Цель путешествия. Будьте всегда в настроении

Творческий проект «Создание путеводителя и экскурсионных маршрутов по Кижингинскому району в реальном и виртуальном пространстве»

    Актуальность проекта

С огромным интересом мы читаем книги о дальних странах, заучиваем таинственные названия, узнаем о высоких горах и жарких пустынях, бурных морях и пещерах, сказочных животных и растениях, о полярном сиянии и извержении вулканов. А наш родной край кажется таким малоприметным, серым и скучным, что о нём и говорить, кажется, нечего. Лишь с возрастом человек начинает понимать и чувствовать скромную красоту родных лесов и полей, волнующую тихую голубизну наших рек и озер, видеть поэзию в названиях сел и деревень. Хотелось бы, чтобы открытие каждым человеком своего края состоялось как можно раньше, и интерес этот сохранялся как можно дольше!

Мы считаем, что наш район обладает привлекательными природными и историко-культурными ресурсами туризма - буддийскими дацанами, ступами, плиточными захоронениями, сакральными святыми местами, живой водой аршанов, геологическими и археологическими памятниками, музеями, народными ансамблями, народными промыслами и ремеслами, уникальной культурой народов, населяющих наш район, знаменитыми людьми и т.д.. Хотелось бы, что о нашей малой родине узнали как можно больше людей на земле.

Поэтому наш проект мы назвали: «Создание путеводителя и экскурсионных маршрутов по Кижингинскому району в реальном и виртуальном пространстве».

Мы считаем, что наш проект посодействует в развитии туризма в районе, создаст информационный ресурс для реальных и виртуальных экскурсионных маршрутов. Сделает доступным для широкого круга людей, в том числе и людям с ограниченными возможностями краеведческий, историко-культурный материал, накопленный краеведами, учителями, и просто людьми, увлеченных историей своего края через разработку и проведение пешеходных, автобусных и виртуальных экскурсий по родному краю.

Цель проекта: Разработка путеводителя и экскурсионных маршрутов по Кижингинскому району в реальном и виртуальном пространстве.

Задачи проекта:

1. Выявить достопримечательности Кижингинского района

2. Разработать экскурсионные маршруты по данным достопримечательностям в разных вариантах, сопровождаемые текстами экскурсий

3. Создание и оформление путеводителя по району

Ресурсное обеспечение проекта

1. Творческие и исследовательские работы по краеведению, истории, флоре и фауне Кижингинского района

2. Выход в Интернет из школьного кабинета информатики и ИКТ

3. Возможность выездов в районные и республиканские архивы и музеи

4. Связь со школьными, поселковыми музеями, народными ансамблями, сельскими домами культуры района, базами отдыха, таких как Оротский аршан

5. Тесная связь с местным и районным органами власти, советом ветеранов, средствами массовой информации

6. Спонсорская помощь общественных организаций и выпускников школы.

7. Школьные, сельские и районные библиотеки

8. Связь со школьниками нашего района и школьниками из других районов Республики (в частности Еравнинского района), а также учащимися школы № 60 социальной адаптации детей-инвалидов и др.

Как видим, широкий спектр возможностей, которые нужно грамотно использовать для реализации поставленных цели и задач.

Требуемое оборудование для проведения проекта

ПК, подключенный к Интернет, Microsoft Word, программы для сканирования и обработки изображения, PowerPoint, мультимедийный проектор, экран , видеокамера

Оригинальность нашего проекта в том, что данные экскурсионные маршруты требуют минимум материальных ресурсов, наш турпродукт имеет только одну составляющую: - географическую - собственно маршрут и его программа; и носит характер экологической акции.

Этапы работы

Работа по разработке маршрута предполагает несколько этапов: подготовительный, практический (основной), аналитический (обобщающий). Каждый из этапов включает пошаговые действия, обеспечивающие результативность работы.

I. Подготовительный этап:

1. Изучение специальной литературы по составлению и проведению экскурсий, проанализировать опыт создания экскурсионного маршрута с целью формирования экскурсионной и экологической культуры.

2. Создание информационного ресурса по краеведению, истории, культуре, флоре и фауне Кижингинского района

3. Выявление экскурсионных объектов для создания маршрутов.

4. Определение круга лиц для сотрудничества по созданию маршрутов

5. Разработка программы деятельности

II. Основной этап:

    Создание творческих групп по направлению проекта

    Обучение экскурсоводов

    Создание веб-сайта «Путеводитель по Кижингинскому району»

    Выпуск буклетов и путеводителя по проекту

    Апробация экскурсионных маршрутов на учащихся района, районов Республики, г. Улан-Удэ и взрослого населения

III. Аналитический

    Выявление ошибок, недочетов в работе, составление плана коррекции с учетом замечаний посетителей веб-сайта, экскурсантов на маршруте

    Проект считается удачным если:

    Поступят положительные отзывы о проекте

    У участников проекта возникнет желание к продолжению совместной деятельности

    Сложится спрос на проект

Реальность реализации и практическая ценность проекта

Практическая ценность проекта заключается в разработке путеводителя и экскурсионных маршрутов по району, которые могут быть востребованы учащимися школ, а также людьми, время пребывания которых в Кижингинском районе ограничено, - отдыхающими на природных целебных источниках, детских лагерей, прибывшими в командировку специалистами, а виртуальные экскурсии могут посетить люди с ограниченными возможностями. Экскурсионная группа может передвигаться на автобусе и пешком, делая остановки у наиболее интересных достопримечательностей. Разработанные презентации позволят проводить также заочную экскурсию по родному краю.

Ожидаемые результаты:

В результате успешной реализации проекта будет:

    Сформирован положительный образ малой родины у выходцев из Кижингинского района

    Посетители сайта и района познакомятся с историческими, культурными и природными достопримечательностями родного края

    Увеличится поток туристов в район

    Виртуальные экскурсии будут востребованы людьми с ограниченными возможностями, будут использованы учителями в своей работе

    Посещение сайта вызовет интерес к истории и традициям нашего народа

Проживая в крае, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта мы получим знания о прекрасных местах, не только там где родились, но и о других не менее удивительных уголках кижингинской земли. Появится интерес к истории и культуре родного района, к его историческому прошлому, появится активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края. Будем знать достопримечательности своей малой родины. В результате появится чувство гордости за свою землю, за его неповторимую красоту, а это значит можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Первые результаты проекта

    Информационный блок:

    Творческие и исследовательские работы учащихся оротской школы по краеведению занимают призовые места не только в районе, в Республике, но и на Всероссийских и Международных конкурсах

2. Практический блок:

Подготовлены и проведены два экскурсионных маршрута с учащимися Еравнинского района:

    Ширинга – Орот. Ребята из ширингинской средней школы приезжали к нам в гости. Мы показали и рассказали о самых интересных достопримечательностях села Орот, принимали их в лучших традициях и обычаях бурятского народа, с подношением хадака, а на Оротском аршане провели экологические игры, показали концерт. В свою очередь новые друзья из Еравны провели заочную экскурсию по своему родному краю.

    Орот – Комсомольское. Основной целью маршрута стало знакомство с флорой, фауной, историей родного края. Приехав в село Комсомольское, в первую очередь мы познакомились с ребятами школы, был проведен тренинг «Давайте знакомиться!». После знакомства наша команда представила экскурсию - презентацию по своей малой родине. Мы рассказали о достопримечательностях нашего поселения, в том числе о целебном источнике-Оротском аршане. Наши новые друзья с вниманием и интересом слушали наше выступление. Задавали вопросы. В свою очередь ребята Комсомольской СОШ провели природоохранную экскурсию по экологической тропе села Комсомольск и по школьному музею. Затем познакомились с долиной речки Погромное, посетили Эгитинский карьер месторождения флюорита, по дороге изучили флору этой местности, осмотрели место нахождения бентонитовых глин. Так же как и у нас, в окрестностях села находится уникальный водный объект «Погромнинский источник». Как известно, Еравнинский район славится своими озерами, поэтому наши друзья из Комсомольской школы пригласили посетить Большую Еравну – озера, которые находятся в районном центре села Сосновоозерск. Мы были в восторге от этого зрелища! Ведь в наших местах редко увидишь такое количество воды. Мы с удовольствием купались, общались с новыми друзьями, обменивались электронными адресами, играли в интересные игры, фотографировались на память.

    Реализован проект: «Единая форма и эмблема команды экскурсоводов»

Перечень разработанных экскурсий

    «История и современность чувашей – переселенцев в селе Орот Кижингинского района»

    «Исчезнувшее село Ехэ - Горхон»

    «Историко-культурный атлас села Орот»

    «Оротский аршан как объект природного и культурного наследия»

    «Известные люди моей малой Родины»

    «Традиции и обычаи бурятов»

    «Деревенское подворье» (знакомство с колоритным бытом и традиционной кухней)

    Обзорная экскурсия по селу с посещением Оротского аршана и достопримечательностей.

Перспективы развития проекта

    Создание веб-сайта «Путеводитель и экскурсионные маршруты по Кижингинскому району»

    Найти в Интернете учащихся из других городов (стран) и обменяться с ними информацией о своем крае.

    Разработка виртуальной игры: «Узнай свою малую Родину»

Бюджет проекта

Статья расходов

Сумма в рублях

Канцтовары (бумага А4, ручки, блокноты, карандаши и др)

1000

Создание веб-сайта

3000

Видеокамера

Расходы на ГСМ

500 л.* 32 = 16000

Имеется в наличии:

Фотоаппарат

Компьютер с выходом в Интернет

Принтер

Итого

Пешие маршруты можно условно классифицировать следующим образом:

1. Однодневные.

2. Многодневные и степенные.

3. Походы 1-2 (низких) категорий сложности.

4. Походы 3-6 (высоких) категорий сложности.

Прежде чем составлять маршрут любой сложности и продолжительности, необходимо четко определиться с его целями и задачами. Как правило, реализуется одна из двух стратегий:

1. Руководитель лично определяет цели и задачи похода, затем набирает участников, согласных с ним.

2. Руководитель комплектует группу, затем путем обсуждения все вместе определяют цели и задачи похода.

Первый вариант более приемлем:

Для небольших походов, где существенные вариации целей и задач просто невозможны;

В условиях большого турклуба, где всегда есть возможность выбрать участников;

В неопытных, новичковых группах под началом руководителя со стажем.

На маршруте такой руководитель обычно является монопольным командиром, единолично принимающим решения по всем вопросам.

Второй вариант, как правило, применяется для категорийных походов в условиях ограниченного выбора участников. Начиная обсуждение целей и задач с участниками – по одному или со всеми вместе – руководитель ставит себя в положение не командира, но старшего товарища. На маршруте ему не стоит применять авторитарные методы управления, участникам будут ближе демократичность и стремление обсуждать решения.

Определение целей и задач, мотивов участников.

В зависимости от возраста и склонностей, физической и технической подготовки, у участников могут возникнуть разные желания в отношении предстоящего похода. В рамках спортивного пешего похода наряду с выполнением обязательных требований (свыше 130 км и 6 дней) это могут быть более спортивные либо более развлекательно-познавательные цели.

К спортивным относятся:

Сделать очередной разряд или пройти поход следующей категории сложности;

Получить хорошую физическую нагрузку;

Покорить вершину (порог, пещеру).

К развлекательно-познавательным относятся:

Стремление отдохнуть на природе;

Пообщаться с друзьями или любимой девушкой;

Сходить в какой-нибудь (любой) поход из интереса;

Половить рыбку в отдаленном озере.

Выяснение мотивов – дело непростое, требующее хорошего знания людей, с которыми собираешься идти. Усложняет ситуацию то, что человек редко сообщает (а иногда и не может сформулировать) такую информацию о себе. Сделать вывод о действительных побудительных мотивах можно, собрав косвенную информацию по направлениям:

Уровень здоровья, наличие хронических заболеваний;

Общая физическая подготовка;

Специальная подготовка (туристская, альпинистская, медицинская, картографическая, музыкальная, ремонтная и т.д.);

Психологические особенности (склонность к лидерству, конфликтность, инициативность, исполнительность, лень, ответственность и многое другое);

Предыдущий опыт;

Установившиеся личные симпатии и антипатии;

Подбор в группу участников с сильно отличающимися мотивами приводит к двум наиболее распространенным последствиям:

1. Невозможно составить маршрут, удовлетворяющий всех участников.

2. Если маршрут и составлен, при прохождении возникнут множественные конфликты между очень разными участниками. Например, половина группы хочет пройти заявленный маршрут, а другой половине уже ничего не надо, кроме возвращения домой (рыбалки, выпивки и т.п.).

В принципе, обе проблемы разрешимы, если руководитель осуществляет очень жесткое командование и способен подчинить участников своим интересам. Но такой подход требует специфического подбора участников, иначе весьма сомнительно, что они получат удовольствие от похода. Поэтому надо стремиться либо создать группу из людей со сходной мотивацией, либо задолго до похода внушить им нужные побуждения. Первое – проще: практика показывает, что хорошо подобранный состав группы – необходимое (но не достаточное) условие успеха любого похода. Во втором случае руководитель полностью принимает на себя командование группой, но вместе с ним и полную ответственность за принятые решения. Такое возможно, только если руководитель на голову выше участников в любом отношении.

Когда мотивы группы (или большей ее части) ясны, можно определяться с целями похода. Кроме прохождения маршрута, который должен соответствовать нормативам, это может быть:

Просто побыть, отдохнуть на природе;

Добиться высокого спортивного результата (достижение, исследование или покорение чего-то);

Краеведческий результат (что-то посмотреть, с кем-то пообщаться, ознакомиться с новым районом);

Поохотиться за дарами природы.

Цели похода, по мере возможности, должны быть согласованы со всеми участниками. Даже если руководитель собирается быть в группе абсолютно непререкаемым, есть смысл хотя бы информировать коллег, чего, собственно, предполагается достичь по результатам похода. Такой стиль зачастую позволяет добиться более высоких результатов, чем демократичный, но кто категорически не согласен, пусть лучше останется дома.

Подготовка маршрута.

Обычно проводится параллельно с подготовкой группы, но после определения целей и задач похода. Как правило, подготовкой маршрута единолично занимается руководитель. Подготовка маршрута включает:

1. выбор района путешествия;

3. собственно, разработка маршрута;

4. разработка запасных вариантов и аварийных выходов;

5. подготовка заброски и выброски из района;

6. составление сметы на поход.

Подготовка однодневного маршрута.

Однодневные и многодневные с базовым лагерем походы, как правило, проводятся для ознакомления с каким-либо одним объектом, например, скальным массивом, несложной пещерой (без организации подземного базового лагеря), водопадом и т.п. Поэтому нитка маршрута, от остановки общественного или заказного транспорта до объекта и обратно, обычно вполне очевидна. Могут возникнуть только транспортные варианты, например, заехать по одной дороге, а выехать по другой.

Подготовка сводится к распределению сил на переходе, планированию времени и набора мероприятий, которые предполагается провести (осмотр, восхождение, скальные тренировки и т.п.). В многодневном походе с базовым лагерем важным становится выбор места бивака, на котором предстоит стоять несколько дней.

Подготовка многодневных и категорийных маршрутов.

Для многодневных (категорийных и степенных) походов необходимо составить маршрут, охватывающий, как правило, несколько интересных объектов, с логичными переходами между ними и правильно выбранными местами ночлегов.

Сложность составления маршрута не всегда зависит от степени или категории сложности похода. Нельзя сказать, что, чем сложнее поход, тем труднее его придумать. Это связано с тем, что в степенных походах редко ставится цель прохождения какого-либо трудного участка, отнимающего много времени и сил. Как правило, многодневные степенные походы служат для обучения бивачным работам, самообеспечению на природе, в лучшем случае - это многодневный подход к какой-то одной цели и отход от нее. Перед разработчиком пешего маршрута 1-2 категории сложности стоит задача, во-первых, более амбициозная, а во-вторых, отягощенная более суровыми требованиями. Пройти в день 21 км, что соответствует нормативам для похода 1 к.с., можно только по дороге или хорошей тропе, без больших перепадов высот. Впрочем, в зачет локальных препятствий в походе 1 к.с. идут всего 2 балла. То есть достаточно пройти перевал н/к или, максимум, вершину н/к, а остальное идти именно по тропам и дорогам. Но это довольно скучно, поэтому в любом среднегорном районе можно найти примеры более интересных "единичек".

Если на маршруте есть лес, бурелом, осыпи, любой перевал и другие препятствия, максимально возможный дневной переход существенно уменьшается. При движении по глухой местности вряд ли возможно за день пройти больше 13-15 километров. К тому же, участниками похода 1 к.с. являются обычно как раз те, кто привык к небольшим нагрузкам и особенностям степенных походов.

У начинающего руководителя на маршруте тоже всплывет немало сюрпризов. Начнем с того, что впервые разрабатывая маршрут, нормально составить его очень трудно, почти невозможно. В нем будет много ошибок, элементарно ясных для более продвинутых руководителей. Поэтому более правильным для "руководителя впервые" будет подыскать подходящий маршрут (или несколько), возможно, несколько модифицировать его (или скомбинировать из нескольких) и смело идти, опираясь на чужой опыт.

Разработка маршрута 3-5 к.с. уже проще. Здесь закладываются меньшие дневные переходы, а дней планируется больше, поэтому возможны различные запасные варианты и т.п. Малейшее отставание от графика в походе 1 к.с. может очень плохо сказаться на результате похода, потому что нагонять упущенное некогда: нет ни запасных дней, ни резервов в течение каждого дня – переходы и так приходится планировать большие. А аварийный выход, который, разумеется, всегда есть, приводит к тому, что поход не удается защитить.

Выбор района путешествия.

Однодневный или многодневный с базовым лагерем.

Цель такого похода однозначно определяет и его район. Как правило, этот район находится неподалеку от места проживания и связан с ним удобным транспортом. Исключения составляют многодневные «походы», например, в высокогорные районы для покорения сложной вершины, то есть организация базового лагеря с последующими восхождениями из него.

Многодневный степенной поход или поход 1-2 к.с.

Такие походы, как правило, малобюджетные. Нет смысла ехать через всю страну, пусть даже в очень интересный район, чтобы несколько дней там побродить. Поэтому, как правило, это район, близкий к месту проживания, связанный с ним доступным и недорогим транспортом. Проблем не возникает, даже если местом проживания является какой-либо «неудачный» с точки зрения интересных природных объектов регион центра России, так как требования к походу 1 к.с. позволяют провести его практически где угодно. Другое дело, что при выходе в следующий раз в район среднегорья (или из среднегорья – в высокогорный район) группа оказывается неподготовлена к усложнившимся условиям, но это решается проведением несложного акклиматизационно – исследовательского похода в новом районе.

Группа выросла, успешно прошла несколько категорийных походов, хочется большего. При выборе района сложного похода, как правило, проводимого для каждого участника один раз в год, в отпуск, исходят из двух вариантов.

Как правило, спортивным туризмом занимаются не самые богатые люди. Всегда есть желание придумать как можно более дешевый поход. Чем ближе к месту проживания, тем транспорт получается дешевле. Поэтому возможности своего района, обычно, реализуются до предела, а когда предел достигнут, руководитель пытается найти способ за него запрыгнуть. Так, для Северного Урала определена максимальная третья категория пеших походов, но были прецеденты успешной защиты походов 4 к.с. (например, охватывающих Денежкин камень, Главный Уральский хребет и Кваркуш). Обычно, в любом районе среднегорья можно найти основания для защиты походов 3-4 к.с.

Есть еще одна причина ходить раз за разом в один и тот же район - привычка. Каждый район содержит столько интересных мест, что, если поставить задачу изучить его досконально, в него можно ходить десятки раз. Многие находят в этом удовольствие.

Более сложные походы требуют выезда в более сложный район. Походы 5-6 к.с. в России возможны на Полярном и Приполярном Урале, Кавказе, Алтае, в Саянах и более экзотических районах за Байкалом. Как правило, и здесь одним из определяющих выбор района факторов является расстояние от места жительства, а следовательно, стоимость железнодорожного (авиа-) и автомобильного транспорта на заброску. Сначала выбирается самый дешевый район, затем, когда он поднадоел, планируются более длительные заезды и отъезды.

Условно можно все районы классифицировать по бюджетному признаку:

1. Дешевые - в пределах своей и соседней области, куда можно доехать на местном авто, железнодорожном или недорогом ("знакомом") заказном транспорте.

2. Бюджетные - куда можно доехать пусть не очень коротким, но регулярным железнодорожным транспортом. Для жителей центральной России это Алтай, Саяны, Урал и другие подобные районы. Удельная стоимость заказного транспорта еще не слишком большая, билеты можно брать заранее.

3. Отдаленные - Тува, Тянь-Шань и т.п., где либо очень дорогой и проблемный железнодорожный подъезд, либо требуется дорогая заказная заброска автотранспортом.

4. Дорогие - Камчатка, Якутия, крайний Север, где требуется авиазаброска.

Разработка маршрута, планирование запасных и аварийных выходов.

После выбора района, категории сложности и определения целей похода надо приступать к составлению нитки. Так как сложнее всего придумать красивую нитку похода 1-2 к.с., рассмотрим логику действия руководителя при составлении пеших маршрутов начальных категорий сложности.

1. Необходимо убедиться, что в выбранном районе возможно проведение маршрута заданной сложности.

2. Собрать материалы о выбранном районе. Изучить карты, ознакомиться с особенностями климатических условий, особенностями совершения путешествия в данном районе, оценить наличие и взаимное расположение перевалов и вершин требуемой категории сложности и возможность найти их описание, оценить сложность подходов и отходов, аварийных выходов. Много информативного материала можно найти в сети Internet. Правда, доверять им можно не всегда - на практике, практически в каждом отчете встречаются "приписки", повышающие сложность препятствий. Лучший метод - списаться с автором отчета и попросить у него консультацию.

3. Определить оптимальные сроки путешествия.

4. Разработать маршрут

5. Разработать краткие и предельно простые запасные и аварийные выходы из любой точки маршрута.

Пеший маршрут 1 к.с. должен быть протяженностью не менее 130 км и продолжительностью не менее 6 ходовых дней. Надо иметь в виду, что 160 км и 8 ходовых дней - это уже маршрут 2 к.с., то есть не надо делать слишком длинную или долгую "единичку". Протяженность может бьпь уменьшена по согласованию с МКК (маршрутно - квалификацонной комиссией) не более чем на 25% от норматива, если на маршруте много сложных препятствий.

Протяженность маршрута определяется умножением расстояния, измеренного по карте 1:2 км, на поправочный коэффициент 1,2.

После выбора района путешествия надо определиться с точками входа и выхода на маршрут, и какой он будет:

Линейный (идем из А в Б);

Кольцевой (откуда выходим, туда и возвращаемся, причем путь "туда" и "обратно" не совпадает);

Комбинированный (содержит и кольцевую, и линейную часть).

По существующим правилам, не менее 75% протяженности маршрута должна составлять линейная часть или одно кольцо. Остальную часть могут составлять небольшие кольца (с возвратом через несколько дней к оставленной продуктовой заброске), линейные и кольцевые радиальные выходы (без рюкзаков) на перевалы и вершины. Выбор линейной или кольцевой нитки в первую очередь определяется возможностью организации заброски и выброски с маршрута. Если такая точка существует только одна, маршрут может получиться только кольцевой.

Затем для маршрутов разных типов надо сделать примерно следующее:

Линейный маршрут.

1. Прикинуть, сколько километров между А и Б по кратчайшему и самому легкому для прохождения пути. Отсюда становится ясно, можно ли отклоняться от этого пути и насколько, чтобы набрать нужные 130 км.

2. Посмотреть, что есть интересного около кратчайшего пути: куда можно залезть, что можно посмотреть, в какой населенный пункт можно зайти для пополнения продуктов.

3. Решить, куда заходить с рюкзаками, а какие объекты посетить в радиальном выходе. Радиальные выходы также могут быть линейными (тогда учитывается только путь в одну сторону) или кольцевыми.

4. Проложить нитку маршрута через найденные интересные объекты, посчитать протяженность. Если она вышла за 150 км, надо исключить какие-то отклонения и снова пересчитать длину.

Кольцевой маршрут.

1. Прикинуть, что интересного попадает в радиусе 40-60 км от пункта входа-выхода. Наметить интересные для посещения объекты, провести через них пробную нитку.

2. В зависимости от получившейся длины, либо уменьшать ее исключением объектов, либо добавлять отклонения от "кольца", пока не наберется нужная длина.

Очевидной представляется необходимость соединять точки, связанные с выполнением задач похода, по кратчайшему времени (или наилегчайшему способу) передвижения, избегать ненужных трудностей и перенапряжения, согласовать (или хотя бы обсудить) маршрут с группой.

Во всех случаях, планируя пробную нитку, надо обратить внимание на наличие дорог, троп, поселков и изб; постараться избежать сложных переправ через реки, обширных болот (или обходить их по краю), траверсов хребтов, сложных перевалов. Выбирать характер движения надо примерно в следующем порядке:

1. Дороги.

3. Просеки, если известно, что они действительно прорублены; легко проходимый ("парковый") лес по азимуту.

4. Плоские, протяженные хребтовые плато.

5. Участки леса рядом с высотной границей, где он начинает переходить в хребтовые курумники.

6. Моховые болота, если известно, что они проходимы.

7. Траверсы склонов хребтов.

8. Буреломный лес по азимуту.

После составления нитки необходимо получить как можно более полную информацию о препятствиях: перевалах, вершинах, бродах и переправах, растительном покрове, болотах, в межсезонье или при прохождении снежных перевалов - о лавинной опасности. Руководитель должен четко представлять свои действия и действия участников при преодолении этих препятствий, какое специальное снаряжение и как планируется использовать, какие могут быть аварийные пути отхода или обхода препятствия, например, при внезапном ухудшении погоды или травмировании участника. Желательно иметь не только точные карты, но и фотографии вершин и перевалов, чтобы легче и увереннее потом ориентироваться на местности. Если в ходе уточнения характера препятствий выявились непреодолимые для группы (в смысле сложности или продолжительности преодоления) препятствия, нитку придется менять.

На основании нитки составляется календарный план похода - разбивка нитки по дням с учетом дневок и запасных дней. Определяются места удобных стоянок (биваков и дневок), протяженность и содержание дневных переходов. Практика показывает, что если не рваться, то за день по пересеченной местности можно пройти, в среднем за поход, не более 13-17 км, учитывая дневки и отсидки. Планировать более длительные дневные переходы (до 20-25 км) можно в отдельных случаях, если есть надежная информация о наличии дорог, хороших троп, ровных плато.

Дальнейшие действия для любого типа маршрута примерно одинаковые:

1. Наметить (по карте или по чужим описаниям) все удобные места для ночлегов. Около них должны быть дрова и (летом) вода, и характер местности должен позволять поставить палатку. То есть это должны быть не крутые склоны, не курумники, не очевидные болота и т.п. Лучше избегать и обширных открытых мест из-за возможного там сильного ветра, и глухого бурелома. Важен также красивый вид вокруг. Если все эти места не подойдут сейчас, их можно будет использовать при (почти неизбежных) отклонениях от заявленного маршрута. По карте, даже масштаба 1:100000, 1:50000, найти хорошую стоянку невозможно, приходится пользоваться чужим опытом, здравым смыслом и собственным опытом. Ночевки в безлесной зоне весьма нежелательны, если нет примусного хозяйства.

2. Разбить маршрут по дням, чтобы каждый день начинался и заканчивался в подходящем для ночлега месте. Протяженность дневного перехода зависит от характера местности: по лесу, по наклонному курумнику (перевал, траверс) летом реально можно проходить 12-14 км, по тропам и просекам до 16, по дороге порядка 20. К концу похода, когда рюкзаки становятся легче, несмотря на накопленную усталость, дневной переход по слабо пересеченной местности можно сделать на 10-25% больше.

3. Наметить аварийные и запасные варианты.

Запасной вариант используется, когда обнаруживается, что какое-то препятствие труднее пройти, чем предполагалось, или произошло отклонение от маршрута, или плохая погода вынудила отсиживать либо не проходить перевал. Запасной вариант выбирается так, чтобы в целом сложность маршрута не менялась. Обычно это обход препятствия по более легкому пути, "срез" угла на участке маршрута и т.п. Наличие запасного варианта прохождения, как правило, обязательно для каждого определяющего препятствия маршрута (из-за плохой погоды, сложной лавинной обстановки, болезни участника, поломки или утери снаряжения и т.п.).

Аварийный выход необходим в экстренных ситуациях, чтобы как можно быстрее выйти к людям. Он производится по самой легкой местности и по кратчайшему пути. Варианты аварийных выходов с маршрута прорабатываются до каждого населенного пункта, находящегося вблизи пути группы. Они должны пролегать по максимально легкой для преодоления местности, где к тому же просто ориентироваться. При планировании выхода по дорогам (особенно лесовозным) необходимо запастись свежим описанием (а не картой) местности, потому что такие дороги имеют обыкновение очень быстро изменяться, изобилуют не обозначенными на карте развилками, движение транспорта по ним меняется от времени года и т.п. Аварийные варианты предназначены для экстренного прекращения похода и обычно при их использовании заявленная категория сложности не сохраняется.

4. Наметить дневки. На маршруте 1 к.с. обычно предусматривается не более 1 дневки на 3-4 день, или они вообще не делаются (для сильной группы). На месте для дневки должно быть много дров, желательно, хороший вид, оно должно быть удобно во всех отношениях. Количество дневок планируют, исходя из одного из правил:

Количество дневок должно составлять примерно 1/5 от общего количества дней.

Реально даже за большой поход редко удается сделать более 1 дневки, остальное уходит на отсидки и компенсацию отставания.

5. Запланировать как минимум один запасной день (по другой методике - один на 10 полных и неполных дней похода) и рассчитать время на заброс и выброс с маршрута и возможные отсидки. Отсидка - вынужденный отказ от движения, как правило, из-за сложных метеорологических условий (пурга, туман, плохая видимость при прохождении перевала, проливной дождь) или болезни участников. Опыт показывает, что в сложных климатических условиях почти все запланированные дневки, на самом деле, используются для отсидки или чтобы нагнать незапланированное отставание от графика. Но излишнее количество плановых дневок, во-первых, рассматривается как снижение спортивности маршрута, а во-вторых, ведет к увеличению веса рюкзаков за счет продуктов и, следовательно, к снижению скорости.

6. Планирование водной части пеше-водного маршрута обычно сводится к разбивке участка реки, предназначенного для сплава, сразу в календарный график движения, поскольку нитка маршрута определяется рекой, и известны все препятствия на маршруте. Единственным запасным вариантом прохождения здесь, как правило, является обнос препятствия. При разработке маршрута желательно получить информацию об удобных точках начала и окончания обноса, о том, по какому берегу удобнее обноситься, чтобы не тратить время на разведку. Аварийные выходы просчитываются аналогично пешему маршруту до населенных пунктов, как правило, от места пересечения реки и какой-либо дороги, горной тропы, прорубленной просеки.

Планируемая продолжительность сна для дежурных, если они вообще назначаются, 8 часов, для остальных не менее 9 (к концу похода, 20 дней и более - 10 часов). Общий подъем разумно объявлять в момент закипания воды. Планируемая продолжительность перекуса 0,5 часа, горячего обеда 1,5-2 часа, утренних сборов 1-2 часа, вечерних бивачных работ до 2,5 часов, но не менее 1 часа. Режим движения, в зависимости от нагрузки, обычно меняется от 40/20 (40 минут хода, 20 минут отдыха) до 50/10, то есть используется от 67% до 83% рабочего времени. То есть чистого ходового времени можно планировать от 4 до 10 часов. Опыт показывает, что возможно идти и 12 часов, но более 6 часов чистого ходового времени, если такое случается регулярно, очень утомляют группу. Реальное чистое время движения - от 3 часов в походе 1-2 к.с. до 5-6 в походе 4-5 к.с. Обычно до перекуса проходится 4-5 переходов, реже 3 (первый можно сделать укороченным, даже 30/10), после перекуса 3-4. Максимальная скорость зависит от опыта участников.

В продолжительных походах (более 10 дней) непременно накапливаются общая усталость, голод, переохлаждение, плохое настроение и множество прочих неприятностей. Работоспособность группы к этому моменту может существенно упасть, что надо учитывать при составлении маршрута. Не рекомендуется планировать прохождение сложных препятствий в конце маршрута. Также не следует планировать большие дневные переходы и сложные препятствия на первые 1-3 дня, пока не прошла акклиматизация к условиям похода. Прохождение технически сложных препятствий рекомендуется в первой половине дня. Перед прохождением особо сложных препятствий рекомендуется сделать облегченный день или даже дневку.

Распределение сложности в целом по маршруту рекомендуется следующее:

Начальная часть (1-3 дня). Идет акклиматизация, группа движется с максимальной загрузкой, поэтому рекомендуется уменьшать как дневные переходы (до 10-12 км), так и время хода (делать переходы не по 50-60, а по 30-40 минут). Надо избегать преодоления как локальных, так и серьезных протяженных препятствий, особенно сложных в техническом плане или опасных. Предпочтительны тропы, плато, пустоши, парковые леса.

Основная часть (50-70% похода). Проходятся определяющие препятствия, наибольшие дневные переходы, радиальные выходы. Группа уже немного разгрузилась за счет съеденных продуктов (а здесь чувствуется каждый килограмм на плечах), прошла адаптация к условиям похода, «вспомнились» технические приемы передвижения, поэтому можно увеличить как дневные переходы, так и продолжительность хода до 50-60 минут. Главное, чтобы вместе с продолжительностью перехода не росла и продолжительность «перекура», иначе ускорение получается сомнительное. Хорошо бы и здесь постепенно наращивать сложность, например, сначала пройти простой перевал, а уже потом более сложный. Положительный эффект иногда дают полудневки, то есть неполные дневные переходы, к которым можно отнести и восхождения на несложные вершины без груза. Режим движения 8-17 км/день, 20 в исключительных случаях.

Заключительная часть (20-30% похода). Выход «в цивилизацию», продукты почти все съедены, рюкзаки легкие, поэтому допустимы большие переходы, но без прохождения сложных препятствий, так как накопленная усталость снижает технические возможности участников. Режим движения 13-18 км/день, допустимо и 23-25, но не больше 2-3 дней подряд.

Правильность составленной нитки маршрута можно проверить следующим образом. Нитка может быть правильной, если обладает следующими свойствами:

Приводит к выполнению всех поставленных задач похода;

Не противоречит целям похода;

Начинается и заканчивается в разумных точках входа-выхода;

Верно распределены трудности маршрута;

Технически и физически выполнима;

Имеет заранее продуманные аварийные выходы.

Особенности разработки маршрутов высоких категорий сложности.

Разработать хороший маршрут 3-5 категорий сложности в каком-то смысле даже проще, чем 1-2. Большое значение приобретают красота и логичность маршрута. Составить красивый маршрут становится проще, чем для начальных категорий, так как нитка длиннее, легче можно придумать варианты прохождения разных участков, запасные выходы. Маршрут уже не так стиснут во времени, появляется возможность существенного перераспределения нагрузки по дням, выделения большего времени для прохождения сложных препятствий и т.п. Так, в походе 1 к.с. практически невозможно выделить запасной день (дневку) под красивой вершиной на случай выжидания погоды: слишком мало дней в маршруте. А в походах высоких категорий сложности, например, подождать погоду – обычное дело. Кажущаяся простота разработки продолжительных маршрутов связана еще и с тем, что составляют их, как правило, бывалые руководители, а не новички. Человек, отводивший несколько походов, может навскидку прикинуть разумный вариант маршрута между заданными точками, видит его потенциальные сложности и опасности, по карте может предложить варианты мест ночлега, интересные объекты и т.п. Эти навыки, к сожалению, приходят со временем и говорить о целенаправленном обучении им достаточно сложно. Но проблемы начинающего руководителя перестают возникать именно тогда, когда руководитель престает быть начинающим. У него появляется аксиоматическая ясность того, что, например, нет смысла подходить под сложный перевал во второй половине дня, нельзя планировать переправу широкой неизвестной реки далеко от верховий, включать в маршрут без запасного варианта перевал определяющей сложности, на который нет описаний, и так далее. Он начинает видеть красоту и логичность маршрута. Это, в первую очередь, надо именно уметь увидеть, чтобы потом суметь доказать, но не наоборот. Понятие красоты вообще трудно формализуемое. Экспертной оценке, скорее, поддаются признаки некрасивого, нелогичного маршрута. Ими, например, могут быть:

Затянутые, слишком продолжительные подходы или отходы от интересных участков;

Нелогичные пути следования между определяющими препятствиями (целями) маршрута – без посещения расположенных неподалеку интересных объектов, через сложные или утомительные протяженные препятствия и т.п.

Отсутствие разумных запасных вариантов на каждое определяющее препятствие маршрута.

К вопросу о красоте длительного маршрута можно также отнести меры по облегчению физической трудности в ущерб сложности. Достоинство для руководителя - умение организовывать заброску продуктов, или договориться со сплавной группой о переправе через реку, чтобы не делать неразумный крюк в верховья, или предусмотреть логичную закладку продуктов на кольцевом участке маршрута, или предпринять другие меры по уменьшению тонно-километров. Транспортировка груза никогда не является целью похода.

Примерами таких мер могут быть:

Организация кольцевого однодневного радиального выхода. По существующим правилам, его протяженность (в отличие от линейного радиального выхода) полностью учитывается, а разницы между препятствиями, проходимыми налегке и с грузом, не делается. Разве что на чемпионатах, но на оценку категории сложности они не влияют.

Односторонние восхождения на перевалы по определяющей стороне. Как правило, они (и линейно-радиальные, и кольцевые по схеме перевал-вершина-перевал), учитываются МКК наряду с перевалами, пройденными насквозь.

Организация заказных транспортных забросок и выбросок к интересным районам. Внутримаршрутный транспорт, как известно, строго запрещен.

Использование сплавного выхода из района для уменьшения стоимости. Это особенно разумно, если планируется кольцевой пеший маршрут: суда забрасываются транспортом и лежат, пока группа не пройдет пешую часть. Как вариант, можно планировать маршрут с судами на берегу реки, которую нельзя перейти вброд. Это позволяет сделать два кольца по обоим берегам.

Включение в начало маршрута акклиматизационного участка (обычно, кольцевого и с пониженной нагрузкой). Это особенно важно при походах в высокогорных районах.

Правильная комплектация маршрута участками, учитываемыми при расчете сложности. Следует отметить, что каждое локальное препятствие, кроме переправ и каньонов, учитывается только один раз. Исключение составляют походы 6 к.с., в которых препятствия нормальной сложности учитываются дважды. То есть повторное прохождение, например, перевала 2А либо вообще не добавляет баллов, либо идет в зачет за более простое препятствие, а сил и времени требует именно на 2А. Поэтому возможна "оптимизация" маршрута под правила - каждое препятствие каждой полукатегории сложности включать в маршрут не более одного раза.

Для повышения количества баллов за протяженные препятствия в маршрут может быть включен водный участок. Но, как правило, разумнее включать участок протяженностью, достаточной для категорийного водного похода соответствующей категории сложности. Тогда поход из пешего станет комбинированным (пеше-водным). По сложившейся практике, категория сложности комбинированного похода определяется на 1 меньше суммы категорий составляющих. Например, маршрут, составленный из 3 пешей + 2 водной в сумме дает 4 пеше-водную. Отсюда следует, что включение водного участка первой категории сложности вообще не повышает суммарную категорию, но может быть учтено, например, в походах 2 и 3 к.с. для увеличения количества баллов.

Очень важно до похода надежно проработать варианты подъезда к району путешествия и заброски на заказном транспорте.

В заключении руководитель составляет смету и определяет примерную стоимость похода.

Выходя в маршрут, действуйте так (как это уже советовалось в начале разд. 3), как будто вы - первопроходец, и пишите максимально подробно, не скупитесь на зарисовки и фотографии, чтобы читающий Ваши записи ясно представил себе и окружающий ландшафт и геологическое строение, как в кино или на макете. В нижеприведенном примере описание маршрута, стиль изложения и подробность описания соответствуют правилам детальной геологической съемки.

Запись маршрута начинается с указанной даты, номера маршрута, привязки его к местности и обозначения цели данного маршрута.

20.06.2008 г. Маршрут № 3

Привязка маршрута. От устья р. Ушайка вверх по долине вдоль её правого борта с выходами на водораздельную поверхность.

Цель маршрута. Знакомство с устройством правого борта р. Ушайка с выявлением и описанием террас, устройством прилегающей части водораздельной равнины и геологическим строением коренных пород по правому борту и в русле реки.

Т. н. 1. Находится на острие стрелки между долинами рр. Томь и Ушайка. По правобережью р. Томь сразу ниже устья р. Ушайка развита прирусловая отмель шириной 10... 15 м, сложенная мелким (средний размер галек 2...3 см), хорошо окатанным гравием и галечником. В составе галек преобладают окремненные породы типа яшм, реже встречаются долериты и микродиориты.

Над прирусловой отмелью возвышается пойменная терраса (высокая пойма). Ширина поймы достигает 100 м. Пойма уходит в долину р. Ушайка, где сразу сужается до 50 м. Непосредственно на т. 1 в обрыве пойменной террасы (рис. 16) обнажается разрез горизонтально залегающих пойменных отложений общей мощностью 4 м с чётким подразделением на русловую, пойменную и старичную фацию. В старичных глинах встречаются раковины двустворок (пелеципод).

Рис. 16.

Т. н. 2 находится в 300 м от т. н. 1 по аз. СВ 35°. На протяжении хода от т. 1 до т. 2 маршрут идёт по пойме р. У шайка. Ширина поймы от правого склона долины до русла около 50 м. На точке в нижней части крутого выпуклого берега долины р. У шайка и рядом в русле реки, образуя порог, в большом коренном выходе обнажаются глинистые сланцы, алевролиты и тонкозернистые светло-серые песчаники, переслаивающиеся между собой (рис. 17).

Рис. 17.

Мощность слоев алевролитов и глинистых сланцев - 3-5 см, песчаников - до 20 см. Элементы залегания слоистости: аз. пад. СЗ 295° ^75. Толща прорвана дайкой темно-зеленовато-серого долерита с мелкозернистой основной массой и редкими порфировыми выделениями пластинчатого плагиоклаза размером до 0,5 см [обр. № 2]. Дайка залегает вертикально и простирается по аз. СЗ 300°.

В северо-восточной части обнажения толща разбита сбросом, простирание которого такое же, как и дайки, но падение на СВ под углом 80°. Амплитуда опускания висячего северо-восточного крыла - 3 м.

Т. н. 3 в 150 м от т. н. 2 по аз. СЗ 330° на водоразделе в небольшом коренном выходе среди щебенистого элювия, представленного переслаиванием алевролитов и глинистых сланцев, обнажается мощный - не менее 1 м пласт светло-серого массивного м/з песчаника обр. № 3 J), имеющего те же элементы залегания, что и на т. н. 2, но угол падения уменьшается до 65°.

Далее маршрут продолжается от т. н. 2 . Справа непрерывно тянется пойма, ширина которой от подножья склона до русла достигает 100 м. Опирающийся на пойму борт долины по ходу маршрута выпола- живается и становится волнистым.

Т. н. 4 в 230 м от т. н. 2 по аз. СВ 50°. На точке в интервале маршрута 100 м (точка 4 находится в центре интервала) правый борт долины, ширина которого от подножья до водораздельной поверхности (ВП) 120 м, по высоте подразделяется на две части. Нижняя часть, представляет собой типичный оползневой бугристо-западинный рельеф, сложенный перемятыми, местами с микроскладчатостью течения бурыми деляпсивными суглинками, с «пьяными» молодыми березами (далее следует более подробное описание этого рельефа согласно программе, изложенной в подразд. 3.1 «Склоновые процессы и отложения»). В центре оползневый рельеф обводнен - мочажины, мелкие ручейки и языки оползней-оплывин, натекающие на поверхность поймы, ширина которой до русла составляет до 100 м. На краях площади развития оползневого рельефа видно, что «пьяными» являются только старые большие березы, а молодые - прямостойные.

Верхняя часть склона долины представляет собой суффозионный цирк, врезанный в водораздельную поверхность. Диаметр цирка до 50 м, высота стенок ~ 10 м. Дно цирка находится на высоте ~ 15 м над руслом р. У шайка. Стенки цирка заросли травой и мелким кустарником.

В самой нижней части стенки при зачистке лопатой обнажились темносиневато-серые плотные вязкие («жирные») глины с равномерно рассеянной примесью мелких - не более 1...2 см кусочков обугленных растительных остатков. Видимая мощность глин - до 1,5 м.

Выше в верхней части стенки цирка в расчистках в интервале 2,5 м вскрываются буровато-серые щебенисто-дресвяные суглинки, мощность которых не менее 1 м. В 30 м севернее верхней бровки цирка уже на водораздельной поверхности в закопушках вскрываются светло-серые лессовидные суглинки с чётко выраженной вертикальной столбчатой отдельностью.

В центральной части цирка в интервале 20 м к понижениям кровли глин приурочены 4 выхода подземных (грунтовых) вод с дебитом от 0,2 до 0,5 л/с. Общее устройство правого борта долины р. У шайка на т. н. 4 - см. рис. 18.

Рис. 18.

Т. н. 5 находится в 200 м от т. н. 4 по аз. ЮВ 110°. на выступе коренного борта долины в сторону реки. Пойма в этом месте выклинивается и русло реки подмывает коренной выступ. В основании выступа обнажаются темно-серые глинистые сланцы (аргиллиты) с редкими тонкими - не более 1 см - прослоями серых алевритов. Элементы залегания слоистости: азимут падения СЗ 295° 4.15. Все породы рассланцо- ваны. Элементы залегания рассланцовки: аз. пад. ЮВ 115 Z.70. В одном из пластов глинистых сланцев встречена фауна брахиопод в виде отпечатков створок раковин на плоскостях напластования (слоистости)- обр. № 5

Выше по очень крутому склону на высоте 10 м над руслом небольшие выходы темных глин с лигнитом, аналогичных описанным на г. н. 4. На глинах с эрозионным размывом залегает горизонт песчано- гравийно-галечных грубокосослоистых отложений мощностью до 1 м. Предположительно это русловой аллювий высокой - II или III - террасы. На гравийно-галечных отложениях залегают лессовидные суглинки, аналогичные описанным на водораздельной поверхности на т. н. 4.

Вершина выступа на т. 5 представляет собой площадку террасы шириной до 70 м и длиной вдоль реки по 100 м в обе стороны от т. 5. Высота площадки над руслом (высота террасы) - не менее 10... 12 м.

Площадка террасы примыкает к пологому - с углом наклона не более 10° - задернованному склону шириной до 150 м. Верхняя часть склона плавно переходит в водораздельную поверхность. В закопушках на этой поверхности под почвенно-растительным слоем вскрываются те же лессовидные суглинки.

В 250 м от т. 5 к северу водораздельная поверхность переходит в верховое торфяное болото. В некоторых местах на болоте видны небольшие выемки, свидетельствующие о кустарной добыче торфа, мощность которого достигает 1... 1,5 м.

Т. н. 6 в 170 м от т. н. 5 по аз. СВ 60°. Поворот маршрута. Склон долины ровный, полностью задернованный, опирается на пойму шириной до 30 м. В обрыве поймы - суглинки.

Примечание. Обратите внимание на эту точку. Геолог зафиксировал её, хотя она не несет практически никакой важной информации. Просто на точке произошло изменение направления маршрута.

Т. н. 7 в 165 м от т. н. 5 по аз. В 90°. В этом месте долина р. У шайки заметно расширяется. Русло реки меандрирует и лишено перекатов. Ширина поймы на правобережье достигает 200 м. На подходе к точке и на самой точке по нижней части склона долины встречается редкая мелкая щебенка глинистых сланцев. Непосредственно на точке в правый

дефлюкционный борт долины, ширина которого 100 м, врезан овраг. Его длина достигает 80 м. Нижняя часть оврага имеет ящикообразный (трапециевидный) поперечный профиль (рис. 20, В, а-а) с плоским дном шириной до 20 м, сложенным овражной пролювиальной супесью. В дно оврага врезана эрозионная рытвина шириной до 3 м и глубиной до 1 м. Склоны оврага задернованы. Плоское дно оврага на выходе сливается с поверхностью поймы.

Приведенное описание оврага весьма сокращенное. Программу возможного полного описания см. п. 3.1 «Формы рельефа и отложения, созданные деятельностью линейных водотоков».

Верхняя часть оврага имеет V-образный профиль (рис. 20, В, б-б), в верхней отвесной части склонов которого обнажаются светло- буроваго-серые лёссовидные суглинки с вертикальной столбчатой отдельностью и видимой мощностью до 2 м. Видимый низ лёссовидных суглинков находится на высоте 20 м над урезом воды в русле р. У шайка. Сама вершина оврага представляет собой резко выраженный перепад высотой до 1 м.

Эрозионная рытвина нижней части оврага, выходя в пределы поймы, превращается в резко врезанный молодой овражек с крутым ступенчатым продольным профилем, в пределах которого водоток ведёт активную донную эрозию. Зарисовка плана и продольной картины оврага - рис. 20.

Рис. 20. Зарисовка оврага на т. н. А- план, Б - продольный профиль (сечение I -1); В - поперечные профили

Т.н. 8 находится в 230 м от т. н. 7 по аз. ЮВ 110°. В коллювиальноделювиальных свалах в основании склона, на прирусловой отмели и в русле щебень и глыбы песчаников, алевролитов и глинистых сланцев, находящихся в тонком переслаивании между собой и похожих на описанные на т. н. 2.

Маршрут окончен.

Выводы по маршруту

Эти выводы должны включать подведение итогов маршрута и ваши мысли, заключения, предположения, задачи на будущее, вытекающие из увиденного в маршруте, короче, предварительный материал для будущего отчета.

Выводы можно начать писать ещё в поле сразу по окончания маршрута и вносить в них дополнения после обработки полевых наблюдений, определения образцов, оформления маршрутной карты, геологической карты и другой графики.

В нашем случае представляются следующие выводы.

  • 1. В геоморфологическом* строении долины р. Ушайка и прилегающего к ней справа (с севера) водораздельного пространства принимают участие: пойма, II или III надпойменная терраса, дефлюкционный коренной борт долины, местами переработанный суффозионно- оползневыми процессами и водораздельная поверхность, включающая субаэральную равнину, сложенную лессовидными суглинками, по которым развиваются суффозионные просадки, и поверхность современного верхового болота.
  • 2. По правому борту долины р. Ушайка кроме обычного склонового дефлюкционного процесса местами проявляются оползневые и суффозионные процессы и оврагообразованис.
  • 3. Проявление суффозии и оползневых процессов на склоне долины, очевидно, приурочено к понижениям кровли глин. Такие понижения становятся местами повышенного подземного стока грунтовых вод. Концентрация выходов таких вод в основании склонов, сложенных лёссовидными суглинками, способствует развитию суффозионных забоев, что, в свою очередь, ведёт к обрушению вышерасположенного суглинка и формированию суффозионного цирка. А общая увлажненность ниже по склону - к развитию оползневого рельефа. В настоящее время наблюдается замедление и остановка суффозии и оползней. Об этом свидетельствуют зарастание склонов цирка и прямостойный (по сравнению с «пьяными», более старыми берёзами) молодой березняк по краям

‘Геоморфология - наука о строении, происхождении, развитии и современных изменениях рельефа поверхности литосферы.

оползневого рельефа. Можно предположить, что по мере отступания стенки суффозионного цирка и правого борта долины в сторону водораздела сокращалась площадь подземного водосбора, падал дебит источников и настал момент, когда устойчивость лёссовидных суглинков против суффозии превысила размывающую и вымывающую способность грунтовых вод.

  • 4. Расширение долины на т. н. 7, вероятнее всего, связано с тем, что река в этом месте пересекает толщу, сложенную глинистыми сланцами, более подверженными общей денудации, чем песчаники и алевролиты тт. 2 и 3. Если же (см. ниже п. 7, выводы) на это место приходится свод антиклинали, то свойственная ему дополнительная трещиноватость растяжения еще больше ослабит этот участок. В результате рекам на таких участках легче вести и донную, и боковую эрозию, и долины на таких участках находятся в более зрелой стадии развития.
  • 5. К этому же понижению приурочен и овраг, разные части которого находятся в разных стадиях развития. Нижняя часть оврага, имеющая трапециевидный профиль с плоским дном, находится в зрелой стадии. Базисом эрозии для этой части оврага когда-то служила поверхность поймы долины р. У шайка. Верхняя часть оврага является результатом продолжения его развития, на молодой стадии, о чем свидетельствует V-образный профиль, вершинный перепад и незаросшие склоны. Крутой уклон и ступенчатость продольного профиля тальвега оврага в пределах поймы и интенсивная донная и пятящаяся эрозия временного водотока на этом участке свидетельствует о том, что в настоящее время началась выработка нового продольного профиля динамического равновесия, привязанного уже к современному руслу р. У шайка. В дальнейшем этот участок будет распространяться вверх по современному продольному профилю, а через десятки лет появится молодой овраг, врезанный в дно современного.
  • 6. Если не принимать во внимание склоновые (коллювиально- дефлюкционные) развалы на тт. 7 и 8, то из взаимного расположения и элементов залегания скальных (окаменевших, литифицированных) горных пород в интервале от т. н. 5 до т. н. 3 следует, что наиболее древними являются глинистые сланцы т. н. 5, а наиболее молодым - пласт песчаника на т. н. 3. Все эти породы имеют морское происхождение, залегают между собой согласно, а постепенная смена состава от более глубоководных глинистых сланцев, через переслаивание глинистых сланцев, алевролитов и песчаников к мощному пласту песчаника свидетель-

Тальвег - линия, соединяющая точки с минимальными отметками. В подавляющем большинстве случаев совпадает с руслом.

ствует о том, что море постепенно мелело и все эти породы в целом составляют регрессивную серию. Смена состава позволяет все эти породы разделить на две толщи: нижнюю (толща «А») толщу глинистых сланцев и верхнюю (толща «Б») толщу глинистых сланцев, алевролитов и песчаников.

Граница между ними проходит приблизительно посередине между тт. 2 и 5, т. е. где-то возле т. н. 4, но в обнажениях не видна.

7. В структурном отношении указанные толщи в интервале от т. н. 5 до т. н. 3 составляют моноклиналь (т. е. наклонно залегающую толщу), падающую на запад-северо-запад под углом преимущественно 75°.

Неясно положение горных пород, встреченных в обломках на тт. 7 и 8. Если считать всю толщу каменноугольных отложений моноклиналью, го эти породы наращивают вниз (т. е. к более древней части) нижнюю толщу сланцев. Но возможен и другой вариант интерпретации тектонической структуры каменноугольных отложений: если глинистые сланцы, алевролиты и песчаники, встреченные на т. н. 8 - те же самые, что и обнажаются на т. н. 2, то можно предположить, что каменноугольные отложения смяты в антиклинальную складку, ядро (замок), центр которой сложен глинистыми сланцами, встреченными на т. н. 7.

  • 8. Уже смятые в складки г. п. были прорваны дайкой долерита. Вертикальное и строго поперечное положение дайки по отношению к складчатости свидетельствует о том, что она внедрилась по соскладча- той поперечной трещине растяжения или даже отрыва. Кроме того, в районе проявилась гидротермальная деятельность в виде кварцевых жил, возможно, генетически связанная с внедрением долеритов. Вкрапленность пирита в кварцевых жилах позволяет предположить, что могут быть встречены и другие рудные сульфиды (скорее всего, меди и полиметаллов).
  • 9. Из двух рыхлых толщ, залегающих горизонтально, более древними являются глины с лигнитом, обнажающиеся на тт. 4 и 5, поскольку они залегают гипсометрически ниже и, следовательно, перекрываются лёссовидными суглинками. Мощность глин, исходя из их видимой мощности и гипсометрического положения на тт. 4, составляет 6,5 м, а суглинков, обнажающихся на тт. 4 и 7, по таким же соображениям - не менее 5,5 м. Глины с лигнитом, вероятнее всего, имеют озерное происхождение, а большое количество древесных остатков (лигнита) в них свидетельствует о том, что озерный водоем был небольшим и окружён лесом в условиях влажного и жаркого климата. А лёссовидные суглинки свидетельствуют о том, что во время их образования описываемый район окончательно превратился в сушу в условиях достаточно засушливого (полуаридного) климата.
  • 10. Взаимоотношения залегающих моноклинально (литифициро- ванных) г. п. и перекрывающих их горизонтально залегающих рыхлых глин и суглинков представляют картину явного углового несогласия.
  • 11. Исходя из взаимного расположения встреченных в маршруте толщ, их литологического состава, обнаруженных в них палеонтологических остатков и сравнения со сводной стратиграфической колонкой окрестностей г. Томска эти толщи скорее всего относятся: глинистые сланцы (толща «А») - к лагерносадской свите нижнего карбона (Cjlg); глинистые сланцы, алевролиты и песчаники (толща «Б») - к басандай- ской свите нижнего-срсднего карбона (Ci_ 2 bs); глины с лигнитом - к новомихайловской свите олигоцена (Pnm); а лессовидные суглинки - к покровной субаэральной толще (sa П-Ш или LO n - m)-
  • 12. Таким образом, по материалам пройденного маршрута можно представить следующую последовательность геологических событий (историю геологического развития) в данном районе.

В ранне- и среднекаменноугольную эпохи описываемый район находился в пределах моря, в котором в условиях тектонического опускания, уступавшего, однако, скорости осадконакопления, накопилась регрессивная серия осадков лагерносадской и басандайской свит. В по- слесреднскаменноугольное время эти отложения были смяты в складки ССВ простирания, прорваны дайкой долерита и затронуты гидротермальной деятельностью, выразившейся в образовании кварцевых жил с сульфидами. Район надолго - конец палеозоя и весь мезозой - превращается в сушу. В олигоцене смятые в складки каменноугольные отложения были перекрыты озерными глинами новомихайловской свиты, после чего в позднечетвертичное-раннеголоценовое время в условиях относительно засушливого (полуаридного) климата район окончательно превращается в сушу и идёт накопление субаэральной покровной толщи лёссовидных суглинков. В позднеголоценовое и в настоящее время в районе идёт формирование современного рельефа - формируются долины рек, а на склонах долин идут суффозионные, оползневые процессы и оврагообразование.

Пусть вас не смущают на первый взгляд неоправданно большие (по сравнению с записью самого маршрута) и излишне подробные выводы по маршруту. Разумеется, опытный геолог пишет в выводах что-то действительно новое и важное. Просто на данном примере

мы хотим показать, что в любом маршруте можно наблюдать огромный материал и по географии, и по современным геологическим процессам, и по геологическому строению, и по истории геологического развития, и начинающим очень важно научиться все это видеть, осознать и описать.

  • В описании маршрута использованы географические названия из окрестностей г. Томска и принципиальные черты геологического строения, но полной аналогии нет. "Стрелкой называется водораздельное пространство между двумя долинами, сходящимися под острым углом.
  • Геологи в маршрутах работают не только с хорошими обнажениями, но и с мелкими обломками,встречающимися по ходу. В закрытых растительностью и почвой районах зачастую это единственный материал для составления геологической карты.
  • Геолог в маршруте не обязательно строго следует только по маршруту. Он может и отходить ивозвращаться и т. д. Важно чётко зафиксировать все перемещения. В данном случае геолог вернулсяна т. н. 2 и продолжил основной маршрут.

При разработке маршрута похода исходят из основной задачи, цели путешествия и учитывают желание членов компании.
Всякий поход выходного дня должен иметь определённую цель. Самый распространённый мотив участия в походе - желание познакомиться с памятными, историческими местами, самому всё увидеть, узнать.
Чаще бывает желание просто отдохнуть на природе. Всё это и нужно учитывать.
Походы выходного дня имеют непременно оздоровительную, спортивную направленность, дают возможность провести тренировку на выносливость, ориентирование, подготовить участников к более сложным (многодневным) путешествиям.
Для успешного совершения ПВД нужно тщательно разработать маршрут , определить состав участников и способ их передвижения. При разработке учитывается следующее:
- участок маршрута, который предстоит преодолеть, должен быть не слишком велик, чтобы чрезмерно не утомить участников, а кроме того - зрелищно интересен, разнообразен.
- разрабатывая маршрут похода , надо предусмотреть знакомство с местными достопримечательностями. Если объекты, желательные для посещения, находятся на значительном расстоянии друг от друга, можно воспользоваться для подъезда к ним любым видом местного транспорта, но не забывая преодолеть часть маршрута активным способом передвижения.
- разработать маршрут похода можно по возможности так, чтобы движение всё время, в оба конца, шло по различным дорогам, тропам. Для этой цели пригодны кольцевой маршрут (поход начинается и заканчивается в одной точке) и линейный (поход начинается и заканчивается в разных точках).
- при разработке маршрутов необходимо наметить места привалов, а также и площадку для бивуака , если поход будет двухдневным. Выбирать место ночлега нужно так, чтобы можно было подойти к нему, имея в запасе около двух часов светлого времени, необходимого для устройства бивуака. В предпоходной подготовке , безусловно, главная фигура - руководитель похода. Руководитель должен хорошо знать маршрут и район похода
Надо начинать с походов по известным уже маршрутам и расширять их перечень разведкой новых.
Желательно всю подготовку к маршруту и его проведение отобразить на бумаге:

1. Составить список участников и руководителя, обращая при этом внимание на их совместимость;
2. Ознакомить всех с маршрутом (карты, схемы, описания);
3. Подобрать необходимое туристическое снаряжение , питание, аптечку;
4. Разбить маршрут по участкам (автомобильная, пешая часть, привалы, осмотры достопримечательностей, бивуаки и др.).

Выбор маршрута похода

Маршрут должен соответствовать целям похода, быть доступным по сложности и физической нагрузке, соответствовать по протяженности установленным нормативам в зависимости от вида туризма. Желательно выбрать маршрут интересный в познавательном отношении. Следует наметить различные объекты для осмотра в пути: исторические места, памятники культуры и воинской славы, музеи, города и селения, новостройки, колхозы и совхозы и т. и. Всегда интересно знакомиться с бытом местного населения, однако делать это следует тактично.
При движении пешком или на лыжах маршрут следует прокладывать по наиболее удобным и живописным проселочным дорогам , просекам, тропам, лесным массивам, долинам рек и ручьев.
Летом в жаркую погоду лучше передвигаться под пологом леса, отдыхать у речки, пусть небольшой, или у любого водоема. Осенью, когда не грозит жара, лучше шагать по открытой местности, согреваясь на осеннем солнышке; особенно хороши в это время маршруты по холмистой местности, откуда открываются дальние живописные пейзажи.
При выборе водного маршрута необходимо предпочитать реки с разнообразным и живописным ландшафтом берегов. Начинать поход лучше с верховьев.
Для велосипедного путешествия начинающим туристам следует выбирать маршруты по малопересеченной местности с развитой дорожной сетью; группам, где присутствует опытный велосипедист, доступны и более сложные маршруты. Однако при выборе маршрута необходимо стремиться, чтобы почвенные условия не создавали излишних трудностей, избегать большого количества заболоченных и песчаных участков, выбирать дороги, благоприятные для велопутешествия.
Выбирая маршрут похода , группа должна пользоваться географическими, административными и туристскими картами, справочниками и туристскими схемами.
Любые походы целесообразно проводить по возрастающей трудности. Например, зимой на лыжах сначала переход но равнине, следующий по местности с пологими уклонами, на которых новичков легче обучать спуску, и только позднее можно запланировать передвижения по пересеченной местности , где встречаются густой лес, крутые горки, затянутые льдом реки. Конечно, последний маршрут наиболее разнообразен и поэтому интересней.
Тем, кто серьезно сдружился с туризмом, можно организовывать учебные походы выходного дня, например с целью приобретения навыков в работе с картой и компасом, тренировки в преодолении естественных препятствий, подготовки к сложному путешествию .
Протяженность дневного перехода (пешком и на лыжах) для тренированных групп не должна превышать 20 км - по пересеченной местности и 30 км - но равнине. Для групп, состоящих из начинающих туристов, общий километраж пешеходных и лыжных переходов не должен превышать 10 - 15 км в день, водного путешествия при движении вниз по течению на лодках 20 -25 км и на байдарках 25 - 30 км в день. Путешествующие на велосипеде ограничивают маршрут 40 - 60 км в день.
Цели пригороды не представляют интереса для туристов, лучше проезжать их на электричке или на автобусе, начиная маршрут от намеченных железнодорожной станции или населенного пункта. Следует заранее знать и расписание движения транспорта по начальному и конечному пунктам.
Организаторам похода необходимо иметь в запасе несколько разработанных и описанных маршрутов, постоянно пополняя этот запас, что позволит предлагать туристам несколько вариантов походных маршрутов на выбор.
Консультацию по выбору маршрута похода можно получить в городском клубе туристов.

Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

ИМЕНИ Ю.А.СЕНКЕВИЧА (ГАОУ ВПО МГИИТ имени Ю.А. Сенкевича)

КАФЕДРА ТУРИЗМА

Дисциплина

«Технология и организация

операторских и агентских услуг»

Реферат на тему: «Выбор маршрутов в соответствии с целями путешествия»

Выполнила: студентка

503 группа заочного обучения

Харитонова Кристина

Москва 2013

Введение

Приступая к выбору маршрута, туристская группа прежде всего должна договориться о главной цели похода, ибо от этого зависят и выбор района путешествия, и характер реки, и состав участников. Цели могут быть следующие:

1. Двух-трехнедельное путешествие с умеренной физической нагрузкой по спокойной, неширо кой и не очень заселенной, достаточно живописной реке где-либо в средней, западной или южной полосе Европейской части России. Главная цель - активный отдых с купаньем, пешими прогулками, экскурсиями, рыбной ловлей, охотой. Одновременно новички будут овладевать основами техники водного туризма и приобретать походные навыки, а туристы со стажем накапливать опыт организации путешествия, руководства группой и обучения начинающих. Если весь состав группы впервые приобщается к водному туризму, наличие опытного руководителя обязательно.

2. Путешествие по рекам далекого, незнакомого края с целью ознакомления с природой, хозяйством и бытом населения. В них могут встретиться более разнообразные условия плавания, дающие возможность совершенствовать технику вождения судов. Попутно туристы расширяют свои познания в области форм географического ландшафта.

3. Дальнейшее совершенствование техники вождения судов различного типа (байдарка, катамаран, плот) по водотокам с быстрым течением, многочисленными и разнообразными препятствиями. Самостоятельное исследование малоизученных рек, озер, новых водохранилищ, каналов и описание их, знакомство с хозяйственной деятельностью населения, растительным и животным миром, климатическими особенностями. Накопление опыта организации сложных путешествий и вождения туристских групп по маршрутам высоких категорий сложности. В маршрутах путешествий этого типа видное место занимают реки, расположенные в малонаселенных районах, с большим количеством естественных препятствий, крутыми уклонами, преодолением по сухопутью лесных и горных водоразделов.

4. Целью маршрута могут служить также охота и рыбная ловля. Для этого предпочтительны лесные притоки в районах, удаленных от крупных промышленных центров. Для маршрутов этого типа характерны малая пр отяженность и частые дневки.

5. Отлично увязываются с водным путешествием осмотр и изучение архитектурных и исторических памятников. Так, путь в Пушкинский заповедник проходит по реке Великой и заканчивается в славном своими древностями Пскове. Плывя по Гауе (Латвия), турист знакомится со многими старинными замками и городами; на реках Архангельской области найдут немало выдающихся образцов деревянной архитектуры искусствоведы и художники. И это вполне понятно: ведь реки издавна служили главными путями распространения культуры и цивилизации, а как пути сообщения не потеряли своего значения и до сих пор. Часто водный путь к избранному объекту исследования для туриста-геолога, гидролога, этнографа, археолога будет единственным, но даже и при наличии сухопутных дорог он, как правило, интереснее, занятнее и дешевле.

. Классификация видов туризма по целям

  1. Классифицировать виды туризма возможно по различным признакам к важнейшим которых относятся: цели туризма, временные характеристики, территориальные характеристики; индивидуальные запросы клиентов, финансовые возможности клиентов.

В зависимости от интенсивности деятельности человека различают: активные и пассивные виды туризма.

К активным относятся: приключенческие путешествия, экстремальный туризм, сафари на природу, загадочный тур.

К пассивным относят: туры для семей с детьми; туры на лечение; туры для старшего возраста; зеленый туризм.

Классификация видов туризма по данному признаку является условной, так как цели путешествий зачастую тесно переплетаются между собой. Соответственно виды туризма, выделяемые по этому признаку, также часто оказываются смешанными. Однако, исходя из целей туризма, можно в «чистом» виде выделить следующие из них.

Экскурсионный туризм − путешествие в познавательных целях. Такова одна из наиболее распространенных форм туризма, которыми занимаются современные отечественные туристские фирмы. Желание граждан различных национальностей ознакомится с историческими, культурными, природными и иными достопримечательностями удовлетворяется огромным количеством туристских фирм − как отечественных, так и совместных с фирмами других стран.

Рекреационный туризм (от лат. recreation − восстановление) − путешествие для отдыха и лечения. Этот вид туризма является весьма распространенным во всем мире. В некоторых странах он выделяется в самостоятельную отрасль экономики и функционирует параллельно с другими видами туризма.

Деловой туризм − поездки, связанные с выполнением профессиональных обязанностей. Деловой туризм год от года приобретает все большее значение. Поездки совершаются с целью посещения объектов, которые принадлежат фирме или представляют для нее определенный интерес; для проведения деловых переговоров, для поиска дополнительных каналов снабжения и сбыта, для обследования ситуации, сложившейся на том или ином рынке, и т.д. Обращение к туристским фирмам во всех подробных случаях позволяет организовать маршрут с меньшими издержками. Кроме того, к сфере делового туризма относится организация различных конференций, семинаров, симпозиумов и т.д. Здесь неоценимое значение приобретают сооружение при гостиничных комплексах специальных залов, установка оборудования для связи (телефоны, факсы, фототелеграф, Интернет и пр.), выделение помещений для ведения переговоров и доверительных бесед и т.д. В последние время стал активно развиваться отдельный подвид делового туризма − «челночный туризм», краткосрочные поездки за границу или в другие регионы мелких оптовых торговцев с целью закупки или продажи мелких партий ходового товара.

Этнический туризм −поездки для свидания с родственниками. Эта форма туризма обычно связана с перемещением граждан в отдаленные регионы или другие страны. Туристские агентства помогают с оформлением тpaнспортных билетов, загранпаспортов, виз и т.д. Эта категория туристов не нуждается в средствах размещения, поэтому турагентства обычно отдельно рассматривают вопрос о необходимости поиска подходящего жилья для таких клиентов. В отдельных случаях турагентство может посоветовать клиенту наиболее удобные для него гостиницы в соответствии с его пожеланиями относительно месторасположения, стоимости, уровня комфорта и т.д.

Спортивный туризм − поездки для участия в спортивных мероприятиях. К услугам туристских фирм прибегают в этом случае как руководители спортивных команд, так и объединения болельщиков; как организаторы соревнований, так и отдельные граждане. С развитием популярности некоторых видов спорта и различных соревнований возрастает роль туристских фирм в обеспечении желающих отдельными видами товаров и услуг.

Туризм с социальными целями − это путешествие, предпринятое для участия в общественных мероприятиях. К последним относится широкий круг предпринимаемых различными партиями, фондами, обществами и прочими общественными организациями мероприятий, например, митинги, марши, демонстрации, публичные выступления и т.д. Туристские фирмы по согласованию с организаторами этих мероприятий (иногда − по собственной инициативе) организуют транспортировку и в случае необходимости размещение участников этих мероприятий, а также обеспечивают, если нужно, сопутствующее обслуживание (производство и/или распространение сопутствующих товаров, транспарантов, значков, вымпелов, сувениров и пр., привлечение предприятий бытового обслуживания; торговли, фольклорных групп, деятелей культуры и искусства и многое другое).

Целевой туризм представляет поездки на различные массовые мероприятия. Этот вид туризма порой тесно соприкасается с предыдущим, однако его целью, как правило, является не выполнение общественных миссий, а индивидуальные пожелания отдельных граждан посетить различные коммерческие и некоммерческие мероприятия. Туристская фирма обеспечивает перемещение людей (в отдельных случаях и вещей-экспонатов, товаров, оборудования к месту проведения ярмарок, выставок, концертов; слетов, фестивалей и т.п. В большинстве случаев здесь не требуется расселение прибывающих на короткий срок туристов, однако при необходимости туристские фирмы могут обеспечить всем желающим условия для проживания (например, организовать прокат или продажу туристского оборудования для слётов туристов, размещение в отелях различной комфортности приезжающим на межрегиональные и международные ярмарки, питание, культурные и развлекательные программы и т.д.).

Религиозный туризм − путешествие, имеющее целью выполнение каких-либо религиозных процедур, миссий обетов. Как правило туристские фирмы обслуживают в основном традиционные маршруты туристов этой категории, например, доставку их к святым местам и размещение вблизи них, экскурсионное обслуживание в местах большого скопления верующих т.д. Однако в отдельных случаях туристская фирма может организовать и маршрут по индивидуальным запросам отдельных граждан либо обеспечить транспортировку и размещение научных экспедиций в соответствующих регионах.

Караваннинг − (рекреационное средство передвижения) − путешествие в небольших мобильных домикax на колесах. Используется в основном в поездках с целью отпуска.

Приключенческий туризм − туризм, связанный с физическими нагрузками, а иногда и с опасностью для жизни. При организации таких туров «комплект» приключений может быть подготовлен специально и обеспечен всеми возможными средствами обеспечения безопасности. Исключением в последнее время становятся путешествия с незапланированными приключениями в ocнoвнoм это касается путешествий в малоисследованные и незаселенные места (джунгли, горы, пустыни и пр.).

Деревенский туризм − временное перемещение туристов в сельскую местность. Туристы живут в деревнях или рядом с ними в специально подготовленных поселениях. Часто они останавливаются в традиционных деревнях и знакомятся с местным образом жизни. В отдельных случаях деревня является базой для исследования туристами близлежащих районов. Во время крупных скоплений людей в честь какого-либо события (спортивные игры, фестивали, карнавалы, ярмарки и пр.) часть прибывающих на праздник посетителей располагается в близлежащих деревнях, это не только позволяет решить проблему размещения.

Фермерский и сельский туризм − вид туризма, при котором действующие фермы (ранчо, плантации) специально организуют у себя сектор туризма для получения дополнительного дохода от отдельных видов туристской деятельности (размещения, питания, приобщения к труду на ферме). Длительность проживания может колебаться от нескольких дней (познавательный туризм) до целого сезона (обычно летнего). Этот вид туризма часто используют семьи с детьми, а также городская молодёжь, стремящаяся выбраться на природу и попробовать свои силы на сельскохозяйственном поприще

Экотуризм − туризм с заботой об oкружающeй среде, форма специализированного природного туризма. Специализированные поездки организуются обычно малыми группами. В процессе путешествия гиды стремятся воспитать любовь к природе, объяснять необходимость охраны природных ресурсов важность защиты окружающей среды. Во многих странах экотуризм становится спутником и неотъемлемой частью других видов туризма.

Водный туризм − поездки на борту теплохода, яхты и других речных и морских судов по рекам, каналам, озерам, морям. Географически и по времени этот вид туризма очень разнообразен: от часовых и однодневных маршрутов преимущественно для местных жителей по близлежащим водоемам до многонедельных круизов по морям и океанам.

Стационарный туризм − строительство вторых домов для проведения отпусков и домов, покупаемых или арендуемых пенсионерами или приезжими. Обычно этот туризм развивается в районах, привлекательных с экологической и климатической точек зрения. В отличие от принятого у нас принятого и санаторного строительства с высотными корпусами, этот вид туризма скорее напоминает «дачный» туризм − коттеджи строятся, как правило, на одну семью или рассчитаны на проживание одного или нескольких туристов.

Все эти виды туризма зачастую тесно переплетаются между собой и выделить их в чистом виде не всегда представляется возможным. Например, деловой туризм может совмещаться с экскурсионным или спортивным, этнический − со спортивным или религиозным, целевой − с рекреационным или с социальными целями и т.д.

3адачей туристских фирм является в этой связи предоставление клиенту максимума возможностей по совмещению различных видов туризма. Иногда такое совмещение может быть подсказано работниками турагенств.

2. Классификация видов туризма по временным характеристикам

По временным характеристикам туризм может классифицироваться различным образом. Наиболее существенными признаками являются сезонность, привязка к событиям и время, выделяемое клиентом на путешествие.

Краткое описание

Цель.
Приступая к выбору маршрута, туристская группа прежде всего должна договориться о главной цели похода, ибо от этого зависят и выбор района путешествия, и характер реки, и состав участников. Цели могут быть следующие:
1. Двух-трехнедельное путешествие с умеренной физической нагрузкой по спокойной, неширокой и не очень заселенной, достаточно живописной реке где-либо в средней, западной или южной полосе Европейской части России. Главная цель - активный отдых с купаньем, пешими прогулками, экскурсиями, рыбной ловлей, охотой. Одновременно новички будут овладевать основами техники водного туризма и приобретать походные навыки, а туристы со стажем накапливать опыт организации путешествия, руководства группой и обучения начинающих. Если весь состав группы впервые приобщается к водному туризму, наличие опытного руководителя обязательно.