Такая разная Боливия: археология, колониальная история и невероятная природа. Боливия. Храм каменных голов

Перед тем, как покинуть Боливию, заезжаем на боливийское Альтиплано в 20 км от озера Титикака в древний город Тиауанако (Tiwanaku), что был центром тиауанакской империи, простиравшейся на площади в 275 квадратных километров от 14-й до 23-й параллели.

Собственно сейчас уже города нет. Взору предстают немногочисленные каменные истуканы и сохранившиеся панно, Ворота Солнца с огромным разломом да раскопки первобытных чистилищ. А когда-то он славился гигантскими каменными блоками весом в 131 тонну, необычными статуями, монолитными Воротами Солнца и Луны, подземными пирамидами и дворцами, в первозданном виде которые уже никто не увидит.

О времени появления Тиауанако долгое время исследователи не могли договориться. Одни датировали его десятками тысяч лет (15-17.000), другие замахивались аж на сотни тысяч (до 250 тысяч лет). В одном они были единодушны, что город строился постепенно самими индейцами. Наконец, боливийский археолог Карлос Понсе Санхинес на время приостановил все споры, установив методом радиоактивного углерода возраст легендарного города с 3 века до нашей эры.

В своих исследованиях ученый нашел 5 исторических эпох в жизни Тиауанако, просуществовавшего 13 столетий до первой половины 11 века, когда воины и верховные жрецы навсегда покинули его. Так это или не так, но аура древности действительно витала над сооружениями.


Период наивысшего расцвета пришелся на четвертую эпоху в 7 веке, когда влияние изобразительного искусства и религиозных представлений Тиауанако захватило обширные территории нынешних Боливии, Чили и Перу, где тоже нашлись следы тиауанакской культуры. Но одного установить ученый так и не смог – как город назывался в древности, когда был полон жизни. Ведь свое название он получил уже во времена инкской империи, когда в нем никто не жил.

Во всяком случае, существует прелестная легенда, как это произошло. Однажды Инка Капак отдыхал среди развалин покинутого города, как прибежал запыхавшийся гонец с важными известиями из столицы. Оценив усердие гонца и сравнив его с гуанако, Инка удостоил того чести посидеть рядом с царственной особой и торжественно произнес: "Тиа Уанако", что означает на языке кечуа – «сядь, гонец, быстрый, как гуанако». С тех пор это название за городом и закрепилось.

Правда, есть и другие варианты. Некоторые считают, что название города означает «Мертвый город», что звучит немного не жизнеутверждающе. Или «Камень в центре» на языке индейцев-аймара, подразумевая, что город находился в центре мира.

Несколько веков город стоял опустевшим, пытаясь всеми силами противостоять натиску природы после того, как его покинули жители. Но не она доконала Тиауанако. Его разорение началось в колониальные времена, когда индейцы-аймара, расселившись рядом, ускорили его разрушение. Не задумываясь, что останется потомкам, они до последнего камешка разобрали тиауанакскую Цветную лестницу и добрались до Дворца саркофагов.

В течение 400 лет древний город был крупнейшей каменоломней Боливии. Уже в 20-м столетии исчезла сточная канава, служившая главным водопроводом города. Не повезло и монолитной статуе в честь бога грома и грозы, которую раскололи на четыре части. Но самый сильный урон нанесли строители железной дороги, почившей с годами в бозе, додумавшиеся разрушать статуи и стены Тиауанако динамитом.

Отношение боливийцев к индейскому городу, оказавшемуся с возникновением Боливии на территории этой страны, изменилось лишь в середине 20-го века, когда в 1957 году был основан боливийский государственный "Центр археологического изучения Тиауанако". Началась кропотливая работа по реконструкции города, результаты которой были видны уже в наше посещение спустя полвека. Но работы ведутся медленно, судя по количеству мест, куда пройти невозможно.

В Тиауанако, точнее в том, что от него осталось, сумели реконструировать часть города с названием Каласасайя. Это усадьба с прямоугольным основанием, обнесенная кирпичной стеной со встроенными монолитными колоннами, сохранившимися благодаря своему весу. Одну треть всей площади усадьбы занимает полностью восстановленный внутренний дворик, находящийся ниже уровня земли.

Исключительность стене придают вмурованные в неё резные каменные головы.

В центре дворика, в том же месте, где она когда-то и стояла, установлена трехметровая тиауанакская статуя, называемая монолит Понсе по имени археолога, раскопавшего ее.

В 1932 году исследователем Тиауанако профессором Беннеттом примерно в том же месте обнаружена гигантская статуя высотой более 7,25 метра, ныне носящая его имя - монолит Беннетта, с подобием тюрбана на голове и сложенными на груди руками. В одной из них археологи разглядели тиауанакский сосуд «керо», в другой - обрядовый индейский горн из раковины.


Попасть в Каласасайю жители города могли через большие каменные ворота по монументальной лестнице со ступенями. Но ходить сегодня через ворота не получится. Всюду преграждающие таблички и опоясывающие монументы ограждения. Некоторые археологи считали, что ворота являются частью дворца правосудия, описанного конкистадором Педро Сьеса де Леон, наткнувшимся на остатки тиауанакской цивилизации в 1549 году.
По соседству с Каласасайей расположены развалины сильно поврежденного Дворца саркофагов, состоявшего из ряда жилых помещений и небольших зал. Обнаружены и ранее неизвестные святилища - "Полупогруженный храм", основание которого опущено на глубину около двух метров.
Но самый известный со школьных лет памятник Тиауанако – Ворота Солнца (Инти-Пунку). Они расположены в северо-западной части Каласасайи и вытесаны из десятитонного целостного блока андезита размерами 3 на 4 метра. Европейские исследователи в середине 19-го века нашли мегалит лежащим на земле расколотым и покрытым огромными трещинами. Эти трещины видны и ныне.

Ворота были установлены там, где их нашли, хотя считается, что изначально они находились в другом месте. Их монументальность рождает риторические вопросы, каким образом древним индейцам удалось обработать эту прочную скальную породу. Ведь, как считают современники, они не знали металлических инструментов.


Верхнюю часть Ворот украшает богатый барельеф, где в центре расположена человеческая фигурка с большой головой, окруженной нимбом из 24 лучей, каждый из которых завершается головой пумы. Но нужно иметь большое воображение, чтобы ее разглядеть. Считается, что в фигурке изображен главный бог Тиауанако - Кон-Тики Виракоча со слезами на лице в доказательство того, что могучий бог даровал земле влагу, обеспечивая поля индейцев урожаем. А в его руках - большой царский жезл с головками кондоров наверху.

Сохранность божества оставляет желать лучшего. Может, поэтому некоторым виделся космонавт в скафандре. А в остальных 48 фигурках барельефа с головами кондоров и человечков буйная фантазия распознавала архаичного животного токсодона, прекратившего свое существование на южноамериканских просторах 13 тысяч лет назад.

Своей письменности жители Тиауанако не имели, потому многочисленные версии древнеперуанских мифов о Виракоче и Тиауанако во многом расходятся. Но в каждой из них говорится о том, что из-под озера Титикака в пору вечной тьмы вышел бог Кон-Тики Виракоча и стал правителем Тиауанако. Виракоча сотворил Солнце, Луну и другие светила, а еще людей, которых создал из камня. Своих каменных прародителей индейцы тоже называли его именем. Кстати, и инки исчисляли свою историю от времен Виракочи, считая его своим предком…

Национальный археологический музей (Боливия) Учрежденный Расположение Координаты Тип Директор Куратор Сайт
Экспонат топором голове животного украшения в Национальном музее Боливии археологии
Расположение Национальный археологический музей (Боливия) в Ла-Пасе
Оригинал в 1864 году, в новой форме в январе 1960 года
Ла-Пас Боливия
16 ° 30? S 68 ° 09? Вт? /? 16.50 ° S 68.15 ° W? / -16,50; -68,15
Археологический и Антропологический
Макс Португалия Ортис Secretaria генерал.
Хулио Сезар Веласкес Alquizaleth.

The Национальный археологический музей Боливии (Исп. : Национальный музей Arqueologia де Боливия) Является национальный музей археологии Боливии. Он расположен в столице Ла-Пасе, в двух кварталах к востоку от Прадо. , работающий в Национальном институте археологии, специализированного учреждения заместителя министра культуры, он, как говорят, самый известный музей в Боливии. Музей представляет культурные антецеденты боливийского народа от доколумбовой эпохи. Есть проявления резными скульптурами, а также керамические и окрашенные изделия из камня и металлов.

    1 История 2 Коллекции 3 Справки 4 См. также

История

Архиепископ Жозе Мануэль Indaburo, считается отцом археологии в Боливии, сыграл важную роль в создании музея с коллекциями археологических, этнографических и естественнонаучных антикваров. В июне 1846 года, в присутствии генерала Хосе Ballivián, небольшая коллекция была начата в комнате в городском театре. Театр был расположен на улице Хенаро Sanjines в Ла-Пасе и назвал "Общественный музей", д-р Мануэль Кордова был ее первым директором.

В 1919 году многопрофильная "Национальный музей" был открыт в Тиуанако дворца на условиях аренды. По распоряжением от 22 мая 1922 года Президент Баутиста Сааведра уполномоченным покупке здания для размещения музея. Это продолжалось как многопрофильной музея до начала 1959 года. Доктор Карлос Понсе Sangines который занимал пост директора Центра археологических исследований в Тиуанако, кампанию и получил его вновь открыт в 31 января 1960 как Национальный археологический музей.

Коллекции

Экспонат доколумбовой зверей из золота в Национальном музее Боливии археологии.

Национальный музей является частью Национального института археологии в рамках административной юрисдикции заместитель министра культуры. Он имеет более чем 50 000 археологических предметов, которые были найдены с помощью научных исследований и земляных работ. Она представляет культуру восточных равнинах и западного горного района. Культурное развитие боливийского народа, как она развивалась на протяжении последних нескольких столетий, представлена.

Экспонаты на выставке в постоянной экспозиции состоят из ценных артефактов Тиуанако, Chiripa, Молло, инков и восточных боливийских культур. Здесь же находится коллекции епископа Indaburu и полковника Diez де Медины, в дополнение к элементов из недавних археологических раскопок. Экспонаты отражают наследие, которое развивалась на протяжении нескольких столетий. К ним относятся скульптуры, картины, музыку и танцы, представляющие собой слияние индийской и европейской культур.

Высокий рельефная резьба на дисплее выполнен из черного камня и имеет геометрическую конструкцию. Он относится к культуре Chinpa (около 1500 до н.э.), и был взят с полуострова TRACO в Лос-Анд провинции. цифры Бронзовый инков, мумии и монолит, который принадлежал к культурам Тиуанако и инков, также на дисплее. Тиуанако (который предшествовал периоду инков) является доколумбовой археологических раскопок в западной Боливии, которая восходит к ранней 1500 г. до н.э.. Другие экспонаты включают доколумбовой период животных.

Статья была переведена автоматически.

Программа тура:

День 1. Санта-Крус

Встреча в аэропорту Санта-Крус и трансфер в отель.

Обзорная экскурсия по Санта-Крус на полдня. Экскурсия включает посещением зоопарка, где живет множество видов тропических животных, этно-фольклорного и соборного музеев, осмотр главной площади города и самых важных памятников, а также ремесленной выставки "Arte-campo".

День 2. Санта-Крус - развалины Самайпата

Экскурсия на развалины Самайпатана целый день (с обедом) . Дорога идет вдоль горных пиков Анд, поэтому в пути вам гарантированы незабываемые виды. В Самайпата вы посетите археологический комплекс, где было расположено ритуальное место доинкских цивилизаций. Затем осмотрите археологический музей и сможете освежиться в водопадах Лас-Куэвас и Эль-Чорро. Вечером возвращение в Санта-Крус.

День 3. Санта-Крус - Сукре

Трансфер в аэропорт. Перелет в Сукре. Встреча в аэропорту и трансфер в отель.

Обзорная экскурсия по Сукре на полдня. Во время экскурсии вы посетите церковь Св. Франциско, Дом свободы, где Симон Боливар подписал Декларацию о независимости Боливии, второй старейший университет на континенте – Сан-Франциско Хавьер и местный ремесленный рынок.

День 4. Сукре - Потоси

Трансфер в Потоси.

Обзорная экскурсия по городу на полдня. Потоси – знаменитый колониальный городок, где добывалось серебро; объект наследия ЮНЕСКО, как и Сукре. По подсчетам, здесь было добыто столько серебра, что хватило бы на постройку моста от Потоси до Мадрида. Мы посетим колониальный центр города, увидим монастырь Св. Терезы, Кафедральный собор и шахту.

День 5. Потоси - Уюни

С утра мы осмотрим монетный двор, где стоят деревянные механизмы, на которых штамповались монеты для испанской колонии.

День 6. Солончак Уюни

Экскурсия на солончак Уюни с обедом на острове Пескадо. Уюни – крупнейший в мире солончак, его площадь – 12 тысяч кв. км, и здесь потрясающие ландшафты. Звуки тишины заставят ваше сердце биться сильнее, а необычные соляные кристаллы, безоблачное небо, цветные лагуны, кактусы и фламинго убедят вас в том, что это – одно из самых необычных мест в мире.

Обед на острове Пескадо, покрытом тысячами гигантских кактусов, многим из которых – больше сотни лет. За это время они вырастают до 12 метров и выше. Этот пейзаж на фоне уходящих вдаль соляных холмов – идеальное место для фотосъемки.

Размещение в отеле.

День 7. Уюни - Ла-Пас

Трансфер в аэропорт. Перелет в Ла-Пас. Встреча в аэропорту и трансфер в отель.

Обзорная экскурсия по городу. Прогулка по Ла-Пас перенесет вас в загадочное прошлое, каждая улица, каждая площадь здесь – это скрытое сокровище, которое напоминает о доиспанской эпохе. Вы побываете в районах коренного населения, колониальных и современных частях города, увидите индейский рынок и полюбуетесь на панорамы города. Затем мы побываем в Лунной долине, ландшафт которой напоминает поверхность нашего спутника.

День 8. Ла-Пас - руины Тиуанаку - Уатахата (оз.Титикака)

Экскурсия к руинам Тиуанаку . Впечатляющие руины принадлежат культуре тиуанаку, которая считается одной из старейших в Америке. Она существовала с 1580-х гг. до н.э. до 1000 гг. н.э. Ворота Солнца, Храм Каласасая и пирамида Акапана – свидетельства славного прошлого. Население тиуанаку составляло порядка 115 тысяч человек, экономика базировалась на сельском хозяйстве, продукты которого контролировались государством. Культура известна выдающимися открытиями в сельском хозяйстве, гидравлике, архитектуре и медицине, а также своим социальным устройством. Долгая засуха стала одной из причин разрушения выдающейся культуры.

Переезд в Уатахата на побережье озера Титикака. Размещение в Inca Utama Hotel & Spa.

День 9. Озеро Титикака

Переезд в Кокотони, откуда стартует захватывающая водная экскурсия. Корабль доставит вас на остров Луны, где расположен храм дев Солнца Иньяк-Ую «Iñak Uyu», где самые прекрасные девушки поддерживали огонь в честь богов. Руины храма считаются одним из важнейших исторических памятников на озере. Далее корабль доставит вас на остров Солнца. Вы осмотрите храм Солнца Пилкокаина и подниметесь к гостинице Posada del Inca Eco-Lodge.

После обеда вы отправитесь в город Копакабана на побережье озера Титикака. Здесь вы посетите собор, где выставляется статуя девы Марии, почитаемая местными индейцами, а затем – местный рынок.

Возвращение в Уатахата.

День 10. Уатахата - Ла-Пас

Трансфер в Ла-Пас. Свободное время во второй половине дня.

День 11. Ла-Пас

Трансфер в аэропорт.

Стоимость тура:

Стоимость тура на человека, в долларах США:

Цены при участии в туре не менее 2 чел.

В стоимость включено:

Проживание в отелях выбранной категории на базе завтраков;

Питание по программе;

Трансферы по программе;

Экскурсии по программе;

Русскоговорящий гид в Сукре, Потоси, Уюни, Ла-Пас;

Англоговорящий гид в Санта-Крус.

Оплачивается дополнительно:

Трансатлантический перелет (прилет в Санта-Крус, вылет из Ла-Пас);

Внутренние перелеты Санта-Крус - Сукре; Уюни - Ла-Пас (от 350 долл.);

Аэропортовые сборы;

Медицинская страховка (2 доллара в день на человека);

Напитки во время обедов и ужинов; питание, не указанное в программе;

Дополнительные экскурсии;

Расходы личного характера; чаевые.

Примечания:

Отели могут быть изменены на другие соответствующей категории;

Принимающая сторона оставляет за собой право корректировать программу из-за непредвиденных и независящих от них обстоятельств: погода, забастовки, состояние дороги, форс мажор, проблемы здоровья и т.д. Эти изменения могут быть сделаны только во благо и для безопасности клиентов;




Первым ученым – энтузиастом исследования руин Тиванаку был Артур Познанский, прибывший в Боливию в конце 19 века. Имя этого ученого уважается в Боливии, хотя о нем самом известно мало. Какие только «национальные корни» не приписывают ему и называют то австрийцем, то поляком, то немцем. Также точно не знают его профессию: то ли морской инженер, то ли историк-археолог, а может, и просто – авантюрист, искатель приключений. Как бы то ни было, но именно А. Познанский впервые серьезно заинтересовался развалинами Тиванаку. Он полвека посвятил их изучению, печатал статьи и издавал книги, в которых пытался раскрыть тайну древних сооружений. Удалось ли это ему? Надо честно сказать, что не удалось. Достаточно отметить, что Познанский здорово «состарил» руины, отнеся их возникновение к 15 веку до нашей эры. Новейшие методы исследования позволили установить, что эпохой расцвета тиванакской культуры были 3-10 столетия нашей эры.

Панорама модернизированного подъезда к археологическому комплексу.


Образцы входных билетов. Для боливийцев – цена 10 боливианов, для иностранных туристов – в 8 раз дороже.
На обороте – мини-схема всего комплекса Тиванаку.


В настоящее время считается, что создателями и носителями культуры Тиванаку (именно такое произношение наиболее близко к оригиналу) были предки нынешнего индейского народа аймара, второго по численности коренного населения Южной Америки.

Систематизированное изучение гипотетической тиванакской культуры фактически только начинается. Ученым придется еще многое сделать на просторах альтиплано, переворошить горы песка, земли и камней, чтобы докопаться до новых материальных свидетельств той далекой эпохи, когда первые правители империи начинали возводить ее религиозно-культовую, экономическую и организационную базу.


Музей культуры Тиванаку по соседству с комплексом был построен в середине 90-х годов прошлого века. В экспозиции и хранилищах музея – более 4-х тысяч экспонатов. Одним из самых значительных является Монолит Беннетта, названный так в честь американского археолога, откопавшего его. Боливийцы, однако, предпочитают называть его Монолит Пачамамы (Матери-Земли). Долгие годы каменный истукан возвышался на одной из площадей Ла-Паса, обволакиваемый смогом. Тогда его фотографировали все, кому хотелось. Потом его поместили в выстроенный музей и в качестве экспоната запретили фотографировать. Запрет, впрочем, можно легко обойти с помощью традиционного для Латинской Америки способа. Догадываетесь, какого?

Как и нынешние боливийцы, жители древней империи не отличались агрессивностью и новых подданных завоевывали не силой оружия, а авторитетом, проповедью мирного сосуществования племен, занятых созидательным трудом. Поэтому в захоронениях древних аймара почти не находят оружия, но – в большом количестве обнаруживают самые разнообразные орудия труда.

До сих пор нет достоверных версий о причинах гибели империи Тиванаку. Очевидно одно: «имперские наработки» правителей Тиванаку были во многом впоследствии использованы инками, которые в 11-16 веках сумели создать на обширной территории Анд мощную цивилизацию.

Обо всем этом думаешь, когда всматриваешься в древние камни археологического комплекса Тиванаку. Нынешние его очертания вряд ли досконально соответствуют тому, что видели глаза древних аймара. Это всего лишь реконструкция былого величия тиванакской цивилизации, о которой инки говорили с почтением и восторгом. Можно только пожалеть, что значительная часть каменной облицовки древних сооружений была позднее использована в качестве строительного материала. И вообще – это чудо, что общие очертания культового центра восстановлены и не воспринимаются многочисленными туристами как своего рода «новодел».

Сразу после входа на территорию комплекса открывается вот такой вид:

Пирамида Акапана (Akapana)


...

Вид на посёлок Тиванаку:

Сейчас мы спустимся с пирамиды Акапана и пройдём к Templo Semisubterraneo (справа).

Полуподземный храм (Templo Semisubterraneo)

.


Каласасайя (Kalasasaya)


Прошлое тиванакской цивилизации прочитывается в резьбе и рисунках на Воротах Солнца и Луны, в человеческих ликах, вмонтированных в стены Полуподземного храма (Templete Semisubterraneo), в застывших фигурах безымянных правителей. Уникальным является и каменное «ухо-рупор», которое позволяло жрецам тиванакского прошлого доводить до сведения тогдашних масс важные сообщения или вслушиваться в беседы неосторожных подданных. Так что первый каменный микрофон был, как видим, изобретен в Тиванаку.

Храм Каласасайя (Templo de Kalasasaya) с его каменными ступенями и главным входом стал свидетелем не только далекого прошлого, но и потрясающего по значению события новейшей истории: именно через этот древний вход прошел и затем обратился к народу ныне правящий президент Боливии Эво Моралес, первый индейский лидер страны за последние 500 лет! Инаугурация этого потомка древних аймара 21 января 2006 года стала символической церемонией возвращения к индейским истокам государственности, свидетельством того, что прежде молчаливая индейская «масса» (около 60 % населения) пробудилась от многовековой пассивности.