Что нельзя говорить психологу. Что происходит на приеме. И главное - Ваша мотивация

Дорога к психологу только на первый взгляд недолга. На практике этот путь витиеват и усеян множеством препятствий. Столкнувшись с ними, одни считают, что легче и не начинать вовсе. Другие, все же начав, сворачивают на половине пути. И лишь единицы доходят до победного конца. Из каких шагов состоит этот путь, и что за препятствия мешают достичь цели? Об этом пойдет речь.


Шаг первый. Начало движения начнется с дискомфорта, смутного или острого чувства, что "что-то не так", и что это как-то связано со мной самим. Это допущение крайне важно. Если верно, что человек может быть причиной своих невзгод, верно и другое - человек может быть причиной своей лучшей жизни. Главное - захотеть.

Препятствий здесь предостаточно. Само по себе наличие проблемы, не означает, что человек собирается что-то менять. Можно годами страдать от бессонницы, жить с нелюбимым человеком и задыхаться от раздражения, бояться общения, испытывать чувство вины, да мало ли чего еще. Человек может привыкнуть к боли и перестать ее чувствовать, убедить себя, что боли нет, или считать, что в ней повинны другие. Способов уйти от решения проблемы много. И все же, если вы достаточно созрели для первого шага, то вы (1) испытываете достаточно высокий уровень дискомфорта от проблемы, (2) допускаете себя причиной хотя бы ее части и (3) хотите с этим что-то делать. Психологи называют это мотивацией клиента. Если таковая у вас есть, вы начинаете искать помощи.


Шаг второй. Как это ни странно, идея искать профессиональной помощи у психолога приходит не сразу, и даже едва ли не в последнюю очередь.

Тот, кто стыдится своих проблем, попробует снять стресс самостоятельно, теми средствами, к которым привык. Некоторые будут усиленно трудиться, чтобы отвлечь себя, другие - усиленно развлекаться. Более продвинутые из них, начнут самостоятельное изучение психологической литературы, в надежде понять суть проблемы и таким образом избавиться от нее. Есть те, кто боятся психологов, их пугает неизвестность и перспектива говорить о себе с незнакомым, "страшным" психологом". Такой человек начнет искать совета и утешения у друзей и знакомых, во всевозможных форумах и чатах, в популярных самоучителях по психологии. Максимальным достижением станет обращение к психологу по Интернету, но, по сути, это все та же история - лишь бы избежать встречи со "страшным" психологом. Есть еще одна категория людей, которые пускаются за поиском избавления к гадалкам, экстрасенсам, ясновидящим и прочим магам и волшебникам. Такие люди хотят быстрого результата, при минимальной затрате сил, волшебства, другими словами, а находят лишь новые неприятности.

И лишь немногие предпочитают пропустить все эти ходы, приступая к целенаправленному поиску специалиста. Здесь возникает вопрос, где и по каким критериям искать этого самого специалиста. Самый доступный и быстрый способ поиска - Интернет. Список предложений внушительный. На что ориентироваться? Первый критерий - образование. Как минимум психолог должен иметь высшее психологическое образование. Наличие психотерапевтического образования (имеется в виду не разовые тренинги, а систематическое и продолжительное изучение теории и практики определенного психотерапевтического метода) существенно увеличивает вероятность получения качественных услуг. Второй критерий - ваше личное впечатление. Если с образованием у психолога все в порядке, и вы чувствуете к нему симпатию и доверие, то вы готовы сделать следующий шаг - позвонить.


Шаг третий. Позвонить психологу, как оказывается, еще то испытание! Что говорить? А вдруг мне не понравится его (ее) голос? Или не подойдут условия? Из-за подобных опасений человек может изо дня в день откладывать свой звонок. Или начать сомневаться в своем выборе, искать альтернативы и набрать столько кандидатов, что окончательно запутается в выборе. Или просить супруга, родителей или друга сделать звонок за себя.Чтобы не тратить время попусту, важно понять, что этот звонок нужен не психологу, а вам, и его цель - проверить правильность сделанного вами выбора. Во время разговора по телефону психолог сообщит о своих условиях работы: о стоимости и продолжительности приема, о местонахождении кабинета, о наличии свободного времени в своем расписании.


Информация для справок: обычно продолжительность индивидуального приема составляет 60 минут. Иногда первая встреча с клиентом длится дольше и доходит до полутора часов. Практика показывает, что превышение этого времени излишне и снижает эффективность работы за счет утомления.


В любой момент вы вольны прекратить общение, если какое-то из условий вас не устроит или что-то не понравится в разговоре. Если же вы находите, что все вас устраивает, вы записываетесь на прием.


Шаг четвертый. Итак, вы договариваетесь с психологом о подходящем времени и дате предстоящей встрече. Неужели и здесь могут быть трудности? Да, могут, например, ожидания, что психолог должен принять вас немедленно и разочарование, из-за отказа. Придется принять в расчет, что у психолога есть другие клиенты и сформировано " расписание, поэтому будьте готовы, к тому, что встреча состоится не сразу. Другая крайность, когда сам клиент затрудняется найти в собственном расписании свободное время. Чтобы избежать подобного замешательства определите для себя время, которое вы можете выделить для встречи.


Ну вот, договоренность произошла и вам предстоит сделать пятый шаг , то есть прийти на встречу.

Вы знакомы со следующим эффектом: зубная боль внезапно проходит в ожидании перед кабинетом стоматолога. Такое бывает нередко и с клиентами психологов. Внезапно, на кануне встречи клиент чувствует облегчение или решает, что у него нет причин для визита к психологу. Чудеса? Вовсе нет, все куда прозаичнее. Дело в страхе, еще большем, чем перед звонком. Что там будет происходить? Что я должен (должна) буду говорить? А что если я не понравлюсь психологу? Тревога разрастается до такой степени, что хочется всего этого избежать. Вот и получается, внезапно проходят все проблемы, или вдруг наваливается куча неотложных дел. Другой вариант, еще более забавный, клиент вовсе забывает о встрече, как говорится, с глаз долой, из сердца вон. Или приходят совершенно не то время, и не в тот день.

Более сознательные клиенты все же предпринимают попытку добраться до психолога в назначенный срок, но на пути встречают непреодолимые препятствия с транспортом, или приходят, но не на тот адрес. И в конечном итоге тоже не добираются до цели.

Если все же ваше намерение довести дело до конца серьезно, то для этого нужно: запомнить и записать время и место предстоящей встречи, выяснить маршрут и запастись достаточным количеством времени на дорогу, и иметь при себе номер телефона психолога, на случай если все же на вашем пути возникнут препятствия.


Ну вот, вы у цели, остался заключительный шаг . Собственно говоря, чтобы встреча с психологом состоялась, нужно выполнить лишь одно условие - прийти. Многие клиенты готовятся к ней, заранее продумывают план своего рассказа. Это вовсе не обязательно, но если вам так спокойнее, то, пожалуйста, продумывайте.

Что я должен буду делать? Очень распространенный вопрос. Начнем с того, что Вы ничего не должны. У психолога вы говорите и делаете то, что считаете важным для себя, то, что вы хотите сказать или сделать. Это может быть все что угодно, например, вы молчите, если вам не хочется говорить. Ведь вы пришли туда, где приветствуется быть самим собой.

Как это все происходит? Сакральный вопрос. К сожалению или к счастью отвечать на него тому, кто у психолога ни разу не был - бесполезный труд. Чтобы узнать, нужно пережить.

Однако чтобы снять завесу таинственности и успокоить самые мрачные подозрения, на вопрос о том, как это происходит можно ответить просто - два человека беседуют. Беседа идет таким образом, что один человек помогает другому выразить и осознать свои мысли и чувства. Со временем (т.е. не на первой встрече) это приводит к тому, что проблема, которая привела клиента к психологу, разрешается.

Естественно, первая встреча имеет свою структуру. Скорее всего, после знакомства, психолог попросит вас рассказать о том, что привело вас к нему. Слушая вас, психолог будет уточнять свое понимание. К концу беседы вам обоим станет ясно, что именно вы хотите от психолога, и чем он в действительности может вам помочь. Возможно, уже в результате первой беседы вы сможете иначе взглянуть на проблему, переосмыслить ее причины и по-новому сформулировать цель предстоящей работы. Другими словами, во время первой встречи происходит прояснение ожиданий и запроса клиента. Если психологу и клиенту удается совместно сформулировать цель, заключается договоренность о предстоящей работе, о необходимом количестве встреч.

В принципе, с этого момента можно говорить о начале нового, вашего личного пути к самому себе. Об этом еще никто ничего не знает, еще ничего не сказано и не написано. Этот путь предстоит впервые открыть вам. И как окажется, все предыдущие шаги и преодоленные препятствия были лишь подготовкой к этому большому путешествию, с той разницей, что в него вы отправитесь в сопровождении спутника, которым станет для вас психолог.

Традиционно считается, что с психологом можно разговаривать на любые темы, но это не всегда так. Если ваш консультант заставляет говорить о том, о чем вам не хотелось бы вести беседу, призадумайтесь - стоит ли ему доверять?

Психологу для полноценной работы совсем не обязательно иметь все данные о вас. Например, ему не нужно знать имен людей, с которыми вы работаете или общаетесь. Вы можете давать им клички или поменять имена. Хороший специалист всегда предупредит о такой возможности. Есть и еще ряд подобных ситуаций, когда клиент имеет полное право не рассказывать своему консультанту какие-либо личные моменты.

Соответственно, если ваш специалист вынуждает раскрыться в том или ином вопросе, стоит не спешить. Зачастую он будет говорить вам о сопротивлении, либо о том, что ваша скрытность связана с психологической травмой. Да, это может быть принципиально, но если вы пока не готовы что-то рассказать, не делайте этого. Хороший специалист создаст все условия для раскрытия и никогда не станет давить на вас.


Отчасти благодаря тому, что мы не всегда лезем в душу и не допрашиваем клиентов с пристрастием, к нам ходят люди, которые имеют массу разнообразных секретов. Но даже если психолог и узнает что-то, что можно, так или иначе использовать, он не должен этого делать. Но поверьте, намного спокойнее не проверять на устойчивость своего консультанта, а просто не говорить ему лишнего.

Кстати формально, по разнообразным этическим кодексам (меняющимся от страны к стране и от ассоциации к ассоциации) психолог должен докладывать третьей стороне о делах клиента, только, в том случае, когда эти дела могут нанести вред самому клиенту, либо какому-то еще человеку. Но подобное встречается редко.

В заключение еще раз отметим, что если вы что-то не хотите рассказывать своему психологу, то по большей части, это говорит о том, что вы ему не доверяете. Вероятно, это также говорит о том, что специалист вам не подходит. Попробуйте поискать другого.

Так что формально говоря, психологу нельзя рассказывать только о ваших потенциальных желаниях навредить другому, себе и самому психологу.

следующая - предыдущая

Хороший детский психолог нужен практически всем родителям, но как его найти? Какими качествами должен обладать такой специалист и сколько он может попросить за свою работу? Все подробности мы раскроем в этом материале. Начнем с того, что не каждый психолог может именоваться детским.

www.сайт сайт психолога Хажилиной Ирины Ивановны на главную

Что происходит на приеме у психолога

Первая консультация

Может случиться так, что вам понадобится помощь психолога… Прежде чем обратиться за консультацией, желательно узнать о том, что вас ждет в кабинете психотерапевта…Я расскажу о том, как я работаю… Со стороны это выглядит так: два взрослых человека доверительно беседуют. Причем, один –больше говорит (это клиент), другой больше слушает и периодически задает уточняющие вопросы (специалист). Удивлены, ждали волшебства, а не просто беседы? Ваше разочарование напрасно. Консультация разительно отличается от просто разговора…Когда клиент приходит на первую встречу происходит следующее:

Вариант №1. Диагностика состояния или проблемы для последующей терапии.

Применяется психологом, если человек находится в состоянии кризиса, вызванного болезнью, стрессом, семейными неурядицами или другими факторами. Психотерапевт, используя профессиональные навыки, старается найти причины происходящего, наметить план дальнейшей работы целью которой, является помощь клиенту по выходу из кризиса. Для чего подробно анализируется история жизни обратившегося (анамнез) На основании собранных данных подбираются подходящие методы психотерапии, определяется необходимое количество сеансов, назначается время.

Вариант №2. Консультирование по конкретному запросу.

Используется специалистом, если клиент хочет получить подсказку психолога, «взгляд со стороны» на волнующую его проблему. Тогда собирается информация только в рамках заданного вопроса. Совместно ищутся способы лучшего использования собственных ресурсов обратившегося, улучшения качества его жизни. Итогом встречи служит оценка проблемы, анализ ее причин, рекомендации по ее разрешению, получение новых полезных знаний и навыков.Консультирование может быть разовым или включать несколько встреч.

Последующие встречи.

Время приема…Тот же кабинет. Те же лица…Что они делают? Иногда беседуют, иногда совершают определенные психотерапевтические процедуры (упражнения, обращение к детскому опыту, драматизация, др.)… Зачем? С определенными целями! Идет психотерапевтический процесс – получение «опыта изнутри». Для возникновения означенного эффекта специалист использует определенные психотерапевтические методы. В результате происходит поиск ответов пациентом в сопровождении психотерапевта через понимание ситуации (инстайт), проживание (с целью очищения от внутренних переживаний), интериоризацию (присвоение полученного опыта). Данное действо растянуто во времени, происходит в течении целого ряда сеансов. Краткосрочная терапия предполагает 5-10-20 встреч, долгосрочная–20-60 и более… Необходимая частота сессии – не реже 1 раза в неделю…Во время сеансов клиент проходит ряд этапов, которые могут наблюдаться, как по очереди, так и параллельно:

№1 Отреагирование «негативных» эмоций . Большинство людей в силу воспитания и социальных норм общества стремятся держать «плохие» эмоции глубоко внутри. Результат – обратный, из-за невозможности выхода наружу эмоциональный «мусор» накапливается, начиная воздействовать на тело. В результате возникают неврозы, психосоматические расстройства. Психотерапия помогает отреагировать накопленные «негативные» эмоции, позволяя человеку освободиться от тяжкого груза.

№2 Самопознание. Загруженный психологическими проблемами человек оказывается словно в Зазеркалье, откуда не знает выхода. Он пытается найти дорогу, но снова и снова попадает в тупик. За время терапии «страждущий» получает новую информацию о самом себе. Начинает осознавать мотивы собственных поступков, учится различать иррациональные мысли, негативные чувства. Знания о себе позволяют ему осознать ошибки, из-за которых он оказался в сложной ситуации. Дают ответ на вопрос, как сделать так, чтобы получить желаемый результат.

№3 Обучение новому поведению .

У любого взрослого человека существуют определенные стереотипы поведения. Иногда они работают, иногда их применение оказывается неэффективным. Психотерапия дает возможность в безопасной обстановке без особого риска попробовать новые варианты поведения. Если «новое поведение» кажется клиенту удачным, он начинает использовать его в реальной жизни.

Результаты психотерапии

Большинство клиентов интересует вопрос: «в чем секрет успешной психотерапии?» Отвечу, перефразируя известную фразу: « нет методов, есть люди» и их отношение к психотерапевтической работе. Все описанные выше процессы приводят к позитивным изменениям в жизни клиента, при обязательном наличии в начале терапии следующих условий:

1) Желание клиента работать над собой . Порою на прием приходят люди, желающие чудесного избавления от одного взгляда проницательного доктора. Подобное, невозможно. Психотерапия – это процесс, при котором клиенту приходится упорно трудиться. Тогда и только тогда возникает желаемый результат.

2) Совместимость психолога и клиента
Психотерапия – иногда очень эмоциональный процесс, поэтому важно чтобы вы чувствовали поддержку со стороны психотерапевта и могли ему доверять. Если это не так, вам может быть сложно двигаться дальше.

3)Высокий профессионализм и личностные качества специалиста.

К сожалению, свои услуги сейчас предлагают не только профессионалы. Поэтому здесь важно не ошибиться в выборе. Вам, точно, не подойдут: люди, окончившие 3-месячные курсы; лица, не имеющие специального психотерапевтического образования; врачи без специального психотерапевтического образования; экстрасенсы и целители, называющие себя психологами и т.п. Вам подойдут или клинические психологи, получившие высшее психологическое и психотерапевтическое образование; или врачи-психиатры, получившие высшее медицинское образование и обязательную психотерапевтическую подготовку.

Ирина Хажилина


К консультациям

Ваши сомнения и переживания вполне понятны и объяснимы. Трудно совершенно незнакомому человеку раскрыть свою душу, рассказать о проблемах, вас тревожащих. Кажется, что уж если человек и сам не может разобраться в том, что его так беспокоит, пугает, то посторонний тем более не сможет понять и помочь. Но этот посторонний является профессионалом, который по роду своей деятельности сталкивается с неопределенными жизненными ситуациями других людей. Выявление проблемы, ее истоков и путей выхода – его задача и работа.

Не нужно забывать, что с психологом длится определенное время (обычно это 50 минут), поэтому будьте к этому готовы и заранее подумайте, будет ли это разовая встреча или станет началом целого курса. Для первой встречи постарайтесь сформулировать цель вашего обращения и проблему, которую хотели бы решить. Если чувствуете, что будете очень волноваться при разговоре, запишите на листке бумаги своеобразный план своего рассказа. Это позволит вам быть более спокойным и уверенным в том, что вы ничего не упустили.

Беседу, как правило, всегда начинает психолог. Он задает клиенту вопросы, которые необходимы ему для того, чтобы представление о человеке и том, что его так беспокоит, что его привело на консультацию. Постепенно диалог перейдет в монолог клиента. И здесь хочется упомянуть еще об одном очень важном моменте: будьте откровенны и искренни при беседе с психологом. Только в этом залог успешной психологической помощи. Даже самый специалист не сможет вам помочь, если вы будете что-то скрывать, говорить неправду, играть какую-либо роль. Откровенный рассказ о себе – это, безусловно, непросто. Но психологи из рассказов клиентов складывают объективную картину той ситуации, которая беспокоит человека, пришедшего на консультацию.

Во время своего рассказа о себе человек может занять удобную для него позу на стуле или в кресле, может стоять или ходить по комнате. При этом мобильный телефон лучше отключить, так как внезапный звонок может нарушить установившуюся между клиентом и психологом атмосферу доверия и взаимопонимания.

Будьте готовы к тому, что психолог может задать вам не совсем вопросы, но на них нужно постараться ответить, так как специалист не ради любопытства уточняет какие-то факты. Он делает это для четкого выяснения проблемы и для того, чтобы эффективнее помочь человеку найти пути выхода из ситуации.

Клиент имеет право в любую минуту консультацию, если что-то, по его мнению, вызывает . Но при этом помните, что порой только через мучительный анализ ситуации, жизни, поступков человека можно найти решение проблем.