Является ли если подчинительным союзом. Существуют ли в русском языке многозначные союзы? Союзы, указывающие на непосредственное предшествование: как только, пока не и др

Подчинительные союзы по значению делятся на две группы: функционально-синтаксические и семантические.

Функционально-синтаксические союзы указывают на синтаксическую зависимость придаточной части от главной, не конкретизируя характер этой зависимости. Валгина Н. С. подчёркивает, что это с неопределённой семантикой, т. е. могут употребляться в различных видах придаточных предложений, к ним относят союзы что , чтобы , как .

  • Он не слыхал,
  • Как подымался жадный вал. (Придаточное изъяснительное.)
  • (А. С. Пушкин)
  • Зачем арапа своего
  • Младая любит Дездемона,
  • Как месяц любит ночи мглу? (Придаточное сравнительное.)
  • (А. С. Пушкин)
  • Его пустынный уголок
  • Отдал внаймы, как вышел срок. (Придаточное времени.)
  • (А. С. Пушкин)

Семантические союзы служат не только для формального прикрепления придаточного предложения к главному, но и для выражения тех или иных смысловых отношений.

Семантические подчинительные союзы делятся на следующие группы:

1. Временны́е союзы: как , когда , едва , пока , лишь , только , как только , прежде чем , после того как , с тех пор как . Выражают временны́е отношения двух событий, ситуаций.

  • Приятно, когда есть на свете люди, которым хочется помочь.
  • (П. А. Павленко)
  • Когда торопишься, дорога всегда кажется длиннее.
  • (Д. Н. Мамин-Сибиряк)
  • Едва я вступил на опушку леса, как сразу наткнулся на кабанов...
  • (В. К. Арсеньев)

2. Изъяснительные союзы: что , чтобы , как , будто . Выражают отношения пояснения.

  • Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.
  • (И. С. Тургенев)
  • Я хочу,
  • чтоб к штыку
  • приравняли перо.
  • (В. В. Маяковский)
  • Дети чувствуют, кто их любит.

Галкина-Федорук Е. М., Распопов И. П. и Ломов А. М. не относят изъяснительные союзы к группе семантических (к семантическим их причисляют Розенталь Д. Э. и Теленкова М. А.).

3. Целевые союзы: чтобы , только бы , лишь бы , дабы (устар.), для того чтобы , с тем чтобы , с той целью чтобы . Передают целевые отношения. Придаточное объясняет содержание главной части сложноподчинённого предложения.

  • Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать.
  • (Д. Д. Шостакович)
  • Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

4. Причинные союзы: так как (то ), потому что , ибо , поскольку , вследствие того что , благодаря тому что , ввиду того что , в связи с тем что , в силу того что , по причине того что , оттого что , из-за того что . Выражают причинные отношения. Основание или мотив обозначены в придаточной части, в главной - следствие.

  • А так как расстроенная мать была молчалива, то Чук с Геком молчали тоже.
  • (А. П. Гайдар)
  • Оттого что облака почти касались верхушек берёз, на земле было тихо и тепло.
  • (К. Г. Паустовский)

5. Условные союзы: если , ежели , коли , раз , кабы , когда , как скоро . Передают условные отношения, обозначенные в придаточной части, в главной - показан результат.

  • Как хорошо могли бы жить все люди на свете, если бы они только захотели, если бы они только понимали!
  • (А. А. Фадеев)
  • Когда два человека ссорятся - всегда оба виноваты.
  • (Л. Н. Толстой)

6. Уступительные союзы - хотя , пусть , пускай , а то , даром что , между тем как , несмотря на то что , а также местоименно-союзные сочетания сколько ни , как ни - выражают уступительные отношения. В придаточной части описывается ситуация или событие, вопреки которым осуществляется другое событие.

  • В это утро в степи было тихо, пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось.
  • (Л. Н. Толстой)
  • Нет, на всех тебя не хватит,
  • Хоть какой ты генерал.
  • (А. Т. Твардовский)
  • Хоть он глядел нельзя прилежней,
  • Но и следов Татьяны прежней
  • Не мог Онегин обрести.
  • (А. С. Пушкин)

7. Сравнительные союзы: как , чем , будто , как будто , словно , точно , нежели , как если бы , подобно тому как . Сравнительные отношения передаются через сложноподчинённое предложение, в котором описывается сходство двух событий, ситуаций - реальной и предполагаемой.

  • Подобно тому как нетерпеливый юноша ждёт часа свидания, я ждал часа ночи.
  • (М. А. Булгаков)
  • Наступило прохладное лето,
  • Словно новая жизнь началась.
  • (А. А. Ахматова)

8. Следственные союзы: так что . В придаточной части передаются отношения, выражающие следствие, результат, выводы, в то время как в главной части выражена причина, основание.

  • Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были очень низки от земли...
  • (С. Т. Аксаков)
  • Дождь прекратился, так что можем пойти погулять.

Многие лингвисты склонны считать, что следственные отношения передаются только единственным союзом так что (Лекант П. А.). Между тем, Бабайцева В. В., Максимов Л. Ю., Виноградов В. В. к этой группе причисляют и союз до того что .

  • И до того мне стало вдруг стыдно, что буквально слёзы потекли по щекам моим...
  • (Ф. М. Достоевский)

§1. Общая характеристика союзов

Союз - это служебная часть речи, служащая для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения и отдельных предложений в тексте. Своеобразие союзов в той роли, которую они выполняют. Эта роль - выражение сочинительной и подчинительной синтаксических связей. В отличие от предлогов союзы не связаны с грамматическими признаками других слов. Почему? Потому что они служат для синтаксических связей более высокого уровня.

Союзы - неизменяемая часть речи. Союз не является членом предложения. Союзы - класс, объединяющий разнородные слова. Союзы различаются по образованию, строению, функции, значению.

§2. Образование союзов

Как и предлоги, союзы по способу образования делятся на непроизводные и производные.

  • Непроизводные союзы: и, а, но, или, как, что и др.
  • Производные образованы по-разному:
    • соединением непроизводных союзов: как будто, но и, так как
    • соединением указательного слова и простого союза: для того чтобы, с тем чтобы
    • соединением союза с местоимением и словом с обобщенным значением: в то время как, до тех пор пока
      от других частей речи: хотя, чтобы

§3. Строение союзов

По строению союзы делятся на простые и составные:

  • Простые : и, а, но, или, что, чтобы, как, если, однако, зато, тоже, также, причем, притом и др., состоящие из одного слова.
  • Составные : так как, в то время как, как скоро, вследствие того что, в связи с тем что . Составные делятся на двойные и повторяющиеся: не только…, но и… , ни… ни…, то… то…

§4. Функция (роль) союзов. Разряды по значению

Функция (роль) союзов - выражение синтаксических связей: сочинительных и подчинительных.

Сочинительная связь - это связь, которая выражает равноправные отношения элементов.

Сочинительные союзы. Разряды по значению

  1. Соединительные: и, да(=и: щи да каша), и…и…, не только… но и, как… так и, тоже, также
  2. Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
  3. Противительные: а , но , да (=но: хорош собой, да беден), однако , зато
  4. Градационные*: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
  5. Пояснительные*: то есть, а именно
  6. Присоединительные*: тоже, также, да и, и притом, причем

* Традиционно предложения с сочинительной связью считаются более доступными для понимания и вводятся в обучение раньше, чем другие: уже в начальной школе. Тогда же ребят учат различать значения союзов. Поэтому материал подается в упрощённом виде. Так усваивается идея, что сочинительные союзы бывают трех видов: соединительные, разделительные и противительные. В старших классах ребята сталкиваются с более широким кругом явлений, которые нужно понимать, осознавать. Например, все должны уметь различать и правильно писать союзы тоже, также и сочетания то же, так же, нужно знать, как пунктуационно оформлять предложения с разными союзами. А вопрос о том, какие это союзы, не возникает. Однако градационные, пояснительные и присоединительные союзы очень частотны, они могут попасться в тестовых заданиях. Поэтому старшеклассникам и выпускникам советую обратить на них особое внимание.

Подчинительная связь - это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений.

Подчинительные союзы. Разряды по значению

  1. Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
  2. Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
  3. Условные: если (кабы, коли, ежели - устар.), если бы, раз, ли, как скоро
  4. Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
  5. Следствия: так что
  6. Уступительные: хотя, несмотря на то что
  7. Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
  8. Изъяснительные: что, как, чтобы

Внимание:

Некоторые союзы многозначны и могут, выполняя разные функции, входить в разные разряды. Для примера сравним:

Передай ему, чтобы он не звонил: меня не будет дома.
чтобы - изъяснительный союз

Чтобы порадовать маму, он вымыл посуду, оставшуюся в раковине с утра.
чтобы - целевой союз

Когда учитель вошел в класс, Мишка разговаривал по телефону.
когда - временной союз

Я не знаю, когда он позвонит.
когда - изъяснительный союз

Когда он не хочет ничего понимать, как ему объяснишь?
когда - условный союз

Внимание:

Многие союзы имеют омонимичные формы, что создает проблемы в их различении и правильном написании. См. ЕГЭ: "A, В, С" - всё для подготовки. А18. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Для чего служат союзы?

    • Для связи слов в предложении
    • Для связи однородных членов предложения, частей сложных предложений и отдельных предложений в тексте
  2. Есть ли различие между сочинительными и подчинительными союзами?

  3. Верно ли считать, что простые союзы сочинительные, а составные - подчинительные?

  4. Верно ли считать, что простые союзы употребляются в простых предложениях, а составные - в сложных?

  5. Какая синтаксическая связь выражает равноправные отношения элементов?

    • Сочинительная
    • Подчинительная
  6. Какая синтаксическая связь выражает неравноправные отношения элементов, при которой один зависит от другого?

    • Сочинительная
    • Подчинительная
  7. Сочинительные или подчинительные союзы выражают сочинительную связь?

    • Сочинительные
    • Подчинительные
  8. Сочинительные или подчинительные союзы выражают подчинительную связь?

    • Сочинительные
    • Подчинительные
  9. Существуют ли в русском языке многозначные союзы?

  10. Верно ли, что у многих союзов есть омонимы?

  11. Производными или непроизводными являются союзы: и, а, но, или, как - ?

    • Производными
    • Непроизводными

Которые необходимы для связи компонентов в сложном предложении, однородных членов в предложении, а также отдельных предложений в одном тексте.

В русском языке в класс союзных слов и союзов входят те слова, которые отвечают за синтаксические связи в предложении или словоформе. В отличие от предлогов, осуществляющих служебную функцию в единстве с падежными существительными формами, эта часть речи не только никак не связана с грамматической формой соединяемых слов, но и вообще безразлична к принадлежности их к какой-либо части речи. Одно и то же может соединять как существительные (например, «у меня есть папа и мама »), так и глаголы («мальчик поет и танцует »), прилагательные («девочка красива и умна »), наречия и даже те слова, которые принадлежат к различным частям речи. Единственным условием является совпадение их синтаксических функций - например: «писать красиво и без ошибок» .

Многие союзы и союзные слова не столько должны устанавливать связь, сколько выявлять и конкретизировать ее. Это еще одна их отличительная способность, которой нет у предлогов. Последние с падежной флексией не только выявляют связь, но и при этом ее формируют.

Союзы не только не считаются членами предложения - они и не изменяются. По происхождению они подразделяются на производные - например, чтобы, будто, в которых можно проследить способообразовательную связь с теми знаменательными словами, от которых данные союзы образовались. Другой разновидностью являются непроизводные союзы, которые не связаны по происхождению в сегодняшнем русском языке с другими частями речи. Это союзы или, да, и.

А по способу употребления выделяются следующие формы:

  • неповторяющиеся или одиночные - однако, но;
  • парные или двойные, например, как… так и, если … то;
  • повторяющиеся - это и…и, ни…ни.

Исходя из строения, союзы делятся на простые, которые пишутся без пробелов - а, ибо , и на составные - в то время как, так как .

По характеру выражаемых с их помощью синтаксических отношений бывают сочинительные и подчинительные союзы.

Сочинительные виды соединяют равноправные компоненты - такие, как части

По своему значению сочинительные союзные слова бывают:

  • соединительные, которые выражают отношение перечисления - да, и, тоже, и...и, также;
  • противительные, выражающие отношение противопоставления - однако, но, а, же;
  • разделительные, выражающие отношение взаимоисключения - или...или, или, то...то;
  • пояснительные, которые выражают отношение пояснения - как то, именно;
  • присоединительные, выражающие отношение присоединения - а также, да и.

Их другая разновидность - подчинительные союзы - призвана показывать зависимость одного компонента от другого, связывая между собой, в основном, звенья сложного предложения. Иногда они используются и в простых предложениях для неоднородных и однородных членов.

К примеру, подчинительные союзы хотя, как, словно, будто, чем.

День зимой короче, чем ночь. Озеро словно зеркало. Как видим, подчинительные союзы связывают любые члены предложения. Они могут быть как однородными, так и неоднородными.

Отдельные сложноподчиненные союзы используются в таких случаях, когда есть главное и несколько Это, например, такие слова: кто, куда, какой, который, чей, где, насколько, откуда, почему, зачем, сколько .

По параметру значения подчинительные союзы бывают следующих разрядов:

  • причинные - потому что, так как, ибо ;
  • временные - когда, лишь, пока, едва;
  • целевые - для того чтобы, чтобы, дабы ;
  • условные - если, кабы, коли;
  • изъяснительные - как, что, чтобы;
  • уступительные - несмотря на то, что; хотя;
  • сравнительные - как, будто, точно, словно, чем;
  • следствия - так что.

СОЮЗ

Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте. Союзы не изменяются и не являются членами предложения.

По образованию союзы бывают:

1) непроизводные (первообразные), то есть такие, которые не связаны по происхождению с другими частями речи: а, но, или, да и ;

2) производные (непервообразные), образованные:

Соединением непроизводных союзов: как будто ,

Соединением указательного слова из главной части и простого союза: для того чтобы,

Соединением союза со словом с обобщённым значением: до тех пор, в то время как,

Исторически от других частей речи: пока, хотя, чтобы.

По строению различают союзы:

1) простые, состоящие из одного слова: а, ибо , чтобы ;

2) составные, состоящие из нескольких компонентов: так как, в то время как .

По употреблению союзы делятся на:

1) одиночные (неповторяющиеся): но, же, однако, зато;

2) повторяющиеся, которые состоят из одинаковых частей (ни...ни, то...то, или...или, либо…либо ).

3) двойные (двукомпонентные) союзы, части которых расположены дистантно с обязательной или не обязательной второй частью: не столько...сколько, не только...но и ; если...то, когда...то, едва...как .

По характеру синтаксических отношений, выражаемых ими, союзы делятся на: 1) сочинительные: и, а, но, даже, зато, однако ;

2) подчинительные: хотя, чтобы, если, потому.

Сочинительные союзы соединяют равноправные компоненты. Они связывают однородные члены предложения, части сложного предложения, предложения в тексте.

Сочинительные союзы в зависимости от передаваемых смыслов объединены в разряды по значению.

Классификация сочинительных союзов по значению

Название

Союзы

Примеры

Соединительные

и, да (=и), тоже, также, ни… ни и др.

1. Сухо трещат кузнечики, и убаюкивает, и волнует этот шёпот-треск (И. Бунин). 2. Пётр встал, я тоже поднялся.

Разделительные

или, либо, то… то, не то… не то и др.

1. Запрягли коня, сбросили на телегу два или три узла, кровать да деревянный топчан – вот и всё хозяйство (В. Распутин). 2. То холодно, то очень жарко, то солнце спрячется, то светит слишком ярко (И. Крылов).

Противительные

а, но, да (=но), однако, зато, же и др.

1. Со всеми буду я смеяться, а плакать не хочу ни с кем (М. Лермонтов). 2. На нас цыкают, прогоняют с холода домой, но мы не уходим (В. Астафьев).

Градационные

не только… но и, не столько… сколько, не то чтобы… а и др.

И.Е. Репин не раз утверждал, что Леонид Андреев не только наружностью, но и характером напоминает ему одного из обаятельнейших русских писателей – Гаршина (К. Чуковский).

Пояснительные

то есть, а именно, или (=то есть) и др.

Он принадлежал к числу молодых людей, которые на всяком экзамене «играли столбняка», то есть не отвечали ни слова на вопросы профессора (И. Тургенев).

Присоединительные

да и, причём, притом и др.

Когда измученные музыканты перестали играть, вызванное музыкою возбуждение исчезло и я почувствовал, что вот-вот упаду, да и упал бы, не случись вовремя остановка на отдых (В. Гаршин).

Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. Они связывают главным образом части сложного предложения, но могут быть использованы и в простом предложении для связи однородных членов: Книга интересная, хотя немного затянутая . Союзы как , будто, словно, чем связывают однородные и неоднородные члены предложения: Зимой ночь длиннее, чем день; Пруд словно зеркало.

Разряды подчинительных союзов по значению разнообразны.

Классификация подчинительных союзов по значению

Название

Союзы

Примеры

Изъяснительные

что, чтобы, будто и др.

1. Казалось, что на землю сыплются разноцветные лоскутки (Ю. Олеша). 2. Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице (И. Бунин).

Временные

когда, пока, с тех пор как, лишь, едва и др.

1. В морозном воздухе раздался первый удар колокола, когда Макар вошёл в избу (В. Короленко). 2. Так и будет кособениться изба, пока не завалится совсем или не дождётся доброго хозяина (В. Распутин).

Причинные

потому что, оттого что, так как, вследствие того что, благодаря тому что и др.

И теперь трудно было иностранному пришельцу бороться с простою местною дудкой, потому что она явилась слепому мальчику в сопровождении всей родственной украинской природы (В. Короленко).

Целевые

чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.

1. Тогда, чтобы вознаградить себя за тоскливый день, пассажиры сбились вместе с моряками в кают-компании (И. Бунин). 2. Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин (В. Сухомлинский).

Условные

если, ежели, если… то, ли и др.

Если вы удачно выберете работу и вложите в неё свою душу, то счастье само вас отыщет (К. Ушинский).

Уступительные

несмотря на то что, хотя и др.

1. Некогда было любоваться видом, хотя вид этого заслуживал (Ю. Олеша). 2. Лошадь начинал уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то что он поминутно был по пояс в снегу (А. Пушкин).

Сравнительные

как, словно, будто, как будто, как бы, точно и др.

Пламя появлялось в одну секунду, как будто кто-то пускал в толпу солнечных зайчиков (Ю. Олеша). Сравнительные союзы могут присоединять сравнительный оборот: Гром запрыгал, как мяч , и покатился по ветру (Ю. Олеша).

Следствия

так что

Всё идёт по плану, так что действуйте смело.

Эти примеры подчинительных союзов можно дополнить составными подчинительными союзами, например: в то время как, как будто, лишь только, в связи с тем что, с той целью чтобы и др. (см. выше). Некоторые союзы многозначны и могут быть отнесены к нескольким разрядам, например чтобы (целевой и изъяснительный), когда (временной и условный).

Г.Г. ГРАНИК, Г.В. ВЛАДИМИРСКАЯ, Н.А. БОРИСЕНКО

Продолжение. Начало в № 39, 39, 40, 42/2004; 5/2005

Союз

Глава из нового учебника курса «Русская филология»

III. Подчинительные союзы и их разряды по значению

Подчинительные союзы по значению делятся на несколько разрядов. Название разряда подсказывает, какой смысл выражает тот или иной союз.

Познакомьтесь с этими разрядами по таблице.

Составные

1. Причины

поскольку, ибо

потому что, оттого что, так как, вследствие того что, в связи с тем что, ввиду того что, благодаря тому что

Оттого что облака почти касались верхушек берез, на земле было тихо и тепло. (К.Паустовский)

для того чтобы, с тем чтобы, дабы (устар.)

Князь Андрей встал
и подошел к окну, чтобы отворить его.
(Л.Толстой)

3. Условия

если, ежели (устар.), коли (разг.) , раз (разг.)

в случае если

Не мил и свет, если друга нет. (Пословица)

4. Времени

когда, пока, едва, лишь

как только, лишь только, в то время как, с тех пор как, до тех пор пока

Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину . (М.Лермонтов)

5. Сравнения

как, словно, точно, будто, что, чем

как будто, подобно тому как

Чем ночь темней, тем ярче звезды. (В.Катаев)

6. Следствия

Снег становился все белее и ярче, так что ломило глаза. (М.Лермонтов)

7. Уступки

хотя, пусть, пускай

несмотря на то что

Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. (И.Тургенев)

8. Изъяснительные

что, чтобы, как, ли (союз-частица)

Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. (И.Тургенев)

Если вам кажется, что запомнить эту таблицу трудно, не огорчайтесь: знать ее всю не нужно, надо научиться узнавать в лицо основные союзы. Так что назначение этой таблицы то же, что и у хорошей шпаргалки.

Будьте внимательны: не проскочите мимо подчинительного союза! Хорошее знание в лицо подчинительных союзов помогает быстро и правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Подчинительные союзы служат нам ориентирующими знаками при письме, то есть знаками-подсказками.

В копилку слов

потому что
оттого что
несмотря на то что
вследствие того что
ввиду того что

Место запятой зависит от интонации и смысла.

17.1. Поработайте предсказателями. Что можно сказать о предложениях, которые начинаются следующими словами? Решите: какие из этих слов союзы, а какие союзные слова?

1) Как только...
2) Несмотря на то что...
3) Где...
4) Едва...
5) Кто...

17.2. Придумайте предложения, которые подтвердили бы ваши догадки.

18.1. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные морфемы. Найдите подчинительные союзы, определите, какие из них простые, а какие – составные. Какое значение каждый из союзов вносит в предложение?

1. Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому как драгоцен(?)ые камни излучают таинств(?)ый блеск.

2. Очевидно слово кажется нам поэтическим в том случае когда оно передает понятие наполн(?)ое для нас поэтическим содержанием.

3. Я уверен что для полного овладения русским языком для того чтобы (не)потерять чувство этого языка нужно (не)только постоя(?)ое общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами с пересвистом птиц и с каждым цветком что кивает головой (из)под куста лещины.

4. Чем прозрачнее воздух тем ярче солнечный день. Чем прозрачнее проза тем совершеннее ее красота. (К.Паустовский)

18.2. Дайте общую характеристику второго предложения.

В копилку слов

из-за
из-под

19.1. Дополните синонимические ряды. Какой смысл эти союзы вносят в предложение? Какие из союзов сочинительные, а какие подчинительные?

Чтобы – для того чтобы – с тем чтобы – дабы (подчинительные союзы цели).

1) Чтобы – для того чтобы – ...
2) Потому что – оттого что – ...
3) Однако – зато – ...
4) Несмотря на то что – ...
5) Также – и – ...
6) Если – ежели – ...

19.2. Какие из записанных вами союзов употребляются только в разговорной речи, а какие – только в книжной? Какие из союзов имеют помету устар .?

19.3. Придумайте 3–4 предложения с составными подчинительными союзами. Проверьте, правильно ли вы поставили знаки препинания в этих предложениях.

20. Проверьте себя, хорошо ли вы знаете разряды подчинительных союзов. Для этого выполните тест.

1. Укажите временные союзы:

а) поскольку,
б) откуда,
в) едва,
г) лишь только.

2. Укажите составные сравнительные союзы:

а) как будто,
б) потому что,
в) если бы,
г) подобно тому как.

3. Найдите четвертое «лишнее»:

а) хотя,
б) ввиду того что,
в) пусть,
г) несмотря на то что.

4. Укажите устаревший союз цели:

а) для того чтобы,
б) дабы,
в) коли,
г) ибо.

5. Найдите изъяснительные союзы:

а) чтобы,
б) что,
в) чем,
г) для того чтобы.

6. Какие из союзов являются многозначными, то есть могут входить не в один, а в несколько разрядов в зависимости от значения:

а) оттого что,
б) чтобы,
в) как,
г) если?

7. Укажите ряд, в котором все союзы условные:

а) в то время как, когда, пока, едва;
б) чтобы, что, как, ли;
в) ежели, коли, в случае если, раз.

21.1. Вы уже знаете множество античных мифов. Прочитайте миф об Амуре и Психее, сочиненный римским поэтом Апулеем во II веке н.э. Читая текст, мысленно вставляйте в места пропусков союзы (союзные слова).

С помощью Зефира западного ветра Амур получил в жены царскую дочь Психею. ...муж ее оставался (не)видимым и поставил условие: все будет хорошо... она (не)будет пытаться его увидеть. Психея (не)возражала... вскоре к ней в гости прибыли любопытные сестры. Они убедили ее зажечь светильник поместить его в сосуд и закрыть крышкой... ночью... муж заснет осветить комнату и посмотреть за... же она все(таки) вышла замуж. И Психея увидела спящего бога любви тем самым нарушив запрет (н?)когда (не)видеть лица своего загадочного супруга. Более того, она укололась одной из его стрел и влюбилась в него. Ее рука державшая светильник дрогнула и на нежную кожу Амура упала капля горячего масла. ...бог любви проснулся от боли он понял... случилось и улетел. А Психея очутилась на земле. ...снова увидеть Амура ей пр(?)шлось пройти множество испытаний. Пр(?)одолев их и даже спустившись в Аид за мертвой водой Психея после мучительных страданий ниспосла(?)ых на нее разгнева(?)ой Венерой... обретает счастье любви но и получает от богов бессмертие.
Много позже миф о Психее стали исследовать психологи. Они пришли к выводу... миф этот – не просто любовная история. Он имеет глубокий смысл. Имя Психеи происходит от греческого слова психе – «душа». Душа (Психея) сначала вознесе(?)ая на небо обрекается затем на странствования по земле пр(?)терпевая (не)взгоды и лишения. Но... она искренна и верна то сможет все пр(?)возмочь и в конце концов вернется на небеса где воссоед(?)нится со своей любовью. (Из энциклопедии «Мифы народов мира»)

21.2. Перепишите текст, вставляя в места пропусков союзы (союзные слова) и расставляя знаки препинания. Укажите разряды сочинительных и подчинительных союзов.

21.3. Какие слова образованы в русском языке от греческого слова психе – «душа»? Запишите их и составьте с ними предложения.

В копилку слов

преодолеть
претерпеть
превозмочь

ПЕРЕМЕНА

В восьмой главе пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин» есть такие строчки:

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне...

В этой строфе есть несколько загадок, не разгадав которые невозможно понять, почему Пушкин «читал охотно Апулея, а Цицерона не читал».

Строки требуют комментария.

Оказывается, Апулей, с которым мы познакомились, читая пересказ мифа об Амуре и Психее, – автор занимательного романа «Золотой осел», в котором рассказываются фантастические похождения героя, превращенного в осла. А Цицерон, как вы, наверное, знаете, – римский государственный деятель, оратор и философ I в. до н.э. Его речи обычно изучали для упражнений в латинском языке. Конечно же, Пушкину-лицеисту гораздо ближе было легкое и остроумное перо Апулея, чем тяжеловесные речи Цицерона.

22. Сделайте письменный прогноз отрезков предложений. Расставьте в них знаки препинания.

Вот так: Когда школьники бросив... . Предложение начинается подчинительным союзом когда , союз сигнализирует о том, что это придаточная часть сложноподчиненного предложения. Она осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, поэтому перед деепричастием бросив ставлю запятую и жду, когда закончится оборот, чтобы поставить вторую запятую. Потом жду, когда закончится придаточная часть, после которой тоже поставлю запятую.

1) Если стоит жаркое...
2) Когда утомленные...
3) Мы смотрели как двигаясь...

23.1. Прочитайте отрывок из повести Л.Н. Толстого «Детство». Перепишите текст, по ходу письма подчеркивая основы и расставляя знаки препинания. Союзы заключите в овал. Укажите разряды подчинительных союзов.

Когда нас оделили мороженым и фруктами мы несмотря на палящие лучи солнца встали и отправились играть.
– Давайте в Робинзона, – сказала Любочка щурясь от солнца и припрыгивая по траве.
– Нет скучно вечно Робинзон. Ежели непременно хотите так давайте лучше беседочку строить, – сказал Володя лениво повалившись на траву.
Снисхождение Володи доставило нам очень мало удовольствия. Может быть у него уже было слишком много здравого смысла и слишком мало силы воображения вполне наслаждаться игрою в Робинзона. Его ленивый и скучный вид разрушал все очарование игры.
Когда мы сели на землю и воображая что плывем на рыбную ловлю изо всех сил начали грести Володя сидел сложа руки в позе не имеющей ничего схожего с позой рыболова. Я заметил ему это но он отвечал что мы ничего не выиграем и не проиграем оттого что мы будем больше или меньше махать руками. Я невольно согласился с ним. Когда воображая что я иду на охоту, с палкой на плече, я отправился в лес Володя лег на спину закинул руки под голову и сказал мне будто бы и он ходил.
Я сам знаю что из палки не только убить птицу но и выстрелить никак нельзя. Это игра. Но коли так рассуждать то и на стульях ездить нельзя. А игры не будет, что ж тогда остается?.. (По Л.Н. Толстому)

23.2. Как вы оцениваете отношение Володи к игре? А других детей? Как бы вы ответили на последний вопрос текста?

копилку слов

непременно
наслаждение

24.1. Перепишите начало известной легенды. Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните подчинительные союзы и союзные слова. Над союзами укажите разряд по значению.

Архимед один из в(?)личайших ученых Древней Греции бл(?)стящий мат(?)матик и м(?)ханик жил в Сиракузах в III в. до н.э. В то время в Сиракузах правил царь Гиерон. Однажды Гиерон получив от мастеров заказа(?)ую им золотую корону усомнился в их чес(?)ности. Ему пок(?)залось что они утаили часть золота выда(?)ого на изготовление и зам(?)нили его серебром.
Вызвал Гиерон Архимеда и поручил ему определить есть ли в золотой короне примесь серебра.
Сейчас такая задача по плечу даже школьнику который изучает физику. Но 2200 лет назад Архимед выйдя после царской аудиенции не знал как пр(?)ступить к решению этой задачи.
Но он искал пути ее решения. Искал постоянно не перест(?)вая думать о ней даже тогда когда зан(?)мался другими делами. Если бы он не делал этого не могло бы произойти того прямо(таки) сказочного события которое и легло в основу легенды.
Размышляя над этой задачей Архимед как(то) зашел в баню(?).

(По В.З. Азерникову)

24.2. Продолжите этот текст.

Если легенда вам неизвестна, загляните в ответ, прочтите рассказ об Архимеде, а затем напишите по тексту мини-изложение. Озаглавьте текст.

24.3. Сформулируйте главную мысль этой легенды. Знаете ли вы о других случаях, когда решение важной задачи приходило к человеку во время отдыха или во сне – вообще в любом расслабленном состоянии?

24.4. Если вас заинтересовала легенда об Архимеде и если вы хотите прочитать рассказы о других великих открытиях и выдающихся ученых, найдите книгу В.З. Азерникова «Неслучайные случайности».

В копилку слов

аудиенция

IV. Союз на службе у текста

Прочитайте отрывок.

Ночь была темна, небо покрыто тучами, в двух шагах от себя нельзя было ничего видеть, но Марья Кириловна шла в темноте по знакомым дорожкам и через минуту очутилась у беседки; тут остановилась она, дабы перевести дух и явиться перед Дефоржем с видом равнодушным и неторопливым. Но Дефорж стоял уже перед нею.

Вы, конечно же, узнали повесть Пушкина «Дубровский». В этом отрывке несколько союзов. Заметили ли вы что-нибудь необычное в их употреблении?

Необычно в этом тексте положение союза но в последнем предложении. Он связывает не части сложного предложения и не однородные члены, а целые предложения. Этот союз выражает не просто противопоставление, он резко прерывает повествование, обрывает одну тему и обозначает переход к новой.

Итак, союзы могут связывать не только однородные члены или части сложного предложения, но и разные предложения в тексте. Поэтому их называют словами-связистами.

В стране воспоминаний

Как связываются предложения в тексте?

Вспомните:

1. Что такое текст?
2. Назовите основные признаки текста.
3. Как связываются предложения в тексте?
4. Почему союзы называют словами-«связистами»?

Если вы не уверены в правильности своих ответов, о словах-связистах вы можете прочитать в «Справочнике».

СПРАВОЧНИК

Союзы и слова-«связисты»

Как вы уже знаете, одна из главных особенностей построения текста заключается в том, что предложения не живут в нем сами по себе. Они с помощью сцеплений объединяются в смысловые группы, чтобы выразить вместе какую-то мысль.

Внутри смысловых групп есть специальные «связисты», которые прочно держат текст и не дают ему рассыпаться на отдельные части.

Главными «связистами», или, говоря научными словами, средствами межфразовой связи в тексте являются:

1) повторы одного и того же слова (лексический повтор);
2) синонимы (синонимическая замена);
3) местоимения;
4) вводные слова;
5) союзы.

Союзы в качестве слов-«связистов» выступают тогда, когда связывают не однородные члены и не части сложного предложения, а части текста, то есть отдельные предложения внутри абзаца или сами абзацы.

25.1. Прочитайте текст. Отметьте предложения, в которых союзы соединяют отдельные предложения, то есть являются в тексте «связистами».

В большой пустой комнате где на стене висела карта двух полушарий Никита сел за стол, весь в чернильных пятнах и нарисованных рожицах. Аркадий Иванович раскрыл задачник.
– Ну-с, – сказал он бодро, – на чем мы остановились?
И отточенным карандашиком подчеркнул номер задачи.
«Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна...» – прочел Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника. Он был в длинном пыльном сюртуке с желтым унылым лицом весь скучный и плоский высохший. Лавочка его была темная, как щель; на пыльной плоской полке лежали два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки снимал куски с полки и глядел тусклыми неживыми глазами на Никиту.
– Ну, что же ты думаешь Никита? – спросил Аркадий Иванович...
Но вот начали проходить алгебру предмет в высшей степени сухой.
Уча арифметику, по крайней мере можно было думать о разных бе(?)полезных но забавных вещах о заржавле(?)ых, с дохлыми мышами, ба(?)ейнах в которые втекают три трубы о вечном «некто» смешавш(?)м три сорта кофе или купивш(?)м столько(то) золотников меди или все о том(же) несчас(?)ном купце с двумя кусками сукна. Но в алгебре (н?)за что было зацепит(?)ся, в ней (н?)чего (не)было живого. Только переплет ее пахнул столярным клеем да в чернильнице отр(?)жалось круглое, как кувшин, лицо Аркадия Ивановича. (По А.Н. Толстому)

25.2. Что вы можете сказать о Никите? Похож или не похож этот мальчик на Володю из повести Л.Н. Толстого «Детство» (см. 23.1)?

25.3. Спишите последний абзац, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Если у вас не было ошибок, то следующее задание вы можете пропустить.

Если же ошибки были, продолжайте тренировку.

26.1. Прочитайте начало повести современной детской писательницы Натальи Соломко «Если бы я был учителем...». Она написана от имени мальчика-подростка.

Что Земля круглая нам об(?)ясняли в школе. Но я это знал и сам, еще до школы. Наш поселок по имени Полуночное стоит на самой макушк(?) Земли. Когда утром выход(?)шь из дому то сразу вид(?)шь: Земля круглая, все в порядке – улочки обозначе(?)ые пунктиром деревя(?)ых (одно)этажных домов разбегаются от наших ворот и тянутся вниз, вниз – к лугам(?). В лугах п(?)сутся кони. А за лугами – ближний лес, он (светло)зеленый. А за ним – синь и темень тайги до самого г(?)ризонта. Сразу за г(?)ризонтом – Сибирь.
Я иду в школу по круглой Земле и думаю о лошадях что п(?)сутся в лугах и ждут меня. А я иду в школу... (Н.Соломко)

26.2. Перепишите текст, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Определите, какие способы межфразовой связи есть в этом тексте.

26.3. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «А я иду в школу...», «Если бы я был учителем...».

26.4. Если вас заинтересовал этот текст и вы хотите узнать продолжение, прочитайте повесть Н.Соломко «Если бы я был учителем...».

27.1. Поработайте редактором. Введите, где нужно, для связи предложений и частей предложений союзы: же, однако, так как, также, что. Используйте также вводные слова, обособленные приложения и обстоятельства. Созданный вами текст запишите.

ГДЕ ЖИЛ ДИОГЕН?

Существует такое предание. Древнегреческий философ Диоген жил в бочке. На самом деле это не так. Древним грекам она была просто неизвестна. Пристанищем философу служил глиняный сосуд. Он назывался «пифос». Именно такие сооружения были найдены при археологических раскопках.
Обычно пифосы высотой 1,5–2 метра полностью закапывали в землю и использовали для хранения зерна. Диоген разместил свой «дом» на центральной площади города Коринфа. Диоген находился в нем или же рядом с ним и лежа давал всем проходящим советы по поводу того, как достичь духовной свободы. За такую назойливость и острый язык его прозвали «циником». В переводе с греческого это означало «собака».
Слава Диогена постепенно росла. Многие горожане и приезжий люд стали приходить к нему испросить совета. Легендарный Александр Македонский был в Коринфе и отправился к мудрецу спросить, не может ли он сделать что-нибудь для него. В ответ дерзкий философ, не задумываясь, попросил царя не загораживать ему утреннее солнце. (Из журнала «Вокруг света»)

27.2. После того как вы самостоятельно отредактировали текст, сравните его с авторским.

В копилку слов

пристанище
философ
философский

Продолжение следует*

* В следующем номере: V. «Правописание производных союзов»; VI. «Морфологический разбор союза».