А.С. Пушкин: философская лирика в творчестве поэта. Анализ философской лирики пушкина

Александр Сергеевич Пушкин - один из популярнейших поэтов и писателей мира. Но в первую очередь своим талантом он покорил Россию. Он прославился и как прекрасный романтик, и как выдающийся реалист. Темы его произведений разнообразны: философская, гражданская, историческая, любовная, социально-политическая и многие другие. Но каждая тема в свою очередь переплетается с философскими рассуждениями поэта.

Пушкин, как, в общем, и любой человек, не раз задумывался над вечными вопросами бытия. Он пытался узнать, в чем же смысл жизни, назначение поэта и поэзии, что такое смерть и бессмертие, добро и зло и т. д. Эти вопросы можно перечислять бесконечно. Именно поэтому так много рассуждений на философские темы присутствует в его творениях.

Пушкин-философ пишет не о проблемах глобального масштаба, а о личных переживаниях. Философия поэта глубоко прочувствована.

Каждый вопрос он пропускал через свою душу, что не свойственно ни одному из поэтов его современности.

Философские проблемы волновали Пушкина еще во времена обучения в Царскосельском Лицее. В эти годы сильное влияние на него оказывает Батюшков, который видел смысл жизни в личных чувственных благах.

Для молодого Пушкина смысл жизни заключался в вечных празднествах, пирушках и забавах. Он не задумывался ни о чем серьезном. Это хорошо видно на примере стихотворения шестнадцатилетнего поэта «Гроб Анакреона»:

Смертный, век твой приведенье:

Счастье резвое лови;

Наслаждайся, наслаждайся;

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай!

Такое же видение мира можно наблюдать и в других его стихотворениях. Например, в произведении «Стансы Толстому»:

До капли наслажденье пей,

Живи беспечен, равнодушен!

Мгновенью жизни будь послушен,

Будь молод в юности твоей!

В юном возрасте Пушкин еще не думает о будущем, вся его философия - в пирах и развлечениях. Причем именно такого стиля жизни он советует придерживаться и читателю.

Переломная полоса в жизни Пушкина - 1820-е годы. В это время он начинает анализировать свою жизнь и творчество.

Южная ссылка была для поэта эпохой романтизма. Тогда все молодые люди делали упор на это направление. С изменением мировоззрения более зрелой стала и философия поэта. В романический период творчества Пушкин считал высшей целью жизни человека не беззаботное времяпрепровождение, а стремление к героическим деяниям. Такие перемены отразились в первую очередь на творчестве поэта:

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, Отечески края;

Я вас бежал, питомцы наслаждений.

Минутной младости минутные друзья.

Это строки из знаменитой элегии 1820 года «Погасло дневное светило». Здесь появляется новый яркий символ свободы и вдохновения -океан. Он такой же чистый и могучий, как и чувства, наполняющие душу поэта. Такой образ появляется и в стихотворении «К морю». Пушкин приводит в нем сравнение жизни человека с жизнью океана.

За полгода до смерти Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Он будто предвидит свою скорую кончину. В произведении поэт размышляет о смысле жизни, о том, с какой целью человек появляется на свет, и с уверенностью говорит:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа.

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

В своем стихотворении Пушкин делает вывод из своих ранних размышлений о назначении поэта. Он всерьез задумывается о том, что от него останется людям после смерти:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Пушкин прекрасно понимает, что физическое бессмертие невозможно, поэтому он стремится к творческому бессмертию. При жизни поэт своими силами воздвигает «нерукотворный памятник». Он творит своими мыслями, умом и чувствами. Пушкин заслуженно считает себя народным пророком. Кому-то может показаться, что гордыня поэта не знает границ, но ведь он прав. Александр Сергеевич в «жестокий век восславил Свободу/И милость к падшим призывал». На это решались немногие.

Пушкин все время употребляет местоимение «я», но не из-за чрезмерного самолюбия. В XIX в. любой неверный шаг жестоко наказывался, а он не боялся ничего. Вольнолюбивая лирика была его гордостью.

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг...» противопоставляются два памятника: духовный и материальный. Поэт выступает против так называемого кумира времени. В поединке с ним Пушкин использует самое опасное оружие - поэтическое слово. И если вспомнить, как восхищаются поэтом по сей день, можно смело говорить о том, что он выиграл эту битву.

Поэзия для Пушкина - не просто описание своих мыслей и чувств. Это дорожка, ведущая читателя к его сердцу. В своих стихах он говорил о том, о чем не мог заявить вживую, боясь остаться непонятым.

В стихотворении «Пророк» лирический герой прозревает. Его одолевают страшные муки, но главное то, что поэту открывается высший смысл жизни. Он начинает видеть дальше горизонта и слышать недоступные обычному смертному истины.

Как уже было сказано, все темы лирики Александра Сергеевича Пушкина пропитаны его личной философией. Примеров таких стихотворений множество. Пушкин в течение жизни развивался не только как человек, но и как поэт. Соответственно, отношение к вечным философским проблемам у поэта тоже менялось. Это можно легко проследить в его творчестве.

В лирике великого поэта раскрывается вся его личность, его характер, его душа, отношение к окружающему миру; его думы и переживания.
Трудно найти в наследии поэта стихи, в которых не высказывался бы взгляд на окружающий мир, на место человека в нем, на “проклятые вопросы” жизни и смерти, счастья и долга, то есть на основные вопросы философии.
Уже с лицейских лет А. С. Пушкин размышлял о человеке и его месте в мире и выдвинул свое представление о цели и форме человеческой жизни, пытаясь осмыслить ее как явление временное, признать закономерности вечного движения, смены поколений, бессмысленность попыток идти наперекор естественным законам бытия, умирание старого и нарождение нового и одновременно утверждение вечной жизни природы, прославление человеческой жизни, освещенной разумом и глубокими чувствами.
Размышляя о скоротечности жизни, Пушкин постоянно думал о ее неизбежном исходе:
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды -
И чей-нибудь уж близок час.
Однако мысли о смерти внушает ему не уныние, а покорность воле божией и примирение со своим жребием.
Величие человека - в его “самостоянье”, то есть в уникальности, в единичности. В равенстве только самому себе. Но такое самосостояние - не извне, животворящая сила - сам человек, творящий себя.
Во многих своих стихах поэт размышлял о степени зависимости человека от той среды, в которой он формировался. Среда могущественна, она влияет на людей, но, по мнению поэта, человеком имеет право называться тот, кто способен восставать против враждебных ему условий. “Ты понял жизни цель: счастливый человек”, - писал он в стихотворении “К вельможам” в 1830 году, восхищаясь способностью адресата этого стихотворения воспринимать жизнь в ее многообразии, принимать в ней честное и чистое, отвергать и презирать в ней грязное и пустое.
Человек состоит из двух миров: внешнего - телесного и внутреннего, скрытого - духовного. Вначале, когда человек только начинает свое земное существование, душа его чиста и светла, но ему предстоит трудный выбор: прожить жизнь, полную лишений, но со светлой совестью или поддаться желанию тела - замарать свою душу.
Сила души Пушкина заключается в том, что он жаждет света, преклоняется перед чистотой:
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.
Это победа над демоническим насмешливым взглядом на жизнь.
А куда стремится душа Пушкина? Ввысь, освободиться от гордыни, свершить христианский подвиг человеческой души:
Туда б, в заоблачную келью, В соседство Бога скрыться мне!
Долгие годы духовной борьбы с собою доказали возможность падения чистоты и для падения - путь возрождения:
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь,
И горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
Эти сомнения, страсти, охватывающие отчаяние, и развивают чувства, мысли, делают человека человеком.

Непреодолимый магнетизм поэзии Александра Сергеевича Пушкина заключается в том, что она позволяет наслаждаться не только красотой русского языка и выразительностью художественных образов, но и ценить мудрость и философские мотивы в поэзии.

Стихотворения Пушкина знамениты тем, что они охватывают все основные вопросы, на которые философия столетиями ищет определенные ответы. Лирика Пушкина настолько многообразна и широка, насколько интересна и красочна его личность, которая раскрывается перед нами в его бессмертных стихотворениях.

«Вновь я посетил…»

Стихотворение «Вновь я посетил…» посвящено раздумьям о прошлом, о пережитом опыте, который заключался в поиске смысла жизни и предназначении человеческой судьбы. Но эту лирику нельзя назвать мрачной или чересчур печальной, философские размышления Пушкина приводят читателя к понимаю того, что прошлое – это лишь символ перемен, которые делают жизнь настолько прекрасной и вдохновляющей.

Это стихотворение Пушкина написал в 1835 году, и в его стихах звучит философия зрелого человека, который осознает силу и очарование вечного круговорота жизни и то, что без прошлого – нет будущего.

«Погасло дневное светило…»

А стихотворение «Погасло дневное светило…» раскрывает перед нами трагичность судьбы автора, которому пришлось пережить на своем жизненном пути много невзгод и мучений. Философские мысли Пушкина сосредоточены вокруг порочности, которая укоренилась в обществе и ему приходится признать, что это никак нельзя изменить.

Его лирика повествует о тех сомнениях и горестях, которые способен переживать человек, пытаясь правильно идти по выбранному им пути, о том, как тяжело соответствовать свой судьбе… Пушкин использует простые аллегории, связанные с природой, чтобы донести до нас свое философское настроение, и это делает его поэзию по-настоящему чарующей и запоминающейся. ()

«Элегия…»

«Элегию…» Александр Сергеевич написал в 1830 году, и это стихотворение относиться к одним из самых личностным в его творчестве – по своей форме оно напоминает монолог. Уже не молодой Пушкин оглядывается назад, и всматривается в свое прошлое, чтобы увидеть и свое несовершенство, и ощутить тяжесть на душе. А в будущем он видит «труд и горе», что звучит довольно обеспокоенно, но все же – это стимул мыслить и творить дальше.

Поэт выражает свое желание полноценно жить, а для него жить – это значит мыслить и чувствовать, и он готов к тому, что придется страдать, он принимает это. В этом и состоит философское наполнение этого печального, но эмоционально накаленного стихотворения. Он рассказывает о своих извечных музах – гармонии и бурной любви (), без которых его творчество было не таким ярким и полноценным.

«Подражание Корану»

Стихотворение «Подражание Корану» тоже относят к философской лирике, так как это поэтическое произведение носит в себе переживания поэта-изгнанника, которым чувствовал себя Пушкин, творческие метания и поиск своего назначения, как поэта. Пушкин использует восточный стиль для того, чтобы придать художественной форме стихотворения возвышенность и колоритность, он хочет передать мощный дух, который заложен в первоисточнике. Он затрагивает тему «поэта-пророка» и философски рассуждает о таких понятиях, как честь и долг и о том, какое значение они имеют для людей.

Главная | О нас | Обратная связь

Философская лирика Пушкина

«Безверие» (1817), «Демон» (1823), «Если жизнь тебя обма­нет. » (1825), «Вакхическая песня» (1825), «Ангел» (1826), «Воспоминание» (1828), «Дар напрасный, дар случайный. » (1828), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье. ») (1830), «Бе­сы» (1830), «Осень» (1833), «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. » (1834), «Вновь я посетил. » (1835), «Когда за городом, задумчив, я брожу. » (1836).

В гармоничном, многомерном художественном мире пуш­кинской лирики важное место занимают размышления о глубин­ных закономерностях бытия, о смысле жизни человека, о смер­ти и бессмертии. Эти философские проблемы пронизывают практически все произведения поэта; свобода, любовь, дружба, история, искусство понимаются в пушкинских стихах как выс­шие философские ценности. Вместе с тем многие пушкинские стихотворения обращены непосредственно к философским во­просам, и всегда вопросы эти ставятся поэтом глубоко и просто. Пушкин избегает чересчур «холодного» отвлеченного философ­ствования, не создает поэтических «иллюстраций» готовых фило­софских систем. В его стихах, в живых поэтических образах рож­дается самобытная художественная философия; пушкинский ли­рический герой размышляет, не теряя из виду живых образов ре­альности.

Центральным вопросом философской лирики Пушкина стал вопрос о вере, ее значении для человеческой души, о том, сколь тягостно и страшно безверие. Эта тема появляется еще в лицее: к выпускному экзамену 1817 года Пушкиным было написано стихотворение «Безверие» - философская ода-размышление о том, чем являются безверие и истинная вера для человека. Страх смерти, ощущение вечного одиночества, беспокойство души - неизбежная плата гордого рассудка за утрату веры. Размышляя, поэт хочет понять истоки этого тягостного состояния души, и видит их в охлажденности сердца («ум ищет божества, а сердце не находит»). Исследование этой разочарованности, а главное -

путей, которыми ее можно преодолеть, и станет главным пред­метом пушкинских размышлений.

Истоки и причины жизненного разочарования, опасности, которые подстерегают юношу в пору его вступления в жизнь, с особым драматизмом анализируются в стихотворении «Демон» (1823). Его появление исследователи связывают с глубоким душев­ным кризисом, который испытывал поэт в начале 1820-х годов. Находящийся в ссылке (пусть и среди пышной южной природы, окруженный друзьями), он чувствует себя бессильным решать собственную судьбу. Разочарование усиливалось из-за общественных потрясений в Европе, в частности провала в 1823 году ис­панской революции, вступления в свободолюбивую Испанию французских войск. И вот на пороге жизненного пути пушкин­ский лирический герой ощущает, как его душа, словно порабо­щенная некоей посторонней злой силой, утрачивает свои лучшие чувства. Стихотворение начинается умиротворенным описанием времени, когда человеку «. новы // Все впечатленья бытия -// И взоры дев, и шум дубровы», «Свобода, слава и любовь», искус­ство - все это волнует молодого поэта. Но это счастье недолго­вечно; оно разрушается по воле Демона (он назван в стихотворе­нии «злобным гением»), который, казалось бы, открывает моло­дому человеку истину - но на самом деле сеет в его душе сомне­ния и разочарование, рождает в нем ощущение ничтожества все­го окружающего:

Печальны были наши встречи:

Его улыбка, чудный взгляд,

Его язвительные речи

Вливали в душу хладный яд.

Интересно, что «злобный гений» здесь не только не страшен внешне, но наоборот, искушает героя своим обликом. «Его улыб­ка, чудный взгляд» не дают оторваться - но все его действия мертвят и отравляют душу. В стихотворении нет однозначного ответа на вопрос, чем становятся для человека «печальные» встречи с Демоном - открытием истины или искушением ло­жью о мире. Демон разрушает все идеалы, он не верит в то, что жизнь имеет смысл, не верит в красоту («он звал прекрасное мечтою»), искусство, вдохновение, любовь, свободу. В поэтичес­ком мире Пушкина эти ценности слишком значимы, чтобы их отрицание могло осознаваться как конечная истина, которую от­крывает для себя человек, находящийся на пороге жизни.

Тема Демона, внесенная этим пушкинским стихотворением в русскую поэзию, получит дальнейшее развитие у Лермонтова, Блока. Но если для поэтов, шедших следом, Демон отождествит­ся с их лирическим «я», то для Пушкина он остается посторонней и злойсилой, душа человека не сливается с ним - оттого и рождается гнетущая тоска, которая томит пушкинского героя. Сам поэт осознает эту тоску как неизбежную болезнь своего по­коления. Свидетельством этого стала небольшая заметка о стихо­творении «Демон», как бы комментарий самого автора к тексту: «В лучшее время жизни сердце, еще не охлажденное опытом, до­ступно для прекрасного. Оно легковерно и нежно. Мало-помалу вечные противуречия существенности рождают в нем сомнение, чувство мучительное, но непродолжительное. Оно исчезает, унич­тожив навсегда лучшие надежды и поэтические предрассудки ду­ши». «Сомнение» уходит, но и «лучшие надежды» уходят вместе с ним, оставляя человеку лишь вечную тоску, мечту возвратить утраченную душевную цельность, которую давала вера.

Настроения тоски, ощущение бессмысленности бытия, соб­ственной ненужности в мире будут томить лирического героя по-тга и в дальнейшем, периодически возвращаясь в стихи. Наибо­лее трагически-безысходным окажется здесь стихотворение «Дар напрасный, дар случайный. », датированное самим поэтом днем своего рождения, 26 мая 1828 года. Это указание даты преврати­ло поэтическую исповедь в своеобразную попытку подвести итог определенному этапу собственной жизни. Она, эта жизнь, кажет­ся «напрасной», «случайной», осужденной на вечную «казнь». Пушкинский герой бросает упрек самому Создателю, «воззвав­шему» его «из ничтожества». Он даровал поэту мятущуюся душу, поселил в его сердце вечную тоску по идеалу - но идеал недо­стижим, и вечное беспокойное стремление к нему кажется про­клятием, измученный сомнениями в своих силах человек траги­чески осознает свою слабость и ненужность, бессмысленность существования:

Цели нет передо мною,

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Человеческая слабость может подстерегать и самых сильных; неверие в себя рождается здесь из сомнения в высшем божест­венном начале, которое одно может по-настоящему защитить свое создание - человека. Не случайно исследователь «духовной биографии» поэта, открывающейся в его стихах, B.C. Непомня­щий назвал стихотворение «Дар напрасный, дар случайный. » своего рода «антипророком»: в стихотворении «Пророк» слабый земной человек получил высшее указание - «Исполнись волею Моей»; следование по этому пути - единственная цель, которая придаст жизни высшее значение, не пустит в душу страх, подоб­ный страху заблудившегося путника в стихотворении Болдинской осени 1830 года «Бесы». Фольклорный, сказочный колорит в нем все же не дает преодолеть ощущение мистической таинст­венности жизни, из глубин которой выступают бесы - олицетво­рение зла и вместе с тем - страдающие существа. В бесах все. спутано и смутно («пень иль волк» предстает перед глазами че­ловека; то ли дикое веселье, то ли отчаяние звучит в страшной песне бесов - «домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают»). Они связаны с первозданным хаосом, который всегда грозит вновь возвратиться и смести, подобно снежному вихрю, покой и гармонию божественного устройства мироздания. Потому-то та­ким гнетущим аккордом заканчивается стихотворение: «Мчатся бесы рой за роем // В беспредельной вышине, // Визгом жалоб­ным и воем // Надрывая сердце мне».

И вот, в самые трагические моменты жизни, человек в лири­ке Пушкина ищет пути, которые помогли бы вновь возвратить душевную бодрость, вернуть веру и в Бога, и в свои силы, в ос­мысленность бытия, в красоту, бессмертие человеческой души и чувств, которые живут в ней, прежде всего любви и поэтическо­го вдохновения. Большинство философских стихотворений поэта пронизаны именно светлым началом, верой в то, что мрачные силы хаоса, душевной смуты и безверия отступят перед духовно мужественным человеком. Об этом стихотворение «Вакхическая песня» (1825). Не просто дружеская пирушка изображается в сти­хотворении - это пир близких по духу людей, окруженных со всех сторон тьмой ночи - страшной, таинственной, враждебной всему живому. Но свободный смелый разум, мужество перед ли­цом опасности, искусство («да здравствуют музы. ») разгонят эту мглу, возвратят человеку солнце: «Как эта лампада бледнеет// Пред ясным восходом зари, // Так ложная мудрость мерцает и тлеет // Пред солнцем бессмертным ума. // Да здравствует солн­це, да скроется тьма!» - этим светлым аккордом завершается стихотворение.

Важной философской истиной становится для Пушкина мысль о моральной ответственности человека за свою жизнь, за все, что несет он миру и людям. Вина, которая может тяготить душу, понимается поэтом не только как нечто ужасное, мучительное, но вместе с тем и благое начало: она - знак пробужде­ния совести, пробуждения души, начало покаяния, после кото­рого человек обретает возможность успокоения, обретает новые жизненные силы.

Таким настроением проникнуты стихотворения 1830 года «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье. ») и «Воспоминание». Форма обоих стихотворений - лирический монолог-исповедь, в котором происходит полное самораскрытие человека, страдани­ем очищается его душа. Время размышлений лирического героя глубоко символично. Это ночь, когда человеческая душа особен­но остро ощущает свое одиночество посреди погруженного во мрак и тишину мира. «Часами томительного бденья» («Воспоми­нание») называет поэт это страшное время подведения итогов собственной жизни. Воспоминание является, подобно судье с су­ровым приговором («Воспоминание безмолвно предо мной // Свой длинный развивает свиток. »). Покаяние требует всех ду­шевных сил человека, оно нелегко, муки совести подобны физи­ческим мучениям, и, может быть, даже страшнее их - ведь они не прекратятся до тех пор, пока человек не преодолеет собствен­ное заблуждение, не искупит страданием совершенного греха. В стихотворении это выражено полной глубокого символическо­го смысла метафорой:

В бездействии ночном живей горят во мне

Змее сердечной угрызенья.

Привычное выражение «угрызения совести» словно возвращает­ся здесь к своему исконному смыслу: как страшное существо, грызет совесть человека, «отвращение», «жалобы», «слезы» томят его - и все же пушкинский лирический герой находит в себе си­лы «не смывать» печальных строк, помнить о совершенных ошибках, чтобы эта память и раскаяние поддерживали его на жизненной дороге.

Тягость «смутного похмелья» жизни, ее «безумных лет» то­мит поэта, но у него хватает мужества принять эти страдания, пе­режить их и возродиться вновь. Таков духовно-философский смысл финала стихотворения «Элегия»: лирический герой при­нимает жизнь, несмотря на все ее испытания, «меж горестей, забот и треволненья» бытия он в силах обрести новые «наслажде­нья» души: «Порой опять гармонией упьюсь, // Над вымыслом слезами обольюсь, // И, может быть, на мой закат печальный // Блеснет любовь улыбкою прощальной».

Ощущение счастья, полноты жизни среди тех испытаний, которые обрушивает мир на человека, все же достижимо. В зре­лой лирике Пушкина, в 1830-е годы, желанное счастье осознает­ся как возможность покоя, внутренней и внешней независимости, возможности спокойного свободного творчества, неразрыв­ной связи с гармоничным миром природы, в котором нет отчая­ния и смерти, все происходит глубоко закономерно, все возвра­щается, совершив предопределенный круг жизни, к своему исто­ку, и сама смерть становится началом рождения. Так, в стихотво­рении «Пора, мой друг, пора. » (1834) осознание того, что «ле­тят за днями дни, и каждый день уносит // Частичку бытия. », не терзает души мудрого поэта. Он открыл для себя важную ис­тину - «На свете счастья нет - но есть покой и воля. »; нет «счастья» - то есть полного удовлетворения всех желаний мяту­щейся души, но есть возможность преодолеть сами эти метания, сосредоточиться на самом главном - на самом себе, собствен­ном внутреннем «я», самых близких окружающих людях - род­ной семье, друзьях, и в них обрести смысл бытия. «Побег // В обитель дальную трудов и чистых нег» - и есть новый идеал поэта, идеал Дома в высшем, философском значении того слова, Дома, в котором можно укрыться от светской суеты и опаснос­тей, таящихся в глубинах бытия.

Размышление о таком «доме души» определяет философский смысл стихотворения «Осень». Оно навеяно уходящей в глубину веков поэтической традицией, источник которой - стихи рим­ского поэта Горация, также восхваляющие покой сельского уеди­нения, возможность быть самим собой вдали от светского шума и суеты. Прямо указано в стихотворении на связь с державин-ским посланием «Евгению. Жизнь Званская» 1. из которого Пуш­кин заимствует эпиграф - строку «Чего в мой дремлющий тог­да не входит ум. ». Эта перекличка с Державиным помогает по­эту связать изображение мирного сельского уединения с мыслью

О благотворности подобной жизни для истинного поэта - толь­ко в мирном сельском уголке рождается вдохновение (мотив этот появляется у Пушкина в двух последних строфах стихотворения: «И забываю мир - и в сладкой тишине // Я сладко усыплен мо­
им воображеньем. »).

Однако стихотворение имеет и более сложный философский смысл. В нем словно выстраивается «пушкинский космос» - картина цельного, завершенного мироздания, всей жизни приро­ды и человека. Осень как время перехода, завершения старого и определения новых путей отвечает самым глубинным струнам души пушкинского героя («Теперь моя пора. », «Унылая пора! очей очарованье!», «И с каждой осенью я расцветаю вновь. », «Желания кипят - я снова счастлив, молод. »). Это не просто автобиографическое свидетельство (Пушкин действительно на­зывал осень «любимое мое время», именно осень всегда бывала особенно плодотворной для творчества поэта); в стихотворении осень - время слияния всех начал бытия, время, в котором слов­но рядом уныние и красота, жизнь и смерть (не случайно срав­нивает ее поэт с «чахоточной девой» - олицетворением красоты и одновременно умирания, в котором нет, однако, ужаса - ведь ничто не исчезает до конца в этом мире). Таким настроением проникнут у Пушкина осенний пейзаж:

Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистые покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.

В стихотворении перед взором человека проходит весь кру­говорот времен года; не только осень, но и весна, лето и зима встают за строками поэта. В результате круг времени словно за­мыкается: как все возвращается в вечном круговороте природы, так и человек находит в себе силы увидеть в неизбежной старо­сти и смерти начало новой жизни. Этот мотив определяет фило­софский смысл стихотворения «Вновь я посетил. » - посещение уголка, где ты бывал в далекие годы юности (стихотворение свя­зано с посещением Михайловского и словно отсылает мысль чи­тателя к юношеской элегии Пушкина «Деревня»), рождает не только сожаление об утраченных годах, протекшей молодости («Уж десять лет прошло с тех пор - и много // Переменилось в жизни для меня, // И сам, покорный общему закону, // Переме­нился я. »). Эти изменения естественны и неизбежны, кроме то­го, только кажется, будто они необратимы и прошлое не вернется никогда. Оно воскрешается воспоминанием («Но здесь опять // Минувшее меня объемлет живо. »), воскрешается благодаря тес­ной связи человека с такими понятиями, как род, семья.

Семья - вот то средство, где, оставаясь жить в новых поко­лениях, человек найдет продолжение себя. Здесь рассказано о двух «семьях»: «семье» сосен и человеческой семье из трех поко­лений. В стихотворении герой вспоминает «владения дедовские» и мечтает о том, чтобы его внук тоже о нем вспомнил. Сама эта -мысль снимает трагизм размышлений о том времени, когда са­мого человека уже не будет. Обычная человеческая судьба - се­мья, дети - имеет великий смысл, потому что помогает преодо­леть временную офаниченность нашего земного существования, преодолеть саму смерть. Наоборот, судьба «холостяка» (одна со­сна, стоящая поодаль от «зеленой семьи» сосен) печальна.

В трагичном 1836 году Пушкин, похоронив мать, задумался и о своем месте на кладбище - он купил его рядом с могилой матери недалеко от Михайловского, у стен Святогорского мона­стыря. Петербургское кладбище не подходило ему: оно было, по его представлениям, продолжением неправедной столичной жиз­ни. В стихотворении «Когда за городом, задумчив, я брожу. » (1836) говорится о том, что «решетки, столбики, нарядные гроб­ницы» публичного кладбища пробуждают лишь злое уныние, по­тому что ложь и обман, чины и самолюбие господствуют и здесь, среди мертвых.

Совсем другое дело - «кладбище родовое» с «неукрашенны­ми могилами» предков, которые названы «важными гробами» совсем не по чинам и наградам тех, кто погребен в них:

Стоит широко дуб над важными гробами,

Колеблясь и шумя.

Простота и покой, молитва и природа властвуют здесь. И в этом - обретение вечной истины.

Просты и глубоки пушкинские мысли о жизни и смерти. Причастность вечной жизни природы, отрицание миражей и ис­кушений - в этом подлинность жизни человека и возможность преодоления кратковременности его существования.

Контрольные вопросы и задания

1. Как вы понимаете, что такое философская проблемати­ка? Перечислите основные философские проблемы, кото­рые ставятся в художественной литературе.

2. Каково значение мотивов веры и безверия, очарования и разочарования, радости и тоски в стихотворении «Демон»? Как они связаны с процессом познания бытия?

3. Перечитайте стихотворение «Бесы». Каково содержатель­ное значение метафорического образа бесов? Как в стихотворе­нии изображается вьюга, какова ее звуковая характеристика? Сколько раз в стихотворении повторяется начальное четверости­
шие, почему? Можно ли сказать, что образы дороги, путника, ямщика, коней тоже метафорические? Что они могут обозначать? В стихотворении трижды встречается образ колокольчика. Как он меняется и каково его содержательное значение? Каковы основные идеи стихотворения?

3. Перечитайте стихотворение «Вновь я посетил. ». Каково значение мотивов прошлого, настоящего, будущего, памяти, жизни и смерти? Что символизируют образы сосен, рощи? В чем Пушкин видит возможность преодоления смерти?

4. Перечитайте стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу. ». Какие композиционные части можно выделить в стихо­творении? Каким описывается городское «публичное кладбище»? Чем оно так отталкивает поэта? Как описывается «родовое кладби­ще»? Какие общечеловеческие ценности Пушкин связывает с ним? В каких символических образах выражен идейный смысл стихотворения? Почему стихотворение заканчивается многоточием?

Философская лирика А.С. Пушкина в основном имеет форму лирических признаний, причем общечеловеческого, широкого смысла. Например, таким является стихотворение "Воспоминание".

Лирический герой - человек с чуткой совестью. Он мысленно оглядывает свою прошедшую жизнь. И ужасается. Но при этом он не вызывает к себе какого-то резкого осуждения. Скорее, он достоин сочувствия. Он сам себя судит. И никто не в силах его осудить сильнее и больше, чем он сам. Это вызывает уважение к нему и заставляет увидеть в нем не только грешника, но и сильную личность.

Пушкинские поэтические признания благодаря их искренности и глубине имеют не только личный, но и общечеловеческий характер.

Общечеловеческому звучанию стихотворения "Воспоминание" в значительной степени способствует его лексический строй. В тексте много слов книжных, имеющих торжественную окраску: вместо "человек" употреблено "смертный"; вместо "угрызений совести" - "змея сердечных угрызений".

В стихотворении "Элегия" (1830 г.) все представляется поразительно живым. Глубокие и сильные мысли неотделимы от чувственных порывов. Поэт понимает, что для него прошлое исполнено печали. Нет иллюзий и относительно будущего. Но итоговые строки отражают героическое усилие духа, великой души, умеющей любить и ценить в жизни не наслаждения, ее сложности.