Чем отличается дизартрия от стертой дизартрии. Стертая форма дизартрии как устойчивый симптомокомплекс. Современный взгляд на проблему

ДИЗАРТРИЯ - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

Основные проявления дизартрии: расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная) , нарушение голосообразования, изменение темпа и ритма речи, изменение интонации.

Проявления дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.

СТЕРТАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ

Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре слов. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию.

Чаще всего стертая дизартрия диагностируется после пяти лет. Детям, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, необходимо проконсультироваться у у невролога для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать в себя: медицинское воздействие, психолого-педагогическую помощь, логопедическую работу.

Причинами возникновения стертой дизартрии могут быть: отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др; инфекционные заболевания (ОРВИ, Грипп, и пр) перенесенные во время беременности; асфиксия новорожденных; стремительные или затяжные роды; длительный безводный период; механическое родовспоможение (щипцы, вакуум). В первый год жизни такие дети наблюдаются у невролога, им назначаются медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стоит ПЭП (перинатальная энцефалопатия). А после года диагноз либо снимают, либо ставят ММД (минимальная мозговая дисфункция). Развитие после года, как правило, у всех бывает благополучным, невропатологи больше не наблюдают этих детей, и ребенок считается здоровым.

При обследовании детей 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы:

Общая моторика: дети неловкие, ограничен объем активных движений, быстро утомляемость при нагрузках. Неустойчиво стоят на одной ноге. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а так же при переключаемости движений.

Мелкая моторика рук: Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов. Многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.

У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками:: плохой подчерк, медленный темп письма, «зеркальное» письмо, замены букв).

Особенности артикуляторного аппарата:

Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: вялые губы, углы рта опущены, во время речи губы остаются вялыми. Язык при паретичности тонкий, находиться на дне рта, вялый, кончик языка мало активный. При нагрузках (логопедической гимнастике) мышечная слабость увеличивается.

Спастичность мышц проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица на ощупь твердые, напряженные. Губы в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Многие дети не могут сделать трубочку из губ. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания языка и голосовых связок. Дрожание проявляется при нагрузках. Например, при удержании широкого языка на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкое посинение кончика языка, а в некоторых случаях по языку прокатываются волны в продольном или поперечном направлении. В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляторного аппарата.

Апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений артикуляторного аппарата или переключении от одного движения к другому. У некоторых детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотичные движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу. Наблюдается «девиация» языка при логоп. гимнастике, гиперсаливация.

Дети со ст. дизарт. по заданию выполняют все движения из логопед. гимнастики, но качество этих движений страдает: смазанность, нечеткость движений, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, быстрая утомляемость мышц и др. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

Звукопроизношение характеризуется: смешением, искажением, заменой и отсутствием звуков, долго не автоматизируются и не вводятся речь. Наиболее распространенным дефектом звукопроизношения являются нарушения свистящих и шипящих. Достаточно часто отмечается межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов со сложной слоговой структурой, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.

Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со ст. дизартрией резко снижена. Страдает голос, голосовые модуляции по высоте, силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворений речь ребенка монотонна, постепенно становится мене разборчива, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и пр.) У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе.

Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционную работу с ребенком. На начальных этапах предусматривается работ по нормализации моторики артикуляторного аппарата - логопедический массаж., логопедическая гимнастика. Обязательна работа по укреплению голоса и дыхания.

– легкие расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов. Для речевого дефекта характерна нечеткая артикуляция, искажение звуков нескольких фонетических групп, сложности автоматизации, маловыразительная речь. Дизартрические нарушения диагностируются в процессе уточнения логопедического и неврологического статуса. Коррекция осуществляется с использованием артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, логопедического массажа. Особых усилий требует автоматизация вызванных звуков и нормализация просодики. Параллельно проводится лечение у невролога.

Патогенез

При легкой степени дизартрии обычно выявляется поражение нижней ветви тройничного (V пара), лицевого (VII пара), языкоглоточного (IX пара), подъязычного (XII пара) нервов. В результате нарушается функция мышечных групп, иннервируемых этими черепно-мозговыми нервами. При поражении тройничного нерва возникает ограничение подвижности нижней челюсти, отмечаются синкинезии губ и языка. Нарушение функции лицевого нерва предопределяет недостаточный объем мимических движений, сглаженность и асимметричность носогубных складок. Иннервационной неполноценностью языкоглоточного нерва объясняется назализация речи, гиперсаливация, ограничение амплитуды движений корня и спинки языка. Функциональная недостаточность подъязычного нерва обусловливает трудности удержания артикуляционной позы и поднятия языка в верхнюю позицию, тремор языка.

При МДР прежде всего страдает функция мышц языка, окружности рта, нёба, мимических и жевательных мышц, участвующих в управлении моторной стороной речи. Ведущим нарушением при стертой дизартрии выступают устойчивые фонетические дефекты. Неполноценная иннервация артикуляторных органов негативно влияет на интонационно-выразительный аспект речи. Фонематические и лексико-грамматические нарушения обусловлены смазанной артикуляцией и потому носят вторичный характер.

Классификация

Речевой статус при стертой дизартрии может быть нарушен в различных аспектах: в одних случаях превалируют фонетические дефекты, в других – просодические, в третьих – они могут быть равноценны. В зависимости от патогенетического варианта выделяют следующие виды МДР:

  • Стертая корковая дизартрия . Обусловлена микроочаговым поражением коркового речедвигательного центра. Нарушена только фонетическая (произносительная) стороны речи. Фонематические и просодические компоненты сохранны.
  • Стертая экстрапирамидная дизартрия . Связана с повреждением подкорковых ядер и ганглиев. На первый план выходят расстройства просодики; нарушения звуковоспроизведения и звуковосприятия выражены в меньшей степени.
  • Стертая псевдобульбарная дизартрия . Возникает при поражении проводящих путей, ведущих от коры к ядрам черепно-мозговых нервов. В равной степени определяются нарушения всех фонетико-фонематических компонентов.
  • Смешанная форма стертой дизартрии . Обычно включает в себя псевдобульбарный компонент, поэтому основные дефекты отмечаются в произносительной и звукоразличительной стороне речи.

Симптомы стертой дизартрии

У ребенка с легким дизартрическим статусом нарушены моторная сфера, звукопроизношение, просодический аспект речи. Однако все эти дефекты выражены минимально, в стертой форме, поэтому обнаруживаются только при внимательном невролого-логопедическом обследовании. Обычно стертая дизартрия диагностируется в 5-6 лет. До этого речевые нарушения расцениваются как полиморфная дислалия, и только необычайная стойкость дефектов звукопроизношения заставляет специалистов взглянуть на проблему глубже.

В общем физическом развитии у детей с МДР наблюдается незначительное отставание от возрастной нормы. Пациенты могут иметь невысокий рост, недостаточную массу тела, узкую грудную клетку. Они неуклюжи, быстро утомляются при физических нагрузках, затрудняются в синхронном выполнении движений. Наряду с общей двигательной сферой страдает тонкая моторика. Ввиду того, что нарушаются дифференцированные движения пальцев рук, дети с трудом осваивают навыки самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шнурков), испытывают неловкость при творческой работе (рисовании, аппликации, лепке), не любят игрушки с мелкими деталями (паззлы, конструктор). У школьников страдают графомоторные навыки: отмечается неразборчивый почерк, низкий темп письма.

На поражение мимической и артикуляционной мускулатуры указывают гипомимичность лица, вялость губ, паретичность языка, асимметрия носогубных складок и уголков рта. При выполнении артикуляционных проб появляются гиперкинезы, синкинезии, легкая цианотичность и девиация языка. Во время речевой активности отмечается гиперсаливация. Затруднено выполнение артикуляционных движений, удержание позы, плавное переключение с одной артикулемы на другую. В нервно-психическом статусе детей со стертой дизартрией выявляются вегетативные нарушения (потливость и синюшность конечностей, стойкий дермографизм). Ребенок может быть легко возбудим, суетлив или заторможен, безынициативен. Характерна пониженная работоспособность, плохая переключаемость, неустойчивость внимания, снижение объема памяти.

Нарушение звукопроизношения носит множественный характер - фонетические дефекты затрагивают две и более группы звуков (обычно свистящие, шипящие и сонорные). Ненормативное произношение в большинстве случаев представлено звуковыми искажениями (межзубным и боковым сигматизмом, горловым ротацизмом), часто в сочетании с отсутствием и заменами звуков, дефектами озвончения/оглушения и смягчения. Даже добившись нормативного изолированного звучания фонемы, с трудом удается автоматизировать нарушенный звук и ввести его в речь. Наряду со звукопроизношением нарушается просодический аспект: голос затухающий, прерывистый, немодулированный, назализованный, интонационная выразительность речи снижена. В целом речь ребенка «смазанная», плохо разборчивая.

Осложнения

Звукопроизносительные и просодические расстройства неизбежно вызывают дефекты фонематического восприятия. При этом страдает дифференциация не только акустически близких фонем, но и звуков, достаточно далеких по своим акустическим и артикуляторным свойствам. Невозможность четкой дикции и недифференцированность слухового контроля лежат в основе ФФН. В свою очередь, это создает предпосылки для трудностей в усвоении слоговой структуры слова, словоизменения и словообразования. Также вторично выявляются словарные и грамматические нарушения: обедненность лексики, недостаточное усвоение семантики слова, аграмматизмы. К началу школьного обучения дети с МДР оказываются недостаточно подготовленными к усвоению программы по русскому языку, что неизбежно ведет к появлению стойких недочетов на письме – дисграфии .

Диагностика

Для обнаружения стертых проявлений дизартрии проводится комплекс медико-педагогических исследований: изучение анамнестических данных, анализ медицинской карты ребенка, объективный осмотр и инструментальная диагностика. В процессе обследования необходимо тесное сотрудничество логопеда и детского невролога. Основные диагностические этапы предполагают:

  • Логопедическое обследование . На первичной консультации логопед подробно изучает анамнез ребенка, исследует состояние общей и мелкой моторики, артикуляционного праксиса и мимической мускулатуры, просодики, речевого дыхания. Затем переходит к оценке звукопроизношения, фонематического слуха, лексики и грамматики. При подозрениях на дизартрические расстройства специалист направляет ребенка к неврологу.
  • Неврологическое обследование . Позволяет выявить характер и определить тяжесть специфических нарушений (парезов, мышечной дистонии, оральной апраксии , гиперкинезов). С целью объективизации диагноза и выявления патологии, которая может служить патогенетической основой для легкой дизартрии, назначается ЭЭГ , электронейромиография , МРТ головного мозга .

На повторный прием к логопеду необходимо явиться, имея на руках заключение невролога и результаты проведенной диагностики. На основе сопоставления медицинских и психолого-педагогических данных логопед-дефектолог делает заключение о наличии у ребенка речевых нарушений (ФФН, ОНР), обусловленных стертой дизартрией. В процессе медико-логопедического обследования МДР дифференцируют от полиморфной (сложной) дислалии.

Коррекция стертой дизартрии

Тактика коррекционной работы при МДР включает медицинское и логопедическое воздействие. Только комплексный подход позволяет достичь стойкого положительного эффекта и компенсации речевого дефекта. Родителям следует настроиться на длительную и кропотливую работу, запастись настойчивостью и терпением. Общемедицинские и логопедические мероприятия проводятся параллельно и включают в себя следующие компоненты:

  • Неврологическое лечение и реабилитацию . В рамках медицинского подхода показан прием ноотропных препаратов, витаминов группы В, призванных активизировать работу нервной системы. Медикаментозную терапию целесообразно дополнять общим массажем, ЛФК , рефлексотерапией , физиотерапией, плаванием. Это позволит нормализовать мышечный тонус, улучшить моторные навыки.
  • Пальчиковую и артикуляционную гимнастику . Развитие координированных движений руки находится в тесной связи с развитием артикуляционного праксиса, поэтому в процессе логопедических занятий большое внимание уделяется пальчиковой гимнастике. Артикуляционные упражнения способствуют укреплению оральной мускулатуры, овладению правильными артикуляционными укладами и переключениями. Специальные дыхательные приемы помогают выработать сильную и плавную воздушную струю, необходимую для нормативной фонации.
  • Логопедический массаж . Является неотъемлемым компонентом коррекции стертой дизартрии. Он может быть включен в структуру логопедического занятия или проводиться отдельным курсом. Позволяет подготовить органы артикуляции к звукопостановке. Включает массаж мышц лица и полости рта. Наиболее эффективен при дизартрии зондовый массаж.
  • Коррекцию речевых расстройств . Предполагает постановку дефектных звуков, их закрепление (автоматизацию) в слогах, словах и фразовой речи, дифференциацию смешиваемых фонем. Особенностью коррекции МДР является сложность и длительность автоматизации звуков. Параллельно ведется работа над преодолением фонематических нарушений, развитием интонационно-мелодической стороны речи, усвоением лексико-грамматических категорий. Общая продолжительность курса логопедических занятий может составлять до 1 года и более.

Прогноз и профилактика

Сама по себе стертая дизартрия не несет угрозы физическому развитию и здоровью ребенка. Однако любые речевые нарушения, даже минимально выраженные, препятствуют полноценной коммуникации, влекут за собой вторичные речевые и психологические наслоения. Своевременно неисправленные дизартрические нарушения из-за стойких дефектов дикции могут накладывать определенные ограничения на выбор профессии и самореализацию индивида. Избежать возникновения дизартрии поможет ведение будущими родителями здорового образа жизни, предупреждение негативных влияний на плод, бережное родоразрешение, профилактика инфекций у детей раннего возраста.

Дизартрия – это нарушение речи, вызванное изменением нервной регуляции речевого аппарата при котором страдает произношение. Учитывая то, что в последние годы увеличивается доля патологических беременностей, снижается общий уровень здоровья матерей и их детей, проблема нарушений речи становится все актуальнее.

Причины

Причинами дизартрии являются:

  • внутриутробные инфекции;
  • тяжелые токсикозы в период беременности у матери;
  • родовая травма;
  • перенесенные инфекции центральной нервной системы (менингиты , энцефалиты);
  • пороки развития нервной системы;
  • тяжелые наследственные заболевания.

Классификация

Логопеды определяют виды дизартрии по степени выраженности симптомов:

  • тяжелой степени (анартрия) - больные не разговаривают вообще и при этом наблюдается полная обездвиженность речевой мускулатуры.
  • средней степени тяжести, когда сохраняется подвижность некоторых мышечных групп и артикуляция отдельных звуков.
  • стёртая дизартрия (лёгкая степень). В этом случае наблюдается смазанность речи, дети говорят в нос, нечёткое звукопроизношение.

Неврологи классифицируют дизартрию по локализации очага поражения в головном мозге. При этом существуют 5 форм:

  • Корковая - нарушается развитие письма и чтения, затруднено развитие словарного запаса. Хорошо произносятся отдельные звуки, но возникают трудности в речевом потоке – замена одних звуков на другие. При ускорении темпа речи начинаются запинки, напоминающие заикание.
  • Псевдобульбарная форма - изменяются произвольные движения, к примеру, затруднено поднятие кончика языка кверху, а непроизвольные сохраняются – вытягивание губ трубочкой, причмокивание, высовывание языка, облизывание, громкий плач и смех. Дети не могут по просьбе открыть рот, произнести звук, в то же время зевание, чихание, плач, кашель сохраняются. Произношение звуков глухое, но в некоторых случаях глухие могут быть звонкими. Провисание нёба приводит к носовому оттенку речи. Страдает мелкая моторика рук – не получается самостоятельно завязать шнурки, застегнуть пуговицы. Дети не умеют лепить и рисовать.Как правило, ребёнок слышит свои дефекты и старается с ними бороться, что может приводить к ещё большему проявлению нарушений за счет повышения тонуса мышц из-за волнений.
  • Бульбарная - приводит к парезу или параличу мышц языка, нёба, нарушается жевание и глотание. Голос у таких детей слабый, произношение в нос. Речь невнятная, нечёткая, неразборчивая. При осмотре можно увидеть атрофию мышц языка и глотки, атонию, лицо амимично.

  • Подкорковая дизартрия проявляется нарушением интонации и темпа речи. Чаще становится заметно при волнении и эмоциях. Особенностями этой формы являются гиперкинезы как в речевой мускулатуре, так и в мышцах тела. Больной может правильно говорить слова и фразы с близкими и в состоянии эмоционального комфорта, а через мгновение – не произнести ни звука. Голос прерывается, могут быть спонтанные выкрики, гортанные звуки. Характерным является нарушение темпа, ритма, интонации. Проявления изменчивы в зависимости от состояния больного и это отражается на способности к общению и поддержанию разговора. Иногда сопутствующим может быть снижение слуха, что осложняет речевые дефекты.

Симптомы

При дизартрии страдает произношение как согласных, так и гласных звуков. Нарушения могут проявляться в виде отсутствия звуков, замены их на другие, искажения и смешения их. Изменяется моторика мышц, ответственных за образование речи - нарушается их тонус, который проявляется как в повышенной спастичности мышц языка, лица, губ, шеи, так и гипотонией (снижением тонуса).

Дистония проявляется тем, что в покое тонус мышц снижен, при попытке разговора (речи, произнесения слов) – резко повышается. Могут быть ограничения подвижности мышц за счет изменений тонуса и гиперкинезов (непроизвольных движений), тремора (дрожи).

Нарушения речевого дыхания проявляются изменением тонуса дыхательных мышц, нарушениями движения, изменяется голос, мелодика, интонации. Может страдать сила голоса, который становится слабым, тихим, будто иссякают силы. Тембр глухой, тусклый, возникают трудности в смене тона.

Дизартрия часто сопровождается симптомами, не связанными с речью – это могут быть нарушения жевания, глотания, сосания, изменения эмоционально-волевой сферы, отсутствие интереса к окружающему миру и получению новых знаний.

Стёртая дизартрия

Это наиболее часто встречающийся вид. Дети говорят в нос, может нарушаться интонация. При разговоре артикуляция не выражена, движения губ минимальны. Проблемой является сложить трубочку из губ. У больных плохая дикция, нечеткая, невнятная и смазанная речь, замена или искажение звуков в многосложных словах. Стихотворения рассказывают монотонно, голос постепенно угасает. При просьбе изобразить звуки животных попытки неудачные.

В общем развитии можно отметить неловкость в движениях, такие дети позже здоровых хватают и удерживают предметы, неуклюже ходят, бегают, для них затруднены прыжки на одной или двух ногах. Ребёнок тяжело учится кататься на коньках и лыжах, ездить на велосипеде. По причине нарушения мелкой моторики пальцев он плохо лепит, рисует, складывает мозаику, не любит мелкие игрушки и не играют в конструкторы. У детей со стёртой формой дизартрии письмо и чтение затруднено, плохой почерк.

Установить диагноз дизартрии можно по нескольким симптомам или синдромам. Это может быть изменение тонуса мышц, ответственных за произношение и образование речи – амимичность лица, вялость или спастичность языка, дрожание в языке, невозможность выполнить такие движения, как сворачивание губ трубочкой, поднятие языка вверх – вниз. Наблюдается носовой оттенок речи, слюнотечение.

Характерным является затруднение в произношении не одного, а нескольких звуков, затухание и замедление речи к концу фразы, становится неразборчиво произношение. Изменяется интонация, которая становится неестественная. Дети говорят монотонно и медленно.

Важным является оценка анамнеза – наличие перенесенной внутриутробной патологии или осложнений в родах, неврологическое и электрофизиологическое обследование (электронейрография, электроэнцефалография).

Коррекция

Обязательно лечение у невролога – медикаментозное и восстановительное, которое назначается после установления точного диагноза и вида заболевания. В дополнение к медикаментам используют рефлексотерапию, массаж, физиотерапевтические методы, психотерапию. Широко применяют нетрадиционные формы воздействия – дельфинотерапию, игротерапию.

Работа с логопедом

Дети с дизартрией нуждаются в постоянной работе с логопедом.

Специалист делит занятия с детьми на своеобразные блоки. Вначале проводится логопедический массаж, который призван нормализовать тонус речевых мышц. Далее занятия артикуляционной гимнастикой, тренировка дыхания, интонаций. Детей обучают самоконтролю своего произношения. Упражнения усложняются по мере освоения.

Обязательны занятия, направленные на развитие мелкой моторики рук, поскольку мышцы, ответственные за точные мелкие движения связаны с артикуляционным аппаратом.

В тяжелых случаях показано обучение в специальных школах для коррекции речи.

Профилактика

Дети, имеющие повышенный риск развития дизартрии (патология внутриутробного развития, травмы в родах, перенесенные нейроинфекции) нуждаются в постоянном внимании с акцентом на психофизиологическое развитие. Необходимо следить за режимом, не допускать влияния неблагоприятных физических и психологических факторов.

Эти дети нуждаются в постоянном общении, разговоре, нужно поддерживать гуление в раннем возрасте, стимулировать лепет. Уделяется внимание развитию хватательных движений, поощрению исследования игрушек разнообразной формы и поверхности.

Прогноз

При максимально раннем начале коррекции и реабилитации в случае стёртой формы дизартрии прогноз благоприятный. Успех зависит от усердия самого пациента, благоприятного психосоциального фона, поддержки родителей и близких.

В случае тяжелых форм при своевременном лечении, активной работе с логопедом, помещении детей в специальные школы можно добиться значительного улучшения речи.

В видео учитель-логопед рассказывает об играх и приемах, которые могут использовать родители для развития речи своих детей:

СТЕРТАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ КАК УСТОЙЧИВЫЙ СИМПТОМОКОМПЛЕКС

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

Как особый вид речевого расстройства стертая фор -ма дизартрии стала выделяться в логопедии относи -тельно недавно - в 50-60-х годах XX века.

В своей классификации нарушений звукопроизно -сительной стороны речи, основанной на патогенети -ческом принципе, Р.А.Белова-Давид отграничила два основных вида: дислалию, связанную с функциональ -ным характером нарушения, и дизартрию, обусловлен -ную органическим повреждением центральной нерв -ной системы.

Систематизируя нарушения звукопроизношения у дошкольников с учетом патогенеза звукопроизносительных расстройств, Е.Ф.Соботович выделила недостатки звукопроизношения, которые проявлялись на фоне неврологической симптоматики и имели органическую основу, однако носили стертый, невыраженный характер. Она квалифицировала их как расстройства дизартрического ряда, отмечая при этом, что симпто -матика этих нарушений отличается от проявлений тех классических форм дизартрии, которые имеют место при ДЦП.

Другие отечественные и зарубежные исследователи также указывали, что существует группа детей с нару -шениями формирования звуковой стороны речи, симптоматика и природа которых не соответствуют ни дис -лалии, ни дизартрии.

Длительное время природа указанных расстройств оставалась неясной, что проявилось и в вариативности терминологии (апрактическая дизартрия, артикулятор -ная диспраксия, органическая, центральная или усложненная - «затяжная» - дислалия, функциональная дизартрия, малые дизартрии, минимальные дизартри-ческие расстройства и др.). В дальнейшем в исследова -ниях Е.Ф.Соботович, Р.И.Мартыновой, Э.Я.Сизовой, Э. К. Макаровой, Л.ВЛопатиной и других эти наруше -ния стали обозначаться как стертая дизартрия или как стертая форма дизартрии.

Сам термин «стертая форма дизартрии» впервые был употреблен Токаревой О.А., по мнению которой дети, страдающие данной патологией, большинство звуков могут произносить правильно, но в спонтанной речи их слабо автоматизируют и дифференцируют.

Очевидно, что первоначально исследователи относили стертую форму дизартрии к собственно звукопро -износительным расстройствам, но впоследствии эти нарушения многими авторами стали трактоваться как симптомокомплекс, включающий в себя речевые и не -речевые симптомы. В настоящее время в отечественной литературе стертая форма дизартрии рассматривается как следствие минимальной мозговой дисфункции, при которой, наряду с нарушениями звукопроизноси-
тельной стороны речи, наблюдаются нерезко выражен ные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формиро -вание ряда высших корковых функций. В литературе подчеркивается, что стертая форма дизартрии по своим проявлениям характеризуется сглаженностью симпто -мов, их неоднородностью, вариативностью, различ -ным соотношением речевой и неречевой симптоматики, нарушениями знакового (языкового) и незнакового (сенсомоторного) уровней. Поэтому она представляет значительную трудность для дифференциальной диагностики.

Этиологию стертой формы дизартрии отечественные авторы связывают с органическими причинами, действующими на мозговые структуры в пренатальный, натальный и ранний постнатальный периоды. Во мно -гих случаях в анамнезе имеет место цепочка вредностей всех трех периодов развития ребенка. Исследователи отмечают, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение имеет распро -страненный характер и может способствовать задержке созревания и нарушению функционирования структур

Головного мозга.

В иностранной литературе для подобных наруше -ний используется понятие «речевая, или артикуляционная, диспраксия развития» (Development apraxia of speech- DAS). Среди причин, вызывающих DAS, обычно называют нарушение иннервации артикуляционного аппарата, двигательные расстройства, ораль -ную апраксию как нарушение центральной программы временного согласования произвольных мускульных движений артикуляционного аппарата, минимальную

Мозговую дисфункцию.

Отечественные и зарубежные исследователи отме -чают наличие многообразной неврологической симптоматики у детей со стертой формой дизартрии,

Симптомы органического поражения центральной нервной системы обнаруживаются в форме стертых па -резов, изменении тонуса мышц, гиперкинезах (избы -точных непроизвольных движениях), проявляющихся преимущественно в мимической и артикуляционной мускулатуре, в наличии патологических рефлексов, на -рушении вегетативной нервной системы.

Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, Б.А.Архипов указыва -ют на нарушение функции глазодвигательных нервов у детей со стертой формой дизартрии, проявляющееся в одностороннем птозе, косоглазии, ограничении объ -

Ема движения глазных яблок.

В двигательной сфере у данной категории детей на -блюдается одинаковое развитие функций обеих рук и псевдолеворукость. Исследователи отмечают замед -ленность, неловкость, недостаточность движений при

относительной сохранности их объема, подчеркивая, что ограничение объема движений верхних и нижних конечностей выявляется преимущественно с одной стороны.

Отметим, что общая моторика детей со стертой формой дизартрии недостаточно исследовалась в отличие от тонкой моторики, нарушение которой, наряду с артикуляционной, определяется авторами как один из ведущих симптомов при стертой форме дизартрии. Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова, описывая нарушения ручной моторики у этих детей, отмечают неточность, некоординированность, недостаточную динамическую организованность движений. А.В.Се-менович указывает на грубые нарушения реципрок-ных и синергетических сенсомоторных координации, обилие синкинезий.

Исследования артикуляционной моторики показали, что у детей со стертой формой дизартрии имеется нарушение функций мышц, иннервируемых нижней ветвью тройничного нерва, лицевым, подъязычным и языкоглоточным нервами. Нарушения функций трои-ничного нерва (V пара) проявляются в сужении объема движений нижней челюсти. При этом отмечается неточность, ограниченность движений, синкинезий губ и языка. Нарушения функции лицевого нерва (VII пара) у детей со стертой формой дизартрии проявляются в сглаженности, асимметричности носогубных складок, недостаточном объеме мимических движений, движений губ при оскаливании. Нарушения иннервации подъязычного нерва (XII пара) проявляются в невозможности удержания статической позы, треморе кончика языка, трудностях поднятия вверх языка, гипер-или гипотонусе мышц. Нарушения функции языкоглоточного нерва (IX пара) проявляются в недостаточном поднятии мягкого неба (Uvula), назализованном оттенке речи, саливации, ограниченном объеме движений средней части и корня языка.

Авторы также указывают на трудности переключения движений, воспроизведения одновременных движений артикуляционных органов, персеверации (навязчиво повторяющиеся движения), перестановки при воспроизведении серии движений.

Перечисленные нарушения моторики артикуляционного аппарата определяют разнообразные фонетические недостатки, которые, по мнению большинства исследователей, являются доминирующими в структуре дефекта при стертой форме дизартрии. О.А.Токарева указывает, что у данной категории детей имеются более грубые проявления нарушений звукопроизношения, чем при дислалии, требующие длительного логопедического воздействия для их устранения. Особенности звукопроизношения определяются характером нарушений иннервации, состоянием нервно-мышечного аппарата артикуляционных органов. Поданным Г.В.Гу-ровец и С.И.Маевской, наиболее распространенные искажения - боковое, межзубное, смягченное произношение звуков. Дети со стертой формой дизартрии сложные звуки часто заменяют артикуляционно более простыми, аффрикаты расщепляют на составляющие

их компоненты, щелевые заменяют смычными, твердые - мягкими.

Большинство исследователей отмечают, что для детей с этим дефектом характерно полиморфное нарушение звукопроизношения, которое проявляется в искажениях и отсутствии преимущественно трех групп звуков: свистящих, шипящих, соноров.

Менее выражены, по мнению авторов, у данной категории детей просодические (голосовые) расстройства. Указывается на отклонения в темповой и динамической организации речи. Отмечаются особенности тембра голоса (высокий, громкий, крикливый, срывающийся на фальцет или, наоборот, - тихий, низкий, слабый), недостаточное дифференцирование различ ных видов интонации. Речь характеризуется малой выразительностью, монотонностью, «смазанным» интонационным рисунком.

Во многих исследованиях, посвященных изучению проблемы стертой формы дизартрии (Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатина и др.), отмечается, что у детей данной категории распространены нарушения фонематического восприятия. Им трудно различать на слух твердые-мягкие, звонкие-глухие звуки, аффрикаты и составляющие их элементы. Для них характерны искажения звукослоговой структуры слов, трудности в овладении звукослоговым анализом и синтезом, формирования фонематических представлений.

Дискуссионным является вопрос о механизмах фонематического недоразвития в структуре речевого дефекта при стертой форме дизартрии. Поданным исследований Л.В.Лопатиной, у дошкольников со стертой формой дизартрии существование нечетких артикуляторных образов приводит к тому, что грани между слуховыми дифференциальными признаками звуков стираются, а отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует сохранению звукопроизносительных дефектов в речи. Как отмечала Р.Е.Левина, такое явление наблюдается при нарушении речевых кинестезии, имеющих место при морфологических и двигательных поражениях органов речи. Таким образом, в современной дефектологической литературе фонематическое недоразвитие в структуре дефекта при стертой форме дизартрии рассматривается как вторичное нарушение.

Иной точки зрения придерживаются исследователи-нейропсихологи (А.В.Семенович, Л.И.Серова и др.). Они также считают, что нарушение фонематического восприятия, наряду с недостаточностью фонетической стороны речи, является одним из доминирующих симптомов при стертой форме дизартрии, однако оно обусловлено не звукопроизносительными расстройствами, а системной задержкой и искажением цереброгенеза мозговых систем.

Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатина отмечают у детей со стертой формой дизартрии недоразвитие грамматического строя речи: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической систем языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной

речи. Одной из причин недостаточной сформирован-ности грамматического строя речи у данной категории детей, по их мнению, является нарушение дифференциации фонем. Аналогичной точки зрения придерживается и Н.В.Серебрякова, которая указывает на наличие у дошкольников со стертой формой дизартрии лексикограмматического недоразвития речи и нарушений связной речи. Однако другие исследователи не соглашаются с данной точкой зрения (Р.И.Мартынова, Г.В.Гуровец и др.) и утверждают, что данные нарушения не являются обязательными, они могут проявляться при наличии определенных неблагоприятных факторов.

Исследователи-нейропсихологи обнаруживают у детей со стертой формой дизартрии нарушение соотнесения слова-наименования и образа предмета. У части детей наблюдается несформированность и бедность самостоятельной речевой продукции, задержка становления обобщающей и регулирующей функции слова.

Ряд авторов (Р.И.Мартынова, Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатина и др.) выявляет особенности формиро -вания ряда высших психических функций и процес -сов у детей со стертой формой дизартрии: ослабление мыслительной деятельности по типу астенизации с выраженным снижением функций внимания и памяти, трудности при обобщении, классификации, опреде лении логической последовательности событий в сю жетных сериях, нарушения в установлении причинноследственных связей.

Некоторыми исследователями (О.А.Красовскои, А.В.Семенович и др.) выделены как типичные сим -птомы стертой формы дизартрии дефекты избира тельности зрительной памяти, восприятия, про -странственных представлений. Так, О.А.Красовская указывает на нарушения зрительного распознавания предметов: фрагментарность восприятия предметных изображений, нарушения симультанного гнозиса и недостаточность наглядного контроля. Она отмечает, что при исследовании рисунков у этих детей выявленные нарушения носят различный характер: от полного распада зрительно-конструктивной деятельности, не -возможности выполнения рисунка ни по инструкции, ни по образцу до искажения отдельных деталей, раз -меров, неправильного расположения его в пространстве (поворот на 90 градусов). А.В.Семенович говорит о тенденции к инверсии вектора зрительного воспри-яти;т (справа налево, снизу вверх) и левостороннему игнорированию.

Исследователи, занимавшиеся изучением данной проблемы, проводили наблюдения преимущественно за детьми дошкольного возраста. Тем не менее неко -торые из них (Р.И.Мартынова, М.П.Давыдова и др.) указывают на возможные трудности обучения в школе детей со стертой формой дизартрии. Л.В.Лопатина и Н.В.Серебрякова пишут, что дети со стертой формой дизартрии даже к 7 годам недостаточно подготовлены к усвоению школьной программы по русскому языку. По данным Р.И.Мартыновой, на письме у детей со стертой формой дизартрии наблюдаются дисграфиче-ские ошибки.

Г.В.Чиркина также указывает на нарушения письменной речи у детей с этим дефектом: «Многие дети, поступившие в массовые школы, совершенно не могли усвоить программу первого класса»,

Таким образом, в литературе отмечается наличие следующих симптомов стертой формы дизартрии у детей: неврологическая симптоматика, недостаточность зрительного гнозиса, пространственных представ ле-ний, памяти, нарушения моторики, просодической стороны речи, низкий уровень развития звукопроизно-шения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Психическое развитие этих детей протекает по специфическому типу и характеризуется системно-динамической задержкой и искажением формирования ряда высших психиче -ских функций и процессов.

Для организации эффективной коррекционной работы необходимо определить доминирующие симптомы, обязательные для симптомокомплекса при стертой форме дизартрии, и вторичные, проявляющиеся при наличии определенных условий, а также хорошо представлять влияние особенностей психического развития данной категории детей на формирование чтения и письма,

Очень часто у современных детей встречается патологии в произношении определенных слов. Проблема этого кроется в нарушениях нервного обеспечения речевого аппарата. При не полном (ограниченном) движении губ, языка и мягкого неба развивается затруднение в речи.

Это явление называется дизартрия. Причины дизартрии у детей могут быть очень различными, а сама патология конечно лучше поддается коррекции при первых ее проявлениях.

Дизартрия имеет несколько форм, которые отличаются друг от друга локализацией поражения:

  • Мозжечковая . У ребенка наблюдается изменение в громкости речи, он может тянуть слова. Причина – поражение мозжечка или мозга.
  • Бульбарная . Наблюдается нарушение речи и проблемы с глотанием. Причиной может быть поражение мышц, которые несут ответственность за артикуляцию. Возможен паралич языкоглоточного, подъязычного, лицевого, тройничного или блуждающего нерва.
  • Псевдобульбарная . Речь без эмоциональной окраски, причина – неправильная работа корко-ядерных путей.
  • Холодовая . Проблемы с речью возникают только в те моменты, когда температура воздуха повышается или понижается. Ее провоцирует нервно-мышечный синдром.
  • Корковая . Ребенок не меняет структуру слов, однако, слоги произносит неправильно. Возможной причиной является нарушение функциональности коры головного мозга, которое приводит к проблемам в работе мышц, принимающих участие в произношении слов.
  • Экстрапирамидная (подкорковая) . Речь невнятная, большинство звуков произносится назально. Проблема в подкорковых узлах.
  • Паркинсоническая . Замедленная, не совсем понятная речь. Наблюдается у больных паркинсонизмом.
  • Стертая . Ребенок не может произносить шипящие и свистящие звуки.

Это неврологическая классификация патологии. По выраженности дизартрия тоже имеет классификацию, она называется логопедической:

  • 1 степень – дефекты выявляются только при специализированном исследовании. Стертая форма дизартрии относится именно к этой степени.
  • 2 степень – речь понять можно, однако, все слышат ее дефекты.
  • 3 степень – только родители и близкие знакомые могут понять что говорит ребенок, все остальные понимают речь ребенка частично.
  • 4 степень – речь не может понять никто, либо она отсутствует вовсе.

Причины стертой дизартрии

Стертая дизартрия у детей – это барьерный момент при развитии какой-то конкретной патологии неврологического характера. Как правило, ее позиционируют как самую легкую форму псевдобульбарной. Если патология диагностируется и лечится на ранних этапах, то есть гарантия полного излечения от этого недуга.

Причины, которые могут вызвать данную патологию появляются у ребенка еще внутриутробно или при рождении, заключаются они в следующем:

  • гипоксия плода;
  • серьезные гестозы и токсикозы у матери;
  • почечные поражения или невропатия;
  • мать переболела вирусным заболеванием в начале беременности;
  • чрезмерная активность или, наоборот, слабость родовой деятельности;
  • родовая травма;
  • различные нейроинфекции.

Очень важно начать лечить патологию до 5 лет, так как только до этого возраста ее можно полностью устранить и обеспечить ребенку нормальное произношение всех слов. Лечение после 5 лет будет осложняться не только сформированным восприятием ребенка, но и нарушениями психического характера. В зрелом возрасте лечение патологии осложняется тем, что тело уже сформировано и активная стадия роста уже закончилась.

Клиническая картина

Симптомы стертой дизартрии развиваются на трех уровнях – артикуляционном, мелкой моторики и общей моторики. Ее можно распознать по следующим признакам:

  1. Ребенок быстро утомляется, активность, как правило снижена, движения ограничены. Малыш не может балансировать на одной ноге, плохо имитирует движения, практически не способен повторять элементарные физкультурные упражнения.
  2. Могут наблюдаться проблемы с обучением навыков самообслуживания, ребенок испытывает сложности в рисовании, а также в работе с мелкими предметами. В некоторых случаях может проявляться трудность в определении пространственного расположения предметов.
  3. Речь вялая, при этом язык и губы малоактивны, может наблюдаться парез мышц. Артикуляционные упражнения также даются ребенку с большим трудом. Кроме того, патология сопровождается изменением языка и его дрожанием – по этому признаку можно определить, что дизартрия стертая. Дизартрия может сопровождаться дрожанием голоса, такое явление наблюдается при условии, что мышцы лица напряжены. Нередко проявляется апраксия – затруднения при движении артикуляционного аппарата, при выполнении логопедических упражнений могут искривляться губы. Если у ребенка отмечается повышенное слюноотделение, то это указывает на слабый тонус мышц и проблемы с их управлением.

Перечисленные симптомы могут иметь сходство с другой патологией – дислалией – проблемы с произношением звуков. Но главным отличием этих патологий является правильное произношение отдельных звуков. При стертой дизартрии свистящие и шипящие или совсем не произносятся, или произносятся неправильно.

Врачи условно делят детей, у который имеется стертая дизартрия, на три группы:

  1. Дети с проблемами отличия звуков. Речевой аппарат в этом случае развит хорошо, а патология проявляется в том, что ребенку трудно произносить предлоги.
  2. На фоне патологии развивается расстройство фонематического слуха, при этом в речи ребенка имеются как грамматические, так и лексические ошибки.
  3. Недоразвитие фонематического восприятия, слоговые структуры строятся с трудом.

В связи с тем, что при стертой дизартрии детям сложно выражать свои мысли, у них может возникнуть расстройство восприятия, что может привести к различным психическим отклонениям.

Диагностика проблемы

Обследование пациентов со стертой дизартрии осуществляется не только логопедом, но и неврологом. Неврологическое обследование напрямую зависит от того какой клинический диагноз имеется у пациента. Очень важным и информационным обследованием является электрофизиологическое исследование – электронейрография, электроэнецефалография и прочие. Также показано МРТ головного мозга.

При логопедическом обследовании проводится оценка нарушения речи. Кроме того, специалист изучает строение артикуляционного аппарата и прочих показателей.

Если исследование проводится в уже зрелом возрасте, то проводят исследование письменной речи – переписывание текста, чтение, написание текстов под диктовку и прочие.

При диагностике очень важно дифференцировать патологию от дислалии, моторной алалии и от моторной афазии. Много информации по поводу дифференциации и диагностики патологии имеется в книге Архипова Е. Ф. «Стертая дизартрия у детей».

Коррекция патологии

Так как дизартрия не является отдельным заболеванием и часто наблюдается при патологиях нервной системы, все лечебные мероприятия должны иметь четкую схему. В нее должны входить как лечение основной патологии, так и логопедическая коррекция дизартрии. При этом обязательно должно учитываться состояние пациента и его возраст.

Методы лечения недуга комплексные, как правило, они состоят из следующих пунктов:

  • коррекция логопедического характера;
  • медикаментозные средства;
  • массаж;
  • гимнастика для дыхательных центров.

Все медикаментозные средства назначаются психоневрологом, однако, каких-то специализированных средств для лечения дизартрии не существует, поэтом специалист назначает препараты, которые способны лишь устранить симптоматику и облегчить состояние пациента. Чаще всего прописываются:

  • Магне В6;
  • препараты, снимающие сосудистые спазмы – Пантогам.

В особо тяжелых случаях назначаются:

  • препараты для сосудов – Циннаризин, Инстенон, Кавинтон и прочие;
  • ноотропные средства – Энцефабол, Пантокальцин;
  • средства для метаболизма – Актовегин, Церебролизин;
  • успокоительные – Тенотен, Персен.

Неплохой эффект дают Церебркурин, Пирацетам.

Что касается логопедической коррекции, то она основана на всестороннем развитии речи – это и фонематический слух, и словарь, и грамматическое построение.

Чтобы лучше развивать восприятие на слух, улучшить память и внимание, а также благотворно повлиять на дыхание, общую моторику и артикуляцию применяется специальная гимнастика. Она очень важна, так как дети с диагнозом дизартрия обычно испытывают большие затруднения в освоении навыков письменной речи. Речь идет о дыхательной гимнастике Стрельниковой, которая отлично регулирует речевое дыхание и помогает сделать речь более плавной.

Дыхательные упражнения побираются для каждого пациента разные, в зависимости от степени и типа дизартрии, но суть гимнастки состоит в резком дыхании носом, именно на этом будет акцентироваться внимание пациента. Носовые вдохи делаются естественно и без определенного ритма, таким образом гимнастика охватывает все части тела и провоцирует усиленную потребность организма в кислороде.

Лечение дизартрии начинают проводить в стационаре, а затем пациент может долечиваться амбулаторно. Целью лечения является устранение первопричины, которая вызвала патологию, курс лечения обычно составляет около полугода.

Лечебная физкультура имеет большое значение, так как все виды упражнений в этом случае направлены на общую моторику. Показан массаж, который должен проводиться осторожно, чтобы не спровоцировать дополнительный мышечный спазм.

Последствия, прогнозы, профилактика

Каких-то ярких и серьезных последствий и осложнений дизартрия не имеет. С прогрессированием патологии может развиться анартрия, в результате которой больной не сможет вообще произносить звуки. К тому же патология сопровождается сильным психологическим дискомфортом, который может отрицательно сказаться на психологическом состоянии пациента.

Что касается прогнозов, то принимая во внимание полиморфичность заболевания, то лучше всего подается логопедической коррекции именно стертая форма недуга. Если говорить о формах, которые провоцируют мозговые нарушения, то как правило, такие патологии лечению практически не поддаются и остаются на всю жизнь. Прогноз целиком и полностью зависит от формы заболевания, степени ее развития, возраста пациента, терпения и соблюдения всех врачебных рекомендаций.

Профилактических мероприятий по поводу дизартрии конечно нет. Однако, если при вынашивании ребенка, мать переболела инфекционными заболеваниями, были родовые травмы или прочие проблемы, которые могут спровоцировать дизартрию, необходимо более внимательно следить за психофизиологическим развитием ребенка. Кроме того, желательно не допускать патологического влияния психологических или физических факторов.

С детьми, которые имеют высокий риск развития дизартрии необходимо больше разговаривать, отвечать на их гуление, стимулировать лепет. Очень важно в раннем возрасте развивать хватательные движения, давать детям игрушки разной формы – в общем стараться развивать мелкую моторику.