Что построил василий баженов. Большой кремлевский проект. Возрождение русского стиля в архитектуре

Пример исторического портрета

Годы жизни: 1738-1799

Из биографии

  • Баженов Василий Иванович — русский архитектор, по проекту которого было построено много зданий, до сих пор поражающих красотой и величием, теоретик и педагог. Баженов стал основателем классицизма в архитектуре в России. Он же был зачинателем русской псевдоготики.
  • Творил Баженов в эпоху Екатерины II и Павла I, внося новые элементы в архитектурный облик России.
  • Родился в семье дьячка. С детства проявились склонности к рисованию. Получил прекрасное образование: учился у Ухтомского Д.В. в Москве, в Московском университете в 1755, у С.И. Чевакинского в Петербурге, два года проучился в Академии художеств (1758-1760) у художников А.В.Кокоринова и Ж.Б. Валлен- Деламота. Таким образом, у него были прекрасные учителя.
  • В конце жизни сам был избран вице-президентом Академии художеств в Петербурге в 1799.
  • Слава Баженова шагнула далеко за пределы России. Его избрали профессором Академии св. Луки в Риме, членом Академии художеств в Болонье и Флоренции.

Основные направления деятельности Баженова В.И. и их результаты

Одним из направлений деятельности было проектирование зданий, украсивших, прежде всего, столицы России. Им было спроектировано и под его руководством построено множество замечательных строений, один список которых поражает. Наиболее известными являются: дом Пашкова, дворцы и украшение парков Царицына (Хлебный дом, Оперный дом, фигурный мост, арка с гроздью винограда и многие другие), Владимирская церковь в Быково и многие другие.

Результатом данной деятельности стало проектирование и под его руководством строительство многих замечательных строений, которые и до сих пор поражают красотой, необычностью решений, сочетанием различных стилей, индивидуальностью не только россиян, но и всех гостей нашей страны. Его архитектура – новое веяние в строительстве, совершенно иной его этап.

Другим направлением деятельности Баженова была научная, педагогическая работа. Он создавал основы новой архитектуры, пропагандировал её новые направления: сочетание различных стилей, использование ландшафта при строительстве, соединение классики с пышностью и грациозностью и многие другие. Он стоял во главе группы архитекторов при планировании реконструкции Кремля (совместно с Казаковым М.Ф., Назаровым Е.С., и др.), правда, работа не была завершена по приказу Екатерины II.

Баженову доверили возглавлять Академию художеств в Москве, в которой он также ввёл ряд значительных изменений в преподавании, стремясь нацелить преподавателей на формирование и развитие индивидуальности, неповторимости каждого слушателя.

Свой опыт Баженов пропагандировал далеко за границами России, выступая в престижных академиях мира, в некоторых из которых был избран почётным членом: профессором Академии св. Луки в Риме, членом Академии художеств в Болонье и Флоренции.

Результат данной деятельности . Теоретические основы архитектуры, разработанные Баженовым, стали школой для многих последующих поколений архитекторов и до сих пор являются основой теории в вузах России, а педагогическая деятельность способствовала воспитанию талантливых последователей, которые продолжили его деятельность, воплотив идеи Баженова в своих творениях.

Особенности строений Баженова

  • Использование ландшафта при создании композиций, его здания вместе с окружающим пространством создавали единое целое, дополняя друг друга.
  • Здание и флигеля к нему строились в один ряд, что придавало вид городской постройки (ранее флигеля обычно выступали вперёд. Пример тому — дом Пашкова).
  • Величие и пышность сочетаются с гармонией, симметричностью зданий, логическая продуманность соразмерности всех частей зданий.
  • Талантливое использование цвета и фактуры материала зданий гипс, камень, штукатурка). Его здания – произведения живописи с игрой тени и света.
  • Использование псевдоготических мотивов (строения на Ходынском поле в Москве 1774-1775г.)
  • Эклектика, то есть сочетание стилей, характерна для сооружений в Царицыно: элементы романтизма, готики, древнерусские мотивы.
  • Преодоление ограниченности классицизма, добавление его более нарядными и красочными элементами.

Таким образом , архитектор Баженов В. внёс значительный вклад в архитектуру России, в создание неповторимого облика страны, заложил основы теории нового направления в архитектуре, вёл активную педагогическую деятельность. Россияне чтут память об архитекторе. Его именем названы улицы многих городов России, ему и другому талантливому архитектору Казакову М. поставлен памятник в Москве.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна


Василий Иванович Баженов (01.03.1737 - 2.08.1799)

Василий Иванович Баженов (01.03.1737 - 2.08.1799), бесспорно, является одним из ярчайших русских архитекторов, чьи работы до сих пор поражают своей смелостью и красотой. Талантливый самобытный архитектор времен императрицы Екатерины, создатель грандиозного проекта реконструкции Кремля, автор дома Пашкова, оставил после себя несколько знаменательных исторических памятников, которые представляют собой огромную ценность и являются прекрасным отражением величия той эпохи. За одухотворенность, свободомыслие и презрение стереотипов Баженова окрестили поэтом в архитектуре.

Он родился в селе Дольском близ Малоярославца Калужской губернии в семье дьячка одной из придворных кремлевских церквей Ивана Федоровича Баженова (1711—1774). В возрасте трех месяцев был перевезен родителями в Москву. Обнаружил природный талант к искусству ещё в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу вольным слушателем и частенько помогавшего бедствующему в то время Баженову подработкой. Из школы Ухтомского Баженов перешел в Академию художеств по ходатайству И. И. Шувалова, где поразил преподавательский состав своим талантом. Один из преподавателей Баженова, С. И. Чевакинский, сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора. В сентябре 1759 года подающий надежды Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж, а затем в Рим, став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу.

По прибытии в Париж, поступив в ученики к профессору Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме — модель Собора св. Петра, учился он также гравированию, при этом известно, что многие его соученики часто воровали его работы - настолько он был талантлив.

По возвращении в Россию в 1765, проживая в Москве, Баженов принял участие в первом издании труда Витрувия (перевод Каржавина). В это время на архитектора впервые обратила внимание императрица, заказав ему проект Института благородных девиц при Смольном монастыре, который он выполнил с блеском и размахом, заслужив высочайшую похвалу - однако, проект этот осуществлен не был.
Василий Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал сразу при своем возвращении на родину. Он являлся одним из проводников французского стиля в русской архитектуре (ярким памятником которого является Пашков дом). Свое мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины - впрочем, ожидаемой должности, равно как и жалования, не получил (хотя в академики его произвели). Разочарованный таким положением дел, Баженов взял увольнение от академической службы, и князь Орлов определил его в свое Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана. В 1767 году архитектор возвратился в родную Москву, где вскоре после приезда женился на Аграфене Лукиничне Красухиной, дочери каширского дворянина, рано умершего.


Мост авторства Баженова, усадьба Царицыно, Москва

Тем временем Екатерина «заболела» архитектурой. Этим решил воспользоваться Орлов, который тогда как раз делал попытки усилить свое влияние при дворе. Именно Орлов посоветовал Баженову разработать проект необычный, дерзкий, чтобы затем через него, Орлова, предложить императрице начать строительство здания, которое вызовет всеобщий интерес. Этим проектом стал проект реконструкции Московского Кремля, в котором основной идеей Баженова было огромное здание, собиравшее под своими сводами все имеющиеся кремлевские здания и соборы. Грандиознейший проект был создан, одобрен императрицей, даже выполнен в виде деревянной модели, но не осуществлен из-за нехватки средств на его исполнение - тридцати миллионов рублей. Однако, по другой версии, Екатерина II и не думала осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Русско-турецкой войны (1768—1774) нужно было дать пищу для толков о затрате десятков миллионов на грандиозный дворец, и созданная архитектором деревянная модель произвела надлежащий эффект - а сооружение самого проекта, уже ненужного императрице, оставлено совсем. Такая же судьба постигла Царицынский ансамбль Баженова, на строительство которого у архитектора ушло десять лет - причем каждую весну он вместе с семьей переселялся на место проведения работ, для собственноручного их контроля - однако Екатерина летом 1785 года посетила Царицыно, и, найдя его мрачным и чересчур тесным, повелела перестроить уже готовые здания. Архитектор от осуществления проекта был отстранён.

В это же время Баженов построил в Москве дом Пашкова, при строительстве которого архитектор сумел реализовать свои градостроительные идеи, возникшие, но не реализованные при проектировании перестройки Московского Кремля. Баженов переработал традиционную схему застройки усадьбы, поставив в один ряд на краю холма, противоположного Кремлю, центральное здание, и связанные с ним флигели, что придало застройке городской облик. Вместо парадного двора создан сад (который впоследствии был уничтожен).


Дом Пашковых

Баженов попал в немилость к царице, что объясняется его сложным самолюбивым нравом, а также отношениями с кружком Н. И. Новикова, поручившего архитектору доложить цесаревичу Павлу I о выборе его московскими масонами в верховные мастера. Екатерина подозревала политические цели в этих отношениях с цесаревичем, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 году он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург. Баженов претерпевает трудный для себя период - чтобы не оказаться в бедности, он берет частные заказы. Нужно добавить, что после эпизода с масонами у царицы до самой ее смерти не нашлось более работы для Баженова.

Однако ему суждено было вновь ощутить на себе благосклонность коронованной особы: по вступлении на престол, Павел I назначил зодчего вице-президентом Академии художеств и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его деятельность. Зодчего похоронили в собственном селе Глазово под Москвой. Последней крупной работой Баженова (с 1792 г.) был проект Михайловского (Инженерного) замка в Петербурге, утвержденный в 1796 году.

К сожалению, до сих пор исторически не вполне прояснена ситуация с доказанным авторством архитектора некоторых зданий. Большой мост через овраг в Царицыно — одна из немногих сохранившихся построек, авторство Баженова в отношении которых точно установлено.
Он создал архитектурную команду и школу при Экспедиции кремлевского строения, где работали М. Ф. Казаков, К. И. Бланк, И. В. Еготов, Е. С. Назаров. Сохранились многочисленные графические работы Баженова, среди них — панорама Царицына (тушь, гуашь, перо, кисть, 1776, Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева)
Василий Иванович Баженов был первым русским архитектором, создававшим свои проекты как объемно-пространственные композиции, связанные с ландшафтом и организующие окружающую среду. Его творчество фактически ознаменовало новую эру русской архитектуры.

Василий Иванович Баженов (1738- 1799) – русский архитектор, рисовальщик, педагог, представитель классицизма, теоретик архитектуры. С 1784 года член Российской академии.

Родился в семье дьяка. Большая часть жизни Баженова прошла в Москве, учился в гимназии при Московском университете, а с 1756 года учился в Петербурге. Сначала он посещал занятия С. Чевакинского в Академии наук, а потом А. Кокоринова и Ж. Валлен-Деламота в Академии художеств. Получив за учебу золотую медаль, был направлен в Париж, в Академию искусств. С 1762 по 1764 год провел в Италии. За годы пребывания за границей, проявил интерес к классицизму, барокко и готике.

Замыслы Баженова

Баженов замыслил проект Кремлевского дворца с одновременной реконструкцией Кремля и Красной площади. Еще никто до Баженова не представлял постройку как объёмную композицию, которая бы организовала пространство города. Этим проектом Кремль становился гигантским общественным форумом с главной площадью в виде овала, к которой должны сходиться главные радиальные улицы столицы.

Екатерина II остановила работы, но сама система, оказала громадное влияние на мысль русских архитекторов, направляя ее в духе классицизма. В музее Архитектуры хранится уникальная деревянная модель, исполненная автором, которая дает представление о грандиозности замысла художника.

Таким же незавершенным, но показательным стал проект дворца в резиденции императоров Царицыно. В этом комплекс Баженов впервые применил мотивы неоготики, объединенными с приемами так называемого «нарышкинского» барокко. Но Екатерина II вновь прервала работы по строительству. Она была недовольна большим количеством масонских элементов в декоре. Постройка так и не была завершена. Такие неудачи заставили Баженова перейти к частным заказам.

Часть своих градостроительных идей Баженов сумел осуществить при строительстве дома Пашкова в Москве. Это старое здание Библиотеки имени Ленина. В других постройках, расположенных в Москве, например, дом Долгова, что на проспекте Мира, колокольня и трапезная храма Всех скорбящих, расположенная на Б. Ордынке и дом Юшкова на ул. Кирова, где благодаря продуманному применению цвета и фактуры камня, гипса и штукатурки, возникает утончённая живописность, наблюдается сложная игра света и тени.

По воле Павла I Баженов создал комплекс Михайловского замка комплекс. Архитектор смог связать замок, окруженный каналами, с городом Санкт- Петербургом путем выноса павильонов на направление Инженерной улицы.

После вступления на царствование, Павел I стал приближать всех, кого не любила его мать. Он поставил Баженова вице-президентом Академии художеств. Император поручил архитектору подготовить чертежи русских зданий, по которым можно было провести исследование отечественной архитектуры и другие поручения. Баженов, не мешкая, приступил к выполнению этого поручения, но смерть прервала его жизнь.

Баженова В.И.похоронили в Санкт-Петербурге, но в 1800 году его останки перевезли в имение Баженовых, расположенное в селе Глазово, сегодня это Тульская область.

12 марта 1738 года родился Василий Баженов, один из выдающихся архитекторов эпохи Екатерины II и Павла I, основоположник русского классицизма и русской готики. В юности Баженов, будучи самым талантливым вольным слушателем архитектора Д.В. Ухтомского, был направлен в недавно открывшуюся Академию художеств в Санкт-Петербурге. Там будущий архитектор изучал науки об искусстве под руководством скульптора Жиле, живописца Ле Лоррена, рисовальщика Моро, гравера Шмидта, архитекторов Чевакинского и Кокоринова. В числе первых студентов Баженов был направлен академией в Париж для изучения европейской архитектуры, став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу. Именно в парижской Академии художеств, где Баженов два года учился и работал у профессора Шарля де Девальи, архитектор пристрастился к новому стилю — классицизму. К сожалению, зданий по проекту Баженова сохранилось совсем немного, тем не менее оставшиеся чертежи и проекты говорят о нем как об одном из лучших практиков-строителей своего времени. Мы решили рассказать о самых амбициозных проектах Василия Баженова.

БОЛЬШОЙ КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ

В 1767 году по указанию Екатерины II Баженов приступает к работе над проектом по реконструкции Кремля, предложив вариант постройки Большого Кремлевского дворца, который, по замыслу архитектора, должен был вместить все кремлевские соборы. Этим грандиозным сооружением Баженов стремился выразить идею «Москва — третий Рим», поэтому прообразом дворца стал собор Святого Петра в Риме. К 1769 году проект был готов. Дворец предполагался четырехэтажным: два нижних этажа предназначались для служебных помещений, на третьем этаже, самом торжественном и парадном, должна была находиться резиденция императрицы, на четвертом — главный зал. Дворец богато украшался колоннами, лепниной, фигурами летящих побед, вазами и скульптурами. В центре архитектурной композиции планировалась овальная площадь с колоннадами и амфитеатром, к которой сходились бы основные радиальные улицы центра Москвы. В 1769 году началась разборка старых деревянных зданий Кремля, а 1 июня 1773 года состоялась торжественная закладка дворца. Тем не менее к 1775 году Екатерина начала терять интерес к проекту, который оказался слишком дорогостоящим, к тому же вызывал недовольство москвичей, которые выступали за сохранение исторического облика Кремля. Из-за грунтовых работ просели несущие стены Архангельского и Благовещенского соборов, строительство дворца было остановлено, Кремлевская стена и башни восстановлены. О размахе этого проекта говорит сохранившаяся деревянная модель дворца, в деталях воссоздающая его облик, которую архитектор выполнил в масштабе 1:48. Взглянуть на модель можно в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева.

ЦАРИЦЫНО

В 1776 году Екатерина II поручила Баженову строительство дворца в Царицыно, высказав несколько своих предпочтений: постройка должна быть в «мавританском» или «готическом вкусе», парк нужно обустроить как пейзажный. Архитектор задумал комплекс в псевдоготическом стиле, по принципу «поэзии геометрии»: все здания имели разнообразные, но всегда правильные геометрические формы. По мнению некоторых современников, расположение ансамбля, его планировка - не что иное, как масонский шифр. В комплекс входили пять дворцов для Екатерины и ее сына Павла, вокруг которых были построены ряд домов для придворной знати, помещений для прислуги, «Оперный дом», «Хлебный дом», всего 17 построек и каменные мосты. Несмотря на то, Баженов сочетал псевдоготику с узорчатой кирпичной кладкой русских зданий XVII века, Царицынский комплекс считается самой крупной в Европе псевдоготической постройкой XVIII века и единственным дворцовым комплексом, разработанным в этом стиле. Работу над дворцами и парком Баженов завершил через 10 лет, к 1785 году. Однако императрице дворец не понравился, она сочла его «слишком тесным и мрачным», по ее указанию была снесена вся центральная часть ансамбля и несколько построек. Строительство перепоручили архитектору Матвею Казакову, а Баженова лишили звания придворного архитектора, что стало причиной его душевного кризиса.

ДОМ ПАШКОВА

Дом по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, построенный в 1786 году на Ваганьковском холме напротив Кремля, считается лучшей работой Баженова. Напоминающий своим видом дворец, дом был спроектирован в стиле классицизма, и после завершения строительства был назван «жемчужиной русского зодчества». Современники писали: «Трудно найти более совершенное соотношение всех частей единого сооружения, чем то, которое достигнуто здесь», отмечая продуманность мельчайших деталей и сочетание двух начал, усадебно-деревенского и дворцово-городского. Главный фасад обращен на солнечную сторону и строго параллелен кремлевской стене. Общий силуэт дома — ступенчатый. Высота зданий нарастает постепенно от одноэтажных галерей к центральному корпусу. Также, своеобразный ряд ярусов образуют цоколь главного портика, сам портик и расположенный над ним бельведер. Много восторгов вызывал и сад на холме, обращенный к реке Неглинной, тогда еще не заключенной в подземный канал, и Кремлю. Во время пожара 1812 года Дом Пашкова сильно пострадал. После ремонтных работ вид дома несколько изменился, однако и сейчас это здание считается одним из красивейших в Москве. Теперь в нем располагается один из корпусов Российской государственной библиотеки.

МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК

Первоначальный проект Михайловского (Инженерного) замка в Санкт-Петербурге был разработан Баженовым в 1796 году по повелению Павла I. Долгое время спорным оставался вопрос об авторстве существующего ансамбля. Одни исследователи полагали, что автор — архитектор В. Бренна, руководивший работами по строительству здания, другие, в частности историк русского искусства П. Н. Петров, установил авторство Баженова. Среди чертежей зодчего был обнаружен проект одного из фасадов Михайловского замка, датированный 1792 годом, что позволяет говорить, по крайней мере, о соавторстве Баженова. Помимо Баженова и Бренна в создании проекта принимал участие и сам император, оставивший несколько эскизов дворца.

Михайловский замок представлял собой квадрат со скругленными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор. В комплекс сооружений, помимо дворца, входили Воскресный канал, Трехчастный мост, два павильона и Кленовая улица. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью. Вход в замок предусматривался с Инженерной улицы. Строительство замка было закончено осенью 1800 года, отделка внутренних помещений продолжалась до весны 1801 года. Замковый ансамбль считается одним из наиболее своеобразных архитектурных сооружений Санкт-Петербурга и единственным в России дворцовым комплексом в стиле романтического классицизма. Сейчас в некоторых помещениях Михайловского замка открыты постоянные экспозиции Государственного Русского Музея.

СКОРБЯЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке была переделана по проекту Баженова в присущем ему стиле классицизма в 1791 году. Архитектор полностью перестроил колокольню, сделав ее круглой и трехъярусной. Нижний ярус украшался ионическими колоннами, средний — коринфскими полуколоннами, верхний, на котором расположены колокола, - пилястрами. Трапезная получила характерную для классицизма форму прямоугольника с закругленными углами. Баженов стал первым зодчим, применившим подобный тип трапезной, впоследствии широко распространившийся в Москве. Церковь существенно пострадала от пожара 1812 года и была вновь перестроена в 1831-1836 годах архитектором Бове.

Баженов Василий Иванович (1737 или 1738-1799), архитектор.

Родился 12 марта 1737 или 1738 г. в селе Дольском близ Малоярославца (Калужская губерния); по другим данным, в Москве.

Детство и юность Баженова прошли среди древних построек Московского Кремля, где его отец служил дьячком одной из церквей. Первоначальное образование он получил в «архитектурной команде» Д. В. Ухтомского. Затем следовало поступление в гимназию при Московском университете.

В 1758 г. Баженов блестяще выдержал вступительные экзамены в Академию художеств в Петербурге. По окончании учёбы в 1760 г. как лучший ученик он был направлен на академические средства в Италию.

Вернувшись в Москву в 1765 г., архитектор получил звание академика за проект «увеселительного дома в Екатерингофе», а спустя два года приступил к созданию грандиозного проекта Кремлёвского дворца в Москве (1767-1775 гг.). В комплекс входили императорская резиденция, здания Коллегий, Арсенал, театр, главная площадь с амфитеатром для зрителей, а древние соборы Кремля оказывались как бы в обрамлении новейших построек.

Проект требовал громадных затрат, чего страна не могла себе позволить, - шла русско-турецкая война 1767- 1774 гг. Кроме того, начавшаяся разборка кремлёвской стены (на чём настаивал Баженов) вызвала резкий протест духовенства. Очень скоро Екатерина II сослалась на конструктивные просчёты и запретила дальнейшее строительство.

Разочарование не помешало талантливому зодчему продолжить воплощение новых творческих замыслов, среди которых особое место занимает дворцово- парковый ансамбль в Царицыне под Москвой (1775-1785 гг.). Царицынские постройки совмещали в себе элементы готики и древнерусского зодчества. Участь усадьбы в Царицыне также была печальной. Несмотря на красоту и своеобразие архитектурного решения, Екатерина, приехавшая на смотр своей подмосковной резиденции, повелела снести ряд корпусов ансамбля, а возведение центрального дворца поручила М. Ф. Казакову, сказав, что сооружение Баженова походит скорее на тюрьму, чем на дворец.

После очередной неудачи зодчий погрузился в работу над следующим проектом - домом Пашкова (1784-1786 гг.; ныне старое здание Российской государственной библиотеки). По чертежам Баженова были построены дом Долгова на 1-й Мещанской улице (1770 г.), ныне проспекте Мира, колокольня и трапезная церкви Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке и дом Юшкова на Мясницкой улице (все 80-е гг. XVIII в.). Кроме этого, архитектор разработал проект Михайловского (Инженерного) замка в Петербурге (1792-1796 гг.); он был сооружён в 1797-1800 гг. архитекторами В. Ф. Бренной и Е. Т. Соколовым.

В 1799 г. Баженов был назначен вице-президентом Академии художеств, но не успел осуществить свои замыслы - он умер 13 августа того же года в Петербурге.

В истории искусства с именем этого архитектора связано становление и утверждение русского классицизма.