Воспитание толерантности обучающихся: сущность, принципы

Мне не нравится слово «толерантность».

Но лучше этого слова в мире нет.

Махатма Ганди

В настоящее время наиболее остро встает вопрос о воспитании толерантной личности, умеющей уважать, любить, понимать других людей, умело разрешать конфликты.

16 ноября 1995 года Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла декларацию принципов толерантности.

Толерантность понимается как терпимое, уважительное отношение к людям, признание прав каждого человека и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом.

Терпимость – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе универсальных прав и свобод человека.

Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.

Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Не даром говорят, что толерантность – это привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях продвигаться к истине через разнообразие мнений и позиций.

Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи. Оно должно способствовать формированию у детей навыков независимого мышления, осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Задача педагога заключается в том, чтобы изучить особенности поведения школьника и оказать ему необходимую педагогическую помощь и поддержку.

Педагогическая толерантность требует соблюдения основных законов:

  1. Все работники ОУ в общении с детьми должны проявлять к ним доброжелательность, терпение, уважение.
  2. Педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних, за счет унижения других.
  3. Оценки должны способствовать развитию ребенка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках педагога.

Кто же занимается воспитанием толерантной личности нового времени? Такое доступно только педагогу с высоким инновационным потенциалом.

Высокий инновационный потенциал определяется как совокупность творческих характеристик личности и готовность совершенствовать педагогическую деятельность.

Для того чтобы пытаться воспитывать толерантную личность сами педагоги должны обладать следующими характеристиками:

  1. тактичностью
  2. терпимостью в отношениях с детьми и взрослыми
  3. готовностью принимать и поддерживать учащихся, а если нужно, то и защищать.
  4. Умением предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах.

Толерантность – профессионально необходимое качество педагога.

Толерантный учитель должен осознавать, что дети воспринимают, прежде всего, как образец для подражания.

Несформированность толерантности – профессиональная драма для педагога, которая впоследствии приведет к быстрой «амортизации сердца и души». И все это осложняется тем, что жертвами такой драмы, в конечном счете, оказываются дети, с которыми этот педагог работает. А чтобы воспитывать толерантность других, надо самому быть примером толерантности.

Для тех, кто хочет стать толерантным.

1. Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми.

2. Не навязывай другим свою собственную волю, выслушай их мнение.

3 . Сделай для кого-нибудь доброе дело так, чтобы этот человек не узнал, что добро идет от тебя.

4. Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.

5. Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом.

6. Найди повод, чтобы сказать «спасибо» своим близким и знакомым.

Особое внимание необходимо уделить коммуникативной толерантности каждого учителя. Мастерство взаимодействия с подопечными жизненно необходимо педагогу. Без этого не может состояться профессионал.

Среди учителей нашей школы было проведено тестирование, целью которого было выявление уровня коммуникативной толерантности. Результаты вы видите на экране

46% высокий уровень толерантности

43% норма

11% средний с тенденцией к норме

0% низкий

Это означает, что все принципы толерантности педагогами нашего ОУ выполняются, а именно:

Принципы:

  1. Принцип ненасилия
  2. Принцип ответственности
  3. Принцип уважения различий
  4. Принцип понимания индивидуальной неповторимости
  5. Принцип уважения человеческого достоинства.

В духе толерантности необходимо воспитывать с раннего возраста, так как оно жизненно необходимо при формировании личности

Один учитель долго объяснял ребятам из начальной школы, что такое толерантность. Когда он спросил, как они понимают это слово, то услышал в ответ:

Это, когда мы бьем Ваську, а он терпит!

Действительно, опыт толерантности, положительный (нормальные отношения) или отрицательный (негативизм), имеется у каждого человека, в том числе ребенка.

Тем более такой опыт есть у школьников, обладающих разными характерами, темпераментами, манерой поведения, но вынужденных принимать школьные порядки, классного руководителя, того или иного учителя, одноклассника.

Процесс воспитания толерантности происходит эффективней, когда он обоюдный. Конечно, создать такую атмосферу весьма не просто, но в «контактных» условиях очень даже вероятно. При этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения.

Наличие или создание такого поля – серьезная удача педагога!

Среди учащихся среднего и старшего звена наше школы мы также провели тестирование на выявление уровня толерантности, то есть целью было узнать, насколько толерантны наши ученики. Обратите внимание на экран:

Среди учеников среднего звена выявилось 17%

46% - средний уровень

37% - низкий

Среди детей старшего звена показатель более высокий:

25% - высокий уровень толерантности

58% - средний

17% - низкий

Несмотря на то что результаты достаточно высокие, считаем необходимым продолжать проводить совместно с учителями – предметниками, родителями - тематические вечера, классные часы, круглые столы, беседы, направленные на развитие толерантной личности, так как в настоящее время эта проблема является наиболее актуальной и воспитывать это качество (толерантность) необходимо со школьной скамьи.

Предлагаю вам определить ваш уровень коммуникативной толерантности. Перед вами лежит тест, состоящий из 20 вопросов. Вам нужно как можно точнее ответить на вопросы. Напротив каждого вопроса проставьте выбранный вами балл. Подсчитайте сумму баллов.

Если вы набрали от 1 –до 20 баллов, то у вас высокий уровень толерантности

От 21 – до 40 баллов - средний

От 41 и выше – низкий

В основе любых жизненных ситуаций, лежат взаимоотношения людей и главное в них терпимость, уважение, любовь, понимание и прощение. Это и называется толерантность.

У греческого народа существует одна притча, которая лучше всего подведет нас к пониманию толерантности.

Ладная семья.

Жила – была на свете семья. Занимала она целое село, так как в ней насчитывалось более 100 человек. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семей на свете, но дело в том, что семья эта была особая. Мир и лад царили в той семье, и стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни раздоров.

Дошел слух об этой замечательной семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, порядок и мир. Удивился владыка. Пришел он к главе семьи и спрашивает:

Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье?

Тот взял лист бумаги и начал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу, три слова были на ней начертаны: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Школа – это наша большая семья, поэтому данные принципы мы обязаны не только уважать и принимать, но и максимально использовать в своей работе.

Билет 1

Ключевым положением концепции П. Николсона является толерантность «есть благо, поскольку она - необходимое средство или условие внутренне благого, то есть слагаемое блага». И таким благом, по его мнению, могут быть свобода, справедливость, цивилизация, истина либо же некоторое их сочетание.

Рассматривая толерантность в религиозно-философском аспекте, следует отметить, что ряд исследователей, в частности Дж. Ньюмен, формулируют ее дефиницию следующим образом: индивид должен толерантно относиться не столько к какому-то религиозному верованию, сколько в первую очередь принять возможность для другого человека иметь его инакость.

Опасности толерантности, в определенном смысле «терпимость к чужому - дорога к утрате своего» .

А. В. Перцев определяет толерантность и как «позицию неустойчивого равновесия». Это, по его мнению, детерминировано тем, что «устойчивость в отношениях между людьми не может основываться на одной только доброй воле и рациональных этических соображениях.

3. Естественная (натуральная) толерантность

Она подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Они не определяются и не определяют качеств его «Я», поскольку процесс становления личности, еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д.

Наличие естественной толерантности позволяет малышу принимать родителей в любом виде, вплоть до крайне жестокого обращении с ним. В последнем случае она, с одной стороны, создает психологическую защищенность и позволяет сохранить позитивные отношения с семьей, но с другой – неизбежно невротизирует формирующуюся личность, снижая способность принятия себя, своего опыта, чувств и переживаний.

Билет 2

1. Различные определения термина «толерантность»

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСК), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

Толерантность - это готовность лояльно относиться и принимать чужой образ мыслей, чувства, вероисповедание, поведение и тому подобное, которые не совпадают с собственными, а также не разделяются и не поддерживаются человеком. Другими словами, признание за другими людьми права на собственное мировоззрение.

Толерантность - это проявление людьми терпимости по отношению к представителям другой культуры и традиций.

Толерантность - 1) терпимость, снисходительность к чему - либо; 2) принцип политического плюрализма.

Моральная толерантность

Этот тип означает терпимость, ассоциируемую с личностью (внешним «Я» человека). В той или иной мере она присуща большинству взрослых людей и проявляется в стремлении сдерживать свои эмоции, используя механизмы психологических защит.

Человек не проявляет нетерпимость, которая у него имеется, но остается внутри. Ситуационной моделью сути такого отношения являются варианты типа «обстоятельства так складываются, что мне приходится вас терпеть, но…».

Подобная схема, к сожалению, является основой современных реалий массовой культуры и семейного воспитания. И конфликт поколений тоже происходит из проявляемой его участниками квази-терпимости по отношению к ценностным установкам друг друга.

Нравственная толерантность

Билет 3

Понятия толерантности и его различные характеристики

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

У понятия толерантности и его различных характеристик есть свой круг понятий, составляющих понятийное поле толерантности. Важнейшие среди них:

– компромисс;

– ненасилие;

–непротивление;
– неосуждение;

Незлословие.

– нейтралитет;

– равнодушие;

Обратные им понятия, как нетерпимость, одержимость, фанатизм.

Проблемами толерантности являются также более широкие, общечеловеческие ценности, такие как мир и любовь, которые по содержанию связаны с толерантностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что толерантность в современной научной литературе понимается в нескольких аспектах: прежде всего, как терпимость к людям, отличающимся от нас, а также как отказ от права на абсолютную истину, на право быть судьей. А так же отказ от насилия как средства навязывания своей точки зрения

Билет 4

Билет 5

Миробеспечивающая

Определяет многомерность среды и разнообразных взглядов;

Регулирующая

Ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.

Психологическая

Служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки);

Воспитательная

Обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом;

Коммуникативная

Развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию;

Культуросохраняющая

Обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.

Креативная

Обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности;

Фелицитологическая

Позволяет получить счастье от общения с иными представителями и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом.

Группа

Приём «Эстафета».

Приём «Взаимопомощь».

Приём «Акцент на лучшее».

Группа

Приём «Ролевая маска».

«Встречные вопросы

Приём «Импровизация на свободную тему».

Группа

Приёмы: «Сочини конец истории», «Киностудия» и др.

Приём «Любимые книги товарища».

Билет 6

Нравственная толерантность

В отличие от моральной, нравственная толерантность предполагает принятие и доверие, которые ассоциируются с сущностью или «внутренним Я» человека.

Она включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается.

Собственно, это и есть истинная, зрелая толерантность.

Билет № 7

Научная толерантность

Научная толерантность - терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

Билет № 8

Этническая толерантность

Этническая толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям идеям, верованиям и т. д.

Воспитание толерантности

воспитание толерантности это процесс воспитания терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям, религиозным взглядам.

Сегодня толерантность выступает и как одна из целей образования, и как результат воспитания, и как критерий выбора методов педагогического взаимодействия, и как ориентир в образовательной деятельности.

Ведущими педагогическими условиями формирования толерантности являются:

Позитивный эмоциональный фон всего образовательного учреждения как основа толерантного пространства.

Установка на толерантность, состоящая в готовности и способности понимать партнеров по общению.

Личностно-ориентированное обучение.

Взаимодействие педагога и учащихся.

Группа

Приём «Эстафета». Приём «Взаимопомощь». Приём «Акцент на лучшее».

Группа

Приём «Ролевая маска». «Встречные вопросы» и др. Приём «Импровизация на свободную тему».

Группа

Приёмы: «Сочини конец истории», «Киностудия» и др., Приём «Любимые книги товарища».

3. Развитие толерантности как направленность личности в процессе образования

В современном мире возникла потребность в формировании особого типа личности – личности толерантной.

Данная потребность является отражением таких глобальных изменений, как экономическое и политическое сотрудничество, диалог различных культур, мульти-культурализм, плюрализм идеологий. Поскольку формирование такого типа личности происходит в системе образования и воспитания, то педагогическая толерантность является одной из форм социокультурного бытия толерантности.

Для формирования толерантности следует определиться, что понимать под толерантностью, каким идеалом человека руководствоваться, от каких парадигм и принципов философии образования следует отказаться и на какие опереться. Выделяют две группы качеств толерантности: психические и духовно-нравственные.

К группе психических толерантных качеств относятся: отсутствие равнодушия и безразличия к другим, эмпатия, соразделенность чувств и эмоций, позитивно-эмоциональное отношение к другим, отсутствие озлобленности и враждебности к другим, и т.д.

К группе духовно-нравственных толерантных качеств относятся: открытость к другим, миролюбие, стремление к компромиссам, отсутствие судейской позиции по отношению к другим, признание многообразия интересов, идей, ценностей, мировоззренческих позиций, а также уважение к другим.

Билет № 9

Билет № 10

Билет № 11

Светская Культура

Тип культуры, в которой священное не обладает свойствами сверхъестественного и не требует санкции сверхъестественного начала, базируясь на некоторой альтернативной (рациональной, этической, эстетической, эмпирической и т.д.) основе. Короче говоря, светская культура не опирается на сверхъестественное начало, религию и т.д., а опирается на научные данные, знания и т.д.

Билет № 12

Антирелигия толерантности

Билет № 19

Человек – человек

Толерантную личность можно рассматривать с нескольких позиций. И одна из таких позиций

Человек - человек. Принятие своего партнера по общению, определение тактики поведения и диалога с ним вне зависимости от его цвета кожи, религиозных взглядов, социального статуса. Здесь важно учесть, что толерантное общение не предполагает растворения в партнере и отсутствия собственных ценностных установок. Толерантное общение - это «быть с другими и сохранять свое «Я»!

Билет № 20

1. Назарбаев Н.А. как выдающаяся толерантная личность современности .

Уже первые шаги суверенного Казахстана – закрытие Семипалатинского полигона и отказ от ядерного оружия – задали высокий «моральный стандарт» глобальной политике. Страна заявила мировому сообществу о формировании новой парадигмы в международных отношениях – политике доверия и мира.

Политика и деятельность АНК, Это казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия; межкультурный диалог – основа формирования новой казахстанской гражданственности; этноязыковой контекст; международно-региональный аспект и евразийская интеграция.

Билет № 21

Первый Президент РК

Апреля 1990 года, президентом Казахстана является Нурсултан Абишевич Назарбаев.

В работах Президента нашло свое место теоретическое обоснование концептуальных принципов национальной политики страны – «Единство через многообразие».

Характерной чертой политического почерка Назарбаева является умение быстро находить решения в непростых ситуациях, действовать смело и настойчиво, брать на себя всю ответственность. Одним из таких решений Президента создания особого социально-культурного и общественно-политического института.

В соответствии с Указом Президента от 1 марта 1995 года была образована Ассамблея народа Казахстана как консультативно-совещательный орган. Н. А. Назарбаев сам возглавил этот общественный институт, что придало ему высочайший статус и общественное признание.

Нурсултан Абишевич особо подчеркнул: «Не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние – дружбу народов.

Проявилась другая черта стиля Президента: решать проблемы фундаментально, посредством конкретных механизмов.

Назарбаев развивает собственную стратегию единства, основанную на демократической модели межэтнической толерантности, стимулировании развития новой гражданской идентичности.

Глава государства отмечает, что «единство национальных культур нашей страны является базой зарождения нового культурного феномена в пространстве срединной Азии. Это колоссальное богатство, которое мы должны сохранить и передать нашим потомкам».

Мир и согласие, общественная стабильность в Казахстане – важнейшие достижения политики Первого Президента Казахстана, справедливо заслужившие благодарность не только нашего народа, но и широкое международное признание.

Билет № 22

1. Историческая заслуга Н.А. Назарбаева в формировании казахстанской модели толерантности.

Казахстан является естественной границей между крупнейшими мировыми религиями – исламом, христианством и буддизмом. Веками на казахстанской земле вместе жили и трудились представители разных народов. Земля Казахстана издавна стала родным домом для представителей более 130 национальностей и различных вероисповеданий.

Мир и согласие, общественная стабильность в Казахстане – важнейшие достижения политики Первого Президента Казахстана.

Уже первые шаги суверенного Казахстана – закрытие Семипалатинского полигона и отказ от ядерного оружия – задали высокий «моральный стандарт» глобальной политике, недостижимый для многих и сегодня. Страна заявила мировому сообществу о формировании новой парадигмы в международных отношениях – политике доверия и мира, которая на практике обернулась многомиллиардными инвестициями в республику.

Характерной чертой политического почерка Нурсултана Назарбаева является умение быстро находить решения в непростых ситуациях, действовать смело и настойчиво, брать на себя всю ответственность. Одним из таких решений Президента в трудных условиях 90-х стала идея создания особого социально-культурного и общественно-политического института, о котором впервые было заявлено в 1992 году – на Первом форуме народов Казахстана.

Н. А. Назарбаев отметил, – своей основной задачей считаю обеспечение общественной стабильности и межнационального согласия».

В соответствии с Указом Президента от 1 марта 1995 года была образована Ассамблея народа Казахстана как консультативно-совещательный орган. А тот факт, что Н. А. Назарбаев сам возглавил этот общественный институт, изначально придал ему высочайший статус и общественное признание.

Выработанная веками уникальная толерантность казахского народа позволила гармонично интегрировать этническое, культурное и языковое многообразие Великой степи. Она удивительно ярко проявилась в отношении репрессированных народов, с которыми казахи делили последний кусок хлеба из своего небогатого достатка. И была не просто сохранена, но и получила дальнейшее развитие в политике Главы нашего государства.

Билет № 23

1. Взгляды Н.А. Назарбаева об уважении и развитии лучших традиций ислама, других мировых религий, построения светского государства

Казахстан – уникальное многонациональное государство, находящееся в центре Евразийского континента. Выступая своеобразным мостом между Востоком и Западом, христианским и мусульманским миром, славянскими и тюркскими народами, Казахстан вобрал в свою культуру духовные ценности, гуманные идеи и лучшие традиции мировых культур и религий. Он стал родным домом для многих национальностей, по воле судьбы оказавшихся на нашей земле. Территория Казахстана объединяет более чем 130 этносов, представителей различных вероисповеданий.

Мы смогли превратить в силу такие общечеловеческие ценности, как толерантность, миролюбие и взаимоуважение.

Для многонационального Казахстана достижение и укрепление социальной стабильности, отрицание экстремизма и ксенофобии являются основой государственности и главным достоянием в политике сохранения мира, единства и согласия в обществе. Принцип толерантности стал нормой политической культуры и одним из ключевых принципов построения гражданского и демократического общества Казахстана.

В Казахстане насчитывается более 600 этнокультурных и более 4 000 религиозных объединений. Выпускаются периодические издания на 11 языках, действуют несколько десятков школ, где обучение проводится на языках братских народов Казахстана, работают несколько национальных театров, в своем роде единственных на пространстве СНГ. Подтверждением серьезных намерений руководства страны в области укрепления межконфессионального согласия не только в Казахстане, но и во всем мире стали проведенные в Астане под председательством Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева I, II и III-й съезды лидеров мировых и традиционных религий в 2003, 2006 и 2009 годах. Эти форумы явились логическим продолжением взвешенной межконфессиональной политики Казахстана, экстраполированной на мировой уровень. В целом государственная политика Республики Казахстан в сфере религии базируется на следующих правовых принципах:

Во-первых, все религии и религиозные объединения равны перед законом, законодательство закрепляет одинаковые права и обязанности для них.

Во-вторых, религиозные объединения не выполняют каких-либо государственных функций, и государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если они не противоречат законодательству.

В-третьих, религиозные объединения не участвуют в выборах органов государственной власти и управления.

В-пятых, государство проводит активную политику по установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями.

В-шестых, запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанных с насилием или призывами к насилию. Запрещаются пропаганда религиозного экстремизма, а также совершение действий, направленных на использование межконфессиональных различий в политических целях.

Мировые и традиционные религии сыграли выдающуюся роль в социально-культурном прогрессе и в становлении человека как духовного существа, а не только как представителя одного из биологических видов.

В Казахстане наиболее крупными конфессиями являются ислам и православие. Уже более тысячи лет наша страна считается частью исламского мира, а мусульманство суннитского толка – неотъемлемой частью идентичности его населения. Приобщение к культуре мусульманского Востока дало мощный толчок развитию науки и культуры в Казахстане.

Уважая и поддерживая лучшие традиции мировых и традиционных религий, Казахстан строит современное светское государство. Религия не вторгается в политико-государственные процессы. В свою очередь, государство не вмешивается в жизнь религиозных общин, создавая либеральные условия для полноценной реализации ими своих социальных, ритуальных, просветительских и иных задач, глубокой интеграции в общественную жизнь. Придерживаясь политики невмешательства во внутреннюю жизнь конфессий, государство стимулирует развитие диалога между ними, способствуя полноценной реализации ими своих функций.

Билет № 24

Билет № 25

Учреждение постоянного Форума мира и стабильности для продвижения диалога

Следующим этапом диалога стала прошедшая в той же Алма-Ате 13-14 февраля 2002 года первая Международная конференция "Мир и солидарность". В ней приняли участие главы государств и правительств, общественные и политические деятели, главы религиозных общин более чем из 20 стран, в их числе президенты Киргизии и Таджикистана, а также представители правительств и неправительственных организаций из Турции, Афганистана, Азербайджана, более 70 руководителей еврейских организаций из США, Израиля, России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе и представители практически всех крупнейших американских и российских еврейских организаций, которые обычно крайне трудно усадить за один стол. Приветствие участникам форума прислали президенты США, Украины, Турции, премьер-министр Израиля, группа сенаторов США.

Еще одной функцией конференции стало "прощупывание" представителями транснациональных корпораций ситуации в Центральной Азии. В кулуарах еврейские и не только еврейские бизнесмены откровенно говорили, что большой бизнес устал от непредсказуемости стран Персидского залива и предпочел бы инвестировать средства в экономику Казахстана.

Участники конференции приняли итоговую декларацию "К миру и стабильности". "Признавая право каждого свободно следовать своим религиозным убеждениям и высоко оценивая вклад, внесенный религиозными лидерами в дело поддержания мира и стабильности", участники конференции одновременно отвергают использование религии террористическими и сепаратистскими движениями и группами в качестве предлога для достижения своих целей и обязуются совместно работать во имя мира и безопасности.

В качестве основы для диалога предлагается использовать общие для всех религий ценности, сходные взгляды на проблемы добра и зла, справедливости и равенства людей. Для продвижения диалога был учрежден постоянный Форум мира и стабильности.

По единодушному мнению участников форума, ряда представителей СМИ и аналитиков, в мире появился новый авторитетный форум, который уже может рассматриваться в качестве инструмента в решении международных проблем не только в региональном, но и в глобальном масштабе.

Форум отразил усилия мирового сообщества по преодолению кризиса цивилизаций и конфликтов на основе культурных и религиозных различий, и построению толерантного, стабильного мира, достижению устойчивого развития.

Сенсацией стало подписание совместного меморандума ЕАЕК и Духовного Управления мусульман Казахстана, в котором осуждается терроризм и подчеркивается, что между иудаизмом и исламом нет принципиальных противоречий и приверженцы обеих религий рассматривают друг друга как партнеров по совместному поиску духовных начал в нашем мире. В меморандуме также выражается надежда, что начатый диалог продолжится и обретет новое качество в рамках единого авраамического мировосприятия.

Билет № 26

Цель и задачи АНК

Цели и Задачи:

· равенство прав и свобод граждан республики, независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам;

· всестороннее развитие национальных культур, языков и традиций народов Казахстана;

· расширения интеграционных связей с международными организациями;

· формирование казахстанской идентичности путём консолидации этносов Казахстана;

· формирование и распространение идей духовного единства, укрепление и сохранение дружбы народов и межнационального согласия;

Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач:

Содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;

Выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;

Формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы;

Обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике;

Поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий.

Билет № 27

Билет 28

Билет 29

Билет 30

Принципы толерантности

Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО –толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В педагогической литературе – это решение проблемы развития культуры межнациональных отношений.

Принцип отказа от насилия - как средства общения и убеждения.

В общении, как и в споре, мы должны признавать:

Добровольность выбора,

Свободу совести

И верить в искренность убеждений собеседника, оппонента.

Принцип не принуждения - быть требовательным к себе, а не к другим.

Быть требовательным к себе, а не пытаться менять других людей. Мы можем повлиять на другого, только своим примером. Страх и принуждения не изменят человека.

Важно самим следовать здоровым законам, традициям и обычаям, существующим в обществе.

Но это не имеет ничего общего с потакание авторитаризму, деспотизму и не справедливости.

Принцип принятия - человек имеет право быть другим.

Толерантный человек умеет принимать другого человека, который может отличаться от него по разным признакам:

Особенности характера

Национальным,

Расовым,

Культурным,

Религиозным и т.д.

Толерантность в этом смысле способствует развитию гармоничного общества.

2. Обучение толерантности

3. Изучение и поддержка другой культуры.

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.

Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Основная цель воспитания:

Содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей;

Способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.

Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе “Многокультурное образование” выделил следующие уровни развития толерантности в образовании.

I. Обучение толерантности.

· Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов.

· Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.

Билет 1

1. Определение дефиниции толерантности;

Дифференцированное понимание феномена толерантности

Толера́нтность (от лат. tolerantia - терпение).

Дефиниции толерантности рассматриваются в различных аспектах (этимологическом, социально-философском, религиозно-философском, этическом и психологическом)

Спектр этимологических определений толерантности может быть достаточно широк - начиная от терпимости к чужим взглядам, убеждениям и поведению, способности нести какую-то нагрузку, быть при этом морально или психологически устойчивым и заканчивая умением терпеливо переносить (терпеть) чье-то воздействие.

Дефиниции толерантности разнообразны. По мнению одних ученых, благодаря толерантности проявляется максимум уважения к общечеловеческим ценностям. Другие полагают, что она вообще не присуща человеку как homo sapiens . Обе эти точки зрения полярны. Между ними расположено множество других мнений о толерантности. Толерантность «должна быть разной, поскольку взаимодействуют различные культуры, а общим местом для них является взаимодействия».

Ряд зарубежных и отечественных исследователей полностью отождествляют толерантность с терпимостью. Терпимость представляет собой терпимое отношение к ложным убеждениям, предрассудкам друг друга.

Другие ученые еще больше конкретизируют степень тождественности толерантности и терпимости. Они считают, что толерантность не есть «все дозволяющая терпимость», сколько «индивидуальная мера терпимости и нетерпимости».

По мнению Коноваловой, толерантное отношение к иному является не только моральным долгом, но также «политическим и правовым требованием».

Представляют интерес и дефиниции толерантности, изложенные в концепции П. Николсона. Толерантность «добродетель воздержания от употребления силы для вмешательства в мнения или действия другого.

«Воспитание - это прежде всего человековедение»
В.А.Сухомлинский

В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие.

Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.

1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".

Толерантность - терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д…

Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.
Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.

2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно - терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто - живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания.

В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.

Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты:

- социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;
- признание равенства партнёров;
- отказ от доминирования и насилия;
- готовность принять другого таким, какой он есть;
- доверие, умение слушать и выслушивать другого;
- способность к сочувствию, сопереживанию

Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека. В сфере воспитания и развития толерантность означает открытость, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по её преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия.

Толерантность - это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых - от дошкольной до послевузовской образовательной системы - принадлежит, безусловно, педагогам.

В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения.

На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).

Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.

В связи с этим, педагог на предметных уроках, в особенности на классных часах, должен уделять внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе - это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона.
Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Родина может ассоциироваться с домом, селом, краем, республикой, всем государством, и лучше всего, если границы Родины будут постепенно расширяться и включать в себя все части целого - дом, село (город), Россия.

Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.
Система образования в России не должна быть основана на очередных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель - создание системы образования, основанной на глубоком освоении духовного наследия Рос¬сии. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.

В основу обучения учащихся положены педагогические принципы:

→Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок - чудо.
→Интеграция различных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, элементов театрализации, игры.

Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.
Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений.

Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.

Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д..
Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.

Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение.
Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Путь к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, взаимному пониманию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Основная цель воспитания:

. содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей;
. способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

Одним из способов достижения толерантных отношений подростков друг к другу является обучение ассертивному поведению. Ассертивность рассматривается как способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми.

Список литературы:
1. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12
2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
3. Риэрдон Б. Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001
4. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках.
5. Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков.
6. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
7. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1

Трегубова Ольга Ивановна
учитель информатике и ИКТ
МОУ «Нижнесортымская СОШ»
Тюменская обл
Сургутский р-он
ХМАО - Югра

Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".

Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!

16 ноября отмечается Международный день толерантности (терпимости). Слово «толерантность» произошло от латинского «tolerantia» - терпение.

Этот праздник объявлен ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации и принятия Декларации принципов терпимости государствами - членами ЮНЕСКО.

Именно с этого момента и было принято решение ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность, которые способны донести до каждого человека суть такого понятия, как толерантность.

Согласно Декларации принципов толерантности 1995 года, толерантность понимается как "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира". Толерантность определяется Декларацией как "гармония в многообразии".

Под культурным многообразием понимается многообразие культурных групп, которые равноправно сосуществуют в человеческом сообществе. В связи с этим принцип толерантности требует терпимого отношения к любому человеку иной этнической, расовой, религиозной, языковой, социальной, сексуальной принадлежности, терпимость к инвалидам и людям, исповедующим иные политические взгляды.

Толерантность не означает только признание факта существования "Другого". Толерантность означает возможность "Другого" чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе.

Например, толерантность к инвалидам - это не только признание их равенства на основе принципов прав человека, но и создание комфортной среды для существования людей с альтернативными потребностями.

Толерантность также не означает принятие любых культурных и социальных групп. Любые политические группы, которые исповедуют ненависть, национальную, расовую, религиозную и иную исключительность не могут быть объектами толерантности.

Существует даже лозунг "Никакой толерантности к нетолерантности!".

В связи с этим одной из задач является не только воспитание толерантности, но и профилактика экстремизма на национальной, расовой, религиозной и иной почве.

Основные принципы толерантности

1. Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.
2. Уважение различий.
3. Понимание индивидуальной неповторимости.
4. Взаимодополняемость как основная черта различий.
5. Взаимозависимость как основа совместных действий.
6. Культура мира.
7. Сохранение памяти.

Также к числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:

- отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений.

- умение принудить себя, не принуждая других . Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;

Толерантность, в европейском понимании, задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям . Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития;

- принятие другого, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д.

Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Каждый из нас должен стремиться поддерживать принципы терпимости, плюрализма, взаимного уважения и мирного сосуществования. Мы должны быть всегда готовы устранять стереотипы и искаженные представления и выступать в защиту жертв дискриминации. В Международный день терпимости необходимо находить подтверждение идее о том, что многообразие, воплощенное в мыслях, верованиях и действиях, является ценным даром, а не угрозой. Необходимо стремиться к созиданию более терпимых общин, в жизни которых укоренится этот основополагающий идеал.

Материал подготовила Белорусова В.А. При подготовке материала использованы статьи с сайтов: http://www.calend.ru/holidays/0/0/102/
http://boomerang-kdm.ru/calendar.php?s1=42

1

Эффективная система менеджмента качества на уровне вуза должна опираться на систему критериев, социальный и педагогический смысл которых обращен и к образовательной деятельности, и к ее текущим результатам, включая компетенции выпускников. Известны различные системы критериев, которые используются в практике деятельности вузов, однако каждая из них неполна. Кроме того, большинство критериев основано на рассмотрении частных аспектов деятельности вуза (учебный процесс, воспитательный процесс и др.), а не на анализе интересов прямых «потребителей» образования. В то же время анализ этих интересов позволяет определить основополагающие принципы аксиологической ориентации профессионального образования . Рассматривая образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» (Закон Российской Федерации «Об образовании» ), в указанной работе было, в частности, получено, что интересы общества олицетворяют следующие принципы: а) гуманизм образования; б) демократизм образования; в) толерантность в образовании. В совокупности указанные принципы реализуют такие социальные ценности, как человечность, равенство, ответственность.

Для дальнейшего анализа каждый из этих принципов следует рассматривать как теоретический базис, на основе которого конкретизируются адекватные критерии характера образовательного процесса и его результатов. При формировании системы таких критериев необходимо: а осмыслить указанные признаки и сформировать максимально широкое поле частных следствий из них, проявляющихся в деятельности и ее результатах; б) преобразовать совокупность таких проявлений в критерии образовательного процесса и его результатов.

Рассмотрим принцип толерантности, обеспечивающий устойчивость поведения отдельных личностей и социальных групп в социальном взаимодействии, и учтем его специфику в сфере образования. Принцип толерантности, в первую очередь, заключается в понимании того, что современная цивилизация должна базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества, а также на требовании ко всем людям проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи. Понятно, что реализация данного принципа является необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов .

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность означает отказ от догматизма, от абсолютизации истины, активное утверждение норм, установленных в российских и международных правовых актах в области прав человека. Толерантность ‑ это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. С морально-этических позиций толерантность ‑ это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека, это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного), демократии, правопорядка и ни при каких обстоятельствах не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Психологические установки толерантного сознания определяют устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп.

«На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка, судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. В интересах международного согласия... важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества» .

Образование может лишь частично повлиять на процессы, предопределяющие толерантность человека, причем такое влияние проистекает, прежде всего, из того, насколько образовательная деятельность организуется на основе принципа толерантности.

Толерантность необходима и в отношениях между отдельными людьми, и на уровне семьи, общины, общности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Поэтому принцип толерантности в образовании означает, что во всех образовательных учреждениях, а также в неформальном образовании должен укрепляться дух толерантности и формироваться отношения открытости, внимания друг к другу, солидарности. Образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» .

Отметим, что в настоящее время образование в духе толерантности рассматривается в качестве безотлагательного императива. Это означает защиту и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства. Это означает всемерное поощрение методов обучения толерантности, не только раскрывающих разнообразные источники нетерпимости, насилия и отчуждения, но и способствующих формированию навыков независимого мышления, критического осмысления, самостоятельной выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Освоенность человеком принципа толерантности формируется в различных сферах его жизнедеятельности. Отсюда следует, что профессиональное образование может лишь частично повлиять на реальное принятие человеком принципа справедливости, причем такое влияние проистекает, прежде всего, из того, насколько толерантно реализуется сама образовательная деятельность.

Представленное выше поле смыслов принципа толерантности и следствий из него позволяет сформулировать совокупность соответствующих критериев. Эта совокупность неоднородна, она содержит следующие пять групп критериев.

1. Критерии качества условий образовательной деятельности.

  • Аксиологические основания образовательной деятельности, способствующие становлению и укреплению духа толерантности на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.
  • Условия образовательной деятельности, формирующие гармонию в многообразии проявлений человеческой индивидуальности участников.
  • Условия образовательной деятельности, способствующие формированию психологических установок толерантного сознания участников.
  • Условия образовательной деятельности, содействующие взаимопониманию, терпимости и дружеским отношениям между всеми участниками вне зависимости от их расовой и религиозной принадлежности.
  • Условия образовательной деятельности, способствующие активному утверждению в образовательной деятельности прав человека.
  • Условия образовательной деятельности, предоставляющие возможности для личностного и профессионального развития участников без какой-либо их дискриминации.

2. Критерии качества совместной деятельности участников.

  • Организация совместной деятельности, обеспечивающая свободу мысли, совести и убеждений участников.
  • Формирование в совместной деятельности отношений открытости, внимания друг к другу и солидарности.
  • Утверждение в совместной деятельности прав человека, плюрализма (в том числе культурного), демократии, правопорядка, предотвращение любых посягательств на эти основные ценности.
  • Согласованность принципов, которыми руководствуются участники образовательного процесса, с нормами, установленными в российских и международных правовых актах в области прав человека.
  • Формирование в совместной деятельности уважения, признания, принятия и правильного понимания многообразия культур современного мира.
  • Всемерное поощрение в совместной деятельности методов обучения толерантности, способствующих формированию навыков независимого мышления, критического осмысления и самостоятельной выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

3. Критерии оценивания хода и результатов деятельности.

  • Справедливость и беспристрастность правил, процедур и критериев оценки деятельности и достижений каждого участника образовательного процесса.
  • Отказ от догматизма и от абсолютизации истины, в том числе, от признания в качестве истины мнений, соображений и заключений кого-либо из участников образовательной деятельности при оценивании ее хода и результатов.
  • Уважение, признание, принятие и правильное понимание форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности в образовательной деятельности.

4. Критерии безопасности участников.

  • Защищенность всех участников образовательного процесса как носителей национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей.
  • Защищенность всех участников образовательного процесса от воздействия разнообразных источников нетерпимости, насилия и отчуждения.

5. Критерии качества участников.

  • Устойчивость поведения в обществе отдельных участников и групп участников образовательного процесса.
  • Отказ от догматизма и от абсолютизации истины, в том числе, от признания в качестве истины собственных мнений, соображений и заключений.

Представленные критерии совместно с критериями реализации принципа гуманизма образования (см. в ) и принципа демократизма образования (см. в ) могут быть положены в основу нормативной модели качества образовательного процесса, оцениваемого с позиций общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гринкруг, Л.С., Фишман, Б.Е. Основополагающие принципы аксиологически ориентированного образования//Высшее образование в России. - 2006. ‑ №12, с. 26-32.
  2. Декларация принципов толерантности / Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. ‑ Электронный ресурс /http://www.investreal-uk.com/_rus/gb/impressions/graveyard/index_tolerance_1.htm.
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Книга сервис, 2005. - 48с.

Библиографическая ссылка

Гринкруг Л.С. ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ И КРИТЕРИИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 2. – С. 68-70;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2619 (дата обращения: 30.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»