В какой форме встречается рефрен. Рефрены - это повторяющиеся фрагменты в поэзии, прозе и музыке. Примеры в литературе

Главная тема , определённый музыкальный материал, неоднократно возвращающийся на протяжении произведения . В поэзии рефреном может являться строка или несколько строк, вставленных между строфами .

Присутствие рефрена определяет форму произведения. Наиболее распространённая форма, имеющая рефрен, - рондо . Среди других форм с рефреном - вилланель , виреле , кантига о друге .

Поэты XIII-XIV веков изобретают, а быть может, и восстанавливают в правах различные виды поэзии, изначально более или менее тесно связанные с танцем или же основанные на поочередном пении солиста и хора; в самой их структуре заложена оппозиция между изменчивым куплетом и рекуррентным рефреном, сменяющими друг друга в очень быстром ритме. Главная разновидность такой поэзии - рондо: в основе его композиции лежит формула АВаAabАВ, в которой на практике бесконечно варьируется число и длина стихов, куплетов и рефрена. Французское виреле и родственная ей итальянская баллата , а также французская (средневековая) баллада также содержат рефрен.

На практике различались два вида рефренов, в зависимости от того, одинаковые стихи вставляются между строфами или нет. Обычно в первом случае говорят о «песнях с рефренами» (chansons a refrains ), а во втором - о «песнях с разными рефренами» (chansons avec des refrains ): это важное различие, поскольку изменение текста рефрена может предполагать изменение мелодии; тем самым речь идет о структуре песни в целом. Кроме того, многие рефрены (особенно из числа тех, что фигурируют в «песнях с разными») встречаются либо в нескольких песнях, либо в рондо, балладах, мотетах и иных песенных формах. Иногда их называют «рефрены-цитаты» (возможно, они имеют фольклорное происхождение).

В большинстве случаев рефрен завершает каждую строфу стихотворения. Пример реже встречающегося двойного рефрена:

Почему не поёшь ты, дербентка, мугам
о любви и печали?
Чтоб душевнее пелось молчащим губам,
поцелуй их вначале, мой милый.
Почему нескончаем, дербентка, мугам
о любви и печали?
Ты прильни в поцелуе к поющим губам,
чтоб они замолчали, мой милый.

Медитативный рефрен

Медитативный рефрен - особый вид рефрена в одну строку, которая условно делится на несколько частей; при каждом повторе строка как бы сдвигается - первая часть отсекается, вторая становится первой, а в конце добавляется новое слово или фраза.

Ключ в замке повернулся - знакомый ритм…
Дверь вздохнула… так мы вздыхали
Над строчками давних и горьких рифм,
Что ж, дари, дари одиночество до зари,
Любовь, недописанными стихами…

Шаги по лестнице как по нотам - пеон, нет - спад…
Слово, обреченно на лист, как на плаху, ложись!
Стал строк палачом - убивал, убивал… не рад…
Эта боль, эта горечь… тысячи линий вперёд-назад -
Недописанными стихами жизнь.

В этом стихотворении медитативный рефрен - последние строки пятистиший. Если же в стихотворении каждая строка - такой рефрен, то это твердая поэтическая форма, называемая медитативный стих .

Пустотою заполняешь жизнь мою ты -
Заполняешь жизнь мою ты сном и грустью,
Жизнь мою ты сном и грустью поминутно,
Сном и грустью поминутно рвешь и мучишь.
Поминутно рвешь и мучишь, наслаждаясь,
Рвешь и мучишь, наслаждаясь болью, властью…
Наслаждаясь болью, властью, губишь страстью,
Болью, властью губишь, страстью, сердцем тая -
Губишь страстью, сердцем тая, наше счастье…

Примечания

Литература

  • Поль Зюмтор . Опыт построения средневековой поэтики.. - СПб. , 2002. - С. 251-254 .

Главная тема , определённый музыкальный материал, неоднократно возвращающийся на протяжении произведения . В поэзии рефреном может являться строка или несколько строк, вставленных между строфами .

Присутствие рефрена определяет форму произведения. Наиболее распространённая форма, имеющая рефрен, - рондо . Среди других форм с рефреном - вилланель , виреле .

Впервые рефрен встречается у труверов , например, у Гаса Брюле ; в XIII веке наблюдается подъём всех форм песни с рефреном, продолжавшийся вплоть до XV столетия; в значительной степени его можно рассматривать как излюбленный приём поэтов региона между Луарой и Рейном , писавших как на латыни, так и на народном языке. У трубадуров , напротив, рефрены встречаются редко.

Поэты XIII-XIV веков изобретают, а быть может, и восстанавливают в правах различные виды поэзии, изначально более или менее тесно связанные с танцем или же основанные на поочередном пении солиста и хора; в самой их структуре заложена оппозиция между изменчивым куплетом и рекуррентным рефреном, сменяющими друг друга в очень быстром ритме. Главная разновидность такой поэзии - рондо: в основе его композиции лежит формула АВаAabАВ, в которой на практике бесконечно варьируется число и длина стихов, куплетов и рефрена. Французское виреле и родственная ей итальянская баллата , а также французская (средневековая) баллада также содержат рефрен.

На практике различались два вида рефренов, в зависимости от того, одинаковые стихи вставляются между строфами или нет. Обычно в первом случае говорят о «песнях с рефренами» (chansons a refrains ), а во втором - о «песнях с разными рефренами» (chansons avec des refrains ): это важное различие, поскольку изменение текста рефрена может предполагать изменение мелодии; тем самым речь идет о структуре песни в целом. Кроме того, многие рефрены (особенно из числа тех, что фигурируют в «песнях с разными») встречаются либо в нескольких песнях, либо в рондо, балладах, мотетах и иных песенных формах. Иногда их называют «рефрены-цитаты» (возможно, они имеют фольклорное происхождение).

В большинстве случаев рефрен завершает каждую строфу стихотворения. Пример реже встречающегося двойного рефрена:

Почему не поёшь ты, дербентка, мугам
о любви и печали?
Чтоб душевнее пелось молчащим губам,
поцелуй их вначале, мой милый.
Почему нескончаем, дербентка, мугам
о любви и печали?
Ты прильни в поцелуе к поющим губам,
чтоб они замолчали, мой милый.

Медитативный рефрен - особый вид рефрена в одну строку, которая условно делится на несколько частей; при каждом повторе строка как бы сдвигается - первая часть отсекается, вторая становится первой, а в конце добавляется новое слово или фраза.

Ключ в замке повернулся - знакомый ритм…
Дверь вздохнула… так мы вздыхали
Над строчками давних и горьких рифм,
Что ж, дари, дари одиночество до зари,
Любовь, недописанными стихами…

Шаги по лестнице как по нотам - пеон, нет - спад…
Слово, обреченно на лист, как на плаху, ложись!
Стал строк палачом - убивал, убивал… не рад…
Эта боль, эта горечь… тысячи линий вперёд-назад -
Недописанными стихами жизнь.

В этом стихотворении медитативный рефрен - последние строки пятистиший. Если же в стихотворении каждая строка - такой рефрен, то это твердая поэтическая форма, называемая медитативный стих .

Пустотою заполняешь жизнь мою ты -
Заполняешь жизнь мою ты сном и грустью,
Жизнь мою ты сном и грустью поминутно,
Сном и грустью поминутно рвешь и мучишь.
Поминутно рвешь и мучишь, наслаждаясь,
Рвешь и мучишь, наслаждаясь болью, властью…
Наслаждаясь болью, властью, губишь страстью,
Болью, властью губишь, страстью, сердцем тая -
Губишь страстью, сердцем тая, наше счастье…

Значение слова РЕФРЕН в Словаре литературоведческих терминов

РЕФРЕН

- (франц. refrain - припев) - стих, повторяющийся в каждой строфе (куплете песни), как правило, буквально или с незначительными изменениями. Обычно стоит в конце строфы, но может находиться в начале или середине и содержать не один, а несколько стихов. Примером использования Р.может служить стихотворение А.С. Пушкина "Храни меня, мой талисман...". Р. восходит к припев у.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РЕФРЕН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РЕФРЕН в Словаре музыкальных терминов:
    (франц. refrain - ломать). 1) в куплетной песне - припев. 2) в рондо - главная тема, многократно повторяющаяся в чередовании …
  • РЕФРЕН в Литературной энциклопедии:
    см. « Припев …
  • РЕФРЕН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. refrain), 1) в поэзии - повторяющийся стих или группа стихов в конце песенного куплета, когда Р. разрастается до …
  • РЕФРЕН в Современном энциклопедическом словаре:
  • РЕФРЕН
    (французское refrain - припев), 1) в поэзии - повторяющаяся часть куплета песни, обычно ее последняя строка употребителен в фольклоре и …
  • РЕФРЕН в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. Повторяющийся стих или группа стихов, замыкающих строфу или группу строф в стихотворении. 2. Часть вокального произведения куплетной …
  • РЕФРЕН в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. (спец.). 1. Стих или строфа, в определенном порядке повторяющиеся в стихотворении. Однообразный р. (также перен.: о частом …
  • РЕФРЕН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕФР́ЕН (франц. refrain), в поэзии повторяющаяся часть куплета песни, обычно её последняя строка; употребителен в фольклоре и выросших из него …
  • РЕФРЕН в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    рефре"н, рефре"ны, рефре"на, рефре"нов, рефре"ну, рефре"нам, рефре"н, рефре"ны, рефре"ном, рефре"нами, рефре"не, …
  • РЕФРЕН в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Повторяющийся стих или группа стихов, замыкающих строфу или группу строф в стихотворении. Даже рефрены очень хорошо удаются …
  • РЕФРЕН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Тот же …
  • РЕФРЕН в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. refrain) 1) повторяющийся стих или группа стихов, замыкающих строфу или группу строф в стихотворении; 2) припев - часть …
  • РЕФРЕН в Словаре иностранных выражений:
    [фр. refrain] 1. повторяющийся стих или группа стихов, замыкающих строфу или группу строф в стихотворении; 2. припев - часть вокального …
  • РЕФРЕН в словаре Синонимов русского языка:
    припев, стих, строфа, …
  • РЕФРЕН в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Один или несколько повторяющихся стихов, замыкающих строфу или группу строф в стихотворении. 2) Часть вокального произведения куплетной формы, …
  • РЕФРЕН в Словаре русского языка Лопатина:
    рефр`ен, …
  • РЕФРЕН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    рефрен, …
  • РЕФРЕН в Орфографическом словаре:
    рефр`ен, …
  • РЕФРЕН в Словаре русского языка Ожегова:
    стих 1 или строфа, в определенном порядке повторяющиеся в стихотворении Однообразный р. (также перен. : о частом повторении одного и …
  • РЕФРЕН в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    рефрена, м. (фр. refrain) (лит.). Припев, стихи, повторяющиеся в конце каждого куплета или …
  • РЕФРЕН в Толковом словаре Ефремовой:
    рефрен м. 1) Один или несколько повторяющихся стихов, замыкающих строфу или группу строф в стихотворении. 2) Часть вокального произведения куплетной …
  • РЕФРЕН в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • РЕФРЕН в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Один или несколько повторяющихся стихов, замыкающих строфу или группу строф в стихотворении. 2. Часть вокального произведения куплетной формы, …

Присутствие рефрена определяет форму произведения. Наиболее распространённая форма, имеющая рефрен, - рондо . Среди других форм с рефреном - вилланель , виреле .

История

Впервые рефрен встречается у труверов , например, у Гаса Брюле ; в XIII веке наблюдается подъём всех форм песни с рефреном, продолжавшийся вплоть до XV столетия; в значительной степени его можно рассматривать как излюбленный приём поэтов региона между Луарой и Рейном , писавших как на латыни, так и на народном языке. У трубадуров , напротив, рефрены встречаются редко.

Поэты XIII-XIV веков изобретают, а быть может, и восстанавливают в правах различные виды поэзии, изначально более или менее тесно связанные с танцем или же основанные на поочередном пении солиста и хора; в самой их структуре заложена оппозиция между изменчивым куплетом и рекуррентным рефреном, сменяющими друг друга в очень быстром ритме. Главная разновидность такой поэзии - рондо: в основе его композиции лежит формула АВаAabАВ, в которой на практике бесконечно варьируется число и длина стихов, куплетов и рефрена. Французское виреле и родственная ей итальянская баллата , а также французская (средневековая) баллада также содержат рефрен.

На практике различались два вида рефренов, в зависимости от того, одинаковые стихи вставляются между строфами или нет. Обычно в первом случае говорят о «песнях с рефренами» (chansons a refrains ), а во втором - о «песнях с разными рефренами» (chansons avec des refrains ): это важное различие, поскольку изменение текста рефрена может предполагать изменение мелодии; тем самым речь идет о структуре песни в целом. Кроме того, многие рефрены (особенно из числа тех, что фигурируют в «песнях с разными») встречаются либо в нескольких песнях, либо в рондо, балладах, мотетах и иных песенных формах. Иногда их называют «рефрены-цитаты» (возможно, они имеют фольклорное происхождение).

В большинстве случаев рефрен завершает каждую строфу стихотворения. Пример реже встречающегося двойного рефрена:

Почему не поёшь ты, дербентка, мугам
о любви и печали?
Чтоб душевнее пелось молчащим губам,
поцелуй их вначале, мой милый.
Почему нескончаем, дербентка, мугам
о любви и печали?
Ты прильни в поцелуе к поющим губам,
чтоб они замолчали, мой милый.

Медиативный рефрен

Медитативный рефрен - особый вид рефрена в одну строку, которая условно делится на несколько частей; при каждом повторе строка как бы сдвигается - первая часть отсекается, вторая становится первой, а в конце добавляется новое слово или фраза.

Ключ в замке повернулся - знакомый ритм…
Дверь вздохнула… так мы вздыхали
Над строчками давних и горьких рифм,
Что ж, дари, дари одиночество до зари,
Любовь, недописанными стихами…

Шаги по лестнице как по нотам - пеон, нет - спад…
Слово, обреченно на лист, как на плаху, ложись!
Стал строк палачом - убивал, убивал… не рад…
Эта боль, эта горечь… тысячи линий вперёд-назад -
Недописанными стихами жизнь.

В этом стихотворении медитативный рефрен - последние строки пятистиший. Если же в стихотворении каждая строка - такой рефрен, то это твердая поэтическая форма, называемая медитативный стих .

Пустотою заполняешь жизнь мою ты -
Заполняешь жизнь мою ты сном и грустью,
Жизнь мою ты сном и грустью поминутно,
Сном и грустью поминутно рвешь и мучишь.
Поминутно рвешь и мучишь, наслаждаясь,
Рвешь и мучишь, наслаждаясь болью, властью…
Наслаждаясь болью, властью, губишь страстью,
Болью, властью губишь, страстью, сердцем тая -
Губишь страстью, сердцем тая, наше счастье…

Напишите отзыв о статье "Рефрен"

Примечания

Литература

  • Поль Зюмтор Опыт построения средневековой поэтики.. - СПб. , 2002. - С. 251-254 .

См. также

Отрывок, характеризующий Рефрен

– Это левей! Как же, Мытищи вон где, а это вовсе в другой стороне.
Несколько людей присоединились к первым.
– Вишь, полыхает, – сказал один, – это, господа, в Москве пожар: либо в Сущевской, либо в Рогожской.
Никто не ответил на это замечание. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разгоравшееся пламя нового пожара.
Старик, графский камердинер (как его называли), Данило Терентьич подошел к толпе и крикнул Мишку.
– Ты чего не видал, шалава… Граф спросит, а никого нет; иди платье собери.
– Да я только за водой бежал, – сказал Мишка.
– А вы как думаете, Данило Терентьич, ведь это будто в Москве зарево? – сказал один из лакеев.
Данило Терентьич ничего не отвечал, и долго опять все молчали. Зарево расходилось и колыхалось дальше и дальше.
– Помилуй бог!.. ветер да сушь… – опять сказал голос.
– Глянь ко, как пошло. О господи! аж галки видно. Господи, помилуй нас грешных!
– Потушат небось.
– Кому тушить то? – послышался голос Данилы Терентьича, молчавшего до сих пор. Голос его был спокоен и медлителен. – Москва и есть, братцы, – сказал он, – она матушка белока… – Голос его оборвался, и он вдруг старчески всхлипнул. И как будто только этого ждали все, чтобы понять то значение, которое имело для них это видневшееся зарево. Послышались вздохи, слова молитвы и всхлипывание старого графского камердинера.

Камердинер, вернувшись, доложил графу, что горит Москва. Граф надел халат и вышел посмотреть. С ним вместе вышла и не раздевавшаяся еще Соня, и madame Schoss. Наташа и графиня одни оставались в комнате. (Пети не было больше с семейством; он пошел вперед с своим полком, шедшим к Троице.)
Графиня заплакала, услыхавши весть о пожаре Москвы. Наташа, бледная, с остановившимися глазами, сидевшая под образами на лавке (на том самом месте, на которое она села приехавши), не обратила никакого внимания на слова отца. Она прислушивалась к неумолкаемому стону адъютанта, слышному через три дома.
– Ах, какой ужас! – сказала, со двора возвративись, иззябшая и испуганная Соня. – Я думаю, вся Москва сгорит, ужасное зарево! Наташа, посмотри теперь, отсюда из окошка видно, – сказала она сестре, видимо, желая чем нибудь развлечь ее. Но Наташа посмотрела на нее, как бы не понимая того, что у ней спрашивали, и опять уставилась глазами в угол печи. Наташа находилась в этом состоянии столбняка с нынешнего утра, с того самого времени, как Соня, к удивлению и досаде графини, непонятно для чего, нашла нужным объявить Наташе о ране князя Андрея и о его присутствии с ними в поезде. Графиня рассердилась на Соню, как она редко сердилась. Соня плакала и просила прощенья и теперь, как бы стараясь загладить свою вину, не переставая ухаживала за сестрой.
– Посмотри, Наташа, как ужасно горит, – сказала Соня.
– Что горит? – спросила Наташа. – Ах, да, Москва.
И как бы для того, чтобы не обидеть Сони отказом и отделаться от нее, она подвинула голову к окну, поглядела так, что, очевидно, не могла ничего видеть, и опять села в свое прежнее положение.
– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова рефрен

рефрен в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

рефрен

рефрена, м. (фр. refrain) (лит.). Припев, стихи, повторяющиеся в конце каждого куплета или строфы.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

рефрен

А, м. (спец.).

    Стих или строфа, в определенном порядке повторяющиеся в стихотворении. Однообразный р. (также перен.: о частом повторении одного и того же).

    Тема музыкального произведения, повторяющаяся в нем и скрепляющая его. строение.

    прил. рефренный, -ая,-ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

рефрен

    Один или несколько повторяющихся стихов, замыкающих строфу или группу строф в стихотворении.

    Часть вокального произведения куплетной формы, повторяющаяся в неизменном виде; припев.

    Главная тема рондо, многократно повторяющаяся в чередовании с различными эпизодами.

Рефрен

(франц. refrain),

    в поэзии ≈ повторяющийся стих или группа стихов в конце песенного куплета, когда Р. разрастается до целой строфы, он обычно называется припевом. Р. и припев развились в народной лирике, где запев исполнялся обычно солистом, а Р. хором; отсюда они перешли в письменную литературу, преимущественно в жанрах, рассчитанных на пение или стилизованных под фольклор. На Р. построены такие твёрдые стихотворные формы, как триолет , рондель, рондо , французская баллада и т.п.

    В музыке ≈ тема инструментального или вокального произведения, проходящая не менее трёх раз и композиционно его скрепляющая. Р. характерен для рондо и рондообразных форм. Иногда он становится лейттемой (см. Лейтмотив), проведения которой связаны с воплощением в сочинении особо важной идеи.

Википедия

Рефрен

Рефре́н (от стар.-фр. > – повторять) - в музыке главная тема , определённый музыкальный материал, неоднократно возвращающийся на протяжении произведения. В поэзии рефреном может являться строка или несколько строк, вставленных между строфами.

Присутствие рефрена определяет форму произведения. Наиболее распространённая форма, имеющая рефрен, - рондо . Среди других форм с рефреном - вилланель , виреле .

Примеры употребления слова рефрен в литературе.

Постоянный рефрен партии большевиков в это время был таков: дайте только нам справиться с белогвардейщиной - и жизнь станет свободней и вольготней.

Сережа, -- жалобно обратилась ко мне Аня, -- агитбригаду я уже сколотила, но у меня во время ее выступления согласно сценарию из парткома, рефреном демонстрируются кадры одного документального фильма, а наша киноустановка, передвижная.

Этот смысл доносят до читателя библейская притча и ее рефрен , созданный Ф.

Дни проходят, но книги, книги, Антонина Павловна, остаются на полках, и великое дело, которому вы бескорыстно служите, воистину велико и обильно, -- и каждая строка ваша звенит и звенит в наших умах и сердцах вечным рефреном .

Нелепый рефрен навязчиво звучал в подкорке Эйкена, и в ответ ему поднималась из глубины волна ужаса.

Быть может, рефрен русских сказок о Подсолнечном царстве, что расположено за тридевять земель, -- смутные воспоминания о стародавних временах, когда наши предки соприкасались с гиперборейцами и сами были гиперборейцами.

После каждого куплета шел рефрен : Дело черное твори -- Сатанинский пунш вари!

В обычном применении рефрен или припев не только используют, ограничиваясь лишь лирическими стихами, но и заставляют его воздействовать лишь однообразием и звучания и смысла.

Поскольку его применение должно постоянно варьироваться, стало ясно, что сам рефрен должен быть краток, иначе возникли бы непреодолимые трудности при частых смысловых вариациях какой-либо длинной фразы.

Решение применить рефрен имело своим следствием разбивку стихотворения на строфы, каждая из которых оканчивалась бы рефрен ом.

Я решил быть разнообразным и тем повысить эффект, придерживаясь в целом однообразия в звучании и вместе с тем постоянно меняя смысл: иными словами, я решил постоянно производить новый эффект, варьируя применение рефрена , но оставляя сам рефрен в большинстве случаев неизменным.

Табун, о котором навязчиво напоминает рефрен , -- плод воображения героя.

Музыка звучит - по традиции рефрен повторяют десять раз - и все дневное уходит из мыслей.

Когда музыкальный рефрен звучит в десятый раз, я подхожу к двери своей гримерной, открываю ее контрольным словом и смотрю на свои ладони - ладони Риголетто.

Повторяющийся свадебный рефрен контрастирует с состоянием Невесты, и празднество подчеркивает трагедию.