Заболоцкий краткая биография. Краткая биография николая заболоцкого. Бесконечные противоречия Заболоцкого

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958) — русский поэт. Родился под Казанью в семье интеллигентов: отец работал агрономом, мать была сельской учительницей. Детство Заболоцкого прошло в Вятской губернии, в селе Сернур, вблизи провинциального города Уржума. Учился будущий поэт сначала в сельской школе, затем, с 1913 по 1920 год, в реальном училище, находившемся в его же селе. После окончания училища Заболоцкий уезжает в Москву, где поступает в Московский университет сразу на два факультета — медицинский и филологический. В 1921 году молодой человек переезжает в Петроград и поступает в Педагогический институт им. А.И. Герцена на отделение языка и литературы, окончательно определив своё призвание.

После окончания института Заболоцкий служит в армии, а позднее, с 1927 года, начинает работать редактором в отделе детской книги, сотрудничает с детскими журналами «Ёж» и «Чиж». В 1938 году в жизни Заболоцкого произошёл драматический поворот: по ложному доносу в антигосударственном заговоре поэт был арестован и репрессирован. Пять лет Заболоцкий отбывал заключение в лагерях на Колыме, в 1943 году получил статус ссыльного поселенца и работал строителем на Дальнем Востоке, Алтае и в Казахстане.

В 1950 году Заболоцкий возвращается из ссылки и живёт в Москве. Он много пишет, спешит наверстать безвозвратно утраченные годы. Однако невыносимая жизнь в лагере, тяжёлые условия ссылки подорвали его здоровье: в 1950-е годы Заболоцкий болеет и в 1958 году умирает от второго инфаркта.

Творчество Заболоцкого

Интерес к литературе у Заболоцкого проявился уже в детские годы: известно, что в третьем классе сельской школы он «издавал» рукописный журнал, куда вписывал свои детские стихотворения. В годы учёбы в пединституте Заболоцкий сблизился с группой молодых поэтов и сам сочинял стихотворения. Но по самокритичному выражению Заболоцкого, результат поэтической деятельности этого времени — «объёмистая тетрадь плохих стихов». Первые настоящие стихотворения, в которых уже ощущалась индивидуальная поэтическая манера, Заболоцкий пишет в 1926-1927 годах во время службы в армии.

Активный творческий период начался с работы в отделе детской книги: Заболоцкий выпускает книги для детей в стихах и прозе «Резиновые головы» и «Змеиное молоко», пишет в журналах «Ёж» и «Чиж». К этому времени относятся и его творческие связи с известными поэтами Даниилом Хармсом и Александром Введенским. За десятилетие творческой деятельности, предшествовавшее аресту в 1938 году, Заболоцкий становится большим поэтом, он выпускает две книги стихотворений: «Столбцы» (1929) и «Вторая книга» (1937), пишет поэмы, создаёт для детей переводы — пересказы знаменитых произведений мировой литературы: «Гаргантюа и Пантагрюэль» французского писателя Франсуа Рабле, «Путешествия Гулливера» английского писателя Джонатана Свифта, «Легенда о Тиле Уленшпигеле» бельгийского писателя Шарля де Костера, поэма «Витязь в тигровой шкуре» грузинского поэта Шота Руставели. В эти годы Заболоцкий увлекается также живописью и философией.

После лагерей и ссылки Заболоцкий создаёт ряд замечательных литературных произведений. Лирика Заболоцкого приобретает глубокий философский характер, в ней появляется трагическое звучание, навеянное тяжёлыми впечатлениями прошлых лет. В это время Заболоцкий также заканчивает полный перевод поэмы Руставели «Витязь в тигровой шкуре» и делает один из лучших переводов величайшего памятника древнерусской литературы — «Слова о полку Игореве».

Одними из самых известных стихотворений Заболоцкого являются стихотворения «Некрасивая девочка» (1955) и «Не позволяй душе лениться» (1958). Эти стихотворения относятся к философской лирике поэта, особенностью которой было изображение обычной, будничной жизни. Заболоцкий поднимает такие значимые философские темы, как жизнь человека и его душа или природа красоты, обращаясь к повседневной действительности. Например, он пишет стихотворение «Некрасивая девочка», словно глядя из окна на играющих во дворе соседских детей, а в стихотворении «Не позволяй душе лениться» лирический герой размышляет о душе человека, её совершенствовании через труд и заботу о ближнем.

Заболоцкий – из тех поэтов, которые не оставляют равнодушными. Одни в восторге от его оригинальных рифм и «ребусного стиха», у других его творчество вызывает протест. Но просто скользнуть взглядом по строчкам и тут же забыть их невозможно. Жизненный путь автора «Столбцов» и талантливого переводчика «Слова о полку Игореве» оказался столь же неровным и извилистым, с крутыми заломами, как и его литературные наработки.

О жизни и судьбе

Николай Заболоцкий родился 24 апреля 1903 г. – практически на стыке эпох. Среди представителей творческих профессий существует интересное мнение: когда люди чувствуют себя неуверенно, когда в обществе происходят крутые перемены, буквально переворачивающие представление о добре и с ног на голову, - тогда и рождаются такие стихи, странные, полные иносказаний, тоже «переломные» - словно мятущаяся душа находит в них успокоение и отдых.

Николай рано стал сочинять и к 3 классу уже издавал литературный (школьный) журнал. Получив среднее образование, юноша решил учиться дальше и поступил в медицинский. Но вскоре понял: выбранный путь ему совершенно не подходит. Его призвание – «глаголом жечь сердца людей». И Николай продолжил учебу в Петроградском университете, на факультете языка и литературы.

Закончив учебу, юный поэт попадает в армию, честно отдает долг Родине. Затем он занимается литературными трудами, создает вместе с и другими поэтами Объединение реального искусства. Этот период стал расцветом авангарда в творчестве Заболоцкого.

В 1938 г. случается страшное: поэта обвиняют в антисоветской пропаганде, арестовывают. Впереди – 5 страшных лет лагерей. В 1946 г. Заболоцкому позволили вернуться в столицу и даже восстановили в Союзе писателей. Он снова пишет, но отныне его стихи становятся внешне спокойнее и наполняются глубокой мудростью – это мысли человека, прошедшего тяжелейшие испытания судьбы.

Скончался Заболоцкий в 1958 г., пережив первый инфаркт и не выдержав второго.

Стихи

Если вы – ценитель классической поэзии и выросли на произведениях Пушкина, Лермонтова, Есенина, то первое знакомство с Заболоцким может стать сюрпризом, ведь его стихи стиль сильно отличаются от «старой доброй» классики. Хотя почему – первое знакомство? Разве вы не знаете любимого учителями всех эпох: «Не позволяй душе лениться. Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!». Это тоже – «многовалентный» Заболоцкий!

Произведения сборника «Столбцы» включают все: здесь и игра слов, и гротескные образы, и размышления о переломной эпохе, и философские, с ироничной усмешкой (вспомним Омара Хайяма – кое-какие аналогии можно заметить) стихи о жизни и смерти.

Ранний Заболоцкий иллюзорно доступен. С одной стороны, знакомые слова и звуки, с другой –не каждый сразу сложит образы в целостную картину.

Позднее язык поэта становится мягче, легче, зрелые мысли облекаются в простые и понятные слова. Много стихотворений у взрослого Заболоцкого о природе, о ее вечном умирании и возрождении, и о месте человека в этом удивительно гармоничном мире. Прочтите «Начало зимы», «Весну в лесу» - перед нами живой, исполненный ярких красок, находящийся в вечном движении мир.

У Николая Заболоцкого есть свои горячие поклонники. Пусть вы не принадлежите к их стану, все же открывайте иногда книжку с его стихами, чтобы почувствовать слово на вкус – Заболоцкий умел так обращаться с русским языком, что его можно буквально осязать.

Заболоцкий, Николай Алексеевич, поэт (7.5 1903, Казань – 14.10.1958, Москва). Родился в семье агронома. В 1910 его семья переехала в село Сернур Уржумского уезда Вятской губернии. В 1920-25 Заболоцкий учился в высших учебных заведениях, сначала в Москве, затем в Петрограде, где он окончил литературный факультет Педагогического института им. Герцена. В 1926-27 Заболоцкий служил в армии. По окончании службы он получил в Ленинграде место в отделе детской книги ОГИЗа, которым руководил в Ленинграде С. Маршак .

Николай Заболоцкий. Видеофильм

Еще в студенческое время Заболоцкий написал много стихов, публиковать их он начал в 1927, параллельно печатались его книги для детей и статьи в детских журналах «Ёж» и «Чиж». Заболоцкий входил в группу абсурдного искусства Обэриу , он сформулировал манифест, опубликованный группой в 1928. Его первый, во многом сюрреалистический сборник стихов Столбцы (1929) был встречен резкой критикой со стороны РАПП , но высоко оценен знатоками поэзии.

Второй сборник, Стихотворения. 1926-1932, уже набранный в типографии, не был подписан к печати. Поэма Заболоцкого Торжество земледелия (написанная в 1929-32) возбудила столь резкую критику со стороны партии, что номер журнала «Звезда» (1933, № 2-3), в котором она появилась, был изъят из обращения и после изменения стихов набран заново.

После сотрудничества поэта во вновь созданном Союзе писателей и определенных уступок, сделанных им ведущей критике, Заболоцкий смог опубликовать свой следующий сборник стихов Вторая книга (1937). Но 19.3.1938 он был арестован и приговорен к 5-ти годам лагерного заключения. Затем с августа 1944 по май 1946 Заболоцкий отбывал ссылку в Алтайском крае и в Караганде.

Многие собственные стихи Заболоцкого тех лет появились в печати только после его полной реабилитации, последовавшей за смертью Сталина . Так например, стихотворение «Лесное озеро» (1938) появилось в журнале «Новый мир» лишь в 1956.

За год до ранней кончины Заболоцкого, когда он жил большей частью в Тарусе и получил единственную возможность побывать за границей в качестве одного из делегатов европейского съезда писателей в Италии, вышел еще один сборник его стихов. Полное признание он получил десятилетием позже, когда о нем стали писать как об одном из самых значительных русских поэтов советского периода.

Раннее творчество Заболоцкого сосредоточено на проблемах города и народной массы, в нем сказывается влияние Хлебникова , оно отмечено предметностью, свойственной футуризму , и многообразием бурлескной метафорики. Конфронтация слов, давая эффект очуждения, выявляет новые связи. При этом стихи Заболоцкого не достигают такой степени абсурда, как у других обэриутов. Природа понимается в стихах Заболоцкого как хаос и тюрьма, гармония – как заблуждение. В поэме Торжество земледелия поэтика футуристского экспериментирования сочетается с элементами ирои-комической поэмы 18-го века.

Вопрос о смерти и бессмертии определяет поэзию Заболоцкого 30-х годов. Ирония, проявляющаяся в преувеличении или упрощении, намечает дистанцию по отношению к изображаемому.

Поздние стихи Заболоцкого объединяются общими для них философскими устремлениями, размышлениями о природе и естественностью языка, лишенного патетики. Они эмоциональнее и музыкальнее, чем прежние стихи поэта, и ближе к традиции (Пушкин , Баратынский , Тютчев). К очеловеченному изображению природы здесь добавляется аллегорическое («Гроза», 1946).

Серебряный век подарил миру плеяду удивительных поэтов. Ахматова, Мандельштам, Цветаева, Гумилев, Блок… То ли время было такое необыкновенное, то ли мироздание на мгновение замешкалось, и теория вероятностей прозевала это невероятное совпадение. Но так или иначе, начало двадцатого века - это время фейерверка, праздничного салюта в мире русской поэзии. Звезды вспыхивали и гасли, оставляя после себя стихи - известные и не очень.

Известный неизвестный Заболоцкий

Один из самых недооцененных авторов того времени - поэт Н. Заболоцкий. Все знают, что Ахматова - гений, но не каждый может процитировать ее стихи. То же касается и Блока или Цветаевой. А вот творчество Заболоцкого знают практически все - но многие понятия не имеют, что это именно Заболоцкий. «Зацелована, околдована, с ветром в поле…», «Душа обязана трудиться…» и даже «Котя, котенька, коток…». Все это - Заболоцкий Николай Алексеевич. Стихи принадлежат его перу. Они ушли в народ, стали песнями и детскими колыбельными, имя автора превратилось в лишнюю формальность. С одной стороны - самое искреннее признание в любви из всех возможных. С другой - вопиющая несправедливость по отношению к автору.

Прозаический поэт

Проклятие недооцененности коснулось не только стихов поэта, но и собственно его жизни. Она всегда был «не в масть». Не соответствовал стандартам, представлениям и чаяниям. Для ученого он был слишком поэт, для поэта - слишком обыватель, для обывателя - слишком мечтатель. Его дух никак не соответствовал его телу. Блондин среднего роста, круглолицый и склонный к полноте, Заболоцкий производил впечатление человека основательного и степенного. Солидный молодой человек весьма прозаической наружности никак не соответствовал представлениям об истинном поэте - чувствительном, ранимом и мятущемся. И только люди, знавшие Заболоцкого близко, понимали, что под этой внешней бутафорской важностью скрывается удивительно чуткий, искренний и жизнерадостный человек.

Бесконечные противоречия Заболоцкого

Даже литературный кружок, в котором оказался Николай Алексеевич Заболоцкий, был «неправильный». Обэриуты - беспардонные, смешливые, парадоксальные, казались самой неподходящей компанией для серьезного молодого человека. А между тем Заболоцкий был очень дружен и с Хармсом, и с Олейниковым, и с Введенским.

Еще один парадокс несоответствия - литературные предпочтения Заболоцкого. Известные оставляли его равнодушным. Не любил он и высоко ценимую окололитературной средой Ахматову. А вот неприкаянный, мятущийся, призрачно-сюррелистичный Хлебников казался Заболоцкому поэтом великим и глубоким.

Мировосприятие этого человека болезненно контрастировало с его внешностью, его образом жизни и даже происхождением.

Детство

Родился Заболоцкий 24.04.1903 в Казанской губернии, Кизической слободе. Его детство прошло на фермах, в деревнях и селах. Отец - агроном, мать - сельская учительница. Жили они сначала в Казанской губернии, потом переехали в село Сернур Сейчас это республика Марий Эл. Позже многие отмечали характерный северный говор, прорывавшийся в речи поэта - ведь именно оттуда был родом Николай Заболоцкий. Биография этого человека тесно переплелась с его творчеством. Любовь к земле, уважение к крестьянскому труду, трогательная привязанность к животным, умение понимать их - все это Заболоцкий вынес из своего деревенского детства.

Стихи Заболоцкий писать начал рано. Уже в третьем классе он «издавал» рукописный журнал, в котором печатал собственные произведения. Причем занимался этим с присущим его характеру прилежанием и тщанием.

В десятилетнем возрасте Заболоцкий поступил в реальное училище Уржума. Там увлекался не только литературой, как можно было ожидать, но и химией, рисованием, историей. Эти увлечения позже и определили выбор, который сделал Николай Заболоцкий. Биография поэта сохранила следы творческих метаний, поиска себя. Приехав в Москву, он поступил сразу на два и историко-филологический. Позже он выбрал все же медицину и даже проучился там семестр. Но в 1920 году прожить в столице без посторонней помощи студенту было трудно. Не выдержав безденежья, Заболоцкий вернулся в Уржум.

Поэт и ученый

Позже Заболоцкий все же окончил институт, но уже Петроградский, по курсу «Язык и литература». Писал стихи, но талантливым его не считали. Да и сам он отзывался о своих произведениях того периода как о слабых и насквозь подражательных. Окружающие видели его скорее ученым, чем поэтом. Действительно, наука была той областью, которой всегда интересовался Николай Заболоцкий. Биография поэта могла бы сложиться по-другому, если бы он принял решение заниматься не стихосложением, а научными изысканиями, к которым всегда имел склонность.

После обучения Заболоцкий был призван в армию. Во время службы он входил в редакцию полковой стенгазеты и очень гордился впоследствии тем, что она была лучшей в округе.

Заболоцкий в Москве

В 1927 году Заболоцкий все же вернулся в Москву, из которой семь лет назад уехал в большом разочаровании. Но сейчас он был уже не студент, а молодой поэт. Заболоцкий с головой окунулся в бурлящую литературную жизнь столицы. Он посещал диспуты и обедал в знаменитых кафе, где были завсегдатаями московские поэты.

В этот период литературные вкусы Заболоцкого окончательно сформировались. Он пришел к выводу, что поэзия не должна быть просто отражением эмоций автора. Нет, в стихах нужно говорить о важных, о нужных вещах! Как подобные взгляды на поэзию сочетались с любовью к творчеству Хлебникова - загадка. Но именно его Заболоцкий полагал единственным поэтом того периода, достойным памяти потомков.

Заболоцкий удивительным образом сочетал несочетаемое. Он был ученым по духу, практиком и прагматиком до мозга костей. Интересовался математикой, биологией, астрономией, читал научные труды по этим дисциплинам. Огромное впечатление произвели на него философские работы Циолковского, Заболоцкий даже вступил с автором в переписку, обсуждая космогонические теории. И в то же время это был тонкий, лиричный, эмоциональный поэт, пишущий стихи, бесконечно далекие от академической сухости.

Первая книга

Именно тогда в списках членов ОБЭРИУ появилась еще одно имя - Николай Заболоцкий. Биография и творчество этого человека были тесно связаны с кружком поэтов-новаторов. Абсурдная, гротескная, нелогичная стилистика обэриутов в сочетании с академическим мышлением Заболоцкого и его глубокой чувствительностью позволяла создавать произведения сложные и многогранные.

В 1929 году выходит первая книга Заболоцкого - «Столбцы». Увы, результатом публикации были лишь насмешки критиков и недовольство официальной власти. К счастью для Заболоцкого, никаких серьезных последствий этот случайный конфликт с режимом не имел. Поэт после издания книги публиковался в журнале «Звезда» и даже готовил материал для следующей книги. К сожалению, этот стихотворный сборник так и не был подписан в печать. Новая волна травли заставила поэта оставить мечты о публикации.

Николай Алексеевич Заболоцкий начал работать в жанре в изданиях, которые курировал сам Маршак - по тем временам в литературном мире фигура исключительной значимости.

Работа переводчика

Кроме того, Заболоцкий начал заниматься переводами. «Витязь в тигровой шкуре» до сих пор знаком читателям именно в переводе Заболоцкого. Кроме этого, он перевел и переложил для детских изданий «Гаргантюа и Пантагрюэля», «Тиля Уленшпигеля» и один раздел «Путешествий Гулливера».

Маршак, переводчик № 1 страны, высоко отзывался о работах Заболоцкого. Тогда же поэт начал работать над переводом со старославянского «Слова о полку Игореве». Это была огромная работа, проделанная необыкновенно талантливо и тщательно.

Переводил Заболоцкий и Альберто Саба, мало известного в СССР итальянского поэта.

Женитьба

В 1930 году Заболоцкий женился на Екатерине Клыковой. Друзья-обэриуты отзывались о ней исключительно тепло. Даже язвительные Хармс и Олейников были очарованы хрупкой молчаливой девушкой.

Жизнь и творчество Заболоцкого были тесно связаны с этой удивительной женщиной. Заболоцкий никогда не был богат. Более того, он был беден, иногда попросту нищ. Скудные заработки переводчика едва позволяли содержать семью. И все эти годы Екатерина Клыкова не просто поддерживала поэта. Она полностью передала ему бразды правления семьей, никогда ни в чем с ним не споря и ничем не упрекая. Даже друзья семьи поражались преданности женщины, отмечая, что есть в такой самоотверженности что-то не совсем естественное. Уклад дома, малейшие хозяйственные решения - все это определял только Заболоцкий.

Арест

Поэтому когда в 1938 году поэта арестовали, жизнь Клыковой рухнула. Все пять лет заключения мужа она провела в Уржуме, в крайней бедности.

Заболоцкий был обвинен в антисоветской деятельности. Несмотря на длительные изнуряющие допросы и пытки, он не подписал обвинительных заключений, не признал существование антисоветской организации и не назвал никого из предполагаемых ее членов. Возможно, именно это и спасло ему жизнь. Приговором было лагерное заключение, и Заболоцкий провел пять лет в Востоклаге, расположенном в районе Комсомольска-на-Амуре. Там, в нечеловеческих условиях, Заболоцкий занимался стихотворным переложением «Слова о полку Игореве». Как потом объяснял поэт - чтобы сохранить себя как личность, не опуститься до того состояния, в котором уже невозможно творить.

Последние годы

В 1944 году срок был прерван, и Заболоцкий получил статус ссыльного. Год он жил на Алтае, куда приехала и жена с детьми, потом перебрался в Казахстан. Это были тяжелые для семьи времена. Отсутствие работы, денег, вечная неуверенность в завтрашнем дне и страх. Боялись повторного ареста, боялись, что выгонят из временного жилья, боялись всего.

В 1946 году Заболоцкий возвращается в Москву. Он живет у друзей, подрабатывает переводами, жизнь начинает медленно налаживаться. И тогда случается еще одна трагедия. Жена, бесконечно верная преданная жена, мужественно перенесшая все лишения и тяготы, вдруг уходит к другому. Не предает из страха за свою жизнь или жизнь детей, не бежит от нищеты и невзгод. Просто в сорок девять лет эта к другому мужчине. Это сломило Заболоцкого. Гордый, самолюбивый поэт мучительно переживал крах Жизнь Заболоцкого дала крен. Он заметался, лихорадочно ища выход, пытаясь создать хотя бы видимость нормального существования. Предложил руку и сердце малознакомой, в сущности, женщине, причем, по воспоминаниям друзей, даже не лично, а по телефону. Спешно женился, какое-то время провел с новой супругой и расстался с ней, попросту вычеркнув вторую жену из своей жизни. Именно ей, а вовсе не жене, было посвящено стихотворение «Драгоценная моя женщина».

Заболоцкий ушел в работу. Он много и плодотворно переводил, у него были заказы и наконец-то он начал прилично зарабатывать. Он смог пережить разрыв с женой - но не смог пережить ее возвращения. Когда Екатерина Клыкова вернулась к Заболоцкому, у него случился сердечный приступ. Полтора месяца он проболел, но за это время успел привести в порядок все свои дела: рассортировал стихи, написал завещание. Он был человек обстоятельный в смерти так же, как и в жизни. К концу жизни у поэта были и деньги, и популярность, и читательское внимание. Но это уже не могло ничего изменить. Здоровье Заболоцкого было подорвано лагерями и годами бедности, а сердце пожилого человека не выдержало нагрузок, вызванных переживаниями.

Смерть Заболоцкого наступила 14.10.1958 года. Он умер по пути в ванну, куда шел, чтобы почистить зубы. Врачи запрещали Заболоцкому вставать, но он всегда был человеком аккуратным и даже немного педантом в быту.

Публикации раздела Литература

Сколько их в Тарусе?

«Вообще Заболоцкий – фигура недооцененная. Это гениальный поэт... Когда вы такое перечитываете, то понимаете, как надо работать дальше», – говорил еще в 80-е годы поэт Иосиф Бродский в беседе с писателем Соломоном Волковым. Таким же недооцененным Николай Заболоцкий остался до сих пор. Первый памятник на народные деньги открыли в Тарусе спустя полвека после кончины поэта.

«Репрессированный талант, при жизни физически, после смерти фактически вытесненный с литературной площадки, он создал новое направление в поэзии – литературоведы называют его «Бронзовым веком» русской поэзии… Понятие «Бронзовый век» русской поэзии – устоявшееся, а принадлежит оно моему покойному другу, ленинградскому поэту Олегу Охапкину. Так впервые в 1975 году он сформулировал его в своей одноименной поэме… Заболоцкий был первым поэтом «Бронзового века», – рассказал идейный вдохновитель открытия памятника, меценат, публицист Александр Щипков.

Над бюстом три месяца работал тарусский скульптор Александр Казачок. Вдохновение черпал в творчестве самого Заболоцкого и в воспоминаниях близких о нем. Стремился понять характер, чтобы не только документально передать черты лица, но и отразить в образе душевное состояние. Полуулыбка застыла на устах поэта.

«Он внутри был такой человек, не снаружи, снаружи он был мрачноватым, а внутри он был довольно ясным человеком. Певец нашей русской поэзии, который любит Россию, любит народ, любит ее природу», – поделился впечатлением скульптор Александр Казачок.

Народная любовь к Заболоцкому проявилась и в желании тарусцев переименовать в честь поэта городской киноконцертный зал, и в любимом детворой летнем фестивале «Петухи и гуси в городе Тарусе», названном строчкой из стихотворения «Городок» Николая Заболоцкого.

А кому сегодня плакать
В городе Тарусе?
Есть кому в Тарусе плакать –
Девочке Марусе.

Опротивели Марусе
Петухи и гуси.
Сколько ходит их в Тарусе
Господи Иисусе!

Памятник Николаю Заболоцкому обрел место на пересечении улиц Луначарского и Карла Либкнехта – рядом с домом, где поэт провел лето 1957 и 1958 годов – последние в его жизни. Старинному провинциальному городку на Оке суждено было стать поэтической родиной Заболоцкого.

Поэт поселился здесь по совету жившего в то время в Советском Союзе венгерского поэта Антала Гидаша. В Тарусе тому доводилось отдыхать вместе с женой Агнессой. Памятуя о блестящем переводе Заболоцким на русский язык своей поэмы «Стонет Дунай», Гидаш хотел познакомиться с поэтом ближе, продолжить общение, начавшееся в 1946 году в доме творчества советских писателей в Дубултах на Рижском взморье.

Дачу подыскал лично. Остановив выбор на домике с двумя уютными комнатами, выходившими во двор террасы и ухоженным садом. Николай Заболоцкий приехал сюда с дочерью Наташей. Таруса полюбилась поэту сразу, напомнив город юности Уржум: поверх садов и крыш домов виднелась река, перед домом толкались петухи, куры и гуси. Говоря его же строчками, здесь он жил «обаянием прожитых лет».

Николай Заболоцкий с женой и дочерью

Дом Николая Заболоцкого в Тарусе

Николай Алексеевич всецело ушел в сочинительство. Два тарусских сезона стали его едва ли не самым насыщенным творческим периодом. Поэт написал более 30 стихотворений. Некоторые из них в тот же год читал в Риме во время поездки с группой советских поэтов.

Вечерами Заболоцкий встречался с Гидашами, общался с прогуливающимися по берегу Оки художниками. Он был превосходным знатоком живописи, хорошо рисовал сам.

В письме поэту Алексею Крутецкому 15 августа 1957 года сам Заболоцкий рассказывал: «…я же второй месяц живу на Оке, в старом захолустном городке Тарусе, который когда-то даже князей собственных имел и был выжжен монголами. Теперь это захолустье, прекрасные холмы и рощи, великолепная Ока. Здесь жил когда-то Поленов, художники тянутся сюда толпами».

Таруса – редкое для русской культуры явление. С XIX века она стала меккой для писателей, музыкантов и художников. С ней связаны имена Константина Паустовского, Василия Поленова и Василия Ватагина, Святослава Рихтера, семьи Цветаевых.

Здесь писатель Константин Паустовский вручил Заболоцкому свою недавно изданную «Повесть о жизни», подписав: «Дорогому Николаю Алексеевичу Заболоцкому – в знак глубокого преклонения перед классической силой, мудростью и прозрачностью его стихов. Вы – просто колдун!» А в письме Вениамину Каверину Паустовский написал: «Здесь летом жил Заболоцкий. Чудесный, удивительный человек. На днях приходил, читал свои новые стихи – очень горькие, совершенно пушкинские по блеску, силе поэтического напряжения и глубине».

На следующее лето Заболоцкий вернулся в Тарусу. Побывавший у него в гостях поэт Давид Самойлов вспоминал: «Жил он в маленьком домике с высокой террасой. Почему-то теперь мне кажется, что домик был пестро раскрашен. От улицы отделен он был высоким забором с тесовыми воротами. С терраски, поверх забора, видна была Ока. Мы сидели и пили «Телиани», любимое его вино. Пить ему было нельзя, и курить тоже».

Заболоцкому так полюбилась Таруса, что он стал мечтать купить здесь дачу и жить на ней круглый год. Даже приметил новый сруб на тихой зеленой улице, выходящий к заросшему лесом оврагу.

Задуманному не суждено было сбыться: вскоре у него обострилась болезнь сердца, а утром 14 октября 1958 года поэта не стало. Позднее в архиве Заболоцкого был найден план дома, который он так надеялся приобрести в Тарусе.

«Игра в бисер» с Игорем Волгиным. Николай Заболоцкий. Лирика

«Медные трубы. Николай Заболоцкий»