Тестовые задания по курсу (задание к зачету по курсу). Административные должности в вкл

1. В структуре вечевого управления Великого Новгорода имелись:
посадник
наместник
воевода
тысяцкий
земский староста
уличанский староста
княжеский совет
Совет господ

2. Наименование высшего совета при русском монархе в конце XV-XVII вв., состоявшего из представителей феодальной аристократии:
Избранная рада
Верховный тайный совет
Боярская дума
Сенат

3. Служилые люди «по отечеству»:
Бояре
Думные дворяне
Думные дьяки
Казаки
Окольничие
Пушкари
Стольники
Стрельцы

4. Имя первого царя династии Романовых.:
Федор
Михаил
Алексей
Иван

5. Духовный сан главы Русской Православной Церкви в 988 – 1589 годах:
Архиепископ
Патриарх
Митрополит
Местоблюститель патриаршего престола

6. Система кормлений представляла собой:
вознаграждение за исполнение функций управления
вознаграждение за службу придворную и военную
своеобразную дань в пользу воеводы
выполнение воеводой попечительских функций

7. Форма взаимоотношений русских княжеств и Золотой Орды в XIII-XV вв.
только экономическая зависимость княжеств от ордынских ханов
вассальная зависимость русских княжеств от Золотой Орды
равноправные партнеры в международных отношениях
в русские княжества были назначены ордынские наместники в качестве главных правителей

8. Название центральных государственных учреждений в России XVI – начала XVIII вв., ведавших отраслями государственного управления или отдельными регионами страны:
коллегии
ведомства
министерства
приказы

9. Монарх, в правлении которого была ограничена система кормления:
Алексей Михайлович
Иван IV
Петр I
Михаил Федорович

10. Реформы, проведены в годы правления Ивана IV Васильевича:
губернская
земская
губная
церковная

11. Служилые люди в Московском государстве, составлявшие первое постоянное войско в середине XVI – начале XVIII веков:
казаки
егеря
стрельцы
гвардейцы

12. Название боярского правительства, пришедшего к власти после низвержения царя Василия Шуйского:
Совет всея земли
Семибоярщина
Избранная рада
Ближняя дума

13. Бояре, мужи, гриди, вои, отроки, детские – это
названия воинов, входящих в состав княжеской дружины
названия денежных единиц в Древней Руси
названия зависимых категорий населения в Древней Руси
названия полусвободных категорий населения, плативших дань великому князю

14. Указанная структура органов государственного управления существовала:
в Киевской Руси
в Московском княжестве
в Великом Новгороде
во Владимиро-Суздальском княжестве

15. Имя первого венчанного на царство русского монарха:
Иван IV
Иван III
Петр I
Павел I

16. Наместники в великокняжеском управлении исполняли функции:
главы всей княжеской администрации
кандидата на должность (на «место»)
представителя княжеской администрации в других городах
управляющего княжеским двором

17. Народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения и решения важных общих дел:
дума
собор
вече
форум

18. Формы государственности, существовавшие в Древней Руси (IX–XIIIвв.):
конституционная монархия
раннефеодальная монархия
самодержавная монархия
сословно-представительная монархия
феодальная республика

19. Название кодекса законов Русского государства, принятого Земским собором в царствование Алексея Михайловича, завершившего юридическое оформление крепостного права:
Соборное уложение
Судебник 1550 г.
Русская Правда
Генеральный регламент

20. Фактический глава Совета господ Новгородской феодальной республики:
архиепископ
князь
посадник
тысяцкий

21. Название отряда воинов, объединявшихся вокруг князя и составлявших привилегированный слой русского феодального общества в IX-XI веках:
дружина
войско
ополчение
рать

22. Законодательные функции в Новгородской феодальной республике в XII – XIV веках осуществлял (о):
архиепископ
вече
князь
посадник
Совет господ
Тысяцкий

23. Разрядный приказ ведал:
распределением земельных пожалований
формированием вооруженных сил, делами по личному составу государственного аппарата
определением сроков наказаний за государственные преступления
вопросами вооружения армии

24. Неофициальный совет при Иване IV Васильевиче в период разработки реформ:
Непременный совет
Негласный комитет
Верховный тайный совет
Избранная рада

25. Служилые люди «по прибору»:
Бояре
Думные дворяне
Думные дьяки
Казаки
Окольничие
Пушкари
Стольники
Стрельцы

26. Соответствие между названиями законодательных актов XI – XVII веков и их содержанием:
Кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством, принятый на Соборе русской православной церкви в 1551году.
Стоглав

Свод законов древнерусского феодального права
Русская правда
Сборник законов, способствующих централизации Русского государства, кодифицировавший нормы обычного права, уставные грамоты, княжеские указы
Судебник
Кодекс законов, завершивший юридическое оформление крепостного права
Соборное уложение

27. Земская реформа Ивана IV привела к:
усилению центральной власти, ограничению наместников и волостелей
развитию дворянского самоуправления
созданию земщины
усилению власти наместников

28. Название должности военного предводителя городского ополчения на Руси до середины XV века:
воевода
тысяцкий
сотник
урядник

29. В Боярскую думу в конце XV – начале XVI вв. входили:
бояре
окольничьи
тиуны
дети боярские
праветчики
думные дьяки

30. Соборное уложение 1649 г. включало в себя:
статьи, посвященные преступлениям против церкви и государства
статьи, посвященные суду и судопроизводству
статьи, посвященные имущественному и уголовному праву
статьи, посвященные определению существа верховной власти
статьи, посвященные управлению церковью

Приведите название отряда воинов, объединившихся вокруг князя и составлявших привилегированный слой русского феодального общества в IX - XI веках

Дружимна - княжеское войско. Дружина является таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе как для обеспечения внутреннего порядка, так и обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками и слугами князя.

Как военная сила, дружина помогает князю в добывании выгодного стола, поднимает значение князя в глазах народа: князь, который сумел сгруппировать вокруг себя наибольшее количество искусных воинов, является наиболее надёжным защитником своего княжества - а это имело громадное значение в эпоху постоянной напряжённой борьбы с иноплеменниками. Поэтому князья ценят свою дружину, берегут её, щедро одаряют.

Наместники в великокняжеском управлении исполняли функции

  • 1). Главы всей княжеской администрации;
  • 2). Кандидата на должность (на «место);
  • 3).Представителя княжеской администрации в других городах;
  • 4). Управляющего княжеским двором

Ответ 3).Представителя княжеской администрации в других городах

3.3 Назовите государя (великого князя, царя), в правлении которого была ликвидирована система кормления

Кормлемние - вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.

Ликвидировано при Иване IV Грозном земской реформой 1555 - 1556 гг. В 1555 был издан указ об отмене кормлений, который применялся, однако, не сразу и не повсеместно: источники продолжают упоминать о кормлениях в течение второй половины XVI века. Сборы на содержание кормленщиков преобразованы в особый налог в пользу казны («кормленый окуп»), установленный в определённом размере для различных категорий земель (дворянских, чёрных, дворцовых). Сбор налога производился на чёрных землях земскими старостами, а в районах поместно-вотчинного землевладения специальными сборщиками либо городовыми приказчиками.

3.4 Приведите название кодекса законов Русского государства, принятого Земским Собором в царствование Алексея Михайловича, завершившего юридическое

Соборное Уложение - свод законов, принятый Земским собором в 1648-1649 гг. при Алексее Михайловиче.

3.5 Приведите название феодально-иерархической системы в Русском государстве (XI - XVII веков), официально регулировавшей служебные отношения между членами служилых фамилий на военной и административной службе, а также при дворе великого князя (царя)

Тамбель о рамнгах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных») - закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства).

Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно Любавский Матвей Кузьмич

XXVIII. Старосты и воеводы как органы общегосударственного управления в областях

Предшественники старост и воевод. Староста жмудский как державца и главный правитель Жмудской земли; подчинение ему других державцев и тиунов. Старосты луцкий, владимирский и кременецкий как главные правители бывших княжений. Старосты берестейский, городенский, ковенский, дорогицкий, бельский и мельницкий и воевода новгородский; их значение как державцев и органов общегосударственного управления в поветах. Воеводы виленский и трокский как наследники власти областных князей. Их судебно-административная власть в собственных державах и в державах наместников-державцев; их власть по отношению к княжеским и панским имениям. Виленский и Трокский военные округа; подчинение воеводам староств и удельных княжеств в военном отношении. Воеводы полоцкий, витебский, смоленский и киевский как преемники областных князей; областные думы и сеймы. Значение воевод и старост как земских правителей, глав областного самоуправления.

Наместники-державцы и тиуны были органами домениального управления в областях Литовско-Русского государства. Им параллельны и аналогичны были управители крупных княжеских и панских вотчин, носившие по временам то же имя наместников и тиунов. Но кроме домениальных властей в областях Великого княжества существовали и такие власти, которые могут быть признаны органами общегосударственного управления в собственном смысле. То были старосты и воеводы , судебная власть которых простиралась не только на господарские домены, но и на независимые княжеские, панские и церковные имения. Эти старосты и воеводы большею частью вышли из тех наместников, которых великий князь сажал в главных городах областей, бывших резиденциями областных князей, и которые должны были заменять собою этих последних.

Ранее других областей староста утвердился в значении главного великокняжеского наместника в Жмудской земле (со времени возвращения ее от ордена в 1411 г.). Часть господарских волостей староста получил в непосредственное заведование и стал править ими на положении наместника-державцы, пользуясь при этом и всеми его обычными доходами. Несколько господарских дворов с волостями в XV в. и позже стали раздаваться господарем наместникам-державцам, а остальные раздавались старостою тиунам. Но с 1527 г. тиунства в Жмудской земле стали раздаваться самим господарем. Для всех господарских урядников Жмудской земли – тиунов и наместников-держав-цев староста был главою и непосредственным начальником. «Устава», данная Жмудской земле в 1529 г., регулируя существующий порядок, предписывала тиунам быть во всем послушным пана старосты, «яко рады а местца нашого», особливо в тех делах, которые относятся «ко споможенью доброй справе речи посполитое» Жмудской земли. Из актов частного характера видно, что «послушенством» жмудскому старосте обязаны были и местные наместники-державцы. Не мешаясь в их хозяйственную деятельность в господарских волостях, староста при всем том участвовал в управлении этими волостями. Он раздавал в пределах этих волостей пустые земли местным боярам на земскую службу «до воли господарской». К нему великий князь обращался за справками, не будет ли пожалование той или другой земли убыточно для него, господаря. Староста отдавал распоряжения по части ввода во владение тою или другою землею тиунам и державцам и т. д. В тех волостях, которые находились в держании тиунов, староста жмудский творил даже и суд. Ежегодно его наместники разъезжали по этим волостям и вместе с тиунами чинили суд господарским людям, т. е. крестьянам, взимая с них «вины», т. е. пени. Очевидно, тиуны, получая волости из рук старосты, должны были делиться с ними своими судебными доходами. Наконец, тиуны и наместники-державцы подлежали суду старосты по жалобам на них господарских людей или бояр-шляхты. Суд этот отправлялся на сейме земли Жмудской, собиравшемся ежегодно. Здесь разбирались дела и шляхты, которая была неподсудна, как уже было сказано, тиунам. Кроме господарских волостей, их державцев и населения под ведением и властью старосты жмудского состояли владельцы и население независимых от господарского доминиума имений. С этих имений шла военная служба и другие земские повинности, о которых была речь в свое время, и следил за выполнением этих повинностей староста. Староста вообще был блюстителем господарских интересов по отношению к таким имениям. Разрешения осаживать в них места, заводить ярмарки, торги и корчмы давались господарем только на основании показаний старосты, что это будет местам, торгам и корчмам господарским «не шкодно». Наконец, владельцы этих имений, кроме панов радных, которые судились самим господарем и его радою, подлежали юрисдикции старосты; население же этих имений на общих основаниях судилось старостою или его наместником по так называемым «старостинским артикулам», т. е. важнейшим уголовным делам.

Из приведенных данных относительно старосты жмудского можно видеть, что он как бы заменил собою в Жмуди областного князя. Такая же замена произошла и на Волыни. В конце XIV и начале XV в. здесь было три княжества во владении потомков Гедимина – Луцкое, Кременецкое и Владимирское. По упразднении княжений на Волыни стали править три великокняжеских наместника. Когда Волынь попала в руки Свидригайлы Ольгердовича, эти наместники стали областными правителями Волынского княжения и получили польское название старост . Свидригайло, как известно, признал себя вассалом польского короля и урядил свое княжение по польскому образцу. По смерти его эти старосты снова сделались великокняжескими литовскими наместниками, причем староста луцкий, имевший резиденцию в стольном городе Волынского княжения, удержал имя старосты и сделался старшим урядником Волынской земли. При нем остались некоторые должностные лица Свидригайлы, как-то: маршалок земли Волынской, под команду которого становились все землевладельцы земли Волынской – князья, паны и земяне-шляхта; хоружий земли Волынской, под знамя которого собиралась шляхта; ключник луцкий. Владимирский наместник в 1503 г. получил название старосты, а кременецкий назывался сначала державцею, а затем, в 20-х гг. XVI в., получил также имя старосты.

Каждый из этих старост был державцею господарских доменов в своем повете и правил ими, как и все другие державцы, получая в свою пользу обычные доходы державцы. Но сверх того под его властью и присудом находились и владельцы тех имений, которые не были под господарским доминиумом, княжеских и панских. Старосты следили за выполнением военной, дорожной, мостовой, кормовой, подводной и сторожевой повинности с этих имений, утверждали сделки на эти имения, собирали с них «податок земский», судили их владельцев по искам и жалобам на них как местных, так и чужесторонних обывателей и т. д.; население этих имений они судили по своим «старостинским артикулам» и т. д. Важнейшие тяжбы и уголовные дела разбирались, как уже было сказано в свое время, на сеймах Волынской земли, которые собирались ежегодно в Луцке. Здесь председательствовал либо староста луцкий, либо маршалок земли Волынской, именно когда разбирались дела по апелляции от старост. На суде присутствовали владыка луцкий и берестейский, старосты, князья и паны.

Аналогичные местные правители с более обширною компетенцией, чем простые наместники-державцы, были также и на Литве и тесно связанном с нею в военном отношении Подляшье. То были наместники берестейский, городенский, ковенский, дорогицкий, мельницкий, бельский и новгородский. Под их властью и присудом находились не только господарские домены, но и имения князей и панов, находившиеся в их поветах. По-видимому, и эти наместники получили свою более обширную власть по наследству от прошлого своих поветов, бывших в старину особыми политическими организациями – княжениями и областями княжений. На это указывают состоявшие при них штаты должностных лиц. Так, при наместнике берестейском были уряды – ключництво, данничое, житщина, бобровничое, ловчое , раздававшиеся по общему правилу местным землевладельцам; при наместнике городенском – конюший, городничий, ключник, лесничий, тиун и подчиненные главному наместнику наместники и тиуны отдельных волостей; при наместнике ковенском были наместники отдельных волостей Ковенского повета; при наместнике новгородском – конюший, ключник, городничий , наместники отдельных волостей. Все перечисленные главные наместники с течением времени получили название старост, за исключением новгородского, которому дано было даже название воеводы (в начале XVI в.). Они творили суд и управу не только в господарских волостях, где они были державцами, но и во всем своем повете, обнимавшем сверх того господарские волости, раздававшиеся в держание особым наместникам, княжеские и панские имения. По отношению к господарским доменам помощниками их, кроме их слуг, были перечисленные выше урядники. На суде их присутствовали по общему правилу и местные землевладельцы, сначала случайные, а затем особо для того назначенные, как и на суде наместников-державцев. На Подляшье, т. е. в поветах Дорогицком, Мельницком и Бельском, судебная деятельность местных старост ограничивалась земскими судами , состоявшими из судьи, подсудка и писаря земского и судившими местную шляхту по всем делам, кроме «старостинских артикулов». Эти земские суды были введены по примеру Польши для удовлетворения местной шляхты, которая наполовину состояла из поляков. Но владельцы некоторых крупных имений из литовских панов были изъяты из местной юрисдикции и состояли в литовском праве, т. е. подсудны были великому князю и его раде. Надо сказать, что паны радные вообще не судились в поветах, а только в центре. Иногда это правило распространялось и на их вдов и детей.

С такою же и отчасти даже с большею компетенцией, чем старосты, были наместники областей, получившие имя воевод .

Ранее других это имя упрочилось за наместниками виленским и трокским. В конце XIV и начале XV в. все эти наместники назывались старостами, подобно польским наместникам, правившим в обширных территориях. Виленский и трокский наместники заменили собою тех областных князей, которые были здесь в момент заключения унии с Польшею в лице Ягайлы и Скиргайлы Ольгердовичей. Областные княжения упразднились здесь после того, как Ягайло удалился в Польшу, а на Литве стал великим князем Витовт. Этот великий князь, сводя князей с областных столов, брал на себя, однако, только важнейшие политические функции, большую же часть текущей, так сказать, будничной правительственной работы, которую они производили, оставил в стольных городах бывших княжеств, в руках посаженных там наместников. При этих наместниках остались исполнять свои обязанности и все прежние должностные лица княжеских резиденций, каковы были тиуны, конюшие, ключники, ловчие, сокольничие и т. д. Этим же главным наместникам подчинены были наместники и тиуны пригородов и волостей бывших областных княжений, которые стали назначаться по их представлению. Главные наместники сделались военачальниками и судьями в областях, коим подвластны были все остальные военачальники, и судьи, и все население областей. С 1413 г. эти главные наместники в Вильно и Троках, бывшие вместе с тем первейшими советниками великого князя в его думе, или раде, получили в подражание Польше имя воевод . Это официально было утверждено в Городельском привилее 1413 г.

Каждый из этих воевод был прежде всего наместником-державцею в некоторых волостях, данных ему «к воеводству», т. е. в непосредственное управление и «поживенье». Судебно-административная деятельность виленского и трокского воевод в этих волостях вырисовывается в тех же самых подробностях, как и рассмотренная уже нами судебно-административная деятельность наместников-державцев. Но наряду с этим воеводы распоряжаются и производят суд и управу над населением тех волостей, которые держали особые наместники-державцы и тиуны по их представлению. Надо сказать прежде всего, что население этих волостей тянуло своими повинностями не только к своим местным волостным центрам, но и к главным областным. Таким образом, например, дяклом господарские мещане и крестьяне тянули, как мы видели, к городничему виленскому и трокскому, медовою данью поднепрские волости тянули к ключу виленскому и трокскому, по уходу за господарскими лошадьми – к конюшему виленскому и трокскому, по ловле зверей – к ловчему и т. д. Волости, находившиеся в держании наместников-державцев, отряжали своих людей на сторожу при главных замках, или в заставу, косить сено к Трокам, на городовое дело и т. д. Вследствие этого и на эти волости неизбежно должна была распространяться власть воевод, как и других урядников областных центров. Поэтому, когда в XVI в. эти волости стали попадать в залог к разным панам, в «заставных листах» и приходится сплошь и рядом читать: «А пан воевода Виленский (или Трокский) не маеть в тую волость децких своих всылати, а ни теж тое волости… людей не маеть судити; и вже и врядники наши Виленские (или Трокские): городничий, тиун и ключник не мають ни по что у волость того двора нашого всылати и доходов наших и своих теж не мають правити». Но и независимо от этого воеводы распоряжались в волостях наместников-державцев в качестве высших администраторов, заменивших областных князей. Они раздавали в этих волостях пустовщины на крестьянскую или боярскую службу, отдавали в этих случаях приказания наместникам-державцам, приискивали земли для пожалования разным лицам по поручению господаря и т. д. Воеводы судили тех людей, которые отзывались до их суда от суда наместников-державцев, в частности бояр-шляхту тех волостей, которыми правили тиуны и заменившие их наместники-державцы, буде тяжущиеся не желали перед ними судиться. Наконец, сами наместники-державцы по жалобам на них разных лиц подсудны были тем же воеводам.

Такова была судебно-административная власть виленского и трокского воевод по отношению к господарским волостям, находившимся в их непосредственном держании или в держании наместников-державцев и тиунов. Судебно-административная власть названных воевод простиралась и на имения княжеские и панские, находившиеся в Виленском и Трокском поветах. Владельцы этих имений, за исключением панов радных, и отчасти население (по старостинским артикулам) были подсудны воеводам; воеводам же подведомственны были все эти имения в отношении лежавших на них земских повинностей, о которых нам уже не раз приходилось говорить.

Военная власть виленского и трокского воевод захватывала более обширную территорию и была выше, чем их собственно старостинская власть. Воеводы виленский и трокский были начальниками военных округов, в состав которых кроме Виленского и Трокского судебно-административных округов входили судебно-административные округа наместников – старост ковенского, городенского, берестейского, дорогицкого, бельского и мельницкого (в составе Трокского воеводства), наместника-воеводы новгородского (в составе Виленского воеводства), а также и удельные княжества: Кобринское, Пинское с Городецким и Клецким (в составе Трокского воеводства), Слуцкое и Мстиславское (в составе Виленского). Воеводы виленский и трокский были начальниками ополчений, мобилизировавшихся не только с их собственных территорий, но и с территорий других, в гражданском отношении им равнозначительных местных правителей. Такое военное устройство Великого княжества Литовского в тесном смысле было наследием военно-политического дуализма, установившегося еще при Ольгерде и Кейстуте. Уже тогда установилось деление Литвы на Виленскую и Трокскую половину в зависимости от борьбы, с одной стороны, с немцами, с другой – с Москвою и татарами, борьбы, которая требовала сосредоточения военных сил на два фронта. Этот военно-политический дуализм держался и после смерти Ольгерда, при Ягайле и Кейстуте, а затем при Ягайле и Скиргайле и в конце концов отвердел в указанном военном делении Литвы.

Еще более, чем виленский и трокский воеводы, напоминают областных князей своею правительственною деятельностью главные наместники русских земель Полоцкой, Витебской, Смоленской и Киевской, переименованные в конце XV и начале XVI в. в воевод. Они отправляли ту же самую деятельность, что и литовские воеводы в своих поветах, подобно им были также непосредственными державцами известных господарских волостей, главными администраторами и судьями по отношению к господарским волостям, раздававшимся местным землевладельцам в держание по их представлению, администраторами и судьями в отношении к владельцам и населению княжеских и панских имений, начальниками всех военных сил земель. Но всю свою правительственную работу они выполняли не только с отдельными должностными лицами прежних областных князей, но и с их думами, или радами. Так, воевода смоленский судил и рядил с владыкою, казначеем, окольничим, старостою места Смоленского, конюшим, чашником, ловчим, князьями и боярами Смоленской земли; воевода витебский – с городничим, ключником, конюшим, ловчим, сокольничим, кухмистром, с князьями и боярами Витебской земли; воевода полоцкий – с владыкою, городничим, конюшим, тиуном, бобровничим, князьями и панами Полоцкой земли; воевода киевский – с архимандритом печерским, князьями и панами Киевской земли и т. д. Эти правительственные советы прежних областных князей расширялись иногда в местные сеймы всех военнослужилых землевладельцев, а в Полоцке и Витебске с участием даже мещан и слуг. На этих сеймах разрешались важнейшие судебные дела, принимались разные административные мероприятия и издавались, как мы уже видели, местные законы.

Воеводы и старосты были, несомненно, наместниками великого князя в областях. Но, выходя из состава местных землевладельцев, в некоторых областях назначаемые великим князем по избранию или согласию местных землевладельцев, управляя областями при содействии этих же землевладельцев, воеводы и старосты и сами смотрели на себя, и на них смотрели со стороны не только как на великокняжеских наместников, но и как на земских правителей, выдвинутых землею и призванных радеть об ее интересах. С особенною силою это самочувствие проявлялось по временам у старосты жмудского, который чувствовал себя гораздо более князем жмудским, чем наместником, и шел во главе политической оппозиции, проявляемой землею по отношению к распоряжениям государственного центра. В некоторых областях, как, например, на Волыни, значение старост как великокняжеских наместников стояло на заднем плане в силу того обстоятельства, что Волынская земля с течением времени почти вся оказалась во владении князей, панов и земян, господарского в ней осталось уже мало, а потому и старостам приходилось иметь дело не столько с интересами и нуждами в этой области великого князя, сколько с интересами и нуждами местных землевладельцев. В общем можно сказать, что так как областное управление в Великом княжестве Литовском в значительной степени носило характер самоуправления, то и воеводы, и старосты были не только наместниками великого князя в областях, но и их политическими представителями перед центральною властью, главами земского самоуправления областей.

Литература

Любавский М. К. Областное деление и местное управление Литовско-Русского государства ко времени издания первого Литовского Статута. М., 1892; Леонтович Ф. И. Областное управление в Великом княжестве Литовском до и после Люблинской унии // Юрид. зап., изд. Демидовским юрид. лицеем. 1908. Вып. 2; 1909. Вып. 1–3; 1910. Вып. 1; Он же. Веча, сеймы и сеймики в Великом княжестве Литовском // Журн. М-ва нар. просвещения. 1910. № 2–3; Он же. Областные суды в Великом княжестве Литовском // Журн. М-ва юстиции. 1910. № 10–11.

автора Щепетев Василий Иванович

Высшие органы власти и управления Император. После окончания Северной войны Россия стала могучей державой. Она начала играть большую роль на международной арене. Учитывая это, Сенат в 1721 г. провозгласил Петра I императором, «Великим», «отцом Отечества».Император обладал

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Органы управления крестьянами Для управления отпущенными на волю крестьянами Положения 19 февраля 1861 г. поставили крестьянский мир (общину) в зависимость от руководивших правительственных органов. Крестьяне были объединены в сельские общества, в состав которых вошли

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Органы управления и руководители Советского государства (октябрь 1917 – декабрь 1991 г.) Высшие органы государственной власти 1917–1923: Всероссийский съезд Советов, избирающий Всероссийский Центральный исполнительный комитет Советов (ВЦИК). 1923–1937: Съезд Советов СССР,

Из книги Римская история автора Марцеллин Аммиан

Центральные органы управления Органы центрального управления существовали при императорском дворе и включали огромное количество чиновников разных рангов.Высший ранг (vir illustris) имели препозит императорской спальни (praepositus sacri cubiculi), «начальник служб» (magister officiorum), или,

Из книги Киевская Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

VII. Правительство и органы управления Гагемейстер, Ю.А., Разыскания о финансах древней России (СПб, 1833).Градовский, А.Д., «Государственный строй древней России», Собрание сочинений (С.-Петербург, 1899), I, 339-381.Ключевский, В., Боярская дума древней Руси (4-е изд., Москва, 1909).Неволин,

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 1. Органы государственного управления После смерти Петра I созданная им бюрократическая машина дворянского государства должна была пройти сквозь испытания контрреформ. В итоге всех административных изменений система центральных учреждений осталась почти

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА Семь северных нидерландских провинций: Гелдерн (Гельдерн), Голландия, Зеландия, Утрехт, Фрисландия, Оверэйссел и Гронинген, а также область Дренте, не имевшая представительства в Генеральных штатах, - вошли в состав Республики

Из книги Вермахт и оккупация автора Мюллер Норберт

II. Вермахт и его органы управления при подготовке программы оккупации Советского Союза и ее проведении до краха стратегии молниеносной

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

Органы управления Вне зависимости от степени личного участия короля в управлении страной рост государственной власти требовал создания более мощной структуры центральной администрации. Уже во времена Кристиана IV можно было наблюдать значительное увеличение потока

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

Органы местного управления На протяжении почти всего XVIII столетия местное управление было самым слабым звеном абсолютизма. Разумеется, некоторые важные проблемы в этой сфере со временем решались, однако четкая система администрации по-прежнему отсутствовала.Высшей

Из книги Полководцы Первой Мировой [Русская армия в лицах] автора Рунов Валентин Александрович

Армейские органы управления Армия, как объединение нескольких войсковых соединений, действующих на одном направлении, значительный период русской истории носила скорее условный, чем оперативный характер, хотя уже во время Отечественной войны 1812 года мы встречаем это

автора Автор неизвестен

42. КОНСТИТУЦИЯ РСФСР 1918 г.: ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАЦИИ, ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ Конституция РСФСР 1918 г. установила, что субъектами (членами) советской федерации являются автономные областные союзы, которые создаются следующим

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

44. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ноябре 1918 г. Чрезвычайный VI Всероссийский съезд Советов принял постановление «О революционной законности», что было обусловлено тяжелым положением на фронтах Гражданской войны. Порядок

Из книги Обзор истории русского права автора Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович

Из книги Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно автора Любавский Матвей Кузьмич

XXVI. Наместники-державцы как органы хозяйственного и финансового управления в господарских доменах Наместники и тиуны на пригородах и волостях Великого княжества Литовского в древнейшее время. Замена тиунов наместниками в XV в. Сближение наместников с польскими

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Из предложенных ниже вариантов выберите те формы государственности, которые существовали в древней Руси (IX–XIII вв.):

1) конституционная монархия;

2) раннефеодальная монархия;

3) самодержавная монархия;

4) сословно-представительная монархия;

5) феодальная республика.

Определите номера правильных ответов.

2. В правление какого князя (княгини) было создано древнерусское право, изложенное в «Русской правде» (XI век):

1) князя Владимира I (Красное Солнышко);

2) князя Владимира II (Мономаха);

3) княгини Ольги (Святой);

4) князя Ярослава (Мудрого)?

3. Приведите термин, которым обозначалось народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения и решения важных общих дел. ВЕЧЕ

4. Приведите название отряда воинов, объединявшихся вокруг князя и со-ставлявших привилегированный слой русского феодального общества в IX–XI веках. ДРУЖИНА

5. Кто осуществлял законодательные функции в Новгородской феодальной республике в XII–XIV веках:

2) вече;

4) посадник;

5) Совет господ;

6) тысяцкий?

Выберите номера правильных ответов.

6. Из предложенных Вам вариантов выберите фактического главу Совета господ Новгородской феодальной республики:

1) архиепископ;

3) посадник;

4) тысяцкий.

7. Приведите название должности военного предводителя городского ополчения на Руси до середины XV века. ВОЕВОДА

8. Наместники в великокняжеском управлении исполняли функции:

1) главы всей княжеской администрации;

2) кандидата на должность (на «место»);

3) представителя княжеской администрации в других городах ;

4) управляющего княжеским двором?

9. Какие изменения произошли в сфере управления удельных княжеств с началом монгольского владычества :

1) не произошло никаких изменений;

2) появились новые институты управления, учрежденные завоевателями, ограничившие княжескую власть;

3) резко возросла роль великого князя;

4) усилилась роль удельных князей ?

Выберите номер правильного ответа.

10. Приведите название способа содержания должностных лиц в течение всего периода их службы за счет местного населения Руси. КОРМЛЕНИЕ

11. Установите соответствие между социальными функциями князя и его титулованием на Руси с XI по XV века:

Княжеский титул

Социальная функция

А. Великий князь

1. Владелец земельного удела на вотчинном, то есть наследственном праве Б

Б. Князь-государь

3) комиссариат;

4) министерства;

5) сенат.

Определите номер правильного ответа.

49. Приведите название органов городского сословного управления в России, появившихся при Петре I. ГОРОДСКИЕ МАГИСТРАТЫ

50. В январе 1722 года правительством Петра I был издан закон, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издание этого за-кона содействовало бюрократизации государственного аппарата и явилось важным моментом в оформлении абсолютизма в России. Приведите название этого закона. ТАБЕЛЬ О РАНГАХ

51. Из предложенных ниже названий законодательных актов выберите до-кумент, разработанный при активном участии Петра I, который, с одной стороны, определял порядок прохождения службы чиновниками в императорской России, а с другой стороны, способствовал бюрократизации государственного аппарата:

1) духовный регламент;

2) Соборное уложение;

3) строевое уложение;

4) табель о рангах;

5) устав о службе гражданской.

Определите номер правильного ответа.

52. Табель о рангах представляла собой:

1) иерархическую систему чинов, титулов, званий, определявшую продвижение по служебной лестнице;

2) систему наказаний государственных служащих;

3) систему вознаграждений на государственной службе;

4) феодально-иерархическую систему, заменившую местничество?

Определите номер правильного ответа.

53. Из предложенных вариантов выберите орган государственного управления Российской империи, осуществлявший контроль за службой чиновников в петровское время:

1) Ближняя дума;

2) Государственный Совет;

3) Правительствующий Сенат;

4) Тайная канцелярия.

Определите номер правильного ответа.

54. Приведите название документа, разработанного при активном участии Петра I, который устанавливал порядок службы во всех учреждениях Российского государства и, по сути, являлся уставом государственной службы в XVIII - начале XIX веков. НЕНЕРАЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

55. В ходе Северной войны со Швецией в устье Невы Петр I заложил крепость Санкт-Петербург. Назовите фамилию первого губернатора Санкт-Петербурга. МЕНЬШИКОВ А. Д.

56. Из предложенных ниже вариантов, выберите претендента на российскую императорскую корону по Уставу о престолонаследии 1722 года:

1) первенец императора, независимо от того сын это или дочь;

2) старший сын императора;

3) брат императора;

4) тот, кого император укажет в завещании.

Определите номер правильного ответа.

57. Приведите название высшего правительственного органа в России в 1726–1730 годах, которому подчинялись Сенат и Коллегии. ВЕРХОВНЫЙ ТАЙНЫЙ СОВЕТ

58. Назовите высшее государственное учреждение, созданное указом Анны Иоанновны в 1731 году как совет при императрице. КАБИНЕТ МИНИСТРОВ

59. Какое название носили временные коллегиальные органы в России в XVIII веке, созываемые для кодификации законов? Приведите это название. УЛОЖЕННЫЕ КОМИССИИ

60. Из приведенных ниже вариантов выберите название временных коллегиальных органов во время царствования Екатерины II, созываемых для кодификации законов:

1) Государственная дума;

2) Государственный совет;

3) дворянское собрание;

4) уложенная комиссия;

5) учредительное собрание .

61. Из приведенных ниже вариантов выберите название административно-территориальных единиц, на которые делились губернии, начиная с 1775 г.: УЕЗД

4) провинции;

6) уезды.

Укажите номер правильного ответа.

62. Приведите название административно-территориальных единиц, на ко-торые делились губернии начиная с 1775 года. УЕЗД

63. Из приведенных ниже названий органов городской исполнительной власти в Российской империи выберите те, что были образованы в соответствии с Жалованной грамотой городам (1785 г.):

1) бурмистерская палата (ратуша);

2) градоначальство;

3) ратгауз;

4) шестигласная дума.

64. Приведите официальное название с 1785 г. председателя городской думы и одновременно городской управы в Российской империи. Городской голова.

65. Установите соответствие между административно-территориальными единицами Российской империи и должностными лицами, которые их возглавляли:

Названия административно-территориальных единиц

Возглавлявшие их должностные лица

А. Дистрикт

1. Воевода - Б .

Б. Провинция

2. Городничий Г .

3. Земский комиссар – А .

Г. Уездный город

4. Капитан-исправник – В .

66. Из перечисленных ниже мероприятий правительства Екатерины II выберите преобразование, несущее на себе печать просвещенного абсолютизма: 1

1) Манифест о созыве депутатов в «Комиссию для сочинения проекта нового уложения »;

2) отмена гетманства в Малороссии (Украина);

3) указ, запрещающий крестьянам жаловаться на своих помещиков;

4) указ, запрещающий крестьянам заниматься торговлей;

5) указ, запрещающий промышленникам покупать крепостных крестьян к своим предприятиям.

Укажите номер правильного ответа.

67. Установите соответствие между названиями тех или иных законодательных актов XVIII века и их содержанием:

Название правового документа

А. Грамота на права, вольности и преимущества благородного рос-сийского дворянства

1. Закон, регулирующий вопросы существования Российского императорского дома Г

Б. Устав о наследии престола

2. Законодательный акт, определивший порядок прохождения государственной службы чиновниками В

В. Табель о рангах

3. Законодательный акт, освободивший дворян от обязательной государственной военной и гражданской службы А

Г. Учреждение об императорской фамилии

4. Законодательный акт, устанавливающий порядок престолонаследия, согласно кото-рому вопрос о выборе преемника передавал-ся на усмотрение царствующего императора Б

68. Приведите название сословных объединений купечества в Российской империи XVIII–XIX веков. ГИЛЬДИИ

69. Приведите название сословия в Российской империи XVIII–XIX веков, мужская часть которого была обязана с 18 лет нести военную службу в течение 20 лет. КРЕСТЬЯНЕ, МЕЩАНЕ

70. Приведите имя императора, при котором был принят закон о престолонаследии, восстанавливавший допетровский порядок перехода власти монарха по прямой линии от отца к старшему сыну. ПАВЕЛ 1

71. Из предложенных Вам документов выберите законодательный акт XVIII века о порядке прохождения службы в армии и гражданских учреждениях:

1) духовный регламент;

2) Соборное уложение;

3) строевое уложение;

4) табель о рангах .

Определите номер правильного ответа.

72. Приведите название центрального органа военного управления в Российской империи в XVIII - начале XIX веков. ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ

73. Приведите наименование высшего законосовещательного органа Российской империи в XIX веке. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ, НЕПРЕМЕННЫЙ СОВЕТ

74. При каком российском императоре был введен «Устав о службе гражданской»:

1) при Петре I;

2) при Павле I;

3) при Александре I;

4) при Николае I?

75. Назовите фамилию одного из высших сановников Российской империи в период царствования Александра I, ставшего автором плана государственных преобразований, имевших целью придать самодержавному строю формы конституционной монархии. СПЕРАНСКИЙ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

76. В октябре 1809 г. статс-секретарь Александра I представил императору проект реформ, получивший название «Введение к Уложению государственных законов», в котором был заложен принцип

разделения властей. Из перечисленных ниже органов власти, предложенных Сперанским, выберите государственный орган, в котором были сосредоточены законодательные функции:

1) Государственная дума ;

2) Государственный совет;

3) министерства;

4) Сенат.

Определите номер правильного ответа.

77. Установите соответствие между государств енными деятелями царствования Александра I и теми преобразованиями, которые в умах современников и потомков связаны с их именами:

Государственные деятели

Реформы, связанные с их именами

1. Указ о предоставлении купечеству, мещанству и казенным крестьянам права покупать ненаселенные земли (1801 г.) Б

2. Издание указа «О вольных хлебопашцах» (1803 г.) В

3. Организация военных поселений (1809 г.) А

4. Введение «Общего учреждения министерств» (1811 г.) Г

78. Какой принцип был положен в основу деятельности центральных органов исполнительной власти согласно министерской реформе Александра I:

2) принцип демократического централизма;

3) принцип коллегиальности;

4) принцип целесообразности?

Из предложенных вариантов выберите правильный.

79. Назовите фамилию всесильного временщика при императоре Александре I, осуществлявшего в 1815–1825 годах фактическое руководство государством. АРАКЧЕЕВ АЛЕКСЕЙ АНДРЕЕВИЧ

80. Установите соответствие между разрабатываемыми в первой четверти XIX в. проектами освобождения крестьян от крепостной зависимости и их авторами, сановниками императора Александра I:

А. Отмена крепостного права является необходимым условием обновления России, но решение этой проблемы нужно отложить на будущее

Б. Необходимо освободить крестьян посредством выкупа их у помещика и последующим наделением землей за счет казны

В. Отношения между крестьянами и помещиками следует строить на договорной основе, а различные формы собственности на землю вводить постепенно

3. жил г. А

4. (нет)

81. Приведите название особой организации вооруженных сил Российской империи с 1810 по 1857 гг., при которой строевая служба совмещалась с ведением сельского хозяйства . ВОЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ

82. В 1810 году по воле императора Александра I была создана особая организация войск в России, совмещавших военную службу с занятием сельским хозяйством. Из предложенных ниже альтернатив выберите основную причину формирования таких воинских контингентов:

1) вариант развития России в случае отмены крепостного права;

2) заселение малоосвоенных территорий Сибири хлебопашцами;

3) создание воинских формирований из проштрафившихся солдат;

4) создание резерва обученных войск без увеличения расходов на армию . – ЭТОТ ОТВЕТ

Определите номер правильного ответа.

83. Из предложенных ниже альтернатив выберите форму, отраженную в конституционном проекте декабриста: - 1_

1) конституционная монархия;

2) республиканский строй;

3) самодержавная монархия;

4) сословно-представительная монархия.

Выберите номер правильного ответа.

84. Из приведенных ниже фамилий декабристов, казненных на валу крон-верка Петропавловской крепости, укажите автора программного доку-мента, получившего название «Русской правды» или «Заповедной госу-дарственной грамоты великого народа российского, служащей заветом для усовершенствования России и содержащей верный наказ как для на-рода, так и для временного Верховного правления»:

1) Бестужев-;

3) Муравьев-;

4) ;

Определите номер правильного ответа.

85. Какой орден из перечисленных ниже был высшим в системе наград российских чиновников в XIX веке:

1) Св. Александра Невского;

2) Св. Андрея Первозванного ;

3) Св. Анны;

4) Белого Орла;

5) Св. Владимира;

6) Св. Станислава?

Выберите номер правильного ответа.

86. Из предложенных ниже вариантов выберите имя государя, при котором аристократическая модель государственной службы была заменена бюрократической:

3) Екатерина II;

4) Николай I;

5) Александр II.

Определите номер правильного ответа

87. Из указанных ниже фамилий сановников императора Николая I выберите автора проекта реформы управления государственными крестьянами:

3) ;

Укажите номер правильного ответа.

88. Ближайший сановник императора Николая I граф Егор Францевич Кан-крин провел в жизнь (1839–1843 гг.) одну из самых удачных реформ этого царствования. Из приведенных ниже мероприятий царского пра-вительства выберите и укажите реформу:

В. Потомственные почетные граждане

3. На военной и гражданской службе с 11 класса Г

Г. Личные почетные граждане

4. Ученые или художники, имеющие степень, а также купцы, если они пробыли в 1-ой гильдии 10 лет, во 2-ой гильдии - 20 лет В

Укажите номер правильного ответа.

149. Республикой какого типа является Российская Федерация по Конституции 1993 года:

1) Парламентской;

2) Президентской ;

3) Смешанного типа;

4) Советской?

Выберите номер правильного ответа.

Княжеская администрация состояла из чиновников, которых

Во главе первой группы стояли посадники и тысяцкие. Исто- рики отмечают, что «Со времени Олега князья, для управления городами, назначают своих дружинников, которые являются под именем мужей при Олеге, посадников, начиная с Ярополка и на- 1"пиков с половины XII столетия. Деятельность посадников и наместников опиралась на осо- бый характер их службы, по которому они, считая себя обязы- выющим князя своего службою, смотрели на управляемый ими ирод или область, как на законный, признаваемый и князем ис- точник собственного дохода и благополучия. В вознаграждение эти доходы они должны были представлять собою князя, то есть заботиться о его выгодах и интересах».

Посадник заменял в городе или в целой области князя. Толь- ко в том городе, где жил князь, посадника не было. У посадни- ком были свои отроки.

Тысяцкий был начальником земского ополчения, так что Подчиненный ему округ назывался тысячей. Этим чиновникам подчинялись печатник, таможенники, мытники и пр.

Во второй группе важнейшие обязанности при княжеском дворе выполняли тиуны - слуги для самых разнообразных по- ручений по княжескому хозяйству; тиунам поручались и дела по управлению княжеством. С середины XII в. тиун огнищный, или главный ключник, часто назывался дворским, т. е. дворец- ким. С течением времени из княжих дворовых слуг вышло и еще несколько важных чиновников - ловчие, стольники, околь- ничие.

Вече собиралось в городах для решения важных государст- венных дел и с усилением княжеской власти во второй поло- вине XIII в. прекратило свое существование. Обычно в случаях чрезвычайных вече собирал сам князь, его поверенный или те, кто выступал против князя.

Дружина князя играла наиболее значительную роль до начала XII в., когда почти все дружинники стали владельцами земли - вотчинниками.


можно разбить на две группы. К первой группе принадлежали чиновники, которые относились к органам государственного управления. Вторая группа состояла из личных слуг князя, ис- полнявших дворцовые обязанности, но в то же время имевших поручения по управлению княжеством.

Старшая дружина состояла из бояр, мужей, огнищан, млад- шая - из гридей, отроков и детских, милостников, пасынком и парубков.

Дружина первоначально проживала обособленно на содержании предводителя - князя племенного княжества. В X в. Отчетливо прослеживается деление дружины на две основные части - «бояр» и «гридей».

В XI-XII вв. усложняется структура государственного аппа- рата управления, формируемого из дружинников.

Русская Правда дает широкий перечень лиц княжеской адми- нистрации, выполнявшей государственные функции управления и сбора налогов - дани, торговых и судейских пошлин:

Княжий тиун (правитель-наместник князя в городе, зани- мавшийся делами текущего управления и творивший суд от имени князя);

Мытник (человек, собиравший торговые пошлины);

Вирник (человек, собиравший «виру» - деньги, вы- плачиваемые преступником в пользу князя за совершение преступления);

Емец (собирал «продажи» - плату в пользу князя, вноси- мую преступником за кражу), а также выполнял функции; управления личным хозяйством князя;

Ключник;

Княжий тиун огнищный, или огнищанин (от слова «огни- ще» - дом, управитель личным хозяйством князя);

Княжий конюх, конюший, повар, сельский слуга и другие лица в хозяйстве князя.

Рядом с лицами, занятыми в управлении княжеским хозяй- ством, Русская Правда упоминает тех же лиц в хозяйстве бояр- ском, например боярский тиун. Социальная принадлежность; всех этих людей могла быть разной: это могли быть и свободные люди на службе князя, и лично зависимые от него холопы, че- лядь, рабы, и отпущенные им на волю и посаженные на землю челядины. Но в целом государственную власть делили между собой князья и самые знатные бояре.

В Киевской Руси во главе княжеского управления стоял со- вет при князе, составлявшийся из его бояр. Совет этот не носил постоянного названия; отдельное совещание-заседание этого со- вета иногда называлось думой.

Название «бояре» происходит от древнерусского слова «бо- ляр» - боец, дружинник. Большинство историков разделяют бо- яр X-XI вв. на княжеских (княжих мужей) и земских (старцев

Градских, потомков родоплеменной знати). Они представляли (шипим слой общества и были обязаны служить в войске кня- зи оставаясь полными хозяевами на своей земле.

Хотя Боярская дума как совещательный орган не имела по- стоянного состава, юридически не была оформлена и созывалась По мере надобности, ее влияние на политику князя было весь- мa ощутимым. Она принимала участие в решении важнейших Государственных вопросов: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение

ряда судебных и финансовых дел и др. Совет символизировал Ирана и автономию вассалов и обладал правом вето.

Младшая дружина, как правило, в совет князя не входила. Но в разрешении важных вопросов тактического характера князя обычно советовался с дружиной в целом.

С появлением у дружинников вотчинных владений соверша-

ется решающий шаг к их выходу из дружинной организации. Во второй половине XII-XIV вв. на место дружины становится княжеский «двор» - организация лиц, находящихся более или менее постоянно при князе и получивших название «дворяне», или слуги.

Двор включил в себя часть бывшей «младшей» дружины - (Прокоп и частично детских. Бояре и другая часть детских, став- ши вотчинниками, превратились в поземельных вассалов кня- зя они остались военно-служилой знатью, но перестали быть знатью дружинной.

Исследователи отмечали: «Система местного управления и Московском княжестве называлась системой кормления. Такое наименование она получила потому, что посылавшиеся и юрод и волости наместники и волостели вместе с их мно- гочисленными административными и судебными агентами (тиу- нами, доводчиками, наделыциками, праветчиками и др.) имели в виду главным образом, свои личные интересы, а не государ- ственные дела.

Города и волости давались в «кормление» боярам и вольным слугам. Права кормленщиков - наместников и волостелей были очень широкими: они собирали поборы («корм») с подвластного населения, взимали судебные, торговые и свадебные пошлины, вершили суд, выполняли полицейские функции, ведали ремонтом дорог, мостов и другими делами. Кормленщики, как правило, назначались на короткий срок (на один год)». Существовала и более древняя, чем княжеская, система земского управления: в стольном городе была сложность тысяцкого которому подчинялись сотские и десятские.

Земское боярство существовало в славянских племенах уже в VII-VIII вв., а возможно, и ранее. Звание боярина имела крупные землевладельцы и известные воины - «сильнейшие люди страны». Земские бояре назывались по именам городов - черниговские, ростовские, суздальские.

В войне и военных походах участвовали княжеская дружи- на, отряды княжеских и земских бояр и ополчение, состоявшем из жителей городов и сел. Старшие дружинники - «передних лепшие мужи» - назывались княжескими боярами. Основную постоянную военную силу князя составляли «отроки» или «дет- ские» младшей дружины.

Высшие места в дворцовом и местном управлении Киевским государством занимали старшие дружинники - думцы князя Они же назначались княжескими тиунами, конюшими, посад- никами, наместниками, тысяцкими и воеводами земских полков, Некоторые должности передавались по наследству. Старшим дружинники имели собственные военные отряды «отроков», подчинявшиеся только им. Младшие дружинники служили при княжеском дворе ключниками, конюхами и управляющими небольшими волостями. Лучшие «отроки», отличившиеся на военной и гражданской службе, переходили в старшую дру- жину.

Княжеским воином в то время мог стать любой, даже ино- странец, и из младших дружинников дослужиться до звания княжеского мужа или боярина. Княжеские бояре получали в на- граду за службу земли и сближались с земскими. Земские бояре старейших родов постепенно утрачивали свою независимости и обособленное положение, поступали на княжескую служб и в свою очередь сближались с княжеским двором. Бояре-земле- владельцы в XIII-XIV вв. пользовались большими привилегия- ми, практически освобождавшими их вотчины от подчиненности князю и подтверждавшимися особыми княжескими жалован- ными грамотами. Бояре-вотчинники имели право суда и сбора налогов. В военное время по приказу князя бояре обязаны были со своими дружинами участвовать в боевых действиях. Боярская служба была вольной, обязательной она стала только при Иване III.

Бояре времен раздробленности были вольными слугами кня- зей и в любое время могли отказаться от службы и перейти к другому князю. Такие условия постоянно обеспечивались осо- быми статьями княжеских договоров: «а боярам и слугам межи нас вольным воля».


В соответствии с правилом, действовавшим до XVI в., при переходе к другому князю бояре сохраняли все права на свои вотчины. В договоре московского князя Дмитрия Ивановича Донского и тверского князя Михаила Александровича было ука-

зано «А кто бояр и слуг отъехал от нас к тебе или от тебя к нам, а села их в нашей вотчине в Великом княжении, или в твоей вотчине в Твери, в те села нам и тебе не вступатися». При перемене службы боярские вотчины входили в состав земель нового князя. Однако с конца XIV в. ситуация измени- лась. И княжеских договорах стало указываться, что вотчина hi мчавшего боярина остается у старого князя при сохранении бояринома своих прав частной собственности на землю. Боярин и служить другому князю, но уже не вместе со своими зем- лями. И удельные времена появились особые княжеские слуги -

Слуги под дворским - подчиненные дворецкому и владевшие

имениями, пожалованными им из дворцовых земель князя. Име- нии поместья давались не в собственность, а при условии кня- кой службы и отбирались при уходе от князя. Поместье представляло собой деревню или несколько деревень с селом в центре, с пашенной землей, лугами и лесом. Так зарождался слой дворян-помещиков. Во главе княжеской службы стоял тысяцкий - предводитель земских полков и городского и сельского ополчения. Главный дворский, или дворецкий, ведал двором и дворцом а в стольном городе, всеми княжескими землями, контролировал владельцев этих земель, вел все княжеское хозяйство. Ему подчинялись княжеские слуги, дворяне и все дворские ведавшие дворами и дворцами князя в других городах княжества.

Судебные органы еще не сложились, их функции осуществ- лял либо сам князь или представитель администрации, либо

специальные должностное лицо - вирник и его помощники,

проводившие сбор штрафов и пр. Судебными полномочиями чьи или также церковные органы и феодалы-вотчинники.

Таким образом, основными признаками становлении древнерусского государства стали: особая система органов и учреждений, осуществлявших функции государственной власти; право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных


государством; определенная территория, на которую распространялась юрисдикция данного государства. В IX-XII вв. сложилось Древнерусское государство Киевская Русь - государство исторически переходно- го типа, как основной институт политической системы классового общества, охраняющий его экономические и социальные структуры.

Вопросы для повторения

1. Назовите этапы становления государственности в Древней Руси.

2. Раскройте механизм государственного управления Киевской Руси.

3. Дайте вашу оценку норманнской теории.

4. Каков вклад великих князей в становление государственности Руси?

5. Расскажите о содержании и значении Русской Правды.

6. Дайте характеристику налоговой системы в Древней Руси.