Тема родины в лирике. Тема родины в лирике Лермонтова. Стихотворение «Родина. Россия в диахроническом срезе
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

  • Образовательная цель: найти традиционные мотивы темы Родина и увидеть своеобразие представления этой темы А.А.Блоком.
  • Развивающая цель: развитие навыка анализа стихотворений А.Блока.
  • Воспитательная цель: воспитание чувства любви к своей стране через поэтику А.Блока.

Оборудование к уроку: тексты, презентация с репродукциями картин М. Врубеля. “Царевна – лебедь”, “Пан”, “Сирень”, “Лебедь”, “К ночи”.

Вступительное слово учителя.

В 1911 -1912 годах Блок переработал свои пять сборников в трёхтомное “Собрание сочинений”. С тех пор поэзия Блока в сознании читателей существует как единая лирическая трилогия, а по словам поэта, “трилогия вочеловечения”. Собирательным образом всех книг становится Родина. На одном из литературных вечеров Блок читал стихи из разных циклов. Его спросили, нельзя ли что-нибудь из темы Россия. Блок сдержанно ответил: “Это - всё о России”. Действительно, какое бы стихотворение он ни написал, это радость, боль, тревога, восхищение -это всё о России. Кто может поспорить, что “Прекрасная Дама”, “Снежная маска”, “Фаина”, “Страшный мир”, “Скифы”, “Возмездие”, “Двенадцать” не о России. Но объять необъятное на одном уроке невозможно. Существует у Блока цикл стихов “Родина”. На уроке прочитаем несколько стихотворений из этого цикла.

Ещё в 1006 году Блок писал: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении - как стрела, прямой...”. (Слайд №1, №2, №3).

Беседа о целях и задачах урока.

Вопрос к классу: Тема Родины новая в литературе?

Ответ: Нет.

Учитель: Следовательно, какие задачи урока мы поставим перед собой.

Ответ учащихся: Найти традиционные мотивы и увидеть своеобразие представления этой темы А.А.Блоком.

Учитель: В конце урока вы должны будете к уроку подобрать эпиграф. Это будет вашим пониманием темы урока. (Слайд №4)

Первое задание.

Учитель: Я предлагаю вам послушать стихотворение “Русь”. (Слайд №5)

С какой интонацией я читала?

Ответы учащихся: Интонация молитвы.

Учитель: Это не Россия – это Русь.

Какая она? Подобрать эпитеты. Найти излюбленные мотивы Блока.

Ответы учащихся: Древняя, дикая, колдовская. Русь, опоясана реками / И дебрями окружена,/ С болотами и журавлями, / И смутным взором колдуна Здесь и ночные хороводы, и ведуны, и ведьмы. Русь сказочная и непредсказуемая. Излюбленный мотив вьюги сопровождает колдовской образ девушки, придаёт особую поэзию древнего мира.

Учитель: Каково состояние лирического героя?

Ответы учащихся: Душевные метания, заблуждения и глубокая любовь к родине. Именно Русь спасает человека от потери духовной чистоты.

Живую душу укачала,
Русь на своих просторах ты,
И вот – она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Учитель: В композиции стихотворения какую особенность можно увидеть?

Ответ учащихся: Кольцевая композиция. С каким светлым молитвенным чувством начинается стихотворение, таким и заканчивается.

Учитель: То, что встречалось на пути, поэт часто узнавал по врубелевским картинам. - День спустя после похорон Михаила Александровича Врубеля Блок.А.А напишет: “С Врубелем я связан жизненно и похож на него лицом”. Обратимся к репродукциям картин Врубеля, найдём символические образы, ассоциативные ряды. (Слайд №6).

Учитель обращает внимание на картины “Царевна Лебедь”. 1990г, “Пан”,1899г,”Сидящий Демон”, 1890г, “Сирень”, “Лебедь” и другие.

Стихотворение из цикла Родина. “Россия”

(Слайд №7 прослушивание стихотворения “Россия”)

Второе задание. (Слайд №8).

Учитель: Найти общие черты изображения России с братьями по перу золотого века.

  • 1 ряд сравнивает стихотворение Лермонтова “Россия и стихотворение Блока “Россия”.
  • 2 ряд-стихотворение Пушкина “ Зимняя дорога” и стихотворение Блока “Россия”.
  • 3 ряд - отрывок из поэмы Гоголя “Мёртвые души” и стихотворение.Блока “Россия”.

Какие традиции русской классической литературы отчётливо прослеживаются в стихотворении “Россия”.1908 г.

Ответы учащихся: Образ дороги со всеми ее приметами проходит через все произведение. Он возникает в первой строфе:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи.

Эти емкие художественные детали: “три стертых... шлеи”, “спицы росписные”, “расхлябанные колеи” - опора для воображения читателя, дорисовывающего общую картину.

Образ мчащейся тройки возникает перед мысленным взором.

И на него ложатся пронзительные по силе чувства признания в любви к России:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые-
Как слёзы первые любви.
Образ человека - патриота.

Крест любви, веры, преданности и самопожертвования художника во имя спасения родины, быть верным долгу.

Образ женщины-труженицы, “с тоской острожной”.

Но здесь уже не колдуны и ворожеи, а русская женщина – крестьянка.

Анализ некоторых стихотворений из цикла “На поле Куликовом”. 1908 г. (Слайд №9, №10)

Учитель: Бесспорно, лучшее, что написал Блок о Родине, о её истории и современности, о подвиге служения своей стране – это цикл “ На поле Куликовом”. Цикл “На поле Куликовом” включает 5 стихотворений, связанных своим содержанием с известным историческим событием - Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского разгромили полчища золотоордынского хана Мамая. “На поле Куликовом” - цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее, о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.”..

Именно в этом стихотворении звучит “О, Русь моя! Жена моя!”. Это совсем звучит по – новому. Никогда ещё в литературе так лично, предельно откровенно не была любима родина. Думается, что поэт – символист образ родины видит как любимую жену, мать, Божью Матерь-всё светлое, не запятнанное ничем. Символический образ допускает различные толкования. Но бесспорно одно: это воплощение светлого идеала, который помогает герою выстоять в самых суровых испытаниях времени:

Завершающее стихотворение цикла окончательно проясняет его общий замысел. Обращаясь к прошлому, Блок не ставил перед собой цели воспитания современников в духе воинской доблести и патриотизма. В прошлом он искал соответствия настоящему, а в настоящем - прошлому. “Куликовская битва, - писал он в примечании к циклу,- принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение, Разгадка их еще впереди”. И, по его убеждению, время “возвращения” наступает. Грядут решающие перемены, по своей суровости, размаху и значению не только не уступающие битве на поле Куликовом, но, может быть, и превосходящие ее. Отказавшись от слишком подвижного, “частушечного” четырехстопного хорея (первый черновой набросок), Блок обращается к более “строгому” классическому четырехстопному ямбу:

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал.
Молись!

Этими мужественными стихами, устремленными в будущее, поэт завершает свой замечательный цикл.

Задание третье.

Учитель: Выписать образы символы Родины.

Ответы учащихся: Скудная глина. О, Русь моя! Жена моя, тоска безбрежная, и вечный бой, степная кобылица, закат в крови, покоя нет. Ты сошла в одежде свет струящей. Белый конь. лик нерукотворный, лебеди, всегда символизирующих верность, чистоту, преданность, в стихах Блока они в тревоге, в смятении, образ неба, идут, идут испуганные тучи, красный, кровавый цвет, поле Куликово и так далее.

Из сердца кровь струится – так мог сказать только поэт, осознавший свою жизнь, свою долю, кровно связанной с трагической судьбой родины. Поле Куликово – символ Родины, как в те далёкие времена, опять перед битвой.

Задание четвертое. (Слайд №12).

Учитель: Прочитаем ещё одно стихотворение Блока. “На железной дороге” 1910 год. Это стихотворение также их цикла “Родина”. Как вы считаете, почему А.А.Блок включил это стихотворение в цикл “ Родина”? Россия - это прежде всего люди. Какие они?

Ответы учащихся: Всеобщее безразличие людей порождает пустоту души, обессмысливает жизнь. Вот это и есть “тоска, дорожная, железная”. В такой мертвящей атмосфере человек может быть только жертвой. Если счастье невозможно, стоит ли жить? Цену теряет и сама жизнь. Не подходите к ней с вопросами. Автор отказывается объяснить причины гибели молодой женщины. Мы не знаем, “любовью, грязью, иль колёсами она раздавлена”. Если были при жизни равнодушны, зачем теперь проявлять неискреннее, кратковременное и бестактное участие. Весь трагизм передаётся кольцевой композицией. (Слайд 13).

Другое стихотворение “Грешить бесстыдно, непробудно” 1914 год. (Слайд 14).

Учитель: Какое сословие предстаёт в стихотворении?

Ответы учащихся: Попы – ничтожество. Но и от такой России не откажется поэт, хотя стыдно, очень больно, что такие люди есть.

Итоги урока. (Слайд 15).

Мы прослушали стихи Блока о Родине, отметили классические мотивы в его стихах, нашли отличительные черты. Какой эпиграф вы бы подобрали к уроку? Ответы учащихся могут быть разнообразные, но следует обратить внимание учащихся, что поэт к судьбе России подходит с интимной любовью. Родина для него жена. Надежда и утешение. С ней и невозможное возможно, она ведёт на вечный бой, покой нам только снится, заставляет человека самосовершенствоваться.. Она так любима, как слёзы первой любви.

Домашнее задание. (Слайд 16).

  • Прочитать стихотворение “Скифы” 1918 г.
  • Объяснить смысл названия.
  • Опираясь на текст стихотворения и полученные знания на уроке, ответить письменно на вопрос: В чём поэт видит высшее предназначение России?

Список литературы.

  1. Агеносов В. В. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа Москва 2006.
  1. Век мятежных настроений
  2. Ученический период
  3. Зрелый период
  4. Заключение

Век мятежных настроений

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году. Он жил в эпоху крушения надежд и идеалов, духовной опустошённости и отсутствия веры в возможность улучшения ситуации. Его детство пришлось на время распространения идей декабризма, а юношеские годы – на подавление декабристских восстаний и запретов на подпольную деятельность. Будущий писатель воспитывался в свободолюбивой атмосфере, не признающей прагматизма. Поэтому подобные общественные события не могли не сказаться на мировосприятии и миропонимании поэта. Будучи человеком с глубоко лирическим складом сознания, Лермонтов живо переживал и реагировал на мятежи и последующие за ними казни участников декабристского движения. Тема Родины в лирике Лермонтова неоднократно звучит, как одна из ключевых тем декабристской идеологии.

Для начала нужно сказать, что в этот период меняется само понимание литературы, меняются её функции и общекультурное значение. Вплоть до начала XVIII века литературная жизнь была сосредоточена в церкви. Однако ближе к XVII веку начали появляться сатиры, высмеивающие церковные реалии, грехи отцов церкви, взяточничество и пьянство священников. Вследствие этого авторитет церкви падал. Соответственно, вместо церкви, утратившей власть и влияние, нужно было найти новый ориентир. Начиная с XVII века, русская литература постепенно брала на себя роль информатора о быте, религии, нравственных устоях и политических событиях. К XIX веку на фоне ухудшения общественной жизни, крепостного права и отсутствия личных свобод, духовная и культурная роль литературы значительно возросла, что повлекло за собой совершенно новое культурологическое явление – литературоцентризм. XIX век был веком национального подъёма, формирования самосознания народа. Появляются произведения, лирический герой которых устремлен к идеалу, он свободен и априори не может найти общий язык или же прийти к консенсусу с обществом или властью. Именно благодаря распространению в литературе идей гуманизма и сформировалась русская интеллигенция.

Этапы творчества М. Ю. Лермонтова

Ученический период

В литературоведении принято делить творчество писателя на два этапа. Тема родины в поэзии Лермонтова всегда была одной из главных тем, к которым писатель обращался в разные годы своей жизни. В стихотворениях Лермонтова, которые относятся к первому, так называемому ученическому периоду творчества, отчётливо виден культ декабризма, несмотря на то, что к 1828 году декабристское восстание было полностью подавлено. Неоднократно повторяются мотивы свободы и тираноборчества, борьбы с монархией и возможности нового бунта. Тема родины в творчестве Лермонтова «ученического» периода звучит иначе, чем у его предшественников (например, у А. Пушкина или у К. Рылеева). Лирический герой в произведениях этого времени решителен и бескомпромиссен. Он остро реагирует на несправедливость этого мира, отдаляясь от него и возвышаясь над действительностью. Это – типический романтический герой, характерный для западной литературы. В первом периоде творчества у Лермонтова преобладает романтическое начало. Повествование отражает авторские идеалы, лирический герой зачастую является Альтер-эго самого автора. Это многогранная, бесконечная и неисчерпаемая личность, стремящаяся к абсолютной свободе. Как говорилось ранее, лирический герой не может найти точек соприкосновения с окружающей действительностью, в том числе и со своей Родиной:

«Я пробегал страны России,
Как бедный странник меж людей;
Везде шипят коварства змии»
1829 г., «К Д…ву (Я пробегал страны России…)»

Интересно, что гражданская лирика в чистом виде у Лермонтова практически не встречается. Очень часто в произведениях открывается сложный синтез философского, гражданского и личностного начал. В гражданской лирике нашёл отражение протест против рабства и угнетения:

«Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?»
«Последний потомок отважных бойцов
Увядает среди чуждых снегов;
Я здесь был рожден, но нездешний душой…
О! зачем я не ворон степной?..»
1831 г., «Желание (Зачем я не ворон степной?)»

В первых строках повторяется мотив свободы и стремления к ней. В финале этот мотив усиливается, выходит на новый уровень благодаря упоминанию родных земель. Получается, что лирическому герою Лермонтова чуждо не только общество с некими устоявшимися стандартами, но и сам менталитет. Примечательно: поэт использует слово «отчизна», а не «родина», это даёт основания полагать, что ему чужд и непонятен именно политический уклад государства.

Призыв бескомпромиссно следовать гражданскому долгу прослеживается в таких стихотворениях, как «Из Паткуля» ,1831.

«Напрасна врагов ядовитая злоба,
Рассудят нас бог и преданья людей;
Хоть розны судьбою, мы боремся оба
За счастье и славу отчизны своей».

И в стихотворении «Три ночи я провёл без сна»:

«Кровь собратий,
Кровь стариков, растоптанных детей -
Отяготела на душе моей,
И приступила к сердцу, и насильно
Заставила его расторгнуть узы
Свои, и в мщенье обратила все».

Зрелый период

В 1837 году, к 25-тилетию победы над французами в войне 1812 года, Лермонтов пишет «Бородино» - одно из наиболее известных нынешнему кругу читателей стихотворение. Именно с 1837 года начинается второй период творчества поэта. На зрелом этапе писательства Лермонтов несколько отходит от принципов романтизма, в его творчество проникают реалистические тенденции. Однако, при движении от романтической концепции к реалистической, наблюдается не замещение, а синтез, совмещение принципов двух литературных жанров. В «Бородино» впервые появляется не лирический герой, а рассказчик, который являлся участником событий. Это – обычный старый солдат, воевавший за свободу своей земли. Не военачальник или генерал, ведущий в бой армию, рефлексирующий и сомневающийся, одолеваемый сомнениями и тяжёлыми мыслями о том, что сражение может быть проиграно. «Бородино» написано с демократической, народной точки зрения. В стихотворении отчётливо прослеживается уравнивание «я» с «мы». Не «я» иду в бой, дожидаюсь картечи и иду на французов, а всеобъемлющее «мы», движущееся в едином порыве и с единой целью:

«И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой».

Тема Родины здесь сопряжена с темой Отчизны. Лермонтов не разделяет понятия государства и родного края, потому что в сознании простых бойцов они неразрывны. Солдаты готовы служить и умирать за родную землю просто лишь потому, что она для них родная. Они сражаются не с именами военачальников на устах, а с криками:

«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»

Одним из ключевых произведений в цикле о родине есть одноимённое стихотворение, написанное в 1841 году. Первые строки стихотворения стали крылатыми, именно они характеризуют отношение Лермонтова к родному краю:

«Люблю отчизну я, но странною любовью!»

Здесь дан цельный, единый, нерасчленённый образ крестьянской России. Тема родины и природы неразрывно связаны между собой. Автор вновь показывает, что его привлекает красота природы, духовное богатство народа, потрясающей красоты пейзажи, буквально дышащие размеренной жизнью и «преданиями старины». Здесь появляются описания бытовых реалий, тонкое изящество резных ставень и уют соломенных избушек. Поэт очарован буквально всем, что попадает в поле его зрения. Можно сказать, общий настрой произведения мечтательно-пасторальный, с негромкими нотками меланхолии.
Предположительно в 1841 году Лермонтов пишет ещё одно стихотворение – «Прощай, немытая Россия…». Оно противоположно по отношению к описанной ранее «Родине». Речь идёт о государстве с прогнившим изнутри политическим строем и народом, которого устраивает такое положение. Стихотворение состоит из двух четверостиший. Первое можно назвать обвинительным, во втором говорится о Кавказе.

«Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей».

Очевидно, что за поэтической фигурой «стены Кавказа» скрываются горы. Кавказ, безусловно, оказал большое влияние на формирование Лермонтова как поэта и как личности, однако, стоит заметить: автор говорит о побеге, но не из одной страны в другую, а из государства в другой, свободный от условностей и схем, край. Как и в «Родине» тут звучат мотивы природы, в которой лирический герой стремится найти убежище.

Тема Родины в лирике Лермонтова

В лирике Пушкина отражены чувства и настроения поэта в период с 1814 по 1837 год. Творческий путь поэта длился 23 года. Многообразие взглядов на жизнь, любовь и на поэта и поэзию претерпевало изменения. Даже в “Онегине” много изменено. Пушкинские взгляды эволюционизировались. В лирике Лермонтова такой эволюции нет. Лермонтов пишет с 1828 до 1841-й - 11 лет. При жизни его было опубликовано не более 30 стихотворений. Лермонтов был очень требователен и строг к себе. Тематика лирики его очень разнообразна, а настроение устойчиво. И Пушкин, и Лермонтов - выразители идей своей эпохи.

“Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”. И. Андроников.

Творчество Лермонтова приходится на переходный период в развитии русского общества - от дворянской революционности к разночинно-демократическому мышлению. Лермонтов - продолжатель идейно-художественных традиций Пушкина. Они оба представители того направления литературы, в котором отразились размышления, сомнения, отрицания. Эти поэты - создатели героя своего времени, лишнего человека (Онегин и Печорин).

Творчество Лермонтова необычайно своеобразно. Грань, разделяющая Пушкина и Лермонтова, - это 14 декабря 1825 года. Лермонтов вошел в литературу, когда революционные надежды были разрушены. Отсюда и своеобразие его лирики - безотрадность поэзии, одиночество, предчувствие трагической гибели. Однако вера в народ, в его могучие силы во многом помогали поэту побеждать эти настроения, и в лирике его утвердились тема поэта и поэзии, тема родины, природы; многие его произведения - горькая дума о судьбах молодого поколения эпохи.

Патриотическая лирика занимает важное место в поэзии Лермонтова. По мнению поэта, отношение к родине определяет положение и человека, и поэта. Лермонтов горячо любил Россию, любил ее так, как лучшие люди его времени - Белинский, Герцен, как позже Чернышевский, Некрасов, Добролюбов. Любовь к России соединялась в нем с ненавистью к врагам русского народа, с протестом против тирании, крепостного права, насилия над личностью. Мотивы любви к родине встречаются уже в ранних стихотворениях поэта. Боль за любимую родину звучит в стихотворении “Жалобы турка”:

Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

Там за успехами несется укоризна,

Там стонет человек от рабства и цепей!..

Друг! этот край... моя отчизна!

В 1831 году поэт пишет “Поле Бородина”, на ту же тему, что и позднейшее “Бородино”. Это стихотворение - первое воплощение мыслей и чувств, живущих в душе поэта-патриота. Написанное в 1837 году Лермонтовым, достигшим политической зрелости, “Бородино” стало одним из любимейших стихотворений читателей. Стихотворение написано в связи с двадцатилетней годовщиной Бородинской битвы. Написано оно в форме разговора молодого солдата с ветераном - участником войны 1812 года. По существу, “Бородино” - рассказ рядового солдата о Бородинском сражении, так как только первые 7 строк принадлежат его собеседнику. Рассказ ведется эпически, спокойным тоном человека, гордого за свое героическое поколение, но в то же время не склонного к хвастовству и ложным фразам. Лишь изредка речь героя-бойца звучит торжественно:

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Истинный патриотизм русских людей, без позы, без хвастовства отражен в стихотворении. Настроение русских солдат перед сражением показано в четырех выразительных строках.

Ворчали старики:

Что ж мы? на зимние квартиры!

Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки!

Ореолом высокого героизма окружен образ полковника. В его уста вложены слова, которые столько раз повторяли советские воины в 1941 году:

Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали.

Симпатию вызывает и образ самого рассказчика: в его рассказе отражены те качества, которые мы до сих пор ценим в русском солдате: готовность умереть за родину, храбрость, вера в победу, гордость русским военным искусством, гордость за свое поколение. Однако подлинный герой Бородина - это русский народ, “могучее, лихое племя”, это одержавшие победы в войне с французами простые солдаты. Именно народу поет славу в своем стихотворении Лермонтов, выступающий как народный поэт.

Своеобразен стих “Бородина”, он звучит, как разговорная речь, написан четырехстопным ямбом. Это первое стихотворение, которое Лермонтов хотел показать Пушкину и напечатать в “Современнике”.

Чувством гордости за свой народ и свою родину проникнуто юношеское стихотворение Лермонтова “Два великана”, в котором также нашли художественное отражение события 1812 года. “Старый русский великан” поджидает к себе “другого из далеких чуждых стран”. “Русский витязь” - “старый русский великан” - спокоен, невозмутим, как будто заранее знает исход борьбы, по-богатырски могуч. Ему достаточно “тряхнуть головою”, чтобы дерзкий пришелец оказался поверженным. Довершает представление о нем образная деталь: “в шапке золота литого”, что уподобляет великана златоглавому Московскому Кремлю. “Великан” - воплощение силы всей Руси, но прежде всего Москвы, что не сдалась и не покорилась французам. Сила же и храбрость “пришельца” - проявление безрассудной дерзости. В гордости, с какой Лермонтов пишет о победе “русского великана”, проявляется его патриотизм, любовь к воинской славе отечества.

Многие стихи Лермонтова стали новым явлением в русской поэзии, ибо в них звучат гражданское негодование и протест против окружающей его николаевской действительности, которая губит самых талантливых. Трагической гибели Пушкина посвящено стихотворение “Смерть поэта”, первая часть его напоминает элегию, где автор скорбит о гибели дивного гения, который был славой и гордостью России. Лермонтов хорошо знал не только творчество Пушкина, но и последние, трагические несколько лет его жизни. Потому он пишет и о его неравной борьбе со светом, с высокопоставленными чиновниками, знавшими “его свободный смелый дар”, потворствовавшими убийству великого гения русской поэзии. Боль, горечь и ненависть к свету выразил автор во второй части стихотворения.

Высший свет, по мнению Лермонтова, - это “приличьем стянутые маски”, и часто мечтой поэт уходит от них в прекрасное прошлое. “Как часто, пестрою толпою окружен”, - вспоминает Лермонтов о дорогих, родных тархановских местах:

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями.

Когда-то здесь поэт плакал и любил, но он знает, что невозможно жить только привязанностью к “недавней старине”! Как бы ни была она прекрасна. Автор-борец, он не может быть пассивным в жизни, улетать мечтой в прошлое. Его оружие - поэтическое слово, и, пользуясь им, он написал одно из самых сильных политических стихотворений “Прощай, немытая Россия”. Оно проникнуто ненавистью к царю, жандармам - “голубым мундирам”, и горечью патриота, упрекающего народ за послушание. Итак, Лермонтов в конце своей жизни воспринимал Россию “страной рабов, страной господ”. В лирике Лермонтова истинное чувство любви к отечеству противопоставляется казенному патриотизму. Он осуждает официальную Россию. Большое место в поэзии Лермонтова занимает и прямое выражение любви к родине. Если в стихотворении “Прощай, немытая Россия” звучит ненависть, сарказм, сатирическое обличение господствующих классов, то в ряде других стихотворений поэт выразил свою любовь к подлинной России, к России-Отчизне. Одним из лучших образцов патриотической лирики поэта является стихотворение “Родина”.

18 марта 1841 года Белинский писал Боткину: “Если будет напечатана его “Родина” - то, Аллах-Керим, - что за вещь - пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских”.

Тема стихотворения определяется самим названием: “Родина”. Это уже не Россия в “голубых мундирах”, а страна русского народа, отчизна поэта. Поэт называет свою любовь “странной”.

Люблю Отчизну я, но странною любовью.

Эта любовь не похожа на казенный патриотизм правящих классов. Она слагается из горячей любви поэта к русскому народу и любви к родной русской природе. Стихотворение воссоздает картины родной природы: холодное молчание степей, “лесов безбрежных колыханье”, “подобные морям” разливы рек. Родная природа величественна.

Далее мысль поэта обращается к народу: “Проселочным путем люблю скакать в телеге”. “Проселочный путь” приводит нас в деревню, и возникает образ жизни русских людей, трогательный, грустный образ русской деревни:

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Поэту близка и понятна жизнь простого русского народа, дорого все, что связано с жизнью русского крестьянина:

С отрадой многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно.

Перед взором лирического героя предстает народ в будни и в праздник.

И в праздник, вечером росистым

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Лексика стихотворения, вначале литературно-книжная (“рассудок”, “слава, купленная кровью”), в последней части сменяется простой разговорной речью (“скакать в телеге”, “дымок жнивы”, “говор пьяных мужичков”). Русская природа, вначале представленная в ее суровом величии, потом предстает в трогательном образе “четы белеющих берез”. Шестистопный и пятистопный ямб сменяется в стихотворении четырехстопным. Разнообразна и рифмовка - чередующаяся, охватывающая и парная рифма.

Образ поэта в “Родине” - образ глубоко любящего родину русского передового человека 40-го. Белинский назвал “Родину” пушкинским стихотворением, потому что Пушкин первый показал, что значит подлинный реализм в поэзии, а Лермонтов в “Родине” - поэт-реалист. Стихотворение это высоко оценил Добролюбов: “Лермонтов обладал, конечно, талантом и, умевший рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение “Родина”, в котором он становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно. Стихотворение “Родина” говорит о повороте творчества Лермонтова в сторону революционно-демократической поэзии.

Тема Родины и патриотические мотивы в произведениях Лермонтова звучат несколько иначе, чем в творчестве других поэтов XIX века. Объясняется это не только особенностями личности, характера Лермонтова или его мировоззренческой позицией, но и общественно-политической обстановкой в стране. В условиях жесточайшей реакции после расправы над декабристами многие общественные деятели потеряли веру в свои силы, не видели смысла следовать путём честных и мужественных борцов за свободу и за реформы в России. Наступил период апатии, бездеятельности, пассивности молодого поколения, что было тревожным симптомом для политического движения.

В стихах Лермонтова читатель ощущает напряжённость, мрачность, некоторую угрюмость автора, хотя протестные настроения в лирике поэта присутствуют, вопреки гнетущей атмосфере современной действительности.
Так, в стихотворении «Родина» поэт говорит о двойственности чувств, какие он испытывает при размышлениях о природе, людях и о стране в целом. Он признается: "Люблю отчизну я, но странною любовью!"

И эта «странность» заключается в том, что любит поэт не славу России и не её историю («тёмной старины заветные преданья»), не власть и не самодержавно-крепостническое государство. Причём всё то, что не вызывает умиления в его душе, прямо противоположно другим картинам русской действительности, при виде которых возникают тёплые чувства в сердце поэта. Это пейзажи средней полосы России с её просёлочными дорогами, берёзками, крестьянскими избами:

Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз...

Те степные просторы, которые для многих людей связаны с тоскливым настроением, Лермонтову очень нравятся и вызывают гордость при виде величия Родины:

Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье...

Удивительно и то, что дворянин Лермонтов с удовольствием смотрит «на пляску с топаньем и свистом», а значит, ценит национальные, народные традиции и культуру. Сам не державший соху в руках, он, «с отрадой, многим незнакомой», отмечает успешность крестьянского труда: «полное гумно» как результат урожайного года, то есть достаточно много зерна у тех хлеборобов, кому повезло не разориться. Проезжая деревеньки, автор успевает отметить некоторые уютные домики, любуется избами тех мастеров-сельчан, которые украшали окна своих домов резными ставнями.

Любовь к крестьянской России, тем не менее, не закрывает поэту глаза на отрицательные стороны русской жизни: бесправие и угнетённость народа, произвол жандармов. Он испытал на себе и слежку тайного отделения полиции, и цензуру, гонения в творчестве. Всё это тяготило многих свободолюбиво настроенных людей, и в результате появляются у Лермонтова такие резкие строчки, которые написаны перед новым вынужденным отъездом на Кавказ:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Конечно, не следует понимать буквально метафору «немытая Россия». Здесь, наверное, можно увидеть не только раздражение автора в связи с жалким существованием и нищетой населения, но и возмущение бескультурьем, то есть темнотой сознания неграмотного крестьянства, не видящего смысла в борьбе за собственные права.

Эти стихи созданы поэтом в 1841-м году, незадолго до смерти, когда пессимистические настроения Лермонтова усилились, вследствие жизненных обстоятельств.

А в 1837 году тема Родины прозвучала очень ярко и патриотично в стихотворении «Бородино». В то время поэт писал об историческом событии в русской истории с большой гордостью. «Схватки боевые» во время Бородинского сражения помнит весь русский народ, так как именно тогда решился исход борьбы в Отечественной войне 1812 года. Любовь к Родине простых солдат восхищает Лермонтова, он пишет об этом с пафосными интонациями:

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Поэт согласен с рассказчиком, старым солдатом, который отвечает на вопросы молодого воина, что участников тех сражений следует считать не только великими патриотами, но и Богатырями земли Русской. Среди них как простые крестьяне, так и знатные дворяне:

Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...

Такими полководцами гордилась Россия, ведь им верили люди, они вели за собой войска, подавая личный пример:

Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали...

Благодаря самоотверженности, храбрости и мужеству участников войны в борьбе с наполеоновской армией, Россия отстояла свою независимость, когда не только пушки решали исход сражения, но и «удалый, рукопашный» бой. Вот поэтому можно гордиться людьми, готовыми отдать жизнь ради Родины, и Лермонтов по праву называет их могучим, лихим племенем, богатырями.

О любви поэта к Родине могут многое рассказать и стихи, посвящённые природе родного края. Иногда страдающему человеку общение с природой – это как бальзам на душу. В тональности стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...» угадывается желание уйти от гнетущей реальности на свободу, к природе. Лермонтов написал эту пейзажную миниатюру, находясь под надзором (в результате преследований за стихотворение «Смерть поэта»). Но он нашёл выход: смог представить себя свободным, будто очутился на лоне природы, хотя происходило всё в его воображении. И нарисованные им картины не только дышат любовью к родному краю, но также говорят о способности человека ощущать духовное слияние с окружающим миром.

По-разному могут быть выражены патриотические чувства: то с ожесточённостью человека, знающего о пороках в своём Отечестве, то с величайшей нежностью любящего сына к матери-родине. В творчестве М.Ю.Лермонтова проявилось множество оттенков чувств в отношении к природе и Родине, и все его стихи приносят читателям ощущение сопричастности к поставленным проблемам и к мыслям о необходимости преобразований в обществе.

Рецензии

Здравствуйте, Зоя!

Прочёл с удовольствием ещё несколько Ваших работ. Они мне нравятся. А сегодня в очередном материале встретил строфу:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ… и т.д.
При этом вспомнил, что некоторое время тому назад прочитал разбор этого стихотворения одним из авторов Проза.ру. Он со всей категоричностью утверждает, что это стихотворение – провокационная подделка под Лермонтова, с целью его компрометации (какого-то «доброжелателя»). Мне доводы его показались убедительными, потому что в ряду патриотических стихов оно выглядит чужеродным. Автора этого анализа я занёс к себе в число избранных. К сожалению, сейчас не сумел отыскать его среди большого числа фамилий. А хотел бы представить его Вам. С уважением,
Ю.С.

Здравствуйте, Юрий!
Я знаю эту точку зрения, читала и статью, но доказательств нет, а потому попыталась понять, что можно увидеть за словами "Прощай, немытая Россия...". Не так уж и страшны эти гневные слова, озлобленность у поэта могла быть, ведь его снова изгоняли из столицы на Кавказ. А народ в России безмолвствовал годами, народ был "тёмным" и терпеливым, и некому было его просвещать. Трудно было с помощью реформ делать государство "просвещённым", как тогда говорили. Так что мог Лермонтов и ругнуть сгоряча, я тут ничего компрометирующего не вижу. На самом деле он знал, что не хотели крестьяне рабами быть, а вот избавлять их от невежества и долготерпения надо было.
Политики очень легко жонглируют словами, говоря иногда от имени народа. Даже референдум провели 24 года назад и наплевали на мнение граждан, а на Украине вообще результаты подделали.
Скажите, кто учитывал мнение народа перед совершенно жутким событием в Беловежской пуще? Это был шок, когда люди вдруг проснулись "негражданами", дети и родители оказались по разные стороны границ! Кто нас спросил, как и жителей Крыма? Америка за нас всё решала!
А ведь тогда тоже можно было сказать: "И ты, им преданный народ!" Не был предан наш многонациональный народ всех союзных республик Кравчуку, Шушкевичу и Ельцину. Но ведь промолчали мы, протестовать не смогли: просто парализованы были, беспомощными себя чувствовали. Зато хорошо подготовленная американцами "передовая общественность", часть нашей "элиты" поддержала этих неумных "вождей".
Вот Вам и пример того, как можно возмутиться страной и "рабским народом".
Да, Лермонтов был оппозиционером по отношению к правительству, но был истинным патриотом, и любил не только свою землю, природу, но и уважал свой народ, жалел его, гордился его трудолюбием, умением сохранять национальные традиции.
Сейчас меня, например, возмущает, что рабами нас называет оппозиция, в которой давно путают патриотизм с предательством. Вот это полностью противоречит тому, что чувствовал и говорил Лермонтов. И в данный момент я лучше власть поддержу, чем этих американских марионеток. Они как Союз развалили, так готовы Россию расчленить, в надежде урвать лакомые кусочки, отхватить от Сибири что-либо себе в собственность или от Дальнего Востока. Как они надоели, просто ненависть вызывают! И почему их не успокоят какие-нибудь Высшие силы?
Вот такие размышления, Юрий. Всего Вам доброго!

Тема родины в лирике А. Блока.

Тема Родины для Блока – это одна из важных тем его творчества. Этой теме он посвятил свою жизнь. Его считали певцом Прекрасной Дамы, а поэт писал и множество стихов о России, любил её всем сердцем, раздумывал о её судьбе, о её будущем.
Какой она открывается нам? Каким открывается поэт в своей патриотической лирике?
В 1906 году А. Блок написал стихотворение « Русь».
Читаешь первые три строки этого стихотворения и кажется, что это про любимую женщину:
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю - и за дремотой тайна…

Нет, это не о женщине – это о России. Это сон героя стихотворения, где встаёт перед ним его Родина, его Русь во всей своей красе лек, озёр, гор. Это удивительная страна, которую любит поэт за всё: за традиции, за предания старины, за песни, даже за нищету, где «в лоскутах ее лохмотий» герой прячет наготу своей души.

Русь для поэта – это нераскрытая тайна духа народного, Русь – это великий русский народ, почивающий в тайне:
Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь.
Она и в снах необычайна…

В 1908 году поэт написал цикл «На поле Куликовом» - это пять стихотворений, посвящённых России, её историческому прошлому и будущим временам, которые волнуют поэта.
Уже первые строфы - это боль и гордость поэта, который Русь воспринимает как женщину, жену:

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.

Наверное, никто так не обращался к России. Блок сравнивает Русь с женщиной, женой, с которой ему предстоит проделать долгий путь, полный лишений, разочарований и потерь:

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица

В стихах «На поле Куликовом» - предчувствие грядущих бурь, трагедий. Поэт видит весь путь страны - «от поля Куликова» до современных дней. Блок придает большое значение Куликовской битве как важному событию истории.

Образ России многогранен: «слышал я Твой голос сердцем вещим, В криках лебедей», «Твой лик нерукотворный». Образ Руси сравнивается и с образом Богоматери.

Любовь к Родине, к народу А, А. Блок выразил в стихотворении «Россия», написанном тоже в 1908 году. Это произведение сочетает в себе и настоящее, реальное и что-то мечтательное, очень лиричное, как в песнях:Россия, нищая Россия,Мне избы серые твои,Твои мне песни ветровые -Как слезы первые любви!

Поэт пишет о России и открывает Образ Христа.который, с одной стороны, носит лирический характер, а с другой - эпический, народный. О таком Христе Блок говорит в стихотворении “Родина”:
Когда-то там, на высоте,
Рубили деды сруб горячий
И пели о своем Христе.
В образе Христа, весть о котором идет из темной России, нет смирения, он несет возмездие:
И капли ржавые, лесные,
Родясь в глуши и темноте,
Несут испуганной России
Весть о сжигающем Христе.
Образ Христа в поэме “Двенадцать” – это тоже про Россию, с которой и в революционные дни, по мнению Блока, Христос был рядом.
Можно приводить множество примеров и из других стихов о России – она разная, Родина наша, в творчестве Блока, но всегда согрета любовью поэта, его верностью, гордостью, надеждой.