Алексей лаптев пик пак пок. Пик, пак, пок. Пик, Пак, Пок
Попробуйте быстро произнести: Пик, Пак, Пок. Эти короткие упругие словечки прыгают с губ, как маленькие мячики. Сразу становится весело. Повторять «пик-пак-пок» можно сколь угодно долго - на скорость, громко и шепотом. История в стихах про трех пингвинов на этом и построена:
Жили-были три пингвина:
Пик, Пак, Пок.
Вместе ели, вместе пили
Пик, Пак, Пок.
И т.д.
Так что с какого-то момента это ответственное дело - «пик-пак-покать» - можно поручить ребенку.
Если бы вас с малышом застал за чтением этой книжки логопед, он пришел бы в восторг от увиденного. Ведь вы, с его точки зрения, не просто читаете ребенку, а занимаетесь с ним логопедической гимнастикой - отрабатываете звуки, укрепляете речевой аппарат. В данном случае, звуки «п-пь» и «к». Да еще и в сочетаниях с разными гласными.
Подобных «упражнений» на разные звуки в книге множество. Они могут быть полезны и малышам, недавно научившимся говорить, и будущим первоклассникам. Ведь первое, что потребуется от них на букварных уроках, - различать и называть звуки в словах.
Но, конечно, было бы неправильно рассматривать чудесную книгу Алексея Лаптева исключительно с позиций «речевой гимнастики».
А юмор? Все стихи в книге - маленькие истории. Каждая история строится вокруг действия, которое совершает или пытается совершить персонаж.
Посмотри-ка на меня:
Мне исполнилось три дня.
Я теперь наверняка
Одолею червяка.
Комизм ситуации раскрывается в картинке: малюсенький цыпленок придавил лапкой червяка, который в два раза длиннее его самого (так что все-таки есть некоторое сомнение, что цыпленок его одолеет). При этом цыпленок адресует свое хвастовство не кому-то вообще, а маленькому щенку, который смотрит на него сверху вниз с явным сомнением.
Коротенькие, простые и по ритму, и по рифмам стихи Лаптева очень напоминают считалки и легко запоминаются. Но в сочетании с картинкой они приобретает новый, дополнительный смысл. По отношению к картинке стихотворение - один из важных, но все-таки эпизодов истории. Нарисованная история длиннее и сложнее своей текстовой «версии». И так же, как стихи могут быть самодостаточными, так и картинки можно рассматривать, опуская текст. По ним можно придумывать свои истории. А можно сначала рассмотреть картинку и высказать предположение, о чем будет рассказано в этой истории.
В книге есть истории в картинках, которые построены как комикс: текст в них играет подчиненную роль, хотя и добавляет выразительные штрихи к «повествованию» в целом. Так что эта небольшая книга еще и разножанровая.
У Лаптевской книги есть еще одно достоинство: ее можно читать и рассматривать с детьми разных возрастов. Естественно, с ребенком каждого возраста - по-своему.
Например, она подходит для «чтения» с малышами, которые только учатся говорить. Все картинки Лаптева нарисованы на белом фоне, поэтому главное на них - персонажи. Каждая лягушка, каждый цыпленок имеет выраженные контурные очертания. Ребенок легко «схватит» глазом нарисованного героя, сможет показать его лапки, глазки, клювик (носик). Персонаж непременно что-то делает, и это движение тоже можно назвать: вот ежик трогает яблоко лапкой, вот ежик прислонился к яблоку спинкой, вот ежик прицепился иголками к яблоку. Вот птенчик открыл клюв. Вот овечка упала и т.п.
Кроме того, в книге есть история про пятьдесят зайчат. К ней нарисовано много-много зайцев, каждый из которых занят своим делом. Называть, кто из них чем занят, - прекрасное упражнение для совсем маленьких, да и для тех, кто постарше.
Ну, а года в три-четыре можно будет включиться в игру, которую предлагает автор:
На картинку погляди
и найди:
…Плясуна и прыгуна,
Бегуна и крикуна.
Футболиста,
Гармониста,
Гитариста,
Хоккеиста…
Столько названий разных занятий вы не найдете ни в одной книге - разве только в словаре. (Ну, может, еще у Хармса: чиж-поломойка, чиж-судомойка…)
Если выучить это стихотворение перед собеседованием в престижную гимназию, успех обеспечен.
Кстати, составление рассказа по картинкам тоже входит в тестовые задания собеседования.
А еще эта книга - находка для начинающего читать ребенка.
В общем, цены ей нет, этой книге с веселым названием «Пик, Пак, Пок».
Марина Аромштам
Алексей Михайлович Лаптев писал не просто стихи для детей. Вместе с иллюстрациями они составляют целые книги игр и загадок. Что нарисовал на полу котенок перепутанными нитками? Где потерял краски суслик? Чтобы ответить на вопрос стихотворения, нужно очень внимательно рассмотреть картинки, полные смешных и интересных деталей. Самых маленьких читатели книги порадуют стихи про таких же малышей, как они сами - маленького мышонка, который случайно прилип к грибу и зовет маму, про совсем взрослого цыпленка, которому исполнилось (уже!) три дня, крошечного птенчика, который хочет пить, и храбрецов-утят, которые никак не решатся напасть на жука. Можно и посмеятьсянад жадноватыми или хвастливыми, трусливыми или глупыми героями, и сделать кое-какие полезные выводы для себя. В этой книге собрана целая коллекция жанров, понятных даже самым маленьким. Вот пьеска Песенка -всего четыре строчки, но зато по ролям. Вот Жадный мишка -практически комикс для малышей, по картинке к каждой строчке. А в истории про глупого лисенка картинки без текста - придумай-ка сам сказку, малыш!
Издательство: "Мелик-Пашаев " (2015)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №11 «Теремок»
Пушкинского муниципального района
Конспект доминантного занятия
По развитию вокально-хоровых навыков
Для подготовительной группы
«В гостях у Феи Загадок»
Подготовила и провела
Музыкальный руководитель
Громова Елена Геннадьевна
П. Лесной апрель 2018г.
Цель:
развитие творческого потенциала личности ребенка посредством вокально-хоровой деятельности.
Задачи:
- формирование у детей певческих умений и навыков (выработка чистого интонирования, правильного дыхания, звукообразования, артикуляции), способствующих выразительному исполнению.
- закрепление интереса и эмоциональной отзывчивости на музыку.
1.Приветствие. Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости, поздороваемся с ними протяжно, приветливо.
2. Певческая установка
Сегодня мы с вами отправимся по волнам музыки в путешествие. А я превращусь в Фею Загадок. Закройте глаза и скажите: «Раз, два повернись, быстро в Фею превратись». Вот перед вами Фея Загадок и мы готовы к путешествию. А чтобы узнать, что нас ожидает в конце путешествия, мы будем разгадывать загадки и выполнять задания.
Первая загадка::
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным.
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю… (Зарядку)
Чтобы правильно петь, нужно правильно стоять, или сидеть. Мы сейчас потренируемся в этом.
Упражнения для формирования певческой установки.
- Исходное положение (И.п.): стоя прямо, ноги «узкой дорожкой».
-
«Пружинки».
По команде дети поднимаются на носочки и опускаются, таким образом, отрабатываю певческую постановку корпуса при пении с опорой на ноги.
-
«Пиджачок».
Описываем полукруговые движения назад (снимаем пиджак), а затем вперед (надеваем), тем самым освобождаем плечи и корпус.
3.Дыхание
А вот ещё одна загадка. Что невозможно удержать и десяти минут, хотя оно легче пёрышка? (Дыхание)
Упражнения для формирования навыка певческого дыхания
1 .«Надули шарик». Вдохнули воздух и задержали его в животе, как бы «затормозили выдох» напряжёнными мышцами живота на коротенькое время «Медленно через рот на звук «пФ», «с» выпускаем воздух, который вдохнули, - «сдуваем шарик». Опора дыхания – пауза или активное торможение выдоха.
2. «Крепкий шарик»- быстрый вдох, нажать на брюшную стенку живота, она пружинит, сопротивляется со словами:- «Ой-ёй-ёй», «Ай-яй-яй».
Образование звука при опоре на дыхание.
4. «Собачка» - говорим «Ав-ав», положив руки на живот, ощущаем как он двигается. Затем короткое «Ав» переходит в длинное А-а-а-ав), с тем же движением передней стенки живота.
5. «Роза»- руками делаем «бутон», затем цветок распускается, мы удивляемся на вдохе «Ах»!, затем тянем красивый звук.
4. Звукообразование.
Садитесь, ребята.
Мы проверим спинку, спиночку-тростинку.
Вот она какая- спиночка прямая. М. Картушина
Пришло время следующей загадки:
Дом большой-большой стоит, крыши нет, ветрам открыт.
Птицы в нём найдут приют, волки, зайцы там живут..
.(Лес)
- Правильно и мы сейчас попадаем в лес.
Упражнения для формирования навыков правильного звукообразования
1. В лесу
Скрипит старое дерево. Дети произносят «а-а-а...» -штро-бас на связках .
Воет ветер в кроне деревьев. Пропевают «у-у-у!..», делая glissando снизу вверх от самого низкого до самого высокого регистра.
Шелестят листья на ветру. Произносят «ш-ш-ш...» на продолжительном выдохе.
Падают на землю острые иголки с елок. Произносят короткие «а, а, а...» в разных регистрах с показом высоты звука рукой.
Квакают на лесном болоте лягушки. Произносят «ква-а-а...» в низком регистре.
Зудят комары. Пропевают «з-з-з...», делая glissando вверх-вниз.
А где-то по шоссе едет машина бр-бр-бр "Губной вибрант" (помогаем указательным пальцем).
2. «Эхо» . Упражнение над развитием динамики.
Ребята, мы заблудились в лесу! Нужно позвать кого-нибудь!
Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.
5.Распевание, пение
Молодцы, ребята. Готовы слушать следующую загадку?
Птица, только не летает,
Ловко прыгает, ныряет.
Ловит рыбу среди льдин...
Как зовём его? ...
(Пингвин)
А песенку про трёх пингвинов нам помогут исполнить два брата Мажор и Минор.
1. Распевка «Жили–были три пингвина»
Жили–были три пингвина Пик, Пак, Пок. Хорошо и дружно жили Пик, Пак, Пок.
Как то утром на рыбалку Пик, Пак, Пок. Зашагали в перевалку Пик, Пак, Пок.
Наловили много рыбы Пик, Пак, Пок. И еще поймать могли бы Пик, Пак, Пок.
Съели дружно все до крошки Пик, Пак, Пок. Кроме маленькой рыбешки Пик, Пак, Пок.
Долго дрались из-за рыбки Пик, Пак, Пок. Позабыли про улыбки Пик, Пак, Пок.
Чтобы жить со всеми дружно, Пик, Пак, Пок. Уступать друг другу нужно Пик, Пак, Пок.
Ещё загадка:
Чтобы звонче песни петь,
Не басить нам как медведь.
Петь весёлые припевки
Помогает нам (Распевка)
2. Распевка «Стрекоза и рыбка»
3. Распевка «Кот и мышка»
4. Распевка «Лягушка и муравей»
Не устали загадки слушать?
Петь распевки интересно,
Но всего важнее (Песня)
5. Продолжение работы с песней «Это наша родина» муз. Тиличеевой,
Работа над выразительным исполнением, оттачиваются необходимые навыки исполнения.
7. Игры, пляски, хороводы
Последняя загадка на сегодня:
Что в сундук не запрешь?
Что видно только ночью?
Что гуще леса?
Искры небо прожигают, а до нас не долетают. (Звезды)
И сейчас я достану волшебную палочку, и мы превратимся в звёзды. Надевайте ободки. Раз-два, покружись, в звёздочки ты превратись.
Мелодическая игра «Музыка звёзд».
Раз-два, покружись, в человека превратись.
Ребята, сегодня мы учились правильно стоять, дышать и произносить звуки при пении. Наше путешествие окончено. Только я вас расколдовала, а вы меня? Скажем дружно: « Раз-два, покружись, в человека превратись»
Вот спасибо! Я прощаюсь с вами, до свидания!
Под музыку дети покидают зал.