Трасса м11 этапы строительства. Трасса М11 - «Полный бак бензина, транспондер и стаканчик кофе. Готовы? Можно ехать по новой платной трассе М11. А так же Солнечногорский участок М11.»









Новая скоростная автомобильная дорога М-11 Москва - Санкт-Петербург протянется от Московской кольцевой автомобильной дороги до примыкания к Кольцевой автомобильной дороге вокруг Санкт-Петербурга. Общая протяженность автомагистрали составляет 669 км. Автодорога пройдет по территориям Центрального и Северо-западного федеральных округов, по Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям в обход всех населенных пунктов.

Новая дорога М-11 Москва – Санкт-Петербург в основном проходит параллельно существующей автомобильной дороге М-10 «Россия» и пересекает ее на км 58, км 149, км 208, км 258, км 334, км 543 с устройством транспортных развязок в разных уровнях. Это позволяет переключить движение транспортных потоков с М-10 «Россия» на скоростную автомагистраль и наоборот. Строительство автомагистрали Москва – Санкт-Петербург ведется в несколько этапов, каждый из которых является самостоятельным инвестиционным проектом. Последовательность реализации проектов обусловлена тем, насколько пропускная способность соответствующего участка существующей федеральной дороги М-10 «Россия» не отвечает объему текущего трафика.

Технические параметры скоростной дороги:

  • категория дороги – IA (автомагистраль);
  • расчетная скорость - 150 км/час;
  • количество полос движения – 4, 6, 8, 10 (в зависимости от этапов строительства);
  • ширина полосы движения - 3,75 м;
  • ширина разделительной полосы -6 м;
  • освещение по всей автомагистрали, включая транспортные развязки; транспортные развязки в разных уровнях – 36 шт.;
  • искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады и скотопрогоны) 325 шт.;
  • транспортные развязки в разных уровнях, в зависимости от категории пересекаемых дорог, в основном запроектированы по типу клеверный лист;, «двойная труба», «труба».

Мероприятия по снижению воздействия на окружающую среду для обеспечения экологической безопасности объекта:

  1. снижение уровня шума при прохождении дороги вблизи населенных пунктов и природоохранных территорий с применением шумозащитных экранов и зеленых насаждений;
  2. устройство специальных прогонов в теле насыпи проектируемой дороги для миграции диких и домашних животных;
  3. применения эффективных конструкций очистных сооружений для очистки поверхностных стоков в пределах водоохранных зон.

Повышение безопасности дорожного движения достигается разработкой проекта организации дорожного движения с применением современного энергоемкого барьерного ограждения, применением современных материалов для нанесения дорожной разметки и установки дорожных знаков и указателей. Для лучшей и своевременной информативности участников дорожного движения в разделе интеллектуальных транспортных систем разработаны и применены табло переменной информации и многопозиционные указатели. Новая скоростная трасса станет первой новой автомобильной дорогой, построенной в Европейской части современной России.

На платных участках установлены базовые станции операторов мобильной связи, компания «Мегафон» уже обеспечила полное бесперебойное покрытие сетью сотовой связи на всем протяжении дороги. Дорога оборудована комфортными площадками отдыха для всех видов транспортных средств. 15 декабря 2017 года Государственная компания «Автодор» открыла движение на новом участке строящейся скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва – Санкт-Петербург» (208 – 543 км).

На платных участках автомобильной дороги М-11 «Москва-Санкт-Петербург» 58 км – 97 км и 208 км – 543 км действует закрытая система взимания платы. Закрытая система взимания платы подразумевает оплату проезда за фактически пройденное расстояние. При въезде на платные участки пользователь регистрируется в системе на въездном пункте взимания платы (при наличии транспондера в автоматическом режиме, без транспондера путем взятия билета из аппарата на полосе проезда). Оплату пользователь производит только на выездном пункте взимания платы.

  1. Км 15 – км 58 в Химкинском и Солнечногорском районах Московской области в обход Химок. Движение было открыто 23 декабря 2014 года. Режим платности введен 23 ноября 2015 года. Данный участок построен и эксплуатируется в рамках концессионного соглашения, заключенного с ООО "Северо-Западная концессионная компания".
  2. Км 58 - км 97 в Солнечногорском и Клинском районах Московской области в обход городов Солнечногорск и Клин, а также в Конаковском и Калининском районах Тверской области. Участок открыт для движения 1 сентября 2018 года, в тот же день началось взимание платы. Строительство участка км 97 - км 149 ведется в рамках долгосрочного инвестиционного соглашения, заключенного с ООО «Трансстроймеханизация» и будет завершено в 2019 году.
  3. Км 208 - км 258 в Торжокском районе Тверской области в обход Торжка. Движение открыто 15 декабря 2017 г.
  4. Км 258 - км 334 в Торжокском, Спировском и Вышневолоцком районах Тверской области в обход Вышнего Волочка. Участок построен и открыт для движения 28 ноября 2014 г. в рамках долгосрочного инвестиционного соглашения с ОАО «Мостотрест».
  5. Км 334 - км 543 в Вышневолоцком и Бологовском районах Тверской области,Окуловском, Маловишерском и Новгородском районах Новгородской области.Участок идет в обход населенных пунктов Бологое, Угловка и Окуловка. Движение открыто 06 июня 2018 г.
  6. Км 543 - км 684 в Новгородском и Чудовском райнах Новгородской области,Тосненском районе Ленинградской области. Участок пройдет в обход Чудово и Тосны и в Санкт-Петербурге. Концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе данного участка Государственная компания «Автодор» и ООО «Магистраль двух столиц» подписали 18 ноября 2014 года. Строительство данного участка завершится в 2019 году.

Правила проезда по скоростной автомобильной дороге М-11 «Москва-Санкт-Петербург» :

Без транспондера:

  1. Въезд. При въезде на платные участки пользователю необходимо взять проездной билет (талон) на въездной полосе Пункте взимания платы. Пользователям, которые собираются проезжать платные участки за наличный расчет или по банковской карте, необходимо выбрать соответствующую полосу для проезда через Пункт взимания платы, взять билет и обязательно сохранить его до выезда с платного участка.
  2. Выезд. На выезде с платных участков при наличной оплате или оплате банковской картой для определения корректной стоимости проезда необходимо предъявить билет кассиру-контролеру, он выполнит расчет стоимости проезда и пользователю необходимо будет оплатить проезд.

С транспондером:

  1. Въезд. Нужно выбрать полосу для проезда по транспондеру и снизить скорость до 30 км/час. При въезде система распознает наличие транспондера и положительного баланса на счете для оплаты проезда, проезд фиксируется автоматически, без участия кассира-контролера.
  2. Выезд. При выезде по полосе для владельцев транспондеров также в автоматическом режиме происходит списание денежных средств за проезд.

Если при выезде с платного участка по какой-либо причине не удается определить, на каком пункте автомобиль въехал на платный участок (отсутствует билет, не срабатывает транспондер и т. д.), то пользователю начисляется максимальный тариф. Это наибольший размер платы, который может быть взят на конкретном Пункте взимания платы для транспортного средства соответствующей категории.

ВАЖНО! Если транспондер не подключен к услуге , с 22 октября 2018 года для транзитного проезда участков 15 км – 58 км и 58 км - 97 км при въезде на участки необходимо сначала взять билет, а выезжать с платного участка через полосу с кассиром-контролером с предъявлением билета и оплатой наличными средствами или банковской картой. Для подключения услуги интероперабельности владельцам транспондера T-pass необходимо его персонифицировать в Личном кабинете, воспользуйтесь .

Максимальный тариф на проезд действует в случаях:

  • Проезд по транспондеру, без определенной точки въезда.
  • Утери пользователем проездного билета.
  • На проездном билете отсутствуют данные о точке въезда или выезда.
  • Прошло больше 24 часов с момента въезда на платный участок и выезда с него.
  • Въезд по проездному билету, а выезд по транспондеру без остановки и передачи устройства кассиру-контролеру для считывания.

Автомобилей по новому, шестому участку дороги. Его протяженность превышает 200 километров. Он проходит по районам Тверской и Новгородской областей, известных своими непроходимыми болотами. И до сих пор там не решались прокладывать скоростные трассы, где расчетная скорость может достигать 150 километров в час. Дорога огибает Валдайский национальный парк и позволяет обойти Бологое и Окуловку.

Чтобы сделать скоростную магистраль, которая способна в любое время года выдержать большую нагрузку, дорожникам приходилось полностью заменять грунт под трассой, возводить многокилометровые насыпи, а на особо трудных заболоченных участках делать целые свайные поля.

Протяженность М-11, которая будет полностью платной, составляет 669 километров

На участке возведено 107 мостовых сооружений, из них - 42 моста общей протяженностью более четырех километров (на этом участке находится один из самых крупных мостов дороги - через реку Волхов), а также 63 путепровода общей протяженностью семь километров. Это дает возможность проехать весь участок без светофоров и остановок.

Он уже оборудован площадками для отдыха с туалетами, водители могут сделать остановку и зайти в кафе, заправить автомобиль, в том числе на автоматизированной АЗС. Таких заправок самообслуживания на трассе семь. Там нет операторов, а оплатить заправку можно банковской картой, рассказал руководитель госкомпании "Автодор" Сергей Кельбах.

Если автомобиль не дотянул до АЗС, можно вызвать аварийных комиссаров, которые бесплатно заправят машину и помогут в другой непредвиденной ситуации.

Разрешенная скорость движения по открытому вчера участку - с 334-го по 543-й километр - 130 км/ч. Стоимость проезда - 240 рублей при наличии транспондера T-pass и 300 рублей, если платить наличными.

С открытием этого сложного отрезка трассы автомобилисты смогут (с учетом уже существующих отрезков на М-11) проехать с ветерком от Твери до Великого Новгорода в обход Торжка и Вышнего Волочка. Практически это половина всей трассы М-11, которая полностью заработает в конце 2018 года.

Проезд для легковой машины по отрезку от 208-го по 543-й километр стоит 660 рублей без учета скидок, которые можно получить, приобретя транспондер. Со скидками по системе Т-раss проезд обойдется в 396 рублей.

Общая протяженность М-11, которая будет полностью платной, составляет 669 километров. На подходе открытие движения на участке с 58-го по 97-й километр, проходящего мимо Солнечногорска и Клина в Подмосковье. Его планируют открыть в конце июня. Также сейчас строятся 7-й и 8-й участки, от Санкт-Петербурга, в обход Тосно и Чудово, с 543-го по 684-й километр.

Уже к концу 2018 года будет обеспечен полноценный проезд по автобану протяженностью 609 километров. В новейшей истории это первая дорога такой протяженности, которая будет открыта в России, отметил Кельбах. Проезд по всей трассе, не считая отрезка в обход Твери, обойдется в 2200 рублей без скидок и в 1200 со скидками.

Что касается обхода Твери, то кроме южного объезда, который является частью трассы М-10 "Россия", протяженностью 23 километра (участок с 156-го по 178-й километр) в планах строительство обхода Твери и на М-11. Сейчас в районе Твери М-10 и М-11 соединены развязками, это обеспечит сквозной проезд по М-11 до Петербурга.

Обход Твери на трассе М-11 сейчас проектируется и будет построен в рамках дорожной программы 2018-2024 годов. Стоимость строительства отрезка сейчас рассчитывается, но она не будет дешевой, так как на нем два сложных моста через Волгу. И эти два сооружения капиталоемкие, сказал Кельбах.

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Татьяна Шадрина

В августе мы всей семьей с ребенком решили совершить небольшое путешествие из Москвы в Санкт-Петербург и обратно. Чтобы сэкономить время и силы в пути была выбрана платная дорога М11, включая участок 15-58 км до Солнечногорска.

Опыт поездок по платным дорогам у нас уже был, до поездки в Питер мы ездили, на юг по М4, тогда же купили транспондер T-Pass . На М11 он нам тоже очень пригодился. Платные участки трассы М4 мне понравились, особенно детские площадки и места для отдыха на заправках Лукойл (когда путешествуешь с маленьким ребенком это очень актуально), и я ждала того же от М11. Но к сожалению, мои ожидания не оправдались. Новый протяженный участок М11 построили, запустили, но не обустроили.

На новых участках М11 пока нет достаточной инфраструктуры, только самый необходимый минимум. Соответственно о комфорте в пути говорить не приходиться. Тем не менее плюсы у платной дороги имеются.

Оплата и стоимость.

М11 состоит из нескольких участков и их обслуживают разные операторы. От МКАДа до Солнечногорска (15-58 км) относится к "Северо-западной концессионной компании", а 208-543 км - "Автодор". Соответственно и получатели платежа при проезде по этим участкам разные.

Мы этих тонкостей не знали, ехали с транспондером T-Pass ("Автодор") и при въезде на Солнечногорский участок он у нас не сработал. Мы получили карточку, фиксирующую место въезда на платную дорогу, на выезде по ней была рассчитана сумма за проезд в размере 500 руб., мы заплатили наличными и выяснили, что для проезда по этому участку с помощью нашего транспондера, нужно было подключить услугу "интероперабельность" в личном кабинете на сайте "Автодор" (именно на сайте, а не через приложение). Скидок это не дает, но убыстряет проезд через пункты оплаты. Скидки за проезд (-20%) предоставляются только по транспондеру "М-11 Москва-Солнечногорск", выпущенному специально для этого участка.

Цена проезда зависит от времени суток и дня недели, а еще от того, в какую сторону вы едете (из Солнечногорска в Москву или наоборот). Проезд из Москвы в Солнечногорск в субботу утром стоил 500 руб., обратно во вторник - 450 руб. И это еще не максимум, стоимость проезда доходит до 600 руб. На мой взгляд, проезд по данному участку стоит очень дорого, но зато мы смогли объехать самые жесткие пробки на Ленинградке.


Участок 208-543 км обслуживает "Автодор", поэтому на нем наш транспондер сработал без проблем. Стоимость на этом участке не зависит от дня недели и времени суток, а только от класса транспортного средства. С транспондером T-Pass предоставляется скидка в размере от 20% до 40% (для легковых автомашин), в зависимости от того, какой участок пути был единовременно преодолен.

Пользователь легкового транспортного средства, проезжающий подряд 2 участка (например, км 208 - км 334 или км 258 - км 543), получает скидку 30% от акционного тарифа. Пользователь, проезжающий 3 участка (км 208 - км 543), получает скидку 40%. Пользователь грузового транспортного средства, проезжающий подряд 2 участка (например, км 208 - км 334 или км 258 - км 543), получает скидку 40% от акционного тарифа. Пользователь грузового транспортного средства, проезжающий 3 участка (км 208 - км 543), получает скидку 50%.

Мы проехали все три участка и наша скидка составила 40% (396 руб. против 660 руб. при проезде за наличные/банковской картой). С транспондером цена проезда получает я вполне приемлемой (вот только чтобы оправдать стоимость самого транспондера, нужно дважды преодолеть этот путь туда и обратно).


Участок дороги 15-58 км достаточно небольшой, мы проезжали его довольно быстро, дорога была свободна и в том и другом направлении, поэтому и рассказывать о нем особенно нечего. В дальнейшем мой отзыв будет касаться только основного протяженного участка с 208-543 км.

Трасса М11 Автодор 208-543 км


Качество дороги

Качество дорожного полотна нареканий не вызвало. Дорога ровная. На скорости 120 км/ч никаких неровностей не чувствовалось (до максимально разрешенной скорости 130 км/ч не разгонялись, так как на ней резко увеличивается расход топлива).

Да и постоянно ехать на максимальной скорости все равно не получится, так как то в одном, то в другом месте постоянно ведутся дорожные работы.

Дорожная разметка на трассе нанесена. Освещение имеется по всей протяженности трассы, но как работает проверить не удалось, ехали днем.

В каждую сторону по две полосы, со встречкой разделение отбойником. Перед заправками и стоянками для отдыха добавляется третья полоса для поворота.


Машин на трассе очень мало. Иногда приходилось обгонять отдельные фуры, но в целом трасса полупустая.

Когда в воскресенье днем мы только выехали на М11, появилось ощущение нереальности, может мы вообще не туда заехали. Машин не было видно совсем, ни впереди, ни сзади, мы ехали одни по этой новой хорошей дороге. Только по встречке проезжали отдельные автомобили. То, что трасса не совсем пуста мы поняли только на первой заправке.

Дорога хоть и хорошая, но нам показалась очень монотонной, усыпляющей. Ни одного населенного пункта она не пересекает. Это, конечно, несомненный плюс (не надо снижать скорость и нет опасности нарваться на штрафы) Но без населенных пунктов пейзаж по сторонам очень однообразный, сплошной смешанный лес. От этой монотонности очень тянуло в сон (а кофе купить негде).

Заправки

Первое негативное впечатление о М11 у меня связано с заправками.

К сожалению, мы не заправились в Твери, до въезда на М11, поэтому пришлось воспользоваться заправкой на платной дороге.

Но здесь вообще не оказалось заправок в моем привычном понимании, а только "модули самообслуживания".

Выглядят они вот так




Один вагончик - это одна колонка с одним видом топлива. Там где мы подзаправлялись было два вагончика: с дизельным топливом и бензином 95 ЭКТО. Все заправки от Лукойла.

Оплата только картой, никакой налички. Ну и, соответственно, полное самообслуживание.


Пропускная способность таких заправок минимальна. Мы заехали на первую же, попавшуюся нам на М11. Так на ней была еще и очередь в несколько машин (это при практически пустой трассе). И каждый водитель заправлялся довольно долго (пока изучит правила, пока зальет бензин, поднимется в вагончик, чтобы убрать пистолет). Правда на последующих заправках очередей я уже не видела.

Всего заправок не много (4 или 5 на всю трассу).

Отсюда вывод - заправляйтесь за ранее.

Кстати, когда мы ехали из Питера по М10, незадолго до въезда на М11 стоят вот такие щиты с предупреждением. Что мы собственно и сделали на обратном пути, чтобы не останавливаться.


Хочешь испытать новую М11? Не забудь заправить бак.

На заправках есть бесплатные туалеты и контейнеры для мусора.

Кафе.

Вернее есть, одно (MCafe на 262 км, расположено по обоим сторонам дороги)

А так выпить чашку кофе, чтобы побороть сон негде.

Туалеты.

Периодически на трассе встречаются стоянки, места для отдыха, оборудованные туалетами (по четыре кабинке) и навесами со столиками.


Туалеты бесплатные, но заходить в них страшно, такое там твориться, а других вариантов нет. В ближайший лесок сбегать не получится, трасса отгорожена не только отбойником, но и забором.

Камеры

На большей части трассы камер пока нет, но их устанавливают. На участке с 208 по 334 км от Твери до Вышнего Волочка уже стоят вот такие.



На 208-334 км уже появились информационные световые табло над дорогой, далее их либо еще вообще нет или не работают.

Мобильная связь на большей части пути не работает или работает с перебоями, мобильного интернета и подавно нет.

Телефонов для вызова экстренных служб (как это сделано на участке 15-58 км) тоже пока нет, но на трассе сделаны карманы, встречаются часто, видимо в дальнейшем телефоны появятся.


Вот, наверное, и все, что можно рассказать о новых участках трассы М11. Подведу итоги:

Достоинства

  • Новая, хорошая, ровная дорога
  • Разрешенная скорость 130 км/ч
  • Не пересекает населенных пунктов, не надо снижать скорость
  • Свободная, пока нет потока машин
  • Умеренная стоимость проезда при оплате транспондером

Недостатки

Нет должной инфраструктуры

  • Заправки только самообслуживания, оплата только картами, бензин только 95 и дизель
  • нет кафе, ни поесть, ни выпить кофе негде
  • очень плохо работает мобильная связь, местами ее просто нет


В целом проехались по М11 мы не плохо. Съэкономили время, по сравнению с проездом по бесплатной М10. На обратном пути до въезда на платный участок заправили полный бак бак и взяли кофе в дорогу, так что ехать стало проще и быстрее.

А работы на трассе ведутся, строятся новые участки, так что скоро она изменится. И я надеюсь, в лучшую сторону.

Новая скоростная автомобильная дорога М-11 «Москва - Санкт-Петербург» протянется от Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) до примыкания к Кольцевой автомобильной дороге (КАД) вокруг Санкт-Петербурга. Общая протяженность автомагистрали составит 669 км.

Автодорога пройдет по территориям Центрального и Северо-западного федеральных округов, по Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям в обход всех населенных пунктов.

Новая дорога в основном пройдет параллельно существующей федеральной трассе М-10 «Россия» и будет пересекать ее на км 58, км 149, км 208, км 258, км 334, км 543 с устройством транспортных развязок в разных уровнях. Это позволит распределить транспортные потоки между М-10 «Россия» и новой скоростной автомагистралью М-11 «Москва - Санкт-Петербург».

Строительство автомагистрали ведется в несколько этапов, каждый из которых является самостоятельным инвестиционным проектом. Последовательность реализации проектов обусловлена тем, насколько пропускная способность соответствующего участка существующей федеральной дороги М-10 «Россия» не отвечает объему текущего трафика.

ЭТАПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ М-11:

0. Км 15 – км 58 в Химкинском и Солнечногорском районах Московской области в обход Химок. .

Данный участок построен и эксплуатируется в рамках концессионного соглашения, заключенного с ООО «Северо-Западная концессионная компания».

Участок открыт для движения 23 декабря 2014 года. Режим платности введен 23 ноября 2015 года. Оператор участка – ООО «ОССП».

1. Км 58 - км 97 в Солнечногорском и Клинском районах Московской области в обход городов Солнечногорск и Клин , Данный участок построен и эксплуатируется в рамках долгосрочного инвестиционного соглашения, заключенного с ООО «Трансстроймеханизация».

Участок открыт для движения 1 сентября 2018 года, в тот же день началось взимание платы. Оператор участка – ООО «ОССП».

2. Км 97 - км 149 в Клинском районе Московской области, а также в Конаковском и Калининском районах Тверской области . Строительство участка ведется в рамках долгосрочного инвестиционного соглашения, заключенного с ООО «Трансстроймеханизация» и будет завершено в 2019 году.

3. Км 149 – км 208 в Тверской области. Северный обход Твери. Это следующая очередь строительства трассы.

4. Км 208 - км 258 в Торжокском районе Тверской области в обход Торжка.

Обход построен в рамках долгосрочного инвестиционного соглашения между Государственной компанией «Автодор» и ОАО «Мостотрест», которое было подписано 9 декабря 2014 года. Он является третьим из введенных в эксплуатацию участков скоростной автомагистрали М-11 «Москва – Санкт-Петербург».

Участок открыт для движения 15 декабря 2017 года, в тот же день началось взимание платы. Оператор участка – ООО «ОССП».

Это первый проект, реализованный в рамках долгосрочного инвестиционного соглашения (ДИС). Заказчик проекта – Государственная компания «Автодор». Исполнитель – ОАО «Мостотрест».

Участок открыт для движения 28 ноября 2014 года. Режим платности введен 21 сентября 2015 года. Оператор участка – ООО «ОССП».

Строительство началось в 2014 году и было завершено в 2018 году. Движение по участку было открыто 6 июня 2018 года. Оператор участка – ООО «ОССП».

7-8.

Концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе данного участка Государственная компания «Автодор» и ООО «Магистраль двух столиц» подписали 18 ноября 2014 года. Строительство данного участка завершится в 2019 году.

Новая скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург будет построена в 2019 году, протяженность платных участков в 2019 году составит 606,8 км .

Многие верили, что скоростную платную трассу М-11 «Москва - Санкт-Петербург» всё же достроят целиком к концу 2018 года, и можно будет рассекать между двумя столицами с ветерком. Заявления председателя ГК «Автодор» Сергея Кельбаха еще осенью 2017 года о том, что « », звучали вполне убедительно, да и до объявленного срока оставалось тогда еще больше года. Прогнозы по концу 2018 года от чиновников разного уровня долгое время не менялись. Сделать заявление о 2019 годе месяц назад решился новый министр транспорта РФ Евгений Дитрих. Строительство северо-восточного обхода Твери и вовсе отложили на 2020 год, водители будут пользоваться реконструированным участком трассы M-10 «Россия». Тогда же стало известно об археологических изысканиях, которые приостановили работы на одном из участков 8-го этапа М-11. Мешает ли что-то еще достроить этапы скоростной магистрали близ Петербурга, попробовал выяснить корреспондент портала «ДорИнфо».

Справка

Километраж 7 -8 этапов начинается на 543-м км в районе пересечения с трассой М-10 «Россия» в населенном пункте Мясной Бор и заканчивается у КАД Санкт-Петербурга на 684-м км. Этапы проходят по территории Новгородской и Ленинградской областей, а также Санкт-Петербурга. Строительство ведется по концессионному соглашению между ГК «Автодор» и ООО «Магистраль двух столиц», заключенному в ноябре 2014 года. Срок концессионного соглашения - 27 лет (он истечет в 2041 году). Генеральным подрядчиком является ICA Astaldi-IC Ictas.

Транспортный узел с КАД Петербурга

Один из самых сложных участков 7 и 8 этапов трассы М-11 - развязка с кольцевой автомобильной дорогой (КАД) Санкт-Петербурга. Она состоит из четырех съездов, в состав которых входят путепроводы через ж/д пути Варшавского направления, Пулковское шоссе и кольцевую дорогу. Общая готовность развязки на середину октября оценивается на 80%. Основной объем работ по путепроводам уже выполнен, необходимо сделать гидроизоляцию плиты проезжей части на путепроводах, после чего останется уложить асфальт, смонтировать барьерное ограждение, выполнить благоустройство и решить вопрос с коммуникациями.

«На развязке возведены все опоры, в полном объеме смонтированы металлоконструкции пролетных строений. З авершено бетонирование плиты проезжей части, сейчас бетонируют переходные плиты, готовят конструкции к гидроизоляции. На 90% сделаны насыпи. Началась укладка бордюрного камня и другие работы, предваряющие укладку асфальта», - рассказал начальник отдела по контролю за организацией работ 8-го этапа трассы М-11 компании «Магистраль двух столиц» Александр Лаврентьев.

Несмотря на то, что уже октябрь, часть асфальтобетонных работ планируют выполнить в текущем дорожном сезоне. Первыми будут заасфальтированы подходы к путепроводу через КАД (заезд на М-11 со стороны Мурманского шоссе), а также подходы к путепроводу через Пулковское шоссе.

Говоря о сложностях строительства участка трассы в районе КАД, Александр Лаврентьев отмечает стесненные условия, в которых приходилось работать подрядчикам: «Работы по монтажу металлоконструкций пролетных строений на путепроводах через ж/д пути можно было проводить только в «окна» на железной дороге, когда не было движения поездов. При монтаже металлоконструкций путепроводов через КАД приходилось ограничивать движение на кольцевой».

Кроме того, поскольку путепроводы через ж/д расположены рядом друг с другом, необходимо было строго выдерживать технологическую последовательность работ, чтобы не получилось так, что, смонтировав одну балку, рабочие создали бы сложности для монтажа балок на соседнем путепроводе. Дополнительную сложность на данном участке создавала ограниченная полоса отвода: рядом проходят газопроводы, нефтепроводы, железная дорога, реки Волковка и Пулковка. Со всех сторон какие-нибудь коммуникации, и нет свободы для маневра.

Уникальный тоннель

Из крупных инженерных сооружений на 8-м этапе практически готов тоннель под железной дорогой Варшавского направления, который строили по уникальной технологии. Он расположен на 677-м км трассы недалеко от «Экспофорума», и по нему уже можно проехать в обоих направлениях. Здесь ведется подготовка к отделочным работам. Портал тоннеля будет облицован гранитом и керамогранитом, после чего останется только уложить асфальт.

Уникальность тоннеля заключается в том, что все работы по его строительству проводились без остановки движения поездов, а оно здесь достаточно интенсивное. По этой магистрали ходят и грузовые поезда, и пассажирские, и электрички. Были разные варианты, как проложить трассу на данном участке. Пускать ее над железной дорогой вышло бы очень дорого, пришлось бы делать слишком высокие насыпи на подходе к путепроводу. Другой вариант - сделать временный дублер железнодорожных путей, чтобы разобрать существующую насыпь и проложить тоннель. Его сочли нерациональным и дорогим. В итоге остановились на варианте строительства тоннеля горным методом под действующей дорогой.

«Сначала с помощью проходческого щита в теле насыпи создали защитный металлический экран. Он представлял собой сборную конструкцию из стальных труб диаметром 1,2 м в виде перевернутой буквы «Ш». В трубах разместили арматуру и закачали бетон. Затем уже под защитой экрана разрабатывали насыпь и постепенно бетонировали основание, стены и перекрытия тоннеля. Техника шла захватками по три метра с двух сторон навстречу друг другу», - пояснил Александр Лаврентьев.

На строительство тоннеля ушло 1,5 года. Технология для России не нова, подобный тоннель построен в Москве, но его конструктивные размеры значительно меньше. Тоннель в составе трассы М-11 обеспечивает проезд транспорта по 3 полосам в каждом направлении.

«При выполнении работ производился тщательный мониторинг состояния железнодорожного пути. На рельсах установили специальные датчики, которые в автоматическом режиме каждые 20 минут отправляли данные в диспетчерскую службу. Любое отклонение от нормы - и работы были бы остановлены. Но никаких эксцессов во время строительства не произошло», - отмечает представитель концессионера.

Искусственные сооружения на 8 этапе

Если говорить про дорожное полотно на 7-8 этапах М-11, то здесь темпы достаточно высокие, на многих участках уже уложено 2 слоя асфальта. Местами ведется укладка третьего слоя из щебеночно-мастичного асфальтобетона. Немного отстает по темпам строительство искусственных сооружений. На большинстве мостов и путепроводов сейчас бетонируют плиты проезжих частей и отсыпают подходы.

Если двигаться дальше в сторону Москвы от тоннеля, то ближайшим инженерным сооружением будет путепровод над Витебским проспектом недалеко от его развязки с Петербургским шоссе. На объекте остается уложить асфальт, а также сделать сопряжение с насыпью. Следующий путепровод, через ж/д пути Витебского направления, уже в меньшей степени готовности. На правом направлении (со стороны Москвы) металлоконструкции полностью смонтированы, ведется подготовка к бетонированию плиты проезжей части. На левом направлении надвинуто только 80% пролетного строения. Сейчас ведется поставка и укрупнение металлоконструкций, чтобы закончить надвижку.

Следующий объект - мост через реку Славянка в Московской Славянке. Здесь бетонируют плиту проезжей части. После завершения этих работ останется сделать сопряжение с двух сторон, гидроизоляцию, уложить асфальт, установить освещение, барьерное ограждение и шумозащитные экраны.

Рядом строят путепровод через М-11, по которому пустят Колпинское шоссе, обеспечивающее транспортное сообщение с жилым комплексом «Славянка». Бурный рост жилого строительства в этом районе вынудил проектировщиков уже в ходе строительных работ вносить изменения в проектную и рабочую документацию. Сначала вдоль трассы были добавлены специальные высокие шумозащитные экраны и предписана замена стеклопакетов на обращенных к дороге фасадах домов, а затем были внесены и более существенные дополнения.

«Первоначально путепровод должен был быть короче на один пролет. Изначальным проектом возможность сквозного движения по улице Северская вдоль домов не учитывалась. А сейчас по ней ходят автобусы, которые выезжают на Колпинское шоссе. Соответственно, если бы построили путепровод по старому проекту, Северская улица просто бы уперлась в насыпь и стала тупиковой. В итоге проект скорректировали и добавили еще один пролет, под которым и пройдет Северская», - пояснил Александр Лаврентьев, отмечая, что небольшие изменения в проектную документацию вносят постоянно, и это нормальный рабочий процесс, но глобальных изменений в проекте уже не будет.

Мост через Ижору

Мост через реку Ижора на 663-м км трассы М-11 у поселка Войскорово стал знаковым для завершающего участка скоростной магистрали. Во-первых, он самый длинный на 7-8 этапах, его протяженность превышает 540 м. Во-вторых, именно здесь строители обнаружили остатки древнего очага и культурного слоя, когда приступили к возведению основания для насыпи на подходе к мосту. С весны 2018 года на участке перед мостом со стороны Санкт-Петербурга работы .

«Эта территория не относилась к памятникам археологического наследия, поэтому раскопок здесь не проводили, лишь проверяли территорию на предмет военных захоронений. Было предписание работать аккуратно. Когда при работах в конце весны нашли что-то похожее на древний очаг, вызвали специалистов - археологов. Работы пришлось полностью остановить. Летом работала 4-х сторонняя комиссия: ГК «Автодор», концессионер «Магистраль двух столиц», комитет по культуре Ленинградской области и Институт истории материальной культуры (ИИМК) РАН. Было решено провести масштабные археологические изыскания», - пояснили в «Магистрали двух столиц».

Археологические раскопки растянулись по всей ширине полосы отвода, их площадь составила более 7 тыс. кв. м. Полевые работы продлились около 1,5 месяцев, начиная с августа 2018 года. На данный момент археологи уже завершили работы на площадке и приступили к детальному изучению находок в лабораторных условиях. Как рассказали порталу «ДорИнфо» в пресс-службе ИИМК РАН, объект «Поселение Войскорово» - один из уникальнейших памятников в Ленинградской области, потому что он дает срез от эпохи раннего металла до эпохи Великой отечественной войны. В регионе таких единицы.

Сейчас все ждут от археологов официального итогового отчета о проделанной работе и найденных артефактах. Только на его основе Комитет по культуре Ленинградской области может дать разрешение на продолжение строительных работ. Когда такой документ может поступить от ученых, в ИИМК РАН уточнить не смогли.

На противоположном берегу Ижоры строительству ничего не мешает, как и на самом мосту. На правом направлении построено 12 опор, на левом - 11 опор, в общей сложности - все 23 опоры. На правой части моста полностью смонтированы металлоконструкции, здесь же забетонирован участок плиты проезжей части. На левой части металлоконструкции смонтированы на 80%. Общий же объем смонтированных конструкций составляет 91%. Оставшиеся конструкции уже укрупнены, осталось их смонтировать и приступить к бетонированию плиты проезжей части. На правом берегу (ближе к Москве) на подходе к мосту ведутся работы по устройству армогрунтовой стены.

Сейчас река выглядит достаточно мелкой, но весной Ижора сильно разливается, уверяет Александр Лаврентьев, поэтому мост строят высоким и длинным. Река здесь извивается, и переправа пересекает ее в трех местах. Любопытно, что за последние несколько десятков лет русло реки сместилось. И если бы строительные работы велись 50 лет назад, то мост пересекал реку только два раза.

7-й этап

Несмотря на то, что 7-й этап длиннее 8-го, 103 км против 34 км, с точки зрения строительства он проще, поэтому и готовность здесь выше, чем на 8-м этапе. Из сложных инженерных сооружений на 7 этапе можно выделить только развязки с трассами М-10 «Россия» и А-120 «Южное полукольцо».

Развязка с М-10 «Россия» уже готова. Ее сделали трассы в июне 2018 года, как и пункт взимания платы. Однако основной ход трассы в сторону Санкт-Петербурга на этом участке еще не готов.

На пересечении с трассой А-120 ведутся работы по обустройству съездов и пересечений. Эта работа выполнена на 70%. Также этот участок готовят к укладке асфальтобетонного покрытия по основному ходу.

Работы по строительству опор и монтажу балок на мостах и путепроводах 7-го этапа выполнены на 95%. Сейчас на объектах обустраивают плиты проезжей части, отсыпают подходы и обустраивают сопряжения с насыпью, а также готовят опоры к покраске. На автомобильной дороге укрепляют откосы, монтируют водоотводные устройства, барьерное ограждение, фундаменты опор освещения, прокладывают кабельную канализацию и обустраивают подстанции для подачи электроэнергии.

Сколько осталось строить?

Сейчас на 7-8 этапах трассы М-11 в общей сложности занято около 1000 сотрудников, из них 350-400 - на 8-м этапе. По словам специалистов, учитывая сезонный характер ряда работ, о вводе в эксплуатацию можно говорить применительно ко второй половине 2019 года.

Существенно повлияла на сроки внеплановая работа археологов. «На подходе к мосту через Ижору со стороны Санкт-Петербурга, где обнаружили археологический памятник, должна быть высокая насыпь. С точки зрения технологии строительства, это достаточно сложный объект. После того как будет получено разрешение на возобновление строительных работ, только на ее возведение потребуется не меньше полугода», - отмечает представитель компании «Магистраль двух столиц».

7-8 этапы должны были сдать в эксплуатацию к ЧМ по футболу 2018 года, то есть, к лету, как и всю трассу М-11 целиком. Еще в августе 2017 года руководители крупнейших дорожных компаний Санкт-Петербурга, задействованных на строительстве петербургского участка, что это возможно. Тогда в качестве причины озвучивалась задолженность турецкого генподрядчиком ICA перед субподрядными организациями. В самой компании информацию о срыве сроков строительства участков дороги опровергали, отмечая, что были задержки в приемке выполненных работ, в связи с чем они не могли быть оплачены.

«Никаких проблем с генподрядчиком нет. Было много сложностей с переносом инженерных сетей, пересекающих основной ход трассы, потом обнаружился археологический памятник», - поясняют отставание от сроков в «Магистрали двух столиц».

Заключенный контракт с концессионером действует до декабря 2018 года. В этом году 7-8 этапы точно не введут в эксплуатацию, речь идет уже про 2019 год, но в какой именно срок, точной информации пока нет.

Дарья Кильцова