Столкновение контейнеровоза с американским военным кораблем. "джон маккейн" получил пробоину. Почему произошло столкновение

Утром 7 мая в Восточно-Китайском море крейсер Chancellorsville ВМС США внезапно пересек курс большому противолодочному кораблю "Адмирал Виноградов", сообщает пресс-служба Тихоокеанского флота.

Американский корабль внезапно отклонился от курса и изменил направление движения. Для того, чтобы избежать столкновения, экипаж "Адмирала Виноградова" был вынужден совершить экстренное маневрирование. В результате Chancellorsville прошел всего в 50 метрах от россиян. "Гремящий", на выход! Что за российские корабли проходят испытания в Балтийском море

"На международной волне командованию американского корабля был заявлен протест и указано на недопустимость подобных действий", - отмечается в сообщении.

Мнение

Военный обозреватель Виктор Литовкин в разговоре с Baltnews объяснил, что американские моряки действовали безответственно и проявили свой непрофессионализм, идя на неоправданный риск.

"Когда наши самолеты перехватывают американские самолеты в воздухе у российских границ, США заявляют о непрофессионализме наших летчиков (из-за "опасных" перехватов - прим. Baltnews). Вот здесь американские ВМС демонстрируют непрофессионализм своих моряков из-за их неоправданного риска. Они же понимали, что если они пересекли курс российскому кораблю, то он мог носом врезаться в американский крейсер. У него появилась бы дыра в борту со всеми вытекающими последствиями - их корабль мог пойти ко дну", - рассказал Литовкин.

"Они совершили большую глупость и хулиганство, на мой взгляд. Но что тут сделать - США пытаются продемонстрировать везде, что они хозяева: в воздухе, на море, на суше и так далее. Они ставят мир на грань катастрофы. Любой корабль представляет страну, и такой удар российского корабля по американскому мог привести к серьезному осложнению отношений между Россией и США", - подчеркнул собеседник портала. "Полное подавление спутника". Чем хороши новые российские комплексы РЭБ

Он отметил высокий профессионализм российских моряков, которым удалось избежать столкновения кораблей.

"Российскому экипажу удалось продемонстрировать профессионализм и избежать катастрофы. Это говорит о том, что российские моряки - профессионалы высшего ранга. Американцам следует подумать над своим поведением, потому что это не первый случай, когда американцы сталкиваются с российскими кораблями. Например, я сам был тому свидетелем, в 1992 году американская подводная лодка столкнулась с российской", - рассказал эксперт.

Инцидент случился 11 февраля 1992 года. Тогда в Баренцевом море многоцелевая атомная подлодка "Батон Руж" столкнулась с российской титановой "Барракудой". Российскую подлодку удалось успешно отремонтировать за полгода, однако американскую пришлось списать и утилизировать. Похожий инцидент случился годом позднее - тогда в Баренцевом море столкнулись российская стратегическая подлодка и американская многоцелевая. Российская субмарина после ремонта вернулась в строй, однако американская оказалась списана из-за невозможности восстановления.

Морской инцидент произошел у Юго-Восточного побережья США, два военных корабля столкнулись кормами. Как сообщает ВМС США на своем официальном сайте , в результате столкновения никто из членов экипажей не пострадал.

«Ракетный кресейер USS Leyte Gulf и сухогруз USNS Robert E. Peary смогли продолжить выполнение поставленных задач после инцидента. Урон будет оценен после возвращения кораблей в порт приписки Норфолк»,

— говорится в сообщении.

Столкновение произошло в ходе морского пополнения припасов одним из кораблей. Оба судна входят в ударную группу авианосца « ». Командование ВМС США проводит служебную проверку по факту ЧП, передает НСН .

Морские инциденты регулярно происходят с американскими ВМС. В 2017 году ракетный эсминец ВМС США John S. McCain (« ») столкнулся с нефтяным танкером Alnic MC, шедшим под флагом Либерии. На момент столкновения американский военный корабль направлялся в порт в Сингапуре. От удара эсминец получил повреждение кормы, но продолжил следовать прежним курсом самостоятельно.

В результате инцидента 10 моряков пропали без вести, их поиски до сих пор не закончены. Еще пятеро матросов получили травмы, четверо пострадавших были госпитализированы в сингапурскую больницу. Всего экипаж эсминца насчитывает 338 человек.

Командующего Седьмым флотом вице-адмирала Джозефа Окойна отстранили от должности после столкновения американского ракетного эсминца «Джон Маккейн» с нефтяным танкером. Вице-адмирал Окойн руководил Седьмым флотом с 2015 года и должен был покинуть пост командующего в следующем месяце.

Однако согласно существующей в американских ВМС традиции о публичной ответственности, командиры и капитаны кораблей должны покинуть свой пост в случае потери доверия со стороны руководства.

Достаточно нередки крушения и американских военно-морских самолетов. В начале ноября 2018 года истребитель-бомбардировщик американских ВМС F/A-18 рухнул в море в районе японского острова Окинава. Оба пилота катапультировались и были впоследствии спасены. Причиной падения стали проблемы с двигателем.

В конце октября вертолет ВМС США MH-60 «Морской ястреб» упал на палубу атомного авианосца, находившегося в плавании в Филиппинском море. Другой инцидент произошел в ноябре 2017 года — тогда самолет ВМС США C-2А «Грейхаунд», входящий в авианосную группу этого судна, упал в Филиппинском море с 11 моряками на борту. Восемь членов экипажа были спасены, трое погибли. 20 сентября произошел трагический инцидент на авианосце « » —

на его палубе моряк Джозеф Мин Наглак был разрублен на куски винтом самолета Grumman E-2 Hawkeye. Моряк слишком близко подошел к винту самолета в тот момент, когда его пропеллер еще не успел остановиться.

Ранее в мае у берегов Японии произошел еще один морской инцидент. В Японском море корабль ВМС США Lake Champlain столкнулся с рыболовным судном под флагом Южной Кореи. Инцидент произошел во время учений, в которых участвовал американский крейсер. В тот раз сообщений о каких-либо жертвах ЧП не поступало.

Похожий инцидент в апреле произошел и с российским военным кораблем. В проливе Босфор вблизи Турции разведывательный корабль «Лиман» Черноморского флота столкнулся с грузовым судном. В результате столкновения российский корабль затонул, однако все 78 человек экипажа были спасены и вернулись в Россию. На борту «Лимана» находилась секретная аппаратура. Чтобы поднять ее с затонувшего корабля, был снаряжен специальный отряд военных водолазов.

В Тихом океане вызывает немало вопросов. Как могли удариться корабли, оснащенные радарами и системой предотвращения аварий? Эксперты считают, что причина - человеческая ошибка. Основную ответственность возлагают на грузовое судно, но вина неизбежно ляжет и на командира эсминца, потерявшего семь своих матросов убитыми, и даже на командование флота. Повышенная активность ВМС США в Тихом океане в последние месяцы привела к первым жертвам: в воскресенье стало известно, что в затопленных каютах американского эсминца Fitzgerald («Фицджеральд») найдены тела семерых моряков. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ уже выразил соболезнования президенту США Дональду Трампу по этому поводу.

Напомним, корабль в субботу столкнулся с филиппинским торговым судном ACX Crystal («Кристалл») в водах Японии в 103 км от Йокосуки. Кроме семерых погибших, трое матросов были ранены, включая самого командира корабля Брайса Бенсона. Все пострадавшие были госпитализированы.

Контейнеровоз подбил эсминец

Инцидент произошел в 2.30 по местному времени (20.30 мск в пятницу), когда филиппинский контейнеровоз протаранил носовой частью (как напоминает CNN, суда такого типа имеют носовой бульб - выступающая часть выпуклой эллипсоидной формы чуть ниже ватерлинии - для уменьшения сопротивления течению воды) правый борт американского эсминца, создав серьезную пробоину, как выше, так и ниже ватерлинии. У военного корабля оказалось повреждено машинное отделение, а также каюты капитана и экипажа, большая часть которого в ночное время спала (что, в том числе и обусловило такие серьезные жертвы).

Благодаря усилиям экипажа Fitzgerald остался на плаву и смог дойти до порта Йокосука. Командующий 7-м флотом ВМС вице-адмирал Джозеф Окойн отметил: несмотря на серьезный урон, эсминец поддается ремонту, однако на это потребуется несколько месяцев, если не год. У ACX Crystal лишь незначительно повреждена носовая часть, судно полностью остается на плаву.

Fitzgerald - эскадренный миноносец с управляемым ракетным оружием (УРО) ВМС класса Arleigh Burke («Арли Берк»), эксплуатируется с 1995 года. Был одним из 15 эсминцев УРО, которые были модернизированы для установки на них зенитных управляемых ракет большей дальности - SM-3. На его борту госсекретарь США Хиллари Клинтон в 2011 году подписала Манильскую декларацию о старте переговоров по решении морских споров с Филиппинами .

В последнее время Fitzgerald находился на боевом дежурстве возле берегов Японии и Южной Кореи (базируясь в Йокосуке). В пятницу перед столкновением он вышел для выполнения «штатных операций». Стоит отметить, что это корабль внушительных размеров: водоизмещение более 8 тыс. тонн и длина более 150 м, а экипаж состоит из 337 человек.

В то же время ACX Crystal - судно в разы больших размеров. Его водоизмещение составляет более 29 тыс. тонн, а длина - более 220 м, однако его экипаж составляет лишь 21 человека. Такая разница в габаритах объясняет несопоставимость повреждений, полученных кораблями. Контейнеровоз, находящийся в эксплуатации 9 лет, плавает под флагом Филиппин, однако был построен в Южной Корее, принадлежит японской компании Dainichi-Invest Corporation и зафрахтован крупнейшей японской судоходной фирмой NYK Line (входит в Mitsubishi Group). Во время столкновения судно везло более 1 тыс. контейнеров из Нагои в Токио.

Как такое могло произойти?

ВМС США и береговая охрана Японии (хотя инцидент произошел в японских водах, в нем задействован американский военный корабль) начали расследование, - и намерены в первую очередь допросить экипаж контейнеровоза, ведь именно он протаранил эсминец. Кстати, согласно навигационным данным ACX Crystal перед столкновением почему-то отклонился от курса и совершил два резких маневра.

В любом случае подобные инциденты в море вызывают недоумение. Виновны, скорее всего, обе стороны. Морской эксперт Том Дайер заявил изданию Wired, что оба судна оснащены системами предотвращения столкновений, которые основываются на показаниях радаров. В этих условиях есть два варианта причин произошедшего: или сбой систем, или же ошибка командиров (либо штурманов) обоих кораблей. И второе куда более вероятно.

Вот и японские власти предположили, что виновата «профессиональная халатность». В США также звучат голоса о том, что, даже если основная ответственность лежит на контейнеровозе, командир Fitzgerald также виновен, что не сумел предотвратить происшествие. Брайан Макграт, бывший командир одного из эсминцев США, подчеркнул: «Каждый, кто когда-либо командовал кораблем, знает, что ты неизбежно ответственен за все, что происходит под твоим надзором. Тут нет таких моментов, как „Я спал“ или „Я был на суше“.

Бывший контр-адмирал американского флота Джон Кирби отметил, что виновные должны понести наказание и поплатиться должностями. „В отсутствие боевых действий в море, боевые корабли ВМС не должны врезаться во что-либо - ни в землю, ни друг в друга, ни, конечно же, в контейнеровоз посреди ночи“, - подчеркнул он.

Как ни странно, критике подвергся даже президент Дональд Трамп. Он так и не назначил ни министра (шефа) ВМС, ни американского посла в Японии спасательная операция и ее координация между Токио и Вашингтоном сталкивались с проблемами, считает бывший представитель администрации Барака Обамы Брендон Фридман.

Корабли сталкиваются все чаще

Как отмечает FT, в мае на симпозиуме в Сингапуре представители военных ведомств государств Азии выражали опасение по поводу стремительного наращивания в этом регионе флота подводных лодок (в ближайшие восемь лет должен достигнуть 250 единиц) и увеличения численности военных кораблей США. Это повышает риск „ошибок в расчетах“, что может вести к авариям. Столкновение эсминца Fitzgerald и контейнеровоза ACX Crystal косвенно подтвердило эти опасения.

Стоит также вспомнить, что в апреле похожий инцидент произошел и в Черном море. Тогда в 40 км северо-западнее пролива Босфор грузовое судно под флагом Того Youzarsif H (»Ашот-7») протаранило российский разведывательный корабль «Лиман». В результате корабль Черноморского флота затонул. Команда, однако, не пострадала, благодаря своевременной эвакуации.

Представитель Черноморского флота в этом месяце рассказал «Независимой газете», что разведывательный корабль стоял на якоре и своевременно обнаружил приближение Youzarsif H, сообщив об этом капитану сухогруза. Однако сухогруз так и не изменил курс даже после второго сеанса связи, хотя и сообщило, что принял информацию. Однако остается вопрос, почему командир «Лимана» до последнего тянул с решением сняться с якоря и уйти, на что в итоге времени не хватило. Об официальных итогах расследования гибели «Лимана» пока не сообщалось.

Непредсказуемость поведения кораблей Седьмого флота ВМС США становится угрозой для международного судоходства. Ракетный эсминец ВМС США "Джон Маккейн " сегодня утром столкнулся с танкером восточнее Сингапура. По сообщению пресс-службы флота, эсминец получил повреждения в кормовой части, десять матросов пропали без вести, пятеро членов экипажа получили ранения. "Джон Маккейн" сохранил ход, но утратил боеспособность. Президент США Дональд Трамп назвал инцидент "очень плохим".

Судно Alni MC повреждено в районе форпика, на семь метров выше ватерлинии, никто из членов команды не пострадал. Начато расследование инцидента. Власти Сингапура и Мьянмы ведут поисково-спасательные операции.

Ранее (17 июня) возле берега японской префектуры Сидзуока произошло столкновение эсминца "Фицджеральд" ВМС США и филиппинского контейнеровоза ACX Crystal (длиной 222 метра и водоизмещением 29 тысяч тонн). Капитан ACX Crystal заявил, что эсминец не реагировал на его предупредительные сигналы. В результате инцидента погибли семеро американских матросов. "Фицджеральд" получил пробоину ниже ватерлинии и был частично затоплен. Итоги расследования показали, что столкновение с филиппинским судном произошло из-за ошибок экипажа американского корабля. Три старших офицера ВМС США уволены в связи с утратой доверия.

Американский эсминец Fitzgerald после столкновение с торговым судном. 17 июня 2017

Очевидно, гражданским морякам от этого не легче. И официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин сегодня выразила озабоченность китайской стороны в связи с угрозой безопасности судоходства в Южно-Китайском море.

Навигация методом "исключительности"

В азиатских проливах одновременно встречаются десятки кораблей и судов разных стран. Это не хаотичное, а вполне упорядоченное правилами движение (как на автомагистрали). И торговое судно Alnic MC (под флагом Либерии) с 12 тысячами тонн мазута в танках планово направлялось в порт Сингапура. Через полтора часа после восхода солнца не заметить его в море сложно даже невооруженным глазом - 183 метра в длину и 32 метра в ширину (водоизмещение - свыше 30 тысяч тонн). Тем более яркая отметка присутствовала на экранах радаров американского эсминца "Джон Маккейн". Неужели в море стало настолько тесно - и одновременно отказали глаза и РЛС?

Американский ракетный эсминец "Джон Маккейн" класса Arleigh Burk (длиной около 150 метров, водоизмещение 6630 тонн) спущен на воду в 1992 году, имеет развитый комплекс ракетного вооружения, систему управления Aegis, в состав которой входят достаточно эффективные РЛС для обнаружения воздушных и надводных целей. Экипаж корабля - 337 человек, и просто невероятно, что на вахте никого не насторожило опасное сближение с танкером.

Разумеется, большому кораблю маневрировать сложнее, но пространства в море предостаточно. Известно, что зона циркуляции двух кораблей опасна, но правила судоходства это учитывают. Надо просто их соблюдать. Все же статистика американских таранов - из области психологии с примесью идеологии "исключительности". Регулярные столкновения боевых кораблей ВМС США с гражданскими судами выглядят закономерными в силу пренебрежения международными правилами и "второсортными" странами и людьми.

Эсминец ВМС США "Джон Маккейн" после столкновения с торговым судном. 21 августа 2017

Напомним: летом прошлого года в Средиземном море американский эсминец "Грейвли" преднамеренно сблизился с российским СКР "Ярослав Мудрый " на дистанцию 60 метров по левому борту и пересек курс движения сторожевого корабля по носу на опасном расстоянии в 180 метров. В тот раз молитвами Маккейна все обошлось, а сегодня ВМС США получили хорошего пинка.

Молитва вместо правил

Вероятно, вахтенные эсминца "Джон Маккейн" все видели, но полагали, что филиппинские моряки во всех случаях обязаны пропустить "гегемонов". Здесь вспоминается анекдот про американский авианосец, который требовал от испанского маяка уступить дорогу. Однако количество подобных ситуаций в реальности уже переходит в нешуточные последствия столкновений - только в двух последних инцидентах погибли 17 военных моряков. А смелые рейды того же "Джона Маккейна" в Южно-Китайском море вблизи спорного архипелага Спратли и рифа Мисчиф вызывают серьезное недовольство КНР - возможно, чреватое большими потерями ВМС США.

Возможно, играет роль магия имени. Известно, что эсминец "Джон Маккейн" назван в честь деда и отца сенатора-республиканца Джона Маккейна. Все три Маккейна предпочитали смотреть на мир через прицел. И все же в сложной обстановке целесообразнее соблюдать международные правила навигации, а не молиться, как это делает сенатор Маккейн. Море ошибок не прощает.

Американское аналитическое издание The National Interest отмечает: "Одним из недостатков эсминцев типа "Арли Берк" является его слабость в противокорабельной борьбе. Противокорабельных средств у него явно недостаточно. Только на более старых версиях корабля имеется восемь устаревших противокорабельных ракет Harpoon. Это проектная особенность, поскольку серьезных надводных угроз для эсминца не существует".

Как выясняется, надводных угроз у эсминца сколько угодно, включая "незаметные" крупнотоннажные контейнеровозы и танкеры.

Как жить, куда спрятать корму ВМС США?

ТАЛЛИНН, 17 июн — Sputnik. Эсминец ВМС США USS Fitzgerald столкнулся с контейнеровозом ACX Crystal, шедшим под флагом Филиппин. Инцидент произошел к юго-западу от японского города Йокосука 17 июня ночью, сообщает РИА Новости .

В результате столкновения пострадали как минимум три человека, включая капитана корабля Брайс Бенсон. Все они получили рваные раны и ушибы. Пострадавшие были доставлены в госпиталь ВМС США Йокосука. Сообщается, что капитан находится в стабильном состоянии, состояние двух других моряков оценивается.

Помимо пострадавших в результате инцидента сообщается о семи пропавших без вести членах экипажа эсминца. Корабль и японская береговая охрана продолжают их поиски.

В результате столкновения оба корабля получили повреждения. Эсминец получил повреждения правого борта, в некоторые отсеки корабля проникла вода, при этом он остается на ходу.

"USS Fitzgerald получил повреждения правого борта как ниже, так и над линией воды. Столкновение привело к подтоплению", — сообщили пресс-службе ВМФ США. Отмечается, что эсминец остается на собственном ходу, хотя работа его двигателей ограничена.

При этом седьмой флот ВМФ США сообщает на своей странице в Twitter, что течь удалось стабилизировать.

Оба судна после инцидента продолжили следование. Эсминец направляется в порт дислокации Йокосука, а контейнеровоз — на северо-восток от острова Идзуосима.

© REUTERS / KYODO

Случаи столкновения судов в мире в 2017 году

В этом году это уже не первый случай столкновения крупных морских судов. Так, 11 мая в водах залива Сквиллаче итальянская подводная лодка Scirè столкнулась с торговым судном. В результате инцидента никто из команды подлодки или экипажа торгового корабля не пострадал.

9 мая американский военный корабль, проводивший учения, столкнулся с южнокорейским рыболовным судном в Японском море. Не уточнялось, какой именно американский корабль участвовал в инциденте. На рыболовном судне никто не пострадал.

27 апреля в 40 километрах от Босфора российское исследовательское судно Черноморского флота "Лиман" столкнулось с судном "Ашот-7" и получило повреждения по правому борту. Экипажи обоих судов спасены. Причиной инцидента мог стать туман.

20 марта недалеко от порта Барселоны в море произошел инцидент с участием российского танкера-химовоза "Мидволга-2". Он столкнулся с рыболовным судном El Fairell, в результате чего оно затонуло. Два человека погибли.