологическую плоскость, доказывая, что и здесь он имеет весьма низкий уровень знаний: «Я все-таки склонен думать, что это своего рода «сублимация», говоря по-научному, «переключение части энергии с низменных, социально и культурно неприемлемых целей на возвышенные...»

Термин сублимация в его психологическом значении, г-н Басинский, - это положительное явление, а не отрицательное. По Фрейду, сублимацией сексуальных энергий является творчество, научное познание и т. д. Между тем вы сами пишете, что для вас обсуждение Солженицына в соцсетях - явление отрицательное. А значит, явно вряд ли сродни творчеству и науке. Поясняю это вам, хотя сам совершенно не сторонник Фрейда и его теории. Но если вы упоминаете некий термин, потрудитесь хотя бы понять, что это такое. Если же вы пытаетесь неумело юморить, то у вас это крайне глупо получается.

Далее Басинский переходит к «скромным» дифирамбам своему любимому автору: «Как писатель Солженицын, на мой взгляд, крупнейший модернист ХХ века, открыто нарушавший привычные жанровые границы, дерзко и очень индивидуально работавший с синтаксисом, густо насыщавший язык вышедшими из широкого употребления, но незатертыми словами» .

А на мой взгляд, г-н литератор, он ничего не нарушал, потому что не был в состоянии это сделать. Графоманство границ и правил не признает. Что видит, о том и поет. Про работу с синтаксисом и прочее густое насыщение тем, что людям непонятно и неинтересно, даже писать не хочется. До того ясно, что эти навороты Солженицына стибрены из словаря Даля для выпендрежа и придания «русского запаха» откровенно русофобской писанине.

Откуда Солженицын позаимствовал свой языковой конструкт, давно поведала ваша же единомышленница Сараскина: «В Загорске Солженицын впервые открыл для себя... настоящий русский язык. В читальне оказался словарь Даля в четырех томах издания 1863 года. «Читал предисловие - и весь попал под обаяние редкой по красоте, сочной, объемной, самобытной русской речи». За Даля взялся как за серьезную науку - выписывая и конспектируя. Ему даже разрешили брать словарь из библиотеки в общежитие. <...> Много позже он скажет: «С 1947 года, с шарашки в Сергиевом Посаде и через все лагеря, ссылку, черезо всю жизнь, 35 лет делал я выборки сочных слов из далевского словаря: сперва выписывал 1-й экстракт, потом из него самое яркое - 2-й, потом и 3-й. Все это - в записных книжечках, мелким почерком». Но понахвататься интересных словечек из словаря Даля - это, знаете ли, еще не стать хорошим писателем.

Однако Басинский со товарищи упорно стремятся наделить солженицынскую писанину глубокими формой и смыслом: «Что такое «Один день...» - рассказ или повесть? Что такое «ГУЛАГ»? Нет жанра или это какой-то новый, сугубо индивидуальный жанр. Что такое «Бодался теленок...» - мемуары или модернизация классического романа о борьбе героя с Судьбой, что заметил далекий от Солженицына эмигрант Борис Парамонов?»

Если вы солидарны с Солженицыным, «нарушавшим привычные жанровые границы», то зачем вам знать, рассказ это или повесть? Вы же выше этого? Кому вы эти вопросы задаете? И зачем? Ваши отсылки к эмигранту Парамонову, эссеисту и сотруднику «Радио Свобода», - малопонятны. Парамонов что, великий писатель? Для кого вообще он авторитет кроме таких, как вы, любителей всего антисоветского?

К тому же вы уж врите, да не завирайтесь. Парамонов отнюдь не был далек от Солженицына. Известно, что переехавший в 1978 г. из Италии в США Парамонов был привлечен там Солженицыным к труду над «созданием истории русской консервативной мысли».

Что касается «Одного дня Ивана Денисовича» - то да, это не рассказ и не повесть. Это - однодневное фэнтези на производственную тему с нарушением законов физики и логики. Но это мы еще разберем чуть позже. Ближе к юбилею.

Еще перл от Басинского: «Солженицын - великая модификация «русской идеи» в ХХ веке, и спорить с ним можно только по этой линии» .

Да неужто модификация русской идеи? Каково же содержание этой «модификации»? Расскажите, не таитесь. А уж о чем и с кем спорить - не надо никому указывать. Другие не хуже вас, сами разберутся.

В общем, кто Басинского читал - тот в цирк, на клоунов, не ходит. Незачем. А если серьезно, то вопросов к поклонникам Солженицына после статьи Басинского становится не меньше, а больше. Информационная ценность статьи литератора, на мой взгляд, состоит в том, что он обижен на все соцсети, а Солженицын - умница, потому что... потому. Вот до такой сопливо-слюнявой статейки докатилась «Российская газета».

Ну и, наконец, насчет поговорок. Как бы ни хотелось этого басинским, солженицыным и пр., но «на чужой роток не накинешь платок». В наше время, в отличие от времен перестройки, когда либералы затопили всё публичное пространство своими соплями и слюнями, есть интернет и есть реальное общественное мнение. И предоставленная властями колонка в «Российской газете» не спасет Басинского от ответственности перед обществом, а «Российскую газету» - от краски стыда. Как и не создаст монополию на публичное выражение мнения о Солженицыне.

Как ни пытаются Басинский энд компани повернуть общественное мнение в сторону «нравственного ориентира» - а точнее, безнравственного дезориентира - народ достаточно определенно выражает свое мнение о Солженицыне. И чем дальше, тем будет делать это все громче и яснее.

Пожилые женщины на лавочке у подъезда, - привычная картина любого двора. Бдительные старушки придирчиво провожают взглядом каждого проходящего и дают критическую оценку всем, живущим в округе.

Мимо сидящих на скамейке неторопливо беседующих женщин прошла юная девушка лет шестнадцати, одетая в немодную, но добротную одежду. Под аккуратную, вязаную шапочку тщательно убраны темные волосы. Она вежливо поздоровалась и вошла в подъезд.

Мариночка. Какая хорошая девочка. Умница, отличница. Родителям в радость иметь такую дочку. Всегда поздоровается, - улыбаясь и одобрительно кивая, женщины смотрели ей вслед.

Но не успели они, как следует обсудить Мариночку, как из подъезда выскочила другая девчонка - Людка из 17 квартиры, в расстегнутом, небрежно наброшенном пальтишке без единой пуговицы, из-под которого виднелись обтрепанные, не первой свежести, джинсы.

Здорово, бабуси, не всем еще косточки перемыли? - она быстро пролетела мимо них и исчезла за углом.

Беги, беги, неугомонная, - ее слова и неподобающий, неряшливый вид вызвал у женщин возмущенные, осуждающие возгласы:

Не девка, а сплошное недоразумение.

И в кого только уродилась, - строго поджав губы, сказала одна из женщин, - родители вроде приличные люди. Сколько мать слез из-за нее пролила. Маленькая

была, все с мальчишками дралась. Отца постоянно в школу вызывали. Сколько хлопот и волнений она им доставила. Натворит что-нибудь, а потом врет и изворачивается.

Помчалась искать приключения на свою голову, - подхватила другая, - опять впутается в какую-нибудь историю.

С такой репутацией разве найдет она себе хорошего парня, - неодобрительно качая головой, продолжила третья, - кто польстится на нее. От разгульной, непутевой жизни хорошей жены не получится.

Прошло несколько лет. Заметно постаревшие женщины привычно сидели на лавочке, горячо обсуждая последние новости. Увидев приближающуюся, скромно одетую девушку, они замолчали и с интересом повернулись в ее сторону.

Здравствуйте, - застенчиво улыбнувшись, вежливо поздоровалась она.

Мариночка, здравствуй, милая, - соседки переглянулись и проводили ее критически оценивающим взглядом.

Людка из 17 квартиры уже который год замужем. Парня какого хорошего себе где-то отхватила. Второго ребенка через месяц ждут, - заметила одна из них.

А Мариночка наша все "прынца" ждет. В старых девках так и состарится, - шепнула ей старушка.

Бледная какая, может, болеет чем? - озабоченно спросила сердобольная соседка.

Нет. Это она над книжками чахнет, - ответила ей всезнающая, круглолицая женщина, - все строит воздушные замки и тешит себя несбыточными надеждами. Скоро совсем засохнет от тоски.

Подробно обсудив Мариночку, они замолчали, каждая думая о своем. Уже пора было расходиться по домам, но они медлили. Никто из них не решался уйти первой, так как все знали, что оставшиеся женщины сразу же начнут говорить об ушедшей. Затем дружно, как по команде, они встали и разошлись по своим делам. Лавочка опустела.

В окнах домов постепенно и приветливо загорался электрический свет. И хотелось верить, что в каждом доме вспыхивало и грело теплом чье-то счастье.