В дороге некрасов год написания. Анализ стихотворения Некрасова «В дороге. Возможно вам будет интересно

Литература 19 века носила революционный характер. Писатели и поэты издавали произведения о нелегкой крестьянской судьбе. Они как носители передовых революционных идей мечтали о равенстве сословий, К счастью, в том же 19 веке крестьяне стали свободными.

В этой статье мы рассмотрим стихотворение Некрасова «В дороге». Это одно из многочисленных произведений автора о жизни крестьян.

Творчество Некрасова

Николай Алексеевич был сыном дворянина, который угнетал своих крепостных. С детства он наблюдал за печальной судьбой крестьян. Он был против крепостного права. Все его творчество посвящено изображению жизни крестьян, их тяжелой участи.

Детство, семья, окружение оказали на его литературную деятельность сильное влияние. Его отец был тираном и угнетал мать Николая Алексеевича. Это отразилось в творчестве Некрасова. Он писал о нелегкой женской доле.

Наблюдая за жизнью низов, сострадая им, поэт издавал произведения, описывающие несправедливость этой жизни. Он был чуток к человеческой боли, имел революционные взгляды.

Одно из его ранних произведений - «В дороге». В нем автор также затронул тему крестьянской участи. Какой ее изобразил в своем стихотворении Некрасов («В дороге»), анализ покажет.

Для начала мы изложим произведение.

Произведение начинается с обращения барина к ямщику. Он говорит, что ему скучно, просит разогнать его тоску какой-нибудь историей. Например, о рекрутском наборе, разлуке или небылице, о том, что ямщик видал в своей жизни. На что тот отвечает, что ему самому невесело, и начинает рассказывать о своей молодой жене.

Она воспитывалась в барской семье. Там она училась шить, вязать, получала научные знания, читала, играла на музыкальном инструменте, научилась хорошим манерам. Одевалась она в атлас, ела разных вкусностей вдоволь. Словом, жила она вместе с барышней, как дворянская дочь.

Так описывает героиню-крестьянку в своем стихотворении Некрасов «В дороге». Далее сюжет меняется. Ямщик рассказывает, что барышня вышла замуж, ее отец умер. После этого зятек отправил крестьянку-белоручку в село, родное место. Там ее выдали замуж за ямщика. Крестьянская девушка, жившая по-барски, не умела ни косить, ни коров доить. С трудом таскала дрова и воду, шла на барщину. Ямщику было больно смотреть на ее страдания. Девушка украдкой ревела из-за такой перемены в жизни. «Погубили ее господа», - говорит ямщик.

Его супруга, будучи крестьянкой, читает книги, смотрит на какой-то портрет. Своего сына также обучает грамоте, ухаживает за ним, моет, стрижет, не дает бить.

Ямщик делится своей бедой. Говорит, что жена его, Груша, совсем исхудала, бледна, ничего не хочет есть, сама еле ходит. Боится, что так она скоро погибнет. Хотя он признается, что не мучил ее тяжелой работой, одевал, кормил. Старался не бранить и не бить.

Барин говорит ямщику, что тот его скуку разогнал.

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге»

Произведение - диалог двух абсолютно разных людей: барина и ямщика. Они из противоположных сословий. Их думы, внутренний мир разнятся. Барин скучает. В его жизни все гладко. Ямщику не до веселья. У него горе: жена погибает. Барин просит разогнать его скуку. Для него веселье - это истории о том, как люди разлучаются. Беды низших сословий его не трогают, наоборот, они его забавляют.

Ямщик рассказывает о том, как его жена хоть и росла с барышнями, но так и осталась крестьянкой. Она жила в другой среде, но, оказавшись ненужной, была отправлена обратно.

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге» показывает, как относились помещики к крестьянам. Их не интересовали чувства, беды простых людей. Трагедия крестьянки Груши не взволновала барина. Она лишь разогнала его тоску.

Выразительные средства в произведении

Некрасов «В дороге» написал с использованием просторечных слов: "девка", "бабенка", "мужик" и прочие. Таким образом автор делает свое произведение натуралистичным. Для изложения он использовал диалог, чтобы лучше раскрыть сущность героев через их слова.

Заключение

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге» показал нам равнодушие помещиков к судьбе крепостных. Герой произведения, ямщик, не понимает, отчего погибает его супруга. Дело не столько в том, что у крестьянки Груши появились новые обязанности и изменился быт. Скорее всего, она страдала от того, что ее человеческое достоинство было унижено. Она поняла, что, находясь во власти помещиков, не она решает свою судьбу, с ней никто не считается. И как бы близка она ни была с дворянской семьей, от нее в любой момент могут избавиться, ведь она всего лишь крепостная.

В новой среде она словно чужая. Ее супруг не способен понять ее, разделить с ней интересы. Она вышла замуж не по любви, за человека, которого не знала. Она погибает от одиночества и несправедливой участи.

В этом стихотворении поднимаются темы, которые были традиционны для творчества Некрасова, - жизнь и страдания простого народа. Автор рассказывает о судьбе крестьянской девушки, выросшей в господском доме, но впоследствии выданной замуж за простого мужика.
В стихотворении присутствует образ рассказчика, обращением которого открывается лирическое
повествование. Это барин, находящийся в дороге. Чтобы скоротать время, он предлагает ямщику позабавить его песней, рассказом. Ситуация вполне естественная. Но барин хочет послушать мужика только ради забавы, не интересуясь на самом деле его судьбой. А ямщик внезапно начинает рассказ о серьёзных вещах, рассказ, который не может оставить слушателя безучастным. Слова "Скучно! скучно!..", которыми начинается стихотворение, заслуживают особого внимания. Автор понимает под ними не только дорожную скуку. Имеется в виду "скучно" в значении "печально", "грустно", "безнадёжно".Имеется в виду "скучно" в значении "печально", "грустно", "безнадёжно". Это относится и к рассказу ямщика, и к жизни всего народа.
“Самому мне невесело”, - говорит ямщик барину. И рассказывает о судьбе своей жены - девушки, воспитанной в господском доме вместе с молодой барышней. Здесь скрыт намёк на один из главных конфликтов деревенского общества - противопоставление крестьян и дворни. Дворовые слуги хорошо одеты ("Одевалась не то что..."), перенимают манеры своих господ, но становятся игрушками в их руках. Перестав быть нужными господам ("Не нужна..."), они уже не могут заниматься хозяйством, так как всю жизнь были оторваны от земли. Им только и остается, что терпеть злобу и насмешки своих братьев-крестьян ("Белоручка...").
В те времена очень остро стояла проблема оброка и барщины. Барин полностью распоряжался жизнью всех крепостных. Умер старый господин - и новый переводит их с барщины на оброк. Оброк был более выгодной формой хозяйства по сравнению с барщиной (труд на господских полях). Но крестьяне не могли сразу поменять тип ведения хозяйства. Таким образом, барин только усложнял их жизнь. Судьба женщины и её мужа в центре внимания автора стихотворения. Возможно, Груша была незаконной дочерью старого барина. В тексте об этом не говорится прямо, но иначе положения Груши в доме объяснить нельзя. Это было обычным явлением в то время. Об этом говорят и строки: "Отдал богу господскую душу, сиротинкой оставивши Грушу".

Стихотворение «В дороге» написано Некрасовым в 1845 году, поэту только 24 года. Это жанровая сценка, созданная в виде диалога между барином и ямщиком (перевозчиком на длинные дистанции). Ямщики часто пели песни и рассказывали истории заскучавшим седокам, так что Некрасов описывает типичную жизненную ситуацию. Песня-жалоба ямщика как жанр существовала в фольклоре.

Литературное направление, жанр

Стихотворения Некрасова реалистичны. Они описывают типичного героя в типичных обстоятельствах. Во времена крепостного права крестьяне нередко становились игрушкой в руках господ. Иногда это происходило как будто случайно, как описано в стихотворении «В дороге»: крепостную девочку взяли в господский дом в подруги и компаньонки дочери хозяина. Когда барышня выросла и вышла замуж, а старый хозяин умер, его зять отправил девушку, привыкшую жить как барышня, в деревню и выдал замуж. Помещики не думали о судьбе своих крепостных. Изменение жизни сделало барышню-крестьянку несчастной и грозит ей гибелью. Справедливости ради надо сказать, что случались и неравные браки между помещиками и крепостными, но они редко были счастливыми.

Стихотворение относится к гражданской лирике и обличает общественное устройство крепостнической России.

Тема, основная мысль и композиция

Сюжет стихотворения – жалобы ямщика на свою жену, выросшую в господском доме. Груша была научена наукам, шить, вязать, читать, играть на фортепиано. Она по-господски одевалась, ела господскую пищу (кашу с мёдом). К ней даже сватался учитель, «да, знать, счастья ей Бог не судил». После того как в дом приехал новый хозяин, Груша почему-то была отправлена в деревню и выдана замуж, и жизнь её, а также её мужа, стала невыносимой. Муж не считает её ленивой, но делать она ничего не умеет, «ни косить, ни ходить за коровой». Женщине тяжело выполнять любую физическую работу. Муж-ямщик жалеет её и утешает, как это принято у крестьян, но даже обновки её не радуют, непривычная одежда и обувь неудобны. Груша плачет, мало ест и, очевидно, недолго проживёт на свете. Она читает какую-то книжку (может быть, единственную, которая у неё есть), смотрит на какой-то портрет (не на портрет ли учителя?) Ямщик совершенно не понимает своей жены, не видит собственной вины, ведь он обращался с ней по-крестьянски хорошо, даже почти не бил. Его беспокоит ещё и судьба сынишки, которого мать воспитывает как барчонка.

Основная мысль рассказчика заключена в двух строчках: «Погубили её господа, А была бы бабёнка лихая». Ямщик подразумевает, что крестьянку сгубило барское воспитание. Барин, который просил развлечь его рассказом, останавливает крестьянина на словах о том, что жену он бил только под пьяную руку. Барин-то понимает, насколько девушку должна угнетать такая жизнь. Не потому, что она должна выполнять грязную крестьянскую работу, а потому, что она унижена. Тема стихотворения - несчастная судьба человека с чувством собственного достоинства. Барин осознаёт всю безнадёжность и безотрадность судьбы несчастных супругов и вообще всех людей в классовом обществе, которым была крепостная Россия. Идея стихотворения антикрепостническая.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, напоминающим тонические русские песни-жалобы. Этот ритм ложится на стук копыт. Живость речи передаёт чередование женской и мужской рифмы, а также разнообразная рифмовка, которая чередуется неупорядоченно: перекрёстная, парная и кольцевая.

Тропы и образы, речь

Реалистичной речь ямщика делают просторечные выражения: слышь ты, понимаешь-ста, тоись, врезамшись, баит, сам-ат, патрет . Некрасов точно сумел передать состояние крестьянина, не знающего, чем помочь своей жене и в чём его собственная вина. Барин в начале диалога спокоен и равнодушен: ему безразлично, какую историю послушать. Но он не бессердечен. Речь барина иронична. В последней фразе «Разогнал Ты мою неотвязную скуку» чувствуется сарказм: было грустно, а стало ещё грустнее и безнадёжней.

В речи ямщика нет тропов, да и откуда бы им взяться у крестьянина. Есть два простонародных сравнения ревёт, как шальная, как щепка худа и бледна и один эпитет - высшая крестьянская похвала бабёнка лихая . Эпитет барина неотвязная скука подчёркивает его горечь от услышанного.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

О судьбе крепостных, о доле русских женщин талантливо и проникновенно писал русский поэт Н.А.Некрасов. Величие Некрасова в том, что его стихи выражали передовые, прогрессивные идеи своего времени, в том, что он сквозь трагическую действительность угнетенной России предвидел лучшую долю для своего народа и воспел его в волнующих стихах.

Не сразу достиг поэт вершин творчества. В начале 1840-х годов Некрасов присоединился к числу сотрудников журнала «Отечественные записки». На его рецензии, публикуемые в журнале, обратил внимание В.Г.Белинский, который впоследствии лично познакомился с Некрасовым. В тот период времени литературная деятельность Некрасова подвергалась критике, и Белинский полагал, что Некрасов навсегда останется не более, как полезным журнальным сотрудником. Но когда в 1845 году Некрасов принес Белинскому свое стихотворение «В дороге», тот восторженно принял это произведение и назвал Некрасова истинным поэтом. Успех стихотворения «В дороге» способствовал творческому расцвету Некрасова и становлению его, как народного поэта.

Стихотворение построено в форме диалога ямщика и его богатого седока. Ведущая тема стихотворения «В дороге» — подневольная судьба крепостной женщины, жизнь которой, в силу изменившихся обстоятельств, превратилась в сплошное мучение.

Композиционно стихотворение делится на три неравные части. В первой части произведения богатый пассажир просит ямщика развеять скуку – спеть веселую песню или рассказать занятную историю. Вторая часть содержит повествование ямщика, откликнувшегося на просьбу богатого седока. Заканчивается стихотворение репликой седока, прерывающего рассказ ямщика и заявляющего, что тот достаточно его развлек.

Основная часть литературного произведения — рассказ ямщика о своей жене по имени Груша, которая, будучи крепостной, с детства воспитывалась в барском доме, вместе с дочерью хозяина. Груша получила хорошее образование, умела читать и играть на музыкальных инструментах. Одевалась она, как настоящая барышня. Но однажды ее жизнь круто изменилась, и не в лучшую сторону. Дочь помещика вышла замуж и уехала в Петербург. Владелец усадьбы вскоре умер, и его зять вступил во владение усадьбой. Новый хозяин не сошелся характером с Грушей, по-прежнему жившей в господском доме. Пользуясь тем, что девушка по своему положению была крепостной, он отправил ее в село, к крестьянам. Вскоре Грушу выдали замуж за ямщика.

С появлением в жизни простого мужика жены-белоручки забот у него существенно прибавилось. Жена, хоть и не была ленивой, крестьянскую работу совсем не знала. Ей было очень тяжело осваиваться в новой реальности. Ямщик ее жалел и пытался утешить, покупая немудреные обновки. Но Груше его участие помогало мало, она часто плакала. Ямщик искренне беспокоился и за судьбу сына, которого Груша растила как барчонка – мыла его, стригла и причесывала, учила мальчика грамоте. Всего этого, по мнению ее мужа, делать вовсе не стоило. Жалуясь седоку, на то, что жена очень мало ест, ямщик высказывал опасения, что при таком образе жизни она недолго задержится на белом свете.

Рассказа ямщика создает настроение беспросветного уныния, безнадежности существования, но для его седока это повествование – средство развлечения. Его нисколько не тронули беды и горести простых людей, крепостных крестьян.

Главная мысль стихотворения «В дороге» состоит в том, что крепостное право, как форма порабощения людей, унижает достоинство человека и порождает неисчислимое множество личных трагедий. Так это произошло и в случае с Грушей. Воспитанная в атмосфере свободы, она внезапно оказалась рабой, чужой собственностью. Эта перемена в ее жизни нанесла Груше тяжелую душевную травму, от которой она так и не смогла оправиться.

Характерной особенностью стихотворения «В дороге» является отсутствие композиционно-стилистического приема, называемого в литературе «ремаркой». Этот прием состоит в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования. Ремарок в стихотворении «В дороге» нет. Еще одной характерной особенностью стихотворения является то, что существенная часть текста – монолог ямщика, обращенный к барину, по сути своей является скрытым диалогом: «Слышь, ты,…», «Понимаешь-ста…».

При написании этого стихотворения Некрасов в качестве стихотворного размера применил трехстопный анапест. Выбор данного стихотворного размера делает стихотворение похожим на песню, повышает мелодичность произведения. При этом автор использует в произведении несколько схем рифмовки – перекрестную, смежную и кольцевую.

На основании анализа произведения «В дороге» можно сделать вывод о том, что в тексте стиха видна песенная основа, которая чувствуется в следующем: в отголосках напевов ямщицких песен, в фольклорных эпитетах «белоручка», «белоличка», в диалогичности народной песни, в применении характерного размера.

Некрасов активно использовал различные средства художественной выразительности при создании стихотворения «В дороге». Он применил такие эпитеты, как «безустанная работа», «удалой ямщик», «лихая бабенка», а также метафоры «злодейка жена», «пьяная рука», «неотвязная скука». При описании облика жены ямщика автор дает такие сравнения как «бледна и худа, как щепка», «ревет, как шальная». В стихотворении также присутствует большое количество простонародных выражений, с помощью которых автор передает прямую речи ямщика: «понимаешь-ста…», «врезамшись…», «баит», «сам-ат», «слышь», «али», «тоись» и другие. Эти диалекты придают рассказу ямщика достоверность, повышают реализм произведения.

В стихотворении мне понравилось, что героиня рассказа ямщика, его жена Груша, не сдается в тяжелой жизненной ситуации. Да, ей очень трудно, но она продолжает читать книги и воспитывает сына так, как считает правильным – она приучает ребенка к чистоте, аккуратности и учит мальчика грамоте. Этот маленький эпизод в рассказе ямщика показывает, что русскую женщину не сломят никакие жизненные трагедии. Она сумеет выполнить свой материнский долг до конца.

В своем творчестве известный поэт Николай Некрасов не раз обращался к проблемам и страданиям простого русского народа.

С детских лет он наблюдал за жестоким отношением к крепостным со стороны отца - человека деспотичного и властного. Часто доставалось от него и жене, матери поэта. Эти впечатления на всю жизнь отложились в памяти и душе Николая Алексеевича и стали неисчерпаемым источником для большого числа его произведений.

В 1845 году молодой Некрасов пишет небольшое по объему стихотворение «В дороге». Оно стало его литературным дебютом и сразу же обозначило тему, которая навсегда останется главной в его творчестве.

«… Вы поэт - и поэт истинный!»

Именно с такими восторженными словами обратился к Некрасову критик В. Белинский, когда впервые услышал «В дороге». «Сколько скорби и желчи… », - так отозвался он о стихе начинающего поэта в одном из разговоров с И. Панаевым. Сразу же полюбилось «превосходное» произведение и

Чем же заслужил Николай Некрасов, первый сборник которого «Мечты и звуки» остался практически не замеченным, столь высокую оценку?

Композиция и жанр

Стихотворение в большей мере напоминает рассказ о несчастливой жизни молодой крестьянской семьи. Завязкой служат жалоба барина ямщику на скуку. Он просит потешить себя удалою песнею или небылицей. «Самому мне не весело…», - такими словами начинает речь возницы Н.А.Некрасов. В дороге он неспешно рассказывает о судьбе жены-«злодейки», воспитанной и долго жившей в барском доме. Затем отправленной в село, где теперь она оказалась на краю могилы. Грустный рассказ вызывает отклик у барина. «Ну, … довольно… Разогнал …неотвязную скуку», - этими словами завершается произведение.

Так вместо традиционной ямщицкой песни под звон бубенцов звучит щемящий душу монолог измученного сердца. А героями его становятся жертвы крепостного права, веками существующего на Руси.

Основная тема стихотворения «В дороге»

Некрасова всегда волновало тяжелое положение угнетенного народа. Особенно трепетно он относился к горькой судьбе женщины-крестьянки, способной многое снести в своей жизни. В первом серьезном стихотворении, которым стало «В дороге», он повествует о незавидной доле крепостной девушки, чье детство и юность прошли в барском доме. Это было типичное явление для того времени. Причем, довольно часто в таком положении оказывались незаконнорожденные дети помещика. Их беззаботная и спокойная жизнь практически всегда заканчивалась трагически, так как для общества они навсегда оставались крепостными. Чувства крестьян (по рождению), оказавшихся игрушками в руках господ и попавших в конечном итоге в непривычную для себя социальную среду, помогает понять анализ стихотворения «В дороге».

Некрасов о воспитании героини

Груша долгие годы была компаньонкой у барышни. Вместе с ней она обучалась чтению и наукам, шитью и игре на музыкальных инструментах - т.е. всему тому, что должна была знать и уметь светская дама.

Муж описывает ее так: «вид вальяжный имела» и хорошие манеры, так что можно было подумать, что она барышня «природная». Даже учитель к ней один сватался (не простой крепостной!), но что-то там не заладилось: «не нужна-ста в дворянстве холопка».

Для девушки все изменилось в один миг: барышня вышла замуж и уехала, а помещик вскоре умер, оставив Грушу сиротою. Вступивший в наследство молодой зять пересчитал всех ревизионных. Заменил барщину оброком. Грушу же, с которою не сошелся, отправил в деревню. Так продолжает Н.Некрасов стих «В дороге» и рассказ о судьбе героини.

Деревня и замужество

«Взвыла девка», - говорит о новой жизни своей жены ямщик. Тяжело приходилось ей, не приученной к крестьянскому труду. Любая работа в тягость приходилась - «инда жалко подчас». Но не винил ямщик Грушу, считал, что «погубили ее господа».

Да и замужество девушке не в радость пришлось. Женились они по господской воле - время пришло. Так что ничего не радовало ее в новой жизни. При чужих еще «туда и сюда», а, оставшись в одиночестве, все слезы лила. Так постепенно гибнет душа человека, привыкшего жить совсем в других условиях, по иным нравственным законам - к таким невеселым мыслям подводит читателя анализ стихотворения «В дороге».

Некрасов не ограничивается описанием сложностей, возникших в быту. Он обращает внимание еще на одну сторону крестьянской жизни, совсем не похожей на барскую.

Темнота и безграмотность народа

Беспокоит ямщика еще одно в поведении жены. Часто глядит она на какой-то «патрет», книжку читает. Сына грамоте учит, что не принято у крестьян - другое предназначение ждет его. А еще каждый день, как барчонка, моет и чешет. Стрижет, бить не дает. «Погубит она и сынишку», - такая мысль одолевает ямщика.

Автора же беспокоит другое. Необразованный, далекий от культуры и любой науки муж не в состоянии понять Грушу, в которой благородное воспитание и книга (на портрете может быть изображен, к примеру, какой-то писатель) пробудили чуткую душу. На это хочет обратить внимание Стих «В дороге» показывает, насколько забитым на самом деле является простой мужик. Потому и не может Груша найти единомышленника в новых условиях - ее здесь никто не понимает. В результате, ее барин, может, ничего дурного и не желавший, искалечил жизнь молодой девушке. Теперь она чахнет день ото дня, стала «как щепка худа и бледна», даже ходит, словно через силу. По всему видно, что и жить ей осталось недолго. «А была бы бабенка лихая!».

Судьба ямщика

Нелегко приходится в этой истории и мужу. Женили без согласия. Грушу не понимает, хотя в отличие от многих других, жену жалел, лишний раз не бранил, даже уважал. Почти не бил - только в пьяном виде. И в будущем его ждут вдовство и одиночество, которые снести мужику с маленьким сыном на руках не просто. А главное, и его вины во всей этой истории нет - он такой же, как все

Таким образом, анализ стихотворения «В дороге» (Некрасов писал в этой связи: «Что ни жизнь, то трагедия!») обнажает нравственные и социальные проблемы крепостничества. Ведь прихоть господ разрушила жизнь не одного человека.

Средства выразительности

Стихотворение «В дороге» написано трехстопным анапестом. Этот размер в сочетании с предполагаемым стуком копыт напоминает разговорную народную речь, что приближает рассказ ямщика к песне, похожей на жалобный крик, вырывающийся из глубины души. Реалистичным и красочным делают монолог особый порядок слов, сочетание парной, перекрестной и кольцевой рифмы, просторечные слова и выражения: баит, али, знай-де, патрет и др.

Значение стихотворения

К нескольким выводам подводит анализ стихотворения «В дороге». Некрасов в нем, еще раньше И.Тургенева с его «Записками охотника», обратил внимание современников на тяжелое положение народа. В монологе ямщика ясно вырисовываются контрастные картины жизни помещиков и зависимых от них крепостных. Самым страшным здесь является то, что к своим холопам хозяева относились как к любой другой вещи в доме. Это было ничем не прикрытое обличение существовавшего в стране рабства и открытый протест против устоявшихся порядков.

Простая, но правдивая картина с каждой новой строчкой вырисовывается в произведении «В дороге» Некрасов. Тема, заявленная в стихотворении - у крепостничества нет ни совести, ни законов - в одночасье превратила начинающего поэта в лучшего представителя «натуральной школы», которая довольно скоро утвердится в русской литературе и критике.