У вас нет никаких ограничений, кроме тех, которые вы сами себе поставили. Они создают творческое пространство

Творческие люди - это талантливые личности, которые любят приносить пользу и делать окружающим добро. Им нравится свобода, поэтому любые ограничения будут восприниматься ими как ущемление прав. Многие полагают, что творческие люди одиноки, несчастны и долго не живут. К счастью, это не всегда так. Талант дается человеку Богом, нужно лишь не упустить момент и начать вовремя развивать свои способности.

Стоит отметить, что среди вундеркиндов действительно много несчастных людей, поскольку их творчество не всегда понятно окружающим. Как правило, у среднестатистического человека мозговая деятельность происходит в определенных рамках, а все, что выходит за эти рамки, воспринимается как что-то неестественное и ненормальное. По этой причине творческим людям очень сложно выживать в этом жестоком мире, в котором так много устойчивых стереотипов и нежелания эволюционировать.

Нейробиология подтверждает, что талантливые личности думают и действуют по-другому. Мышление творческих людей буквально создано для того, чтобы думать уникально, не так, как большинство. Однако такой подарок природы может существенно усложнять жизнь и напрягать отношения с окружающими. Если вы знакомы с творческим человеком, наверно, у вас не раз возникала мысль, что он живет в каком-то совершенно ином мире. В большинстве случаев попытка понять такую личность так же бесперспективна, как и попытка изменить ее. Для того чтобы суметь приспособиться к такому человеку, нужно научиться смотреть на мир его глазами.

Непрерывная мозговая деятельность

Творческий ум - это безостановочная машина, заправленная чрезмерным любопытством. Не существует никакой специальной кнопки, которая могла бы сделать паузу и направить мысли в спокойное русло. У творческих людей постоянно возникают различные идеи, которые многим могут показаться нереальными. Талантливый человек в своем бешеном ритме жизни черпает все новые и новые силы для воплощения забавных и порой сумасшедших задумок.

Талант лжеца

Следует отметить, что творческие люди являются отличными врунами. Проведение ряда экспериментов показало, что такие личности расположены к более замысловатой и сложной лжи. Кроме этого, они и сами могут с легкостью вычислить обманщика. Одним из проявлений творчества является неприемлемость существующих шаблонов и ломка устоявшихся стереотипов. Талантливые люди достаточно легко воспринимают неэтичность своего собственного поведения, а также спокойно относятся к аналогичным действиям окружающих.

Высокая степень недоверия

Одаренный человек склонен не доверять даже близким людям. Несмотря на то что он быстро распознает ложь, подозрительное отношение к окружающим также является отличительной чертой таланта. И это неудивительно, ведь чтобы сделать новое открытие, нужно научиться смотреть под другим углом на элементарные вещи. Именно поэтому талантливая личность все подвергает сомнению, ведь создать что-то новое намного легче на пустом месте.

Нахальство

В ходе различных экспериментов было установлено, что скромность - это не удел талантливых людей. Многие из них, как правило, гордятся своими способностями и умело ими пользуются, что позволяет набивать себе непомерно высокую цену. Кроме того, одаренный человек очень стремится показать, насколько он впечатлителен и как сильно умеет переживать.

Депрессии

Нередко талантливые люди впадают в депрессивные состояния. У многих таких гениев наблюдаются различные фобии: одни боятся заболеть неизлечимым недугом, другим страшно умереть молодым, третьи и вовсе падают в обморок при виде паука или таракана. Психологи многих стран пытались выяснить, правда ли депрессия связана с талантом. Изучив данные, полученные из психиатрических клиник, они установили, что у творческих личностей чаще развиваются тяжелые формы психических заболеваний. Кроме этого, было доказано, что не только талант, но и подобные расстройства могут передаваться по наследству.

Сложно поверить в себя

Даже если человек уверен в своих силах, со временем он начинает задаваться вопросами: «Достаточно ли я хорош? Все ли я делаю правильно?» Творческие люди постоянно сравнивают свою работу с творениями других мастеров и не замечают собственного блеска, который может быть очевиден для всех остальных. В связи с этим нередко наблюдаются творческие застои, когда человек просто опускает руки, думая, что все его предыдущие идеи были напрасны и бессмысленны. В такой момент очень важно, чтобы рядом находился верный друг, который помог бы мастеру пережить этот сложный период.

Время мечтать

Творческие люди являются мечтателями, это помогает им в работе. Многие из нас замечали, что самые лучшие идеи приходят к нам тогда, когда мы мысленно переносимся далеко от реальности. Нейробиологи доказали, что посредством воображения включаются мозговые процессы, которые тесно связаны с творчеством и фантазией.

Зависимость от времени

Большинство великих мастеров признается, что лучшие свои работы они создали либо ночью, либо на рассвете. Например, В. Набоков брался за перо в 6 утра, как только просыпался, а Фрэнк Ллойд Райт имел привычку в 3 часа ночи приниматься за работу и через несколько часов обратно отправляться в постель. Как правило, люди с большим творческим потенциалом редко придерживаются стандартного дневного распорядка.

Уединение

Чтобы максимально открыться для творчества, необходимо научиться конструктивно использовать уединение. Для этого многие таланты преодолевают свой страх перед одиночеством. Нередко креативщиков и художников окружающие воспринимают как одиночек, хотя на самом деле они таковыми не являются. Такое стремление к уединению может быть важным моментом в создании лучших работ.

Преодоление жизненных преград

Многие культовые произведения увидели свет в результате переживания их творцом душераздирающей боли и сильных эмоций. Нередко различные проблемы становятся катализатором, помогающим создать неповторимые и выдающиеся шедевры. Психология дала этому явлению научное название - посттравматический рост. Исследователи выяснили, что нередко сильное потрясение помогает человеку преуспеть в том или ином деле, а также открыть в себе новые возможности.

Поиск новых впечатлений

Многие креативные люди постоянно пребывают в поиске новых эмоций и впечатлений. К сожалению, некоторые из них, чтобы добиться такого эффекта прибегают к помощи алкоголя и наркотиков. Следует отметить, что талантливая личность всегда открыта для новых познаний, она достаточно интеллектуальна и любознательна. Переход из одного эмоционального состояния в другое - это некий двигатель для исследования и познания двух миров, внутреннего и внешнего.

Красота спасет мир!

Творческие люди, как правило, отличаются отменным вкусом, поэтому они постоянно стараются окружить себя красивыми вещами. Это могут быть не только детали одежды, но и элементы интерьера, картины, книги, украшения. По результатам некоторых исследований было выявлено, что певцы и музыканты демонстрируют повышенную восприимчивость и чувствительность к художественной красоте.

Соединение точек

Творческие личности способны находить возможность там, где другие ее попросту не замечают. Многие знаменитые писатели и художники считают, что творчество - это умение соединять точки, которые обычный человек не догадался бы соединить в такой последовательности. Если спросить гения, как он объединил эти вещи, он почувствует себя неловко, поскольку ответа на этот вопрос у него не будет. То, что для других является сложным, для творческого человека не составляет труда.

Существует восемь основных видов ума, и каждому ребенку они даны от рождения в различных пропорциях. Все эти разновидности интеллекта, словно краски, при помощи которых мы можем расцветить рисунок нашей жизни. Разновидности ума таковы: академический, эмоциональный, физический, творческий, артистический, практический, интуитивный и талантливый. Эти виды ума в разной мере даны от рождения каждому ребенку, и любой из видов можно развить при помощи соответствующих видов обучения.

Академический ум

Дети с сильным академическим умом хорошо учатся в школе. Они умеют сидеть, слушать и обучаться. Они способны хорошо усваивать, понимать и повторять преподаваемые им знания, легко запоминают предоставляемую им информацию. Это не обязательно означает, что они смогут конструктивно применять свои знания в жизни.
Взрослые люди знают, что большинство знаний, полученных в школе, в конце концов забываются, — но школа учит нас мыслить, анализировать, понимать и находить источники. Академический ум развивается в процессе чтения, письма и восприятия информации, предоставляемой на лекциях. Родители должны дать детям с этой разновидностью ума возможности для академического образования.

Эмоциональный ум

Дети, обладающие сильным эмоциональным умом, умеют создавать и поддерживать здоровые взаимоотношения с другими людьми и с самими собой. Они лучше осознают, что думают и чувствуют окружающие; им несложно понять чужую точку зрения. Такая способность к состраданию и налаживанию связей приносит человеку пользу не только в личной жизни, но и на работе. Для успеха в работе нужно иметь сильный эмоциональный ум. Эта разновидность интеллекта также обусловливает способность контролировать и выражать свои чувства и желания. Все больше школ включают в свои программы курсы по пониманию чувств, развитию сопереживания и улучшению межличностного общения. Родители должны предоставлять этим детям возможности для социального взаимодействия и сами совершенствоваться в искусстве общения.

Физический ум

Дети с развитым физическим умом добиваются успехов в спорте и без труда поддерживают в своем теле силу, здоровье и бодрость. Они инстинктивно чувствуют потребность тела в упражнениях и здоровой пище. Для развития врожденных задатков этим детям требуются физические тренировки. Их способности значительно возрастают, если дать им возможность соревноваться с другими детьми. Здоровый дух соревнования пробуждает в них наилучшие качества. Для развития самооценки таким детям требуется позитивное признание. Они не только чувствуют себя хорошо, но и умеют хорошо выглядеть. Сфера применения физического разума не ограничивается спортом и здоровьем тела. Этим детям нужно побольше знать о собственном теле и о том, что делает его сильным и бодрым. Цветущий внешний вид и бодрость помогают им добиваться успехов в жизни.

Творческий ум

У детей с творческим умом очень развито воображение. Для игры такому ребенку достаточно нескольких кубиков или куклы без лица. Они часто водят дружбу с воображаемыми существами. Таких детей следует не перегружать впечатлениями. Если предоставлять им слишком много готовых образов, их воображение не развивается. Хорошо читать им сказки, поскольку при этом им приходится использовать воображение, чтобы представлять себе сцены и персонажей.
Если такой ребенок слишком много смотрит телевизор, предлагающий готовые зрительные образы, его способность воображать притупляется. Для развития любого вида интеллекта необходимо его использовать — так творческий ум развивается, когда вы стимулируете воображение детей и поощряете их думать не так, как другие. Нередко такие люди преуспевают там, где остальные терпят неудачу, ибо умеют видеть любую проблему в неожиданном ракурсе.
Многие предприниматели, добившиеся успеха не получили официального образования и не блистали успехами в школе. Секрет их успеха — в творческом подходе. Нередко в детстве кто нибудь поощрял их нестандартное мышление, вследствие чего они развили в себе силы, чтобы создать собственную нишу в жизни. Эти люди обычно оригинальны и добиваются успеха в жизни, идя своим путем. Часто это левши. Родители должны поощрять таких детей к нешаблонному мышлению и нестандартному решению задач.

Артистический ум

Дети с артистическим умом испытывают интерес к пению, рисованию, лепке, литературной деятельности, драматическому искусству и другим видам искусств. Они нуждаются в стимуляции со стороны людей, которые достигли мастерства в тех или иных искусствах. Ролевые модели необходимы всем детям, но этим — в особенности, иначе им сложно развить свой артистический ум. Эти дети отличаются особой чувствительностью, и они нередко не получают той эмоциональной поддержки, какая им требуется.
Родители должны поощрять таких детей стремиться к исполнению своей мечты и развивать свои художественные таланты. Для развития способностей детям нужны соответствующие ролевые модели, возможность развивать и упражнять свой ум, а также поощрение и оценка родителей.

Практический ум

На детей с практическим умом теоретические лекции нередко навевают скуку. Им нужна информация, которую можно использовать. Этот вид интеллекта ныне процветает на Западе. Сейчас доступно так много информации, что многие готовы воспринимать только необходимое. Эти дети сосредоточиваются на том, что полезно для них, и нередко критикуют школьную программу за то, что им предлагают слишком много информации, которая никогда не пригодится в жизни.
Чтобы заинтересовать детей, многие школы корректируют свои программы, согласуя их с потребностями времени. Детям с практическим умом требуются базовые навыки, которые необходимы для повседневной жизни, межличностных взаимоотношений и успеха в работе. У них нет побуждения усваивать информацию, если она не имеет функциональной ценности.
Практический ум дает человеку возможность обрести устойчивость и уверенность в жизни. Такого человека не влекут возвышенные идеи, не имеющие непосредственного отношения к современной действительности. Он стремится использовать на практике то, что принесет ему непосредственную пользу. Таким детям необходимо предоставлять возможность применять свои знания на практике; они учатся в процессе деятельности и оценки ее результатов. Для развития этого вида ума необходимо давать ребенку структурированную деятельность в условиях свободы и независимости.

Интуитивный ум

Дети с сильной интуицией просто знают. Их не нужно учить, им не нужно ничего объяснять. Информация к ним просто приходит. Это может быть информация о предмете обучения или индивидуальные знания другого человека. Такие дети склонны к духовной деятельности. Стоит им прочесть несколько предложений из книги, и они интуитивно знают большую часть содержания. Мало того, что они интуитивно узнают содержание, они потом извлекают пользу из этого знания.
Например, если вы прочли книгу по искусству общения, в будущем усвоенная вами информация послужит основой для правильной реакции на ту или иную ситуацию. Вы лучше понимаете, что следует делать. Это —польза от прочтения данной книги. Для того чтобы извлечь пользу из знаний учителя, детям с интуитивным умом не требуется вникать в подробности предмета.
Детей с интуитивным умом нередко не принимают всерьез. Большинство родителей и школ не занимаются целенаправленным развитием этого вида разума. Родителям ребенка с сильным интуитивным умом не следует особенно беспокоиться о его академической успеваемости, зато нужно давать высокую оценку шестому чувству, которое помогает ребенку знать то, что ему необходимо. Этот вид интеллекта прежде всего стимулируется в процессе личного общения, а не посредством телепрограмм, работы с компьютером или чтения.

Талантливый ум

Талантливые дети склонны исключительно сильно развивать один вид интеллекта, а остальные при этом остаются слабыми. Все дети рождаются с сильным умом, но разные его виды развиваются в различной степени. У детей с талантливым умом очень силен один вид, но остальные проявляются слабо.
Для того чтобы прожить жизнь счастливо и полноценно, талантливым детям требуется особая поддержка и руководство, что бы они могли использовать свои особые способности, иначе им будет скучно и неинтересно жить. Кроме этого, таким детям необходима специальная поддержка для развития навыков и видов ума, в которых они слабы.
Люди с блестящими способностями в какой то одной сфере часто страдают в жизни, поскольку остальные виды ума у них не развиты. Великий ученый или гениальный предприниматель иногда просто не способен сказать «Я тебя люблю» своей любимой. Многие люди, щедро одаренные эмоциональным умом, имеют слабое здоровье. Эти любящие люди очень заботятся об окружающих, но пренебрегают собственным телом, не давая ему регулярных физических нагрузок. Из века в век жизнь великих художников полна страданий, поскольку им недостает практичности, необходимой для того, чтобы добыть денег и обеспечить свои повседневные нужды. Нет числа примерам, когда великие таланты жестоко страдали в жизни.
Некоторые люди одарены сильнейшим физическим умом. Они всегда великолепно выглядят. И эти люди настолько привыкли получать любовь и поддержку за свой внешний вид, что боятся проявлять свои внутренние качества, чтобы не утратить внимание и восхищение окружающих. Поэтому «красивые люди» нередко бывают очень поверхностными. Их развитие заторможено, поскольку они не хотят рисковать любовью окружающих, которую получают, демонстрируя свои внешние качества.

Этот же принцип верен и по отношению ко всем остальным разновидностям ума. Например, люди с сильным академическим умом иногда плохо владеют искусством общения. Им нравится превосходить других в одной области. Они получают любовь и внимание окружающих благодаря своим выдающимся успехам в той или иной сфере. Боязнь неудачи может удерживать ребенка от попыток обучиться новым навыкам. Попытаться поработать над собой и развить другой, более слабый вид ума — слишком большой риск для них. Ход рассуждений тут прост. Если я превосхожу остальных в той или иной сфере, то получаю любовь и поддержку. Если я не буду превосходить других, то потеряю любовь и поддержку. Для того чтобы опровергнуть эти рассуждения, таким детям требуется поощрение к развитию других видов ума, в которых они не так одарены. В процессе обучения они на собственном опыте убедятся, что для того, чтобы получить любовь, нет необходимости превосходить других. В результате они смогут жить более уравновешенно, полнокровно и успешно.

Теперь мы переходим к творческому уму. Каковы характеристики этого творческого ума? Очевидно, что характеристики творческого ума противоположны характеристикам реактивного ума. Творческий ум не просто реагирует. Творческий ум, так сказать, действует сам по себе. Мотивирующая сила, движение, вдохновение, так сказать, творческого ума исходят из глубин самого ума. Не просто от внешних стимулов. Внешние вещи могут, так сказать, дать повод, стать намеком или предложением, и ум, творческий ум, может принять их, но это не реагирование. Это скорее, можно сказать, своего рода ответ.

Давайте возьмем пример, конкретный пример. Предположим, что на нас свалилось несчастье. Мы потеряли что-то или лишились чего-то. Что-то случилось. Возможно, что-то трагическое, что нам не нравится - так что же случается обычно? Обычно мы, конечно, ворчим, мы жалуемся, мы, так сказать, жалуемся: «Почему это должно было произойти со мной, почему это должно было случиться со мной?» Таков реактивный ум. Так мы реагируем, если не думаем, если мы не осознанны. Но предположим, что мы воспринимаем это несчастье, это лишение или эту потерю как своего рода вызов, как своего рода возможность для открытия внутри самого себя, что не обусловлено объектом, тогда это творческий ум в действии. Реактивный ум часто склонен к отрицанию и пессимизму, а творческий ум, напротив, позитивен и оптимистичен. Оптимистичен не в искусственном смысле. Оптимистичен не в смысле того, что мы видим все в радужном свете, а в том смысле, что творчество продолжается, несмотря на даже довольно неприятные внешние условия и стимулы. Теперь, поскольку он на самом деле не зависит от внешнего объекта, поскольку он на самом деле не обусловлен им, не реагирует на его основе, творческий ум - это необусловленный ум. Его существование, функционирование не зависит ни от каких внешних объектов. Возможно, он пользуется случаями из внешнего мира, но на самом деле не обусловлен ими.

Поэтому, поскольку он не обусловлен, он независим, он, так сказать, свободен. Он спонтанен, и на своем высочайшем уровне, по мере того, как в нем все больше и больше развивается эта внутренняя свобода и спонтанность, он становится, так сказать, Безусловным, Безусловным Умом с заглавной «Б», так сказать, с заглавной «У», и это совпадает, это тождественно самому Абсолютному Уму. Поскольку он необусловлен или Безусловен, он реален и по-настоящему свободен. И, будучи творческим, будучи свободным, он также оригинален в том смысле, что создает нечто новое из своих собственных глубин, их внутренних сокровищ. И он характеризуется, можно сказать, непрестанной продуктивностью. Он все время создает, дает рождение, становится источником, причиной возникновения новых и новых вещей.

Это творчество - не обязательно просто художественное, или литературное, или даже духовное. Оно может также распространяться, можно сказать, на личные отношения, поскольку, когда два человека встречаются или общаются, рождается нечто большее, нечто более обширное, чем они сами.

Подводя итоги, можно сказать, что творческий ум, помимо всего прочего, это осознанный ум, ум, который не спит, пробужденный ум, ум, который на самом деле является осознанностью сам по себе. И поскольку он осознан, он на самом деле подлинно жив. Реактивный ум - мертвый ум. Он подобен машине, а творческий ум, поскольку он не реагирует, поскольку он спонтанен, поскольку он свободен и необусловлен, по-настоящему жив, это живой ум.

В буддизме у нас есть два очень важных символа. Недавно у нас было довольно насыщенное расписание лекций по символизму в Кингсвей-холл. Мы касались одного-двух символов из тех, которые я собираюсь упомянуть сейчас, но в буддизме у нас есть два очень важных символа, иллюстрирующих эти два вида ума - реактивный ум и творческий ум, реактивное функционирование ума и творческое функционирование ума. Некоторые из вас уже довольно близко знакомы с этими символами, и я уверен, что, по крайней мере, у некоторых людей эти символы просочились глубоко в бессознательное, и эти символы - то, что мы называем Колесом Жизни и Путем. Или, если вам так нравится, так сказать, более геометрически, символом Круга и символом Спирали. В связи с нашей, думаю, второй лекцией в Кингсвей-холле была создана схема, которая, помимо всего прочего, иллюстрирует эти два символа, и если кто-нибудь заинтересуется или захочет иметь копию этой схемы, которая также частично иллюстрирует и эту лекцию, я думаю, что несколько копий все еще есть в Сакуре.

Это два великих символа буддизма: Колесо Жизни и Путь, круг и спираль. Некоторые из вас, я знаю, видели Колесо Жизни. Некоторые из вас - те, кто присутствовали на второй неделе ретрита, - очень приятно провели час, на самом деле срисовывая Колесо Жизни, которое я очень грубо набросал на доске. Но все вы знаете, мне думается, или большинство из вас знает, что Колесо Жизни занимает очень важное место, выдающееся, даже центральное место в религиозном искусстве Тибета. Колесо Жизни разделено на четыре концентрических круга. В центре находится ступица с тремя животными. Эти три животных символизируют различные аспекты реактивного ума. Вот что, по сути, они представляют собой. Там есть петух, символизирующий страстное желание, змея, символизирующая гнев, и свинья, символизирующая неведение или омрачение. И это три главных аспекта реактивного ума. Неведение, свинья, символизирует темноту и слепоту реактивного ума, а страстное желание и ненависть символизируют его две основные слепые и невежественные функции.

Затем, во-вторых, во втором круге, который разделен на две части, есть черная и белая половины. В темной половине люди увлекаются вниз. В белой половине они понимаются к высшим состояниям существования. Но обе части находятся внутри колеса, внутри круга жизни, что означает, что условная мораль и условная религия, чисто внешняя моральность или религиозность все еще являются частью реактивного ума. Они не являются по-настоящему религиозными или духовными - они внутри колеса. Они - более утонченные продукты ума, но все же реактивного ума.

Затем, в третьем круге, мы переходим к разделению на пять или шесть сфер обусловленного существования. То есть, к сфере или сферам богов, асуров, которые сражаются с богами, человеческих существ, животных, голодных духов и существ, находящихся в состоянии страдания. Традиционно эти пять или шесть сфер интерпретируются или понимаются космологически, как различные планы существования, находящиеся где-то в этой Вселенной, но мы также можем истолковывать их как различные аспекты самого человеческого существования: мир богов символизирует состояния счастья или даже, можно сказать, изобилия, мир титанов символизирует состояния вражды и даже войны с другими формами жизни. Затем человеческое состояние, обычная человеческая жизнь - немного удовольствия, немного боли. Затем идут голодные духи, люди, лишенные чего-либо, недокормленные, у кого недостаточно пищи и даже воды, как это случается со многими людьми даже в наши дни в так называемых неразвитых странах. И затем существа, действительно испытывающие мучения и страдания, что, так или иначе, бывает очень часто, даже в нашем двадцатом веке, с людьми в различных местах, различных частях света, будь то концентрационный лагерь, камера пыток или даже тюрьма. В некоторых странах мира до сих пор творятся крайне ужасные вещи, и мы по справедливости можем сказать, что ады можно найти на поверхности нашей Земли.

Таким образом, так понимаются состояния существования, так сказать, в рамках человеческой жизни, человеческого существования, и они изображаются, как я уже говорил, в этом третьем круге Колеса Жизни. Но, как я уже сказал, традиционно буддисты понимают все это с точки зрения космологии.

И наконец, четвертый, последний круг разделен на двенадцать нидан или двенадцать звеньев, которые объясняют весь процесс кармы и перерождения, отсылки на которые, между прочим, я сделал в ходе этого обсуждения. Эти двенадцать нидан или звеньев - это звенья в цепи реактивного ума, и они, вкратце, просто для того, чтобы дать вам названия, потому что эту основу мы находим повсюду, таковы: прежде всего, авидья или неведение, духовная слепота или невежество. Под ее воздействием возникают самскары, различные функции тела, речи и ума, вырастающие из этого невежества. Затем, в-третьих, идет виджняна, вспышка сознания, которая возникает в новой жизни в материнской утробе. В-четвертых, нама-рупа, психофизический организм, который, так сказать, группируется вокруг этой первоначальной вспышки сознания. В-пятых, салаятана, шесть органов чувств, которыми оснащен психофизический организм, то есть пять органов чувств и ум. В-шестых, спарша или контакт, который возникает, когда шесть органов чувств вступают во взаимодействие с соответствующими объектами органов чувств.

В-седьмых, ведана, чувства или ощущения, которые возникают следом, приятные, болезненные и нейтральные. В-восьмых, тришна, жажда или страстное желание, которое возникает под влиянием приятных ощущений. В-девятых, упадана, цепляние, склонность удерживаться за приятные ощущения как можно дольше и повторять их. Затем бхава, процесс обусловленного ума, ума, становящегося жестким и, так сказать, реактивным. В-одиннадцатых, рождение (джати), как результат всего этого в новой жизни, новом существовании. И затем, в-двенадцатых, джара-марана, старение и новая смерть.

Эти двенадцать звеньев, описанные мной очень кратко - можно найти много гораздо более детальных объяснений, - распределяются на три жизни: первые два принадлежат предыдущей жизни, средние восемь - этой жизни, а последние два - следующей жизни. Таким образом, двенадцать звеньев распределяются на три жизни и объясняют процесс кармы и перерождения, то, как мы вообще появляемся в этом мире, в рамках этих двенадцати звеньев. Следовательно, они отображают в очень конкретных простых понятиях весь процесс реактивного ума: как он просто реагирует, когда сталкивается с приятными стимулами и продолжает развиваться в обусловленности. В то же самое время, хотя все эти двенадцать звеньев распределяются на три жизни, также говорится, что все они присутствуют в одной и той же жизни. Но, распределены ли они на три жизни или содержатся в одной, эта последовательность с точностью показывает, как работает реактивный ум. Это, так сказать, механизм процесса в целом, и именно по этой причине, по причине процесса, отраженного в этих двенадцати ниданах, ум кружится и кружится, как в колесе. Вот почему мы говорим о Колесе Жизни, и колесо, как вы знаете, - это машина, простейшая из всех машин. Поэтому тот факт, что реактивный ум отображается в понятии колеса, Колеса Жизни, очень уместно иллюстрирует, что его природа подобна машине.

Итак, это первый великий символ буддизма, символ Колеса Жизни с его ступицей и тремя животными, белым и черным путями, пятью или шестью сферами обусловленного существования и двенадцатью звеньями, объясняющими процесс кармы и перерождения в целом, процесс обусловленного ума. Это отражает механизм, машину, так сказать, этого обусловленного реактивного ума, который мы используем большую часть времени, если не все время, и иллюстрирует, как мы связаны им, заточены им и просто кружимся и кружимся, как белка в колесе внутри своей клетки.

Для начала проведем небольшой тест, чтобы распределиться по лагерям.

Задачка: найти площадь прямоугольного треугольника.
Я как гуманитарий до мозга костей, естественно, правильной формулы не припомню — но выход из положения искать буду упорно. Не мудрствуя лукаво прикину, что с двух одинаковых треугольников получится квадрат, разделенный диагональю. Площадь квадрата найти — это даже мне под силу, так же, как и разделить полученное число на 2 (без калькулятора), чтобы получить площадь треугольника. Логично же, что она в два раза меньше квадрата? Ну, вроде того. P.S. Если бы квадрат был начерчен на земле — я бы отправилась считать шаги…
Технарь, напротив, скорее всего на автомате выдаст чудо-формулу, которую запомнил со школы: 1/2(АВ). Вот и познакомились).

Так вот, я о личном опыте. Работая в среде монстров-программистов и демонов-аналитиков, открыла для себя интересный факт: если в разговоре с ними на протяжении двух минут не упомянуть цифры, статистику, показатели и данные, собеседник-технарь, потеряв всяческий интерес к предмету разговора, превращается в крайне любезного кивателя головой с помутневшим взором. Благо — не развернулся и не ушел — стоит, бедолага, и “слушает” же весь этот эмоциональный, насыщенный эпитетами и литературными оборотами лепет. А в мыслях давно улетел в пространство цифр, вариантов, логических цепочек, динамических всплесков, рациональных механизмов.
Ниже изложенная сравнительная характеристика двух типажей основана на положении, что принципиальная разница между технарями и гуманитариями заключена в способах восприятия и обработки информации.

Итак, понаехали! В главных ролях — Зоя и Захар.

Зоя — обладатель гуманитарных мозгов. У девушки стратегическое и творческое мышление. Логические связи (да-да, они!) ориентированы на цель, а не мелкие детали. Поскольку цель — это образ того, чего пока не существует, творческие задатки и интуиция Зои порой показывают настоящие чудеса, хоть и базируются на воображении и эмоциях. Они проделывают огромную работу — воссоздают линию связи между реальностью и целью.
Зоя, как и другие гуманитарии, отдает предпочтение творческой деятельности, у нее отлично развита фантазия, мышление не ограничено стандартами и рамками.
В профессиональной деятельности Зоин ум вынужден (и более склонен) запоминать разные термины из области химии, лингвистики, биологии, поэтому данный процесс имеет скорее приблизительный , нежели точный характер. Частичное совпадение разных характеристик, как и созвучные названия, активируют ум Зои запоминать дальше, расширяя знания о предмете.
Профессиональная принадлежность : будь воля Зои, она бы существовала за счет тонких материй… Но капиталистический строй толкает девушку идти работать в политику, медицину, образование, юриспруденцию, порой в “свободную кассу”.

Захар — отборный технарь. Счастливцу просто даются точные науки, так как у него вечно все по полочкам. Имеет отличную память и логическое мышление. С радостью берется за всевозможные задачки и головоломки. Главный конек Захара — стратегическое планирование. Захар, в отличие от Зои, склонен анализировать отдельные явления в действиях (она же видит всю картину целиком). Аналитик разбирает ситуацию на мельчайшие детали и уже потом берется оценивать. Поклоняется точности, рационализму, обоснованности и прочей фундаментальной и основополагающей скукотище:)). Захар оптимизирует всю получаемую информацию и модифицирует ее в общий алгоритм или формулу для последующего применения. Ум технарей образует тончайшую калибровку градации ценности вещей по отношению к другим вещам. Поэтому, к примеру, в жизни Захар неохотно тратит деньги, а покупает только самое необходимое. У Зои же диаметрально-противоположна ситуация — слабее развита способность правильно оценивать вещи — хочется всего и сразу.
Профессиональная принадлежность: как уже упоминалось ранее — математики, программисты, аналитики, социологи.

Как видим, все различия между гуманитариями и технарями вполне обоснованы биологическими склонностями. Но просто понять это — мало, как и констатировать данность. Желательно еще научиться проектировать в прибыльное русло свои творческие потуги или же технику умножения трехзначных чисел в уме. И, конечно, находить общий язык с инопланетянами.

Альберт Эйнштейн оставил глубокий след в истории человечества как выдающийся физик, создатель целого ряда революционных физических теорий, автор множества научных работ. Но далеко не все знают, что этот замечательный ученый был и одним из мудрейших людей своего времени, который поделился с нами в своих публикациях большим количеством жизненных советов и наблюдений. Некоторые из них мы вам напомним в этой статье.

1. Мы все рождаемся гениями, но жизнь исправляет это

«Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по ее способности лазать по деревьям, то она проживет всю жизнь, считая себя дурой.»

2. Относитесь ко всем с достоинством и уважением

«Я разговариваю со всеми одинаково, независимо от того, кто это - мусорщик или президент университета.»

3. Мы все едины

«Человек - это часть целого, которое мы называем , часть, ограниченная во времени и в пространстве. Он ощущает себя, свои мысли и чувства как нечто отдельное от всех окружающих, что является своего рода оптическим обманом его сознания. Эта иллюзия стала темницей, заключающей нас в мире собственных желаний и привязанностей к узкому кругу близких нам людей. Наша задача - освободиться из этой тюрьмы, расширив сферу своего участия до всякого живого существа, до целого мира, во всем его великолепии.»

4. Случайных совпадений не бывает

«Совпадения - это один из способов, с помощью которых Бог сохраняет свою анонимность.»

5. Воображение гораздо важнее знаний

«Воображение гораздо важнее знаний. Знания опираются лишь на то, что мы сейчас знаем и понимаем, в то время как воображение включает в себя целый мир и все то, что мы когда-либо поймем и узнаем.»

Настоящий признак интеллекта не знания, а воображение.

«Логика поможет вам добраться от A до Z; воображение проведет вас по всему миру.»

6. Одиночество может быть восхитительным для зрелой личности

«Одиночество является болезненным, когда человек молод, но восхитительным, когда он становится более зрелым.»

«Я живу в одиночестве; оно отвратительно для молодых, но приобретает прекрасный вкус с годами.»

«Ценность человека заключается в том, что он дает, а не в том, что он способен получить.»

16. Никогда не прекращайте учиться

«Интеллектуальный рост должен начаться при рождении и прекратиться только в момент смерти.»

17. Не переставайте задавать вопросы

«Учитесь у вчерашнего дня, живите сегодня, надейтесь на завтра. Важно не переставать задавать вопросы. Любопытство имеет все основания для существования.»

«Такие люди, как вы и я, хотя и смертны, конечно, как и все остальные, но никогда не стареют, независимо от того, как долго мы живем. Я имею в виду, что мы никогда не перестанем стоять, как любопытные дети, перед великим Таинством, в котором мы родились.»

18. Все зависит от вас

«Наш мир является опасным для жизни местом, но не потому, что некоторые творят зло, а потому, что все остальные видят это и ничего не делают.»

19. Не бойтесь высказывать свое мнение

«Мало кто способен спокойно высказать мнение, противоречащее господствующим в обществе предрассудкам. Большинство людей даже не способны сформировать такое мнение.»

20. Позвольте природе быть вашим учителем

«Приглядитесь лучше к природе, и после этого вы многое поймете лучше.»

21. Измените свое сознание, и это изменит вашу жизнь

«Мир, который мы имеем, был создан в процессе нашего мышления. Он не может быть изменен без изменения нашего сознания.»

Мы не сможем решить наши проблемы с тем же мышлением, которым мы создавали их.

22. Цель - это главное

«Если хотите прожить счастливую жизнь, то вы должны быть привязаны к целям, а не к людям или вещам.»

23. Мы становимся счастливее, делая счастливыми других

«Лучший способ - это доставить радость кому-либо еще.»

24. У вас нет никаких ограничений, кроме тех, которые вы сами себе поставили

«Только тот, кто пытается сделать абсурдную вещь, может достичь невозможного.»

«Вот вопрос, который иногда меня озадачивает: это я сумасшедший или все остальные?»

25. Правильные поступки не всегда делают вас популярным

«Что правильно, то не всегда популярно, и то, что популярно, далеко не всегда правильно.»

26. Трудности дарят новые возможности

«Среди беспорядка ищите простоту. Среди диссонанса ищите гармонию. В препятствиях найдите возможности.»

27. Вы не сможете добиться мира, используя силу

«Мира никогда нельзя достичь через силу. Он достигается только через взаимопонимание.»

«Нельзя одновременно предотвращать и готовиться к войне.»

28. Мелочей не бывает

«Тому, кто небрежен с в мелочах, нет доверия и в важных вещах.»

29. Ходите своими путями

«Человек, который следует за толпой, как правило пройдет не дальше, чем толпа. Человек, который ходит сам по себе, сможет, вероятно, оказаться в таких местах, где никто никогда не был.»

30. Прислушивайтесь к интуиции

«Интуиция - это священный дар, а рациональный ум - верный слуга. Мы создали общество, которое воздает почести слуге и забыло о даре.»

«Я никогда не сделал бы своих открытий в процессе рационального мышления.»

31. Мудрость - это не результат обучения

«Мудрость является не продуктом обучения, а пожизненной попыткой ее приобрести.»