Стилистика в русском языке. Стилистика как раздел языкознания. Объект и предмет стилистики. Современное состояние стилистики как науки. Функционирование языковых и речевых средств как главный аспект изучения стилистики

Стилистика – раздел языкознания, изучающий выразительные средства и возможности языка и закономерности функционирования (использования) последнего в различных сферах общественной деятельности и ситуациях общения (М.Н,Кожина)

(Стилистика-раздел языкознания,в котором изучается система стилей того или иного языка, описываются нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни)

Предмет стилистики не сложен и неоднороден. Этим и можно объяснить различия в определении разными учеными предмета и задач стилистики

Швейцарский ученый Шарль Балли – один из основоположников стилистика как самостоятельной науки – в своей книге «Французская стилистика» так определяет предмет этого раздела языкознания: «Стилистика изучает эмоциональную экспрессию элементов языковой системы, а также взаимодействие речевых фактов, способствующих формированию выразительных средств того или иного языка». Таку точку зрения разделяют многие современные лингвисты. Испанский ученый X. Касарес (в книге «Введение в современную лексикографию») видит задачи стилистики в анализе выразительных средств с целью выделения в них эмоциональных и оценочных элементов, содержащихся или возникающих в языковых единицах под воздействием контекста (например, зайчик как ласковое обращение матери к своему ребенку).

Известна и иная точка зрения. Представитель Пражского лингвистического кружка академик Б. Гавранек: «Стилистика – это наука о стиле в языке». При этом «пражцы» одной из самых важных категорий стилистики признают функциональный стиль. И такой подход тоже распространен. Профессор Б.Н.Головин в «Основах культуры речи» утверждал: «Объект стилистики (лучше – стилелогии) – стили языка и стили речи, их общность и их различия».

Истина в отношении стилистики состоит в том, что верен и первый и второй подход, что современная стилистика объединяет исследование эмоциональных и оценочных элементов в языке и функциональных разновидностей литер. Языка.



Правда. Некоторые лингвисты считают, что в рамках одной науки (а именно стилистики) такие разные задачи несовместимы. В упомянутой книге «Основы культуры речи» Б.Н. Головин писал: «Средства речевой выразительности – это одно. Закономерности функционирования языка, обусловленные «наиболее целесообраз­ным использованием языковых единиц» в зависимости от того-то и того-то, – это другое. «Взаимодействие литературного языка и различных стилей художественной литературы» – это третье. Как столь разнообразные вещи оказываются предметом изучения одной науки?»

Итак, развитие стилистики выделило в качестве объектов изучения функциональные стили и эмоционально-экспрессивные средства. Однако и они не исчерпывают предмет стилистики.

Подытоживая сказанное о стилистике, можно воспользоваться обобщенным определением ее предмета, которое дал крупнейший отечественный филолог академик В.В. Виноградов (1895–1969): «Предметом стилистики служат все области и все способы использова­ния языка, особенно литературного».

Таким образом, стилистика как раздел науки о языке изучает спосо­бы использования (или функционирования) языковых единиц и категорий в рамках литературного языка в соответствии: а) со сложивши­мися типическими контекстами и речевыми ситуациями их употребле­ния, б) с расслоением литературного языка на функциональные вари­анты (стили), а также исследует систему стилей.

Здесь необходим небольшой комментарий. Вы, наверное, обратили внимание, что иногда говорится об использовании языковых единиц, а иногда об их функционировании, а то и через или. Вроде бы слова использование и функционирование – синонимы. Это их разделение объясняется разным взглядом исследователя на речевое общение, на речевую коммуникацию. (Речевая коммуникация включа­ет в себя письменные тексты и устную речь. Здесь и совершается «жизнь» языка, здесь он проявляется в действии.) Так вот, когда мы говорим «использование языка, языковых еди­ниц», то рассматриваем проблему с позиции потребителя, а вернее употребителя (если так можно сказать), языка, т.е. с точки зрения че­ловека, пользующегося языком в каких-то своих целях. Функционирование же предполагает взгляд на использование языка с точки зрения конечного результата. Мы исходим из того, что языковые единицы уже употреблены, употребляются, и изучаем результаты этого употребления, условия и цели использования языка. И видимо, в стилистике логичнее говорить о функциониро­вании языковых единиц, поскольку она изучает объективно проте­кающие процессы в речевой коммуникации, тенденции развития языка в процессе, в ходе его использования обществом. А об ис­пользовании языковых единиц целесообразнее говорить в уче­нии о культуре речи как научной дисциплине, которая имеет педагоги­ческую направленность, ставит своей целью соблюдение, сохранение, культивирование чистоты, богатства, красоты национального языка и воспитание у населения (и прежде всего у молодежи) высокой речевой культуры.

Возвращаясь к предмету стилистики, надо сказать, что в силу его многослойности, известной неоднородности в самой этой научной дисциплине четко вычленяются четыре основных раздела: стилистика языковых единиц, функциональная стилистика, стилистика художест­венной речи и стилистика текста.

В круг проблем функциональной стилистики входит:

1. Исследование композиционно-речевой структуры функциональных вариантов литературного языка. На первый план выдвигаются три аспекта: а) анализ состава тех языковых единиц, которые объединены в известную систему в каждом стиле, вообще в каждом функциональном варианте литературного языка; изучение механизма взаимодействия, взаимного сочетания, переплетения языковых единиц, выяснение приемов, способов их использования в текстах данного стиля. Иными словами, исследуется внутренняя организация языковых средств, образующих тот или иной стиль. б) особенности композиции тех текстов, которые наиболее типичны для каждого из стилей, анализ того, как соотносится использование определенных языковых единиц, а также особые приемы их использования с известными элементами, частями или блоками композиции текстов; в) роль внешних по отношению к языку обстоятельств и условий, от которых зависит внутренняя организация известных языковых единиц, способов их использования в рамках каждого стиля. Такие обстоятельства и условия ученые называют экстралингвистическими стилеобразующими факторами, выделяя среди них для того или иного стиля общий, или единый, конструктивный принцип.

1. Разработка общих принципов выделения стилей. В связи с этим встает проблема функционального стиля как основной, фундаментальной категории стилистики. В современной научной литературе нет общепринятого подхода к этому понятию. Тем более что наряду со стилями выдвигаются другие функциональные разновидности литературного языка. Нет и единых критериев выделения этих разновидностей.

2. Исследование дифференциации литературного языка на функциональные варианты. Функциональная стилистика занимается поиском общих принципов и подходов к классификации и типологии стилей. Стилистика художественной речи изучает закономерности организации языкового материала в художественных текстах, приемы и способы использования языка в эстетических целях. Она выясняет особенности образной речи, различные ее проявления в прозе и поэзии, драме и трагедии, эпосе и лирике – словом, во всем разнообразии родов и жанров литературы.

Стилистика художественной речи изучает закономерности организации языкового материала в художественных текстах, приемы и способы использования языка в эстетических целях. Она выясняет особенности образной речи, различные ее проявления в прозе и поэзии, драме и трагедии, эпосе и лирике – словом, во всем разнообразии родов и жанров литературы.

Оставаясь лингвистической дисциплиной, стилистика художественной речи для выявления эстетической функции языка обращается к категориям и понятиям искусствоведения, литературоведения, а также вырабатывает свои собственные понятия («образ автора», «художественно-образная речевая конкретизация»).

Стилистика художественной речи много внимания уделяет вопросу о том, как влияет контекст на возникновение у отдельных слов и словосочетаний различных добавочных значений, или созначений, «приращений смысла». При этом обычно различают макроконтекст, т.е. контекст всего художественного произведения, и микроконтекст – непосредственное словесное, фразовое окружение (в рамках одного-двух абзацев).

В этом разделе стилистики исключительно важную роль играют вопросы индивидуально-авторского стиля.

Стилистика текста изучает общие и частные закономерности организации языковых единиц, включенных в текст. Использование этих языковых единиц, их организация внутри текста, их взаимодействие, взаимные связи и соотношения подчиняются одной задаче – передать содержание данного текста в соответствии с его функциональным назначением. Эта задача осуществляется в тесном взаимодействии с композиционной структурой конкретного текста, взаимодействии настолько органичном, что исследователи говорят о композиционно-стилистических приемах изложения, служащих для выражения содержания.

Стилистика текста выясняет способы и нормы организации языковых единиц в текстах определенного типа, соотнесенность тех или иных частей (композиционных «узлов», «блоков») и отдельных элементов композиции текста с известными приемами использования языковых единиц.

Стилистику текста в известном смысле можно назвать «стилистикой последовательностей». Стилистика последовательностей изучает не стилистические особенности языковых единиц самих по себе (этим занимается в основном стилистика языковых единиц). Она исследует стилистические эффекты, возникающие от соседства языковых единиц (каждая из которых может быть и нейтральной в стилистическом отношении), от их взаимодействия в конкретном тексте

Все четыре «стилистики» объединяются общностью языкового материала и того культурно-исторического контекста, в рамках которого и функционирует данный лингвистический материал, – контекста русского литературного языка современной эпохи. Ведь объектом исследования каждого из четырех разделов стилистики является один и тот же литературный язык, речевая организация которого и сам лингвистический материал рассматриваются в различных аспектах, с разных точек зрения.

Прежде всего стилистика художественной речи соотносится с функциональной стилистикой. Объектом первой является язык художественной литературы. Именно из него черпает материал, наблюдения данный раздел стилистики. Вместе с тем язык художественной литературы выступает также в качестве функционального варианта литературного языка. И следовательно, функциональная стилистика рассматривает его в общем контексте функционального расслоения литературного языка.

Стилистика художественной речи непосредственно связана и со стилистикой текста, поскольку художественная речь, как всякая письменная речь, представлена в виде законченных, цельных текстов. И конечно, особенности художественной речи нельзя глубоко изучить, осознать без учета всех тех параметров, которые определяют речевую структуру и композицию всякого текста.

Стилистический анализ использования языковых единиц в художественном произведении не может не опираться на результаты, добытые стилистикой языковых единиц, т.е. на ее рекомендации по оптимальному употреблению стилистических вариантов слов и форм и других языковых единиц в типических контекстах и речевых ситуациях. Во-первых, потому, что художественный текст, во всяком случае произведение, относящееся к реалистической литературе, в использовании языковых единиц всегда ориентировано на общелитературное употребление.

Стилистика русского языка. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А.

М.: 2008. - 464 с.

В учебнике освещены основные проблемы стилистики, определены ее понятия и категории, а также направления исследований. В центре внимания вопросы употребления языка и стилевой организации текста, т. е. функциональная стилистика. Представлены и стилистические ресурсы языка. Теоретическая концепция учебника соответствует речеведческому, динамическому аспекту толкования языка и стиля, направленному на изучение употребления языка, т. е. не столько стилистики языковых единиц, сколько стилевых свойств текста, обусловленных внеязыковой деятельностью. В книге представлены церковно-религиозный стиль, дискурсивный анализ и функциональная стилистика, научные направления стилистики, электронные СМИ, вопрос о стилевом статусе рекламы.

Для студентов, аспирантов, преподавателей филологических факультетов вузов и всех интересующихся вопросами стилистики.

Формат: djvu

Размер: 7,1 Мб

Скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 6
Введение 9
О становлении стилистики как особой научной лингвистической дисциплины 9
Язык и стиль; функционирование языка как основа стилистики 12
Предмет стилистики, ее основная проблематика и методы исследования 24
Определение стилистики, ее структура, научные направления 34
Стилистика текста 49
Задачи преподавания стилистики. Значение этой науки 60
I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, КАТЕГОРИИ И ПРОБЛЕМЫ СТИЛИСТИКИ 66
О некоторых понятиях стилистики: стилистических коннотациях (значениях, окрасках), стилистических средствах и других. О парадигматике и синтагматике в стилистике 66
Определение понятий «стиль» и «функциональный стиль» в лингвистической стилистике. О речевой системности функционального стиля 84
Вопрос о стилях языка и стилях речи 102
О языковых навыках и типах речевой культуры 112
Лингвистические и экстралингвистические факторы в стилистике. Основания классификации функциональных стилей и дальнейшая дифференциация функциональных разновидностей языка. Полевая структура функционального стиля 120
Вопрос о правомерности выделения художественного стиля среди других функциональных стилей 138
О стилевых чертах функциональных стилей. Функциональные семантико-стилистические категории 144
Понятие стилистической нормы. О соотношении стилистических и «речевых» ошибок в школьной практике и методике. О функционально-стилистическом аспекте обучения языку 149
Историзм стиля. Формирование функционального стиля в национальный период развития русского литературного языка 171
Значение функциональной стилистики 60-80-х гг. XX в. для последующего развития стилистики 178
Дискурсный анализ и функциональная стилистика 189
II. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ РУССКОГО ЯЗЫКА («СТИЛИСТИКА РЕСУРСОВ») 202
Общие сведения 202
О средствах словесной образности как стилистических ресурсах речи 205
Синонимические средства языка как ресурсы стилистики 209
Стилистически окрашенная лексика 221
Лексика эмоционально-экспрессивно окрашенная 221
Лексика функционально-стилистически окрашенная 224
Лексика книжная и разговорная 231
Стилистические ресурсы фразеологии 237
Стилистические ресурсы словообразования 241
Стилистические ресурсы морфологии 246
Именные формы 247
Глагол и отглагольные формы 253
Стилистические ресурсы синтаксиса 260
Строй простого предложения 263
Сложное предложение 271
Другие синтаксические явления 274
Стилистические изменения функционирования языка в постперестроечное время 278
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА 285
Научный стиль 289
Официально-деловой стиль 319
Публицистический стиль 342
Стилевые особенности электронных СМИ 374
Вопрос о стилевом статусе рекламных текстов и их стилистике 387
Художественный стиль 392
Церковно-религиозный стиль 412
Разговорно-обиходный стиль 432
О некоторых общих закономерностях функционирования языковых средств в функциональных стилях 447
Литература 451

Вуз: Предмет: Файл:

СТИЛИСТИКА

1. Стилистика как раздел языкознания. Актуальные направления русской стилистики.

Стилистика - раздел языкознания, в котором изучается система стилей того или иного языка, описываются нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни.

Предметом С. является Языкв широком смысле слова (включая иРечькак форму существования языка). С. исследует способы выражения той дополнительной (стилистической) информации, которая сопутствует основному предметному содержанию речи. В связи с этим, одним из главных объектов С. признаётся система синонимических средств и возможностей языка на всех его уровнях.

С. изучает коллективную языковую норму также прошлых периодов развития языка. Этими вопросами занимается историческая С. , которая стремится установить не только изменение того или иного стиля или стилистической окраски элементов языка, но прежде всего историю самой стилистической системы, становление, формирование и развитие стилевых разновидностей языка, историю их взаимодействия.

С. современного литературного языка занимается не столько определением стилистических свойств языкового материала, поскольку они воспринимаются носителями литературного языка непосредственно, интуитивно, без специального анализа текстов или высказываний, сколько исследованием совокупности стилистически окрашенных элементов разных стилей языка, выявлением норм построения текстов из этого материала.

Особый раздел С. составляет С. художественной литературы (художественной речи). С. художественной литературы выясняет способы художественного применения языка, совмещения в нём эстетических и коммуникативной функций, и как язык становится в литературе произведением искусства. Выявляются особенности художественного текста, способы построения разных типов авторского повествования и приёмы отражения в нём элементов речи описываемой среды, способы построения диалога, функции разных стилистических пластов языка в художественной речи, принципы отбора языковых средств.

Практическая С. является прикладной дисциплиной, заключающей в себе стилистические рекомендации в соответствии с требованиями культуры речи.

Элементы С. как науки заложены уже в античных теориях языка, традиции которых были восприняты средневековой филологией; эти традиции отразились и в рус. риториках 17 - начала 19 вв. Выдающуюся роль в истории С. русского языка сыграли работы М. В. Ломоносова, А. Н. Веселовского, М. Жирмунского, В. В. Виноградова Б. В. Томашевского и др. Как самостоятельная научная дисциплина С. оформилась в конце 19 - начале 20 вв.

Актуальные направления русской стилистики

1. Пражский лингвистический кружок – определяют функциональный стиль как оппозицию функциональному типу языка.

Функциональный стиль – явление речи, которое обслуживает конкретные ситуации речевого общения. По концепции пражских ученых, функциональный стиль – это манера исполнения речевых актов и она обусловлена индивидуальным вкусом или нормой (в зависимости от цели высказывания, ситуации).

Классификацию предлагали в зависимости от цели высказывания(практическое сообщение, вызов, объяснение) и в зависимости от способа изложения (личное\интимное, устное\письменное)

Стилистика – это одна из наук о языке, она изучает существование и воплощение языка в различных сферах человеческого общения (науке, праве, политике, искусстве, быту).

Стилистика тесно связана с Можно даже сказать, что стилистика своими корнями уходит в античную риторику . Античные авторы изучали:

  • как с помощью языковых средств, построения речи наиболее эффективно добиться цели, которую ставит перед собой говорящий,
  • как отобрать фактический материал и композиционно его расположить,
  • какое влияние на аудиторию может оказать речь.

В Античности были также разработаны практически все способы создания , что немаловажно для создания текстов того или иного стиля.

Проблемы, поднятые в античной риторике и связанные со стилями, активно обсуждались и разрабатывались и в дальнейшие эпохи (Возрождения, Просвещения и т.д.)

В русских риториках ХVII- первой половины XIX века так или иначе нашли отражение проблемы, имеющие непосредственное отношение к стилям и стилистике в целом.

Огромный вклад в стилистику русского языка внес который рассматривал стили в рамках грамматики, риторики и «лексикона». Разработанная им теория трех стилей (высокого, посредственного и низкого) оказала большое влияние на создание и развитие русского литературного языка.

Н.М.Карамзин и его школа (конец XVIII — начало XIX века) активно изучали особенности стиля художественной литературы.

Знаменитого А.С.Шишкова занималось изучением эволюции русского языка.

Затем проблемы стилистики в рамках теории словесности и поэтики изучали А.А.Потебня, А.Н.Веселовский, Ф.И.Буслаев.

В советский период ХХ века интенсивно изучали процессы формирования стилей речи. Стилистика была тесно связана с проблемами повышения населения. Здесь необходимо вспомнить имена М .М.Бахтина, В.В.Виноградова, Г.О. Винокура, Б.В. Томашевского, Л.В.Щербы и многих других ученых.

С развитием такой новой для ХХ века дисциплины как лингвистика текста внимание ученых обращено на особенности построения текстов и жанров.

Тем, кто только начинает изучать стилистику, эти имена ничего не говорят. Однако эти ученые сделали так, что наука, которую вы будете изучать, стала не только интересна для людей самых разных профессий, но необходима им.

Стилистика русского языка тесно связана с другими филологическими дисциплинами:

  • риторикой,
  • культурой речи,
  • лингвистикой текста,
  • поэтикой,
  • теорией литературы,
  • теорией перевода,
  • социо- , этно- и психолингвистикой.

Само понятие «стиль», с одной стороны, многозначно и может быть отнесено к различным областям человеческой деятельности (архитектурный стиль, стиль одежды, стиль поведения и т.п.).

С другой стороны, стиль – это тот или иной вариант литературного языка в зависимости от той или иной сферы человеческого общения, т.е. это понятие лингвистическое. Это понятие, а также многие другие сопряженные с ним, будут сопутствовать вам во время занятий.

Люди живут и взаимодействуют в стилевых пространствах, потому что существование каждого стиля связано с той или иной сферой человеческой деятельности, человеческого общения.

Каждый человек может и должен быть стилистически компетентен.

Риторика и стилистика – науки интересные, практические. Они дают нам возможность узнать, что речь и язык – живые и жизнетворящие явления, что при умении и бережном к ним отношении они становятся нашими верными друзьями, что уметь хорошо писать и говорить – это обязательные качества современного человека. Всему этому можно научиться.

Последуем же примеру древних:

от теории – к практике, от анализа текстов признанных авторов через редактирование к созданию собственных текстов.

Всем, кто выбрал филологию как основу своей будущей профессии, авторы желают удачи и вдохновения.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша Библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Стилистика - это что такое? Ответ на заданный вопрос вы получите из материалов представленной статьи. Помимо этого, мы расскажем вам о том, какие категории и разделы стилистики существуют в русском языке, подробно рассмотрим стили и приемы английского.

Общие сведения

Стилистика - это раздел языкознания, или филологическая дисциплина, которая изучает совершенно разные условия и принципы выбора языкового общения, а также методы организации языковых единиц. Кроме того, раздел определяет различия в представленных принципах, способах употребления стилей.

Существует следующее разделение такой филологической дисциплины, как стилистика: это литературоведческий и языковедческий разделы. Однако необходимо отметить, что названые подтипы не признаны официально.

Таким образом, языковедческий раздел стилистики рассматривает все функциональные стили речи, а литературоведческий - изучает сюжеты, систему образов, фабулу и пр. в отдельном взятом произведении.

Нельзя не сказать и о том, что практическая стилистика русского языка достаточно тесно связана с иными разделами курса этого школьного предмета. В связи с этим изучать ее отдельно от грамматики и теоретической лексикологии не получится. Ведь они служат своеобразной основой для характеристики языковых средств.

Основные категории

Теперь вам известно о том, что такое стилистика. Это особый раздел языкознания, который имеет следующие категории:


Основные разделы

Основными разделами представленной дисциплины являются:

  • теоретическая стилистика;
  • стилистика (или так называемая стилистика ресурсов);
  • практическая стилистика;
  • стилистика разновидностей употребления русского языка (или так называемый функциональный раздел).

Языковедческая стилистика

Как было сказано выше, стилистика в русском языке неофициально подразделяется на литературоведческую и языковедческую. Последняя представляет собой целую науку о стилях речи. Она изучает различные возможности языка, а именно: экспрессивные, коммуникативные, оценочные, познавательные, эмоциональные и функциональные. Рассмотрим ее более подробно. Ведь именно этой возможности русского языка уделяют больше всего времени в программе средней школы.

Стили речи функциональные

Русская стилистика четко формулирует требования к В связи с этим крайне необходимо знать, что наш родной язык имеет пять основных стилей, а именно:


Чтобы иметь представление о каждом, рассмотрим их более подробно.

Научный стиль

Данному стилю речи присущ ряд таких особенностей, как монологический характер, предварительное обдумывание, строжайший отбор языковых приемов и высказываний, а также нормированная речь. Как правило, в таких текстах полно и точно объясняются все факты, показываются все причинные и следственные связи между теми или иными явлениями, выявляются закономерности и пр.

Разговорный стиль

Такая функциональная стилистика речи служит для неофициального или неформального общения. Для нее характерен обмен информацией по бытовым вопросам, выражение своих мыслей или чувств. Следует особо отметить, что для такой речи нередко используется

Публицистический стиль

Его особенно часто применяется в различных статьях, очерках, репортажах, фельетонах, интервью, во время и пр. Практически всегда используется для воздействия на людей посредством журналов, газет, радио, телевидения, буклетов, афиши и пр. Для него характерны торжественная лексика, фразеология, эмоционально окрашенные слова, а также безглагольные фразы, употребление коротких предложений, "рубленой" прозы, риторические вопросы, повторы, восклицания и пр.

Официально-деловой стиль

Это стиль речи, который активно используется в сфере официальных отношений (юриспруденция, международные отношения, военная отрасль, экономика, сфера рекламы, правительственная деятельность, общение в официальных учреждениях и пр.).

Художественный стиль

Данный стиль речи используется в художественной литературе. Он довольно сильно воздействует на чувства и воображение читателя, полно передает мысли автора, а также применяет все богатство лексики, характеризуется эмоциональностью речи и образностью. Следует особо отметить, что в нем могут использоваться и другие стили.

Стилистика как дисциплина

Как говорилось выше, такой раздел в обязательном порядке входит в школьную программу. Однако несколько учебных часов недостаточно для того, чтобы полностью изучить особенности Именно поэтому в программу некоторых высших учебных заведений с гуманитарным уклоном включен такой курс, как «Стилистика и литературное редактирование». Его цель - ознакомление с общетеоретическими вопросами данной дисциплины, а также выработки практических навыков работы с определенным текстом.

Стилистика английского языка

Для того чтобы достичь максимально высокого уровня владения тем или иным иностранным языком, мало лишь освоить основные грамматические правила, а также выучить несколько сотен или тысяч слов. Ведь крайне важно овладеть особым искусством - «говорения». Для этого в своей речи необходимо применять не только всевозможные стилистические приемы, но и знать, как следует правильно использовать те или иные стили речи.

Какие существуют в английском языке?

Достигнув среднего уровня владения английским языком, хочется совершенствоваться еще и еще. Но для этого необходимо учиться хорошо понимать и чувствовать иностранный. Как правило, это осуществляется посредством сопоставления и анализа. Давайте рассмотрим вместе, какие стилистические приемы используется в английском языке:


Стили речи в английском языке

Как и в русском, стили речи в английском языке отличаются между собой не только выразительными средствами и приемами, но и общей спецификой. Рассмотрим их более подробно.

Итак, в английском языке существуют следующие стили речи:

  • Свободный, или так называемый разговорный стиль. Он отличается довольно ярко выраженными отклонениями от принятых норм и делится на 2 подгруппы: фамильярно-разговорный и литературно-разговорный.
  • Газетно-информационный стиль. Предназначен для объективной передачи событий (в письменной или устной речи). Данному стилю не присущ субъективный характер или эмоциональная оценка.
  • Официально-деловой. На этом стиле основываются все важные документы и вся деловая переписка.
  • Научно-технический. Данный стиль характеризуется последовательностью и логичностью.
  • Художественный. Такой стиль применяется в литературных произведениях. Для него характерны субъективность, эмоциональность, использование фразеологизмов, выразительных средств, а также развернутых и сложных предложений.