Занятие по программе «Абвгдейка» (второй год обучения). «Буква Х. Звуки, — согласные. Занятия по обучению грамоте. Примерный ход занятия
Елена Шуршина
Занятие по программе «Абвгдейка» (второй год обучения). «Буква Х. Звуки [х], [х’] - согласные»
Цели :
Закрепить знания о гласных и согласных звуках , твёрдых и мягких согласных звуках .
Закрепить умение дифференцировать понятия «звук » - «буква » .
Закрепить умение интонационного выделения звуков в словах и фразовой речи, определения местоположения звуков в слове .
Познакомить с новой буквой «Х» .
Отработать навыки слогоделения.
Оборудование и материалы, используемые на занятии .
Демонстрационный материал : кружочки красного, зелёного и синего цветов; картинка с изображением трамвая; картинка из серии «Азбука» .
Магнитная доска, магниты, мел.
Дидактический материал : Колесникова Е. В. «Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет «От А до Я» , Колесникова Е. В. «Учебно - методическое пособие «Развитие звуко- буквенного анализа у детей 5-6 лет» .
Простые и цветные карандаши, ластики.
Методы и приёмы.
I. Методы организации и осуществления деятельности.
1. Аспект восприятия и передачи информации :
словесные : беседа, рассказ
наглядные : демонстрация, иллюстрация
практические : упражнения
2. Аспект мышления :
Репродуктивные (воспроизведение) : действия по образцу.
3. Аспект управления :
Работа под руководством педагога
самостоятельная работа : творческая работа
II. Методы стимулирования и мотивации деятельности
интереса к учению : творческие задания, загадки,
долга и ответственности : единые требования и контроль над их выполнением, поощрение и порицание, разъяснение общественной и личной значимости знаний, умений и навыков.
III. Методы контроля и самоконтроля
устный : фронтальный и индивидуальный опрос, наблюдение за ребятами
практический : проверка умений и навыков
IV. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю
Метод личного примера
убеждения : инструктаж
V. Методы регулирования и стимулирования поведения и деятельности
Учить внимательно слушать рассказ и правильно отвечать на вопросы.
Учить внимательно слушать предложения и называть последнее слово, подходящее по смыслу.
Поощрение, замечание, наказание, создание ситуации успеха и доверия, поддержка положительных проявлений.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Педагог : Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы снова будем говорить о звуках , вспомним, чем отличаются Гласные звуки от согласных , звук от буквы , а также познакомимся с новой буквой , узнаем какие звуки прячутся в этой букве и обязательно поработаем в тетради «От А до Я» .
II. Основная часть.
Дифференциация гласных и согласных звуков , твёрдых и мягких согласных звуков .
Педагог : Ребята! Мы с Вами знаем, что все что нас окружает- все может звучать!
Каждый день мы можем слышать с Вами различные звуки ! Например, как рычит собака : р-р-р. или как в коляске плачет малыш : а-а-а… Звуки бывают гласными и согласными . Какие звуки мы называем гласными, а какие согласными ? (ответы детей)
Педагог : Верно, гласные звуки мы можем петь и тянуть, и преграда им никакая не мешает, а согласные мы не можем петь и тянуть, потому что им всегда мешает какая-то преграда (зубки, губки, язычок) . Согласные звуки могут быть твердыми , как камень и мягкими, как перышко.
А теперь, я предлагаю Вам поиграть в игру «Угадай звук » . Каждому из вас буду называть звук , а вы попробуете определить, какой это звук – гласный или согласный , твердый или мягкий.
Фронтальный опрос.
Педагог добивается полного ответа учащегося (например : «твёрдый согласный звук » ).
Педагог : Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием! Ребята, а звуки мы можем видеть ? (ответы детей)
Педагог : Правильно, звуки мы только слышим и произносим, но мы их можем обозначить. Как мы обозначаем гласные, согласные звуки ? (ответы детей)
Педагог на доску вывешивает «звуковичков » .
Педагог : Правильно! Гласные звуки мы обозначаем кружочком красного цвета, твердые согласные - кружком синего цвета, но а мягкие согласные - кружком зеленого цвета. А сейчас пришло время поиграть в игру «Сигнальщики» . Каждому из Вас я раздам кружки красного, зеленого и синего цвета. Если я называю гласный звук – Вы поднимаете кружок красного цвета, если твердый согласный - синего цвета , мягкий согласный – зеленого цвета .
Педагог просит обосновать детей свой выбор.
Педагог : Молодцы! А теперь мы с вами немножко отдохнем.
Физкультминутка.
Мы веселые ребята, (шаги на месте)
Мы ребята – акробаты! (шаги на месте)
Раз- прыжок, два – хлопок (прыжок, хлопок)
Можем прыгать весь урок! (прыжки на месте)
Дифференциация понятий «звук » - «буква » .
Педагог : Хорошо, ребята! Присаживайтесь на свои стульчики. Продолжаем занятие .
Кто из вас подскажет мне : помимо звуков гласных и согласных нас с вами ещё что окружает?
Дети : Буквы !
Педагог : Правильно! А кто помнит, чем же буква отличается от звука ? (ответы детей)
Правильно, звук мы только произносим и слышим, а букву - пишем и видим .
Фронтальный опрос.
Педагог, поочерёдно опрашивая учеников, то называет звук , то пишет на доске букву . Задача ребёнка – дать ответ, объяснив свой выбор. Тот ребёнок, кому достаётся буква , говорит, как она называется, сколько в ней «живёт» звуков (один или два, произносит их, рассказывает, гласный звук или согласный . Затем выходит к доске, обозначая эти звуки кружочками определённого цвета (гласный – красный, твёрдый согласный – синий , мягкий согласный – зелёный ).
Следом идёт опрос тех детей, которым достался звук , и им не удалось выйти к доске. Педагог вызывает ребёнка и просит, называя букву или звук , указать их на доске. Причём, когда произносится звук , ребёнок показывает на кружочек под буквой , в котором он «прячется» .
Слогоразделение. Графическое моделирование слова (прямоугольник) .
Педагог : Здорово! Ребята, Вы мне говорили, что звуки мы не видим , но они дружат друг с другом и складываются в различные слова. Ребята, ответьте мне на вопрос : «Ежик- это звук или слово ?» (ответы детей)
Педагог : Правильно, это слово. А еще я знаю холодное слово «со-суль-ка» , мокрое слово «дождь» . А вы какие знаете слова? (ответы детей)
Педагог : Мы назвали с вами различные слова, которые звучат по-разному и не похожи друг на друга.
(Педагог прохлопывает слова «со-суль-ка» и «дождь» )
Педагог : Слова могут быть длинными и короткими. Какие слова мы называем длинными, а какие короткими? (ответы детей)
Педагог : А сейчас мы будем определять длинные и короткие слова.
(Педагог раздает детям бланк на слогоразделение, дети на местах, один ребенок у доски - прохлопывает слово, определяет количество слогов в слове-делит изображенный прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове).
Педагог : Замечательно поработали!
Педагог благодарит детей за первую половину занятия , выстраивает в паровозик и провожает на переменку, где их ждут родители.
Перемена.
Знакомство с буквой «Х» .
Педагог : А сейчас я хочу рассказать Вам одну историю про хомяка-хвастуна. Послушайте внимательно!
Жил-был хомяк. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории. –Хотите верьте, хотите нет – начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего! Только я вылез, смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю : - Чего расхрюкался? Хомяков не видал, что ли? А он : -Хрю-хрю, хрю-хрю!» Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева. – Ух, ты! – воскликнули хомяки. – Иду себе дальше, - продолжает хомяк – снег под ногами – хруст, хруст. Смотрю – лежат две большие змеи, спят и храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом…я….- Что, что потом? - хором спросили хомяки. – Я … потом… -Да не тяни же ты! –взмолились хомяки. –Хорошенькое дело! –обиделся хомяк-хвастунишка. – Вы думаете, что так легко придумывать про то, чего никогда не видел? Вот такая история! Вы внимательно слушали историю, где же собирались хомяки, чтобы послушать истории хомяка-хвастунишки? (ответы детей)
Педагог : Кого встретил хомяк в Африке? (Слона)
Педагог : А что делал слон? (Хрюкал)
Педагог : Это правда или нет? (Нет)
Педагог : Кого еще встретил хомяк? (Змей)
Педагог : Что делали змеи? (Храпели на всю Африку)
Педагог : А это правда или нет? (Нет)
Педагог : Замечательно, вы очень внимательны! А сейчас ответьте на такой вопрос : «Какой один и тот же звук Вы слышите в начале слов «хомяк» , «хвастун» , «храпеть» , «хрюкать» ? (ответы детей)
Педагог : Правильно! А кто расскажет об этом звуке , какой он : гласный или согласный , согласный твердый или мягкий ? (ответы детей)
Педагог : А кто назовет младшего братца звука «Х» и расскажет про него? (ответы детей)
Педагог : Звуки «Х» и «ХЬ» мы можем видеть? (ответы детей)
Педагог : Звуки «Х» и «Хь» прячутся в букве «Ха» .
Педагог вывешивает изображение буквы «Ха» на доске.
Педагог : Ха на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
А на что еще похожа буква «Ха» ? (ответы детей)
Педагог : А давайте сейчас построим букву «Ха» с помощью карандашей? Как Вы думаете сколько нам понадобиться карандашей? (ответы детей)
Педагог : А в какие еще буквы может превратиться буква «Ха» ? (Т,Л,Г)
Педагог : А теперь давайте посмотрим в каких же словах спряталась буква «Ха» ? (Дети называют предметы с картинки на букву «Ха» и определяют место звука в слове : в начале, в середине, в конце слова)
Педагог : Время отдохнуть!
Физкультминутка.
Хомка-хомка, хомячок,
Полосательный бочок.
Хомка раненько встает
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать!
Работа в тетради. Задания на закрепление буквы «Х» .
Педагог : Ребята, а сейчас нам с вами предстоит поработать в тетради «От А до Я» .
(Педагог сообщает ребятам, на какой страничке нужно открыть тетрадь, записывая цифру на доске.)
Педагог : Поставьте, пожалуйста, на цифру «один» в красном квадратике пальчик.
(Педагог проходит и смотрит, правильно ли учащиеся нашли эту цифру.)
Педагог : Хорошо, пальчики можно убрать. Под цифрой один в красном квадратике художница изобразила нам красивую картинку и даже приготовила интересные загадки, отгадав которые, мы сможем узнать, есть ли там знакомый звук «Х» или «Хь» .
Педагог : Слушайте первую загадку :
На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все : "Шайба! Клюшка! Бей!"
Веселая игра.
Дети : Хоккей!
Педагог : Правильно!
Х-хоккей. Есть знакомый звук ?
Дети : Да!
Педагог : Как звучит?
Дети : «Х» !
Педагог : Где стоит?
Дети : В начале слова.
Педагог : Он гласный или согласный ?
Дети : Согласный !
Педагог : Твёрдый или мягкий?
Дети : Твердый!
Педагог : А бывает мягким?
Педагог : Слушайте вторую загадку загадку :
Дернуть если за веревку,
Стрельнет громко, как винтовка,
И на верх фонтаном ярким,
На гостей и на подарки,
Устремится конфетти
В нам не ведомом пути.
Эта праздника подружка
Называется. (ХЛОПУШКА) .
Дети : Хлопушка!
Педагог : Правильно!
Х-хлопушка. Есть знакомый звук ?
Дети : Да!
Педагог : Как звучит?
Дети : «Х» !
Педагог : Где стоит?
Дети : В начале слова.
Педагог : Он гласный или согласный ?
Дети : Согласный !
Педагог : Твёрдый или мягкий?
Дети : Твердый!
Педагог : А бывает мягким?
Физкультминутка (пальчиковая гимнастика) .
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди!
(Та же самая гимнастика проводится на второй ладони .)
Встали пальчики! Ура!
В «Парус» нам идти пора!
Педагог : А теперь поставьте, пожалуйста, пальчик на цифру два в красном квадратике. (Педагог убеждается в правильности выполнения инструкции.) Молодцы! Пальчики убирайте. Под цифрой два в красном квадратике художница изобразила нам пятиэтажный дом. В этом доме живет буква «Ха» . Давайте на крыше этого домика по точкам мы обведём простым карандашом эту букву . Берём простой карандаш, обводим букву «Ха» по точкам и вспоминаем : сколько в ней живёт звуков , один или два. К букве «Ха» приходят в гости гласные буквы «а,о,у,ы,э» и вместе они поют песенки. Давайте перед гласными «а,о,у,ы,э» напишем букву «Ха» и прочитаем песенки. (Дети с помощью педагога читают получившиеся слоги.)
Педагог : Как звучит?
Аналогично проводится работа с гласными «ю,я,е,е»
Педагог : А сейчас напишем в пустых квадратах букву «Х» и прочитаем слова. Где же она спряталась : в начале, в середине, в конце слова?
Уборка рабочего места.
Самоконтроль : дети проверяют чистоту своего рабочего места (стол, стул, пол) .
III. Итоги занятия .
Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия , даёт положительную оценку деятельности каждого ребёнка.
Педагог : Сегодня мы с вами вспомнили, чем отличаются гласные звуки от согласных , буквы от звуков , изучили новую букву «Х» , знаем какие звуки прячутся в этой букве , делили слова на слоги- определяли длинные и короткие слова.
Я надеюсь, вам всем понравились задания в тетради «От А до Я» , с которыми вы с лёгкостью справились. Спасибо вам за работу. А наше занятие , тем временем, подошло к концу. Выстраивайтесь в паровозик. До свидания!
(Прощаясь с педагогом, дети выезжают паровозиком из класса.)
Процесс устного счёта
Процесс устного счёта можно рассматривать как технологию счёта, объединяющую представления и навыки человека о числах, математические алгоритмы арифметики.
Имеются три вида технологии устного счёта , которые используют различные физические возможности человека:
- аудиомоторная технология счёта;
- визуальная технология счёта.
Характерной особенностью аудиомоторного устного счёта является сопровождение каждого действия и каждого числа словесной фразой типа «дважды два - четыре». Традиционная система счёта является именно аудиомоторной технологией. Недостатками аудиомоторного способа ведения расчётов являются:
- отсутствие в запоминаемой фразе взаимосвязей с соседними результатами,
- невозможность выделить во фразах о таблице умножения отдельно десятки и единицы произведения без повторения всей фразы;
- невозможность обратить фразу вспять от ответа к множителям, что важно для выполнения деления с остатком;
- медленная скорость воспроизведения словесной фразы.
Супервычислители, демонстрируя высокие скорости мышления, используют свои визуальные способности и отличную зрительную память. Люди, которые владеют скоростными вычислениями, не используют слов в процессе решения арифметического примера в уме. Они демонстрируют реальность визуальной технологии устного счёта , лишённой главного недостатка - замедленной скорости выполнения элементарных действий с числами.
Устный счёт в начальной школе
Выработка навыков устного счёта занимает особое место в начальной школе и является одной из главных задач обучения математике на этом этапе . Именно в первые годы обучения закладываются основные приёмы устных вычислений, которые активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции .
Тренажёры для устного счёта
В этом разделе не хватает информации.
Конструкция цифровой вертушки . Неподвижная основа вертушки представляет собой плоскость с рисунками цифр, расставленных в формате Т-матрицы из трех строк и трех столбцов. На основу накладывается поворачивающаяся плоскость (пропеллер) на которой нарисованы стрелочки, подсказывающие ответы. Ось вращения пропеллера совпадает с центром неподвижной Т-матрицы. Единственное доступное движение - это поворот пропеллера вокруг оси . Сложение . Принцип действия цифровой вертушки заключается в следующем. Запишем сумму однозначых чисел A+B= двумя цифрами десятков D и единиц Е. Все примеры с одинаковой величиной слагаемого +B назовём листом сложения . Цифру единиц E примера сложения показываем стрелочкой от A к E. Эта стрелочка называется указателем единиц суммы . Стрелочки на листе сложения образуют ломаные линии молний . Правило единиц . Сложение A+B выполняется путём перехода по стрелочке-указателю, изображённой на листе сложения (+B), от цифры A к цифре E единиц суммы. Пример 2+1 . Потребуется лист сложения (+1). Установим фишку-метку на цифру 2 на T-матрице. Перемещаем фишку по стрелочке молнии, выходящей из точки 2. Конец указателя показывает сумму 3. Пример 7+7 . Берём лист сложения (+7). Установим фишку-метку на цифру 7 на T-матрице. Перемещаем фишку по стрелочке «шаг вверх» на 7-й молнии, выходящей из точки A=7. Конец указателя показывает цифру единиц E=4. Применяем правило десятков . Если на указателе единиц суммы A->E есть инверсия, то есть, A>E, тогда цифра десятков суммы D=1 . Проведём следующий эксперимент с примерами умножения на 3 (третий лист умножения 3xB=). Представим, что мы находимся в центре большой телефонной Т-матрицы. Покажем левой рукой направление из центра нв множитель B. Отставим в сторону правую руку, составив с левой рукой прямой угол. Тогда правая рука покажет цифру единиц E примера умножения 3xB . Итак, правило единиц при умножении на 3 формулируется в два слова: «единицы справа» (от радиального луча множителя B). Правило поворота лучей (чисел) на Т-матрице можно рассматривать как мнемоническое правило , удобное для запоминания всех примеров 3-го листа умножения. Если учитель попросит подсчитать 3x7, ученик вспомнит картинку Т-матрицы с нужными лучами и прочитает по ней цифры ответа, называя числа словами . Однако при геометрических вычислениях в уме слова не нужны, так как слова появляются в сознании вычислителя после картинки, где уже указаны цифры ответа. Одновременно с картинкой, возникающей в памяти человека, число результата уже получено и осознано. Следует обратить внимание на то, что элементы изображения в наглядной арифметике стандартизованы, они могут рассматриваться как язык визуальных образов , последовательность которых (соответствующая алгоритму) эквивалентна проведению расчётов. Возникающие в памяти картинки могут быть динамическими , как в кино, или же статическими , если на одной геометрической схеме показаны и исходные данные, и числа результата. Одношаговые алгоритмы предпочтительнее многошаговых. Чтобы вспомнить нужную картинку для получения цифр ответа элементарного примера, требуется интервал времени 0,1-0,3 секунды. Заметим, что при решении элементарных примеров геометрическим способом нет никакого увеличения нагрузки на психику. По факту, геометрический счёт у тренированного вычислителя автоматически является скоростным счётом. Компьютер «на пальцах» . Указание радиальных лучей при умножении на 3 можно выполнить ладонью правой руки . Отставим в сторону большой палец правой руки, плотно сжав остальные пальцы. Положим правую ладонь на центр Т-матрицы, направив большой палец на множитель B. Тогда остальные пальцы правой руки покажут цифру единиц E произведения 3xB=). Итак, умножение на 3 реализуется на телефонной матрице правилом правой руки ". Например, 3x2=6 . Аналогично: правило единиц умножения на 7 - это правило левой руки . Правило единиц умножения на 9 - это шпагат из пальцев . Другие геометрические правила единиц умножения можно показать на схемах, на которых имеются радиальные лучи Т-матрицы . При этом умножение чётных чисел выполняется на чётном кресте цифр Т-матрицы . Удачным тренажёром являются механические учебные пособия - цифровые вертушки, использующие цифровую телефонную матрицу . Чтобы показать величину десятков произведения AxB, можно воспользоваться ступенчатыми моделями листов умножения, вид и особенности которых мы запоминаем так же, как рельеф местности. Высота руки над основанием (полом) показывает величину десятков. Если цифра D превосходит 5, то основание пола будет соответствовать D=5, а верхний уровень руки - 9 . Феноменальные счётчикиФеномен особых способностей в устном счёте встречается с давних пор. Как известно, ими обладали многие учёные, в частности, Андре Ампер и Карл Гаусс . Однако, умение быстро считать было присуще и многим людям, чья профессия была далека от математики и науки в целом. До второй половины XX века на эстраде были популярны выступления специалистов в устном счёте . Иногда они устраивали показательные соревнования между собой, проводившиеся в том числе и в стенах уважаемых учебных заведений, включая, например, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова . Среди известных российских «супер счётчиков»: Среди зарубежных: Хотя некоторые специалисты уверяли, что дело во врождённых способностях , другие аргументированно доказывали обратное: «дело не только и не столько в каких-то исключительных, „феноменальных“ способностях, а в знании некоторых математических законов, позволяющих быстро производить вычисления» и охотно раскрывали эти законы . Истина, как обычно, оказалась на некоей «золотой середине» сочетания природных способностей и грамотного, трудолюбивого их пробуждения, взращивания и использования. Те, кто, следуя Трофиму Лысенко, уповают исключительно на волю и напористость, со всеми уже хорошо известными способами и приёмами устного счёта обычно при всех стараниях не поднимаются выше очень и очень средних достижений. Более того, настойчивые попытки «хорошенько нагрузить» мозг такими занятиями, как устный счёт, шахматы вслепую и т. п. легко могут привести к перенапряжению и заметному падению умственной работоспособности, памяти и самочувствия (а в наиболее тяжёлых случаях - и к шизофрении). С другой стороны, и одарённые люди при беспорядочном использовании своих талантов в такой области, как устный счёт, быстро «перегорают» и перестают быть в состоянии длительно и устойчиво показывать яркие достижения. Соревнования по устному счётуНачиная с 2004 года, один раз в два года проводится Мировой чемпионат по вычислениям в уме (англ. ) , на который собираются лучшие из ныне живущих феноменальных счётчиков планеты. Соревнования проводятся по решению таких задач, как сложение десяти 10-значных чисел, умножение двух 8-значных чисел, расчёт заданной даты по календарю с 1600 по 2100 годы, корень квадратный из 6-значного числа. Также определяется победитель в категории «Лучший универсальный феноменальный счётчик» по итогам решения шести неизвестных «задач с сюрпризом». Метод ТрахтенбергаСреди практикующихся в устном счёте пользуется популярностью книга «Системы быстрого счёта» цюрихского профессора математики Якова Трахтенберга . История её создания необычна . В 1941 году немцы бросили будущего автора в концлагерь . Чтобы сохранить ясность ума и выжить в этих условиях, учёный стал разрабатывать систему ускоренного счёта. За четыре года ему удалось создать стройную систему для взрослых и детей, которую впоследствии он изложил в книге. После войны учёный создал и возглавил . Устный счёт в искусствеВ России хорошо известна картина русского художника Николая Богданова-Бельского «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского », написанная в 1895 году. Приведённая на доске задача, над которой размышляют ученики, требует достаточно высоких навыков устного счёта и смекалки. Вот её условие: Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл Феномен быстрого счёта больного аутизмом раскрывается в фильме «Человек дождя » Барри Левинсона и в фильме «Пи » Даррена Аронофски . Некоторые приёмы устного счётаДля умножения числа на однозначный множитель (например, 34×9) устно, необходимо выполнять действия, начиная со старшего разряда, последовательно складывая результаты (30×9=270, 4×9=36, 270+36=306) . Для эффективного устного счёта полезно знать таблицу умножения до 19*9. В этом случае умножение 147*8 выполняется в уме так: 147×8=140×8+7×8= 1120 + 56= 1176 . Однако, не зная таблицу умножения до 19×9, на практике удобнее вычислять все подобные примеры методом приведения множителя к базовому числу: 147×8=(150−3)×8=150×8−3×8=1200−24=1176, причём 150×8=(150×2)×4=300×4=1200. Если одно из умножаемых раскладывается на однозначные множители, действие удобно выполнять, последовательно перемножая на эти множители, например, 225×6=225×2×3=450×3=1350 . Также, проще может оказаться 225×6=(200+25)×6=200×6+25×6=1200+150=1350. Несколько способов устного счета:
например, 43×11 = = = 473.
Доказательство (10N+5) × (10N+5) = (N×(N+1)) x 100 + 25. Например, 65² = 6×7 и приписываем справа 25, получим 4225 или 95² = 9025 (сотни 9×10 и приписать 25 справа). См. такжеНапишите отзыв о статье "Устный счёт"Примечания
Литература
Ссылки
Отрывок, характеризующий Устный счёт– Поезжайте в Италию, мой друг, там Вас будут ждать. Только будьте не долго! Я ведь тоже Вас буду ждать... – ласково улыбаясь, сказала королева.Аксель припал долгим поцелуем к её изящной руке, а когда поднял глаза, в них было столько любви и тревоги, что бедная королева, не выдержав, воскликнула: – О, не беспокойтесь, мой друг! Меня так хорошо здесь защищают, что если я даже захотела бы, ничего не могло бы со мной случиться! Езжайте с Богом и возвращайтесь скорей... Аксель долго не отрываясь смотрел на её прекрасное и такое дорогое ему лицо, как бы впитывая каждую чёрточку и стараясь сохранить это мгновение в своём сердце навсегда, а потом низко ей поклонился и быстро пошёл по тропинке к выходу, не оборачиваясь и не останавливаясь, как бы боясь, что если обернётся, ему уже попросту не хватит сил, чтобы уйти... А она провожала его вдруг повлажневшим взглядом своих огромных голубых глаз, в котором таилась глубочайшая печаль... Она была королевой и не имела права его любить. Но она ещё была и просто женщиной, сердце которой всецело принадлежало этому чистейшему, смелому человеку навсегда... не спрашивая ни у кого на это разрешения... – Ой, как это грустно, правда? – тихо прошептала Стелла. – Как мне хотелось бы им помочь!.. – А разве им нужна чья-то помощь? – удивилась я. Стелла только кивнула своей кудрявой головкой, не говоря ни слова, и опять стала показывать новый эпизод... Меня очень удивило её глубокое участие к этой очаровательной истории, которая пока что казалась мне просто очень милой историей чьей-то любви. Но так как я уже неплохо знала отзывчивость и доброту большого Стеллиного сердечка, то где-то в глубине души я почти что была уверенна, что всё будет наверняка не так-то просто, как это кажется вначале, и мне оставалось только ждать... Мы увидели тот же самый парк, но я ни малейшего представления не имела, сколько времени там прошло с тех пор, как мы видели их в прошлом «эпизоде». В этот вечер весь парк буквально сиял и переливался тысячами цветных огней, которые, сливаясь с мерцающим ночным небом, образовывали великолепный сплошной сверкающий фейерверк. По пышности подготовки наверняка это был какой-то грандиозный званый вечер, во время которого все гости, по причудливому желанию королевы, были одеты исключительно в белые одежды и, чем-то напоминая древних жрецов, «организованно» шли по дивно освещённому, сверкающему парку, направляясь к красивому каменному газебо, называемому всеми – Храмом Любви. Храм Любви, старинная гравюра И тут внезапно за тем же храмом, вспыхнул огонь... Слепящие искры взвились к самим вершинам деревьев, обагряя кровавым светом тёмные ночные облака. Восхищённые гости дружно ахнули, одобряя красоту происходящего... Но никто из них не знал, что, по замыслу королевы, этот бушующий огонь выражал всю силу её любви... И настоящее значение этого символа понимал только один человек, присутствующий в тот вечер на празднике... Погром в Версале Арест королевской семьи Страх перед происходящим... Проводы Марии-Антуанетты в Темпль Стелла вздохнула... и опять перебросила нас в очередной «новый эпизод» этой, уже не такой счастливой, но всё ещё красивой истории... Мария-Антуанетта в Темпле Он находился в той же комнатке, совершенно потрясённый увиденным и, ничего не замечая вокруг, стоял, преклонив колено, прижавшись губами к её, всё ещё прекрасной, белой руке, не в состоянии вымолвить ни слова... Он пришёл к ней совершенно отчаявшись, испробовав всё на свете и потеряв последнюю надежду её спасти... и всё же, опять предлагал свою, почти уже невозможную помощь... Он был одержим единственным стремлением: спасти её, несмотря ни на что... Он просто не мог позволить ей умереть... Потому, что без неё закончилась бы и его, уже ненужная ему, жизнь... Версаль... Потом опять появился Аксель. Только на этот раз он стоял у окна в какой-то очень красивой, богато обставленной комнате. А рядом с ним стояла та же самая «подруга его детства» Маргарита, которую мы видели с ним в самом начале. Только на этот раз вся её заносчивая холодность куда-то испарилась, а красивое лицо буквально дышало участием и болью. Аксель был смертельно бледным и, прижавшись лбом к оконному стеклу, с ужасом наблюдал за чем-то происходящим на улице... Он слышал шумевшую за окном толпу, и в ужасающем трансе громко повторял одни и те же слова: Чуть покачиваясь, так как, из-за туго завязанных за спиной рук, ей было сложно держать равновесие, женщина кое-как поднялась на помост, всё ещё, из последних сил пытаясь держаться прямо и гордо. Она стояла и смотрела в толпу, не опуская глаз и не показывая, как же по-настоящему ей было до ужаса страшно... И не было никого вокруг, чей дружеский взгляд мог бы согреть последние минуты её жизни... Никого, кто своим теплом мог бы помочь ей выстоять этот ужасающий миг, когда её жизнь должна была таким жестоким путём покинуть её... Вокруг стояла смертельная тишина. Больше не на что было смотреть... И вот, тот же блестящий, умнейший человек стоял перед какими-то полупьяными, озверевшими людьми и, безнадёжно пытаясь их перекричать, пытался что-то им объяснить... Но никто из собравшихся, к сожалению, слушать его не хотел... В бедного Акселя полетели камни, и толпа, гадкой руганью разжигая свою злость, начала нажимать. Он пытался от них отбиться, но его повалили на землю, стали зверски топтать ногами, срывать с него одежду... А какой-то верзила вдруг прыгнул ему на грудь, ломая рёбра, и не задумываясь, легко убил ударом сапога в висок. Обнажённое, изуродованное тело Акселя свалили на обочину дороги, и не нашлось никого, кто в тот момент захотел бы его, уже мёртвого, пожалеть... Вокруг была только довольно хохочущая, пьяная, возбуждённая толпа... которой просто нужно было выплеснуть на кого-то свою накопившуюся животную злость... И тут, внезапно, у меня в голове как бы вспыхнула вспышка – я поняла кого мы со Стеллой только что видели и за кого так от души переживали!... Это была французская королева, Мария-Антуанетта, о трагической жизни которой мы очень недавно (и очень коротко!) проходили на уроке истории, и казнь которой наш учитель истории сильно одобрял, считая такой страшный конец очень «правильным и поучительным»... видимо потому, что он у нас в основном по истории преподавал «Коммунизм»... |
Именно в первые годы обучения закладываются основные приёмы устных вычислений, которые активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у детей память, речь, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции .
Феноменальные счётчики
Феномен особых способностей в устном счёте встречается с давних пор. Как известно, ими обладали многие учёные, в частности, Андре Ампер и Карл Гаусс . Однако, умение быстро считать было присуще и многим людям, чья профессия была далека от математики и науки в целом.
До второй половины XX века на эстраде были популярны выступления специалистов в устном счёте . Иногда они устраивали показательные соревнования между собой, проводившиеся в том числе и в стенах уважаемых учебных заведений, включая, например, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова .
Среди известных российских «супер счётчиков»:
Среди зарубежных:
Хотя некоторые специалисты уверяли, что дело во врождённых способностях , другие аргументировано доказывали обратное: «дело не только и не столько в каких-то исключительных, „феноменальных“ способностях, а в знании некоторых математических законов, позволяющих быстро производить вычисления» и охотно раскрывали эти законы .
Истина, как обычно, оказалась на некоей «золотой середине» сочетания природных способностей и грамотного, трудолюбивого их пробуждения, взращивания и использования. Те, кто следуя Трофиму Лысенко уповают исключительно на волю и напористость, со всеми уже хорошо известными способами и приёмами устного счёта обычно при всех стараниях не поднимаются выше очень и очень средних достижений. Более того, настойчивые попытки «хорошенько нагрузить» мозг такими занятиями как устный счёт, шахматы вслепую и т. п. легко могут привести к перенапряжению и заметному падению умственной работоспособности, памяти и самочувствия (а в наиболее тяжёлых случаях - и к шизофрении). С другой стороны и одарённые люди при беспорядочном использовании своих талантов в такой области как устный счёт быстро «перегорают» и перестают быть в состоянии длительно и устойчиво показывать яркие достижения.
Соревнования по устному счёту
Метод Трахтенберга
Среди практикующихся в устном счёте пользуется популярностью книга «Системы быстрого счёта» цюрихского профессора математики Якова Трахтенберга . История её создания необычна . В 1941 году немцы бросили будущего автора в концлагерь . Чтобы сохранить ясность ума и выжить в этих условиях, учёный стал разрабатывать систему ускоренного счёта. За четыре года ему удалось создать стройную систему для взрослых и детей, которую впоследствии он изложил в книге. После войны учёный создал и возглавил Цюрихский математический институт .
Устный счёт в искусстве
В России хорошо известна картина русского художника Николая Богданова-Бельского «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского », написанная в 1895 году. Приведённая на доске задача, над которой размышляют ученики, требует достаточно высоких навыков устного счёта и смекалки. Вот её условие:
Феномен быстрого счёта больного аутизмом раскрывается в фильме «Человек дождя » Барри Левинсона и в фильме «Пи » Даррена Аронофски .
Некоторые приёмы устного счёта
Для умножения числа на однозначный множитель (например, 34*9) устно, необходимо выполнять действия, начиная со старшего разряда, последовательно складывая результаты (30*9=270, 4*9=36, 270+36=306) .
Для эффективного устного счёта полезно знать таблицу умножения до 19*9. В этом случае умножение 147*8 выполняется в уме так: 147*8=140*8+7*8= 1120 + 56= 1176 . Однако, не зная таблицу умножения до 19*9, на практике удобнее вычислять все подобные примеры как 147*8=(150-3)*8=150*8-3*8=1200-24=1176
Если одно из умножаемых раскладывается на однозначные множители, действие удобно выполнять, последовательно перемножая на эти множители, например, 225*6=225*2*3=450*3=1350 . Также, проще может оказаться 225*6=(200+25)*6=200*6+25*6=1200+150=1350.
Существует ещё несколько способов устного счета, например при умножении на 1,5 умножаемое нужно разделить пополам и прибавить к умножаемому, например 48*1,5= 48/2+48=72
Также есть особенности при умножение на 9. для того чтобы умножить число на 9 надо к множимому приписать 0 и к получаемому числу отнять множимое, например 45*9=450-45=405
Умножать на 5 удобнее так: сначала умножить на 10, а потом разделить на 2
Возведение числа вида X5 (оканчивающегося пятеркой) в квадрат производится по схеме: умножаем X на X+1 и приписываем 25 справа, т.е. (X5)² = (X*(X+1))*100 + 25. Например, 65² = 6*7 и приписываем справа 25 = 4225 или 95² = 9025 (9*10 и приписать 25 справа). Доказательство: (X*10+5)² = X²*100 + 2*X*10*5 + 25 = X*100*(X+1) + 25.
См. также
Примечания
Литература
- Бантова М. А. Система формирования вычислительных навыков. //Нач. шк - 1993.-№ 11.-с. 38-43.
- Белошистая А. В. Приём формирования устных вычислительных умений в пределах 100 // Начальная школа. - 2001.- № 7
- Берман Г. Н. Приемы счёта, изд. 6-е, М.: Физматгиз, 1959.
- Боротьбенко Е И. Контроль навыков устных вычислений. //Нач. шк. - 1972. - № 7.- с. 32-34.
- Воздвиженский А. Умственные вычисления. Правила и упрощённые примеры действий с числами. - 1908.
- Волкова СИ., Моро М. И. Сложение и вычитание многозначных чисел. //Нач. шк.- 1998.-№ 8.-с.46-50
- Воскресенский М. П. Приёмы сокращённых вычислений. - М.Д905.-148с.
- Вроблевский . Как научится легко и быстро считать. - М.-1932.-132с.
- Гольдштейн Д. Н. Курс упрощённых вычислений. М.: Гос. учебно-пед. изд., 1931.
- Гольдштейн Д. Н. Техника быстрых вычислений. М.: Учпедгиз, 1948.
- Гончар Д. Р. Устный счёт и память: загадки, приёмы развития, игры // В сб. Устный счёт и память. Донецк:Сталкер, 1997 г.
- Демидова Т. Е., Тонких А. П. Приёмы рациональных вычислений в начальном курсе математики // Начальная школа. - 2002. - № 2. - С. 94-103.
- Катлер Э. Мак-Шейн Р. Система быстрого счёта по Трахтенбергу. - М.: Учпедгиз.- 1967. −150с.
- Липатникова И. Г. Роль устных упражнений на уроках математики //Начальная школа. - 1998. - № 2.
- Мартель Ф. Приемы быстрого счёта. - Пб. −1913. −34с.
- Мартынов И. И. Устный счёт для школьника, что гаммы для музыканта. // Начальная школа. - 2003. - № 10. - С. 59-61.
- Мелентьев П. В. «Быстрые и устные вычисления.» М.: «Гостехиздат», 1930.
- Перельман Я. И. Быстрый счёт. Л.: Союзпечать, 1945.
- Пекелис В. Д. «Твои возможности, человек!» М.: «Знание», 1973.
- Робер Токэ «2 + 2 = 4» (1957) (англоязычное издание: «Магия чисел» (1960)).
- Сорокин А. С. Техника счёта. М.: «Знание», 1976.
- Сухорукова А. Ф. Больше внимания устным вычислениям. //Нач. шк. - 1975.-№ 10.-с. 59-62.
- Фаддейчева Т. И. Обучение устным вычислениям // Начальная школа. - 2003. - № 10.
- Фаермарк Д. С. «Задача пришла с картины.» М.: «Наука».
Ссылки
- В. Пекелис. Чудо-счётчики // Техника-молодёжи , № 7, 1974 г.
- С. Транковский. Устный счёт // Наука и жизнь , № 7, 2006 год.
- 1001 задача для умственного счёта С.А. Рачинского .
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Устинская
- Устойчивость окружающей среды
Смотреть что такое "Устный счёт" в других словарях:
устный - устный … Русский орфографический словарь
устный - произносимый, словесный, вербальный, изустный. Ant. письменный Словарь русских синонимов. устный изустный, словесный; вербальный (спец.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
УСТНЫЙ - [сн], устная, устное. 1. Произносимый, письменно не закрепленный. Устная речь. Устная традиция. Устный зачет. Устно (нареч.) передать ответ. 2. прил. к уста, ротовой (анат.). Устные мышцы. ❖ Устная словесность (филол.) то же, что фольклор.… … Толковый словарь Ушакова
УСТНЫЙ - УСТНЫЙ, см. уста. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
УСТНЫЙ - УСТНЫЙ, ая, ое; устна, устно. Произносимый, не письменный. Устная речь. У. ответ. Устное заявление. Передать устно (нареч.). | сущ. устность, и, жен. (спец.). У. судебного разбирательства. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 … Толковый словарь Ожегова
устный - устный. Произносится [усный] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Устный - I прил. Не закрепленный письменно. II прил. соотн. с сущ. уста, связанный с ним (в анатомии) Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Этот КВМ сейчас Науке посвящается Что математикой у нас С любовью называется. Она поможет воспитать Такую точность мысли, Чтоб в нашей жизни все познать, Измерить и исчислить. Найди существенное. Сумма (минус, плюс, равенство, слагаемое, делитель). Геометрия (фигура, точка, свойства, теорема, уравнение). 2. Проверка определений. Дав определение тому или иному понятию, вы должны быть уверены в том, что оно верно. Правильность можно проверить, переставив местами условие и заключение в определении. Если при перемене мест предложение остается верным, то определение нами дано верно. Проверить правильность определений: Квадрат - это четырехугольник. Сложение - это математическое действие. 3. Назвать группу чисел одним словом: а) 2, 4, 7, 9, 6; 6)13,18,25,33,48,57. 1. 1. Найди существенное. Треугольник (плоскость, вершина, центр, сторона, перпендикуляр). Разность (вычитание, плюс, минус, сумма, слагаемое). 2. Проверка определений. Круг - это геометрическая фигура. Четное число - это натуральное число. 3. Назвать группу чисел одним словом: а) 2, 4, 8,12, 44, 56; б) 1, 13,77,83,95. Первая буква есть в слове «сурок», Но ее нет в слове «урок». А дальше подумай и краткое слово Средь умных ребят ты найдешь у любого. Две буквы у мамы возьми без смущения, А в целом получишь итог от сложения. Предлог стоит в моем начале, В конце же - загородный дом. А целое мы все решали И у доски, и за столом. В начале слова - устный счет, Затем согласный звук идет. Жесткий волос животных потом, А в целом результат найдем. Игра «Наборщик» Мама-сороконожка купила трем дочкам сапожки. Сколько всего пар сапожек пришлось купить маме? Чтобы найти свою невесту, принц заставил своих солдат обойти 12 населенных пунктов. В каждом из них было по 40 девушек. Сколько всего девушек примеряло туфельку? Как пятью единицами записать число 100? У зайца было 4 сыночка и лапочка-дочка. Как-то раз он принес домой мешок с 60 яблоками. Сколько яблок досталось каждому из зайчат, если заяц разделил их между ними поровну? Храбрый портняжка одним ударом убил 7 мух. Сколько всего мух он убил, если сделал 11 ударов? Ребята со своими собаками пошли гулять. Один дед говорит им: «Смотрите-ка, ребята, голов не растеряйте и ног не поломайте». Один мальчик сказал: «А у нас всего 36 ног и 13 голов, так что не потеряемся». Сколько же собак,и сколько мальчиков? А) Одно яйцо варится 10 минут. Сколько времени будут вариться 2 яйца? Б) У зайца было 4 сыночка и лапочка дочка. Как- то раз он принес домой мешок с 60 яблоками. Сколько яблок досталось каждому из зайчат, если заяц разделил их между ними поровну. А) Кошка когда стоит на 2-х лапах – весит 5 кг., Сколько она будет весить, если станет на 4 лапы. Б) На трех деревьях сидели 36 галок. Когда с первого дерева на второе перелетели 6 галок, а со второго на третье - 4 галки, то на всех трех деревьях галок оказалось поровну, Сколько галок первоначально сидело на каждом дереве?
Первомайский филиал
МОУ Подбельской СОШ
Похвистневского района
Самарской области
План – конспект внеклассного мероприятия
во 2 классе
«Клуб весёлых математиков»
Учитель: Тихомирова Т.П.
с. Первомайск
2008/2009 учебный год
Клуб весёлых математиков.
Ведущий: Друзья, на КВМ весёлый
Мы снова в гости к вам пришли.
Мы очень ждали этой встречи
И постарались, как могли.
(Выходит команда БАМ)
Вас приветствует команда БАМ.
Наш девиз: «Будем активно мыслить».
Капитан команды : Привет, друзья! Сегодня в школе
Большой и интересный день,
Мы приготовили весёлый
Наш школьный вечер КВМ.
КВМ – соревнованье
В остроумии и знании.
Чтоб этот вечер КВМ
Вам по душе пришёлся всем,
Нужно знанья иметь прочные,
Быть весёлым и находчивым.
А этот КВМ сейчас
Науке посвящается,
Что математикой у нас
С любовью называется.
Она поможет воспитать
Такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни всё познать,
Измерить и исчислить.
(Выходит команда ПУПС)
Вас приветствует команда ПУПС.
Наш девиз: «Пусть ум победит силу».
Капитан команды: мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
В КВМ будем играть.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
И, соревнуясь вместе с вами,
Мы остаёмся друзьями.
Итак, пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней.
Разминка команд.
(Каждая команда получает по 3 задания)
(Для команды БАМ)
- Найди существенное.
Сумма (минус, плюс, равенство, слагаемое, делитель)
Геометрия (фигура, точка, свойства, теорема, уравнение).
- Проверка определений.
Дав определение тому или иному понятию, вы должны быть уверены в том, что оно верно. Правильность можно проверить, переставив местами условие и заключение в определении. Если при перемене мест предложение остаётся верным, то определение нами дано верно.
Проверить правильность определений:
Квадрат – это четырёхугольник.
Сложение – это математическое действие.
а) 2,4, 7, 9, 6;
б) 13, 18, 25, 33, 48, 57.
(Для команды ПУПС)
- Найди существенное.
Треугольник (плоскость, вершина, центр, сторона, перпендикуляр)
Разность (вычитание, плюс, минус, сумма, слагаемое)
- Поверить определения:
Круг – это геометрическая фигура.
Чётное число – это натуральное число.
- Назвать группу чисел одним словом:
а) 2, 4, 8, 12, 44, 56;
б) 1, 13, 77, 83, 95.
Соревнование «шестиклеточный логион»
(Для команды БАМ)
а) 6 1 7
14 4 ?
б) 9 2 11
26 8 ?
в) 35 7 5
48 8 ?
г) 92 46 2
72 ? 8
(Для команды ПУПС)
а) 16 7 9
36 11 ?
б) 44 18 26
33 14
в) 32 8 4
56 ? ?
г) 22 4 88
12 ? 96
Поработаем на ЭВМ.
На доске изображена ЭВМ. ЭВМ выполняет все четыре арифметических действия. На табло появилось число 36. какое число было заложено в машину?
Х 3 -19 +10: 9 +86: 3 +
← 2: 41+
Пока команда находит нужное число, болельщики отгадывают шарады.
Перва буква есть в слове «сурок»,
Но её нет в слове «урок».
Средь умных ребят ты найдёшь у любого.
Две буквы у мамы мозьми без смущенья,
А в целом получишь итог от сложения. (Сумма)
Предлог стоит в моём начале,
В конце же – загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски и за столом. (Задача)
В начале слова – устный счёт,
Затем согласный звук идёт.
Жёсткий волос животных потом,
А в целом результат найдём. (Разность)
Наборщик
Составьте как можно больше слов из букв, входящих в данное слово. Какая команда быстрее и больше составит слов.
Для команды БАМ – сложение
Для команды ПУПС – вычитание
Решение задач
(Для команды БАМ)
Мама – сороконожка купила трём дочкам сапожки. Сколько всего пар сапожек пришлось купить маме?
Чтобы найти свою невесту, принц заставил своих солдат обойти 12 населённых пунктов. В каждом из них было по 40 девушек. Сколько всего девушек примеряло туфельку?
Как пятью единицами записать число 100? (111 – 11 =100)
Для команды ПУПС
У зайца было 4 сыночка и лапочка – дочка. Как-то раз он принёс домой мешок с 60 яблоками. Сколько яблок досталось каждому из зайчат, если заяц разделил их между ними поровну?
Храбрый портняжка одним ударом убил 7 мух. Сколько всего мух он убил, если сделал 11 ударов?
Ребята со своими собаками пошли гулять. Один дед говорит им: «Смотрите-ка, ребята, голов не растеряйте и ног не поломайте». Один мальчик сказал: «А у нас всего 36 ног и 13 голов, так что не потеряемся». Сколько же собак, а сколько мальчиков? (5 собак и 8 мальчиков)
Сказочные задачи.
Никому неизвестное число увеличилось вдвое, посмотрело на себя в зеркало и увидело там 811. каким было число до увеличения?
В лифте кнопка первого этажа находится на высоте 1м20см от пола. Кнопка каждого следующего этажа выше предыдущего на 10 см. до какого этажа сможет доехать в лифте маленький мальчик, рост которого 90 см, если, подпрыгивая, он может дотянуться до высоты, превышающий его рост на 45 см?
Красная Шапочка помогала маме печь пирожки для бабушки. Мама замесила тесто из 2 стаканов муки и сказала, что должно получиться 30 пирожков. Красная Шапочка попросила испечь 60 пирожков. Сколько муки для этого потребуется?
Капитан Флирт решил вознаградить своих пиратов. У него было 720 монет. Половину он решил оставить себе, а остальные монеты разделил поровну между 9 пиратами. Сколько монет получил каждый пират?
Задачи на смекалку.
У мальчика Саши столько сестёр, сколько и братьев, а у его сестры вдвое меньше сестёр, чем братьев. Сколько всего братьев и всех сестёр? (4 брата и 3 сестры)
На трёх деревьях сидели 36 галок. Когда с первого дерева на второе перелетели 6 галок, а со второго на третье – 4 галки, то на всех трёх деревьях галок оказалось поровну. Сколько галок первоначально сидело на каждом дереве? (18, 10, 8)
Игоря спросили, сколько ему лет. Он подумал и сказал: «Я втрое моложе папы, но зато вдвое старше брата Витальки». А Виталька прибежал и сказал, что он на 35 лет моложе папы. Сколько лет Игорю, Виталику и папе?
14 лет Игорю, 7 лет Виталику, 42 года папе)
Внук спросил дедушку: «Сколько тебе лет?». ДЕДУШКА ОТВЕТИЛ: «Если я проживу ещё половину того, что я прожил, да ещё год, то инее будет 100 лет». Сколько лет дедушке? (66 лет)
Учитель : Тихомирова Т.П.