Ввод советских войск в афганистан

Несомненно, все предлоги и доводы, которыми было прикрыто вторжение войск в Чехословакию под пристальным разбором с позиций современной исторической науки выглядят более, чем надуманными. Поэтому в данном контексте нас должен интересовать другой вопрос: когда было принято решение о вводе войск в Чехословакию в действительности?

Как мы уже писали, видимо, какой-то сценарий предполагал ввод войск в начале мая. Это подтверждается и воспоминаниями участников тех событий. Так, подполковник в отставке В.П. Сунцев подчеркивает, что их подразделение, дислоцированное в Бернау, недалеко от ЧССР, было поднято по боевой тревоге 8 мая. Однако вскоре всех распустили по отпускам. Непосредственная подготовка операции «Дунай» началась 21 июня 1968 года. К 20 августа основные подразделения советских войск вышли на начальные рубежи наступления. Однако как же объяснялось это действие общественности?

17 августа, когда все уже было решено, в ЦК КПЧ направляется письмо из Москвы с обоснованием грядущего вторжения. Там подчеркивается, что все, что будет происходить далее, обусловлено неправильным поведением самой КПЧ. Так, КПЧ обвиняется в нарушении всех данных ей ранее обещаний, как то: овладение СМИ и практическое осуществление регулярного их контроля, пресечение оппозиционных некоммунистических группировок, недопущение массового оппозиционного движения и т.д. «Мы видим, что положение дел не изменилось», так завершался этот документ. Попутно 17 августа советский посол С. Червоненко встретился с президентом Чехословакии Л. Свободой и сообщил в Москву, что в решающий момент президент будет вместе с КПСС и Советским Союзом. В тот же день группе «здоровых сил» в КПЧ были направлены подготовленные в Москве материалы для текста Обращения к чехословацкому народу. Именно это обращение, как нам кажется, является самым интересным документом того этапа противостояния СССР и Чехословакии. В нем всячески подчеркивалось, что сам социализм в ЧССР находится в опасности, что спасть нужно чехословацкий народ, что партия допустила ряд серьезных ошибок и стратегических просчетов. Именно исходя из этого, а также просьб (в тексте отступление, пропуск для фамилий), «мы решили оказать военное содействие». Все эти документы были заготовлены заранее, просчетов быть не должно было. Места для фамилий в документе были оставлены пустыми, т.к. не было еще известно, кого из высшей партийной элиты ЧССР в Кремле решать сделать ответственными за расправу над собственной страной.

Собственно, события хода самого ввода войск являются темой самостоятельного исследования. Мы лишь отметим, что дата ввода войск была назначена на вечер 20 августа, когда проводилось заседание Президиума ЦК КПЧ. Интересно, что И.Г. Павловский был проинформирован о своем назначении на пост командующего группировкой войск лишь за три дня до вторжения. Утром 20 августа 1968 г. офицерам был зачитан секретный приказ о формировании главного командования «Дунай». Главкомом был назначен генерал армии И. Г. Павловский, чья ставка была развернута в южной части Польши. Ему подчинялись оба фронта (Центральный и Прикарпатский) и оперативная группа «Балатон», а также две гвардейские воздушно-десантные дивизии. В первый день операции для обеспечения высадки десантных дивизий в распоряжение Главкома «Дунай» выделялось пять дивизий военно-транспортной авиации.


В 22 часа 15 минут 20 августа в войска поступил сигнал «Влтава-666» о начале операции. В 23.00 20 августа в войсках, предназначенных для вторжения, была объявлена боевая тревога. По каналам закрытой связи всем фронтам, армиям, дивизиям, бригадам, полкам и батальонам был передан сигнал на выдвижение. По этому сигналу все командиры должны были вскрыть один из пяти хранящихся у них секретных пакетов (операция была разработана в пяти вариантах), а четыре оставшихся в присутствии начальников штабов сжечь, не вскрывая. Во вскрытых пакетах содержался приказ на начало операции «Дунай» и на продолжение боевых действий в соответствии с планами «Дунай-Канал» и «Дунай-Канал-Глобус», подразумевавшими быстрое занятие Праги. Были атакованы аэродромы, произведено десантирование советских войск. Как уже говорилось неоднократно, идеологический аспект этих действий был провален абсолютно. Местное население, хотя и не оказало широкомасштабного сопротивления агрессору, но все же не пошло с ним на сотрудничество: руководителей-консерваторов же, приведших в страну русских, объявили предателями. В совершенно секретном документе КГБ СССР этот момент изображен весьма критически: «Ввод союзных войск в Чехословакию в пропагандистском отношении был подготовлен крайне неудовлетворительно. В течение первой недели нахождения наших войск в стране фактически не предпринималось активных попыток организовать широкую контрпропаганду против яростной, квалифицированной и хорошо подготовленной пропаганды антисоциалистических сил. В принципе при проведении таких военно-политических акций, как акция, осуществленная 21.08.1968 г., работа пропагандистского аппарата должна заглушать лязг танковых гусениц. В августовских событиях продвижение советских танков проходило в полном пропагандистском безмолвии. Существовал какой-то пропагандистский вакуум, который максимально благоприятствовал контрреволюционным силам…».

Международно-политический аспект своего вторжения СССР подготовил несколько лучше, хотя и его аналитики КГБ потом признают неудовлетворительным. Было подготовлено коммюнике для ООН на случай осуждения СССР как агрессора, насквозь лживое. В заявлении, подготовленном заранее для марионеточного правительства, говорилось, что «воинские подразделения социалистических стран вступили на территорию ЧССР на основании просьбы правительства этого государства, которое обратилось за помощью к союзным правительствам, включая помощь вооруженными силами, ввиду угроз, созданных внешней и внутренней реакцией социалистическому общественному строю». Особенно подчеркивалось, что все действия социалистических государств и их армий строго регулируются положениями ООН и будут немедленно прекращены, как только будет устранена причина ввода войск. Это возымело своеобразное действие – резолюцию против СССР через ООН провести не удалось. В принципе, Кремлю предстояло решить один-единственный вопрос – вопрос о власти.

Естественно, Кремль планировал опираться на «здоровые силы», консервативное крыло в КПЧ. С этой целью в СССР были привезены ключевые политические деятели ЧССР. К тому моменту в Москве уже было известно о том, что по инициативе Пражского городского комитета КПЧ досрочно, на территории завода в Высочанах (район Праги) начались подпольные заседания XIV съезд КПЧ, правда, без делегатов из Словакии, не успевших прибыть. Представители консервативно настроенной группы делегатов на съезде не были избраны ни на один из руководящих постов в КПЧ.

Советское руководство было вынуждено искать компромиссное решение. Вывезенные в СССР члены руководства ЦК КПЧ были доставлены в Москву. Президент Л. Свобода также прибыл в Москву вместе с Г. Гусаком, в тот момент являвшимся заместителем главы правительства. 24-27 августа 1968 года в Москве состоялись переговоры. Советские руководители стремились подписать с чехословацкими руководителями документ, в котором бы прежде всего оправдывался ввод войск как вынужденная мера по причине невыполнения обязательств чехословацкой стороны, принятых по итогам переговоров в Чиерне-над-Тисой и Братиславе, и неспособности предотвратить возможный государственный переворот «контрреволюционных сил». Также требовалось объявить решения съезда КПЧ в Высочанах недействительными и отложить созыв нового съезда партии. Переговоры проходили в обстановке нажима и скрытых угроз. Тем не менее, внимательный анализ документов позволяет выявить две кардинальные линии в тех переговорах. Если Дубчек сопротивлялся до последнего, говорил, что все, совершенное СССР было несправедливым, что он согласился на переговоры лишь ради предотвращения кровопролития, то Свобода и Гусак бодро рапортовали своим новым патронам, а Гусак даже заявил (в то время, как в его Словакии, в Кошице, советские солдаты расстреливали ополценцев), что если Съезд КПС пройдет отдельно, то на нем будет оказана поддержка Москве. Трудно сказать, чего в этих заявлениях больше – стремления построить в выгодный момент собственную политическую карьеру или обыкновенного ужаса перед кремлевскими бонзами.

В итоге, переговоры окончились подписанием Московского соглашения, которое официально именовалось «Программой выхода из кризисной ситуации». Оно насчитывало 15 пунктов, полностью перечеркивало достижения Пражской весны и вносило изменения в политическое устройство государства. Итак, Советский Союз подавил попытку реформирования социализма в Чехословакии. К власти были возвращены консервативные силы, а попытка построения социализма с человеческим лицом стала историей политической неудачи.

Главным выводом по последнему этапу нашего исследования является то, что СССР, осуществляя военное вторжение, совершенно провалил его идеологическую составляющую, попрал национальный суверенитет Чехословакии, подорвал международный авторитет ОВД, обозначил новый этап в «доктрине Брежнева».


Выводы

Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать следующие выводы:

1) Актуальность рассмотрения процессов, связанных с реакцией СССР на попытку реформирования социализма в Чехословакии, обусловлена тремя факторами уникальности этих процессов: фактором новизны (т.к. кризис был первым серьезным кризисом ОВД), фактором прогностическим (т.к. модель взаимодействия государств, продемонстрированная СССР и Чехословакией, была много раз использована потом, фактором внутренним (советское государство и его различные органы предстали перед судом всего мира).

2) Для полноценного исследования данной темы необходимо задействовать документальные и мемуарные источники, вспомогательными источниками могут быть материалы прессы. Среди документальных особенную ценность представляют Постановления Политбюро ЦК КПСС, среди мемуарных – воспоминания участников событий.

3) Имеет смысл говорить о двух наиболее распространенных точках зрения, сложившихся в ходе научной дискуссии к современному этапу. Во-первых, это работы, представляющие вторжение как неизбежное противопоставление угрозам социалистическому строю, справедливое и вынужденное. Во-вторых, это критические работы, содержащие резко негативные оценки произошедшим событиям, характеризующие СССР как агрессора.

4) На первом этапе Пражской весны, границы которого мы обозначаем маем 1968 года, политика СССР переходит от одобрения Александра Дубчека и попустительству смещения Антонина Новотного к критике в СМИ процессов, связанных с реформированием социализма, на данном этапе – без угроз и ультиматумов, без возложения всей ответственности за кризис на руководство КПЧ. Следует отдельно подчеркнуть, что Александр Дубчек, несомненно стал лидером КПЧ при участии СССР, а противовесом ему был избран президент ЧССР Людвиг Свобода.

5) На втором этапе Пражской весны – с начала мая по конец августа СССР перешел к тактике прямых угроз, многостороннего давления на Чехословакию, сплочения остальных соцстран, противопоставленного ей. На этом этапе четко обозначился волюнтаризм советского союза в принятии такого рода решений, спровоцированный отчасти недостатком качественной информации. Однако вместе с тем, полный отказ от взаимодействия с КПЧ тогда еще не стоял на повестке дня. Решение о вводе войск было принято, скорее всего, в июне 1968 года, а точный состав подразделений формировался вплоть до начала августа.

6) Третий этап – от подготовки вторжения в Чехословакию до Московского соглашения – был ознаменован применением силовых мер воздействия, размещения воинских гарнизонов стран ОВД в Чехословакии. Это осуществлялось при полном провале идеологической и дипломатической подготовки данных акций. Сразу после них, Кремль сформировал угодное себе правительство, которое ценой отмены завоеваний Пражской весны, спасло страну от кровопролития.

Причины вторжения

Афганистан - страна находящаяся на границах среднеазиатских республик СССР - стал беспокойной точкой в конце 70-х годов. В 1978 году в стране произошел государственный переворот, в котором не последнюю роль сыграло правительство СССР. Результатом этого стало установление в Афганистане просоветского режима. Однако вскоре новая власть в стране стала терять нити управления. Амин, пытавшийся насадить в исламском Афганистане коммунистические идеалы, быстро терял авторитет в обществе, в стране назревал внутренний конфликт, да и в самом Кремле не были довольны Амином, который все больше стал смотреть в сторону США. В этих условиях правительство СССР приступило к поиску лица, которое бы устроило его во главе Афганистана. Выбор пал на оппозиционного Амину Бабрака Кармаля, который в это время находился в Чехословакии. Причины ввода советских войск в Афганистан, таким образом, во многом связаны с возможной сменой внешнеполитического вектора страны. Определив нового лидера соседней стране, СССР, после ряда консультаций Брежнева, Маршала Устинова и министра иностранных дел Громыко, приступил к интервенции в страну. война пропагандистский афганистан

Менее чем за год позиция советского руководства в этом вопросе поменялась от сдержанности до согласия на открытое военное вмешательство во внутриафганский конфликт. При всех оговорках она сводилась к желанию «ни при каких обстоятельствах не потерять Афганистан» (буквальное выражение председателя КГБ Ю.В. Андропова).

Министр иностранных дел А.А. Громыко поначалу выступил против оказания военной помощи режиму Тараки, но отстоять свою позицию не сумел. Сторонники ввода войск в соседнюю страну, прежде всего - министр обороны Д.Ф. Устинов, обладали не меньшим влиянием. Л.И. Брежнев стал склоняться к силовому решению вопроса. Нежелание других членов высшего руководства оспаривать мнение первого лица вместе с непониманием специфики исламского общества предопределили, в конце концов, принятие непродуманного по своим последствиям решения о вводе войск.

Документы свидетельствуют, что советское военное руководство (кроме министра обороны Д.Ф. Устинова), размышляло достаточно здраво. Начальник Генерального штаба ВС СССР Маршал Советского Союза Н.В. Огарков рекомендовал воздержаться от попыток решать политические вопросы в соседней стране военной силой. Но в верхах проигнорировали мнение экспертов не только из Минобороны, но и МИДа. Политическое решение о вводе ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в Афганистан было принято 12 декабря 1979 г. в узком кругу - на встрече Л.И. Брежнева с Ю.В. Андроповым, Д.Ф. Устиновым и А.А. Громыко, а также секретарем ЦК КПСС К.У. Черненко, т.е. пятью членами политбюро из 12. Цели ввода войск в соседнюю страну и методы их действий не определялись.

Первые советские части пересекли границу 25 декабря 1979 г. в 18.00 по местному времени. На аэродромы Кабула и Баграма по воздуху были переброшены десантники. Вечером 27 декабря спецгруппами КГБ и отрядом Главного разведывательного управления была осуществлена спецоперация «Шторм-333». В результате нее был захвачен дворец Тадж-Бек, где размещалась резиденция нового главы Афганистана Х. Амина, а сам он был убит. К этому времени Амин утратил доверие Москвы в связи с организованным им свержением и убийством Тараки и информацией о сотрудничестве с ЦРУ. Было спешно оформлено избрание генеральным секретарем ЦК НДПА Б. Кармаля, накануне нелегально прибывшего из СССР.

Население Советского Союза было поставлено перед фактом ввода войск в соседнюю страну в целях, как говорилось, оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу в защите Апрельской революции. Официальная позиция Кремля была изложена в ответах Л.И. Брежнева на вопросы корреспондента «Правды» 13 января 1980 г. Брежнев указывал на вооруженную интервенцию, развязанную против Афганистана извне, угрозу превращения страны в «империалистический военный плацдарм на южной границе нашей страны». Он упомянул также о неоднократных обращениях афганского руководства о вводе советских войск, которые, по его словам, будут выведены «как только отпадут причины, побудившие афганское руководство обратиться с просьбой об их вводе».

СССР на тот период, действительно опасался вмешательства в афганские дела США, равно как Китая и Пакистана, реальной угрозы для своих рубежей с юга. По соображениям политики, морали, сохранения международного авторитета Советский Союз также не мог далее безучастно наблюдать за развитием гражданского противоборства в Афганистане, в ходе которого гибли безвинные люди. Другое дело, что эскалацию насилия было решено пресечь другой силой, игнорируя специфику внутриафганских событий. Потеря контроля за ситуацией в Кабуле могло быть расценено в мире как поражение социалистического лагеря. Не последнюю роль в событиях декабря 1979 г. играли личные, равно как и ведомственные оценки ситуации в Афганистане. Факт, что Соединенные Штаты были крайне заинтересованы во втягивании Советского Союза в афганские события, считая, что Афганистан станет для СССР тем же, чем Вьетнам для США. Через третьи страны Вашингтон поддерживал силы афганской оппозиции, воевавшей против режима Кармаля и советских войск. Непосредственное участие Советских Вооруженных Сил в афганской войне принято делить на четыре этапа:

1) декабрь 1979 г. - февраль 1980 г. - ввод основного состава 40-й армии, размещение по гарнизонам; 2) март 1980 г. - апрель 1985 г. - участие в боевых действиях против вооруженной оппозиции, оказание помощи в реорганизации и укреплении вооруженных сил ДРА; 3) май 1985 г. - декабрь 1986 г. - постепенный переход от активного участия в боевых действиях к поддержке операций, проводимых силами афганских войск; 4) январь 1987 г. - февраль 1989 г. - участие в проведении политики национального примирения, поддержка сил ДРА, вывод контингента войск на территорию СССР.

Первоначальная численность советских войск в Афганистане составляла 50 тыс. человек. Затем численность ОКСВ превысила 100 тыс. чел. В первый бой советские воины вступили уже 9 января 1980 г. при разоружении восставшего артиллерийского полка ДРА. В дальнейшем советские войска, против своего желания, втянулись в активные боевые действия, командование перешло к организации плановых операций против наиболее сильных группировок моджахедов.

Советские солдаты и офицеры проявили в Афганистане самые высокие боевые качества, мужество и героизм, хотя действовать приходилось в самых тяжелых условиях, на высоте 2,5-4,5 км, при температуре плюс 45-50°С и остром дефиците воды. С приобретением необходимого опыта выучка советских воинов позволяла успешно противостоять профессиональным кадрам моджахедов, подготовленным с помощью американцев в многочисленных учебных лагерях на территории Пакистана и других стран.

Однако втягивание ОКСВ в боевые действия не увеличило шансы на силовое разрешение внутриафганского конфликта. То, что нужно было выводить войска, понимали многие военачальники. Но подобные решения были вне их компетенции. Политическое руководство СССР считало, что условием вывода должен стать мирный процесс в Афганистане, гарантированный ООН. Однако Вашингтон, всячески препятствовал посреднической миссии ООН. Напротив американская помощь афганской оппозиции после смерти Брежнева и прихода к власти Ю.В. Андропова резко возросла. Лишь с 1985 г. в отношении участия СССР в гражданской войне в соседней стране произошли значительные изменения. Необходимость возвращения ОКСВ на родину стала полностью очевидной. Все более остро заявляли о себе экономические трудности самого Советского Союза, для которого масштабная помощь южному соседу становилась разорительной. В Афганистане погибли к тому времени несколько тысяч советских военнослужащих. В обществе зрело скрытое недовольство продолжающейся войной, о которой в прессе говорилось лишь общими официальными фразами.

Год шел за годом, а положение в Афганистане не улучшалось, ряд блестящих операций советской армии, таких как, например, плеяда Пянджширских операций, не могла привнести главного - смены настроения в афганском обществе. Жители страны были настроены категорически против идеологии Советов, а моджахеды завоевывали все большую популярность. Потери советских войск росли, ввод советских войск в Афганистан спровоцировал заметное увеличение военных расходов, рост недовольства в обществе, к слову, интервенция стала и причиной бойкота многими странами Олимпийских игр 1980 года, проходящих в Москве. Негласное поражение сверхдержавы становилось очевидным. В итоге, в феврале 1989 года завершилась бесславная кампания советской армии: последний солдат покинул страну 15 февраля. Несмотря на то что эту войну можно назвать провальной, советский воин подтвердил свои умения, стойкость, героизм и мужество. За время войны СССР потерял убитыми более 13 000 человек. Экономические потери страны также были значительны. Ежегодно на поддержку марионеточного правительства выделялось около 800 млн. долларов, а обеспечение армии обходилось в 3 млрд. Таким образом, это подтверждает тезис о том, что ввод советских войск в Афганистан ухудшил положение дел в экономике страны, и в итоге стал одной из причин ее системного кризиса.

«40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы - лишь то, что могли».

Ввод советских войск в Афганистан был объективной необходимостью. Об этом на круглом столе «Афганистан - школа мужества», который прошел в Тюменской областной думе, заявил председатель совета региональной общественной организации Союз десантников Григорий Григорьев .

«Афганистан - не только название страны. Это слово включает в себя всю гамму чувств и воспоминаний: боль и восторг, мужество и трусость, войсковое товарищество и предательство, страх и риск, жестокость и сострадание, которое довелось испытать бойцам в этой стране. Оно служит своеобразным паролем тем, кто воевал на афганской войне», – отметил Григорий Григорьев.

Глава Союза подробно проанализировал причины ввода советских войск в Афганистан. Это было оказание интернациональной помощи союзному правительству Демократической Республики Афганистан. Существовала опасность прихода к власти исламской оппозиции и как следствие опасность переноса вооруженной борьбы на территорию среднеазиатских республик СССР. Это угроза, что исламский фундаментализм поразит всю Среднюю Азию.

Необходимо было не допустить усиления на своих южных границах США и НАТО, которые вооружали исламскую оппозицию и желали переноса военных действий в Среднюю Азию. По данным одной из кувейтских газет, количество военных инструкторов, консультировавших исламистов, следующее: китайцы - 844, французы - 619, американцы - 289, пакистанцы - 272, немцы - 56, англичан - 22, египтяне - 33, а также бельгийцы, австралийцы, турки, испанцы, итальянцы и другие. Фактически в Афганистане против советских войск воевало 55 государств.

Еще одна причина ввода армии - это наркотраффик. Афганистан занимал второе место в мире по производству опиума. Он распространялся через среднеазиатские республики в Россию и Европу. Кроме того, нельзя было допустить усиления на своих южных границах КНР. Китай немало сделал для исламской оппозиции. С конца 1960-х годов отношения между СССР и КНР были очень напряженными, дело доходило до применения вооруженных сил. СССР имел с Китаем большую границу, которая была линией противостояния, а нередко и линией фронта. Руководство СССР не желало удлинения этой линии.

Ввод войск в Афганистан стал ответной мерой на развертывание ракет США в Европе. Необходимо было усилить собственные позиции в регионе против Ирана и Пакистана. Последний находился в состоянии перманентного конфликта с Индией, а Афганистан был хорошим плацдармом Союзу для оказания помощи Индии. Одна из экономических причин - защита и продолжение строительства объектов народного хозяйства. Более 200 из них построили советские специалисты - плотину, ГЭС, газопровод, авторемонтный завод, международные аэродромы, домостроительный комбинат, асфальтобетонный завод, автодорога Саланг и другое. В Кабуле был выстроен целый советский микрорайон.

«Вхождение в Афганистан для нашей страны было необходимо. Это не личная прихоть советского руководства и не авантюра. Нельзя рассматривать причины этой войны обособленно друг от друга. Их надо рассматривать комплексно, не предвзято, на основе документов и свидетельств участников. Имея перечисленные причины, задаемся вопросом, должен ли был СССР сидеть сложа руки и дать исламской оппозиции свергнуть просоветский режим? И это при том, что население трех республик, граничащих с Афганистаном, исповедовали ислам. Свержение советского режима в пользу ислама было бы опасным примером», – подчеркнул Григорий Григорьев.

По его словам, за исламской оппозицией стояли интересы США, которые, потеряв свое влияние в Иране, старались срочно усилить свои позиции в регионе. Особо Григорий Григорьев подчеркнул, что у американцев существовала медаль «За реализацию национальных интересов». Национальные интересы СССР в среднеазиатском регионе тем более очевидны.

В подтверждение глава регионального Союза десантников зачитал письмо солдата 9 роты 345 отдельного гвардейского парашютно-десантного полка Андрея Цветкова, написанное 17 мая 1987 года: «Отец, ты пишешь, что мы теряем здоровье, а порою жизнь за азиатов. Это далеко не так. Мы, конечно, выполняем интернациональный долг. Но кроме этого, мы ведь выполняем и патриотический долг, мы защищаем южные границы нашей родины, а стало быть, вас. Вот это является главной причиной нашего нахождения здесь. Отец, ты представь, какая угроза нависла бы над СССР, если бы здесь были американцы, а на границе стояли их ракеты».

Таким образом, интерес сверхдержавы СССР заключался, во-первых , в охране собственных границ, во-вторых , в противодействии попыткам другой сверхдержавы и иных стран закрепиться в этом регионе. Другая причина - опасность переноса действий исламской оппозиции на территорию среднеазиатских республик. После ее усиления советско-афганская граница стала одна из самых беспокойных: отряды душманов постоянно нападали на советскую территорию. Это можно рассматривать как своеобразную разведку боем. Исламская оппозиция никогда не признавала вхождение среднеазиатских республик в состав СССР.

Исламисты не использовали таких терминов как «Советский Союз» или «Советские войска». Во-первых , слово «совет» в переводе совпадает с арабским «шура» - выборный исламский совет. Это считали чисто мусульманским термином. Кроме того, оппозиция не признавала влияние СССР в Средней Азии. В своих печатных изданиях они предпочитали говорить «Россия» и «Русские» с добавлением оскорбительных эпитетов «дикие», «варвары», «кровожадные».

Григорий Григорьев привел слова подполковника пограничных войск КГБ СССР, участника афганской войны, кавалера ордена боевого красного знамени Макарова: «Сейчас принято говорить про эту войну, что, мол, не нужна она, никто никому не угрожал со стороны Афганистана. А на деле было постоянное нападение бандитов и террористов на наши заставы, пограничные наряды, на колхозы с целью грабежа, угона скота, увода наших людей в плен, убийства партийных работников. Пытались распространять листовки, в которых призывали таджиков, узбеков, туркменов бороться против русских захватчиков. Постоянно приходилось быть на чеку. Не граница, а линия фронта. А когда пошли туда наши пограничные мотоманевренные десанты и штурмовые группы, тогда земля загорелась под ногами у бандитов. Не до советской территории им было. Одна задача была - как ноги унести от наших солдат, что далеко не всегда им удавалось».

Советские войска вошли на территорию Афганистана на расстояние 100 км, а пограничники закрывали границу. 62 тыс. пограничников участвовали в боевых действиях, создавали заставы. Офицеры, проходившие службу перед войной в Туркестанском и Среднеазиатском военных округах и знавшие обстановку не понаслышке, в большинстве считают, что боевые действия были неизбежны, а войну лучше вести на чужой территории. Хафизулла Амин стал искать сближения с другими государствами. Опасение Кремля вызывала активизация деятельности западных спецслужб. В частности участившиеся встречи работников американского внешнеполитического ведомства с лидерами афганской вооруженной оппозиции.

12 декабря 1979 года группа в составе наиболее влиятельных членов политбюро СССР приняло решение ввести в Афганистан войска в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу и препятствованию антиафганских акций со стороны сопредельных государств. Весь период пребывания советской армии в Афганистане условно можно разделить на четыре этапа: ввод и размещение войск, введение активных боевых действий, переход от активных действий к поддержке афганских войск, участие советских войск в проведении политики национального примирения.

Операцию по вводу войск офицеры называют классический. 25 декабря в 15.00 по московскому времени с двух направлений вглубь Афганистана вошли несколько советских соединений. Кроме того, войсковые части высадились на аэродромы в Кабуле и Баграме. За несколько дней бойцы заняли территорию, на которой проживали 22 млн человек. 27 декабря штурмом взят дворец Амина. Генерал-полковник Громов - последний командующий 40-й армией в своей книге «Ограниченный контингент» писал: «Я глубоко убежден: не существует оснований для утверждения о том, что 40-я армия потерпела поражение, явно как и о том, что мы одержали военную победу в Афганистане. Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, выполнили в отличие от американцев во Вьетнаме свои задачи и организованно вернулись на родину. Если в качестве основного противника ограниченного контингента рассматривать вооруженные отряды оппозиции, то различие между нами заключалось в том, что 40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы - лишь то, что могли».

Потери советских войск в кровопролитной афганской войне составили 15 тыс. 51 человек.

Ввод советских войск в Афганистан уже на протяжении трех десятилетий вызывает у многих ученых, военных и политиков противоречивые эмоции. С одной стороны, сама операция, ключевым моментом которой стал штурм дворца Амина в Кабуле, до сих пор является образцом для действий спецназа в подобных ситуациях. С другой, нельзя рассматривать ввод советских войск в Афганистан в отрыве от последующего обострения международной напряженности, а также от того, что это событие в конечном итоге стало одной из причин

Между тем, чтобы понять глубинный смысл событий более чем тридцатилетней давности, необходимо принять во внимание, какая обстановка сложилась в этой среднеазиатской стране в 1979 году.

Все началось в апреле 1978 года, когда к власти в Кабуле в результате военного переворота пришла НДПА во главе с известным писателем Н. Тараки. В то время такое развитие событий посчитали большим просчетом США, так как Тараки и его соратники своим главным союзником видели Советский Союз, где у власти тогда находилось уже изрядно одряхлевшее правительство во главе с Л. Брежневым.

Руководство СССР и КПСС стремилось к тому, чтобы всячески поддержать молодое правительство афганской республики. В течение всего 1978 году сюда направлялись значительные денежные средства, ехали военные и экономические советники, которые стали главными организаторами земельной и образовательной реформ.

В то же время внутри Афганистана росло недовольство как среди простого населения, так и среди правящей верхушки. В начале 1979 года это сопротивление вылилось в открытый мятеж, за которым, как выяснилось уже в наши дни, стояли США. Уже тогда Тараки требовал от Брежнева, чтобы тот санкционировал ввод советских войск в Афганистан, однако, получил твердый отказ.

Ситуация резко изменилась в сентябре 1979 года, когда один из сподвижников Тараки Амин произвел переворот и пришел к власти вместо задушенного в тюрьме бывшего президента. Приход к власти Амина резко изменил как положение дел внутри Афганистана, так и его положение на международной арене. При этом, судя по недавно опубликованным воспоминаниям известного американского общественного деятеля З. Бжезинского, в этом перевороте Соединенные Штаты играли самую непосредственную роль, имея своей единственной целью погрузить СССР в «свою вьетнамскую войну».

Таким образом, основные причины ввода советских войск в Афганистан заключались в крайне важном стратегическом положении этой страны, а также в том, что после переворота Амина советское правительство было вынуждено вмешаться во внутренние дела этого государства, чтобы не получить на своей границе очаг напряженности.

Ввод советских войск в Афганистан был санкционирован решением высшего партийного органа - Политбюро При этом в решении указывалось, что в своих действиях руководство СССР опирается на договор о дружбе, который был подписан между странами еще в 1978 году.

Накануне нового, 1980-го года, в результате штурма президентского дворца был убит Амин и стал ставленник СССР Б. Кармаль. На какое-то время ввод советских войск в Афганистан способствовал нормализации внутренней жизни страны, однако, впоследствии советские войска были втянуты в тяжелые вооруженные столкновения с моджахедами, итогом которых стали более 15 тысяч погибших с советской стороны.