Трудоголизм как способ бегства

Практически каждому человеку знакомо состояние такой увлеченности своей работой, что все мысли – лишь о ней, и вообще возникает желание принести на рабочее место раскладушку и пожить там. Но у большинства это состояние быстро проходит – когда удается воплотить задуманное или, наоборот, энтузиазм проходит. Но есть люди, которые живут в таком состоянии постоянно и считают работу своей жизнью – трудоголики.

Слово-то какое, а? Почти как алкоголики. Хотя, казалось бы, что плохого, ну нравится человеку его работа, да и на здоровье…

Вот только печальная статистика свидетельствует, что те, кто «горит» на работе, в гораздо большей степени подвержены риску сердечно-сосудистых заболеваний, а все из-за перегрузок организма и постоянных стрессов. Ну а как без стрессов, если за работу переживаешь, а тут то кирпич не завезли, то партнеры подвели.

О трудоголизме по-научному

Впервые термин «трудоголизм» ввел американский психолог У. Оутсон в далеком 1971 г. Он дал этому понятию следующее определение: «страстная тяга к работе; сильная, неконтролируемая потребность непрерывно работать».

Современные же психологи добавляют, что для того, чтобы назваться трудоголизмом, наша любовь к своей работе должна иметь хронический характер и мешать реализации человека в остальных сферах жизни.

Что ж, у многих из нас есть излюбленный способ, с помощью которого мы сбегаем от реальности , и у трудоголиков он заключается в чрезмерной фиксацией на работе, которая становится не средством самореализации и не экономической необходимостью, а «единственной отдушиной».

На проявление и развитие трудоголизма влияют как внутренние, так и внешние факторы. Какие?

Причины возникновения трудоголизма:

  1. Личностные качества. У трудоголиков есть некие общие черты характера, которые позволяют говорить уже о некоторой закономерности. Это перфекционизм, компульсивность (влечение к определенным действиям), организованность, трудолюбие, упорство, ориентация на достижения и успех, а также сверхответственность, из-за которой человек никогда не решится делегировать свои обязанности и будет делать все, что сможет, самостоятельно.
  2. Национальные особенности, культура, социальные установки. Всем известно, что в Японии, а также во многих азиатских странах, трудоголизм стал неотъемлемой чертой каждого жителя: такая себе национальная традиция – «зашиваться» на работе. В нашей культуре, откровенно говоря, это не принято, но в определенных слоях общества также считается обязательным условием профессионального и социального успеха.
  3. Корпоративная культура. Честно – я не знаю, откуда в крупных западных корпорациях взялся этот культ трудоголизма. Есть подозрение, что это – дело рук хитрых топ-менеджеров, придумавших вот такой способ нефинансовой мотивации сотрудников: просто внушить всем, что постоянный аврал и дедлайн – это нормальный рабочий режим, а если ты хочешь чего-то добиться, то придется почти что жить в офисе. Так поступают первые лица компаний, и тогда их подчиненные начинают следовать тем же ролевым моделям. Еще один стимул трудоголизма – жесткая внутренняя конкуренция.
  4. Общая склонность к аддикциям. Зависимость от работы – это тоже аддикция, причем социально одобряемая. Если человек склонен к зависимому поведению (то есть использованию привычных стимулов для получения положительных эмоций), то он найдет себе источник удовольствия – если не работу, то игры, секс или что-то еще. В чем же кайф интенсивной работы? Многочасовой интенсивный труд при наличии стимуляции (ожидание финансового вознаграждения или похвалы руководства, высокий интерес к выполняемой задаче и т. д.) способствует выделению адреналина, а потом — к состоянию эйфории.

Вот и получается, что трудоголизм, несмотря на очевидные неблагоприятные последствия (усталость, стрессы, неприятности в семье), с психологической точки зрения имеет и собственные выгоды: чувство собственной значимости, карьерные успехи, финансовая независимость. Ну, кроме всего прочего, уход с головой в работу – это прекрасный способ отвлечься от каких-то неприятных моментов собственной жизни.

Как же он развивается?

Стадии развития трудоголизма:

  1. Стадия мобилизации (героическая). Подъем сил, прилив энергии: перед человеком стоят новые задачи, за которые обещано какое-то вознаграждение: поощрение или, наоборот, отрицательный стимул – возможность увольнения, к примеру. (Кстати, деньги на жтом этапе играют как раз не решающую роль). Организм в такой ситуации настолько мобилизуется, что перестает быть восприимчивым к негативным факторам: в таком состоянии человек спокойно может не поддаваться заболеваниям и спать по 5 часов в сутки. Субъективно такой момент воспринимается работником как период высшей реализации собственного потенциала. Конечно, это приятно: кому не хочется почувствовать себя героем? Позитивное отношение в этот период касается не только собственной персоны, но и окружающих: коллеги кажутся компетентными, клиенты – приятными, начальство – справедливым. Однако, чем выше эйфория, тем более гнетущим будет состояние спада после нее – а это состояние обязательно наступит, когда гормоны стресса начнут выводиться из крови для понижения тонуса. Рекомендации: на стадии мобилизации чрезвычайно важно не забывать об отдыхе – как бы ни хотелось забыть про сон и мчать на все парусах к достижению цели. И еще: приготовьтесь к тому, что скоро вас покинет эта фантастическая трудоспособность, и вы не будете в состоянии не то что перевернуть мир, а доделать отчет. Это не повод считать себя никуда не годным неудачником, все это – результаты психофизиологических процессов.
  2. Стадия выдерживания (стеническая). В том случае, если на предыдущей стадии человек так и не нашел времени на отдых и восстановление сил, наступает стадия выдерживания: становится сложно выполнять поставленные задачи, накапливается усталость и разочарование. Теперь уже работник начинает ждать конца рабочего дня, выходных, отпуска, чего на героической стадии попросту не было. Энтузиазма становится меньше: отношение у сотрудникам и клиентам становится безразличным. Возвращаются болезни и простуды, тонус падает. Эта усталость пока еще обратима: после сна и выходных силы пока еще восстанавливаются. Стеническая стадия может тянуться очень долго, и путей выхода из нее два: успех или болезнь. По достижении успеха человек, воспрянув духом, возвращается на первую, героическую стадию, если же все заканчивается болезнью или каким-то срывом, сотрудник переходит на третью стадию.
  3. Астеническая стадия. На этом этапе силы заканчиваются, возникает слабость, раздражительность, отчаяние, апатия, опустошенность. Режим отдыха нарушается окончательно: с утра человек чувствует себя хуже всего, днем появляется интерес к работе, вечером – возбуждение и бессонница. Теперь приходится прибегать к активной стимуляции: по утрам – кофе, по вечерам – снотворное или алкоголь. Эта стадия соответствует состоянию хронического дистресса (хронического напряжения, возникающего вследствие длительного стресса). Это состояние невозможно не заметить: эффективность работы сильно снижается, ухудшаются память и внимание, в работе появляются серьезные «проколы». Отношение к окружающим становится резко негативным: клиентов человек и видеть не может, общение с коллегами сильно ухудшается. Плохо то, что и с самоотношением на данной стадии возникает масса проблем: сотрудник чувствует себя ни на что не годным ничтожеством. Выхода два: отдых или затяжные болезни – если не прислушаться к своему организму, он заставит обратить на себя внимание. Опытные HR-специалисты знают: после смены корпоративной политики компании и ужесточения требований к сотрудникам количество больничных в течение года резко увеличивается. Долго находиться на этой стадии нежелательно, и особенно важна для трудоголика поддержка извне и хороший отдых.
  4. Стадия профессиональной деформации . Игнорируете 3-ю стадию? Получите своеобразный «рабочий механизм», человека, вытеснившего все чувства и оставившего лишь рабочие опции. На коллег и клиентов он будет смотреть как на объект, единицу: функции свои выполняет, но в личные взаимоотношения не вступает. Вы таких наверняка видели: усталый врач районной поликлиники или кассир, который смотрит на покупателей как на часть интерьера. Интересно, что физически человек может чувствовать себя нормально, но вот интерес к работе и жизни вообще на этой стадии уже утрачен. Выйти из стадии деформации очень сложно – трудоголик считает, что он «просто делает свою работу», и проблемы никакой нет. Рекомендации: как мы уже сказали, выйти с этой стадии очень сложно, поэтому актуален вопрос профилактики. Ну, а для профилактики выгорания очень важны такие аспекты, как осознанность и мотивация. Периодически задавайте себе 2 вопроса: «Есть ли смысл в том, чем я занимаюсь?» и «Приносит ли мне моя рабочая деятельность радость?». Все мы смотрим на мир трезво и в курсе, что даже любимая работа иногда надоедает, но все же чувство удовлетворенности должно преобладать. Если же «все не так и все не то» — возможно, вы заняты чем-то не тем?
  1. Прислушивайтесь к себе. Очень важно самостоятельно регулировать собственное физическое и эмоциональное состояние – обращать внимание на самочувствие, балансировать между хорошей работой и хорошим отдыхом, а также объективно оценивал собственные возможности и пределы.
  2. Не забывайте об отпуске. Не зря обязательный отпуск оговорен КЗоТом: не стоит им пренебрегать, и помните – 2 недели непрерывного отпуска положены всем, даже чрезвычайно важным, незаменимым сотрудникам.
  3. Ищите способы восстановления сил. Общайтесь с близкими, не бросайте хобби, находите время на досуг: вся жизнь не может сводиться к одной лишь работе, какой бы замечательной, любимой и престижной она ни была.
  4. Иногда бывает полезно сменить место работы. Возможно, в другой компании на аналогичной должности вы будете чувствовать себя намного комфортнее просто из-за того, что руководство компании придерживается более мягкой политики в отношении своих сотрудников. Опять же, о таких вещах лучше узнавать «изнутри», от самих сотрудников.

Что и говорить, любое предприятие и любая сфера деятельности держится на кучке энтузиастов-трудоголиков. Вот только вопрос: как чувствует себя эта самая «кучка»? Возникает дилемма: разве великие свершения и открытия не стоят того, чтобы посвятить им всего себя? С точки зрения психологии – не стоят: психологи всегда больше всего волнуются за сохранность психологического здоровья и благополучия каждой личности, а не за благо всего человечества.

Личность - человек, индивидуум как субъект социальных отношений и сознательной созидательной деятельности; совокупность свойств, присущих

определенному человеку и составляющих его индивидуальность; устойчивая

система социальных черт, характеризующая индивида как члена общества.

Многое в работе зависит от личности педагога.

Требования к личности педагога (В исследованиях гуманистических

психологов: Р. Бернс, Маслоу, Роджерс):

1. Высокая самооценка.

2. Эмоциональная стабильность и уравновешенность.

3. Личностная зрелость.

4. Социальная ответственность.

5. Стремление к максимальной гибкости.

6. Понимание чувств других.

7. Умение предать личностную окраску преподаванию.

8. Установка на создание положительных стимулов у учащихся.

9. Уверенность в себе, жизнерадостность, оптимизм.

10. Гибкость в поиске творческих инициатив в процессе обучения.

Личность педагога.

В поисках определения базовых характеристик личности учителя в философско-педагогической литературе называют понятия «педагогическое мастерство», «педагогические способности», «педагогический потенциал».

1) квалификационный (профессиональные знания и умения);

2) психофизиологический (работоспособность и организация своего

педагогического труда);

3) образовательный (интеллектуальные способности);

4) творческий (способности увидеть новое, создать новое на ниве

просвещения);

5) коммуникативный (способность к сотрудничеству и взаимодействию);

6) нравственный (ценностно-мотивационные способности).

Идеальный учитель - это человек, который:

    имеет значительный профессиональный опыт;

    в совершенстве знает свой предмет и методику его

    преподавания;

    обладает высоким уровнем методологической культуры;

    занимается самообразованием;

    справедлив и ровен в общении со всеми учащимися, эмпатичен;

    знает верный выход из любой педагогической ситуации

    и может преодолеть любую сложность как в обучении, так и в воспитании

    школьников.

Личностные качества, которыми должен обладать учитель:

1. моральная закаленность, политическая зрелость, высокая сознательность

2. высокоразвитое чувство социальной ответственности, благородство, интеллектуальное совершенство и моральная чистота, т.е. соответствие тому

моральному идеалу, который общество хочет воплотить в детях.

3. самообладание, выдержка.

Деятельность педагога.

Смысл педагогической профессии выявляется в педагогической деятельности.

Она представляет собой особый вид социальной деятельности, которая направлена на передачу от старших поколений младшим накопленного человечеством опыта и культуры, организацию условий для их личностного развития и становления в социуме.

Педагогическая деятельность осуществляется в специальных учреждениях и

высших учебных заведениях, учреждениях повышения квалификации и

переподготовке.

Педагогическая деятельность - деятельность взрослых членов общества,

профессиональной целью которых является воспитание подрастающих поколений. Ей присущи специфические формы организации, содержание и

способы осуществления.

Основные требования общества к профессиональным характеристикам

учителя

1. общая широкая образованность, осведомленность в различных областях

2. глубокое знание возрастной, педагогической и социальной педагогики, психологии, возрастной физиологии, школьной гигиены

3. фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и

тенденций в соответствующей науке, владение методикой обучения и воспитания, любовь к делу, умение передавать свою увлеченность детям, творческое отношение к работе

4. знание детей, умение понимать их внутренних мир, педагогический оптимизм

5. владение пед. техникой (логикой, речью, выразительными средствами общения) и педагогическим тактом

6. постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.

Важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя следует считать

любовь к детям, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.

Профессионализм – мастерство в области своей профессии.

Уровни профессионализма (Кузьмина):

1. Репродуктивный. Педагог умеет пересказывать материал.

2. Адаптивный. Педагог умеет рассказывать для ребят: с картинками, примерами и т.д.

3. Системное моделирование знаний.

4. Локально моделирующий деятельность учащихся. Педагог в своей работе

использует современные технологии.

5. Системно – моделирующий деятельность учащихся. Например: методика Ревина.

Профессиональная компетентность.

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированное

профессионально-педагогических умений.

Выделяют следующие компоненты профессиональной компетентности

педагога:

Мотивационно-волевой;

Функциональный;

Коммуникативный;

Рефлексивный.

Мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.

Функциональный (от лат. functio - исполнение) компонент в общем случае

проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.

Коммуникативный (от лат. communico - связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.

Рефлексивный (от позднелат. reflexio - обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность,

нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу.

Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также

побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования

мастерства, творческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.

Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога

нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративныи,

целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом.

Профессиональные деструкции педагога:

Деструкция – негативное изменение в профессионализме и личности педагога,

которые снижают эффективность его работы.

Причины деструкции:

I. Распространение профессионального стереотипа на непрофессиональную среду.

(Например: у педагога есть привычка поправлять речь ребенка, следовательно, он будет поправлять речь своих детей, семьи, друзей и т.д.). Это является деструкцией.

Существуют профессиональные стереотипы (привычки) – они помогаю на основе опыта воспринимать что-то новое, адаптироваться.

II. Трансформация личности из-за власти.

Виды власти педагога:

· власть вознаграждения

· наказания

· эталона

· знатока

· нормативная

· информационная

Трансформация: человек вырабатывает в себе чувства превосходства, высокомерия, нравоучения, оценивает всех, не воспринимает критику и т.д.

III. Хроническая перегрузка.

Устаем, следовательно, перестаем куда-либо ходить, отдыхать, спать, читать,

нет времени на хобби. Все это ведет к деструкции.

IV. Привычка быть правым, учить

V. Профессиональные кризисы.

Кризис – время перестройки, психологически тяжелое состояние, из которого

надо выходить.

Виды кризиса:

1) Адаптационный. (Педагог приходит в школу, решает быть детям другом, они

«садятся на шею»… у педагога – кризис. Он либо уходит, либо начинает работать авторитарным)

Стремление быть взрослым;

Быть наравне с учащимися;

Эмоциональное сгорание

2) Кризис рутинной работы (примерно через 8 лет). Педагогу кажется, что все в

этой школе он уже попробовал – теперь – рутина.

3) Кризис Колифея (примерно через 15 лет). Кажется, что он уже все умеет, он

профи, ас. Хочется чего-то нового.

4) Кризис долженствования детей. (примерно через 25 лет). Считает, что он

душу отдал детям и лучшие годы своей жизни. Теперь все дети ему должны.

5) Кризис нормативный. (пенсионный возраст). Педагогу кажется, что начинающие педагоги – все плохие, ничего не умеют, и дети все стали плохие.

VI. Проблемы в семье педагога.

Педагог желает иметь имидж уважаемого человек. Предъявляются завышенные

требования к мужу, детям. «Вы не должны меня позорить». Не дает мужу воспитывать детей. Считает, что он, педагог, это лучше умеет делать. Следовательно, у педагога появляется потребность любви от детей.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Трудоголизм. Нет времени… Понарьина Е.В., преподаватель ГОБУ СПО ВО «ВАТ имени В.П.Чкалова»

Актуальность данной темы состоит в том, что трудоголизм – это зависимость наравне с курением и наркоманией. Трудоголизм является проблемой врачей, потому что эта болезнь актуальна сейчас. Целью данной работы является сформировать представление о новой проблеме современного общества – трудоголизме. Задачами работы являются: Изучить понятие «трудоголизм»; Провести мини тестирование на установление группы – трудоголика.

Трудоголизм - это зависимость от работы. Приводит к: ссорам в семье, потери друзей, отдаление человека от общества, переутомлению, упадку сил, истощению организма, стрессам, потере аппетита, головным болям, бессоннице и раздражимости.

Главной причиной трудоголизма является неудовлетворенность жизнью

Нет времени… Нет времени на грусть. Нет времени на слезы. Трещит здоровье. Пусть. Привычные угрозы. С ним если не шалить, под утро не ложиться, то с возрастом своим вполне можно ужиться. Всю жизнь одна беда: коротенькие сутки. Для дружбы не всегда я нахожу минутку. Опять пронесся год на быстрой колеснице. И вновь полно забот, покой мне только снится. Я раб моих же планов, и на свою беду типичный трудоголик по типу своему.

Классификация трудоголиков. « Трудоголик для других » - это тот, кто очень много работает и очень доволен этим. Мама и друзья, а затем жена и дети (если он их сумеет завести) могут быть очень недовольны, но поделать с этим ничего не могут. Помочь «трудоголику для других» невозможно. Это все равно что лечить наркомана, который не хочет лечиться. «Трудоголик для себя» - это тот, кто очень много работает, но испытывает по этому поводу противоречивые чувства. «Трудоголик для себя» не безнадежен. Не всякий, кто очень много работает, - трудоголик. Если другие области жизни такого работника - семья, досуг, друзья - не страдают, это значит, что он любит не только работу, но и все остальное. « Успешный трудоголик » - это тот, кто благодаря своей работе добивается больших профессиональных/карьерных успехов. «Трудоголик-неудачник» - это тот, кто рьяно занимается бесполезной деятельностью, которая никому не нужна. Он имитирует работу, заполняя пустоту в своей жизни. «Скрытый трудоголик» - это тот, кто на людях сетует, как он не любит работать, а на самом деле все свои силы и любовь отдает работе

Тест «Не трудоголик ли вы?» Инструкция Ответьте «да» или «нет» на данные вопросы, затем подсчитайте количество утвердительных ответов. Вопросы 1. Характерно ли для вас заниматься несколькими вещами сразу (звонить, поддерживать разговор, делать пометки в блокноте и одновременно раскачиваться в кресле)? 2. Испытываете ли вы чувство вины в минуты отдыха от сознания того, что не все дела завершены? 3. Начинаете ли вы скучать, когда говорят другие люди? Возникает ли желание прервать их или каким-либо другим способом ускорить беседу? 4. Пытаетесь ли вы направить разговор в русло собственных интересов, вместо того чтобы выслушать других людей? 5. Решая какую-либо задачу, стремитесь ли вы закончить ее как можно скорее, чтобы перейти к следующему виду работы? 6. Считаете ли вы, что важнее результат, нежели способ его достижения? 7. Стремительны ли вы в еде, разговоре, ходьбе? 8. Возникает ли у вас чувство раздражения при общении с теми, кто слоняется без дела? 9. Характерно ли для вас состояние физического напряжения и напористости? 10. При участии в каком-либо деле вас больше интересует процесс, чем результат? 11. Трудно ли вам смеяться над самим собой? 12. Трудно ли вам передать часть своих полномочий другим? 13. Считаете ли вы почти невозможным, присутствуя на совещании, не выступить на нем? 14. Предпочитаете ли вы пассивный отдых активному? 15. Заставляете ли вы тех, за кого отвечаете (детей, подчиненных, близких), стремиться к достижению ваших собственных стандартов, не интересуясь при этом, чего они на самом деле хотят от жизни? Результаты Утвердительный ответ на восемь и более вопросов должен насторожить: у вас все признаки трудоголизма.

Мини тестирование здесь представлено количество трудоголиков по группам в процентах

Можно отметить, что процент трудоголиков у учащихся второго курса выше чем у учащихся первого курса. Это, возможно, связано с тем, что студенты второго курса больше осознают необходимость много трудиться, чтобы достичь высоких результатов как в учебе, так и в будущей карьере.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1. Трудоголизм – это проблема современного общества, одна из форм зависимости человека. 2.Как показали результаты мини тестирования, трудоголизм характерен для людей более творческих профессий 3. Отношение к трудоголизму у людей разное, кто-то считает, что быть трудоголиком - это хорошо, кто-то не согласен с этим мнением. 4. Ясно одно, чтобы не выпасть из ритма современной жизни, надо научиться равномерно распределять свое время, научиться совмещать и работу и досуг.

По этому работай уверенно и усердно, но не перестарайся, ведь это приведет к большим проблемам в личной жизни и здоровья!!!

Используемая литература http://fevronina.ru/tag/stixi-o-trudogolike/ http://coollib.net/b/256680/read http://psyfactor.org/personal/personal18-03.htm http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%F3%E4%EE%E3%EE%EB%E8%E7%EC http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1880


Новомодным словом «лайфстайл» (в оригинале lifestyle) называют стиль жизни, определенный уклад, образ. Лайфстайл от редактора - стиль жизни в профессии «социальная работа». Советы, мнения, идеи, коллекции и всё то, что объединяет специалистов социальной сферы, занимающих активную профессиональную позицию.

ТРУДОГОЛИКИ И ТРУДОГОЛИЗМ. КАК РАСПОЗНАТЬ И НУЖНО ЛИ С ЭТИМ БОРОТЬСЯ?

Лучше всех в колхозе работала лошадь, но председателем она почему-то так и не стала.

Термин «трудоголизм» мир услышал в начале 1970-х годов. Если сначала к трудоголикам относились с иронией, но одобрительно (» берите пример», «он много работает, значит многого добьется»), то в настоящее время психологи определяют трудоголизм как зависимость. Трудоголикам не интересна семья, развлечения, отдых. Чаще всего это бегство от реальной жизни и от проблем.

Многие полагают, что трудоголизм – это положительная черта характера, подобная трудолюбию. Но не нужно путать эти понятия, так как трудолюбие – это способность человека выполнять ту или иную работу, преследуя в конечном итоге конкретную цель (накопить денег на отдых, купить квартиру, продвинуться по карьерной лестнице). А трудоголизм – это бесцельное выполнение работы, то есть трудоголик не ставит перед собой никакой цели, и работает он лишь ради самого процесса работы. Ему даже не важно, что он получит за эти труды, главное, чтобы он был обеспечен работой.

Основные признаки трудоголизма

Для трудоголика работа - единственный путь самореализации. Трудоголик, почувствовав однажды эйфорию от хорошо сделанной работы, ощущает дискомфорт, если это чувство не приходит вновь.

Он панически боится состояния «ничегонеделания», это воспринимается им как лень, а смысл отдыха для него непонятен. Когда у них вдруг появляется свободное время, которое нечем заполнить, приходит ощущение опустошенности, бесполезности и ненужности.

Если трудоголик не работает, то чувствует себя неудовлетворенным и раздражённым.

Рассказы друзей об их развлечениях и любовных похождениях вызывают у него отвращение.

Его требования к себе завышены, он ставит перед собой труднодостижимые цели, а неудача на работе воспринимается им как катастрофа.

Работник-трудоголик - горе начальнику?

Еще один любопытный миф о трудоголизме касается эффективности работы такого человека. Принято считать, что трудоголик - отличный работник, потому что работает много и самоотверженно. Но хорошие руководители знают, что это не так, и стараются на важные позиции таких сотрудников не назначать.

Почему? Все довольно просто: начальник хочет, чтобы работа была сделана максимально качественно и быстро, а трудоголики - чтобы работа никогда не кончалась.

В соответствии со своими потребностями сотрудник, чрезмерно любящий работать, будет бессознательно, не осознавая этого, увеличивать сроки выполнения своей работы. Он не сможет эффективно делегировать задачи (если он руководитель), и все ключевые рабочие процессы будет стараться замкнуть на себя. А поскольку один человек не может эффективно работать над многими задачами, их выполнение будет тормозиться. Таким образом, получается, что такой человек не только вредит себе, но и не особенно хорошо помогает на своей работе.

Если начальник страдает трудоголизмом…

…всё. Он работает допоздна, ставит недостижимые цели, а значит, и вы тоже работаете. Готовьтесь к звонкам в полночь и просьбам выполнить дополнительную работу.

Трудоголик и семья

Какая еще семья? Трудоголики обычно одиноки, у них мало друзей (если они вообще есть). Ему некогда. А если семья и есть, то время, которое он проводит с родными, минимально. К развлечениям супруга(и) и детей относится скептически, считая это напрасной тратой времени.

Что делать, если вы трудоголик или приближаетесь к этому состоянию?

Итак, если вы заметили в себе чрезмерную любовь к работе, то первое, что вам нужно сделать – это сократить ее объем. Но, к сожалению, это возможно не всегда, к примеру, если предприниматель нарочно сократит свои обязанности, то это может грозить ему крахом его бизнеса. А если вы зачастую перекладываете на себе дополнительные обязанности, пытаясь помочь коллегам или просто желая сразу сделать то, что можно было бы выполнить и попозже, то отныне этого делать не стоит.

Действовать нужно постепенно и без «насилия». Нельзя просто насильно «оттащить» себя от работы, нужно знать, чем заполнить освободившееся время, иначе снова появится чувство ненужности.

Постепенно сокращать время работы. Например, если есть привычка уходить с работы в 22:00, то сегодня можно уйти в 21:45, через месяц - уже в 21:30.

Научиться расставлять приоритеты для дел по работе и личным делам. Если нет желания потерять друзей и/или семью, то они явно не должны быть на последнем месте.

Замедлить темп жизни. Это непросто, и можно начать хотя бы со… снижения скорости ходьбы!

Помнить, что отсутствие отдыха снижает эффективность работы.

И в заключение: работать нужно не 24 часа в сутки, а головой!

Ирина Владимирова

Трудоголики и трудоголизм