Большая буква ю. Подготовка к школе ч.8

Если во сне вы пишите прописные буквы на доске или бумаге, то вам предстоит принять участие в необычном деле, которое, вопреки вашему ожиданию, может осуществиться. Вообще писать буквы во сне - плохое предзнаменование, которое часто предвещает несчастье или неудачи. Если во сне вы произносите слово по буквам, то вас ждет успех в делах, который, однако, дастся вам не без труда. Сон, в котором вы заучиваете буквы, сулит вам много интересного и обещает удачу в делах. Если во сне вы видите отдельные буквы, то вас ожидает получение новостей, которые оставят вас в недоумении. Видеть буквы нечетко во сне предвещает получение плохих новостей о неожиданных препятствиях в делах. Видеть во сне буквы большого размера - знак успеха в науках. Увидеть во сне большие буквы своего имени, появляющиеся перед вами одна за другой, предсказывают вам назначение на высокую государственную должность. Однако если чередование букв нарушится, то ваша новая должность окажется слишком обременительной для вас. Если сон прервется на полуслове, то повышение, которого вы так ожидали, или перемены к лучшему не состоятся. Смотрите толкование: азбука.

Толкование снов из Семейного сонника

Сонник - Буквы

Видеть во сне буквы – к неожиданным новостям. Пытаться запомнить их – к материальному благополучию. Писать большие печатные буквы – ваша затея, которая многим покажется странной, тем не менее увенчается успехом. Писать буквы на лозунгах, плакатах, стенах – к несчастью.

Толкование снов из

Подготовка ребенка к школе. Образовательный комплекс включает в себя следующие задания и упражнения: обучение чтению, изучение букв и звуков, знаки препинания в предложении и простые числа, задания на сообразительность и творческое мышление.


Обучение чтению. Звуки "йу" и буква "Ю"

Цель : формирование навыка чтения, развитие фонематического слуха, развитие устойчивости внимания.

Материал : рабочий лист, карандаши. Карточка с буквой Ю.

"Ю" похожа на юлу,

Что кружилась на полу,

Повертелась как волчок

И упала на бочок.

"Юбка", "люстра" и "люблю", -

Вот словечки с буквой "Ю".

- О какой букве идет речь? Правильно о букве Ю.
- Послушайте слова и назовите первые звуки в этих словах: ЮБКА, ЮЛЯ, ЮГ, ЮЛА .
- Правильно, это звуки ЙУ. И записываются они буквой Ю.

Педагог показывает детям карточку с буквой Ю. Дети пальчиками обводят буковку. Пишут ее пальчиком на столе.

- Давайте сделаем с вами звуковой анализ слова ЮБКА.
- Сколько слогов в слове ЮБКА? (Два).
- А какой первый звук в слове ЮБКА? (Звук й).
- Второй звук в этом слове? (у).
- Третий звук? (б).
- Четвертый звук? (к).
- Пятый звук? (а)
- А когда мы пишем слово ЮБКА, то первая буква в этом слове Ю. Буква Ю состоит из двух звуков йу.
- Если буква Ю стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает два звука ЙУ.
- Послушайте следующее слово - ЛЮК.

Проводим звуковой анализ слова ЛЮК .

- Давайте сделаем вывод. Если буква Ю стоит после согласной, то она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук У.
- Буква Ю – гласная, а гласные мы обозначаем красным цветом.
- Раскрасьте букву Ю в красный цвет.
- Раскрасьте схему звуков "йу" зеленым и красным карандашами. Й - зеленый, т.к. звук согласный мягкий. У – красный, т.к. звук гласный.
- Как вы считаете, на что похожа буква Ю?
- Обведите и допишите буквы Ю.

Обучение чтению. Слова с буквой Ю

Цель : формирование навыка чтения.

Материал : рабочий лист.

Прочитайте слова построчно, а затем столбиками.

Подчеркните одной чертой мягкие согласные.

Соедините чертой слова, которые начинаются на одинаковый слог.

Обучение чтению. Звуки "ЙА" и буква "Я"

Цель

Материал : рабочий лист, карандаши, карточка с буквой Я.

Сегодня мы познакомимся с новой буквой. Послушайте стихотворение, которое написала поэтесса Светлана Игнатова об этой букве:

Буква "Я" собой гордится:

Всех важнее быть стремится.

Яхта, яблоко, земля, -

Вот словечки с буквой "Я".

- О какой букве идет речь? Правильно о букве Я.
- Послушайте слова и назовите первые звуки в этих словах: ЯБЛОКО, ЯКОРЬ, ЯЙЦО, ЯМА.
- Правильно, это звуки ЙА. И записываются они буквой Я.

Педагог показывает детям карточку с буквой Я. Дети пальчиками обводят буковку. Пишут ее пальчиком на столе.

- Давайте сделаем с вами звуковой анализ слова ЯМА.
- Сколько слогов в слове ЯМА? (Два).
- Какой первый слог? Второй?
- А какой первый звук в слове ЯМА? (Звук й).
- Второй звук в этом слове? (А).
- Третий звук? (М).
- Четвертый звук? (А).
- А когда мы пишем слово ЯМА, то первая буква в этом слове Я. Буква Я состоит из двух звуков йа.
- Если буква Я стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает два звука ЙА.
- Послушайте следующее слово - МЯСО.

Проводим звуковой анализ слова МЯСО.

- Давайте сделаем вывод. Если буква Я стоит после согласной, то она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук А.
- Буква Я – гласная, а гласные мы обозначаем красным цветом.
- Раскрасьте букву Я в красный цвет.
- Раскрасьте схему звуков йа зеленым и красным карандашами. Й- зеленый, т.к. звук согласный мягкий. А – красный, т.к. звук гласный.
- Как вы считаете, на что похожа буква Я?
- Обведите и допишите буквы Я.

Обучение чтению. Чтение слов с буквой "Я"

Цель : формирование навыка чтения, развитие умственного действия анализа-синтеза.

Материал : рабочий лист, карандаши.

Прочитайте слоги построчно, а затем столбиками.

Поделите слова на слоги.

Поставьте в этих словах ударение.

Подчеркните слово, в котором больше всего слогов.

Обведите слова, где буква Я пишется в начале слова. Какие звуки обозначает буква Я, если стоит в начале слова?

Обучение чтению. Схемы предложений. Знаки препинания

Цель : формирование навыка чтения, развитие умственного действия, анализа-синтеза.

Материалы : рабочий лист, карандаши.

- Сейчас мы с вами будем читать предложения, но сегодня они будут необычными. Посмотрите на первое предложение. Что в нем интересного? Правильно, в конце предложения стоит не точка, а новый знак. Такой знак называется вопросительным. И предложение тоже называется вопросительным. Когда вопросительный знак стоит в конце предложения, то само предложение надо читать так, как будто ты спрашиваешь. Посмотрите, как я прочитаю это предложение (педагог дает образец прочтения).

Аналогично педагог знакомит детей с восклицательным знаком и побудительным предложением.

- Составьте схемы к предложениям.
- Найдите в предложениях слова с буквой Я. Сколько слов нашли? (Одно).

Математика. Состав чисел: 2, 3, 4, 5

Цель : учить детей запоминать состав чисел 2, 3, 4, 5.

Материал : рабочий лист, карандаши.

Давайте правильно заполним домики цифрами.

В первом домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 2.

Во втором домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 3.

В третьем домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 4.

В четвертом домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 5.

Развитие мышления. Скажи наоборот

Цель : развитие речи, формирование умения подбирать противоположные по смыслу слова.

Подберите противоположные слова.

  • Веселый – ... (грустный).
  • Глубокий – ... (мелкий).
  • Острый – ... (тупой).
  • Гладкий – ... (шершавый).
  • Горячий – ... (холодный).
  • Мокрый – ... (сухой).
  • Яркий – ... (тусклый).
  • Сытый – ... (голодный).
  • Тонкий –... (толстый).
  • Широкий – ... (узкий).
  • Ясный – ... (пасмурный, ненастный).
  • Новый – ... (старый).
  • Математика. Примеры. Решение задач

    Цель : обучение детей сложению и вычитанию, закрепление знаков +, - и =, закрепление образа цифры, учить составлять примеры.

    Материалы : рабочий лист, карандаши.

    - Посмотрите на картинку, кто нарисован на картинке?
    - Давайте составим задачу про птиц.
    - Сколько птиц сидит на ветке?
    - Сколько птичек прилетело?
    - Зная, эти данные мы можем составить задачу?
    - Составьте задачу.

    На ветке дерева сидело 3 птицы. К дереву подлетела еще одна птица. Сколько всего птиц на рисунке?

    - Назовите условие задачи.
    - Какой вопрос в задаче?
    - Решите составленную задачу.
    - Составьте и запишите пример к задаче на рабочем листе.
    - Задача на сложение или вычитание? Какой знак будет в примере?
    - Прочитайте получившийся пример.
    - Составьте задачу по той же картинке на вычитание.
    - Какая задача у вас получилась?
    - Назовите условие и вопрос задачи?
    - Составьте и запишите решение задачи на рабочем листе.

    Развитие умственных действий. Анализ-синтез

    Цель : развитие анализа-синтеза.

    Материал : мяч.

    Педагог организовывает игру на ковре. Дети встают вкруг, педагог стоит внутри круга.

    Педагог бросает детям мяч и просит продолжить фразу.

  • Человек - сердце, машина - ...
  • Ужин – вечером, завтрак - ...
  • Птица – летает, змея - ...
  • Лето – жаркое, зима - ...
  • Ручка – пишем, ... - рисуем.
  • Хлеб – коричневый, молоко - ...
  • Самолет – ангар, машина - ...
  • Платье – портной, туфли - ...
  • Подготовка руки к письму. Палочки

    Цель : формирование графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист

    Обведите и допишите палочки.

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Прощание

    До свидания, до свидания приходите к нам еще,

    До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.

    До свидания, до свидания, приходите к нам опять.

    До свидания, до свидания – будем весело играть!

    Ю, ю (называется: ю) является буквой в большинстве кириллических славянских алфавитов (в болгарском - 29-я, в белорусском - 31-я, в русском и украинском - 32-я; исключена из сербского в сер. XIX в., не введена в македонский, созданный по новому образцу сербского). Имеется также в некоторых неславянских письменностях.

    Обычно в кириллице считается по порядку 33-й (), 34-я по счету в глаголице (). Не имеет числового значения. В славянской азбуке название аналогично современному — «ю»; в церковно- и старославянском языках таким образом выглядит форма винительного падежа от краткой формы ст.-сл. местоимения она (рус. её), хотя совпадение данного слова с именем буквы, возможно, случайное.

    Кириллическая буква произошла от греческой лигатуры IǑ, ιǒ (ΙΟΥ, ιου); общепринятой теории для глаголической формы нет, хотя чаще всего она соотносится с диграфом латиницы IU (iu).
    В кириллическом письме имелось немного вариаций, в основном отличавшихся расположением соединительной черты (её могли рисовать посредине (так, как в современных шрифтах), сверху или делать наклонной).

    Применяли варианты и с различными размерами элементов буквы: что-то наподобие ГО с наличием соединения по верхнему краю окружности o (подобная форма может говорить о северных истоках рукописи). Такая форма, порой, могла проникать и в шрифты печатные, например, в издания Ф. Скорины.

    Йотирующий штрих в старорусской скорописи иногда вырождается в подобие с-образного штриха вверху над буквой о, т. о. буква получала вид дельты δ (греч.). Ещё одна вариация буквы — «Ю оборотное», с тем же значением, встречается в ряде старославянских памятников XII—XV вв.

    В начале слов, находясь после разделительных знаков и гласных, отвечает звуковой паре /ју/, а после согласных дает их смягчение (при возможности) и звук /у/. Правда, после согласных в русском языке ставится не слишком свободно (без учета заимствований).

    После м, в, б, ф, п практически всегда требует отделения при помощи мягкого знака (пью, вью, бью) или буквы л (коплю, люблю, графлю, ловлю, кормлю), но изредка могут и исключения встречаться (к голубю). Находясь после гортанных к, г, х, шипящих ш, ч, ж, щ, а также в позиции после ц не применяется.

    После с, з, т, д, имеет также ряд исторически обусловленных ограничений, позволяющих проставлять ю после данных согласных в ряде окончаний существительных (гвоздю, карасю, гостю, князю), но только не в глаголах (поскольку формы сляпсю, слямзю, постю, бдю - просторечные, а в языке литературном должно наблюдаться изменение согласных, напр. как в скольжу, снабжу, вакшу, пощусь).

    Из вышеописанных правил исключениями являются лишь заимствования (бюст, пюпитр, бюгель, дежавю, мюрид, курфюрст; брошюра, жюри, Чюрлёнис; кювет, Хюэ, гюрза; Цюрих и т. д.), в основном, это иноязычные названия и имена.

    В отличие от русского, в украинском языке традиционно мягкое буквосочетание цю: Цюрупа, цюкати, пацюк, по пальцю и пр.
    Сейчас буква ю в церковнославянской орфографии встречается только после согласных л, н, р и (изредка) после т, д, с, з, но некогда в старо-московском (а теперь старообрядческом) изводе церк.-сл. языка активно применялась после мягких шипящих: чюти (чуять), чюдо, ѿвращю и т. д.

    ЦЕЛЬ:

    • научить читать слова с буквами Ю, ю
    • продолжить совершенствование чтения слов с изученными буквами;
    • развивать речь учащихся, мышление, память;
    • воспитывать интерес к чтению, любовь к отечественной литературе.

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    • “лента букв”, предметные картинки, иллюстрация к стихотворению “Первый снег”.
    • П.И.Чайковский “Времена года”, аудиозапись.

    I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА

    Приветствие.

    Установление дисциплины и рабочего порядка.

    II. РАБОТА НАД ПРОЙДЕННЫМ МАТЕРИАЛОМ

    Работа по таблице “Речь”

    Какая бывает речь?

    Что такое устная речь?

    Из чего состоит наша речь?

    Из чего состоят предложения?

    Как пишется начало предложения?

    Что поставим в конце предложения?

    Посмотрите на схему и скажите, сколько слов в предложении?

    На что делятся слова?

    Какие бывают звуки?

    Как мы произносим гласные звуки?

    Каким цветом обозначим в схемах гласные звуки? (красными)

    Как мы произносим согласные звуки?

    Выдыхаемый воздух встречает на своем пути препятствия?

    Каким цветом обозначаем в схемах согласные звуки? (зелеными или красными)

    А теперь послушаем стихотворения о согласных и гласных.

    Воздух свободно идет через рот,
    Нет препятствий разных.
    Голос участвует, голос зовет,
    Звук получается гласный.

    Гласные тянутся в песенке звонкой,
    Могут заплакать и закричать,
    Могут в кроватке баюкать ребенка,
    Но не желают свистеть и ворчать.

    А согласные согласны,
    Шелестеть, шептать, скрипеть,
    Даже фыркать и шипеть,
    Но не хочется им петь.

    1. РАБОТА ПО “ЛЕНТЕ БУКВ”

    Перед какими гласными согласные произносятся твердо? (перед а, о, у, ы, э).

    Перед какими гласными согласные произносятся мягко? (перед я, ё, ю, е, и).

    Почему буквы Я, Е, Ё мы называем хитрыми? (они обозначают два звука, когда стоят в начале слова и после гласной).

    Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной хитрой буквой. Но об этом позже.

    А сейчас мы с вами побываем в гостях у согласных.

    2. В ГОСТИНОЙ У СОГЛАСНЫХ

    Поиграем в игру “Твердые и мягкие согласные”

    Н обозначает два звука [Н ] , [ Н*]

    Л обозначает два звука [Л ] , [ Л*]

    К обозначает два звука [К ] , [ К*]

    М обозначает два звука [ М] ,[ М*]

    (аналогичная работа со всеми изученными согласными)

    3. РАБОТА ПО ТАБЛИЦЕ СОЧЕТАНИЙ БУКВ

    К:РЫ К:РУ С:ТУ М:НО С:НЕ С:ТО Б:ЛЕ Г:РУ Ч:ТО НА:С КО:Т

    А теперь добавьте к прочитанному слоги, чтобы получились слова, (например: кры-ша, кру-жится и т.д.)

    4. РАБОТА НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ “ПЕРВЫЙ СНЕГ”

    а) Вводная беседа.

    Какое наступило время года?

    По каким признакам мы определяем, что наступила зима (стало холодно, выпал снег).

    Вы рады первому снегу? Почему? (Потому что снег доставляет массу удовольствий!

    Катание на коньках, санках, лыжах. И особенно мы рады первому снегу, потому что он долгожданный).

    Посмотрите на радостные лица детей. Когда вы будете читать, то должны с помощью интонации показать радость, хорошее настроение.

    б) Чтение слов по вспомогательным пометам.

    Прочитаем слова, которые встречаются в стихотворении.

    УТРО:М КРУЖИ:ТСЯ САЛА:ЗКИ ИМЕЕ:Т К:РЕПО:С:ТЬ РА:СС:ТЕЛИ:ТЬ С:Т:РОИ:ТЬ

    в) Словарная работа.

    Маленькие ручные санки-салазки.

    г) Чтение стихотворения “Первый снег”.

    А теперь все ученики займут места в зрительном зале.

    5. ТЕАТРАЛЬНАЯ МИНУТКА

    Ребята, а сейчас мы проведем театральную минутку. Как называется наше представление? (“Заботливая внучка”)

    Давайте прочитаем некоторые слова.

    Заботливая, внучка, бабушка, конечно, научила, грамотная.

    Кто главные герои нашего рассказа7

    Какой была внучка?

    Как читается слова бабушка?

    Чтение по ролям.

    III. ФИЗМИНУТКА

    Отгадайте загадку.

    С неба падают зимою,
    И кружатся над землею,
    Мягкие пушинки,
    Милые (снежинки).

    Учащиеся читают стихотворение и выполняют движения.

    Мы снежинки, мы пушинки,
    Покружиться мы не прочь.
    Мы снежинки, мы пушинки,
    Мы танцуем день и ночь.

    Станем вместе в хоровод, получается снежок.

    IV. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

    1. Слого-звуковой анализ.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с четвертой особенной буквой.

    Одна волшебная снежинка залетела к нам в класс и принесла схему слова.

    Посмотрите на схему слова и скажите, сколько слогов в этом слове? (2)

    Какой слог ударный? (2)

    Сколько звуков в 1 слоге? (2)-Что это? (Слияние мягкого согласного с гласным).

    Сколько звуков во 2 слоге? (2)(что это?) (слияние твердого согласного с гласным).

    Какое же слово спряталось в схеме? Отгадайте загадку.

    Кручусь, верчусь,
    И мне не лень,
    Вертеться целый день.

    Посмотрите на картинку. Что это? (юла)

    Разделим слово юла на слоги ю-ла.

    Возьмите карточки, где в слове было бы 2 слога. Поставьте ударение.

    Произносим 1-й слог. Какие слышатся звуки [й,у] – это слияние согласного [й]с гласным [у].

    Какой первый звук [й], второй [у].

    Два звука образовали слияние. Но принято два звука обозначать не двумя буквами, а одной. Эти два звука мы обозначим буквой Ю.

    2. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ БУКВОЙ

    Знакомство с буквой.

    Что напоминает буква Ю?

    Чем отличается печатная большая буква Ю от маленькой?

    Что пишется с большой буквы?

    3. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ О БУКВЕ “Ю”

    Чтобы О не укатилось
    Крепко к столбику прибью.
    Ой, смотри-ка, что случилось
    Получилась буква Ю.

    Послушайте сценку.

    Кто? – спросила буква Я,
    Заменить готов меня?
    Отвечала буква Ю -
    Если надо заменю!

    4. РАБОТА В ТЕТРАДИ

    А сейчас мы напишем буквы Ю, ю печатные.

    Почему же буква Ю хитрая? (Потому что обозначает два звука, когда стоит в начале слова и после гласной.)

    Звуки обозначим буквами.

    Назовите второй слог (ла)

    Сколько звуков в этом слоге? (2)

    Сколько букв? (2)

    5. ЧТЕНИЕ СЛОВ ПО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ПОМЕТАМ

    Игра “Украсим елку”

    Какой приближается праздник?

    Если мы правильно прочитаем слово, то волшебные игрушки окажутся на ёлке.

    8.ЧТЕНИЕ ПОПЕВКИ “КОЛЫБЕЛЬНАЯ”

    V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

    С какой гласной мы познакомились на уроке?

    Почему гласные е, я, ё, ю называют особенными? Ответ:

    в начале слова и после гласных ими обозначаются слияния, т.е. два звука – согласной и гласной [йе], [йа], [йо], [йу].

    На этом уроке вы узнаете о букве Ю и звуках, которые она обозначает, узнаете функции буквы Ю в словах, научитесь писать заглавную и маленькую буквы Юю, выполните интересные задания.

    Этот урок начинается с разговора о букве, а не о звуке, как обычно, потому что в русском языке всего шесть гласных звуков , которые вы уже хорошо знаете. А вот «гласных» букв - десять .

    Если произнеси вслух букву Ю , то можно услышать, что она состоит из двух звуков - [йу ]. Первый звук очень короткий - [й] - это согласный, звонкий, всегда мягкий звук. [у] - второй звук, он гласный. Итак, звуки [йу] на письме записываются буквой Ю .

    Сегодня на уроке нам будут помогать Юра и Юля (рис. 2).

    Рис. 2. Юля и Юра ()

    Прежде чем показать первые буквы в своих именах, они хотят узнать, сможете ли вы назвать первые звуки их имен в словах.

    Выполните задание. Произносите слова по картинкам и выбирайте ту, где встретятся нужные нам звуки [йу] .

    Это - вьюнок (рис. 3).

    Рис. 4. Настурция ()

    А это - настурция (рис. 4).

    Звук [йу] слышен в слове «вьюнок» .

    Это - куртка (рис. 5).

    А это - юбка (рис. 6).

    Звук [йу] слышен в слове «юбка» .

    Это - чум (рис. 7).

    А это - юрта (рис. 8).

    Звук [йу] слышен в слове «юрта» .

    Итак, вы услышали, что звуки [йу] могут произноситься в начале слов и в их середине.

    Узнаем, как эти звуки слышатся после гласных. Послушайте колыбельную (рис. 9) и сосчитайте, сколько звуков [йу] вы услышите.

    Баю-баюшки-баю,
    Не ложися на краю:
    Придёт серенький волчок
    И утащит за бочок.

    Рис. 9. Колыбельная ()

    В этой колыбельной песне хорошо слышно четыре звука [йу] .

    Юра и Юля решили поиграть в игру, которая называется «Поговорим с буквой Ю» .

    Юра будет задавать вопросы, а Юля - отвечать. И вы помогайте, глядя на картинки.
    Какая твоя любимая игрушка?

    Ю ла (рис. 10)

    Какую планету ты знаешь?

    Ю питер (рис. 11)

    Кем ты хочешь стать?

    Ю нгой (рис. 12)

    Какую птицу ты знаешь?

    Ю рок (рис. 13)

    Какое тебе нравится растение?

    Они различаются только размером.

    Чтобы О не укатилась,

    Крепко к столбику прибью.

    Ой, смотри-ка, что случилось:

    Получилась…буква Ю (рис. 16).

    Рис. 16. Буква Ю ()

    Прочитайте стишки и узнайте, на что похожа буква Ю .

    На арене укротитель -

    Грозных тигров повелитель.

    Он, как буква Ю , с кольцом

    К тиграм смело встал лицом (рис. 17).

    Рис. 17.Укротитель тигров

    Вся согнулась буква Ю ,

    Держит палочку свою.

    Вот и выглядит такою -

    Старой бабкою с клюкою.

    Если бублик вы не съели,

    Если он ещё при вас,

    То в одном хорошем деле

    Пригодится он сейчас.

    Поиграем с ним немножко.

    Сбоку - вилка,

    Рядом - ложка.

    Запиши в тетрадь свою -

    Эта буква - буква Ю .

    А ещё у буквы Ю есть сходство с числом 10 (рис. 18).

    Буква Ю каждому поможет в походе:

    В пути, в неведомом краю,

    Нам компас - лучший дуг.

    Одной заглавной буквой Ю

    На нём отмечен юг (рис. 19).

    Чтобы букву лучше запомнить, вылепите её из пластилина или выложите её из любых материалов. Нарисуйте забавную картинку из буквы Ю и сделайте выставку рисунков.

    Писатель Виктор Хмельницкий советует внимательнее посмотреть на букву Ю :

    Присмотритесь к букве Ю и наверняка заметите, что она состоит как бы из двух букв: Н и О.

    Правда, на маму - букву О - Ю больше похожа, но и папа - буква Н - может легко найти свои черты и чёрточку (рис. 20)!

    Рис. 20. Буквы Н и О ()

    Прочитайте:

    Ю -рий

    Ю -ли-я

    Прочитайте слоги с Я :

    «Кто? - спросила буква Я , -

    Заменить готов меня?»

    Отвечала буква Ю :

    «Если надо - заменю!»

    Прочитайте слоги с ю :

    Вы заметили, что согласные перед гласными буквами Я и Ю читаются мягко. Значит, вторая работа у буквы Ю такая же, как и у буквы Я , - показывать мягкость согласных , за которыми они написаны. В таких случаях гласные Я и Ю обозначают не два звука, а один. Прочитайте:

    Н ора

    Л уна

    Л ампа

    Гр уз

    Н юра

    Л юбовь

    Л ямка

    Тр юк

    В этих словах выделены твёрдые согласные зелёным цветом, а мягкие - синим.

    Рассмотрите письменные буквы Ю и сравните их с печатными (рис. 21).

    Рис. 21. Письменные и печатные буквы Юю ()

    Будем учиться писать заглавную букву Ю . В ней два элемента. Она напоминает письменные буквы Н и О (рис. 22).

    Рис. 22. Написание заглавной буквы Ю ()

    Начинаем писать букву Ю , как букву Н , от середины дополнительной строки. Пишем маленькую плавную линию, отклоняясь немного вправо. Затем опускаем прямую наклонную линию, не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление влево, коснувшись её. Ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем верхнюю линию рабочей строки. Останавливаемся. Начинаем без отрыва писать овал. Ведём полуовальную линию вниз, поворачиваем вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем линию вверх, закругляем линию влево на уровне первого элемента. Опускаем вниз и закрываем овал.

    Ю :

    • буква очень широкая, овал получился похожим на круг.

    Попробуйте написать букву в тетради сами. Помните о правильном наклонном положении тетради. Держите правильно ручку тремя пальчиками. Держите спину и не наклоняйтесь очень низко над тетрадью.

    Напишем маленькую букву ю . В ней три элемента. Она похожа на маленькие буквы н и о (рис. 23).

    Рис. 23. Написание маленькой буквы ю ()

    Начинаем писать букву на верхней линии рабочей строки. Сверху вниз до нижней линии рабочей строки пишем наклонную прямую. Возвращаемся по прямой линии вверх до её середины, делаем маленькую петлю или поворот точкой и ведём плавную линию вправо (как верёвочка провисла). Начинаем писать овал. Ведём полуовальную линию вправо до нижней линии рабочей строки, коснувшись её, поднимаем линию вверх. Закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз и закрываем овал.

    Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

    Рассмотрите возможные ошибки написания буквы ю :

    • буква очень широкая.

    Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно.

    Соединять заглавную и маленькую буквы будем с помощью дополнительной палочки, которую надо писать нужного размера, в зависимости от соединения (нижнего или верхнего). У маленькой буквы ю верхнее соединение может быть написано в виде выгнутой линии сверху. Попробуйте сами написать соединение буквы Ю и ю с другими буквами.

    Сегодня на уроке вы познакомились с гласной буквой Ю , которая в алфавите стоит на предпоследнем месте, 32. Слов в нашем языке, которые начинаются с этой буквы, очень мало. Основная работа этой буквы - обозначать мягкость согласных, которые пишутся перед ней. Вы уже знаете три гласные буквы, которые показывают мягкость согласных. Это - И , Я и Ю . Запомните их работу.

    Домашнее задание

    1. Потренируйтесь в написании буквы Ю . Напишите самостоятельно печатные и письменные буквы Юю (большие и маленькие).

    2. Найдите слова, в которых буква Ю обозначает мягкость согласного.

    Дю на, ю ла, ю мор, рю ши, ю ноша, тю ль, ю рта, тю льпан.

    3. Помогите юнге отыскать флажки с правильно написанными буквами Ю .

    Список литературы

    1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.

    2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012

    3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2014

    3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ()