Весь мир мой храм на осетинском. «весь мир мой храм, любовь - моя святыня, вселенная отечество мое» (с)

Сегодня исполняется 156 лет со дня рождения выдающегося сына осетинского народа, основоположника осетинского литературного языка, поэта, публициста, драматурга, художника Коста Левановича Хетагурова.

Ежегодно 15 октября осетинский народ как на севере, так и на юге Осетии отмечает день рождения великого гения Коста Хетагурова.

Великий мастер слова и пера, корифей осетинской литературы Коста Хетагуров живет в сердце и мыслях каждого уважающего себя осетина. Литературная и общественная деятельность Коста Хетагурова составила целую эпоху в осетинской литературе, литературном языке и живописи. Он родоначальник и первый классик, незримо присутствующий среди нас, — благодарных ему потомков.

Накануне Дня рождения выдающегося осетинского писателя в Республиканской национальной библиотеке им. Анахарсиса состоялся поэтический вечер, посвященный научной, творческой и литературной деятельности поэта.

На мероприятии присутствовали заместитель министра культуры Джульетта Джеранова, поэт, лауреат государственной премии им. К. Хетагурова и национальной премии «Яблоко Нартов» Герсан Кодалаев, член Союза писателей Осетии, прозаик Асиат Наниева, директор республиканской библиотеки им. Анахарсиса Валерия Кокоева, преподаватели осетинского языка и литературы школ города.

Вступительным словом мероприятие открыла заведующая отделом осетинского языка и литературы Заира Сланова. Она рассказала о жизни и деятельности Коста Хетагурова, о его вкладе в осетинскую литературу и судьбу осетинского народа: «Поэт сделал для своего народа все, что было в его силах, и даже больше. Великий русский писатель Александр Фадеев назвал Коста Хетагурова своеобразным Леонардо да Винчи осетинского народа.

Именно поэтому народ увековечил его имя в своей памяти. Коста был человеком уникальным, его талант проявился не только в сфере литературных жанров, но и в живописи, искусстве. Своим величием он затмил своих предшественников и современников. В своих произведениях он поднимал злободневные вопросы современной ему действительности, а потому подвергался лишениям и гонениям со стороны власть имеющих. Но это не сломило его дух, напротив, сподвигло к новым смелым действиям и произведениям».

В своем выступлении Герсан Кодалаев отметил, что в Осетии не найдется поэта, который бы не посвятил хоть одно стихотворение великому Коста. «Коста написал много произведений и стихов. Но еще больше стихотворений было написано нашими поэтами о сияющей вершине осетинской литературы Коста Хетагурове. Он является национальной гордостью осетинского народа».

Работники библиотеки Роза Кабулова, Тина Харебова, Заира Сланова, Арина Икаева прочитали известные стихотворения Коста Хетагурова «Додой», «Салдат», «Ракæс».

В свою очередь заведующая методическим отделом Галина Харебова рассказала о том, что Коста Хетагуров был не только основоположником осетинского литературного языка, но и осетинской живописи.

«Его способности к рисованию проявились еще в гимназии. Продолжив учебу в Ставрополе, его учитель Смирнов увидел талант мальчика к живописи и помог ему поступить в Петербургскую художественную Академию. Вместе с Коста учились такие великие русские художники как Айвазовский, Серов, Врубель, а живописи его учили Шишкин, Верещагин и другие.

Коста был художником-реалистом. Его самой большой работой является картина «Плачущий ангел». Работая над картиной, он познакомился с Анной Поповой и влюбился в нее. Образ Поповой занял значительное место в картине. Все картины Коста пронизаны любовью к родному краю, к его культуре», — сказала Г. Харебова.

На известные стихи Коста Хетагурова были сочинены песни, ставшие народными. В исполнении юного Давида Кокоева прозвучала песня «Цæйут, æфсымæртау…»,на гармони аккомпанировал Сармат Кабисов.

Учащиеся школы №2 прочитали стихотворения: «Катай», «Æнæ хай», «Æррафиййау», «Лæгау» и т.д.

Вечер был организован коллективом библиотеки, в частности, заведующей отделом осетинского языка и литературы Заирой Слановой. Проводила вечер заведующая краеведческим отделом Инга Техова.

В завершение мероприятия слова благодарности организаторам и присутствующим выразили Джульетта Джеранова и Валерия Кокоева.

«Весь мир - мой храм, любовь - моя святыня, вселенная - отечество мое…» — по-школьному, с выражением произнес я, улыбаясь красивой девушке-консультанту в магазине, на бейджике которой прочитал фамилию Хетагурова.

Однако улыбка исчезла с моего лица, стоило мне услышать дежурно вежливое «слушаю вас». И никакой реакции на строчки классика. Я стушевался, представив, как глупо выгляжу со стороны. Взрослый мужчина, читающий молоденькой девушке-консультанту «любовь - моя святыня». И где? В магазине. Ладно бы дома. В родном Владикавказе это бы выглядело, как дань уважения великому поэту и представительнице его фамилии. Но в Московском магазине? Девочка могла быть просто носителем фамилии, родившейся в столице. Мало ли. С тем же успехом я бы мог спеть «Ихджын дæ, ихджын суадон» Жанне Агузаровой, желая вызвать в ней отчизнолюбие. Ситуацию разрядил мой товарищ, который находился рядом. Он быстро объяснил то, что нам нужно, и мы вышли.

— Что это было? — уже на улице спросил он.

Я стал объяснять, что у девочки фамилия, как осетинского поэта, и что мне просто захотелось сделать ей приятное.

Нет, — перебил он, — читал ты что?

Я вновь прочитал строчки.

— Это Коста Хетагуров — осетинский поэт. Основоположник осетинской литературы, он считается основоположником литературного осетинского языка, — выдал я, как школьник, тщательно вызубривший домашнее задание.

— А еще что-нибудь можешь? — спросил он.

«Я смерти не боюсь,-холодный мрак могилы

Давно меня манит безвестностью своей,

Но жизнью дорожу, пока хоть капля силы

Отыщется во мне для родины моей…

Я счастия не знал, но я готов свободу,

Которой я привык, как счастьем, дорожить,

Отдать за шаг один, который бы народу

Я мог когда-нибудь к свободе проложить».

— Конечно чтец из меня не очень, но Коста писал красивые стихи.

И в этот момент я сам ощутил всю красоту и глубину этих строк.

Странно, подумал я, с самого детства нам преподносили его, как как некую глыбу, монумент, возвышающийся над Осетией. И ассоциировался он у нас всегда, как тот памятник у Осетинского театра. Высокий, красивый, решительный, взирающий с недосягаемой высоты и вызывающий благоговейное уважение, как строгий, но справедливый учитель. Но стоит на минуту опустить тот факт, что Коста «наше все», открывается вся выразительность и лиричность его поэзии, вся его тоска и безысходность. Вспомнилось мне, как когда-то в разговоре мой друг Аркадий заявил, что Коста, конечно, уважаемый поэт, но вряд ли его можно назвать основоположником осетинской литературы. Первым изданным произведением на осетинском языке была поэма Кубалова «Афхардты Хасана» настаивал он. Да и вообще, что касается языка, Сека и Цомахъ сделали для него ничуть не меньше. Поэтому ставить Коста выше всех несправедливо. Тогда я не стал с ним спорить, а просто отмахнулся. Скорее всего не стал от того, что боялся что не хватит аргументов. Он значительно лучше на мой взгляд разбирался в осетинской литературе. Сегодня, думается мне, я нашел бы, что ответить.

— Круто, — искренне улыбнулся товарищ, прерывая мои размышления, — наверное, на вашем осетинском он звучит еще лучше.

— Наверное, — теперь уже улыбнулся я и напряг память.

Ныббар мын, кæд-иу дæм мæ зарæг,

Кæуæгау фæкæса, мыййаг, -

Кæй зæрдæ нæ агуры хъарæг,

Уый зараед йæхи фæндиаг!..

Æз дзыллæйæ къаддæр куы дарин,

Куы бафидин искуы мæ хаес,

Уæд афтæ æнкъардæй нæ зарин,

Нæ хъуысид мæ кæуынхъæлæс…

Пред взором снова предстал поэт. Но теперь не тот, который сияющей скалой гордо стоит в бурке, держа в руках бесценный для нас свиток, а тот, который незаметный, но от этого не менее родной, сидит на лавочке перед парком. Тот, которого каждый раз, проходя мимо хочется обнять, и произнести «Коста, люблю тебя всем сердцем».

Сегодня у меня есть аргумент для друга Аркадия. Да, и Сека, и Цомахъ, и Нигер, и многие другие занимают достойное место в сокровищнице осетинской поэзии, но Коста любим нашим народом больше остальных оттого, что его выбирают сердцами, в которые он сумел проникнуть глубже остальных. Очень бы хотелось, чтобы красивая девушка-консультант с фамилией Хетагурова, когда-нибудь все же открыла для себя поэта Хетагурова, и улыбнулась, прочитав «Весь мир - мой храм, любовь - моя святыня, вселенная - отечество мое…»

Тамерлан Тегаев

Одна осетинская девушка требует от меня прекратить провокации и не разжигать тлеющий костер неприязни между нашими народами. Магдалена, так ее зовут, пишет: "Абадиев, если у тебя и у твоих соотечественников есть проблемы, то решайте их по- мужски, не привязывая их к осетинам. О каких " экстремистах" ты говоришь? Или напрочь не знаешь значения слова? Почему твой пост о человеке, заслуживающий уважение с твоей стороны остается в тени, а на передний план выносишь негатив по отношению к осетинскому народу или это так задумано? Читая пост, Хашагульгов остается на заднем плане, зато в изобилии - " экстремисты - осетины"," вандалы - человечества", приплел зачем- то 92 год... Если ты хочешь донести до своего народа, о том, что осетины мерзкий народ, то каждый имеет такого врага, коим является сам(это абсолютная истина) . Значит, вы заслужили такого врага и не надо ныть!У КАЖДОГО ингушского блогера перед собой стоит задача- как можно больше привнести раздора между двумя народами, очернить осетинскую сторону, но при этом, ждут от осетин правильного к проблеме ПР выводов(((А в это время, ингушские дети лечатся в детском отделении РКБ, ингушские молодые женщины, которые не могут родить- лечатся в Центре планирования семьи во Владикавказе, а Медцентр в Беслане полностью " забит" вайнахами))) . 8-10 августа в супермаркетах Владикавказа было столпотворение из ингушских покупателей, которые, как цунами проходили по отделам, сбивая с ног других, но НИКТО из осетин не роптал, все понимали - у людей праздник! Неужели, нельзя понять, что никто никуда не денется, нужно жить и по возможности, если не получается между нами большая любовь, то хотя бы,не бросать дрова в тлеющий костер."

Я ответил своей новой подруге:

"Милая Вы моя! Ничего против осетин как народа я не имею, я не шовинист какой-нибудь. Мое жизненное кредо - это слова замечательного осетинского поэта Коста Хетагурова: "Весь мир - мой храм, Любовь - моя святыня, Вселенная - отечество мое". Я пишу об осетинских экстремистах, точно также пишу и об ингушских. Я искренне хочу мира между нами, Но осетины должны понять одно: мира никогда не будет, если условием этого мира ставить отказ ингушей от своей Родины. Не нужен нам такой мир. Каждое слово в моем посте - это правда. За каждое слово в этом посте я отвечаю. Это подтверждают и осетинские адвокаты, которые бьют в набат по поводу этого концлагеря. Многие заключенные там - мои друзья. Вот пойдите и разберитесь с этим концлагерем и со своими экстремистами - тогда и мне не придется об этом писать. Что касается ПР: ингуши всегда были готовы к научной дискуссии и диалогу. Это осетины, точнее их власть имущие не хотят идти на диалог и решают свои проблемы при помощи грубой силы, а конретнее российских войск. Покажите хотя бы один дом, который ингуши отобрали у осетин. Назовите хотя бы одно осетинское село, захаченное ингушами. Покажите одно осетинское кладбище, оскверненное ингушами. Покажите хотя бы одну фотографию убитого осетина, которую ингуши выдавали за фотографию убитого ингуша. Покажите хотя бы одного осетина, которому ингуши вскрывали живот. Покажите хотя бы одну осетинку, которую ингуши насиловали и прижигали сигаретами. Покажите хотя бы один документ, в котором ингуши радовались горю осетин и просились в их дома и на их земли. У нас все это есть и мы готовы это предоставить. Что касается того, что ингуши ездят во Владикавказ лечиться и за покупками: мы ездим не к осетинам в гости, мы ездим к себе домой. Ни одного сантиметра осетинской территории мы не требуем. Мы не требуем ни Алагир, ни Ардон, ни другие осетинские земли. Мы требуем Ангушт, мы требуем Буро, требуем Эзми, требуем Галгай-Юрт, Ахки-Юрт, Цхьорой-Юрт, Яндиево, Гадаборшево, Шолхи, Чми, Балту, Ларс, требуем Базоркино и другие сои земли. Мы в Осетию убивать осетин не ездим и осетинские парни в Ингушетии в концлагерях не содержатся, их там не пытают током и удушением пакетами. С чем из мной написанного Вы не соласны, доогая Магдалена?!"

Антитолерантность в 21 веке - это NONSENS!

Весь мир – мой храм,

Любовь – моя святыня,

Вселенная – отечество мое… /Коста Хетагуров - основоположник осетинской литературы/

«Бирюлево» - это угроза не только Евразийскому Союзу, но и многонациональной России!

О происходящем сегодня в Бирюлево за эти два-три дня сказано и написано уже много… Отметим лишь двух авторов – В.Массальского и А.Венедиктова. Вчера,14.10.2013, опубликован материал: «Бирюлево как угроза Евразийскому Союзу» Вадима Массальского на сайте «Голосе Америки». В.Массальский прав: «речь идет о серьезном социальном звонке. Звонке не первом и далеко не последнем» и что «Бирюлево - угроза Евразийскому Союзу»

А.Венедиктов: я не говорю, что плохо визы, я говорю, что это неэффективно.

Вчера же о «Бирюлево» на «Эхо Москвы» высказал свое мнение главный редактор этой радиостанции. И на наш взгляд, А.Венедиктов абсолютно прав - введение виз не решают проблему под названием: «Бирюлево», «Сагра», «Кондопога»… А.Венедиктов прав в том, что «эту карту меньшинства-большинства, неприятия чужих, боязнь иных… эксплуатируют все политические силы. …Этому процессу власть может противостоять, а может его стимулировать. В России он стимулируется в лучшем случае. …Гнать и не пущать – это лозунг российской бюрократии. Все предложения сводятся к этому. …Я не говорю, что плохо визы. Я говорю, что это неэффективно…

Поиск «врага» - это реакция на несправедливость.

На наш взгляд, речь сегодня по большому счету должна вестись не только и даже не столько о происходящем в конкретном Бирюлево, а о социальном здоровье в стране, о состоянии межнационального взаимопонимания как таковом в России в целом! Да, на наш взгляд, «Кущевская», «Гусь-Хрустальный», «Манежная», «Домодедово», г.Пугачев, «Матвеевский рынок», а теперь и «Бирюлево» - это «явления» одного ряда. И главной и основной причиной того, что они имели место быть, на наш взгляд, являются никак не межнациональные отношения, и тем более не межнациональная рознь. Да, есть случаи «выяснений отношений», в которых иногда появляется и национальный «момент». И часто национальную «окраску» и национальный «контекст» (или «основу») придают тем или иным случаям или даже преступлениям или чиновники, или СМИ, или СМИ - с «подачи» чиновников. В действительности же причиной происшедшего во всех этих «городах и весях» России является безответственность и неисполнение закона. А «результатом» этого - несправедливость! И реакцией именно на несправедливость становится поиск «врага»(виновника) происходящего. И, как это не прискорбно, но «врага» всегда «ищут и находят» в «чужом»... Да, «врагом» всегда оказывается «чужой» («не свой») - человек иного цвета кожи, иного овала лица, формы носа, иного вероисповедания, иной национальности… И, как следствие всего этого, «поиски врага» сопровождаются проявлениями национализма.

Толерантность - это наша вера!

В Германии накануне прошли выборы. На одном празднике, отмечает в СМИ один из очевидцев, распространялась открытка, на которой значилось: «Наша вера – толерантность!» У нас же, в России, напротив, сегодня в большой «моде» антитолерантность…? И многие свое неприятие ИНОГО(читай:"чужого») не только не пытаются скрыть(как нечто неприличное и нецивилизованное), а всячески «демонстрируют» и чуть ли не гордятся этим…

Антитолерантность в 21 веке - это NONSENS!

Да, антитолерантность в 21 веке - это NONSENS и самая что ни на есть ДИКОСТЬ! И тем, кто каждый раз и по любому поводу пытается «решать» любую проблему путем «поиска врага» в «ЧУЖИХ» пора осознать вредоносность своей позиции и понять, что не «стену» (из глупостей…) надо «городить», а исправлять то, что можно и должно исправлять! А это значит, что и решать ее (эту проблему общероссийского масштаба и значимости!) можно и должно не возводя «антикавказскую стену», которой не быть никогда(!), но которая способна разрушить Россию, а совсем по иным, цивилизованным меркам, предполагающим уважительное отношение ко всем и к каждому народу, населяющим сегодня Россию и объединенных в одно единое целое под названием: «россияне»!

Толерантность - это НОРМА и ОСНОВА существования общества и государства!

Да, уходить от решения существующей проблемы (проявлений нетерпимости к «чужим»...) нельзя - это большая ошибка. Мы считаем, что именно эта проблема является центральной для России во всех смыслах! И мы уверены: без кардинального изменения места и роли гражданского общества, изменения значимости голоса народа в происходящем в стране, не решить проблему усугубляющегося процесса взаимного отчуждения власти и общества.

«Вселенная – Отечество мое…»

Сегодня, 15 октября 2013 года в Северной Осетии отмечают 154-ю годовщину со дня рождения Коста Хетагурова - основоположника осетинской литературы. Коста Хетагуров – еще 1,5 века назад демонстрировал такую толерантность, к которой мы никак не можем прийти и сегодня - в 21 веке… Ему принадлежат приведенные выше строки: Весь мир – мой храм, Любовь – моя святыня, Вселенная – отечество мое… Писатель Александр Фадеев назвал Коста Хетагурова «осетинским Леонардо да Винчи»… Да, это правда, что будучи осетином, Коста испытывал самые большие чувства к своему народу:

Но больше всех люблю -

чего скрывать позорно? -

Тебя, родной аул

и бедный мой народ.

«Я привык СВОБОДОЙ – как счастьем дорожить…»

Но, правда и то, что Коста Хетагуров не только не замыкался в границах своего аула и своего(осетинского) народа, а был по большому счету самым что ни на есть космополитом, для которого «Отечество» – это не его родной аул, не родная Осетия, и даже не его большая родина - великая Россия, а… - целая Вселенная! И о такой по настоящему широкой душе(духе(!) поэта говорит его восприятие и значимость, которую Коста Хетагуров придавал СВОБОДЕ…

Я счастия не знал, но я готов свободу,

Которой я привык, как счастьем, дорожить,

Отдать за шаг один, который бы народу

Я мог когда-нибудь к свободе проложить.

March 22nd, 2013 , 03:07 pm

После прочтения этого поста, который я позаимствовал у своей френдессы roks_alana , уверен, что многие из вас, друзья, отнесутся достаточно скептически ко всей нижеприведенной истории... А кто все же поверит в реальность произошедшего, с 99-ти процентной вероятностью выскажет свое неодобрительное "фи" по отношению к действиям главного героя... Но этого и стоит ожидать.
А все почему?
Потому что когда дело касается религии (а история именно о ней), в большинстве своем происходит именно так..

Так зачем тогда я репостнул этот материал, априори зная, какова будет на него реакция?..
Затем, что, как мне кажется, здесь прозвучали истинные слова для каждого живущего в мире человека... Их я вынес в заголовок поста.

Оригинал взят у roks_alana в из ислама в христианство... быль

Вчера мой коллега, Тимур Цхурбати на своей странице в фб опубликовал историю о своем друге Ахмеде. Имя его Тимур придумал поменял, а имя девушки вообще не привел, только первую букву, а я с его согласия назову девушку Ириной, Ахмеда оставлю Ахмедом.
История правдивая, произошла она недавно во Владикавказе.
Итак история:

«Зайдя к старому другу, я застал его прибивающим на стенку иконку девы Марии с младенцем.

Что это ты, Ахмед,ты же вроде мусульманин?, - спросил я.
- Скоро дедушкой стану Тимур, это я невесте решил угодить - да и сам покрестился.

Не понял с чего это ты?

А помнишь Ирину, соседку мою - высокая черноокая, с золотистыми локонами? Появление Ирины из подъезда обычной девятиэтажки было подобно Афродите выходящей из морской пены. Юнцы шестнадцати-семнадцати лет - теряли дар речи: «Смотри, смотри - Ирина», шептали они скороговоркой друг другу и пялились на неё, нагло презрев кавказский этикет. Ирина шла расточая улыбки направо и налево, не скупясь - и старым, и молодым.
Седые аксакалы, чей возраст походил в 90летнему рубежу, кивали Ирине, - начинали протирать клетчатыми платками очки, без причины снимали кепки и поглаживали остатки некогда пышных шевелюр. Джигиты в расцвете сил, усиленно шлифовали стекла своих авто, неизменно улыбались в ответ, смещались так, чтобы подольше наблюдать за спустившейся на землю грацией. Мифы древней Греции умалчивают, что было с мужиками узревшими - Афродиту, выходящую из моря.

В отличие от греков единожды узревших Афродиту, сильный пол, обитавший в многоподъездной девятиэтажке, млел несколько раз в день.Наблюдая за Ириной несколько раз на дню, и не только выходящую, но и входящую в подъезд. Картина от этого только выигрывала, - можно было свободно скользить взглядом по обольстительным выпуклостям и изгибам, там, где змеились струи золотистых локонов.

Ирина, скажем так, не была самых строгих правил и, видимо, правильно. Такая красота не могла принадлежать одному мужчине. Гордость и обладание такой роскошью могли свести его с ума, а других заставила бы изойти черной завистью. Ирина была абсолютно не корыстна, ценила в мужчине джентльмена, а никак не толщину кошелька.

Ахмед жил с ней на одной лестничной площадке, и как женолюб-кавказец никак не мог пропустить такую красавицу, но… Ирина неизменно отказывала ему - ссылаясь на то, что она верующая христианка. Последователи пророка Мохамеда, игнорировались Ириной, хотя неизвестно, как их привечала библейская Мария-Магдалена.
Доведенный до отчаянья Ахмед, как-то прямо спросил Ирину, может ли он на что то рассчитывать, если покрестится. Получив положительный ответ Ахмед покрестился в ближайший выходной и стал Алексием, а затем сорвал долгожданный "приз".
Значит, мир потерял грешного последователя бога Аллаха и приобрел влюбленного христианина, какими только путями не распространяется - учение Христа, с иронией заметил я.
Нет, Тимур, это значит другое - ответил будущий дед. Миром правит любовь и дальше процитировал великого,- Коста; «Весь мир мой храм, ЛЮБОВЬ - моя святыня, Вселенная отечество мое».