Церковь Сант-Иньяцио ди Лойола в Риме. Церковь святого игнатия из лойолы История создания комплекса

Жемчужина барочного мурализма — монументальная и невообразимо роскошная — фреска «Триумф Святого Игнатия Лойолы» итальянского живописца Андреа дель Поццо в церкви Сан-Иньяцио в Риме. Поистине, это есть торжество человеческого разума над законами физики — возвышение духа над бренностью материи, воплощенное в игру света и тени.

Трудно представить себе, что эта фреска написана на плоской поверхности, ведь иллюзия объёмного пространства до такой степени реалистична, что только самая изощренная фантазия и грандиозный математический гений могут вообразить себе это. С времен открытия прямой перспективы в живописи архитектором Брунеллески, подобными иллюзионистическими приемами пользовались многие, однако не у всех это получалось в такой совершенной форме.


«Триумф Игнатия» — это кульминация, пик барочного мастерства обманчивой перспективы, лучшее творение художника и без всякого сомнения одно из чудес света.

Одна из причин, по которой автор прибегнул к этому методу была в том, что в церкви, из-за недостатка средств, так и не построили купол — плоский потолок, грубо говоря, уже никого не впечатлял, а оттого его невзрачный и серый вид наводил тоску и печаль на прихожан. Художник решил проблему кардинально, теперь, когда верующий муж заходил в пенаты храма первое что он видел — это свод несуществующего купола с изображением Апофеоза Святого Игнасио. Этот раскол между реальностью и воображением вводил человека в состояние священного ступора.

Фрески повествуют о миссионерской деятельности ордена иезуитов по всему миру. Стоит отметить, что и тут подход оказался не классическим — вместо традиционных образов евангелистов и отцов церкви, он изобразил героев Ветхого завета: Юдифь и Олоферна, Давида и Голиафа, Иаиль и Сисару, Самсона и филистимлян.

Пожалуй, даже сегодня, когда секреты объёмных изображений, казалось бы, открылись нам более чем полностью — это монументальное зрелище из далеких веков восхищает нас больше, чем роскошные спецэффекты современных киноиндустрий.










барочная церковь ордена иезуитов в Риме, посвященная Игнатию Лойоле, основателю ордена иезуитов, канонизированному в 1622 г. Церковь находится на площади Игнатия Лойолы недалеко от Пантеона.

Церковь была построена на средства кардинала Лудовико Лудовиси, племянника папы Григория XV , по эскизам Карло Мадерна под руководством иезуита Р. Орацио Грасси в 1626-50 гг. План церкви с многочисленными капеллами напоминает Иль Джезу .

В интерьере примечательна фресковая роспись потолка «Триумф св. Игнатия Лойолы» (1690)

работы художника и математика Андреа Поццо , создающая на плоском потолке церкви иллюзию купола. Фрески в апсиде изображают жизнь и деяния св. Игнатия.

Храм Святого Игнатия из Лойолы находится на углу Карловой площади и улицы Йечной. Строение особенно красиво по вечерам, когда заходящее солнце освещает скульптурные украшения фасада и окруженную золотым сиянием фигуру святого, находящуюся на вершине церкви. Храм считается третьим по величине иезуитским комплексом в Европе.

История костела

Когда-то на этом месте стояли более двух десятков жилых домов, построенных в Средние Века. Во второй половине XVII столетия началось возведение церкви, которым поочередно руководили несколько известных архитекторов. Начинал строительство Карл Ларго, затем архитектор Райнер продолжил его дело – именно он украсил фигуру Игнатия золотистым свечением. Затем зодчий Байер создал главные элементы фасадного декора: портик, хоры и башню. Первоначальный проект Ларго основывался на храме Иль-Джезу, который расположен в Риме.

В 1699 году была отлита и помещена на башню пара небольших колоколов. Затем на какое-то время храм был вовсе лишен колоколов, а позже один из них был возвращен на место. В 1993 году его отреставрировали в ходе работ по капитальному восстановлению храмового декора и вновь установили на башню.

К церкви прилегает постройка иезуитской коллегии. Весь комплекс представляет собой образец раннего барокко и является одной из первых в чешской столице построек, выполненной в этом архитектурном стиле. Просторные помещения бывшего колледжа иезуитов теперь занимает учебная больница Карлового университета.

В истории церкви отражается история самого иезуитского ордена. В 1773 году он был распущен, и костел просто закрыли. Однако четыре десятилетия спустя иезуитам удалось возвратить себе церковь, которая принадлежала им до середины прошлого столетия. Храм перестроили и открыли снова – он стал действующей церковью с регулярными богослужениями. Кроме того, в костеле организуются разнообразные встречи – общественные и религиозные. Духовным руководством занимаются иезуиты при поддержке коллектива сотрудников. Сегодня костел Святого Игнатия является культурным памятником Чехии и охраняется государством.

Внешнее оформление

Костел привлекает внимание своим фасадом. Фронтон украшен фигурой св. Игнатия – основателя иезуитского ордена. Эта скульптура, расположенная на самой вершине сооружения, была причиной для богословских дискуссий. Приверженцам прочих разновидностей христианства не нравилось, что святой украшен золотым ореолом: по их мнению, такой чести достойны только Мадонна и Христос. Однако позиции иезуитов в те времена были столь крепки, что они могли запросто не обращать внимания на замечания. Дело дошло до Ватикана, и там решили, что раз Игнатий является общепризнанным святым, то ничего плохого в украшении его фигуры сиянием нет.

Церковь расписывал живописец Гейнш, а скульптурную работу взял на себя Матей Якел. Последний также является автором композиции, которая посвящена святой Анне и украшает Карлов мост. Для этой церкви Якел создал фигуры девятерых святых, которые установлены на балконной балюстраде.

Доподлинно неизвестен автор фигур святых иезуитов, которые размещены на портике. Предполагается, что их изготовил мастер Солдати, который также создал лепнину, украшающую фасад. Его же работами декорированы стены внутри церкви и свод храма.

Основные детали украшения кровли – купола в форме луковиц с фонарями. А на внешних углах сооружения можно увидеть горизонтальный карниз и декоративные пилястры. Будучи типичной барочной постройкой, церковь щедро декорирована лепниной – как снаружи, так и изнутри. Примечательными элементами декора являются колонны, резные карнизы, фигуры, пилястры. Лепнина, размещенная вокруг окна овальной формы, которое находится над портиком, изображает ангелов, гирлянды, рога изобилия. Там же вылеплена аббревиатура IHS – Iesus Hominum Salvator, что означает «Иисус – спаситель человечества». В украшении костела использованы работы живописцев Бендла, Вайса и Платцера, многие декоративные детали позолочены.

Интерьер храма Святого Игнатия

Большая часть внутреннего убранства оформлена все в том же барочном стиле, но можно встретить здесь и элементы рококо. А вся восточная стена костела занята главным алтарем, который выполнен в классической манере конца XVIII столетия. Алтарь, который прославляет основателя иезуитского ордена изготовлен Гейншем – материалом послужил темный мрамор. Его центральный элемент – полотно 1688 года создания под названием «Святой Игнатий вступает во славу небесную». Края алтаря декорированы выполненными неизвестным мастером фигурами в стиле неоклассицизма. Кроме основного алтаря, в храме есть два боковых: один посвящен Сердцу Иисуса, другой – Сердцу Богоматери.

К восточной стене церкви прилегает башня с колокольней, созданная архитектором Байером, а по бокам костела размещены восемь часовен.

Как доехать

Ближайшая к церкви святого Игнатия станция метро – «Карлова площадь» (Karlovo náměstí). Такое же название носит и трамвайная остановка, куда можно доехать на дневных трамваях №№ 2, 3, 4, 6, 10, 14, 16, 18, 22, 23, 24 и ночных №№ 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97.

Собор Святого Игнатия Лойолы – это старинное здание в неоготическом стиле, известное также как собор Сюйцзяхуэй. Расположен собор в Шанхае, а с 1950 года он является кафедральным собором шанхайской епархии. Возведением этого здания занимались французские монахи-иезуиты в конце XIX века. Автором проекта выступил архитектор Уильям Дойль. Освящен собор в честь святого Игнатия Лойолы - основателя Общества Иисуса (ордена иезуитов).

Свой нынешний вид собор приобрел в 1910 году. За свою долгую жизнь собор претерпел множество изменений. К примеру, в период культурной революции он был полностью закрыт для прихожан, поскольку здание серьезно пострадало: были сорваны шпили, разбиты все витражи и разобран потолок. Примечателен и тот факт, что в течение последующего десятилетия помещение храма использовалось в качестве зернохранилища. А с 1979 года и по сей день - храм действующий, здесь регулярно проводятся Мессы, в том числе и для детей. На Пасху и Рождество в этом месте собирается более 12 000 прихожан.

Здание собора выглядит величественно. К храму пристроены две башни-колокольни, каждая из которых достигает 50 метров в высоту. Внутри храма расположен большой зал, 19 алтарей и 64 колонны из резного камня. Фасад собора украшен статуей Иисуса.

В Шанхае этот собор является самой большой христианской церковью. В период с 2002 по 2010 год в здании был проведен капитальный ремонт, его полностью отреставрировали. Сейчас храм является важной достопримечательностью города.

Церковь Святого Игнатия Лойолы считается титулярной церковью, как многие из римских церквей. Это ещё один шедевр искусства в стиле барокко. Игнатий Лойола на протяжении всей своей жизни творил добрые мирские дела, за что был причислен к лику святых.

История возникновения

Церковь Святого Игнатия Лойолы располагается на одноимённой площади - Игнатия Лойолы. Этот святой был канонизирован в 1622 году семнадцатого столетия. Игнатий Лойола проживал в период с 1491 года по 1556 год. После принятия крещения он выбрал себе имя Игнатия, таким образом, его небесным покровителем стал Игнатий Антиохийский. Церковь также носит второе название - Сант - Иньяцио. Изначально храм относился к ордену иезуитов. Основоположником церкви считается кардинал Людовик Людовиси, который состоял в родственных связях с римским папой Григорием Пятнадцатым. Сам же Игнатий Лойола считается основателем ордена иезуитов.
Проектной работой храма занимался Карло Мадерна. План строительства храма чем-то отдалённо схож с храмом Иль-Джезу. Именно в этом храме погребён святой Игнатий Лойола и здесь можно приложиться к его мощам. Великий архитектор разработал план строительства, а контролировал процесс создания церкви член Ордена Иезуитов Орацио Грасси.

Архитектура

Внешний вид храма имеет достаточно сдержанные формы, что присуще для строительства того времени. Сам стиль церкви относится к раннему барокко. Вся красота убранства церкви Святого Игнатия Лойолы находится внутри здания. Самым выдающимся элементом собора является фреска автора Андреа Поццо. Фреска имеет необычные формы, с помощью которых, великий мастер смог добиться эффекта выпуклости на абсолютно ровном потолке. Таким образом, ровный потолок церкви получил визуально форму купола. Название данной работы «Триумф Святого Игнатия Лойолы». Также в художественном собрании церкви имеется большое количество статуй, художественных полотен и фресок. Здесь есть работы, выполненные известным художником эпохи возрождения, Микеланджело. Пол церкви Святого Игнатия Лойолы выполнен из мрамора. На полу можно увидеть точки, обозначенные в мраморных дисках. Из этих точек, если поднять голову вверх, можно наблюдать как плоские картины, украшающие потолок храма, превращаются в объёмные фигуры над нефом.

Окрестности

Возле месторасположения церкви Святого Игнатия Лойолы в Риме находятся гостиницы, которые соответствуют европейским стандартам и имеют различное ценообразование. Albergo Cesari Hotel 3*, Dimora degli Dei 2*, Hotel Pantheon 4*, The Pantheon Apartment, Nazionale Hotel & Conference Center 4* и Dolce Vita Residence 3*. В окрестностях церкви Святого Игнатия Лойолы располагаются такие достопримечательности, как Колизей (расстояние около полутора километров) и базилика Святого Петра (расстояние около двух километров). В районе нахождения храма имеется несколько очень приятных кафе, которые известны своим фирменным кофе и мороженым. Это: Giolitti, La Palma, San Eustacio. Из римских достопримечательностей нужно выделит фонтан Треви, который располагается на Площади Венеции. Фонтан Треви считается самым крупным по размеру фонтаном в Риме. И, пожалуй, самой выдающейся достопримечательностью Вечного города.

Туристу на заметку

Церковь Святого Игнатия Лойолы в Риме открыта для посещения в любой день недели. Утром двери храма открываются в 08:30 и до 12:00. Затем время сиесты продлится до четырёх часов вечера. В семь часов вечера церковь Святого Игнатия Лойолы прекращает свою работу.

Сант-Иньяцио (итал.Sant"Ignazio di Loyola a Campo Marzio) - барочная церковь ордена иезуитов в Риме, посвященная Игнатию Лойоле (послужил прообразом Дон Кихота в одноименном романе Мигеля де Сервантеса), основателю ордена иезуитов, канонизированному в 1622 г,папой римским, Григорием XV. Церковь находится на площади Игнатия Лойолы недалеко от .

Церковь была построена на средства кардинала Лудовико Людовизи, племянника папы Григория XV , по эскизам Карло Мадерна под руководством иезуита Р.Орацио Грасси в 1626-50 гг. План церкви с многочисленными капеллами напоминает римскую церковь Иль Джезу , которая была принята за канон для всех иезуитских храмов Европы.


Церковь Сант-Иньяцио ди Лойола примечательна своей фресковой живописью, которая создает иллюзию купола, хотя на самом деле потолок церкви - плоский. Роспись, на которой изображены сцены из жизни св.Игнатия Лойолы , была создана итальянским художником и математиком Андреа Поццо (виртуозный мастер иллюзионистической росписи) в 1685 году.

Генеральный Настоятель Общества иезуитов-Джованни Паоло Олива, утонченный и высокообразованный человек, любил искусство. Во время его пребывания на посту генерала, иезуиты Рима полностью приняли стиль барокко . Он деятельно поддерживал три великих работы по искусству: завершение церкви Святого Андрея на Квиринале, роспись Святого Иньяцио, и третьим проектом Олива было начать украшение церкви Святого Иньяцио.

В 1680 году он призвал в Рим брата-иезуита Андреа Поццо. Это оказалось решением огромной важности. Тогда Поццо, уроженцу Тридента, было тридцать восемь лет. Трудности задержали его в дороге и, когда он прибыл в Рим, Олива был уже мертв. Но Поццо понимал, как велики были возложенные Олива надежды на церковь Святого Иньяцио , и поэтому он внес в украшение церкви три значительных вклада. Сначала он решил проблему несуществующего купола.Так как семья Людовизи не внесла необходимой суммы, то купол не был построен. В потолке зияла дыра. Поццо великолепно используя законы перспективы, создал иллюзию купола. Эта часть была завершена и показана публике 31 июля 1685 года.

Это произведение Поццо считается одним из шедевров перспективной живописи, а самого художника называют «Микеланджело перспективы».

Затем Поццо принялся за кафедру и апсиду. Эти части церкви он расписал фресками, изображающими сцены из жизни Иньяцио , с кульминацией на видении Иньяция в Ла Сторта, где он услышал слова Бога: «Я буду милостив к тебе в Риме». Поццо уловил дух видения и подъем эмоций, которые играли главную роль в искусстве времен Католической Реформы. Создав образ видения в Ла Сторта, Поццо присоединился к другим великим художникам, пытавшимся выразить сияние и таинство святого в глубоком единении с Живым Богом.

Поццо достиг пика своего мастерства фреской в массивной нише церкви. Его темой стал миссионерский дух Общества, выраженный в словах Христа: «Я пришел низвести на Землю огонь, и желал бы Я, чтобы он уже возгорелся». С потрясающей ясностью он нарисовал Бога-Отца, посылающего луч света Сыну, который,в свою очередь, передает его Иньяцио, который разделяет его на четыре части и отправляет в Европу, Азию, Африку и Америки. Ошеломляющей красотой Поццо воздал должное своим собратьям - иезуитам, несущим людям свет Божьей любви.

Его работы ознаменовали полное восприятие иезуитами стиля барокко в Риме. В церкви Сант-Иньяцио находятся надгробия двух почитаемых иезуитов:св.Алоизия Гонзага и св.Иоанна Берхмана.