«Трагедия доктора Старцева. Дополнительные вопросы. Cочинение «Трагедия доктора Старцева

Отчего-то в большинстве случаев А.П. Чехов воспринимается читателем как гениальный комедиограф, в то время как комедийных произведений в его творчестве очень и очень немного. Куда больше творчеству классика соответствуют слова «драматург», «новеллист» - трагик. В своих рассказах писатель часто оставляет своих героев «у разбитого корыта» с той лишь разницей, что некоторым из них он даёт шанс на спасение себя и собственной жизни. К сожалению, главный герой рассказа «Ионыч», одной из частей «Маленькой трилогии», такой возможности не получил. Но почему?

Подобно таким титанам русской литературы «золотого века» как Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский, Антон Павлович стремился изучить психологию человеческой жизни, суть и сущность его бытия. Но если уже упомянутым «титанам» объём их произведений позволяли пространно анализировать волнующие их проблемы, распластывая душу героя перед читателем, точно лягушку на анатомическом столе, то Чехову приходилось изобретать новые, крайне лаконичные формы психологизма. Да и его герои есть люди обыкновенные, не исключительные. Сам классик посвятил себя изучению нравственного движения так называемого обыденного сознания. И писатель пришёл к выводу, что в некоторых случаях это движение происходит, а в некоторых - нет. Этим и объясняется то, как безжалостно Чехов уничтожает господина Старцева, превратившегося в человека, уничижительно называемого просто «Ионыч».

Чехов на страницах рассказа старательно боролся с «пошлостью пошлого человека». Именно поэтому для него так важна тема отказа от полноценности человеческой жизни. В рассказе «Ионыч» Чехов рассуждает о том, что может привести к нравственному разложению личности.

В самом начале произведения Дмитрий Ионыч предстаёт перед читателем человеком деятельным, трудолюбивым, самоотверженным. Пусть автор не даёт описания его внешности, кажется, будто это сильный, полнокровный человек, стремящийся «светить другим, сгорая самому». Он много ходит пешком и не гонится за прибылью. В городе его очень уважают, ценят, им восхищаются. Доктор живёт полноценной жизнью, полной новых открытий и впечатлений. Однако чем больше этот человек вливается в обыденное общество, скучное и безынтересное, тем больше его захлёстывают тоска, отчаяние. В его душе поселяется гнилостное семя разложения - и Дмитрий Старцев начинает превращаться в Ионыча. Человек, призванный служить людям, начинает… служить самому себе. Неспроста Чехов показывает нам сцену на кладбище, служащую переломным моментом в жизни доктора. Именно там человек понимает, что его засасывает в болото, в трясину обыденности, «футлярности».

Уже в следующих сценах читатель видит, что Старцева куда больше волнует прагматическая сторона жизни, нежели духовная, нравственная, религиозная. Он, например, размышляет, дадут ли за Котика большое приданое. Именно из-за прагматических убеждений доктор так быстро находит утешение после отказа Катерины Ивановны в азартных играх, чревоугодничестве и алчности.

Физическим проявлением деградации Ионыча становится его полнота. Он жиреет, кажется всё более и более бесформенным. Он ищет утешения в низменных, никчёмных удовольствиях - играх, покупках, прибыли. Ионыча не интересует духовная сторона жизни. В своём грехопадении он отказывается от традиционных нравственных категорий, отворачивается от Бога - и лишает свою душу возможности спастись.

В литературе 19 века принято обращаться к теме «маленького человека». Дмитрий Ионыч Старцев - один из представителей этой плеяды литературных героев. Однако у Гоголя и Пушкина, например, «маленький человек» - это несчастный персонаж, измученное существо, не имеющее возможности изменить общество, в котором живёт. Однако «маленький человек» борется с судьбой, он противостоит целому миру - и неизменно погибает. Так, например, Акакий Акакиевич отбирает шинель у своего обидчика, а пушкинский Евгений бунтует против самого Медного Всадника. Общество погубило героев, но они остались нравственно чистыми и, как ни странно, сильными.

А что же Ионыч? Этот человек, оказавшийся в угнетающей среде, всего-навсего покорился ей, позволил выплыть самым худшим своим чувствам, привычкам. Его гибель есть внутреннее гниение его нравственности, своего рода самоубийство. Причём Ионыч убивает не своё тело - он убивает бессмертную душу в тот самый миг, как презирает Бога.

Именно таким отношением к теме «маленького человека» отличается А. П. Чехов. Заполонивший русскую литературу низменный герой у него больше не является объектом жалости и сострадания. Это бесхребетное, жестокое, безликое существо, серая масса, которая определяет, как правильно и как неправильно жить. Такие «маленькие люди» не собираются расти нравственно - им хочется загнать целый мир в рамки своей «футлярности». Несмотря на то, что у них исчезло раболепие, они не сумели «выдавить из себя раба». Их низость компенсируется бесконечной мстительностью всему, что выше их в этом мире. «Маленький человек» - враг общества, а не его жертва. Именно поэтому так трагичен и омерзителен финал чеховского рассказа «Ионыч».

/ / / В чем заключается трагедия доктора Старцева? (по рассказу Чехова «Ионыч»)

Лаконизм, скрытый юмор и углубление в человеческую психологию – главные грани творчества Антона Павловича Чехова. Особенно ярко они раскрываются в произведениях написанных после 80-х годов. Автор, не выявляя себя, показывает ошибки людей, которые способны сломать судьбу. Рассказ относится к позднему периоду творчества А.П. Чехова, поэтому его особенно интересно анализировать с точки зрения психологической организации главного героя.

– молодой врач, который попадает в провинциальный город. Он работает, не покладая рук, пытаясь улучшить свое благосостояние и помочь другим. Старцев интеллигентный, с незаурядным умом. Он умеет различать духовно богатых и бедных людей. В первых главах, где видим молодого врача в таком образе, рано говорить о трагедии этого образа. Путь к ней начинается со знакомства с семьей Туркиных и вхождения Старцева в круги обывателей.

В семье Туркиных духовное развитие остановилось давно. Уже при первом знакомстве с этими людьми Старцев замечает их недостатки, но очень скоро молодой человек ослепляется влюбленностью к Туркиной Екатерине Ивановне, девушке молодой, симпатичной, но очень избалованной. Он получает грубый отказ, который не столько разбивает сердце, сколько уязвляет самолюбие доктора.

После такого поворота в личной жизни молодой человек начинает превращаться в ограниченного обывателя, которого интересует только материальная сторона жизни. Вот тут-то пришло время спросить: в чем трагедия Дмитрия Ионыча Старцева? Все просто: герой не может справиться со своими чувствами и влиянием внешнего мира. Очень скоро он превращается в толстого, неприветливого мужчину, из-за чего среди жителей города С. он получает прозвище «надутый «поляк».

Мужчина осознает, что счастья в его жизни нет, но исправить ситуацию не пытается. Иногда его душа пытается прорвать обледеневшую оболочку, но рациональное берет верх. Вспомним, например, как Старцев насквозь видит своих картежных друзей, понимает, насколько они глупы. Он даже выражает протест – опускает голову и молча слушает. Но покинуть круги обывателей не может. Так же само сердце мужчины дает о себе знать в разговоре с Котиком спустя несколько лет после расставания. Но Ионыч быстро остужает чувства хладнокровностью и больше не разрешает себе видеться с Екатериной Ивановной. Ионыч чувствует, раскол собственной души и это усиливает внутреннюю трагедию.

Самое же печальное в жизни главного героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч» – одиночество. У Старцева нет ни семьи, ни настоящих друзей. Если он не отправляется вечером играть в карты, то остается только с прислугой, зато в большом и красивом доме. Душевная ограниченность и одиночество – это и есть самая большая трагедия Ионыча. Парадокс же в том, что он сам сломал свою судьбу, не сумев вовремя совладать собой. Он прислушивался к едва заметным душевным движениям, но тут же их «убивал».

Над образом Дмитрия Старцева можно смеяться, иронизировать, но нельзя отрицать, что он трагичный.

На вопрос В чем вина и беда Старцева? А.П. Чехов рассказ "Ионыч" заданный автором / лучший ответ это Беда и одновременно вина Старцева, будущего Ионыча, заключалась в том, что он перестал внутренне сопротивляться, оказался слишком восприимчивым и податливым к окружающей пошлости. Вместе с оскудением души Старцева исчезают всякие связи с красотой, музыкой, природой. Любимым его занятием становится пересчитывание денег по вечерам. Он равнодушен ко всем окружающим и к самому себе. В конце новеллы перед нами настоящий стяжатель, которого "жадность одолела". Перед нами врач, утративший свое главное качество человеколюбие. В конечном счете, жизнь оборачивается беспощадной стороной и для самого Ионыча. Да, он богат, у него "есть имение и два дома в городе", но он одинок, "живется ему скучно, ничего его не интересует". И самое главное - он теряет память о прошлом, забывает свою любовь, которая "была его единственной радостью и, вероятно, последней". Ионыч отрекся от своей культурности, интеллигентности, от своего дела и своей любви. Старцев-Ионыч перестал сопротивляться окружающей среде и перестал быть человеком.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: В чем вина и беда Старцева? А.П. Чехов рассказ "Ионыч"

Ответ от Екатерина Бочагова [гуру]
Среда подчинила себе доктора Старцева, героя рассказа «Ионыч» .
Молодой доктор Дмитрий Ионович Старцев приезжает в маленький городок работать. В начале своей карьеры это был доктор со смелыми мечтами, устремлениями, идеями. Но постепенно среда, лишенная духовных интересов и запросов, начинает «разъедать» героя. Краткие реплики, ситуации, фразы (так называемая чеховская деталь) ярче всего показывают оскудение душевного мира Старцева: «Ох, не надо бы полнеть!» , «Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, то есть страдал одышкой» , «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув голову назад» .
Теперь героя не его волнуют пациенты, и он частенько кричит на них. Ионыч, а теперь только так называют героя, развлекается тем, что покупает дома и пересчитывает свои деньги. Это составляет всю его жизнь: «Живется ему скучно, никто его не интересует» .
В фамилии доктора Старцева есть некий символический смысл - она словно заранее говорит о том, что будет с этим героем. «Старик» , «старый» , то есть проживший уже большую часть своей жизни, и уже ничего не ждущий от нее.
Душу Старцева погубила среда. Старцев - продукт общества, он - доктор, служитель народа, который должен спасать людей, делать сильнее телом и духом, способствовать изменению этой среды, окружения. Но его миссия закончилась тем, что он сам стал жертвой этой среды.
По Чехову, влияние человека и среды – процесс взаимный. Не только среда влияет на человека, но и человек в состоянии изменить общество, преобразовать его. И то, что герой рассказа повел себя пассивно, поддался тлетворному влиянию, погубил не только свою душу, но и пропустил мимо себя души своих пациентов, не их беда, а их вина. Человек не должен быть пассивным созерцателем, цель его жизни – преобразовать, улучшать, усовершенствовать.
Свои мысли и идеи писатель передает при помощи предметной детализации. Деталь стала неотъемлемой частью стиля Чехова. Все мысли и чувства героев он передает через мир вещей. По мнению писателя, мир вещей обезличивает и усредняет личность, как это произошло с героем рассказа «Ионыч».


Антон Павлович Чехов - один из самых популярных прозаиков в мире. В литературу он вошел как создатель короткого рассказа. «Письмо к ученому соседу», появившееся в тысяча восемьсот восьмидесятом году, раскрыло основные грани таланта писателя. Уже в первом рассказе обозначилось многое из того, что определит художественный стиль Чехова,- скрытый юмор, краткость и конкретность письма, знание психологии человека. При этом автор рассказа как будто совсем устранен - он не произносит от себя никаких слов. Пройдет несколько лет, и молодой писатель заявит о себе целым рядом зрелых произведений: «Унтер Пришибеев», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника». Взрослел Чехов, и вместе с ним рос, углублялся юмор, сливался с горестными раздумьями о современной жизни. Из Антоши Чехонте постепенно формировался будущий художник, мастер слова.

В девяностых годах рассказы сменились повестями: «Палата № 6», «Степь», «Дама с собачкой», «Ионыч», и в них Чехов остается верен своей манере. В центре внимания писателя психологическая характеристика героя, которая углубляется по мере развития сюжета. Одним из ярчайших произведений этого периода, на мой взгляд, является повесть «Ионыч». В ней, как в зеркале, отразилось время и герой, рожденный им. Вначале Дмитрий Старцев предстает перед нами молодым" перспективным врачом, отдающим все свое время работе. Он пока еще способен на безрассудство, любовь, искренность, мечтательность. Молодой доктор очарован Екатериной Ивановной Туркиной, «Котиком», как ее называют в семье. Она очень нравится ему - и внешностью, и умом, и начитанностью, и экспрессивной игрой на рояле. Но к чувству симпатии юноши примешивается и трезвый взгляд на вещи, рационализм. Приехав делать предложение, Старцев рассуждал: «Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач...»

Пока же чувства в нем берут верх над разумом, он делает предложение и получает отказ, так как Котик «стремится к высшей, блестящей цели», а семейная жизнь для нее - добровольное рабство. Получив отказ, доктор Старцев страдает не столько из-за потери любви, сколько из-за уязвленного самолюбия: «Дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал», а потом «...успокоился и зажил по-прежнему». Идут годы, Ионыч приобретает вес и практику, но ни с кем не сходится близко - обыватели его раздражают. Единственной его страстью теперь стало накопление денег. Новая встреча с Котиком поменяла их ролями. Уже Котик добивается внимания и благосклонности доктора, но только воспоминания о бумажках в кармане способны пробудить в нем положительные эмоции. Старцев стал желчен. Больные в нем вызывают только раздражение. У Ионыча пропало всякое желание помогать людям, он терпит их только из-за того, что они несут ему деньги.

Чехов - мастер детали. Порой одной фразы писателя достаточно, чтобы охарактеризовать персонаж. Чего стоят слова «не имеется такого римского права», повторяемые Иваном Петровичем Туркиным из года в год, и оттого становящиеся пошлыми; или игра Котика на рояле сравнивается автором с обвалом камней, который непременно хочется остановить. И читателю становится понятна убогость Туркина и причины духовной гибели доктора. Черствость и пошлость окружающих, бессмысленность их жизни, мелочность стремлений делают Старцева Ионычем. Этот переход почти неуловим для окружающих и для самого Старцева. Но в том-то и трагедия его. Он черствеет душой, происходит моральная гибель человека, а это, пожалуй, пострашнее его физической смерти. Но никакие причины не могут оправдать героя. Суд над ним состоялся, хотя не сказано было ни одного слова обвинения.

В чем же заключается феномен Чехова, необыкновенная популярность его произведений? По-моему, разгадка кроется в удивительной живучести характеров, созданных писателем. До сих пор мы сталкиваемся с чеховскими толстыми и тонкими, злоумышленниками, размазнями и старцевыми, что особенно страшно. Растлевающая денег, показанная писателем, процветает в наше время. Она заменяет собой культуру, образованность, жажду знаний. Меня поражает прозорливость Чехова, который еще в начале века увидел зародыши новых отношений и показал их в развитии.

Тема нравственного выбора, ответственности человека за свою судьбу связана для Чехова с темой пошлости и обывательщины. В своих произведениях писатель исследует и анализирует жизнь человека, пытаясь показать, как уродливая среда обитания меняет взгляды, убеждения и жизнь человека. А. П. Чехов глубоко убежден, что каждый человек сам несет ответственность за свою судьбу и никакие жизненные удобства не должны влиять на его выбор. Герои многих рассказов Чехова сдаются, попав в атмосферу мещанства, перестают бороться и действовать. Однако Чехов убежден: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть».

Примером бездействия может служить доктор Дмитрий Ионыч Старцев. Молодой трудолюбивый земский врач, имеющий свои идеалы, тонко чувствующий красоту природы, попадает в среду города С., знакомится с семьей Туркиных, «по мнению местных жителей, самой образованной и талантливой». Однако среда, в которую он попадает, вынуждает его жить по законам уездного города С. И все, что казалось Старцеву забавным и интересным, что восхищало его, через четыре года «раздражает его своей тупостью и сытостью». Он, ненавидящий ложь, лицемерие и все, что характеризует обывательщину как порок общества, вынужден был жить по законам общества уездного города С., смиряется с обывательщиной и становится ее частью. Он уже не отличается от обывателей города. Он уже не похож на самого себя четыре года спустя. Среда изменила его полностью, а из-за своей духовной слабости герой не способен сопротивляться этому. Свой выбор он сделал сам, обывательскую жизнь он предпочел жизни чистой, свободной, смелой. А ведь все могло быть иначе.

«Ионыч» - один из рассказов писателя, предостерегающий и напоминающий нам о том, что наша судьба в наших руках, мы в ответе за то, что будет в нашей жизни, нужно всегда беречь в себе человека.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » В чем заключается трагедия доктора Старцева . И в закладках появилось готовое сочинение.

Сочинение

Достоинство его творчества то, что
оно понятно и сродно не только
всякому русскому, но и всякому
человеку вообще. Это главное.
Л. Толстой

Антон Павлович Чехов - один из самых популярных прозаиков в мире. В литературу он вошел как создатель короткого рассказа. “Письмо к ученому соседу”, появившееся в тысяча восемьсот восьмидесятом году, раскрыло основные грани таланта писателя. Уже в первом рассказе обозначилось многое из того, что определит художественный стиль Чехова,- скрытый юмор, краткость и конкретность письма, знание психологии человека. При этом автор рассказа как будто совсем устранен - он не произносит от себя никаких слов. Пройдет несколько лет, и молодой писатель заявит о себе целым рядом зрелых произведений: “Унтер Пришибеев”, “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”. Взрослел Чехов, и вместе с ним рос, углублялся юмор, сливался с горестными раздумьями о современной жизни. Из Антоши Чехонте постепенно формировался будущий художник, мастер слова. В девяностых годах рассказы сменились повестями: “Палата № 6”, “Степь”, “Дама с собачкой”, “Ионыч”, и в них Чехов остается верен своей манере. В центре внимания писателя психологическая характеристика героя, которая углубляется по мере развития сюжета. Одним из ярчайших произведений этого периода, на мой взгляд, является повесть “Ионыч”. В ней, как в зеркале, отразилось время и герой, рожденный им. Вначале Дмитрий Ионыч Старцев предстает перед нами молодым" перспективным врачом, отдающим все свое время работе. Он пока еще способен на безрассудство, любовь, искренность, мечтательность. Молодой доктор очарован Екатериной Ивановной Туркиной, “Котиком”, как ее называют в семье. Она очень нравится ему - и внешностью, и умом, и начитанностью, и экспрессивной игрой на рояле. Но к чувству симпатии юноши примешивается и трезвый взгляд на вещи, рационализм. Приехав делать предложение, Старцев рассуждал: “Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач...” Пока же.чувства в нем берут верх над разумом, он делает предложение и получает отказ, так как Котик “стремится к высшей, блестящей цели”, а семейная жизнь для нее - добровольное рабство. Получив отказ, доктор Старцев страдает не столько из-за потери любви, сколько из-за уязвленного самолюбия: “Дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал”, а потом “...успокоился и зажил по-прежнему”. Идут годы, Ионыч приобретает вес и практику, но ни с кем не сходится близко - обыватели его раздражают. Единственной его страстью теперь стало накопление денег. Новая встреча с Котиком поменяла их ролями. Уже Котик добивается внимания и благосклонности доктора, но только воспоминания о бумажках в кармане способны пробудить в нем положительные эмоции. Старцев стал желчен. Больные в нем вызывают только раздражение. У Ионыча пропало всякое желание помогать людям, он терпит их только из-за того, что они несут ему деньги.
Чехов - мастер детали. Порой одной фразы писателя достаточно, чтобы охарактеризовать персонаж. Чего стоят слова “не имеется такого римского права”, повторяемые Иваном Петровичем Туркиным из года в год, и оттого становящиеся пошлыми; или игра Котика на рояле сравнивается автором с обвалом камней, который непременно хочется остановить. И читателю становится понятна убогость Туркина и причины духовной гибели доктора. Черствость и пошлость окружающих, бессмысленность их жизни, мелочность стремлений делают Старцева Ионычем. Этот переход почти неуловим для окружающих и для самого Старцева. Но в том-то и трагедия его. Он черствеет душой, происходит моральная гибель человека, а это, пожалуй, пострашнее его физической смерти. Но никакие причины не могут оправдать героя. Суд над ним состоялся, хотя не сказано было ни одного слова обвинения.
В чем же заключается феномен Чехова, необыкновенная популярность его произведений? По-моему, разгадка кроется в удивительной живучести характеров, созданных писателем. До сих пор мы сталкиваемся с чеховскими толстыми и тонкими, злоумышленниками, размазнями и старцевыми, что особенно страшно. Растлевающая власть денег, показанная писателем, процветает в наше время. Она заменяет собой культуру, образованность, жажду знаний. Меня поражает прозорливость Чехова, который еще в начале века увидел зародыши новых отношений и показал их в развитии.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ второй главы рассказа А. П. Чехова «Ионыч» В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу А. Чехова «Ионыч») Деградация души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Изображение повседневной жизни в произведениях А.П.Чехова Как доктор Старцев стал Ионычем Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».) Мастерство А. П. Чехова-рассказчика Нравственные качества человека в рассказе Чехова "Ионыч" Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Обличение пошлости и мещанства в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч») Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Падение Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ? Почему доктор старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова «Ионыч») Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа Старцева Сочинение по рассказу А.П. Чехова "ИОНЫЧ" Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Существует ли настоящая жизнь в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»? Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Почему Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова "Ионыч" Почему доктор Старцев стал "Ионычем" Чехов - мастер короткого рассказа Образ доктора Старцева в рассказе «Ионыч» Крушение человека в повести Чехова «Ионыч» Мироощущение «Человека в футляре» (По рассказам Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Превращение доктора Дмитрия Ионыча Старцева в Ионыча