Уроки литературы в 7 кл по коровиной. Просмотр содержимого презентации «Презентация»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа № 1

Ульяновская область р.п. Новоспасское

Конспект урока по литературе, проведённый в 7 А классе МБОУ СОШ № 1 на тему: « Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирным путём?»

Составила

Вдовина Вероника Николаевна

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

р.п. Новоспасское, 2014

Тема урока « Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирным путём?»

Класс – 7

Время – 1 час

Место в системе уроков – на этапе изучения творчества М.Ю.Лермонтова.

Тип урока: урок применения полученных знаний

Технологии: проектная, технология развития критического мышления

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Основные виды деятельности учащихся и учителя:

Проектная деятельность

Анализ проблемных ситуаций

Создание письменного высказывание по теме

Составление кластера.

Цель урока : на основании текста «Песни…» М.Ю. Лермонтова сделать вывод о том, из каких составляющих складываются взаимоотношения главных героев, предположить, как они трансформируются впоследствии, проследить как испытания, выпавшие на долю Калашникова, помогли ему отстоять свою честь и достоинство. .

Задачи урока :

Воспитательные:

Воспитание интереса и уважения к русской истории и литературе;

Воспитание ценностного отношения к семье;

Воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

Воспитание осознания ситуации выбора, ответственности за него на основе нравственных ценностей и идеалов.

Развивающие:

Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать;

Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

Развитие умения работать в парах;

Развитие творческих, речевых способностей учащихся;

Развитие навыков монологической речи;

Развитие личностной рефлексии;

Образовательные:

Организовать усвоение знаний по теме « Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирным путём?»

Совершенствовать навык работы с информацией, уметь выделять главное, видеть композиционные части произведения, уметь определять изобразительно – выразительные средства в тексте.

Обогащение словарного запаса учащихся.

Планируемые результаты :

Личностные. Формирование представлений о нравственных ценностях. Осознание значения литературы в процессе познания окружающего мира. Осознание семейных ценностей для формирования человеческой личности.

Метапредметные. Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Совершенствовать навыки сотрудничества во время обучения.

Предметные. Приобщение к духовно – нравственным ценностям русской литературы и культуры. Осмысление нравственных ценностей, влияние их на мировоззрение читателей.

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Оборудование :

Текст произведения;

Конверт с чистым листом;

- « Словарь русского языка С.И. Ожегова.»

Подготовительная работа перед уроком .

Перед уроком было дано задание подготовить сообщение о проведении кулачного боя в Москве 16 века, составить челобитную Ивану Грозному об отмене опричнины, сообщение о Домострое

Ход урока.

Начальный этап .

Организационный момент.

Определение готовности к уроку;

Приветствие.

Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке литературы. Надеюсь, что наш урок будет для вас полезным, ознаменуется интересными открытиями.

Основной этап урока .

Вопрос М.Ю. Лермонтову

На протяжении нескольких уроков мы изучали творчество М.Ю. Лермонтова, знакомились с его произведением « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сейчас у вас есть возможность задать 1 – 2 вопроса М.Ю. Лермонтову. Откройте конверты, возьмите листочки и запишите вопросы. (Дети записывают свой вопросы на листочках). Отложите конверты, к ним мы вернёмся позже.

2) Актуализация изученного материала, создание проблемной ситуации.

На прошлом уроке мы изучали « Песню…», казалось бы, о многом вы уже знаете.

Какое чувство осталось у вас после чтения поэмы?

Какая она Москва 16 века?

Кто в «Песне..» является настоящим героем? Почему?

3) Создание проблемной ситуации

Готовясь к сегодняшнему уроку, я перечитывала сочинения учеников прошлых выпусков.

« Я считаю, что Степан Парамонович Калашников совершил неверный поступок, иды на смертный бой с опричником Кирибеевичем. Он обрекает себя в любом случае на верную смерть, неважно победой закончится кулачный бой или поражением. А ведь у него есть жена, малые детки любезные, младшие братья! Не лучше ли было пережить поступок опричника, тем более никто не пострадал?»

Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (« Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирным путём?»)

Какие цели нужно поставить перед собой на уроке? (узнать, что такое конфликт в литературном произведении, понять, что воспевает М.Ю. Лермонтов в « Песне…», осмыслить поступок купца Калашникова, извлечь нравственные уроки из поэмы)

4) Разрешение проблемной ситуации.

Дайте определение слову конфликт. Посмотрите лексическое значение данного слова в словаре С.И. Ожегова.

Конфликт в литературном произведении – столкновение, на котором построено развитие сюжета в произведении.

Что вы можете сказать о конфликте в « Песне…» (конфликт

« Кирибеевич – Калашников», « Калашников – царь»).

5) Составление кластера.

Чтобы ответить на проблемный вопрос, составим кластер героев.

(Составление кластеров « купец Калашников» - «Кирибеевич»)

6) Этапы анализа произведения (работа с текстом)

Поэма начинается с экспозиции. В ней главное место отведено царю. А что нового сказал Лермонтов о царе?

Какие изобразительные средства употребляет Лермонтов для характеристики царя?

Почему хмурится Грозный царь?

Что вы знаете об опричниках? Вы получили задание составить челобитную царю И. Грозному об отмене опричнины – зачитайте.

Завязка действия – это признание опричника Кирибеевича.

Почему не весел молодой опричник? О чём он поведал царю? Какую правду утаил, почему?

Что советует Кирибеевичу Грозный?

6)Анализ эпизода, связанного с образом С. Калашникова.

А сейчас я предлагаю вам перенестись в лавку купца Степана Парамоновича Калашникова. Посмотрите сценку в исполнении учащихся. (Сценка по 2 части поэмы).

Проанализируем увиденное. Что вы можете сказать о купце в этой сценке, как он ведёт себя по отношению к жене? Чем он возмущён? Что вы помните о Домострое. Послушайте сообщение о Домострое. (ученица рассказывает о своде правил)

7) Сообщение о Домострое.

Нелегка была доля женщины в древней Руси. До замужества она не имела права выходить за пределы родительского дома. Замуж выдавали по родительской воле, и до самой свадьбы она не знала человека, с которым придется жить всю жизнь. В доме на стене мужа её ждал «дурак». Так называлась плеть, предназначенная для жены. О муже, который не бил жены благочестивые люди говорили, что он «о своей душе не радит и сам погублен будет и дом свой погубит».

Несмотря на такие порядки жена не была рабой. Во всём, что касалось домашних дел, жена была полновластной хозяйкой, или, как тогда говорили» госпожой». Воспитание детей, огород, кухня были на её попечении. Муж редко вмешивался в эту сторону жизни.

Однако во всём, что касалось отношений с миром, который находился за воротами усадьбы жена была абсолютно бесправна. Не могла ничего покупать, знакомиться и разговаривать с кем – либо без разрешения мужа, даже пойти в церковь можно было только с разрешения мужа.

Сделаем вывод оправдан ли гнев купца? Каким предстает перед нами Калашников? (по характеру это сложный противоречивый человек). Каким он видит выход из создавшейся ситуации?

8) Работа в парах для решения ситуативного задания.

Сложность и противоречивость характеров литературных героев всегда привлекала режиссёров. Но у «Песни про купца Калашникова» история особая. Нет ни фильма, снятого по ней, почти не ставятся спектакли. Хотя известно, что в 1908 году сняли чёрно – белый немой фильм, но и он был утерян. Очень интересно было бы посмотреть фильм или спектакль по этому произведению.

Представим, что вы режиссёр театра, готовите постановку спектакля «Песня про купца Калашникова». Составьте рекомендации для актёров, претендующих на роль купца.

На что вы обратите особое внимание (как должен выглядеть актёр, как себя вести, разговаривать, какую черту в характере следует подчеркнуть).

А теперь в парах поработайте над составлением рекомендаций.

3. Заключительный этап.

В 3 части мы узнаем о столкновении между Калашниковым и Кирибеевичем на кулачном бое. Что вы знаете о кулачном бое?

1) (Сообщение ученицы о правилах ведения кулачного боя на Руси)

Кулачный бой – потеха, представляющая собой бой кулаками. Существовала в России с глубокой древности до начала 20 века. Кулачные бои проводились по праздникам, разгул боёв начинался во время Масленицы. Летом бой бой проходил площадях, зимой – на замёрзших реках, озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Русские бойцы использовали только удары кулаками. Существовали определённые правила, по которым нельзя было бить лежачего человека, бить в висок, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение правил строго наказывали. Несмотря на это, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечья, бывали и смертельные исходы. (По материалам журнала « Русская старина», 1913г №6,7)

Ответ на проблемный вопрос урока

С каким настроением идёт на кулачный бой купец Калашников?

(Буду насмерть биться до последних сил,

А побьёт он меня – выходите вы

За святую правду – матушку,

Не сробейте братцы любезные!)

С каким настроением Кирибеевич?

(потешить царя И. Грозного, он уверен, что нет равного ему по силе).

Почему одержал победу Калашников?

Исход битвы решило моральное превосходство Калашникова. Главным нравственным законом русского народа всегда было святое убеждение: «Не в силе Бог, но в правде». Степан Парамонович готов насмерть биться за «святую правду – матушку». Выходя на поедигнок Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве: « Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание!».

А теперь вернёмся к проблемному вопросу нашего урока « Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирным путём?»

(У Калашникова не было другого выхода, не было у него надежды на Закон. То, что глава обесчещенной семьи убил « обидчика волей – вольною» д.б. известно всем. Именно это смоет с семьи пятно позора.)

3)Рефлексия

Вернёмся к нашим письмам, написанным в начале урока. попробуйте сами ответить на поставленные вопросы

4. Подведение итогов урока.

Какие нравственные уроки вам преподал М.Ю. Лермонтов в своём произведении?

Чем обогатило вас наше сегодняшнее общение?

Как вы думаете выполнили мы завет Лермонтова, воплощённый в его обращении к потомкам:

Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно,

Хочу, чтоб труд мой вдохновенный

Когда – нибудь увидел свет…

Домашнее задание (по выбору учащихся)

1.Написать сочинение – рассуждение « Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирным путём?»

2. Написать сценарий кинофильма по « Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

3. Нарисовать костюмы декорации, подобрать музыку к спектаклю « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Список литературы, используемой при подготовке к уроку:

С.А. Андреев-Кривич. Всеведенье поэта. Изд-во «Советская Россия», М., 1973.

Ельцова О. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А. Г. Кутузова. 7 класс. – М.: “ВАКО”, 2007.

Есин А. Б. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов и понятий. 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 1995.

Золотарёва И. В., Егорова Н. В.Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: “ВАКО”, 2007.

Карамзин Н. М. История Государства Российского. В 12 т. Т. 9. – М.: Наука, 1997.

Коровина В. Я. Читаем, думаем, смотрим. Вопросы и задания по литературе. 7 класс. – М.: Просвещение, 1996.

Коровина В.Я. Литература: 7 кл.: Методические советы / В.Я. Коровина. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2001. – 176 с.

Лебедева А.А. К истории кулачных боёв // « Русская старина», 1913г. № 6,7

М.Ю. Лермонтов в школе. Пособие для учителя. Сост А.А. Шагалов. М., «Просвещение». 1976.

Лермонтовская энциклопедия. М. , 1981

ОжеговС.И. Словарь русского языка. М., 1985

Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. Ч. 1. А – Л. – М.: Просвещение, 1990.

Шабанова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы

МВСОУ ОСОШ г. Инта

Методическое сопровождение

Правила игры.

Задания.

Блок – 1 «Термины»

10 баллов: Дайте определение былины как жанра литературы.

20 баллов: Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека – это ….

30 баллов: Дайте определение повести как жанру литературы.

40 баллов: Один из видов лирических произведений в прозаической форме. Обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, эмоциональность, бессюжетная композиция.

50 баллов (кот в мешке): Что называется кульминацией?

Блок – II «Кто автор?»

10 баллов: «Песнь о вещем Олеге» написал …..

20 баллов: «О чем плачут лошади» написал …..

Блок – III «Узнай текст»

10 баллов: Все на пиру наедалися,
Все на пиру напивалися,

Похвальбами все похвалялися.

20 баллов: «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам не пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол…»

30 баллов: Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские

На Москву-реку, на кулачный бой,

Разгуляться для праздника, потешиться.

40 баллов: «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно».

50 баллов (кот в мешке): «Вышли на бугор, свернули вправо, лощиной спустились вниз, перешли тропкой через льняное поле, и тут совсем неожиданно перед ними открылась река».

Блок – IV «Герои»

10 баллов: «Весь он был складной, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а все-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей, носивших пиджаки, манишки и шелковые косынки на шеях».

20 баллов: «И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой».

30 баллов: «Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горы, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. Звали его Ефимом, но все называли его …»

40 баллов (кот в мешке): «Он был человек прошлого века и имел общий молодежи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула. На людей нынешнего века он смотрел презрительно, и взгляд этот происходил столько же от врожденной гордости, сколько от тайной досады за то, что в наш век он не мог иметь ни того влияния, ни тех успехов, которые имел в свой».

50 баллов: «Стали искать, где восток и где запад. Вспомнили, как начальник однажды говорил: «Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое»».

Блок – V «Чьи слова?»

10 баллов: - Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а это – черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку держать?! Где же у вас ум?

20 баллов (кот в мешке): Ужасна будет, знаю я,

Жизнь мужа моего.

Пускай же будет и моя

Не радостней его!

30 баллов: - Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!

40 баллов: Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его волей вольною,

А за что про что – не скажу тебе,

Скажу только Богу единому!

50 баллов: Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землею?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмешь ты коня.

Блок – VI «Описание»

10 баллов: «Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намеки остались только в песнях да в народных думах… Все было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка коня и путы с серебряными бляхами».

20 баллов: «В сундуках, которыми была заполнена ее комната, было решительно все, чтобы ни понадобилось, обыкновенно говаривали: «Надо спросить у …», и действительно, порывшись немного, она находила требуемый предмет и говаривала: «Вот и хорошо, что припрятала».

30 баллов: «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми; она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие».

40 баллов (кот в мешке): «Вся комната его была заставлена и завалена какими-то ящиками, толстыми книгами незнакомой мне гражданской печати; всюду стояли бутылки с разноцветными жидкостями, куски меди и железа, прутья свинца».

50 баллов: «Наконец они минули предместие и увидели несколько разбросанных куреней, покрытых дерном или, по-татарски, войлоком. Иные уставлены были пушками. Нигде не видно было забора или тех низеньких домиков с навесами на низеньких деревянных столбиках, какие были в предместье».

Правильные ответы

Блок – 1

10 – Жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях

20 – Рассказ

30 – Один из видов эпического произведения; больше по объему и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман

40 – Стихотворение в прозе

50 – Момент наивысшего действия в художественном произведении

Блок – 2

10 – А.С.Пушкин

20 – Ф.А.Абрамов

30 – В.В.Маяковский

40 – И.А.Бунин

50 – Л.Н.Толстой

Блок – 3

10 – Былина «Садко»

20 – «Поучение» Владимира Мономаха

30 – «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов

40 – «Детство» М.Горький

50 – «Тихое утро» Ю.П.Казаков

Блок – 4

10 – Дед Каширин

20 – Данко

30 – Юшка

40 – Отец Николеньки

50 – Два генерала

Блок – 5

10 – Очумелов

20 – Княгиня Трубецкая

30 – Тарас Бульба

40 – Купец Калашников

50 – Вещий Олег

Блок – 6

10 – Изба Тараса Бульбы

20 – Комната Натальи Савишны

30 – Дом деда Каширина

40 – Комната Хорошего Дела

50 – Запорожская Сечь

Методическое сопровождение

Правила игры.

Класс делится на команды (не более 5 человек). Каждая команда выбирает себе капитана, дает своей команде название.

Последовательность хода команд определяется жеребьевкой.

На обсуждение вопроса команде дается 1 минута. Если команда отвечает не правильно, право ответить на этот вопрос и последующие переходит другой команде.

В конце урока подсчитываются баллы, определяется команда-победитель (которая награждается грамотами на усмотрение учителя), в каждой команде выбирается самый активный (награждается медалью «Знаток»). Отметки выставляют сами учащиеся каждой команды по принципу: активно или не активно работал, обосновывая свое решение.

После подведения итогов учащиеся прикрепляют на дерево, нарисованное на доске, листочки на клейкой основе разных цветов (красный – очень понравилось, желтый – понравилось, зеленый – не интересно).

Все вопросы поделены на 6 блоков, каждый блок содержит 5 вопросов. В каждом блоке есть вопрос «Кот в мешке», если он выпадает, то команда выбирает одного ученика, который без подсказки и без обсуждения дает ответ. Если ученик отвечает правильно, то команды получает удвоенное количество баллов, если не правильно – команда теряет то количество баллов, которое стоит данный вопрос.

Работа оформлена в виде презентации. Слайд 2 – основной, с остальными слайдами, на которых написаны задания, работают по гиперссылкам по щелчку мыши. Чтобы вернуться к слайду 2, необходимо нажать на бабочку. После завершения игры необходимо нажать на слайде 2 в верхнем правом углу на гиперссылку (бабочку), после чего перейдем на последний слайд.

Александр Сергеевич Пушкин () Орест Кипренский




Николай Васильевич Гоголь () Ф. Моллер















Иван Эггинк Иван Андреевич Крылов ()






Максим Горький ()


К.А.Сомов. Александр Александрович Блок ()


Константин Дмитриевич Бальмонт () Д. Федоров.












Эпос (греч. epos – слово, рассказ) – литературный род; повествование о событиях, явлениях жизни, людях и т. д. Чаще всего прозаическое произведение. Жанры (фр. genre - вид) эпической литературы: Сказка Рассказ Новелла Повесть Роман Роман-эпопея Очерк Былина, сказка (из устного народного творчества)


Лирика (греч. Lyra – музыкальный инструмент)- литературный род; выражение чувств, переживаний, мыслей поэта в связи с жизненными впечатлениями. Чаще всего стихотворное произведение Жанры (фр. genre - вид) лирики: Стихотворение Ода – торжественное ст-ие Элегия – печальное ст-ие Послание Эпиграмма – короткое сатирическое ст-ие Сонет




Определи род и жанр(вид) литературного произведения: А. П. Чехов «Пересолил» В. Г. Короленко «В дурном обществе» А. С. Пушкин «Дубровский» И.С. Тургенев «Муму» Х.К. Андерсен «Снежная королева» П. П. Бажов «Каменный цветок» Эпос, рассказ Эпос, повесть Эпос, роман Эпос, рассказ Эпос, сказка Эпос, сказ


Определи род литературного произведения: Дворец. Классная комната Королевы. Широкая доска в резной золотой раме. Парта из розового дерева. Королева Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах! Профессор Вы совершенно правы, ваше величество. Это весьма неприятное занятие. Недаром древние народы обходились без письменных приборов, почему произведения их отнесены наукой к разряду устного творчества. Однако же осмелюсь попросить вас начертать собственной вашего величества рукой еще четыре строчки. Королева Ладно уж, диктуйте. Профессор Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит! Королева Я напишу только "Травка зеленеет". (Пишет.) Травка зе-не... Входит Канцлер. Канцлер (низко кланяясь). Доброе утро, ваше величество.
А.С. Пушкин Узник Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом. Кровавую пищу клюет под окном, Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: "Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер... да я!.. Лирика, стихотворение


И. И. ПУЩИНУ Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней Лирика, послание А.С. Пушкин


НАДПИСЬ НА СТЕНЕ БОЛЬНИЦЫ Вот здесь лежит больной студент; Его судьба неумолима. Несите прочь медикамент: Болезнь любви неизлечима! А. Пушкин За ужином объелся я, А Яков запер дверь оплошно Так было мне, мои друзья, И кюхельбекерно, и тошно. А.Пушкин Лирика Эпиграмма

Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки. Беляева Н.В.

2 -е изд. - М.: 2017. - 240 с.

Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе 2011 года и учебникам предметной линии под ред. В. Я. Коровиной, обновлённым в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Пособие способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций семиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Разработки уроков помогут словеснику комплексно реализовать потенциал УМК для 7 класса: учебника, дидактических материалов, практикума «Читаем, думаем, спорим…», фонохрестоматии. В пособии представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников и содержат ссылки на интернет-источники. Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к государственной итоговой аттестации и Единому государственному экзамену по литературе.

Формат: pdf

Размер: 1,6 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Введение
Урок 1. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы 4
Устное народное творчество
Урок 2. Устное народное творчество. Предания 6
Урок 3. Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович» 8
Урок 4. Русские былины Киевского и Новгородского циклов. (Урок внеклассного чтения 1) 11
Урок 5. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. (Урок внеклассного чтения 2) 14
Урок 6. «Песнь о Роланде» (фрагменты) 17
Урок 7. Пословицы и поговорки 19
Из древнерусской литературы
Урок 8. Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам») 23
Урок 9. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» 27
Из литературы XVIII века
Урок 10. М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок) 32
Урок 11. Г. Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи...», «На птичку», «Признание» 36
Из литературы XIX века
Урок 12. А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок) 40
Урок 13. А. С. Пушкин.«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...») 44
Урок 14. А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» 47
Урок 15. А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре 52
Урок 16. А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека» 56
Урок 17. А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои 60
Урок 18. М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов 65
Урок 19. М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика 71
Урок 20. М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Ангел», «Молитва» 74
Урок 21. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы 77
Урок 22. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий.... 83
Урок 23. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». (Урок развития речи 1) 89
Урок 24. И. С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герои рассказа 90
Урок 25. И. С. Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа 94
Урок 26. И. С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» 98
Урок 27. Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая» 101
Урок 28. Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения. (Урок внеклассного чтения 3) 104
Урок 29. А. К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михаиле Репнин» как исторические баллады 111
Урок 30. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 116
Урок 31. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». (Урок внеклассного чтения 4) 120
Урок 32. Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести 122
Урок 33. Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир 127
Урок 34. Литературный ринг. (Урок развития речи 2) 131
Урок 35. А. П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа 134
Урок 36. А. П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа 139
Урок 37. А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». (Урок внеклассного чтения 5) 141
Урок 38. «Край ты мой, родимый край...» (обзор). В. А. Жуковский. «Приход весны»; И. А. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...». (Урок развития речи 3) 145
Из литературы XX века
Урок 39. И. А. Бунин. «Цифры» 148
Урок 40. И. А. Бунин. «Лапти» и другие рассказы. (Урок внеклассного чтения 6) 152
Урок 41. М. Горький. «Детство» (главы): тёмные стороны жизни 155
Урок 42. М. Горький. «Детство» (главы): светлые стороны жизни 158
Урок 43. М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко») 161
Урок 44. Л. Н. Андреев. «Кусака» 164
Урок 45. В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». . . 168
Урок 46. В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям » 172
Урок 47. А. П. Платонов. «Юшка»: незаметный герой с большим сердцем 174
Урок 48. А. П. Платонов. «Юшка»: нравственные проблемы рассказа 178
Урок 49. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». (Урок внеклассного чтения 7) 182
Урок 50. Классное контрольное сочинение. (Урок развития речи 4) 185
Урок 51. Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме...» 185
Урок 52. А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль - макушка лета...», «На дне моей жизни...» 190
Урок 53. На дорогах войны. Стихотворения о войне А. А. Ахматовой, К. М. Симонова, А А. Суркова, А. Т. Твардовского и других поэтов (Урок внеклассного чтения 8) 193
Урок 54. Ф. А. Абрамов. «О чём плачут лошади» 195
Урок 55. Е. И. Носов. «Кукла» («Акимыч») 199
Урок 56. Е. И. Носов. «Живое пламя», «Радуга» 201
Урок 57. Ю. П. Казаков. «Тихое утро» 203
Урок 58. Д. С. Лихачёв. «Земля родная» (главы) 206
Урок 59. М. М. Зощенко. «Беда» и другие рассказы. (Урок внеклассного чтения 9) 208
Урок 60. «Тихая моя Родина». Стихи В. Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Н. А. Заболоцкого и других поэтов 211
Урок 61. Песни на слова русских поэтов XX века. А Н. Вертинский. «Доченьки»; И. А Гофф. «Русское поле»; Б. III. Окуджава. «По смоленской дороге...» . .. 213
Урок 62. Письменная контрольная работа. Тестирование. (Урок развития речи 5) 215
Урок 63. Р. Гамзатов. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родне», «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились, бывало...» 217
Из зарубежной литературы
Урок 64. Р. Берне. «Честная бедность» и другие стихотворения. (Урок внеклассного чтения 10) 219
Урок 65. Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..», «Душа моя мрачна...» 222
Урок 66. Японские хокку (трёхстишия) 224
Урок 67. О. Генри. «Дары волхвов» 226
Урок 68. Р. Д. Брэдбери. «Каникулы» 229
Урок 69. Детективная литература. (Урок внеклассного чтения 11) 233
Урок 70. Итоговый урок. (Урок развития речи 6) 235

Методическое пособие «Уроки литературы в 7 классе» соответствует рабочей программе по литературе и учебникам (линия учебно-методических комплектов под редакцией В. Я. Коровиной), обновлённым в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Пособие способствует формированию ключевых компетенций семиклассников: речевой (различные виды чтения и пересказов, устная и письменная речь), коммуникативной (групповая работа, рецензирование результатов деятельности одноклассников, участие в коллективном диалоге и др.) и информационной (поиск, анализ, отбор, структурирование и предъявление информации, исследовательская и проектная деятельность). Содержание и формы уроков помогают достижению личностных, метапредметных и предметных результатов, указанных в стандарте основной школы, и позволяют комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 7 класса: рабочей программы, учебника, практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии.

Конспект урока по литературе в 7 классе.

Тема: «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.
Цель: ознакомить с особенностями поучения как жанра литературы, способствовать осмысленному пониманию «Поучения» Владимира Мономаха; формировать навыки выразительного чтения текста, умение определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе; развивать речь и обогащать словарный запас; воспитывать нравственные чувства, базирующиеся на понятиях «патриотизм», «уважение», «честность», «трудолюбие», «благородство», «справедливость», «гордость», «милосердие».
Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
1. Организационный этап.
2. Реализация домашнего задания.
- Чтение близких по смыслу пословиц разных народов.
- Работа по соотнесению предложенных русских и китайских пословиц по смыслу (на магнитной доске набор пословиц – 4 русских, 4 китайских, два ученика работают у доски, остальные проверяют, затем растолковывается смысл пословиц).

3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности (слайд 1) .
Учитель: Долгие годы из уст в уста передавались поколениям сказки, былины, пословицы и поговорки. Устное народное творчество было пространством, из которого люди черпали опыт праотцов. В это время люди не знали, что такое книга.
Вопросы:
- Как вы думаете можно ли назвать появление письменности значимым событием для людей? Почему?
- Могло бы нынешнее поколение обойтись без книг? Почему?

4. Усвоение новых знаний.
Учитель: Письменная русская литература возникла около тысячи лет назад. (слайд 2, 3)
Вопрос:
- Как вы думаете, какая литературы древнее – русская, немецкая, французская или английская? (конечно же, русская)
Учитель: Появление письменности на Руси совпадает с принятием христианства и восходит ко второй половине 10 века. Сначала книги переводили и переписывали; потом появились оригинальные, самобытные произведения – как церковные, так и светские.
Вопрос:
- Чем же светские произведения отличаются от церковных?
Учитель: Самыми ранними древнерусскими произведениями стали летописи.
Вопрос:
- Какое название носила первая древнерусская летопись, автором которой стал знаменитый летописец Нестор? («Повесть временных лет»)
- Перечислите особенности жанра «летопись».
Просмотр презентации: слайды 4-5.
Работа с фрагментом из «Повести временных лет» о пользе книг на древнерусском языке (раздаточный материал).
Задание. Переведите данный фрагмент на современный русский язык.
«Велика бо бываеть польза от ученья книжного: книгами бо кажеми и учими семы пути к покаянию, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо рекы, напаяюще вселенную, се суть исходящее мудрости; книгам бо есть неищетная глубина».
Возможный перевод: Велика бывает польза от книжного учения: потому что книги наставляют и учат покаянию, мы получаем мудрость и сдержанность от книжных слов. Ведь это реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости; ведь в книгах заключена неизмеримая глубина.
Вопросы:
- В чем ценность книг?
- В чем заключается «неизмеримая глубина» книг?
Учитель:
- Одним из жанров, который встречался в «Повести временных лет» было поучение. Как вы думаете, от какого слова возникло название жанра? (Поучение – поучать). (слайд 6)
Запись в тетрадь определения термина.
Рассказ ученика о князе Владимире Мономахе (слайд 7).
Задание:
- Охарактеризуйте личность Владимира Мономаха. Назовите несколько черт характера. Слайд 8.
Чтение фрагмента «Поучения» Владимира Мономаха по цепочке (стр.72-73 учебник).
Вопросы:
- Изменилось ли ваше представление о великом князе после прочтения отрывка?
- Для чего Владимир Мономах написал «Поучение»?
- Как вы понимаете слова «примите грамотку в сердце»?
Учитель:
- В тексте «Поучения» Владимира Мономаха ярко прослеживаются ценности, которые присущи не только самому князю, но и всему поколению тех лет. Отталкиваясь от этих ценностей, в основе которых лежат сопряженные нравственные понятия (т.е. понятия с противоположным смыслом, например, ложь-правда), князь выдвигает ряд нравственных принципов, правил, на которые должны опираться будущие поколения.
Вопрос:
- Как вы думаете, Владимир Мономах мог считаться идеалом того времени, на которого можно и нужно ориентироваться? Обоснуйте свой ответ.
Задание:
Опираясь на представленные нравственные понятия, найдите в тексте нравственные правила соответствующие им (слайд 9):
Трудолюбие - лень;
Правда – ложь;
Благородство – бесчестие;
Гордость – гордыня;
1. Нравственные понятия: лень-трудолюбие. Слайд 10.
Выдержки из текста:
«…не ленитесь, но усердно трудитесь…»
«В дому своё не ленитесь….»
«На войну выйдя не ленитесь, не надейтесь на воевод»
Учитель:
- Как вы думаете, почему Владимир дважды повторяет наказ, связанный с трудолюбием?
- Что именно князь вкладывает в понятие «трудолюбие»?
Выдержки из текста: «за всем наблюдайте, не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим»; «ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью».
- Как вы думаете, нравственные понятия «ответственность» и «трудолюбие» имеют ли взаимосвязь?
Учитель:
- В Кратком психологическом словаре (Л.А. Карпенко) трудолюбие трактуется, как черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда.
Вопрос:
- Какие характеристики трудолюбия вы бы добавили, опираясь на текст? (ответственность за результат)
Вывод:
Князь считает трудолюбие одной из основных ценностей. Только трудолюбивы человек готов нести ответственность за свою жизнь, стремиться к саморазвитию и самовоспитанию. Именно поэтому в тексте несколько раз звучит призыв «не ленитесь!».
2. Нравственные понятия: правда – ложь. Слайд 11.
Выдержки из текста: «лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело»;
Вопросы:
- Князь считает, что пьянство губит тело, а ложь - душу. Как вы думаете, почему?
- Попробуйте подобрать пословицы, в которых народ осмысливает понятия «правда» и «ложь».
Пословицы:
- В ком добра нет, в том и правды мало.
- Разум золота краше, правда солнца светлей.
- Горькая правда приятней сладкой лжи.
- И в бедах люди живут, а в неправде пропадают.
Вопросы:
- Как вы думаете, легко ли всегда говорить правду?
- А вы считаете, что лучше сладкая ложь или горькая правда?
Вывод:
Для того чтобы говорить правду нужно обладать сильной волей, что говорит о наличии и разума, и души. Князь призывает остерегаться ни врага, ни предателя, а лжи, так как она разрушает человека изнутри.
3. Нравственные понятия: гордость – гордыня. Слайд 12.
Выдержки из текста: «Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что мы имеет, дано нам на малое время».
Вопрос:
- Как вы думаете, князь говорит о гордости или гордыне? Почему?
- Что же такое гордость? Чем она отличается от гордыни? (гордость – это чувство собственного достоинства, самоуважения)
Вывод:
Владимир предупреждает своих детей о смертном грехе – гордыни. Говорит о смертности каждого. Упоминает, что гордыня проникает как в разум, так и в сердце человека.
4. Нравственные понятия: благородство – бесчестие. Слайд 13.
Выдержки из текста: «…не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим…»
«…напойте и накормите просящего…»
«…не забывайте и подавайте сироте…»
Вопросы:
- В данных фразах прослеживается милосердное отношение князя к людям. Как вы думаете, понятие милосердие и благородство связаны между собой? В чем видна эта связь?
- Может ли благородный человек быть немилосердным?
Выдержки из текста:
«…ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить…»
«Больного навестите, покойника проводите…»
«Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите…»
Учитель:
- В первой фразе ярко видна сила справедливости, которую прославляет князь.
Вопрос:
- Как вы думаете, почему же князь велит милосердно относиться даже к «виновному»?
- Последние две фразы дают понять, насколько важны традиции для русского человека. А сегодня нужно ли соблюдать давние традиции? Почему?
Вывод:
Князь Владимир стремился взрастить благородных сыновей, способных справедливо властвовать. По мнению князя, благородным может быть человек правдивый, трудолюбивый, справедливый, милосердный.
Вопрос:
- Достаточно ли перечисленных качеств для характеристики благородного человека?
- Как бы вы трактовали благородство, отталкиваясь от современных условий?

Задание: Опираясь на изменения в современном мире, на вашу личную иерархию ценностей, составьте небольшое поучение будущим поколениям.
Чтение получившихся вариантов поучения.
5. Рефлексия:
- Можете ли вы назвать себя благородным человеком?
- Получили ли вы какие-либо полезные наставления от князя Владимира? Какое из наставлений вы бы сделали своим девизом?

6. Домашнее задание (слайд 14):
Прочитайте самостоятельно «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Подумайте над вопросом: «Какой из героев повести мог бы стать вашим нравственным идеалом?».