Что такое пунктуация в русском языке. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке

Все, что напечатано в этой книге, как и все вообще, что печатается и пишется, - это текст. Тексты состоят из букв. Но для понимания текстов одних букв недостаточно. Чтобы буквы (и образованные из них слова) не слились в сплошное, непроглядное пятно, текст нужно расчленить и установить связи между его элементами и частями. Для этого используются поля, интервалы между строками, отступы, заглавные (прописные) буквы и другие средства. Все эти способы и приемы организации текста так привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить.

Цепочки букв в строках разделяются на отдельные звенья-слова при помощи пробелов . Не будь этих разделителей, нам при чтении пришлось бы все время спотыкаться в поисках границ между словами. В подобном тексте мы чувствовали бы себя, как в густом, темном лесу, где деревья стоят стеной, где нет ни дорог, ни тропинок и уверенно может идти только хорошо знающий его человек. Именно такими - без пробелов! - были тексты в Древней Руси. Правда, и писали тогда старательно, крупными четкими буквами (уставом), и письменный язык был другим - с цепочками коротких предложений, и текстов было сравнительно немного. И все же их чтение было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений и отдельных их частей. Так появилась точка - первый и основной знак членения текста, а вместе с ней и пробел как место для точки. С развитием в XIV в. скорописи, быстрого слитного письма, когда чтение вновь осложнилось, пробелом стали разделять также и слова. Тексты просветлели, как прореженный лес. В них можно было дальше видеть, их стало легче читать, а значит, быстрее добираться до цели - полного и точного понимания.

Но жизнь шла вперед, все более глубоким становилось познание мира. Сложнее становился письменный язык, особенно синтаксис и его основная единица - предложение, которое должно было отражать всю глубину, все повороты и оттенки мысли. Двух знаков - пробела и точки - для руководства чтением теперь оказалось недостаточно. Разделенные пустыми пробелами, тексты стали распадаться на отдельные слова. В таком текстовом «лесу» было светло и просторно, но не было указателей движения и надежных ориентиров. Они стали необходимы, и их создали.

На основе точки возникли такие знаки, как запятая, точка с запятой, двоеточие и многоточие . Вошли в употребление вопросительный и восклицательный знаки, тире, скобки и кавычки . В начале предложения стала обязательной заглавная буква , в начале абзаца - красная строка .

Так постепенно к концу XVIII в. сложился основной состав небуквенных знаков русского письма и печати для организации - членения и связи - целого текста и его частей. Эти знаки принято называть знаками препинания или - от латинского названия точки «пунктум» - знаками пунктуации . Каждый из них имеет свою историю. Не сразу получили они современную форму и привычные нам названия. Трудом многих поколений пишущих и читающих, печатников, типографов, писателей, педагогов и ученых для каждого знака были выработаны и определены его функции, условия и правила употребления, связи и отношения с другими знаками.

Обоснованные наукой, утвержденные и закрепленные государством («Правила русской орфографии и пунктуации», 1956 г. ), правила пунктуации едины и обязательны для всех. Именно поэтому их изучают в школе. Владея ими, пишущий может выразить все, даже самые тонкие, оттенки смысла, читающий же сумеет правильно понять его. Пунктуация служит взаимопониманию, и это очень важно. Ведь от правильного понимания текстов (от текста государственного закона до текста частного письма) зависит очень многое: работа учреждений, отношения между людьми, их поведение, настроение, здоровье, а иногда даже и жизнь. Как же пунктуация служит этой высокой цели? Как «работают» знаки пунктуации?

Оказывается, они выполняют в тексте две важные операции - разделения и выделения. Знаки-разделители работают в одиночку, знаки-выделители - парами. Одиночные знаки пунктуации разделяют целое на части, отделяют эти части друг от друга и отмечают границу между ними. Парные, или двойные, знаки пунктуации выделяют ту или иную самостоятельную часть из целого и отмечают ее границы с двух сторон.

Но граница границе рознь: есть границы между членами предложения и есть границы абзацев; есть границы открытые и замкнутые. Разные границы - разные и знаки границ. Каждый знак говорит нам, какие смысловые части он разделяет или выделяет, в какое смысловое целое они входят, в каких смысловых отношениях находятся и т. д. Так, красная строка разделяет текст на абзацы, отмечает их границы и обозначает конец одного смыслового единства и переход к другому. Точка указывает конец предложения и вместе с тем обозначает его смысловую законченность (в отличие от многоточия - знака незаконченности или обрыва). На границе частей сложного предложения или на границе членов предложения различаются запятая - знак их равноправия по смыслу (одновременности, однородности и т. п.) - и такие знаки смыслового неравноправия, как двоеточие и тире . Кавычки выделяют все, что пишущий считает нужным обозначить как «чужое» (чужая речь, цитаты и др.), а скобки - все, что пишущий отводит на второй план и что читающий должен осмыслить как второстепенное, как вставку. Разные знаки - разные и смыслы.

Но разных смыслов больше, чем знаков, которые могут их выразить. Поэтому некоторые знаки пунктуации вынуждены брать на себя несколько смысловых нагрузок. Тире , например, отмечает границы резкого противопоставления, быстрой смены событий, перехода от перечисления к обобщению и многое другое. Нагружено разными смыслами и многоточие. Такие знаки пунктуации подобны многозначным словам.

Другие знаки, подобно словам-синонимам, имеют одинаковый смысл, а различаются лишь силой его выражения и условиями употребления. Пример пунктуационных синонимов - запятая и точка с запятой. Разделяя однородные члены или однородные части в сложных предложениях, они имеют одинаковый смысл (однородность), но различаются силой и «весом». Точка с запятой - это «усиленная запятая». Она разделяет единицы большего объема (более распространенные) и более далекие по смыслу, чем те, которые разделяются запятой. Именно поэтому, разделяя предложения, точка с запятой оказывается синонимом точки. Точка с запятой - это «ослабленная точка» (недаром когда-то её называли полуточием). Получается трехчленный усилительный синонимический ряд: запятая - точка с запятой - точка. Есть и другие такие ряды.

Разделяя и выделяя единицы текста, знаки пунктуации одновременно еще и связывают их. Они позволяют пишущему выразить, а читающему - правильно понять, как единицы текста связаны друг с другом, каков характер, направление и границы смысловых связей. Так, знаки-разделители указывают на смысловые отношения между разделяемыми частями и, значит, связывают их в единое смысловое целое («однородные члены перед обобщающим словом», «бессоюзное предложение с причинно-следственной связью» и т. п.). Разделяя одни единицы, знаки пунктуации помогают объединению и сплочению других. Так объединяются предложения в составе абзаца, простые предложения в составе сложных и т. д.

Итак, знаки пунктуации - это знаки границ смыслового членения текста и связи его частей. Чтобы правильно пользоваться ими, нужно овладеть правилами пунктуации. Правила пунктуации - это правила употребления знаков в зависимости от смысла, который нужно обозначить, и тех синтаксических условий, которые складываются в тексте на его границах. Смысл, условия на границе и знаки пунктуации - три составные части любой пунктуационной задачи. Читающему даны знаки пунктуации и условия. По этим двум данным, пользуясь правилами пунктуации, он находит искомое - смысл. Пишущему даны смысл и условия. По этим двум данным, пользуясь правилами пунктуации, он находит искомое - знаки пунктуации. Правила пунктуации позволяют пишущему ответить на два вопроса: нужен ли на данной границе знак, и если нужен, то какой? Отвечая на первый вопрос, мы делаем выбор между знаком пунктуации и пустым пробелом. Отвечая на второй вопрос, мы делаем выбор между разными знаками. Одни правила приказывают: «Ставь такой-то знак!» Другие запрещают: «Никаких знаков». Третьи рекомендуют: «Выбирай из нескольких возможных».

На этом же языке с нами говорит и орфография. Но она гораздо более жестка. Она не допускает выбора. Орфография говорит: «Проверь и пиши такую-то букву». Или: «Если не проверяется, запомни! Если забыл, справься в орфографическом словаре!» Пунктуационного же словаря нет, он невозможен и не нужен. Подобно правилам дорожного движения, правила пунктуации не могут описать каждый конкретный случай. Они предусматривают типичные условия, которые могут сложиться в бесчисленном множестве случаев, в бесчисленном множестве текстов, и позволяют пишущим находить единственно возможное или лучшее из возможных решений.

Знаков пунктуации всего 10. Но на письме они помогают выразить всё многообразие оттенков смысла устной речи. Один и тот же знак может употребляться в разных случаях. И при этом играть разную роль. В 20 главах изложены главные закономерности расстановки знаков препинания, которые изучаются в школе. Все правила иллюстрируются наглядными примерами. Удели им особое внимание. Запомнишь пример — избежишь ошибки.

  • Введение: Что такое пунктуация?

    §1. Значение термина пунктуация
    §2. Какие знаки препинания употребляются в письменной речи на русском зыке?
    §3. Какую роль играют знаки препинания?

  • Глава 1. Знаки законченности-незаконченности мысли. Точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Многоточие

    Точка, вопросительный и восклицательный знаки
    Многоточие в конце предложения

  • Глава 2. Знаки незаконченности высказывания. Запятая, точка с запятой

    §1. Запятая
    §2. Точка с запятой

  • Глава 3. Знак незаконченности высказывания. Двоеточие

    Зачем нужно двоеточие?
    Двоеточие в простом предложении
    Двоеточие в сложном предложениии

  • Глава 4. Знак незаконченности высказывания. Тире

    §1. Тире
    §2. Двойное тире

  • Глава 5. Двойные знаки. Кавычки. Скобки

    §1. Кавычки
    §2. Скобки

  • Глава 6. Пунктуация простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

    Тире ставится
    Тире не ставится

  • Глава 7. Пунктуация простого предложения с осложнённой структурой. Знаки препинания при однородных членах

    §1. Знаки препинания при однородных членах без обобщающего слова
    §2. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

  • Глава 8. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным определением

    §1. Обособление согласованных определений
    §2. Обособление несогласованных определений
    §3. Обособление приложений

  • Глава 9. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным обстоятельством

    Обстоятельства обособляются
    Обстоятельства не обособляются

  • Глава 10. Пунктуация простого предложения, осложнённого уточняющими или поясняющими членами предложения.

    §1. Уточнение
    §2. Пояснение

  • Глава 11. Пунктуация простого предложения, осложнённого вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями

    §1. Предложения с вводными словами
    §2. Предложения с вводными предложениями
    §3. Предложения со вставными конструкциями

  • Глава 12. Пунктуация при обращении

    Обращения и их пунктуационное оформление в письменной речи

  • Глава 13. Пунктуация при сравнительных оборотах

    §1. Выделение запятыми сравнительных оборотов
    §2. Обороты с союзом как: сравнительные и не сравнительные

  • Глава 14. Пунктуация при прямой речи

    §1. Пунктуационное оформление прямой речи, сопровождаемой словами автора
    §2. Пункуационное оформление диалога

Культура речи всегда определялась ее правильностью. Самой первой ступенью является знание принципов русского языка.

Нормы русского языка

Норма (произошло от латинского norma - дословно "наугольник", переносное значение - «правило») - общепринятый обязательный порядок. Все разделы языка управляются определенным образом. Современный русский язык руководствуется различными правилами. Это орфографические и пунктуационные нормы. Они бывают орфоэпические (фонетические) и фразеологические, морфологические и синтаксические, стилистические.

Например, орфографические нормы регламентируют выбор графического написания слова. Пунктуационные определяют выбор знаков препинания, а также их расстановку в тексте.

Нормы пунктуации

Пунктуационная норма - это правило, указывающее применение или не применение при письме тех или иных знаков препинания. Изучение пунктуационных норм обусловливает владение литературным языком. Эти приципы определяют культуру речи в целом. Правильное применение пунктуации должно обеспечить взаимопонимание пишущего человека с читателем написанного текста.

Применение знаков препинания закреплено правилами. Пунктуационная норма регулирует выбор вариантов построения предложений. Также она осуществляет контроль речи говорящего. Правда, оценка «верно - неверно» применительно к пунктуационной норме во многом зависит от субъекта. Русская пунктуация чрезвычайно гибкая.

Значение пунктуации

Русский язык не зря назван великим и могучим. Но он не является застывшим и неизменным. Русская речь насыщается неологизмами и словами, пришедшими из других языков. Точно так же перенимаются и пунктуационные нормы в попытке отразить процесс интеграции. Но никогда нельзя забывать об уважении к языку как к наследию, отточенному вековой историей нашего народа.

Любому из нас в школе приходилось писать диктанты по родному языку. И, наверное, самым обидным было снижение итоговой оценки из-за пропущенной или лишней запятой. Давайте узнаем, почему этот символ и подобные ему так важны в языке, и какая наука специализируется на этом вопросе.

Что изучает пунктуация?

В конце предыдущего предложения стоит известный всем нам который сигнализирует каждому читателю, что это вопрос, а не утверждение. Именно на изучении подобных сигнальных элементов и концентрируется такая наука, как пунктуация.

Причем она специализируется не только на формировании и регулировании норм и правил постановки пунктуационных знаков, но также изучает их историю.

Для чего она нужна?

Узнав, что изучает пунктуация, стоит обратить внимание на ее практическую ценность. Ведь, к примеру, практическое значение орфографии понятно большинству из нас - если не приучать людей правильно писать, окружающим станет непонятно, что они хотят сказать: полет или помет и т. п. При этом многие "жертвы" школьных пунктуационных репрессий до сих пор недоумевают: какая разница, где ставить запятую, зачем она вообще нужна, и почему для изучения ее была сформирована целая наука.

Давайте разберемся. Итак, пунктуация важна для облегчения восприятия текста. С ее помощью предложения или их части отделяются друг от друга. Это позволяет пишущему сконцентрировать внимание на нужной ему мысли.

Чтобы более наглядно понять значение пунктуационных знаков, стоит вспомнить "бородатый" пример из мультфильма "В стране невыученых уроков" - "Казнить нельзя помиловать".

От того, в каком месте будет поставлена запятая, зависела жизнь главного героя - Вити Перестукина. Если бы он ее поставил таким образом: "Казнить, нельзя помиловать" - Вите грозила бы смерть. К счастью, мальчик правильно перенес знак: "Казнить нельзя, помиловать", и таким образом спасся.

Помимо акцентирования внимания на определенных частях предложения, именно пунктуация часто помогает понять его смысл.

Например, если в конце предложения "Наша мама пришла" поставить просто точку, это будет констатация факта прихода матери.

Если заменить ее на вопросительный знак - это будет уже не утверждение свершившегося факта, а вопрос: "Наша мама пришла?".

Этимология термина

Рассмотрев, что изучает пунктуация и для чего она нужна, можно обратить внимание на происхождение этого понятия.

Изучаемый термин был образован от латинского слова punctum, которое переводится как точка. Исходя из этого, можно предполагать, что первым знаком препинания в истории является именно точка (во всяком случае в русской пунктуации это так).

Считается, что древние греки стали первыми использовать ее, как знак окончания предложения или даже целого абзаца.

Знаки препинания

Зная, что изучает пунктуация, стоит более подробно остановиться на этом. Иначе говоря, давайте уделим внимание препинательным знакам. Также они именуются пунктуационными и являются элементами письменности, необходимыми для достижения таких целей.

Основные из них такие:

  • Разделение/выделение слов, словосочетаний, смысловых отрезков в предложении или целом тексте.
  • Указывают на грамматические, а иногда и логические связи между словами.
  • Указывают на эмоциональный окрас предложения и его коммуникативный тип.
  • Сигнализируют о законченности/незаконченности высказывания/мысли.

В отличие от слов, пунктуационные символы не являются членами предложения, хотя и выполняют в нем весьма важные функции.

Необходимость подобных знаков подчеркивается тем, что в большинстве текстовых редакторов при проверке правописания ошибки в пунктуации выделяются отдельным цветом - зеленым, в то время как орфографические - красным.

Виды знаков препинания, которые есть в русском языке

Чтобы вспомнить, какие именно разделительные символы применяются в русском, стоит вспомнить любой урок о пунктуации. На нем обязательно упоминалось о большинстве подобных элементов. Все они делятся на две категории: парные и непарные.

Первых значительно меньшее количество: кавычки "", скобки (), 2 запятые и 2 тире.

Они служат для выделения какого-то слова, словосочетания или части предложения и всегда применяются вместе, функционируя как единое целое.

При этом кавычки также используются для выделения названий на кириллице и как обозначение прямой речи.

Кстати, самые распространенные ошибки в пунктуации парных знаков - это забыть поставить второй из них.

Непарных пунктуационных символов значительно больше. Они делятся на группы, согласно своим прямым функциям. Причем некоторые из них способны выполнять не одну, а сразу две роли.


Анализируя вышесказанное, можно заметить, что ничего не было сказано об апострофе. Однако данный символ относится к орфографическим, а не пунктуационным. Поэтом речь о нем в данном контексте быть не может.

История русской пунктуации

В Российской империи пунктуации как таковой не существовало до второй половины XV в. И лишь в 80-х годах начала использовать точка.

Примерно через 40 лет в грамматике стали ставиться запятые.

Соединение этих символов в один (точку с запятой) произошло позже. Причем проверка пунктуации древних текстов показала, что изначально он выполнял функции вопросительного знака. Так что если при чтении документа, датируемого ранее XVIII в., будет стоять вопросительный знак, можно сделать вывод, что, вероятно, бумага является подделкой.

Однако с XVIII в. для обозначения вопроса стал применяться особый символ. Кстати, в тот же период в империи стал использоваться и восклицательный знак, который изначально сигнализировал об удивлении, а не о восклицании. Именно поэтому он носил название "удивительная".

Первым парным знаком в грамматике российского языка стали круглые скобки, впервые отмеченные при проверке пунктуации в документе 1619 г.

Тире, кавычки и многоточие появились тоже только в XVIII в. Причем одним из первых и главных их популяризаторов стал Николай Карамзин.

Необычные знаки препинания, которые не применяются в современном русском языке

Помимо хорошо известных нам символов, существует еще ряд знаков, которые не признаны русской и многими другими грамматиками. Если их попробовать поставить в текстовом редакторе, обязательно последует сообщение о необходимости исправления пунктуации в предложении.

  • Интерробанг - гибрид вопросительного и восклицательного знаков.
  • Риторический вопросительный знак, выглядящий как зеркальное отражение обычного символа такого рода. Он применялся в английском лишь несколько десятилетий в конце XVII в.
  • Иронический знак. Внешне похож на вышеупомянутый, но немного меньше и ставился в начале предложения. Возник во Франции XIX в.
  • Любовный символ, который советуют применять в поздравительных открытках. Он выглядит как вопросительный знак и его отражение, вместе образующие сердечко.
  • Согласительный символ выглядит как два восклицательных написанных от одной точки. Символизирует выражение доброй воли.
  • Знак уверенности. Выглядит как перечеркнутый в виде креста восклицательный символ.
  • Авторитетный. Похож на предыдущий, однако его перечеркивает не прямая, а лига. Применяется в приказах или советах.
  • Астеризм. Похож на три звездочки, размещенные в виде перевернутой пирамиды. Ранее служил для разделения смысловых глав, а также частей книг или обозначал незначительные перерывы в длинном тексте.
  • Восклицательная и вопросительные запятые. Предназначены для интонационного выделение слов или фраз внутри предложения.

Для создания понятного по смыслу текста в письменности необходимо знать некие правила, устанавливающие правильный порядок размещения знаков препинания, система которых составляет пунктуацию. Вопрос о том, что такое пунктуация и каково ее предназначение, рассматривают в школе с начальных классов. Знаки препинания, каждый из которых является неким вспомогательным составляющим в письменной речи, играют важную роль, состоящую в выполнении некоторых функций. О каждой из них речь пойдет в следующем параграфе статьи.

Главные функции знаков препинания

Для обеспечения однозначного восприятия написанного необходимо знать, что изучает пунктуация, и для правильного ее применения важно выделить предназначение ее элементов.

  • Во-первых, использование некоторых знаков позволяет закончить смысловой фрагмент в тексте. Эту роль выполняют такие знаки, как точка, вопросительный и восклицательный знаки.
  • Во-вторых, с помощью запятой, тире и двоеточия возможно выделить конкретные, требующие особого внимания фрагменты текста.
  • В-третьих, нередкой необходимостью является применение в предложении цитат, которые обязательно должны быть заключены в кавычки. Роль разъяснения и уточнения смысла примененного в предложении термина выполняют скобки.

Роль пунктуации

Пунктуация в теории имеет несколько основных направлений. Люди, являющиеся приверженцами логического направления, придерживаются мнения о том, что главная роль пунктуации заключается в определении смысла в письменности, что именно это является важным моментом для точного восприятия текста.

Что касается синтаксического направления, то одно из основных назначений пунктуации - разбиение с помощью знаков препинания текста на предложения, а предложений - на словосочетания. Такая функция знаков позволяет сделать текст достаточно наглядным и логичным. В интонационном направлении сторонники выделяют особую роль теории, которая определяет свое назначение знаков препинания. Оно заключается в создании определенной интонации, благодаря которой облегчается устное понимание и прочтение текста.

Чтобы правильно интерпретировать любой текст, важно точно подобрать знаки препинания, цель которых будет ориентирована на выполнение поставленной задачи. Кроме определенных правил пунктуации, являющихся обязательными в написании текстов, есть и свободные, авторские способы использования знаков препинания.