Ты верь придет она звезда пленительного. Варианты и разночтения

Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье; Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

Стих «К Чаадаеву» считается гимном декабристов. Пушкин не планировал его публиковать. Но записанный со слов поэта во время чтения в узком кругу друзей, стих передавался из рук в руки, пока не был опубликован в альманахе «Северная звезда» в 1929 году. Благодаря этому стиху за Пушкиным, который был дружен со многими декабристами, закрепилась слава вольнодумца, в результате чего поэт дважды побывал в ссылке, куда был отправлен царем Александром I.

Петр Яковлевич Чаадаев был одним из близких друзей Пушкина еще с лицейских лет поэта. Их многое объединяло, хотя не всегда на протяжении многолетней дружбы их позиции совпадали. Но в 1818 году юный поэт видел в старшем друге человека, умудренного жизненным опытом, наделенного острым и, порой, саркастическим умом, а главное – свободолюбивыми идеалами, столь отвечающими настроению Пушкина.
Чаадаев, как и многие лицейские друзья поэта, был членом тайного декабристского общества «Союз благоденствия», хотя впоследствии отдалился от этого движения, заняв свою весьма своеобразную позицию в вопросе о государственной власти и дальнейшей судьбе России. За публикацию «Философического письма», в котором были изложены эти взгляды, Чаадаев был объявлен правительством сумасшедшим – так самодержавие боролось с инакомыслием и свободолюбием.

Стих «К Чаадаеву» начинается строчками, в которых Пушкин вспоминает о беззаботной юности:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.

Поэт широко смотрит на мир, который заставляет его почувствовать свою ответственность за то, что происходит с родной страной. Поэтому он призывает как своего друга, так и всю свободомыслящую молодежь России посвятить свою жизнь отчизне. Пушкин выражает надежду, что самовластие будет разрушено, что Россия станет свободной страной и не забудет тех, кто боролся против самодержавия.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

«К Чаадаеву» Александр Пушкин

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву»

Стихотворение «К Чаадаеву», написанное Пушкиным в 1818 году, до сих пор считается литературным гимном декабристов. У этого произведения довольно необычная история, так как автор не планировал его публикацию. Однако, записанное со слов поэта во время чтения в узком кругу друзей, стихотворение «К Чаадаеву» стало передаваться из рук в руки, пока не было опубликовано с некоторыми искажениями в альманахе «Северная звезда» лишь в 1929 году. Тем не менее, именно благодаря этому произведению за Александром Пушкиным, который был дружен со многими декабристами, закрепилась слава вольнодумца , в результате чего поэт дважды побывал в ссылке, куда был отправлен царем Александром I, не желавшим, чтобы поэт своими стихами «смущал умы» высшего общества.

Петр Чаадаев был давним другом Пушкина, с которым поэта связывали не только теплые и доверительные отношения, но и общие стремления. Будучи лицеистом, Пушкин подолгу любил беседовать с Чаадаевым, который к тому времени уже был студентом Московского университета, обсуждая с другом политическую ситуацию в России. С возрастом дружба лишь окрепла, и Петр Чаадаев был одним из немногих, кому Пушкин доверял свои самые сокровенные мечты и желания. Примером этому может служить стихотворение «К Чаадаеву», перовые строчки которого содержат намек на беззаботную юность двух молодых людей, опьяненных своими литературными успехами и общественным признанием. Кроме этого, между строк в первом четверостишье сквозит явное разочарование правлением Александра I , который провозгласил себя либералом и реформатором, однако режим его правления ознаменовался жестким периодом реакции, репрессиями и последующим подавлением восстания декабристов.

Далее поэт отмечает, что мнимая слава и юношеский максимализм не смогли убить в его душе желания изменить мир к лучшему и избавить Россию от самодержавия. При этом Александр Пушкин акцентирует внимание читателей на том, что отмены крепостного права, которую на словах провозгласил царский режим, так до сих пор и не произошло. «Мы ждем с томленьем упованья минуты вольности святой», — пишет поэт, подразумевая, что его поколение еще не утратило надежду на изменение государственного строя. Вместе с тем Пушкин понимает, что добровольно пойти на уступки ни царь, ни его окружение, погрязшее в пороках, никогда не согласятся.

Именно поэтому в последних строчках стихотворения «К Чаадаеву» содержится открытый призыв к свержению самодержавия . Примечательно, что столь открыто и смело подобная идея, прозвучавшая в произведении Пушкина, была высказана впервые. Афишировать свою точку зрения молодой поэт, к этому времени уже переставший верить многочисленным обещаниям царя, не собирался. И этот факт подтверждают многие биографы Пушкина, отмечая, что стихотворение «К Чаадаеву» было доставлено адресату, и вскоре сам Пушкин о существовании этого шедевра литературного вольнодумства попросту забыл. К тому времени Петр Чаадаев не только являлся членом тайной масонской ложи, но и успел примкнуть к обществу будущих декабристов под названием «Союз благоденствия». Стихотворение Пушкина его участники восприняли, как призыв к действию, уверовав в то, что «на обломках самовластья напишут наши имена». Впоследствии, когда заговор против царя был раскрыт, и многие представители знаменитых дворянских фамилий отправились в Сибирь, Александр Пушкин неоднократно укорял себя за неосторожность и сожалел, что не смог разделить участь людей, которые близки ему по духу, справедливо считая, что именно стихотворение «К Чаадаеву» заставило декабристов совершить попытку государственного переворота. Поэтому имя Пушкина неразрывно связано с декабристами, которых он вдохновил на открытую борьбу с самодержавием, впоследствии воспетую многими русскими поэтами.

Чтобы лучше понять смысл, перед тем, как читать стих «К Чаадаеву» Пушкина, стоит ознакомиться с историей его создания. Произведение было написано в 1818, всего через год после окончания поэтом лицея. Оно не предназначалось для печати и широкого круга читателей. Пушкин посвятил его лучшему другу, наставнику, единомышленнику, с которым давно был знаком и доверял даже сокровенные мысли. Стихотворение создано в виде свободного послания и было адресовано Петру Чаадаеву как личное письмо. Но, после прочтения для самых близких знакомых, неправильный вариант текста получил огласку, и в 1829 году без согласия автора был опубликован.

Некоторые восприняли стихотворение как прямое обращение и стимул к действию. Считается, что именно оно вдохновило декабристов на открытое проявление недовольства властью. Хотя до этого Пушкин осторожничал и не выносил свои политические взгляды на суд общественности. Скорее всего, «К Чаадаеву» тоже не было явным призывом. Поэт лишь поделился с человеком, к мнению которого прислушивался, возникшими мыслями, выразив недоверие к правящей верхушке. В стихотворении звучит мотив некоего переосмысления основных идеалов и стремлений. Поэт принимает своё взросление, оставляя позади юношеские взгляды. Он понимает, что некоторые желания были ошибочными и слишком утопическими, поэтому недолговечными. Пушкин начинает задумываться о чём-то большем и значимом, чем просто литературная слава. Поэт не отрекается от своего творческого призвания, но хочет применять его для высших патриотических целей, по средствам слова посвящая себя служению Родине. Автор выражает надежду на то, что политическая обстановка в стране ещё может измениться, если власти выполнят свои обещания. В противном случае, Пушкин не собирается ограничиваться лишь одними ожиданиями. Он считает, что нужно верить в силу своего духа, правильность идеалов и стараться воплотить мечты в реальность. Полагаясь на собственную честь, стремление к истинной свободе, желание освободиться от давящего гнёта, можно добиться обретения разочаровавшимся в царе российским народом новой надежды. По мнению поэта только совместные действия способны привести к свержению деспотической власти.

Чтобы выучить полный текст стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» для урока литературы (9 класс), можно перечитывать его онлайн или скачать с нашего сайта.

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

взял строчки А.С.Пушкина из письма к Чаадаеву.
...

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья*,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья**
Напишут наши имена
!


Мне интересно они вообще понимают к чему призывают.С таким радостным видом знаменитые люди вещают строчки этого опуса даже не задумываясь о смысле того, что они говорят.

Пушкин сам был масоном и писал письмо братану масону. В этих строчках расписана вся технолдогия "оранжевой" революции. Если Пушкин был не злонамерен, значит был одержим иначе не писал такие строчки. Эмоции плохой советчик, ВП СССР совершают ту же ошибку в отношении эмоций, пытаясь их сделать оценкой праведности. Что же эта системная ошибка, культуры, которую не так просто преодолеть.
Первые четыре строчки отражают действительную благонамеренность всех не равнодушных людей, болеющих за свою страну, однако, это чистые эмоции и ничего более.

Сама технология развода и эксплуатации разного рода знахарями этого безусловно прекрасного чувства описана далее:
"Товаришь верь взойдет она звезда пленительного счастья "
Счастье не может быть пленительным иначе это зависимость или в терминах КОБ одержимость подавляющая разум и волю человека. Типа овцы верте, в то что мы говорим, ведь перспективы (звезда, символ далекий и не достижимый, ну или достижимый в очень далекой перспективе) описанные нами пленяют ваше воображение.

Россия вспрянет ото сна.
Типа народ поднимется очарованный этой идеей и... далее самое интересное, можно сказать самая суть.

Т.е. самовластье закончиться. Будете исполнять чужую волю. САМО-ВЛАВСТИЕ способность человека, политика, государства самому управлять (ставить цели, выбирать методы их достижения преодолевать противодействие желающих лишить таковой, поработителей). Конечно на обломках самовластья напишут ваши имена, память народная это безусловно гарантирует. Был у нас такой товарищ Горбачев, Так вот он действовал в полном соответствии с этим стихотворение Пушкина.
1. У людей был порыв сделать жизнь в стране лучше, надежда на изменение и пр.... "души прекрасные порывы".
2. Был тов. Горбачев и Ко которые пленили эту в общем-то благонамеренную толпу звездой пленимтельного счастья, кто жил в ту пору это хорошо помнит, поскольку равнодушных в то время не было.
3. Россия воспряла ото сна, вспомним перестройку, ускорение, гласность, как Горби блестал красноречием, Далее 91 год, когда Ельцина на руках носили. (Собственно его народная-толпа в "души прекрасном порыве", ослеплённая "звездой пленительного счастья", на руках во власть и внесла.)
4. СССР развалили, хоть он и не был самовластен в глобальном масштабе и был как масонская структура, но всё таки определённый уровень самовластия у него был. в общем: "Развалили самовластье". Ввергнув страну в рабскую зависимость от Запада.
5. По прошествии 20 лет народ очень хорошо запомнил кому обязан. "И на обломках самовластья Напишут наши имена !" Безусловно так и будет. Горби даже юбилей свой праздновал в Лондоне, подальше от тех кто его имя хорошо запомнил, поближе к своим хозяевам. А Ельцина, хоть и почившего, до сих пор вспоминают не добрым словом.

Интересно "великие" люди (Р.Костамаров, Ж. Алферов, С.Удальцов, Ю.Назаров, Н.Губенко, В.Бортко) хотят такой славы? Они вообще понимают, что говорят и чего желают?
Мне интересно КПРФ и Г.Зюганов опять хочет реализовать эту разрушительную матрицу? Слава Горби и ЕБН покоя не даёт?

Оранжевую революцию тоже делали благонамеренные люди в прекрасном душевном порыве. Декабристы тоже не все были злонравны, как и арабы, и многие прочие.
* счастье - определение . Оно может быть счастьем для одного человека и злом по отношению ко всему обществу. Примерно так счастлив рабовладелец, когда прикупил рабов и видит как они пашут. Наврное и фашисты были счастливы уничтожая в концлагерях наших пленных и евреев и т.д. ...
**самовластье синоним слова самодержание более подробно о значени и этого слова можно прочитать тут: Об искоренении глобальной угрозы «международного терроризма» (Для ленивых можно посмотреть тут: там привел выдержку практически полностью.)

Вот так "благими намерениями и выстелается путь в ад.", или как сказал новый классик Черномырдин "Хотели как лучше а получилось как всегда". Не различение алгоритмики действий ("Цель оправдываЕт средства" от "Цель оправдываЮт средства") как главной составляющей управления и приводит именно к таким последствиям. Принцип динамического программирования описанный ВП СССР тоже ущербен именно в этом плане, это путь Демонических по ТСП (личностей). Праведное жизнеустройство построиться само если каждый будет при реализации своих целей руководствоваться именно праведным алгоритмом достижения цели. Только тогда в не зависимости от меры понимания и кругозора каждого участника жизнеустройства они будут автоматически создавать внутренне не напряженные структуры управления, не мешающие друг другу, улучшающие жизнь как смих людей, так и всего общества. Иисус учил, что «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут «вот, оно здесь», или: «вот, оно там» (Лука 17:20-21) именно об этом. Не будет громких лозунгов-целей о всеобщем благе любой ценой. А будет действие множества людей по жизни в праведной алгоритмике даже при решении мелких бытовых проблем и только в этом случае общество достигнет того самого Богодержавия и Соборности*** "неприметным путем".
Правда в том виде как КОБ сейчас есть добиться этого невозможно.

PS В тему этих строчек Пушкина

«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»

Именно Пушкин показал, что поэзия заключается не только в рифме. Поэзия рождается из наблюдений и переживаний поэта. В его творчестве находят свое отражение все явления окружающей жизни. Источником его вдохновения стала сама жизнь во всей ее повседневности. Тема свободы и вольности является одной из главных тем в лирике А.С. Пушкина. Для него смысл, вкладываемый в понятие свободы, становится своеобразной точкой отсчета. Начиная с “Лициния”, поэт посвящает свои лучшие произведения свободе.

В разные периоды своего творчества поэт по-разному объясняет понятие свободы, понимает значение ее в жизни общества, в своей личной жизни. Эту тему помогают понять и раскрыть следующие стихотворения: “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Узник”, “Во глубине сибирских руд...”, “Деревня”.

После окончания лицея Пушкин пишет оду “Вольность”. Вольнолюбивая атмосфера лицея оказала на него огромное влияние. Стихотворение было написано в 1817 году. Еще в самом начале Пушкин заявляет, в честь кого написана эта ода:

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок...

Главная мысль этого стихотворения заключается в том, что закон должен быть превыше всего, а власть должна подчиняться ему. Пушкин понимает, что не только цари не должны властвовать над законом, но и народ не должен преступать его. В этот период Пушкину были близки по взглядам и убеждениям будущие декабристы, и в стихотворении “Вольность” он открыто призывает угнетенных людей бороться за свободу. В нем Пушкин не только упрекает и осуждает властителей, но и касается самого Александра I. В стихотворении присутствует много противоречий, но оно является одним из главных произведений, которое раскрывает тему свободы. Оно призывает и к борьбе, и призыв этот обращен к угнетенным:

Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Стихотворение “Узник” было написано в 1822 году. Это одно из романтических стихотворений, написанных на тему свободы. Пушкин рассказывает о себе как об узнике, томящемся в темнице. Поэт в ссылке, он оторван от друзей, близких, за ним постоянно следят, даже на воле он чувствует себя узником в темнице:

Сижу за решеткой в темнице сырой...

Пушкин называет орла “мой грустный товарищ”, ведь оба они в неволе, оба стремятся к свободе. Стихотворение отражает настроения передовых людей эпохи, их протест против самодержавия. Эти мысли близки и народу, боровшемуся за свое освобождение.

Следующее не менее яркое произведение - послание “К Чаадаеву”. Он дружил с Чаадаевым - совершенно удивительным человеком, выдающимся философом. “Ты был целителем моих душевных сил”, - сказал о нем поэт. Пушкин и Чаадаев мечтали об освобождении России от гнета самодержавия. Но Чаадаев не был уверен в скором осуществлении их надежд. В этом стихотворении продолжается тема свободы и вольности:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Декабристы широко использовали послание в революционных листах. В конце этого стихотворения Пушкин высказывает свои лучшие надежды на светлое будущее:

Взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна...

Любовь к Родине у Пушкина неразрывно связана с борьбой за ее свободу. Чувства, высказанные в стихотворении, находят точное и яркое отражение в словесных образах. По-новому звучит тема свободы в лирике Пушкина после событий 14 декабря 1825 года. Многие из друзей поэта были на Сенатской площади в день восстания, посвятили себя служению Родине. В своем стихотворении “Во глубине сибирских руд...” он обращается именно к этим чудесным и смелым людям.

Тесная дружба связала его с декабристами Пущиным и Рылеевым. Он пытается поддержать своих друзей, он верит в их освобождение. Пушкин тяжело переживал разлуку с товарищами. Друзьям были посвящены стихи “К Чаадаеву”, “Во глубине сибирских руд...” и многие другие.

Поэт не менял свои взгляды, желаемой свободы не чувствовал, сильно тосковал по друзьям-декабристам. Пушкин сочувственно относился к ссыльным декабристам, участвовал в проводах их жен в Сибирь и передал с ними свои стихи, среди них было послание Пущину и послание в Сибирь, “Дум высокое стремленье” - думы о свободе, о счастье народа. Пушкин верит: “не пропадет ваш скорбный труд”, за который эти мужественные люди отдали свои жизни. Найдутся люди, которые будут продолжать их борьбу за свободу. Поэт завершает стихотворение уверенностью в победе:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

От имени декабристов Пушкину ответил Одоевский:

Наш скорбный труд не пропадет:

Из искры возгорится пламя.

Стихотворение “Деревня” было написано в 1819 году. Оно состоит из двух частей. В первой сельская местность описывается как райский уголок, где можно найти покой и вдохновение. Но вторая часть совершенно иного характера. Она полностью противоречит первой. В этой части Пушкин разоблачает жестокое крепостничество.

Пушкин предугадал проблемы следующих веков. Это был настоящий поэт, пробуждающий добрые чувства в душах людей. Пушкин победил время и пространство. Он был непризнанным гением. Его эпоха все дальше от нас, а его произведения по-прежнему актуальны. И, по-моему, сегодня особенно необходимо всем читать книги этого бессмертного творца, чтобы воспитать в себе настоящего человека.