Зачем нам, русским, нужна антарктида. Исследование материка: цели. Почему необходимо изучать Антарктиду

Вплоть до начала XIX века на глобусах в районе южного полюса помещали большое белое пятно, потому что достоверной информации об этих местах не было. Неведомую Южную землю настойчиво, но безуспешно искали мореплаватели, начиная с XVI века.

Искал ее и знаменитый английский капитан Джеймс Кук, чьи географические открытия создали ему всемирную славу и непререкаемый авторитет. В 1775 году его корабли пересекли Южный полярный круг и достигли 71 ю.ш., но айсберги, льды и снежные бури преградили им путь. Слова Кука: «Я обошел океан Южного полушария и неоспоримо отверг возможность существования материка» погасили интерес к поискам неизвестной земли на долгие годы.

Рис. 1. Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев

В начале XIX века на просторы океанов для открытия и исследования новых земель вышел молодой флот России. Летом 1819-1820 годов российская экспедиция под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» впервые обошла вокруг южный материк, подошла вплотную к берегу неведомого континента и нанесла на карту участки побережий Антарктиды (см. Рис. 1).

В XIX веке к берегам Антарктиды подходили многие корабли. В 1823 году англичанин Джеймс Уэдделл в поисках тюленевых лежбищ достиг 74 гр. ю. ш., пройдя по глубоко вдающемуся в сушу морю. В 1840 г. французская экспедиция Жюля Дюмон д`Юрвиля открыла несколько небольших островов у побережья материка.

А изучение Антарктиды английской экспедицией Джеймса Росса в 1841 году привело к открытию на материке горной страны, названной именем королевы Англии – землей Виктории, и двух вулканов – Эрбус и Террор. Также был обнаружен крупнейший в мире шельфовый ледник. Величайшим географическим открытием стало достижение в декабре 1911 года Южного полюса Земли норвежцем Р. Амундсеном. Повторившая этот подвиг спустя месяц экспедиция Скотта погибла.

Кому принадлежит Антарктида?

А никому!

Антарктида – единственный континент, который не принадлежит никому, а является материком международного сотрудничества (см. Рис. 2). Настоящими хозяевами континента являются научные работники из разных частей света.

В соответствии с конвенцией об Антарктике, подписанной 1 декабря 1959 года и вступившей в силу 23 июня 1961 года, Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность.

Рис. 2. Международный статус материка

Размещение военных объектов, а также заход боевых кораблей и вооруженных судов южнее 60-го градуса широты запрещены. В 80-е годы XX века Антарктиду объявили еще и безъядерной зоной, что исключило появление в ее водах судов-атомоходов, а на материке – атомных энергоблоков.

Сейчас участниками договора являются 28 государств (с правом голоса) и десятки стран-наблюдателей. Однако наличие договора не означает, что присоединившиеся к нему государства отказались от своих территориальных претензий на континент и прилегающее пространство.

Напротив, территориальные притязания некоторых стран огромны. Например, Норвегия претендует на территорию, превышающую ее собственную раз в десять (в том числе на остров Петра I, открытый экспедицией Беллинсгаузена – Лазарева ).

Огромные территории объявила своими Великобритания. Австралия считает своей почти половину Антарктиды, в которую, впрочем, вклинивается «французская» Земля Адели. Предъявила территориальные претензии и Новая Зеландия. Великобритания, Чили и Аргентина претендуют практически на одну и ту же территорию, включающую Антарктический полуостров и Южные Шетландские острова.

Особую позицию заняли США и Россия, заявившие, что в принципе могут выдвинуть свои территориальные претензии в Антарктике, хотя пока этого и не делают. При том оба государства не признают претензии других стран, как и претензии друг друга.

Современное изучение материка

После первого знакомства с Антарктидой исследование ее представлялось экономически неоправданным и бесперспективным. Научное изучение шестого материка началось фактически только в XX в.

Первые зимовочные экспедиции на ледяной континент столкнулись с огромными трудностями и лишениями. Имена Роберта Скотта (см. Рис. 3), Руала Амундсена, Карстена Борхгре-винка, Эрнеста Шеклтона, Дугласа Моусона и других «первопроходцев» Антарктиды составили славную страницу в ее изучении.

Рис. 3. Роберт Скотт

В наше время на смену энтузиазму и храбрости одиночек пришли объединенные целенаправленные усилия ученых многих стран. В Антарктиде ежегодно работают крупные, хорошо оснащенные экспедиции, насчитывающие сотни, а порой и тысячи различных специалистов. Исследования ведутся с помощью современных ледоколов, вездеходов и самолетов.

Началом новейшего этапа в антарктических исследованиях следует считать Международный геофизический год (1957 – 1958 гг.).

Большой вклад в изучение Антарктиды внесли советские экспедиции.

Первую советскую антарктическую экспедицию (САЭ) возгла­вил Герой Советского Союза Михаил Михайлович Сомов , и 13 февраля 1956 г. вступила в строй первая советская научная станция Мирный, расположенная точно на Южном полярном кру­ге.

В период подготовки к Международному геофизическому году на побережье, ледниковом щите и островах были основаны около 60 баз и станций, принадлежащих 11 государствам (в т. ч. советские - обсерватория Мирный, станции Оазис, Пионерская, Восток-1, Комсомольская и Восток) (см. Рис. 4).

Рис. 4. Станция Восток

С конца 50-х гг. в морях, омывающих континент, ведутся океанологические работы, выполняются регулярные геофизические исследования на стационарных континентальных станциях; предпринимаются также экспедиции внутрь континента.

Советские ученые осуществили санно-тракторный поход к Геомагнитному полюсу, Полюсу относительной недоступности, Южному полюсу (см. Рис. 5).

Рис. 5. Современные исследования

Во внутренних районах Антарктиды работали также австралийские, бельгийские и французские ученые.

Зачем нужно изучение и освоение Антарктиды?

Антарктида – последний ресурсный резерв человечества, это последнее место, где человечество сможет добывать минеральное сырье после его исчерпания на пяти обжитых континентах. Геологи установили, что недра Антарктиды содержат значительное количество полезных ископаемых. Наблюдения за климатическими и метеорологическими процессами на континенте, который, подобно Гольфстриму в Северном полушарии, является климатообразующим фактором для всей Земли. Антарктида – это до 90% мировых запасов пресной воды. В Антарктиде изучаются воздействия космоса и процессы, происходящие в земной коре. Гляциология, изучающая строение льда, уже сегодня приносит серьезные научные результаты, информируя нас о том, какой была Земля сто, тысячу, сотни тысяч лет назад. Антарктида предоставляет уникальный шанс увидеть и изучить микроорганизмы, жившие миллионы лет назад. Антарктические базы, особенно российские, расположенные по всему периметру континента, дают идеальные возможности для отслеживания сейсмологической активности по всей планете. На антарктических базах проходят тестирование технологии, которые в будущем планируется использовать для исследования, освоения и колонизации Луны и Марса.

Список литературы

Основна я

1. География. Земля и люди. 7 класс: Учебник для общеобраз. уч. / А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов, серия «Сферы». – М.: Просвещение, 2011.

2. География. Земля и люди. 7 кл.: атлас. Серия «Сферы».

Дополнительная

1. Н.А. Максимов. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение.

5. Энциклопедия Кругосвет ().

Валерий Лукин, начальник РАЭ, заместитель директора ААНИИ.

Антарктика и кризис

– «Академик Федоров» ходит в Антарктиду каждый год. Почему людям до сих пор каждый раз интересна эта тема?

– Электрички, например, в Гатчину отходят по нескольку раз в день, и, безусловно, отход новой электрички не так привлекает внимание. Суда Антарктической Экспедиции отходят раз в году. По большому счету, за 60 лет существования РАЭ было много судов различного назначения – экспедиционных, грузовых, научно-исследовательских, пассажирских – и говорить о том, что это какое-то из ряда вон выходящее событие сложно. Но, согласитесь, Антарктическая экспедиция для любой страны, особенно для России – это неординарное явление. прежде всего, из-за того, что деятельность экспедиции осуществляется на противоположенном краю Земли.

Сейчас многие люди связывают исследования на Южном полюсе с уникальным подледным озером Восток. По этому поводу появляются «желтые» новости про таинственные «огоньки» в толще воды или найденной там внеземной цивилизации. Валерий Владимирович заверил: это все «полная чушь, ничего подобного зафиксировано не было».

Буровая установка на станции «Восток»

Тем не менее, работы на этом озере приостановлены. Не «заморожены», не «отменены», а приостановлены. Ничего страшного, как говорят в ААНИИ, нет: такое уже было. В 1998 году работы приостановили по требованию других стран – те боялись, что российские технологии испортят экосистему озера. Спустя восемь лет доказали обратное и возобновили работы.

Сейчас вся толща скважины заполнена специальной буровой «незамерзайкой», и только в нижней ее части – 70 м льда. Он образовался естественно, из воды озера. Так что работы можно продолжить в любой момент. Проблема в том, что это самая дорогая часть Антарктической программы.

– Экспедиции в Антарктиду занятие недешевое. Как кризис сказался на программе?

– Сейчас есть достаточно серьезная финансовая проблема. Но она не в том, что государство стало выделять на 10% меньше – этого никто бы и не заметил. Дело в том, что наша деятельность осуществляется далеко за пределами России, и судам нужно заходить в иностранные порты для пополнения запасов топлива, продовольствия и пресной воды. И никаким импортозамещением эти проблемы не решить. Мы вынуждены арендовать самолет на лыжно-колесных шасси, который отечественная промышленность не выпускает. Пока. Он летает под канадской регистрацией с канадским экипажем. Мы пользуемся международной системой связи INMARSAT. Мы покупаем билеты для полетов в Южную Африку или Южную Америку. За все это надо платить в свободно конвертируемой валюте. В итоге, с учетом изменения курса рубля, выходит, что реальное сокращение бюджета экспедиции составляет 35%. А вот это уже кусается.

Потепление климата на 1-2 градуса может повлечь за собой катастрофические последствия, сравнимые с ядерной войной

А всем партнерам мы просто сообщили о наших логистических трудностях – поэтому 48 человек, которые сядут на «Федорова» в Кейптауне, летят туда на деньги организаций их направляющих. Мы сокращаем авиационное сообщение со станцией Восток – поэтому не можем там организовать летний сезон. Мы сокращаем продолжительность рейса судна «Академик Федоров».

Антарктика сейчас

– В этом году планируется меньше программ, чем в прошлом…

– По большому счету, сокращение произошло не из-за того, что мы сократили программы, нет. Просто мы получили меньше заявок. В прошлом году нам поступили заявки от 31 организации – научно-исследовательской, научно-образовательной, научно-производственной организации нашей страны на выполнение 70 проектов, то в этот раз мы получили заявки от 28 организаций – будет 56 проектов. Но мы все заявки удовлетворили.

– Кто сейчас на борту ледокола «Академик Федоров»?

– На борту — 76 человек экипажа, 96 членов экспедиции. Еще 48 присоединятся в Кейптауне. Таким образом, 144 человека экспедиции. Плюс к этому, в конце января пойдет второе наше судно – «Академик Трешников». На нем пойдут все остальные люди.

– А чем занимаются те, кто сейчас в Антарктиде?

– Сейчас у нас работает зимовочная экспедиция. Задачи у нее вполне традиционные: во-первых, выполнение программ мониторинга окружающей среды, во всех природных сферах Антарктики – от околоземного пространства до недр Земли, во-вторых – ремонтные и строительные работы, в-третьих – подготовка мусора к вывозу из Антарктики, и, в-четвертых, логистика. Сейчас, например, на станциях Новолазаревская и Прогресс готовят взлетно-посадочные полосы. На разных станциях выполняются разные программы, но везде – метеорология. На двух – аэрология. На прибрежных (Прогресс, Мирный, Беллинсгаузен) – океанология. На станциях Прогресс, Беллинсгаузен, Новолазаревская и Мирный принимают данные с искусственных спутников Земли о состоянии ледяного покрова и процессах в атмосфере, на Новолазеревской исследуют сейсмологию – регистрация всяких землетрясений и других процессов в земной коре происходит там. На Востоке – метеорология, измерение геомагнетизма, физических процессов в ионосфере.

Станция «Прогресс»
Станция «Новолазаревская»
Станция «Беллинсгаузен»

Станция «Мирный»
Станция «Молодежная»
Станция «Восток»

Антарктика и безопасность

– Как объяснить обычному человеку, зачем в кризис тратить миллионы на эти исследования, если они не приносят никакой практической пользы?

– Все просто. У любого государства есть свои интересы в различных районах земного шара. Особенно это касается тех стран, которые считают себя глобальными державами. А Антарктида – это континент, на котором нет никакого территориального деления. Нет государственных границ, нет таможенных служб. Так что там делать? Интересы любого государства можно разделить на три основные группы: национальная безопасность – в широком смысле слова, – экономическое процветание и национальный престиж. В плане обеспечения безопасности есть задача – сохранение Антарктики в качестве региона мира, международного сотрудничества, науки и охраны окружающей среды – чтобы на 6 континенте не было очагов международной напряжённости. А главное – отслеживание глобальных изменений климата, которое можно сделать только там. Это особенно важно для России.

– Почему именно в Антарктиде и почему «особенно для нашей страны» – мы ведь находимся на другом конце света, как вы сказали?

– Климат на Земле, в основном, определяют два фактора: космофизический – то есть, в первую очередь, солнечная энергетика, – и антропогенный. В Северном полушарии в настоящее время антропогенная нагрузка огромна – много заводов, автомобилей и так далее. И разделить, какие климатические изменения происходят, например, из-за выбросов CО 2 , а какие – из-за солнечной активности. А в Антарктиде нет ни промышленности, ни сельского хозяйства, ни развитой транспортной коммуникации, ни городов. Соответственно, никакого влияния человека на окружающую среду. Таким образом, в Антарктиде мы можем исследовать космофизические явления в чистом виде.

Более 65% территории России находится в зоне вечной мерзлоты. И потепление климата на 1-2 градуса может повлечь за собой катастрофические последствия, сравнимые с ядерной войной. Будут разрушаться фундаменты зданий, железные и шоссейные дороги, опоры линий электропередач, нефте- и газопроводы, покрытие аэропортов и так далее. Поэтому нам жизненно необходимо отслеживать эти изменения, чтобы быть к ним готовыми.

Фото: aari.ru, planetpuide.ru, cryosol.ru, utimenews.org, личный архив

Самый отдаленный, холодный и загадочный из всех континентов нашей планеты, хранящий множество тайн, - это Антарктида. Кто является первооткрывателем? Какая флора и фауна на континенте? Обо всем этом и не только речь пойдет в статье.

Общее описание

Антарктида - большая пустыня, безлюдный материк, который не принадлежит ни одному из существующих государств. В 1959 году был подписан договор, согласно которому к материку имеют право доступа подданные любого государства, для изучения любой его точки и только в мирных целях. В связи с чем было построено более 16 научных станций в Антарктиде для изучения материка. Причем информация, добытая там, становится достоянием всего человечества.

Антарктида - пятый по величине континент, общей площадью более 14 миллионов квадратных километров. Для нее характерны низкие температуры. Была зафиксирована самая низкая - 89,2 градуса ниже нуля. Погода на материке переменчивая и распределена не равномерно. На окраине она одна, а в центре - совсем другая.

Климатические особенности материка

Отличительной чертой климата континента являются не только низкие температуры, но и сухость. Здесь можно встретить сухие долины, которые образовываются в верхнем десятисантиметровом слое выпадающего снега. Осадков в виде дождя континент не видел более 2 миллионов лет. На континенте сочетание холода и сухости достигают своего пика. Несмотря на это, материк содержит более 70% запаса пресной воды, однако только в форме льда. Особенность климата схожа с климатом на планете Марс. В Антарктиде сосредоточены сильные и продолжительные ветра, которые доходят до 90 метров в секунду, и мощная солнечная радиация.

Флора континента

Особенности климатического пояса Антарктиды влияют на скудность разнообразия растений и животных. Материк практически лишен растительности, однако некоторые виды мхов и лишайников все же можно встретить по краю материка и на оттаявших от снега и льда участках земли, так называемых островах-оазисах. Данные представители растительного вида зачастую образуют торфяники. Лишайники представлены в большом разнообразии более трехсот видов. В образовавшихся из-за таяния земли озерах можно встретить низшие водоросли. В летний период Антарктида красива и местами представлена красочными пятнами из красного, зеленного и желтого цветов, где виднеются лужайки. Это результат скопления простейших водорослей.

Цветковые растения редки и встречаются не повсеместно, насчитывается их более двухсот, среди них выделяется капуста Кергеленская, являющейся не только питательным овощем, но и хорошим средством, препятствующим появлению цинги, из-за большого содержания витаминов. Встречается она на островах Кергелен, откуда и получила свое название, и Южной Георгии. Из-за отсутствия насекомых опыление цветковых растений происходит ветром, что обуславливает отсутствие пигмента в листьях травянистых растений, они бесцветны. Ученые отмечают, что когда-то Антарктида была центром формирования флоры, однако изменение условий на континенте привело к изменению и его растительного и животного мира.

Фауна Антарктиды

Животный мир в Антарктиде скуден, особенно это относится к наземным видам. Встречаются некоторые виды червей, низшие ракообразные и насекомые. Из последних можно встретить мух, однако все они бескрылые, да и вообще, крылатых насекомых на континенте нет из-за постоянных сильных ветров. Но помимо бескрылых мух, на Антарктиде встречаются и бескрылые бабочки, некоторые виды жуков, пауков и пресноводных моллюсков.

В отличие от скудной наземной фауны, Антарктический континент богат морскими и полусухопутными животными, которые представлены многочисленными ластоногими и китообразными. Это морские котики, киты, тюлени, излюбленным местом которых являются плавучие льды. Самыми известными морскими животными Антарктиды являются пингвины - птицы, которые прекрасно плавают и ныряют, но не летают из-за коротких крыльев, похожих на ласты. Основным ингредиентов питания пингвинов являются рыбы, но не брезгают они полакомиться моллюсками и рачками.

Значение исследования Антарктиды

Продолжительное время плавание по морям после путешествия мореплавателя Кука были прекращены. На протяжении полувека ни одному кораблю не удалось сделать то, что удалось морякам Англии. История изучения Антарктиды началась в конце 18 - начале 19 века. Именно русским мореплавателям удалось сделать то, что не удалось Куку, и закрытая им когда-то дверь в Антарктиду открылась. Удалось это осуществить в период интенсивного строительства капитализма в России, в период особого внимания к географическим открытиям, так как становление капитализма требовало развитие в промышленной индустрии и торговли, которые, в свою очередь, требовали развитие научной деятельности, изучение природных богатств и налаживание торговых путей. Все началось с освоения Сибири, ее огромного пространства, затем берегов Тихого океана и, наконец, Северной Америки. Интересы политики и мореплавателей расходились. Целью путешествий исследователи ставили открытие неведомых материков, познание чего-то нового. Для политиков же значение исследования Антарктиды сводилось к расширению рынка на международной арене, усилению колониального влияния и поднятию уровня престижа своего государства.

История открытия Антарктиды

В 1803-1806 годах русские путешественники И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский совершили первое кругосветное путешествие, которое было снаряжено двумя компаниями - российской и американской. Уже в 1807-1809 годах следом на военной шлюпке был направлен в плавание В. М. Головин.

Разгром Наполеона в 1812 году вдохновил многих морских офицеров на дальние плавания и исследовательские походы. Это совпадало с желанием царя присоединить и закрепить за Россией отдельные земли. Исследования в ходе морского путешествия привели к обозначению границ всех континентов, кроме того, были изучены границы трех океанов - Атлантического, Индийского и Тихого, однако пространства у полюсов Земли еще не были исследованы.

Кто же является первооткрывателями Антарктиды?

Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев стали первыми исследователями Антарктиды, представителями русской экспедиции под предводительством И. Ф. Крузенштерна. Экспедиция состояла в основном из желающих отправиться на континент молодых людей - военнослужащих. Команда из 205 человек разместилась на двух шлюпках «Восток» и «Мирный». Руководство экспедиции получило следующие инструкции:

  • Четкое следование поставленным задачам.
  • Полное соблюдение правил плавания и полное снабжение экипажа.
  • Всестороннее наблюдение и постоянное ведение журнала путешествия.

Беллинсгаузена и Лазарева вдохновляла вера в существование новых земель. Открытие новых земель - новая основная цель воодушевленных моряков. О наличии таковых в области южного полюса можно было встретить предположения в трудах М. В. Ломоносова и Иоганна Форстера, которые считали, что образующиеся в океане айсберги имеют материковое происхождение. В ходе экспедиции Беллинсгаузен и Лазарев производили уточнения в записях Кука. Им удалось дать описание берегов в направлении к Земле Сандвича, которое Куку так и не удалось сделать.

Открытие континента

В ходе экспедиции, приближаясь к южному полюсу, известные исследователи Антарктиды столкнулись сначала с одним большим айсбергом, а после уже с группой гористых островов из снега и льда. Продвигаясь меж снежных вершин, русские моряки впервые приблизились к антарктическому континенту. Перед взором путешественников открылся снежный берег, однако горы и скалы не были в снегу. Им казалось, что берег бескрайний, однако, решившись удостовериться в том, что это и есть южный континент, они объехали его вдоль берега. Оказалось, что это остров. Результатом экспедиции, которая продлилась 751 день, явилось открытие нового континента - Антарктиды. Мореплавателям удалось картировать встречаемые на пути острова, бухты, мысы и прочее. В ходе экспедиции были получены некоторые виды животных, растений, образцы горных пород.

Ущерб фауне

Открытие Антарктиды принесло большой ущерб фауне данного континента, некоторые виды морских животных были полностью истреблены. В 19 веке, когда Антарктида стала центром китобойного промысла, многие виды морской фауны значительно пострадали. Животный мир континента на сегодняшний день находится под охраной международной ассоциации.

Научные изыски

Научные исследования Антарктиды сводились к тому, что исследователи из разных государств, помимо ловли китов и иных представителей животного мира, открывали новые территории, изучали особенности климата. Также они измеряли глубину моря.

Уже в 1901 году современный исследователь Антарктиды Роберт Скотт совершил путешествие к берегам южного континента, где им было сделано много важных открытий и собрано множество сведений как о растительном и животном мире, так и о полезных ископаемых. Начиная с 1930-х годов уже полномасштабно исследовались не только водная и сухопутная часть Антарктиды, но и ее воздушные просторы, а начиная с 1950-х годов проводились океанические и геологические работы.

Российские исследователи на Антарктиде

Наши соотечественники сделали очень много для изучения этих земель. Российскими исследователями была открыта научная станция в Антарктиде и основан поселок Мирный. На сегодняшний день людям известно намного больше о континенте, чем сто лет назад. Имеется информация о погодных условиях материка, его животном и растительном мире, геологических особенностях, однако не до конца изучен сам лед, исследование которого продолжается и сегодня. На сегодняшний день ученых волнует вопрос перемещения антарктических льдов, их плотность, скорость и состав.

Наши дни

Одно из главных значений исследования Антарктиды заключается в поиске полезных ископаемых в недрах бескрайней снежной пустыни. Как установлено, на континенте содержится каменный уголь, железная руда, цветные металлы, а также благородные металлы и камни. Немаловажное внимание в современном исследовании занимает воссоздание полной картины давнего периода таяния льдов. Уже известно, что антарктические льды образовались ранее ледниковых покровов Северного полушария. Исследователи пришли к выводу о схожести геоструктуры Антарктиды с Южной Африкой. Некогда необитаемые просторы, являются источником исследований полярников, которые на сегодняшний день являются единственными обитателями Антарктиды. В их состав входят биологи, геологи и другие ученые из разных стран. Они и являются современными исследователями Антарктиды.

Влияние вмешательства человека в целостность материка

Современные возможности и технологии позволяют посетить Антарктиду еще и обеспеченным туристам. Каждое новое посещение континента отрицательно сказывается на экологическом фоне в целом. Самая большая опасность представляется в глобальном потеплении, затрагивающем всю планету. Это может привести к таянию льдов, к изменениям не только экосистемы материка, но и всего Мирового океана. Вот почему любые научные исследования континента находятся под контролем мирового научного сообщества. Важен разумный и осторожный подход к освоению материка, чтоб позволить сохранить его в первозданном виде.

Деятельность современных полярников на материке

Ученых все больше интересует вопрос выживания микроорганизмов в экстремальных условиях окружающей среды, для чего поступило предложение завезти на материк некоторые виды микробных сообществ. Это необходимо для выведения самого стойкого к холодам, низкой влажности и солнечной радиации вида для дальнейшего его использования в фармацевтической индустрии. Ученые пытаются изучить данные о ходе видоизменения живых организмов и влияния на них продолжительного отсутствия контакта с атмосферой.

Жить на холодном континенте непросто, климатические особенности считаются непростыми для человека даже несмотря на то, что участники экспедиции проводят большую часть времени в помещении, где созданы комфортные условия. При подготовке, полярники подвергаются медицинскими работниками специальному тестированию, чтоб выбрать из числа претендентов психологически стойких. Современная жизнь полярников обусловлена наличием полностью оснащенных станций. Там есть спутниковая антенна, электронная связь, приборы, измеряющие температуру воздуха, воды, снега и льда.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Место в общей теме: 3-4 уроки по теме «Антарктида».

Форма организации: учебная конференция, 2 учебных часа.

Цели и задачи:

1. Образовательные:

  • сформировать представление о современных масштабах изучения материка;
  • обосновать научную необходимость изучения Антарктиды.

2. Развивающие:

  • развивать умение работать с дополнительной информацией, отбирать главное.

3. Воспитательные:

  • воспитывать чувство уважения к людям, рискующим ради науки своими интересами и здоровьем;
  • формировать понимание необходимости их работы для жителей всей Земли.

4. Социальные:

  • формировать умение работать в группах;
  • умение обсуждать предложенные вопросы коллективно; излагать свое мнение.

Этапы работы:

1 этап. Подготовительный.

Класс делится на 5 групп, каждая из которых отбирает информацию по заданным вопросам (исследования норвежских, австралийских, российских и американских ученых - 4 группы и 5 группа корреспондентов, которые подготовили ряд вопросов по теме).

2 этап . Учебная конференция.

План работы.

    Изучение Антарктиды:

    первые научные экспедиции;

    Международный геофизический год;

    современные станции.

    Почему необходимо изучать Антарктиду?

    Подведение итогов.

Оборудование:

  • физическая карта Антарктиды;
  • атласы 7 класса;
  • презентация «Антарктида – континент мира и науки». (Приложение)

Ход урока

Ведущий (учитель): Дж.Кук в одном из своих отчетов написал: «Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях в поисках Южного материка настолько велик, что я могу взять на себя достаточную смелость, чтобы сказать, что земли, которые могут находится на юге, никогда не будут исследованы.»

Был ли прав путешественник? (Ребята говорят об открытии Антарктиды М.П.Лазаревым и Ф.Ф.Беллинсгаузеном в 1819-1821гг.)

Ведущий: Наша конференция посвящена дальнейшему изучению самого южного материка Земли. На конференции присутствуют представители государств, принимающих наибольшее участие в научном изучении Антарктиды: Норвегии, Австралии, США, России, а также группа корреспондентов, которые будут задавать различные вопросы в ходе конференции.

1. Изучение Антарктиды.

Первые научные экспедиции.

Представители группы «Норвегия»: В1899 году на мысе Адер высадились 10 человек во главе с норвежцем Карстеном Борхгревинком. Это были первые люди, которые решили остаться на целый год в ледяных неведомых краях. 1 января 1900 года Борхгревинк запечатал в бочонок краткий отчет об успешной зимовке. Бочонок запечатали в грот большого айсберга. С тех пор по примеру норвежцев другие государства стали сооружать свои станции в Антарктиде.

Вопрос корреспондентов: Как первые полярники решали проблемы обеспечения энергией и радиосвязью?

Экспедиция Д. Моусона наладила быт полярников и начала первые научные исследования. Главная база полярников была оборудована двумя генераторами, работавшими от керосинового двигателя. Сейчас все полярные станции получают электроэнергию, используя двигатели, работающие на привозном топливе (обычно на солярке). Проводятся эксперименты по получению солнечной и ветряной энергии.

Представители группы «Австралия»: Также австралийской экспедицией была решена проблема радиосвязи. Радиостанция была построена на мысе Денисон (земля Адели). Главной проблемой оказалась установка мачт, на которые вешались антенны. Высота мачт достигала 40 метров, установить их при ураганных ветрах было очень сложно. Да и мощности передатчиков не хватало для прямой связи даже со сравнительно недалекой Австралией. Только к концу 20-х годов радио стало неотъемлемой частью полярных экспедиций.

Международный геофизический год.

Ведущий: В первой половине 20 века экспедиции носили временный непостоянный характер. В 1956 году началась подготовка к МГГ, который проходил с 1957 по 1959 год. 65 стран договорились послать свои экспедиции вглубь континента и другие малоизученные области, построить там научно- исследовательские станции и проводить исследования. Антарктида была объявлена материком мира и науки. В договоре по Антарктиде это отражено в соответствующих статьях. (см. Приложение)

Современные станции в Антарктиде.

Ведущий: Сейчас в Антарктиде действует более 70 научных станций. Из них 42 круглый год. Распределение по странам: Чили – 11, Аргентина – 9, Россия – 9, Австралия – 8, Великобритания – 7, США – 3.(см. Приложение) Постоянное население – до 1000 человек, летом – до 4000.

Вопрос корреспондентов: Почему всех больше станций принадлежит Чили и Аргентине? (Причина в близком расположении этих стран к материку.)

Ведущий: Исследования российских ученых всегда играли большую роль в изучении материка, т.к. ранее был накоплен опыт в северных полярных широтах - в Арктике.

Представители группы «Россия»: Освоение Антарктиды советскими полярниками началось с Мирного. (см. Приложение) Уже в первую советскую антарктическую экспедицию было построено 18 щитовых домов. Дома строились на прочном металлическом каркасе - фундаменте и закреплялись тросами ледовых якорей. Но уже в первую зиму Мирный был занесен снегом – в дома пришлось проникать через люки на крышах, а через несколько лет здания оказались под 7-10 метровым слоем снега. Учитывая опыт Мирного на других станциях дома стали строить на сваях.

В этом же 1957 году была открыта станция Восток , которую называют самой интересной в научном отношении. Это дважды полюс – южный магнитный полюс Земли и полюс холода. К тому же это самая высокогорная станция – на высоте 3488 м над уровнем моря.(см.Приложение)

Вопрос корреспондентов: Каковы условия жизни для человека на этой станции?

Зимовка на Востоке обостряется несколькими обстоятельствами: почти абсолютная сухость воздуха, атмосферное давление вдвое ниже нормального. Содержание кислорода в атмосфере здесь такое же как и на высоте 5000 м. и наконец, это самое холодное место на Земле – знойное восточное лето - минус 35С. Врачи не рекомендуют проводить в таких условиях более 6 месяцев.

Долгое время одной из ведущих российских станций была Молодежная . (см. Приложение) Т.к. станция находится на побережье, стало возможным строительство там целого научного городка: жилые здания, научные лаборатории. столовая, поликлиника, радиоцентр, электростанция и аэродром. В данное время станция законсервирована и находится на реконструкции, а ее заменила станция Прогресс . (см. Приложение)

Ведущий: Большой вклад в изучение материка вносят американские ученые.

Представители группы «США»: Старейшая американская станция Мак - Мердо . Дома построены здесь на обычных фундаментах и образуют настоящие улицы. В поселке действует водопровод, канализация, АЭС, есть церковь. К поселку проложены автомобильные дороги и от береговых причалов и от аэродрома. (см. Приложение)

Вопрос корреспондентов: Какие условия позволяют строить на Мак - Мердо дома на обычном фундаменте? (Станция находится в антарктическом оазисе.)

Весьма интересна еще одна сравнительно молодая (1975г.) американская станция Амундсен - Скотт . Станция находится на Южном географическом полюсе. Все здания там соединены крытыми переходами, а основные помещения скрыты под общим куполом. (см. Приложение)

Все рассказы о научных станциях сопровождаются показом расположения этих станций на большой карте, а также ребята находят их в карте атласа.

2. Почему необходимо изучать Антарктиду?

Ведущий: Из всего выше сказанного ясно как много трудностей преодолевают ученые, живущие в Антарктиде. Что же заставляет их рисковать собственным здоровьем, переносить бытовые трудности? Почему они считают изучение самого южного материка столь важным? Давайте обсудим этот вопрос.

В результате получается следующее:

Антарктиду необходимо изучать, т.к.:

  • материк влияет на климат всей Земли;
  • подо льдом имеются большие запасы минеральных ресурсов;
  • интересен органический мир материка;
  • здесь находится удивительный вулкан Эребус, действующий даже при сильных морозах;
  • континент является огромным запасником пресной воды;
  • Антарктида - это часть древнего континента Гондвана и ее природа тесно связана с природой других материков.

Данные выводы учащиеся записывают в тетради.

3. Подведение итогов.

Ведущий: Наша конференция подошла к концу. Что мы сегодня узнали нового? Чему научились и на уроке, и входе подготовки к нему? Оцените работу участников в группах.

Группам раздаются оценочные листы.

Домашнее задание. Составить кроссворд по теме «Изучение Антарктиды».

Используемая литература.

  1. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Арктика и Антарктика. М, 2000.
  2. Крылова О.В. Уроки географии: 7кл. – М: Просвещение, 1990.
  3. Ресурсы Интернета: Википедия.