Анализ стихотворения Мандельштама «На бледно-голубой эмали…

Поэт в России - больше, чем поэт…

Е.Евтушенко

Короткой и трагичной была жизнь О.Э.Мандельштама. Но не количеством прожитых лет измеряется жизненный путь человека. После смерти остается память. Продолжают звучать стихи. Сохраняются мысли.

Стихи О.Э.Мандельштама очень разные. Одни подобны яркой и кратковременной вспышке настроения. В других запечатлены раздумья над законами бытия. В третьих отразились волнения, связанные с жестоким веком. Но все они о жизни – конечной и бесконечной, человечной и бесчеловечной, разрушающей и созидающей. О жизни как вечной и непостижимой тайне.

Ранняя лирика Мандельштама очень лёгкая, светлая, яркая, метафоричная. Образы понятны и ясны. Интонация стихотворений преимущественно радостная.

На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели,-

тонкими линиями, как способен только настоящий художник, рисует картину весны поэт. Апрель 1909 года. Мандельштам молод, увлечён французской поэзией, и мир видится ему приветливо красивым, наполненным весенними звуками и красками. Прозрачная акварель эпитетов создаёт лёгкое настроение, ощущение воздуха. В нашем воображении возникает светлая картина весеннего неба, в которое берёзы «подняли» ветви, словно руки. И бледно-голубая эмаль, и апрель, и берёзы – это всё единый и неделимый мир, который живёт, дышит, просыпается и «незаметно вечереет».

Поэт смотрит на «узор отточенный и мелкий» и удивляется филигранности «тоненькой сетки». Кружево берёзовых ветвей на фоне голубого апрельского неба напоминает рисунок на фарфоровой тарелке. Непрочен фарфор – хрупка застывшая на мгновение тоненькая сетка ветвей. Подует ветер, и нарушится покой, исчезнет «рисунок, вычерченный метко».

Лёгкая грусть появляется при чтении 3-его четверостишия. Всё в жизни мгновенно. Не вечна красота. Минутно сознание художником своих возможностей и силы. «Печальную смерть» можно забыть лишь на короткое время …

И всё же каждый миг складывается в вечность. И после прочтения стихотворения остаются светлые чувства. Легко звучат строки, написанные 4-стопным ямбом. А звукопись (согласные [л] – [л’], гласные , [э], [и]) завершает визуальный ряд образов: строки наполняются музыкой весны. Картинка оживает, звучит.

Узоры, которые рисует жизнь, бесконечны. Природа вновь и вновь будет удивлять причудливыми линиями и изгибами, совершенными формами. Человек не перестанет восхищаться прекрасными мгновениями и замирать в восторге от увиденного. И своеобразным призывом видеть красоту мира, чувствовать дыхание природы, на мой взгляд, является стихотворение О.Э.Мандельштама «На бледно-голубой эмали…».

«На бледно-голубой эмали…» Осип Мандельштам

На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.

Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко,-

Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.

Анализ стихотворения Мандельштама «На бледно-голубой эмали…»

Тема вечности является ключевой в творчестве Осипа Мандельштама. В своих стихах поэт пытается запечатлеть не только свои мысли и чувства, но и отдельные моменты жизни из которых складывается единое полотно бытия. Одним из таких пестрых «лоскутков» является стихотворение «На бледно-голубой эмали…», написанное в 1909 году. Посвящено оно приходу весны, которая имеет множество различных обликов. Это и тающий снег, и первые лучи ласкового солнца, и пение птиц, которые радуются теплу. Однако для поэта весна ассоциируется с березами, силуэты которых отчетливо проступали на ярком апрельском небе, «ветви поднимали и незаметно вечерели».

Этот узор настолько тонок и изящен, что автор не перестает удивляться его красоте. Он сравнивает эту живопись природы со старинной фарфоровой тарелкой, на которой «рисунок, вычерченный метко». Это сравнение является той нитью, которая соединяет события и помогает их сохранить в вечности. И хоть узор березовых ветвей на фоне апрельского неба уже через несколько недель изменится, поэт придает ему не менее важное значение, чем рисунку на посуде. Да, фарфор более прочен и является материальным проявлением времени. Однако Мандельштам убежден, что в этом мире нет ничего временного и случайного. Поэтому если успеть уловить тот или иной волшебный момент, рассказать о нем, превратив ощущения в слова, то и они останутся в вечности. Это действительно так, потому что спустя век строчки, написанные этим поэтом, переносят читателей в холодный апрель 1909 года и помогают уловить то настроение, которое был у автора, наблюдающего за голубым небом сквозь паутину березовых ветвей.

Второй образ, который увековечил автор, связан с весенними заморозками, покрывающими оконные стекла не менее изысканным узором. Вывел их «художник милый», который сам по себе является вечностью. Но его творения исчезают с первыми лучами весеннего солнца, которое беспощадно к морозу. Мандельштам пытается остановить мгновение, чтобы каждый смог им насладиться. Ведь это единственное, что в итоге оказывается по-настоящему важным «в сознании минутной силы, в забвении печальной смерти». Таким образом, поэт пытается донести мысль о том, что жизнь удивительна и прекрасна, но состоит она из мгновений, которые и следует ценить превыше всего. Могут забыться имена и даты, слова и поступки, однако чувства, которые человек испытывает при виде простых и понятных вещей, останутся с нами навсегда.

«Хорошо прожитая жизнь - долгая жизнь». Это изречение Леонардо да Винчи по отношению к Анне Ахматовой справедливо вдвойне. Она не только хорошо, достойно прожила свою жизнь, но срок, отпущенный ей на земле, и в самом деле оказался удивительно долгим. Однако, радуясь творческому долголетию Ахматовой, нельзя не сказать о некоторых особенностях мемуарной литературы о ней, проистекающих из этого фактора. Почему мы имеем столь богатую мемуарную литературу об Александре Блоке или Сергее Есенине?

Широкая синяя Нева, до моря рукой подать. Именно река заставила Петра принять решение и заложить здесь город. Он дал ему свое имя. Но Нева не всегда бывает синей. Нередко она становится черно-серой, а на шесть месяцев в году замерзает. Весной невский и ладожский лед тает, и огромные льдины несутся к морю. Осенью дует ветер, и туман окутывает город - «самый отвлеченный и самый умышленный город на всем земном шаре».

Первый «краткий очерк жизни и творчества» Приблудного был опубликован А.Скриповым в 1963 г. Близкий товарищ поэта, ведший переписку с ним на протяжении 1929- 1936 гг., Скрипов опубликовал большое число не известных ранее материалов. Его работа, обладающая несомненными достоинствами достоверного свидетельства, очевидно, не утратила своей ценности и в настоящее время, однако на ней в полной мере отразились свойственные отечественному литературоведению 60-х годов взгляды и оценки, подобные следующим...

Осип Эмильевич Мандельштам

На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.

Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко,-

Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.

Тема вечности является ключевой в творчестве Осипа Мандельштама. В своих стихах поэт пытается запечатлеть не только свои мысли и чувства, но и отдельные моменты жизни из которых складывается единое полотно бытия. Одним из таких пестрых «лоскутков» является стихотворение «На бледно-голубой эмали…», написанное в 1909 году. Посвящено оно приходу весны, которая имеет множество различных обликов. Это и тающий снег, и первые лучи ласкового солнца, и пение птиц, которые радуются теплу. Однако для поэта весна ассоциируется с березами, силуэты которых отчетливо проступали на ярком апрельском небе, «ветви поднимали и незаметно вечерели».

Этот узор настолько тонок и изящен, что автор не перестает удивляться его красоте. Он сравнивает эту живопись природы со старинной фарфоровой тарелкой, на которой «рисунок, вычерченный метко». Это сравнение является той нитью, которая соединяет события и помогает их сохранить в вечности. И хоть узор березовых ветвей на фоне апрельского неба уже через несколько недель изменится, поэт придает ему не менее важное значение, чем рисунку на посуде. Да, фарфор более прочен и является материальным проявлением времени. Однако Мандельштам убежден, что в этом мире нет ничего временного и случайного. Поэтому если успеть уловить тот или иной волшебный момент, рассказать о нем, превратив ощущения в слова, то и они останутся в вечности. Это действительно так, потому что спустя век строчки, написанные этим поэтом, переносят читателей в холодный апрель 1909 года и помогают уловить то настроение, которое было у автора, наблюдающего за голубым небом сквозь паутину березовых ветвей.

Второй образ, который увековечил автор, связан с весенними заморозками, покрывающими оконные стекла не менее изысканным узором. Вывел их «художник милый», который сам по себе является вечностью. Но его творения исчезают с первыми лучами весеннего солнца, которое беспощадно к морозу. Мандельштам пытается остановить мгновение, чтобы каждый смог им насладиться. Ведь это единственное, что в итоге оказывается по-настоящему важным «в сознании минутной силы, в забвении печальной смерти». Таким образом, поэт пытается донести мысль о том, что жизнь удивительна и прекрасна, но состоит она из мгновений, которые и следует ценить превыше всего. Могут забыться имена и даты, слова и поступки, однако чувства, которые человек испытывает при виде простых и понятных вещей, останутся с нами навсегда.