Своеобразие гражданской лирики в поэзии некрасова. Гражданская лирика Некрасова: «Поэт и гражданин», «Песня Еремушке», «Памяти Добролюбова», «Н.Г. Чернышевский (Пророк)» и др
“Поэт и гражданин” – драматические раздумья Н. А. Некрасова о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между “гражданской поэзией” и “чистым искусством”.
Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии и обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования “громить пороки смело”, обличать зло – к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе одного человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.
В литературу XIX века вошла Муза Некрасова – сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа (“Вчерашний день, часу в шестом…”). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе:
Толпе напоминать, что бедствует народ
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира –
Чему достойнее могла служить бы лира?..
(“Элегия”)
В поисках нравственного идеала лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России (“На смерть Шевченко”, “Памяти Добролюбова”, “Пророк”). Народный заступник – страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся “звездой падучей”, но без которых “заглохла б нива жизни”. В подвижническом облике “народных заступников” проявляется их глубокий демократизм, органическая связь с народной культурой.
Учил ты жить для славы, для свободы, Но более учил ты умирать. Сознательно мирские наслажденья Ты отвергал…
(“Памяти Добролюбова”)
(Пока оценок нет)
Другие сочинения:
- Каждому из нас с детства знакомы проникновенные стихи и поэмы Николая Александровича Некрасова. Его творчество занимает особое место в русской литературе и в мировой культуре. Большинство читателей знают этого поэта как певца народной жизни. С любовью, сочувствием и пониманием, с Read More ......
- Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после поступления, в 1811 году, в Царскосельский лицей. Здесь под влиянием “лицейского духа” атмосферы вольномыслия и оппозиционности формировалось политическое мировоззрение юного поэта. Пушкин, несомненно, был в первых рядах лицейских вольнодумцев. В 1814 году Read More ......
- Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ! Н. А. Некрасов. Имя Некрасова занимает особое место в русской литературе второй половины 19 века. Творчество этого поэта не только внесло большие изменения в литературный процесс, но и оказало большое влияние Read More ......
- Чувство гражданского негодования, продиктовавшее Рылееву его сатиру, делает понятным стремление к общественной борьбе, отразившееся в его послании “К Косовскому”, (написано в 1821 г., в свое время не было напечатано) в ответ на стихи, в которых адресат советовал поэту “навсегда” остаться Read More ......
- В поэзии Некрасова 60-70-х гг. XIX в. важное место занимает так называемая “покаянная лирика”. Для этого были веские причины. Так, в 1866 г., надеясь предотвратить закрытие журнала “Современник”, Некрасов решился на отчаянный шаг: он прочел приветственные стихи одному из самых Read More ......
- Наконец, большое место в сборнике заняла лирика интимная. Было бы неверно, однако, в ряду гражданских стихов рассматривать любовную лирику Некрасова только как дань, которую поэт отдал традиционной “вечной” теме. И здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. “Когда из Read More ......
- Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. Н. А. Некрасов. Некрасов – поистине народный поэт. Он ярко и правдиво изобразил жизнь народную в своих произведениях. Он отождествлял себя с крестьянами России. Тяжелый жизненный путь обогатил Некрасова такими впечатлениями, Read More ......
- Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии – ее патриотизма, гражданственности и гуманности. Тема о назначении поэзии – одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение “Поэт и гражданин” – это драматическое раздумье автора о соотношении высокой гражданственности с Read More ......
Для лирики главное - состояние души человека. Это чувства, переживания, размышления, настроения, выраженные через образ лирического героя. Некрасовский лирический герой воплощает в себе черты своего времени, передовые идеалы и нравственные принципы.
Гражданственность всегда была отличительной чертой произведений таких русских поэтов, как К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин и др. Продолжателем этих традиций стал Н. А. Некрасов. Свои взгляды на роль и назначение поэта он выразил в стихотворении "Поэт и гражданин". Оно построено в форме диалога Поэта и Гражданина.
Герой стихотворения - Поэт, который живо откликается на события окружающей его действительности. Но когда надо было вступить в настоящую, открытую борьбу, он колеблется. За это и осуждает его Гражданин:
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой.
Гражданин произносит слова, ставшие впоследствии крылатыми:
Поэтом может ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Именно в этих словах заключается основной смысл стихотворения и всей лирики в целом.
Лирический герой стихотворений Некрасова говорит читателям о том, какой могучий революционный дух жил в самом поэте, какая муза жила в его стихах - "муза мести и печали", какая жажда борьбы горела в поэте.
Именно лирический герой сочувствует народу, видит жизнь его глазами, призывает к борьбе. Его цель - "толпе напомнить, что бедствует народ".
Важнейшая черта Некрасовской лирики - газетность, фельетонность, привязанность к факту. Это стремление передать реальность почти репортажно, и есть черта нового стиля. И обнаруживается она в самых неожиданных стихах.
Лирика Некрасова по сей день остаётся актуальна, современна и народна.
Новая лирика
Николай Алексеевич открыл для русской лирики совершенно новую, городскую реальность. Это разнообразие взглядов даёт возможность увидеть жизнь с разных точек. Если вчитываться в текст, можно услышать многоголосье.Вот голос старушки: «Вот приедет барин – барин нас рассудит». За ней подаёт голос обманутый крестьянин: «Скажет барин слово – И землицу нашу отдадут нам снова». Следом молодой землепашец, желающий получить барское разрешение на брак, и его избранница Наташа, в ожидании бабьего счастья, подаёт голос.
Наконец однажды середи дороги
Шестернею цугом показались дроги:
На дрогах высокий гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин; а за гробом - новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету - и уехал в Питер.
Эти хорошо отработанные приёмы многоголосья, писатель потом будет использовать и в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Противопоставление - вот фундаментальная точка в лирике Некрасова.
В столицах шум, гремят витии,
Кипит словесная война,
А там, во глубине России,-
Там вековая тишина.
Он всё сумел отразить в своих произведениях. И увиденная под разными углами зрения жизнь, и противопоставление жителей города деревне, и противопоставление шума городов и деревенской тишины. Можно сказать, что литератор открыл в русской лирике новую, городскую реальность.
Очень ярко показаны особенность лирики Некрасова, сочетающие в себе не сочетаемое, в многослойном стихотворении «Балет», написанном в 1866 году.
В дикую стужу знать съезжается с театр, на премьеру, на бенефис. Добрая половина из приехавших ничего не понимает ни в музыке, ни в балете. И цель поездки у большинства, показать себя и друг друга. Автор с осуждением, достаточно жёстко и категорично описывает общество.
Есть в России еще миллионы,
Стоит только на ложи взглянуть,
Где уселись банкирские жены, -
Сотня тысяч рублей, что ни грудь!
В жемчуге лебединые шеи,
Бриллиант по ореху в ушах!
Как не любить балета?
Здесь мирный гражданин
Позабывает лета,
Позабывает чин...
И вот он переходит к тому, что параллельно балетному действию, у кого-то по нужде и необходимости зарабатывать копейку, сейчас в самую стужу обозный рейс. Поэт делает небольшой экскурс в это путешествие, и описывает, как идут крестьяне, что они думают, что поют.
Подстрекаемый лютым морозом,
Совершая дневной переход,
Пляшет он за скрипучим обозом,
Пляшет он - даже песни поет!..
Эти песенные мотивы, как альтернатива тому искусству, которое только что было описано в начале произведения, яркий пример того, как Николай Алексеевич мог в одном стихотворении соединить и лирику, и сатиру, и гражданскую позицию.
Женский образ
Писатель очень любил писать о женщинах, делая и прогнозы и выводы. Взять хотя бы стихотворение «Свадьба» Ждет тебя много попреков жестоких,
Дней трудовых, вечеров одиноких:
Будешь ребенка больного качать,
Буйного мужа домой поджидать,
Плакать, работать - да думать уныло,
Что тебе жизнь молодая сулила,
Чем подарила, что даст впереди...
Бедная! лучше вперед не гляди!
Все эти выводы и обращения к девушке, идущей под венец, поэт делает на основании того, что много общался с более старшими женщинами, со старухами, крестьянками, видел реальность их будней.
Прекрасно знал Николай Алексеевич быт не только деревенский. Он легко окунулся в городской помещичий быт. И то, что страдали у него все женщины по-разному хорошо проанализировать по стихотворению «Дешёвая покупка или Петербургская драма».
Распродаётся имущество. Барину всё равно какие цены будут выручены, а барыня мучительно торгуется. Автору интересно, что стоит за этой скрупулёзностью.
Только у няни глаза заслезилися:
«Вот и с приданым своим мы простилися!» -
Молвила няня… «Какое приданое?»
- «всё это взял он за барышней нашею...
Вот и отгадка всей скрупулёзности и печали барыни. Молодая женщина прощается со своими мечтами, со своим образом жизни, с торга продаются её желания и мечты.
Няня меж тем заунывные жалобы
Шепчет мне в ухо: «Распродали дешево -
Лишь до деревни доехать достало бы.
Что уж там будет? Не жду я хорошего!
Таких стихотворений о неприглядной городской жизни у Некрасова достаточно. Сюжеты между матерью и дочерью, когда именно мать толкает дочь или замуж либо просто на распутную дорогу, встречаются часто и вызывают негодование.
Образ матери
Нельзя обойти знаменитое стихотворение «Арина, мать солдатская», написанное по воспоминаниям, и основанное на реальных событиях. Когда автор работал над этим произведением, он несколько раз специально ходил в деревню к этой Арине, чтобы не потерять никаких деталей, чтобы правильно передать глубину её горя. Чтобы донести до читателя, что жить было плохо и когда все были живы, но после смерти сына женщина начинает понимать насколько хуже стало её состояние.Плачет бедная женщина, рассказывая свою историю. Всё произведение пропитано болью и страданием. Из стихотворения мы узнаём, что всего лишь перед самой смертью, когда померещилось Ванюшке облегчение, падая, произнёс он «Ваше благородие», и становится понятно, что забит был солдат, пострадал не в бою, пришёл изувеченным от армейского беспредела того времени.
Мало слов, а горя реченька,
Горя реченька бездонная!..
В произведениях Некрасова, старухи и возрастные героини, вообще, живут полной жизнью. Вот хотя бы стих «О чём думает старуха, когда ей не спится».
В произведении образ старухи рисуется в перечислении её грехов. Перебирая собственные грехи, с самой молодости, пожилой человек корит себя, бичует: раз ушла с крестного хода на свидание, в другой раз взяла из-под соседской курочки пару яиц, из-за желания встретить мужа, в самую страду притворилась больной, да и перед праздником спала с ним, а один раз чуть не изменила с солдатом Федькой, молока попила в пост.
То-то я грешница! то-то преступница!
С горя валялась пьяна…
Божия матерь! Святая заступница!
Вся-то грешна я, грешна!..
Некрасовская женщина
Несмотря на то что литератор очень много писал о женских страданиях. Он не ковырялся самозабвенно, вынося на всеобщее обозрение грязное бельё. Старался показать ту внутреннюю силу, которая всегда была свойственна русским женщинам.С сочувствием и пониманием он описывает жизнь простой крестьянки в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская...» написанное в 1862 году, сразу ставя читателя перед фактом:
Доля ты!- русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
И тут же, как гимн русской женщине, в поэме «Мороз, Красный нос» в 1863 году Николай Алексеевич пишет:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц...
☛
Вот настоящий образ, который пронесен через десятилетия, и сейчас с удовольствием цитируемый, когда нужно описать сильную духом и физическим здоровьем женщину, способную справится с жизненными трудностями самостоятельно, и обойтись без помощи мужчины.
Некрасовская женщина не спасует, не подведёт:
В беде не сробеет - спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Панаевский цикл
Эта любовная лирика посвящена одной женщине, с которой поэт был близок многие годы.Авдотья Панаева писательница и мемуаристка была 20 лет гражданской женой Николая Алексеевича. Публиковалась самостоятельно и в соавторстве с Некрасовым, под псевдонимом Станицкий.
Поэта в этой женщине привлекало всё. Её красота, загадочность, роковая страсть, ум, литературный талант. Это сплетение достоинств прелестной молодой женщины влюбило писателя в неё всерьёз и надолго. Не смутило даже то, что Авдотья была замужем.
Некоторые критики уверяют, что часть стихотворений бала слишком интимной, и её писатель не публиковал. Другая часть стихов, которые были отправлены в письмах, попросту была сожжена Авдотьей.
Поэзия отношений двух литераторов опирается только на чувства и очень биографична. Это талантливо и выразительно. Сам цикл, писался десятилетиями, и не удивительно, что стихи, написанные в разное время, имеют различное настроение.
Начинался цикл вот с этого светлого и нежного стихотворения, написанного в 1847 году:
Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;
…..........................................
Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед - в это темное море -
Без обычного страха гляжу...
Так воспетый образ любимой женщины, несмотря на непонимание, непринятие и осуждения общества, вошёл в классику русской литературы.
1. Путь Некрасова в литературу и обретение поэтом главной темы творчества.
2. Судьба народа и ее отражение в лирике.
3. Размышления о предназначении поэта.
Интерес к литературе появился у Некрасова в ранней юности, вероятно, под влиянием воспитания матери. Однако отец хотел, чтобы его сын стал военным. Узнав, что Николай собирается поступать в Петербургский университет, отец перестал высылать ему деньги. Некрасов бедствовал несколько лет, прежде чем добился определенной известности. Первая книга стихов Некрасова была написана в романтических традициях. Позднее сам Некрасов отмечал, что его первые литературные опыты были подражанием уже известным поэтам. Большое влияние на дальнейшее творчество молодого Некрасова, по его собственному признанию, оказало знакомство с В. Г. Белинским, которого поэт воспринял как наставника. Во многом благодаря идеям критика Некрасов обратился к теме судьбы народа, к раздумьям о путях улучшения жизни простых тружеников. Конечно, нужно отметить, что и впечатления детства тоже сыграли в этом немалую роль: отец Некрасова был помещиком, и сын, разумеется, видел, как живется крестьянам.
Сопоставляя жизнь простых людей и представителей правящей верхушки, Некрасов с негодованием указывал на вопиющее неравенство, царящее в российском обществе и в материальном, и в правовом положении. Об этом говорится, например в стихотворении Некрасова «Размышления у парадного подъезда».
Интересен прием, с помощью которого поэт дает читателям представление о социальном статусе «владельца роскошных палат». Некрасов не пишет ни о его чине, ни о доходах, ни о связях, зато показывает картину, которую можно в праздники и в будни наблюдать у дверей этого «значительного лица». Здесь всегда много людей — по праздникам все спешат поздравить хозяина дома, в будни у дверей теснятся многочисленные просители. Еще ничего не происходит, если не считать обычную толпу у дверей, а уже явственно ощущается неприязнь автора к человеку, вместо лица, личности которого мы видим лишь фасад его дома:
Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!
Очень скоро нам становится понятна причина этой неприязни. Некрасов пишет о том, как однажды к парадному подъезду подошла небольшая группа крестьян, «деревенских русских людей», и обратилась к швейцару с просьбой пропустить их. Несомненно, что эти люди пришли издалека с какой-то просьбой, но слуги «значительного лица» их прогнали, зная, что хозяин «не любит оборванной черни». Описывая этот незатейливый эпизод, Некрасов убедительно передал угнетенное душевное состоянии незадачливых просителей. Возможно, попытка обращения к хозяину роскошного дома была для них последней надеждой на решение своей проблемы, да и не только своей, но и своих односельчан, потому что подобные «ходоки» отправлялись в дальнюю дорогу обычно по решению «мира», то есть по общему решению жителей села. Поэт отчаянно взывает к «владельцу роскошных палат», погрязшему в пороках:
Вороти их! в тебе их спасенье!
Но тут же вздыхает, понимая всю тщетность подобных упований:
Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!
«Размышления у парадного подъезда» — произведение сатирическое, поэтому, чтобы подчеркнуть равнодушие и пренебрежение большинства власть имущих к простому народу, Некрасов с сарказмом пишет:
Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Это уж судьба мужика такая — безответно и терпеливо сносить все испытания и тяготы: «так ведущее нас провиденье указало». Да и для крестьян это привычно... Однако тон поэта, притворно оправдывающего описанную ситуацию, вскоре неузнаваемо меняется. Наружу прорывается неподдельная скорбь, сопереживание многотрудной долюшке русского крестьянина:
...Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Завершается это стихотворение обращением к народу. Однако эти строки можно понять и как призыв к поэту, чье творчество, согласно идеям Некрасова, обязано служить интересам народа:
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
Вопрос о роли поэта в жизни общества для Некрасова являлся одним из наиболее значимых. Ярко и полно эта проблема раскрывается в стихотворении «Поэт и Гражданин», построенном как диалог Поэта, уеддинившегося от общественной жизни, и Гражданина, побуждающего его занять более активную жизненную позицию. По мысли Некрасова, поэт не вправе оставаться в стороне, когда народ подвергается угнетению: Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви...
Любовь к родине, забота о судьбах народа — вот гражданская позиция Некрасова, которая не зависит о того, есть ли у человека поэтический дар или нет:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Однако талант поэта ведь дан не просто так; если он есть у человека, тот обязан употребить этот дар на благо другим людям. Поэт, по мнению Некрасова, должен без страха говорить о страданиях народа и беззакониях, творимых его угнетателями:
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь...
В этом состоит поэтическое и гражданское кредо Некрасова, которое неизменно звучит в его произведениях.
По существу, Некрасов является первым на Руси «гражданским поэтом», сознательно и свободно, в силу внутреннего побуждения, подчинившим свою лиру целям гражданского служения. Только лишь отчасти предшественником его можно назвать Лермонтова , несколько стихотворений которого проникнуты гневом и едкой насмешкой поэта-сатирика. Но собственный внутренний мир творчества у Лермонтова был слишком велик и заставил его откликаться не на «злобы дня» окружающей жизни, но на главнейшие факты его духовной творческой жизни. Точно так же Фет , Тютчев , Майков , Ал. Толстой , Щербина и др. в своей лирике отражали собственную внутреннюю жизнь: идеи, художественные образы, чувства и настроения, промелькнувшие в душе. Наоборот, Некрасов не замкнулся в своей личной внутренней жизни, но как бы сделал свою душу зеркалом окружающей жизни. Факты, трагические или веселые, повседневной людской жизни, будили в нем то жгучее возмущение и боль, то радость, и служили возбудителями творческой работы.
Портрет Николая Алексеевича Некрасова. Художник Н. Ге, 1872
В стихотворении «Поэт и гражданин » Некрасов так определяет задачи поэта:
Будь гражданин! Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви!
Муза Некрасова чутко прислушивается к человеческой жизни, к человеческому горю, к обездоленным, униженным, несчастным, которые в муках жизни проклинают и свою долю, и свою жизнь.
Муза Некрасова – «Муза мести и печали», она не знает ласковых и прекрасных песен, но в ответ на стоны и рыдания людей издает страстные и рыдающие звуки. Поэт сам говорит:
Нет, музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной...
...Рано надо мной отяготели узы
Другой неласковой и нелюбимой музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков.
И мы видим, что во всех его значительных произведениях тема по существу одна – страдания людей. Поэта отличает его необычайная чуткость к чужому страданию, он одарен особенно острым чувством людских страданий, и эти чувства заслоняют совершенно его личную внутреннюю жизнь и заставляют отдаться целиком стихии человеческой жизни, служить этой жизни своим пером, своей душой.
В ответ на стоны мучимых и обездоленных муза поэта издает звуки негодования, вооружается едкой, бичующей сатирой. Поэту, с чуткой любящей душой, приходится казаться вечно грозным и карающим, он держит в руках не ветку мира, но меч обличения и гнева. Отсюда печальные тернии в судьбе такого поэта, изображенной Некрасовым в стихотворении, посвященном